Греческие загадки

Основными древнегреческими терминами, обозначающими загадку, являются айнигма ( айнигма , множественное число ainigmata ainigmata , происходящее от αἰνισσεσθαι «говорить намеками или неясно», само от αἶνος «извинение, басня»). [ 1 ] и γρῖφος ( griphos , мн. γρῖφοι grîphoi ). Эти два термина часто используются как синонимы, хотя некоторые древние комментаторы пытались различать их. [ 2 ]
Загадки, по-видимому, были популярным компонентом древних симпозиумов , а в различные моменты истории грекоязычного мира они также были важной литературной формой.
Древний период
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Большинство сохранившихся древнегреческих загадок написаны в стихах. [ 3 ] Хотя в эллинистический период, возможно, уже существовали антологии загадок, они не сохранились. [ 4 ] Безусловно, самая большая из сохранившихся коллекций античных греческих загадок — это Книга 14 Греческой антологии , хранящаяся в приложении Codex Parisianus. Graecus 384, содержащий около 50 стихотворных загадок. [ 5 ] : 53 н. 10 [ 6 ] Они собраны в группу из примерно 150 головоломок: первые пятьдесят или около того — оракулы; вторые пятьдесят или около того — арифметические задачи; и третьи пятьдесят или около того загадок в традиционном смысле. [ 3 ] Дата первоначального составления этого сборника неизвестна, а даты отдельных загадок еще менее ясны: самые старые, возможно, восходят к архаическому греческому языку, самые молодые - к византийскому; [ 7 ] но появление сборника в его нынешнем виде обычно связывают с Константином Кефалой , работавшим в Х веке. [ 8 ] Большинство из них касается повседневных предметов, таких как дым, рыба, зеркало, вино или трубки; вторая по величине группа касается мифологических персонажей, требующих от аудитории знания деталей их историй. [ 9 ] Вполне вероятно, что среди предшественников Греческой антологии антология Цефала девятого века содержала загадки. [ 10 ]
Предположительно, Афиней Навкратисский (ок. 200 г. н. э.) составил обширную антологию древнегреческих загадок, цитируя около 1250 авторов под названием «Воплощение» . [ нужна ссылка ]
Древние загадки и культура загадок
[ редактировать ]По мнению Наребута и Бердена,
В конкурентных греческих обществах слова были основным местом конкуренции: не может быть никаких сомнений в популярности игры слов в греческом мире. Загадки разделяли эту популярность: особенно хорошо засвидетельствованы симпатические загадки - кажется, не было ни одного симпозиума без изрядного количества загадок. Состязание-загадка была известной формой загадки. Таким образом, загадка пронизывала греческую жизнь на многих уровнях и во многих случаях. [ 11 ]
Ключевым источником этой культуры является Афиней . [ 12 ]
Самая известная классическая загадка — Загадка Сфинкса : Эдип убил Сфинкса , уловив ответ на загадку, которую он задавал. [ 13 ] Однако это лишь один пример значительного количества загадочных оракулов в древнегреческой литературе: загадочные ответы богов людям, задававшим вопросы оракулам, по-видимому, были важным литературным приемом, среди прочего, способом предупредить слушателей о опасности и трудности поиска божественного руководства. [ 14 ] Загадочный стиль Гераклита в некоторой степени перекликается с загадками. [ 15 ] Хотя Платон сообщает, что древнегреческие дети действительно играли в загадки (Республика 479c), он также признавал важную функцию, которую загадки могут играть, показывая то, что нельзя сказать буквально о конечных истинах (Письма, книга 2, 312d). Аристотель считал загадки достаточно важными, чтобы включить обсуждение их использования в свою «Риторику». Он описывает тесную связь между загадками и метафорами: «Хорошие загадки, как правило, дают нам удовлетворительные метафоры, поскольку метафоры подразумевают загадки, и поэтому хорошая загадка может стать хорошей метафорой». [ 16 ] Известно, что Аристотель не сочинял загадки, но «среди его псевдоэпиграфов, по-видимому, был набор метафорических, похожих на загадки фраз и выражений», ныне утерянный. [ 17 ] : 53
Некоторые загадки Греческой антологии могут относиться к древнему периоду. Ниже приводится, например, пример широко распространенной загадки года, приписываемой Клеобулу (эт. C6 до н. э.):
Есть один отец и двенадцать детей; из них каждый
Имеет дважды тридцать дочерей разной внешности:
Некоторые на вид белые, а другие, в свою очередь, черные;
Они бессмертны, но все они исчезают. [ 18 ]
(Ответ: год, его дни и ночи.)
