Суннива
Святой Суннива | |
---|---|
![]() Поздняя готическая скульптура Святой Суннивы из алтаря Остеволла (ок. 1520, теперь в музее Бергена). | |
Рожденный | Ирландия |
Умер | 10 -й век Продажа острова , Норвегия |
Почитаемый в | Римско -католическая церковь Восточная Православная Церковь Истинная Православная Церковь |
Основная храм | Сельдже аббатство |
Праздник | 8 июля |
Покровительство | Епархия Бьоргвина ; Западная Норвегия |
Saint Sunniva (10 -й век; старая норвежская суннифа , от старого английского суннгифу ) является покровителем Норвежской церкви Норвегии Бьёргвина , а также всей западной Норвегии .
Суннива была почитана вместе со своим братом Албаном, который в норвежской традиции был отождествлен со Святой Албаном , британским святым римской эпохи.
Легенда
[ редактировать ]Acta Sanctorum в Селио - это латинская агиография святых Албан, Суннива и их спутники. Считается, что он был составлен вскоре после 1170 года. ODDR Snorrason использовал это в своей Saga Saga Tryggvasonar , в разделе, известном как Albani þáttr Ok Sunnifu («Сказка об Албане и Сунниве»), а также как Seljumanna þáttr . [ 1 ] [ 2 ] Первоначальная работа ODDR была составлена на латыни, но выживает только в старом исландском переводе. Легенда была также включена в более позднюю компиляцию Oláfs Saga Tryggvasonar en Mesta . Сказка напрямую основана на том, что в Acta Sanctorum в Selio , и, следовательно, немного моложе, хотя, вероятно, все еще принадлежит 12 -м веку. [ 3 ]
Согласно легенде, Суннива была наследником ирландского королевства , но пришлось бежать, когда вторгающийся язычник захотел жениться на ней. Она и ее брат Албан (пост-реформационные счета добавляют двух сестер, называемых Борди и Марита) и их последователи разрешают ранее необитаемые острова Сельжа и Кинн в Норвегии во время правления языческого Ярла Хэкон Сигурдарсон (р. 962–995). Их норвежские соседи на материке подозревают христиан о краже овец и жалуются на Джарла Хакона. Хакон прибывает на Сельджу с группой вооруженных людей, намереваясь убить жителей. Когда христиане осознают, что происходит, они прячутся в пещерах на острове и молятся Богу, чтобы разрушить пещеры, чтобы избавить их от разрыва Хакона и его людей. Пещеры рухнут и убивают всех ирландцев.
У легенды есть два фермера, Торд Эйгилевссон и Торд Джорунссон, которые якорь в Сельдже провели ночь в путешествии в Тронхейм, став свидетелем сверхъестественного света над островом и обнаружив отбеленного черепа со сладким запахом. Прибыв в Тронхейм, двое мужчин рассказывают своему опыту Олафу Триггвазону и епископу Сигурду. После другого рассказа об аналогичных событиях другого свидетеля, Король и епископ отправились в Сельджу и нашли много сладких костей. тело святого Суннива Они раскопали пещеру и восстановили , и выглядели так, как будто святой спал. Кости были собраны и помещены в шкатулку, а тело суннива было помещено в деревянный храм.
Реликвии и почитание
[ редактировать ]

Бенедиктинский ; аббатство Сельдже было построено на месте около 1100 года и посвящено Сен-Албану (британский святой третьего века, который в средневековой скандинавской традиции стал связываться с ирландским святым 10-го века в Селе) Местное почитание Суннивы может быть прослежено примерно до того времени, возможно, под влиянием Святой Урсулы и 11 000 девственниц, [ 4 ] но сначала была подчинена ее брату. Тем не менее, первоначальная посвящение Албану в Сельже, возможно, было не для британского святого, а немецкого святого с таким же именем. [ 5 ] Рекдал (2004) подключает дальнейшие связи легенды с ранним средневековым контактом с норвежом , особенно с святым Доннаном , чья легенда дает отчет о том, что святые и его братья убивают язычники на острове Эйгг в 617 году.
