Исраэль Розенберг
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2021 г. ) |
Израиль (также Исроэль или Исроль ) Розенберг (ок. 1850–1903 или 1904; идиш / иврит : ישראל רוזענברג) основал первую идишскую театральную труппу в императорской России .
Жизнь
[ редактировать ]Будучи "закоренелым юристом" (без диплома) и аферистом в Одессе , [ 1 ] Розенберг был одним из многих торговцев и посредников, которые переехали в Бухарест , Румыния , в начале русско-турецкой войны в 1877 году. Когда он прибыл, он присоединился к зарождающейся профессиональной труппе театра на идиш под руководством Авраама Гольдфадена .
После разногласий с Гольдфаденом Розенберг и его земляк Якоб Спиваковский собрали новую передвижную труппу и путешествовали по восточной части Румынии. Поначалу труппа имела успех, но большая часть ее говорящей на идише публики вернулась в Россию в конце войны, и в конце концов они вернулись обездоленными в Одессу, где была готовая публика из тех, кто уже видел идишский театр в Румынии во время войны. война.
Весной 1878 года Розенберг получил некоторое финансирование и сформировал труппу, в которую вошел Спиваковский; Исполнители Бродера «Шмуль с охрипшим горлом», «Борис Будгой» (Борис Гольцерман), Лайзер Дюк, Аарон Шраге; Джейкоб Адлер , на тот момент новичок в выступлениях; Софья (Соня) Оберлендер , впоследствии вышедшая замуж за Адлера; Маша Москович, которую Адлер в своих мемуарах описывает как «рыже-золотоволосую красавицу»; и многие другие, в том числе певцы местного синагогального хора. Их первое выступление состоялось в ресторане Акивы и состояло из двух легких водевилей и очень ранней пьесы Гольдфадена « Рекруты» . Актерский состав был полностью мужским, потому что обе женщины были недовольны местом проведения; Гольдфадена этот вопрос был решен путем аренды клуба «Ремеслени», театра на 800 мест, в котором проходило множество спектаклей на немецком языке, где они играли «Бабушку и внучку» с другой певицей Бродера, Вайнштейном, в роли бабушки и Машей Москович в роли внучки.
После еще нескольких постановок в Одессе, в том числе «Казака Брейнделе» с Якобом Адлером и Соней Оберлендер в главных ролях (тогда выступавшей под именем Соня Михельсон), их пробег был прерван известием о том, что Гольдфаден, пьесы которого они использовали без разрешения, приезжает в Одессу с свою труппу и выкупил у них клуб «Ремеслени». Гольдфаден позже заявил, что приехал туда по настоянию отца, а Адлер приписывает это «врагам» Розенберга и Спиваковского. Розенберг нанял брата Гольдфадена-часовщика Нафтала, переименовал его труппу в «Компанию Гольдфадена» и уехал из Одессы, чтобы совершить поездку по глубинке, с братом Сони Александром в качестве передового человека. [ 2 ]
В Херсоне зернохранилище переоборудовал под театр богатый отставной солдат Липиц Бейгун, привезший из Испании качественные декорации. Здесь у них появился новый суфлер Авром Зетцер, которого Адлер описывает как «ученого» человека, ранее выполнявшего ту же функцию для Гольдфадена в Румынии, а виртуоз Зорах Виньявич руководителем их оркестра стал . 16-летняя дочь Виньявича Бетти также присоединилась к труппе, чтобы играть детские роли. [ 3 ]
Вернувшись в Одессу, они обнаружили, что к Гольдфадену «так же трудно приблизиться, как к императору». [ 4 ] Когда им наконец удалось добиться аудиенции, Гольдфаден согласился разрешить труппе Розенберга функционировать как провинциальная гастрольная компания, но с другим его братом, Тулей, в качестве руководителя труппы. Гольдфаден также переманил Спиваковского для своей собственной одесской компании. [ 5 ]
При Туле, как писал Адлер, «не было больше коммунистических акций, не было идеалистического товарищества». Месяц они играли в Кишиневе , где люди спали во дворе, чтобы первыми получить билеты, а 16-летнего Дэвида Кесслера почти приняли в труппу в качестве статиста , но сделать это ему помешал отец. . [ 6 ] Позже они гастролировали в Елизаветграде (ныне Кировоград ), где к ним присоединились Израиль и Аннетта Гроднер , которые воссоединились с Гольдфаденом в Одессе, прежде чем поссориться с ним. [ 7 ]
Когда его актеры объявили забастовку в Кременчуге из-за низкой зарплаты, Розенберг сам сыграл главную юношескую роль в «Шмендрике» , фактически подавив забастовку. Спор был разрешен, и одно из следующих их выступлений, в Полтаве , стало бенефисом в качестве свадебного подарка Адлеру и Оберлендеру. Они гастролировали по Украине, пока Гольдфаден не отозвал их обратно в Одессу, чему большая часть труппы подчинилась, оставив Розенберга и контингент Адлера-Оберлендера в Смеле без труппы. [ 8 ]
В Смеле они подслушали пение женщины, которая впоследствии прославилась под именем Кени Липцин , но была в это время известна как Кени Сонес, которая стала их новой примадонной . Они совершили поездку в Сполю , которая в то время принадлежала графу Александру Абазе , одному из самых филосемитских советников царя Александра II . Театра в городе не было, но по велению Абазы склад был превращен в помещение для представлений, частично обставленное с собственной дачи графа. Труппа продолжила путь в Златаполье , Новомиргороде и Богославе , примерно в это время Александр Оберлендер уехал, чтобы жениться и остепениться, и его на посту ведущего сменил бывший работодатель Адлера по имени Чейкель Бейн. [ 9 ]
