Израиль Гроднер
Исраэль (Исроль) Гроднер ( идиш : ישראל גראָדנער ; ок. 1848–1887) был одним из исполнителей-основателей идишского театра . Литовский , еврей переехавший в возрасте 16 лет в Бердичев , Украина , Российская империя , певец и актер Бродера находился в Яссах , Румыния, в 1876 году, когда Авраам Гольдфаден нанял его в качестве первого актера в первую профессиональную театральную труппу на идише. Якоб Адлер отмечает, что, будучи единственным литовским евреем в первые годы существования идишского театра, он намеренно говорил на сцене на другом диалекте идиш , чтобы он лучше сочетался с другими актерами. (Идиш Литвы отличался от идиша Украины и Румынии.)
Хотя его ранние выступления с Гольдфаденом обычно считаются началом профессионального театра на языке идиш, Гроднер, будучи певцом Бродера, уже был чем-то вроде актера и уже участвовал в концерте 1873 года в Одессе, Украина , на котором он и другие певцы Бродера. пел песни (в том числе некоторые из песен Гольдфадена) и импровизировал комический материал между песнями, который был очень похож на ранние, сильно импровизированные комические музыкальные пьесы Гольдфадена. Актер Яков Адлер , уже большой поклонник уважаемого в то время русского театра в Одессе и видевший выступления Гроднера в тавернах и ресторанах, указывает в своих мемуарах, какое сильное впечатление произвел на него Гроднер тем, насколько хорошо он изобразил своих персонажей. Лулла Розенфельд пишет, что Гроднер был известен в Одессе как «Сроликл Папиросник» (от papiros — сигарета), потому что из губы у него всегда свисала сигарета.
Гроднер познакомился со своей женой Аннеттой во время своих путешествий в качестве певца Бродера. Она также была прекрасной исполнительницей и со временем сделала собственную карьеру в идишском театре.
Гроднер присоединился к Гольдфадену в выступлениях в легендарном Gradina Pomul Verde («Зеленый сад фруктовых деревьев») в Яссах, затем, когда они не смогли арендовать здание театра в Яссах, поехал с ним выступать в Ботошани , Галац , Брэилу и наконец , Бухарест , где труппа имела огромный успех, но где Гроднера как ведущего актера начал затмевать Зигмунд Могулеско .
Гроднер покинул компанию Гольдфадена, чтобы основать свою собственную в Яссах, взяв с собой Мойше Финкеля , Розу Фридман и собственную жену, которая была хорошей певицей, но ранее не была артисткой на сцене; Сохер Гольдштейн Вскоре последовал . Он нанял Джозефа Латейнера в качестве драматурга; их первой пьесой была «Два Шмуля Шмельке» , основанная на немецком рассказе «Натан Шлемиль».
Вскоре Могулеско также покинул компанию Гольдфадена и присоединился к Гроднеру. В 1880 году Гроднер и Могулеско гастролировали в Варшаве , но вскоре Могулеско взял на себя управление труппой и снова вытеснил Гроднера; Якоб Адлер сообщает, что примерно в это же время он также совершил поездку в Константинополь , ненадолго воссоединился с Гольдфаденом в Одессе , а затем временно присоединился к передвижной труппе Исраэля Розенберга , но в это время его здоровье уже ухудшалось.
новую труппу Незадолго до этого Гроднер основал в Риге (снова с Финкелем, Фридманом и его женой Аннеттой, теперь их примадонной ); после запрета 1883 года на идишский театр в императорской России они отправились в Лондон (который некоторое время был центром идишского театра). Гроднеры некоторое время выступали в лондонской труппе с Джейкобом и Соней Адлер в лондонском клубе «Прескотт-Стрит», на первом представлении которого они исполнили главные роли в Кающемся « » Н. М. Шейкевича ; он также сыграл озорного Цингатана в постановке « Суламифи» Гольдфадена . Гроднер вскоре уехал, чтобы основать еще одну труппу в Галиции , с которой он гастролировал в Вене . Его путешествия продолжались: Лондон, Варшава, а затем обратно в Лондон, где он умер в 1887 году. По словам Берковичи, он был похоронен в безымянной могиле в «Стратфорде»; неясно, означает ли это Стратфорд-на-Эйвоне или Стратфорд, Лондон .
Ссылки
[ редактировать ]- Берковичи, Израиль , Сто лет идиш/еврейского театра в Румынии, 2-е издание на румынском языке, переработанное и дополненное Константином Мэчукэ. Издательство Integral (отпечаток Editurile Universala), Бухарест (1998). ISBN 973-98272-2-5 . 59-61.
- Адлер, Джейкоб , Жизнь на сцене: мемуары , перевод и комментарии Луллы Розенфельд, Кнопф, Нью-Йорк, 1999, ISBN 0-679-41351-0 . 36–37, 69, 77, 78, 135–136, 243–244.