Реликвии Суннивы (якобы снова найдены неконтролируемыми ) были перемещены в новый собор в Бергене в 1170 году, и в результате ее почитание распространилось по всей Норвегии. Во время пожаров в Бергене 1170/71 и 1198 года реликвии суннивы были взяты из собора и отправлены в Сандру. По сообщениям, это остановило наступление пожара и было провозглашено как чудо. Храм с ее реликвиями оставался в Церкви Хриг Бергена до 1531 года, когда церковь была снесена в смятениях реформации , а храм был переведен в монастырь Манкелив . Храм был потерян, когда этот монастырь был уничтожен в свою очередь в 1536 году.
День праздника Албана и Суннива и их спутников, известных как Seljumannamesse , 8 июля. Суннива также имеет отдельный день праздника, посвященная своему переводу в Берген в 1170 году, 31 августа или 7 сентября. [ 6 ]
Норвежский автор Сигрид Унсет , который в 1926 году обратился в римско -католицизм в возрасте 42 лет, посетил останки монастыря Сельджи в 1926 году и была вдохновлена написать новеллу на основе легенды, завершенной к 1928 Друг Gøsta af Geijerstam . Книга была впервые опубликована на немецком языке в 1932 году. Издание с оригинальным норвежским текстом UNDSET появилось только в 2000 году.
Многочисленные учреждения в Норвегии названы в честь Суннивы, в том числе католическая церковь в Молде, различные школы, в том числе школа Св. Суннива в Осло - Свивельные норвежские корабли, общежитие Св. Суннива в Бергене и Центр паллиативной помощи Суннива ( Саннива Сендер Бехандинг ) в Бергене. Selje представил муниципальный герб с изображением Sunniva в 1991 году.
Для выставки, посвященной Сунниве в музее Бергена, под названием «Св. Суннива и Святая святыня» ( Санкта Суннива Ог Дет -Хейлаге Скринет ), 7 сентября 2011 года была сделана и передана в музей в музее в музее). Процессия, включающая реконструированный длинный лондон , посвященный историческому переводу реликвий святого. [ 7 ]

Собственное имя
[ редактировать ]Sunniva используется как женское имя в Норвегии.
Sunniva - это латинизированная форма от Acta Sanctorum в Селио . Старая исландская форма - Sunnifa (рукопись Spelling sunniuæ ). Все это исполнения старого английского имени Sunngifu , Sunnigifu , от Sunne , «Sun» и Gifu , «Подарок». Старое английское имя зарегистрировано в книге Йоркширского дома , как Sonneuæ . [ 8 ]
Современные формы этого названия включают Synnøve , Synøve , Sønneva , Sønneve , Sunneva , Synneva , Synneve , все это дано в Норвегии, но Synnøve - наиболее распространенные (также принятые в качестве Synnöve в Швеции), с 5021 норвежскими женщинами, называемыми Synnøve, записанными в 2015 году. Популярность названия выросла в начале 20 -го века, и в 1920 -х годах пик почти 0,7% от имен девушек. С 1920 -х годов его популярность неуклонно снижалась, падение ниже 0,1% к 2000 -м годам. Первоначальное название Sunniva и короткая форма Synne , однако, стали самыми популярными формами этого имени. Sunniva используется с момента средневековья, но был необычным в период 1900-1970 годов, в то время как Synne возникла в 1960-х годах. Оба начали становиться все более популярными в 1970 -х годах и достигли пика примерно в 2000 году; В том же году Sunniva был 33 -й и Synne 36 -м самым популярным именами для новорожденных девушек (каждая в ок. 0,6% имен девушки). С тех пор они снизились примерно до 0,2%. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вольф, Кирстен (2013). Легенды святых в старой норвежской прозе . Торонто, Буффало, Лондон: Университет Торонто Пресс. п. 342. ISBN 9781442646216 .
