Мигель де Молинос
Мигель де Молинос (29 июня 1628 — 29 декабря 1696) — испанский мистик , главный представитель религиозного возрождения, известного как квиетизм . [1]
Биография
[ редактировать ]Он родился в 1628 году недалеко от Муниесы ( Теруэль ), [2] в Арагоне , деревне примерно в 100 километрах (60 милях) к югу от Сарагосы . Дата его рождения неизвестна, но церковные записи указывают, что он был крещен 29 июня 1628 года. он переехал в Валенсию В юности и получил там религиозное образование у иезуитов в колледже Святого Павла. [3] Он был рукоположен в сан в 1652 году и, по-видимому, вскоре после этого получил докторскую степень в Коимбре. [4] Он занимал бенефициар в церкви Санто-Томас и был духовником общины монахинь.
4 июня 1662 года Молинос был принят в местное отделение Школы Христа, религиозного братства, которое сыграет важную роль в его дальнейшей жизни в Риме. Судя по всему, в эти первые годы в Валенсии он занимал ряд второстепенных ролей в руководстве отделения, по крайней мере одна из которых принесла ему место в руководящем органе отделения. [3]
В июле 1663 года Молинос был выбран для поездки в Рим в качестве прокуратора по делу беатификации достопочтенного Франсиско Херонимо Симона (ум. 1612), светского священнослужителя и бенефициара прихода Святого Андрея в Валенсии. Он покинул Испанию в конце 1663 года; он не вернется. [3]
Конкретных свидетельств деятельности Молиноса в Риме в 1663–1675 гг. почти нет. Известно, что Молинос был связан с римским отделением Школы Христа (и не позднее 1671 года стал его лидером). Он также стал широко известен как духовный наставник – и именно в этой роли он приобрел известность как ведущий защитник учения и практики, которые впоследствии стали известны как квиетизм. Он был постоянным корреспондентом принцессы Боргезе и считался поклонником кардинала Бенедетто Одескальки, который в 1676 году стал Папой Иннокентием XI . Он также часто посещал дом сосланной Кристины, королевы Швеции . В эти годы он также работал над делом преподобного Симона; однако к 1675 году Молинос был вынужден признаться своему начальству в Валенсии, что Конгрегация обрядов отказалась пересмотреть дело. Королевская комиссия и кредитная линия Молиноса были аннулированы, и он был лишен официального положения в валенсийской делегации в Риме. [3]
В том же 1675 году Молинос опубликовал свой самый известный труд — « Духовное руководство» . За первоначальным испанским изданием вскоре последовал итальянский перевод, озаглавленный « Guida духовное, che disinvolge l'anima e la conduce per l'interior camino all' acquisito della perfetta contemplazione e del ricco tesoro della pace Interiore» («Духовное руководство, освобождающее душу и проводит его внутренним путем к обретению совершенного созерцания и богатого сокровища внутреннего покоя). Работа была опубликована с обычным одобрением церковных властей – книга получила одобрение доминиканского Раймондо Капизукки , личного теолога Папы, и книга открылась с одобрения духовенства тринитарного, францисканского, кармелитского, капуцинского и иезуитского орденов. [3] Вскоре за этим последовал краткий Trattato della cotidiana communione ( «Краткий трактат о ежедневном причастии» ), в котором Молинос утверждал, что тем, кто желает ежедневно принимать Евхаристию, не должен отказывать их духовник, пока они находятся в состояние благодати. Опять же, эта работа была одобрена цензорами нескольких приказов. [3]
Квиетистский спор
[ редактировать ]По словам Дэниела-Ропса , Молинос рекомендовал абсолютную пассивность и созерцание в полном покое духа. Деятельность нарушает пассивную восприимчивость, поэтому даже богослужения вредны, так как сосредотачиваются на чем-то разумном, например, на Человечности Христа. Бог допускает грех, чтобы дисциплинировать и очистить душу, поэтому сопротивляться искушению было неправильно. [4] Сочинения Молиноса пользовались огромной популярностью. К 1685 году семь изданий было напечатано в Италии и три в Испании. Переводы книги были сделаны на латынь (1687 г.), французский (1688 г.), голландский (1688 г.), английский (1688 г.) и немецкий (1699 г.). [3]
Его идеи могли бы быть осуждены раньше, если бы не уважение, которым он пользовался со стороны Иннокентия XI, Капизукки и некоторых влиятельных кардиналов. Иниго Караччиоло, архиепископ Неаполя, сказал, что в женских монастырях сестры отказываются от устной молитвы, предпочитая ее тихой молитве. Кардинал Альбицци из Священной канцелярии также придерживался мрачной точки зрения. По Риму распространились слухи, осуждающие предполагаемое поведение Молиноса с его кающимися женщинами. [4]
