Mykola Kostomarov
Mykola Kostomarov | |
---|---|
Николай Костомаров | |
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 19 апреля 1885 г. | ( 67 лет
Mykola Ivanovych Kostomarov ( Ukrainian : Микола Іванович Костомаров ; May 16, 1817 – April 19, 1885) or Nikolai Ivanovich Kostomarov [ 1 ] ( Russian : Николай Иванович Костомаров ) was one of the most distinguished Russian–Ukrainian [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] историков, один из первых антинорманистов и отец современной украинской историографии. [ 6 ] Он был профессором русской истории в Санкт-Петербургском университете. Владимирского университета , а затем в Киевском университете Св. Действительный , статский советник России автор многих книг, в том числе биографии Богдана Хмельницкого , исследования Степана Разина и фундаментального трёхтомника « биографиях её важнейших деятелей » . История России в биографии ее главных деятелей ).
Костомаров был также известен как один из главных деятелей Украинского общества национального возрождения, наиболее известного как Братство святых Кирилла и Мефодия . [ 7 ] [ 2 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] существовавшая в Киеве с января 1846 по март 1847 года. Костомаров был также поэтом, этнографом, панславистом и пропагандистом так называемого народнического движения в Российской империи.
Историк
[ редактировать ]Его отцом был русский помещик Иван Петрович Костомаров, принадлежавший к русскому дворянству . Его далекие семейные корни находились в Великом княжестве Московском времен правления Бориса Годунова . Его мать Татьяна Петровна Мельникова была этнической украинской крестьянкой и одной из крепостных его отца; именно поэтому Николай Костомаров де-юре был «крепостным» своего отца. Его отец женился на его матери, но он родился раньше этого. Его отец хотел усыновить юного Николая, но ему не представилась такая возможность, как он был убит от рук своих крепостных в 1828 году, когда Николаю было 11 лет. Его отец был известен своей жестокостью по отношению к своим крепостным, и, как сообщается, они украли деньги его отца после того, как убили его. [ 12 ]
Костомаров был специалистом по восточнославянскому фольклору. [ 7 ] Он выдвинул идею о том, что существует два типа русских людей : киевляне по происхождению, среди жителей бассейна Днепра , которых он называл южными русскими, и люди новгородского происхождения, которых он называл северными русскими. Костомаров рассматривал северных русских как политического гегемона российского государства. [ 13 ] Сочинения Костомарова как историка отражали романтические тенденции своего времени. Он был первым русским историком, использовавшим в истории этнографию и народное пение, и пытался этим методом уловить «дух» народа, в том числе так называемый «национальный дух» (см. о: народность Русский , народность). ). На основании их народных песен и истории он говорил, что народы того, что он называл Северной или Великой Русью, с одной стороны, и Южной или Малой Русью, с другой ( русские и украинцы соответственно), различались по характеру и образовывали две отдельные русские национальности. В своем знаменитом эссе » « , Две русские народности знаковом в истории народнической мысли, он написал то, что некоторые считают идеями русских, склонных к самодержавию , коллективизму и государственному строительству, и украинцев, склонных к свобода и индивидуализм . Статья Костомарова о проблеме психологического разнообразия русов в Российской империи оказала влияние на научные исследования коллективной психологии в Восточной Европе.
В своих различных исторических сочинениях Костомаров всегда очень положительно отзывался о Киевской Руси и Новгородской республике , о том, что он считал вечевой системой народных собраний (см. особенно его монографию « О роли Новгорода Великого в русской истории » ) . О воплощении Великого Новгорода в русской истории ), а также более позднего Запорожского казачьего братства , которое, как он считал, отчасти также было наследником демократической системы, он, напротив, критиковал старую. самодержавие в Великом княжестве Московском. Костомаров в свое время приобрел некоторую известность, усомнившись в истории Ивана Сусанина , легендарного героя-мученика, которого считали спасителем Российского царства Иван Сусанин. Исторический обзор ( см .: ). Историческое исследование) ). Костомаров интересовался историей лидеров повстанцев в России. Его подробные статьи о деле Степана Разина , одного из самых популярных. фигур в истории Войска Донского , имело особое значение для политической эволюции народников.