- ^ Hoops 2003, p. 66
- ^ О'Хара (2009: 106). ODDR Часть классифицирована в поджанре «эпизодов языческого контакта» наряду с эпизодом Sörla , участия Токи Такасона , эпизода Норна-Гестара и эпизода Торштейна в Uxafot ; Смотрите также Роу, Элизабет Эшман (1998). «Культурное отцовство в Flatejarbók óláfs Saga Tryggvason» (PDF) . Альвис . 8 : 11. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2015 года .; Этот поджанр (без включения эпизода Торштейна в Uxfoot ) был впервые идентифицирован в Харрис, Джозеф (1980). стала и это « Народная Форум фольклора . 13 Архивировано из оригинала (PDF) 6 марта 2015 года.
- ^ GRO Steinsland Draumkvedet, и тексты из Norrøn Middlece, 2004
- ^ Франкис, Джон (1998–2001). «От жизни Святого до Саги: фатальная прогулка Альфреда Этельгана, Святого Амфибала и викинга Бродира» (PDF) . Сага-книга . XXV : 132–133. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2015 года.
- ^ И 31 августа и 7 сентября сообщают Шефер (2003).
- ^ http://www.efremforlag.no/efremforlag/edavlegg/sunnivaskrinet_vl07092011.pdf sunnivaskrinet], Vårt Land , 8 сентября 2011 г.
- ^ Offof Vo Fiolite Feilitzen, Pre Consive Personal Names of Doomesday Book , Университет Америки, Nomina Germanica, Almqvist & Wiksell, 1937, p. 378.
- ^ Статистика Норвегия, Национальное статистическое управление Норвегии, http://www.ssb.no
Другие источники
[ редактировать ]- Yngvar Nielsen, Старые святыни Сельджи , в: Исторические диссертации, посвященные RJE Prof. Санс. 1905, стр. 164–181.
- (на немецком языке) Сигрид Унсет , Марта Наф (транс.), Геста от Geijerstam (иллюстрации), Sunniva , J. Müller (1932); (На норвежском) Helly Sunniva Selje: Scriptoriet (2000).
- Пассажир Cato, Святилище Сельджи , в: Норвежские прошлые мемориалы Ассоциация. Ежегодник 1949.
- Ekkart Sauser, «Суннива», биографическая библиографическая церковная энциклопедия (BBKL). Том 18, Bautz, Herzberg 2001, ISBN 3-88309-086-7 , sp. 1356–1357.
- Hoops, Johannes, Reallexicon германской древности: том 22 . Уолтер де Грюйтер (2003), ISBN 3-11-017351-4
- Иоахим Шефер, «Суннива Сельдже и спутники», Ecumenical Heiligenlexikon (2003, 2014) ( heiligenlexikon.de )
- ODDR SNORRASON, Теодор М. Андерссон (транс.) Сага Олаф Триггвасон . Издательство Корнелльского университета (2003), ISBN 0-8014-4149-8
- Ян Эрик Рекдал, "Sunnivalegenden - Ирландский по -прежнему наносят на себя ирландцы между норвежскими весенними камнями?" В: Джон Видар Сигурдссон; Marit Myking & Magnus Rindal (ред.), Поворот религии в скандинавских странах. Борьба между скандинавской и европейской культурой 800-1200 . Unipub Forlag (2004), 159–196.
- Лисбет Микаэльссон, «Местность и миф: пересмотр сельджи и культ Св. Суннива». В: Numen, vol. 52 (2005).
- Торунн Селберг, «Актуализация священного места Сельджи и легенды о святой Сунниве», Арв. Северный ежегодник фольклора (2005).
- О'Хара, Александр (2009). «Создание святого: легенда о Санне Сунниве в Норвегии двенадцатого века» . Викинги и средневековая скандинавия . 5 : 105–121. doi : 10.1484/j.vms.1.100675 .
- Эспен Свендсен (ред.), «Св. Суннива и Святая Храм» , Англояжный каталог выставки, Музей Бриггенс (2011).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на норвежском) веб -сайт истории Бергена
- Рождение 10-го века
- Смерть 10-го века
- Норвежские римско -католические святые
- Средневековые ирландские святые
- Ирландцы 10-го века
- Норвежский народ 10-го века
- Ирландские женщины 10-го века
- Норвежские женщины 10-го века
- Христианские святые 10-го века
- Христианские женские святые средневековья
- Похороны в Христовой Черч, Берген
- Скандинавские женские имена
- Женские имена