Другие примеры из Греческой антологии в переводе Э. С. Форстера включают:
Мать мою я рождаю, она рождает меня:
Я иногда больше, иногда меньше, чем она. (xiv.41)
Я смотрю на тебя, когда ты смотришь на меня;
Вы видите, но я нет; у меня нет зрения;
Я говорю, но у меня нет голоса; твой голос услышан;
Мои губы могут только бесполезно открываться. (xiv.56)
Ветер один: десять матросов гребут по встречной
Два судна, и ими управляет один рулевой. (xiv.14)
Я черный ребенок, рожденный от светлого отца,
Бескрылая птица, улетевшая в небо с земли.
Каждый глаз, встретившийся мне, плачет, но не от горя,
И в воздухе я исчезаю при своем рождении. (xiv.5)
Почерневший ком я - и огонь меня породил:
Моя мать была деревом на крутом склоне горы.
Спасаю от ран морскую колесницу,
Если мой отец расплавит меня в глубоком сосуде. (xiv.61)
Ответ таков: день и ночь; отражение в зеркале; двойная флейта, на которой играет один человек десятью пальцами; курить; смола, используемая для конопатки кораблей. [ 19 ]
Последним из известных литературных нехристианских мастеров загадок Греции является император Юлиан . [ 5 ] : 54
Византийский период
[ редактировать ]
Литературные загадки также сочинялись в Византии , возможно, с десятого века работами Иоанна Геометра до пятнадцатого века, наряду с нео-византийским возрождением примерно в начале восемнадцатого века. [ 5 ] : 53–54, особенно. н. 11 Особый пик приходится на долгий двенадцатый век: Христофора Митилини «στίχοι διάφοροι» («Различные стихи») содержит загадки, в то время как Иоанн Мавропус , Михаил Пселл , Василий Мегаломит , Теодор Продром , Евстафий Макремболит и Мануил Мосхопулос были частью этого движение. [ 20 ] По форме,
Византийские загадки отличаются от классических больше размером, чем содержанием. [...] Структура загадки в основном такая же. Чаще всего загадка строится вокруг парадоксальной или иронической антитезы. Субъект почти всегда говорит о себе от первого лица (в персонифицированной форме). Его речь обычно начинается с объяснения его происхождения, происхождения, рождения и т. д., в таких выражениях, как: «моя мать была такая-то, мой отец такой-то» или «без помощи моей матери мой отец родила меня» (очень популярная формула). В конце своего выступления субъект время от времени обращается к читателю и предлагает ему поразмыслить и найти правильный ответ. [ 5 ] : 55
В византийский период писцы часто копировали загадки на полях или в свободное место в рукописях. [ 21 ]
Формы и предметы
[ редактировать ]Основное издание византийских загадок Челицы Милованович охватывает 214 из примерно 300 известных загадок. Милованович делит корпус на следующие жанры и определяет загадки по следующим темам (кроме 29 без известного решения [№ 186–214]; в списках ниже указаны номера каждой загадки в ее издании). [ 22 ]
Настоящие загадки (№№ 1–80)
[ редактировать ]Примером одной из настоящих загадок является запись на дощечке: «Дерево родило меня, железо преобразовало меня, и я — мистический вместилище Муз». Когда я закрыт, я молчу, но говорю, когда ты меня раскрываешь. Только Арес — доверенное лицо моего разговора», где Арес — это не только имя бога, но и поэтическое обозначение стилуса. [ 5 ] : 58