Kostomarov vs. Pogodin
[ редактировать ]Костомаров поддерживал давний спор с Михаилом Погодиным по поводу лингвистического и этнографического происхождения слова «Русь». Костомаров отрицал тот факт, что название Русь пришло в славянский ареал из Скандинавии , а Погодин утверждал, что первые русы пришли из Рослагена на территории современной Швеции . Погодин связал этноним Русь со Скандинавией в связи с Торговым путем из варяг в греки . Напротив, Костомаров связал этноним Русь с восточнославянской окуменой. Спор Костомарова и Погодина о происхождении Руси оказал влияние на построение двух различных историографических школ в России: так называемых ″ норманистов ″ и ″ антинорманистов ″. Под влиянием этого спора Погодина и Костомарова, происходившего в Московском императорском университете, князь Петр Вяземский сказал: «Если раньше мы не знали, куда идем, то теперь мы не знаем и откуда идем». ″.
Религия
[ редактировать ]Костомаров был очень религиозным человеком и ярым приверженцем Русской Православной Церкви . Он критически относился к католическому и польскому влиянию на территории Украины и Белоруссии на протяжении веков, но, тем не менее, считался более открытым для католической культуры, чем многие его российские современники, а позже и члены Славянских благотворительных обществ.
Культурная политика
[ редактировать ]
Многие считали его ведущим интеллектуалом народников . [ 15 ] Николай Костомаров сыграл важную роль в истории как русской, так и украинской культуры. Вопрос о том, был ли он более «русским» или более «украинцем», впервые возник еще при его жизни и до сих пор является предметом споров. [ нужна ссылка ] Костомаров активно участвовал в культурной политике Российской империи, будучи сторонником панславянской и федерализованной политической системы. Он был крупной фигурой в украинском национальном движении , другом поэта Тараса Шевченко , защитником украинского языка в литературе и в школе, сторонником народнической формы панславизма , народного движения в определенном часть русской интеллигенции своего времени. В 1840-х годах он помог основать нелегальную политическую организацию под названием « Братство святых Кирилла и Мефодия» в Киеве (за что подвергся аресту, заключению и ссылке в Саратов ). [ 16 ] С 1847 по 1854 год Костомаров, интерес которого к истории Малороссии и ее литературе заставил его заподозрить в сепаратистских взглядах, ничего не писал, будучи сослан в Саратов, ему было запрещено преподавать и публиковаться. Но по прошествии этого времени его литературная деятельность возобновилась, и, помимо отдельных произведений, ведущие русские журналы, такие как « Старая и Новая Россия» , «Исторический вестник » и «Вестник Европы », содержали множество произведений его пера высочайшей ценности.

В 1862 году он был вынужден уйти в отставку с поста заведующего кафедрой истории Санкт-Петербургского университета . [ 17 ] потому что он симпатизировал революционному движению либералов, прогрессистов и социалистов. [ 2 ]
После арестов продолжал пропагандировать идеи федерализма и популизма в украинской и российской исторической мысли. Он оказал глубокое влияние на более поздних украинских историков, таких как Владимир Антонович и Михаил Грушевский .