Молиноса» Первая атака на «Путеводитель (хотя и без конкретного упоминания « Путеводителя » или «Молиноса») появилась в 1678 году и была написана Готтардо Белльхуомо. Молинос, очевидно, чувствовал, что книгу Белльхуомо нельзя игнорировать, поскольку вскоре после этого он написал (хотя и не опубликовал) апологию своего «Руководства» , озаглавленную «Защита созерцания» , с целью защитить « Путеводитель» от обвинений в теологическом новаторстве. В частности, он составил длинный список писателей и святых прошлого (в том числе Франсиско Суареса и Жана-Жозефа Сурина ), чтобы продемонстрировать, что главный тезис « Путеводителя » — чтобы перейти в состояние созерцания, нужно оставить позади медитативные практики. было устоявшейся частью церковного учения. (Он осознавал, что в трудах Игнатия Лойолы основное внимание уделяется медитации, и вероятность того, что писатели-иезуиты плохо отреагируют на любую предполагаемую атаку на мысль Игнатия. Он поспешил подчеркнуть, что это, безусловно, важный этап духовной жизни. .) Вместо того, чтобы опубликовать книгу, Молинос обратился к генерал-настоятелю иезуитов, Джованни Паоло Олива . В серии писем, начиная с февраля 1680 года, Молинос пытался заверить Оливу, что у него нет ничего, кроме похвалы и уважения к иезуитам и их духовности. [3]
Второй момент подозрений против Молиноса возник в 1681 году. В марте 1680 года иезуитский проповедник Паоло Сеньери , известный доктор аскетического богословия, написал Оливе, предлагая книгу, защищающую медитацию от учения квиетистов. Олива поддержал его и переслал копии писем, которые он недавно отправил Молиносу. была опубликована книга Позже, в 1680 году, во Флоренции под названием Concordia tra la fatica e la quiete nell' orazione ( «Соглашение между усилием и тишиной в молитве ») с именем Оливы, подписанным в качестве разрешения. Книга подвергла критике взгляды Молиноса, но без упоминания его имени. [3]
В течение 1680–1681 годов появилась серия ответов как от квиетистов, так и от иезуитов. Дело было передано в Инквизицию . В конце 1681 года оно заявило, что Guida Spiritale является совершенно ортодоксальным, осудило Сеньери и поместило его книгу в Указатель (позже, в 1681 году, работа Белхуомо также была внесена в Указатель). [3]
Однако очевидная победа квиетистов была недолгой. Кардинал д'Эстре , французский посол в Риме, действуя по указанию Парижа, донес на него властям. [2] 18 июля 1685 года Молинос был арестован папской стражей и заключен в тюрьму в замке Сант-Анджело . Поначалу его друзья были уверены в оправдании, и, похоже, многие в Риме сохраняли симпатию к его убеждениям, но постепенно дело обернулось против него. [3]
Весной 1687 года Молинос предстал перед трибуналом Священной канцелярии инквизиции и попросил объяснить свое учение, имея в виду 263 сомнительных положения из его работ. Хотя первоначально он защищал их, к маю 1687 года его отношение изменилось, и он признал свои ошибки в поведении и обучении и отказался от возможности представить защиту. К июлю трибунал выделил 68 возражений и подготовил статьи порицания по каждому. [3]
23 августа 1687 года все дело было зачитано кардинальным инквизиторам, а 2 сентября был объявлен приговор Молиносу (пожизненное заключение).
3 сентября Молинос публично признался в своих ошибках в Доминиканской церкви Санта-Мария-сопра-Минерва . 20 ноября Папа Иннокентий XI подтвердил свое осуждение практики квиетистов в булле Coelestis Pastor , осудив 68 положений из Guida Spiritale и других неопубликованных сочинений ее автора. [2] [5]
Молинос умер девять лет спустя в тюрьме Святой Канцелярии 29 декабря 1696 года. [3]
Позже репутация
[ редактировать ]В течение последних трех столетий Молинос был известен главным образом как главный сторонник самой фундаментальной мистической ереси в католицизме, ереси, которая стала пробным камнем для доктринальных суждений о правильных и неправильных утверждениях о мистическом контакте с Богом. Соответственно, большинство оценок о нем были отрицательными. [6]
Однако во второй половине двадцатого века оценка Эулогио Пачо была несколько более осмотрительной, учитывая проблемную предвзятость в различных источниках о Молиносе. Бернард Макгинн не совсем прощает Молиноса как человека, указывая на то, что вполне вероятно, что он действительно, как его обвиняли, участвовал в сексуальных домогательствах с некоторыми из своих кающихся во время своей работы в качестве духовного наставника. Макгинн, однако, стремится указать, насколько ошибки, осуждаемые в булле « Coelestis Pastor», на самом деле не существуют в «Духовном руководстве». Скорее, утверждает он, неточность и недостаток квалификации в работе Молиноса сделали его открытым для нападок, и это усугублялось тем фактом, что его книга (с ее различными двусмысленностями) фокусировалась на определенных проблемах (в частности, созерцании над медитацией, внутренней тишине над вокалом). молитва и пассивность по отношению к благочестивым действиям), которые стали предметом горячих споров в предыдущем столетии. [7] Даже сегодня мы не знаем, распространялись ли вообще слухи о сексуальных домогательствах на суде над ним, поскольку Ватикан еще не опубликовал текст протокола и процесса. Его последними словами священнику перед входом в тюремную камеру были: «До свидания, отец. Мы встретимся снова в день суда. Тогда и будет видно, правда была на вашей стороне или на моей». [8]
Генри Лонгфелло написал о нем сонет. Уильям Джеймс в книге «Многообразие религиозного опыта» сказал, что он был «духовным гением». [3]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Леа, Генри Чарльз (1906). «Молинос и итальянские мистики» . Американский исторический обзор . 11 (2): 243–262. дои : 10.2307/1834643 . ISSN 0002-8762 . JSTOR 1834643 .