Хотя во время гастролей им удавалось вести разумный образ жизни, труппа столкнулась с некоторыми проблемами. В Переяславе , по словам Адлера, они играли в прекрасном небольшом театре, но местный полицмейстер пытался обращаться с актрисами как с проститутками. Гольдфаден потребовал чрезвычайно высоких гонораров; в какой-то момент Соня Адлер отдала ему почти все свои драгоценности, чтобы успокоить его. В конце 1880 года Гольдфаден ненадолго переманил Адлеров у Розенберга, но обращался с ними настолько плохо, что они в конечном итоге отсудили у него зарплату и снова присоединились к Розенбергу в Нежине , где его труппа выступала в палаточном театре. [ 10 ]
Период после убийства царя Александра II в феврале 1881 года был трудным для евреев. Провокаторы разъезжали по империи, устраивая погромы , один из которых охватил труппу в Нежине . Труппе удалось избежать травм отчасти благодаря убеждению бунтовщиков в том, что это французская театральная труппа, а отчасти с помощью денег, которые Адлеры выиграли в суде у Гольдфадена. [ 11 ]
Труппа продолжила путь в Лодзь , где за счет своих заработков смогла погасить часть долгов. Узнав, что в Одессе Осип Михайлович Лернер и Гольдфаден представляют каждый свои версии Карла Гуцкова , Уриэля Акосты Розенберг и компания решили сделать то же самое. Розенберг перевел; Спиваковский скрылся всего за три дня до открытия, Адлер сыграла главную роль, Липцин сыграла мать Уриэля, а Соня Адлер сыграла Юдит. Спектакль имел успех, но труппа покинула Лодзь. Спиваковский вернулся и чуть не увел труппу из-под Розенберга. В конце концов, воссоединившись, они отправились в Житомир с новым директором, очевидно богатым человеком по имени Хартенштейн, который выразил заинтересованность в инвестировании в них. [ 12 ]
Адлер в своих мемуарах указывает, что Хартенштейн его не впечатлил, описывая его как «молодого человека из Галиции с длинными волосами и коротким мозгом, наполовину получившего образование в Вене , наполовину актера». Они думали, что нашли «тихий уголок» Российской империи, в котором «можно хоть немного заработать на жизнь», но на самом деле Хартенштейн просто тратил свои деньги. [ 13 ]
В Житомире они делили театр с русской труппой, которая сочувствовала их ситуации. Два российских актера согласились принять участие в ряде льгот от их имени; одна из них, которую Адлер идентифицирует только как «мадмуазель Кислова», чуть не уничтожила их, произнеся со сцены речь, в которой критиковала публику и российское общество в целом за отсутствие поддержки того, что она считала хорошим театром. [ 14 ]
Следующее воплощение компании организовал Адлер, хотя партнером вновь выступил Розенберг. С Кени Липцином они гастролировали в Ростове , Таганроге , по Литве и в Дюнабурге (ныне Даугавпилс , Латвия ). Намереваясь привезти труппу в Санкт-Петербург , они вернули своего бывшего менеджера Чайкеля Баина. Они были в Риге в августе 1883 года, когда пришло известие о полном запрете идишского театра в России. [ 15 ]
Труппа застряла в Риге. Чайкел Бейн заболел и умер. С некоторыми трудностями труппе был организован проезд в Лондон на скотовозе в обмен на развлечение команды. Однако примерно в это время вновь появились гроднеры, и Адлер хотел включить их в группу, направлявшуюся в Лондон. По словам Адлера, Розенберг, сыгравший многие из тех же ролей, что и Исраэль Гроднер, сказал Адлеру: «Это он или я». Адлер пытался убедить его изменить свое мнение, но настоял на включении Гроднера в состав туристической группы; Адлер считал его одним из лучших актеров идишского театра и ценным активом труппы благодаря их выступлениям в Лондоне, в то время как он чувствовал, что Розенбергу не хватает глубины как актера. Он пытался убедить Розенберга поехать с ними в Лондон, но Розенберг отказался. [ 16 ]
В своих мемуарах Адлер рассказывает, что, когда он вернулся в Европу в 1903 году после кишиневского погрома , в безуспешной попытке убедить некоторых членов своей семьи присоединиться к нему в Соединенных Штатах , он встретил Розенберга как уличного нищего и безуспешно. пытался дать ему деньги. Вскоре после этого он узнал, что Розенберг мертв. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Адлер, 1999, 38-41.
- ^ Адлер, 1999, 104-105.
- ^ Адлер, 1999, 105-107.
- ^ Адлер, 1999, 114.
- ^ Адлер, 1999, 118.
- ^ Адлер, 1999, 124, 124-125 (комментарий).
- ^ Адлер, 1999, 128, 135.
- ^ Адлер, 1999, 138, 152, 155, 156.
- ^ Адлер, 1999, 157-161.
- ^ Адлер, 1999, 162-166, 170.
- ^ Адлер, 1999, 192-197.
- ^ Адлер, 1999, 197-214.
- ^ Адлер, 1999, 214-216.
- ^ Адлер, 1999, 216-218.
- ^ Адлер, 1999, 225.
- ^ Адлер, 1999, 93, 225-229.
- ^ Адлер, 1999, 352-353.
Ссылки
[ редактировать ]- Адлер, Джейкоб , Жизнь на сцене: мемуары , перевод и комментарии Луллы Розенфельд, Кнопф, Нью-Йорк, 1999, ISBN 0-679-41351-0 . 38-41, 60, 78-80, 83, 89-93, тут и там .