Писатель
[ редактировать ]
Костомаров также был писателем -романтиком и поэтом , представителем харьковской романтической школы . Он опубликовал два поэтических сборника под псевдонимом «Еремия Галка» : «Украинские баляды», 1839 г. и «Ветка» («Ветка», 1840 г.), оба содержат исторические стихи в основном о Киевской Руси и Богдане Хмельницком . Он также опубликовал подробный анализ великих русских народных песен. [ нужна ссылка ] Поэзия Костомарова известна включением лексики и других элементов традиционных элементов и народных песен , которые он собирал и наблюдал в своих исторических исследованиях в области этнографии. [ нужна ссылка ]
Костомаров также писал исторические драмы , однако они мало повлияли на развитие театра. Он написал также повесть на русском языке ( «Кудеяр» , 1875) и на русском с примесью украинского языка ( «Черниговка» , 1881), но и они считаются еще менее значительными. [ 2 ]
Оригинальные работы
[ редактировать ]- Nikolai Kostomarov, Russian History in Biographies of its main figures ( Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей ), in Russian, available online ;
- Nikolai Kostomarov, On the role of Novgorod the Great in the Russian history ( О значении Великого Новгорода в русской истории ), in Russian, available online ;
- Nikolai Kostomarov, Two Russian Nationalities ( Две русские народности ), in Russian, available online ;
- Nikolai Kostomarov, Some thoughts on the Problem of Federalism in Old Rus' ( Мысли о федеративном начале в Древней Руси );
- Nikolai Kostomarov, Great Russian folksongs. Based on the new published materials ( Великорусская народная песенная поэзия. По вновь изданным материалам ), in Russian, available online ;
- Nikolai Kostomarov, Ivan Susanin . Historical review ( Иван Сусанин (Историческое исследование) ), in Russian, available online ;
- Nikolai Kostomarov, Time of Troubles in the History of the Tsardom of Moscow ( Смутное время Московского государства ), in Russian, available online ;
- Nikolai Kostomarov, Southern Russia at the End of the 16th Century ( Южная Русь в конце XVI века ), in Russian, available online ;
- Nikolai Kostomarov, Northern Russians and their rools during the time of veche. History of Novgorod, Pskov and Vyatka ( Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада (история Новгорода, Пскова и Вятки) ), in Russian, available online ;
- Nikolai Kostomarov, On the Russian history as reflected in geography and ethnography ( Об отношении русской истории к географии и этнографии ), in Russian, available online .
Академическая литература
[ редактировать ]- Natalia Fokina, N. I. Kostomarov. Ideia federalizma v polytycheskom tvorchestve (N. I. Kostomarov and the idea of federalism in his political legacy). Moscow University Press, 2007. In Russian.
- Boris Litvak, Nikolai Kostomarov, historian and his time . Jerusalem 2000. In Russian.
- Раиса Киреева: «Он не мог жить без письма». Николай Костомаров. Москва 1996. На русском языке.
- Формируя современную Украину: избранные сочинения Николая Костомарова, Владимира Антоновича и Михаила Драгоманова , изд. Сергей Биленький (Торонто-Эдмонтон: Канадский институт украинских исследований, 2013). Содержит обширную подборку (134 страницы) из его различных произведений, включая две автобиографии и важный идеологический трактат «Две русские национальности».
- Дмитрий Дорошенко , «Обзор украинской историографии», Анналы Украинской академии искусств и наук в США , V-VI, 4 (1957), 132-57.
- Томас М. Примак, Николай Костомаров: Биография (Торонто: University of Toronto Press, 1996). ISBN 0-8020-0758-9 .
- Томас М. Примак, «Костомаров и Грушевский в украинской истории и культуре», Украинский историк , тт. 43-44, нет. 1–2 (2006–07), 307–19. Сравнение двух самых престижных историков Украины. Эта статья на английском языке.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Николай Костомаров (encyclepedia.com)
- ^ Jump up to: а б с д и Жуковский, Аркадия (1988). "Костомаров, Mykola" . Internet Encyclopedia of Ukraine . Retrieved November 13, 2022 .
- ^ «Украинская литература» . Британника . Проверено 17 октября 2023 г.
- ^ Бутаков, Я. А.; Киреева, Р. А. "КОСТОМАРОВ • Большая российская энциклопедия - электронная версия" . bigenc.ru (in Russian) . Retrieved November 13, 2022 .
- ^ "Костомаров Николай Иванович | Кто такой Костомаров Николай Иванович?" . Словари и энциклопедии на Академике (на русском языке). 2000 . Проверено 13 ноября 2022 г.