- ^ Jump up to: а б с Гойена, Антонио Пирес (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Роберт П. Бэрд, «Введение: Часть первая», в книге Мигеля де Молиноса, «Духовное руководство» , под редакцией и переводом Роберта П. Бэрда (Нью-Йорк: Paulist Press, 2010), стр. 1–20.
- ^ Jump up to: а б с Дэниел-Ропс. «Квиетизм, ересь божественной любви», Мысль , издательство Fordham University Press, зима 1957–58 гг.
- ^ Герберманн, CG, изд. Католическая энциклопедия, том VIII. Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс, 1910. 22.
- ^ Поль Дюдон, Испанский квиетист: Мишель Молинос (1628–1696) (Париж: Габриэль Бошен, 1921) и Рональд Нокс, Энтузиазм (Оксфорд: OUP, 1950) оба крайне негативны.
- ^ Бернард Макгинн, «Введение: Часть вторая», в книге Мигеля де Молиноса, «Духовное руководство» , под редакцией и переводом Роберта П. Бэрда (Нью-Йорк: Paulist Press, 2010), стр. 21–39.
- ^ Молинос, Майкл (1982). Духовный наставник . Оберн, я: SeedSowers, паб Christian Books. Дом. ISBN 0940232081 . )
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Миллс, Мигель де ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Испанские издания
[ редактировать ]- Мигель де Молинос, Духовный гид: критическое издание, введение и примечания , отредактированный с введением Хосе Игнасио Теллечеа Идигораса (Мадрид: Fundación Universitaria Española, 1976).
- Мигель де Молинос, Defensa de la contemplación , отредактированный с учетом предварительного исследования и примечаний Эулогио Пачо (Мадрид: FUE/Univ. Pontificia de Salamanca, 1988) [также включает Scioglimento ad alcune obiettioni fatte contra il libro della Guida Spirituale ]
английские переводы
[ редактировать ]- Мигель де Молинос, Духовное руководство , под редакцией и переводом Роберта П. Бэрда (Нью-Йорк: Paulist Press, 2010) [подготовлено на основе критического издания 1976 года]
- Полное собрание сочинений Майкла Молиноса и Франсуа Фенелона (Kahley House, 2006)
- Духовный наставник (SeedSowers, 1972)
Вторичная литература
[ редактировать ]- Эулогио Пачо, «Молинос (Мигель де)», в «Словаре духовности» , том 10 (1980), под редакцией Марселя Вилье и др., 17 томов (Париж: Габриэль Бошен, 1937–1994).
- Кристиан Рену , «Квиетизм», в «Папство: Энциклопедия» , том 3, под редакцией Филиппа Левиллена, 3 тома (Лондон: Routledge, 2002)
- Рональд Нокс, Энтузиазм (Оксфорд: OUP, 1950)
- Поль Дюдон, Испанский квиетист: Мишель Молинос (1628–1696) , (Париж: Габриэль Бошен, 1921)
- Карл Эмиль Шарлинг , Майкл де Молинос (нем. пер. с датского; Гота, 1855)
- Генрих Хеппе , История квиетистского мистицизма (Берлин, 1875).
- А. Делакруа, Исследования по истории и психологии мистицизма (Париж, 1908). [О квиетизме]
- Дж. Х. Шортхауса « Романс Джон Инглесант» (1881). [Блестящий, но очень причудливый рассказ о Молиносе и его доктринах.]
- Сантьяго Асенсио Меринос , В центре нигде. Вентурас Мигеля де Молиноса . Эд. Мадрид 2014. ISBN 978-84-9949-439-5 . [Вымысел]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Небесный пастырь в Папской энциклике онлайн