- ^ Subtelny, Orest (2012). Ukraine: a history (4th ed.). Toronto: Univ. of Toronto Press. p. 138. ISBN 978-1-4426-0991-4 .
- ^ Jump up to: а б Хонг, Согу (1998). «Николай Костомаров и украинский фольклор» . Эдмонтон, Альберта: Университет Альберты. дои : 10.7939/R3TT4G15R .
- ^
- Томас М. Примак, «Костомаров и Грушевский в украинской истории и культуре», Украинский историк, тт. 43-44, нет. 1-2 (2006-07), 307-19. Сравнение двух самых престижных историков Украины (на английском языке).
- Томас Примак (1991). «Николай Костомаров и восточнославянская этнография в XIX веке». 18 (2). Русская история. стр. 163–186. JSTOR 24657223 . По состоянию на 19 июля 2020 г.
- Томас Примак (1996). Николай Костомаров: Биография . Университет Торонто Пресс. Мистер. 193. ISBN 0-8020-0758-9 .
- ^
- Николай Костомаров, «Книги происхождения украинского народа», изд. К. Костив (Торонто: Науковье товарищество им. Шевченко, 1980). Украинский текст с переводом на английский, французский и русский языки и длинным введением на украинском языке. Программный документ тайного общества Кирилла и Мефодия. Опубликовано только после смерти Костомарова.
- Николай Костомаров, «Две русские национальности» (отрывки) и «Письмо в редакцию журнала «Колокол»» в книге «К интеллектуальной истории Украины: Антология украинской мысли с 1710 по 1995 год», под ред. Ральф Линдхейм и Джордж С. Н. Лакидж (Торонто: University of Toronto Press, 1996), стр. 122–45.
- ^ Дорошенко, Дмитрий (1957). Обзор украинской историографии 1917–1956 гг . Том. V–VI. Украинская академия искусств и наук в США, стр. 132–57. OCLC 16770897 .
- ^ Костомаров, Mykola; Антоновиков, Volodymyr ; Drahomanov, Mykhailo (2013). Bilenkyĭ, Serhiĭ (ed.). Fashioning modern Ukraine: selected writings Mykola Kostomarov, Volodymyr Antonových, и Mykhailo Drahomanov . Эдмонтон, Альберта: Канадский институт украинских исследований . ISBN 978-1-894865-31-9 . OCLC 1063563920 .
- ^ Вернадский, Георгий (1978). Российская историография: история . СГ Пушкарев. Бельмонт, Массачусетс: Паб Nordland. Компания р. 98. ИСБН 0-913124-25-7 . OCLC 4942584 .
- ^ Томас Майкл Примак (1996). Николай Костомаров: Биография . Университет Торонто Пресс. Мистер. 224. ИСБН 9780802007582 .
- ^ Trofymuk, Myroslav: Books of the Genesis of the Ukrainian People (Книги бытия украинского народа) . Zbruc. 17 января 2015
- ^ Томас Примак (1991). «Николай Костомаров и восточнославянская этнография в XIX веке». Том. 18, нет. 2. Российская история. стр. 163–186. JSTOR 24657223 .
- ^ «Николай Костомаров» . Канадский институт украинских исследований Press. Архивировано из оригинала 8 ноября 2019 года.
- ^ Петр Кропоткин (1901). «Современный кризис в России» . Североамериканское обозрение .
- 1817 рождений
- 1885 смертей
- Люди из Воронежской области.
- People from Ostrogozhsky Uyezd
- Narodniks
- Русское безымянное дворянство
- Русские православные христиане из России
- Историки России
- Историки Украины
- Историки Российской Империи.
- Писатели-мужчины из Российской Империи
- Фольклористы Российской Империи.
- Мифопоэтические писатели
- Члены Братства святых Кирилла и Мефодия.
- Члены Громады (общества)
- Историки XIX века из Российской империи
- Писатели-мужчины XIX века
- Преподавательский состав Киевского национального университета имени Тараса Шевченко
- Выпускники Харьковского национального университета
- Члены-корреспонденты Санкт-Петербургской Академии наук.