Акробат 41(?)42; Адам 1 2; алфавит 3; противоядие 55; Святой Анны 4; ангел 5; артишок 6; крещение в Иордане (?)29; сумка 36; птица и яйцо 56; книга 25; книга (письмо) 26; Каин и Авель (?)23; Христос и Богородица (?)7; Христос и самаритянка (?)75; хлопушка 24; каракатица 63; день и ночь (?)11; эхо 22; Ева 15 16; женщина 17; огонь 9, 18; рыбаки и рыба 59; похороны 68; золото 19; ястреб 21; чернила 34; Борьба Иакова с ангелом (?)8; пророк Иона 53 54; король в темнице 27; ложь 32; свет 61; Жена Лота 16'; мужчина (?)77 78; мельница (?)37; ум 73(?)74; чудо Моисея на Красном море 79; месяц 35; музыкальный инструмент 38; Ноев ковчег 39; оливковое 33; пергамент 44; Пенелопа 43; кувшин 28; радуга 13; петух 45 46 47; соль 65 (?)66 67; весы 71; тень 62; корабль 30 (?)31; спать 60; дым 12; улитка 57 57'; снег 64; душа (?)14; паук 40; губка 69; стилус 48 49 (?)50 51; время 10; трое мальчиков в огненной печи (?)72; правда 20; слово Божие (?)58; написание 52; планшеты для письма 70.
Загадки на буквы (№ 81–144)
[ редактировать ]Среди византийских загадок есть множество, решение которых достигается с помощью подсказок, основанных на правописании. В некоторых случаях это предполагает вычитание буквы из слова. Так, загадка, приписываемая Василосу Мегаломиту, гласит: «Маленькое животное, я несъедобен; мое имя состоит всего из трех букв; если бы вы отняли первое из моих писем, я был бы большим и готовым к употреблению». Ответ — и μυς («мышь»), и υς («свинья»). [ 5 ] : 57
Акцент, ударение 111; пророк Амос 118; животные 93; яблоко 97; стрелка 81; Начало 117; хлеб 143; дыхание 87; свеча 128 129; танец 132; Делос 88; зависть 95; Эрос 91 92; евнух (?)90; стопа 112; укрепление 141(?)142; ворота 102; козел 104; золотой пчеловод 119; трава 137; рука 123; жесткий 136; часов 76; Иоанн Креститель 100 101; радость 120 121; светлый 125 126 (?)127; губы/влагалище 140; безумие 107; ум 138 139; издевательство 122; мышь 108 109; гвоздь 113; шея 85; дуб 144; единственный ребенок 98; бык 83; свинья 130; столб 134; веревка 105; петух 115; парус 99; песок 113 футов; ул. Саввы 124; семя 131; снег 133; душа 89; перепелятник 103; родник, скважина 96; солнце 135; палатка 80; вор 106; торрент 82; вода 84; шерсть 86; долгоносик 94.
Вопросы и ответы (№ 145–185)
[ редактировать ]Наряду с народными и литературными загадками к византийским загадкам относятся и загадки вопросов и ответов, форма которых несложна, но содержание которых проверяет знание Библии. Этот корпус засвидетельствован с начала пятого века. Один из примеров формы гласит: «Кто после смерти не был похоронен и при этом не вонял?» Жена Лот, убежав из Содома, стал соляным столпом и стоит до сего дня». [ 5 ] : 63
Адам 171 182; Адам и Ева 152 161; крещение в Иордане 184; тело и душа 151 177; Каин и Авель 158; Христос и Богородица 150; Христос и воры 165; Христос и самаритянин 164; Христос и Саломея 172; хлопушка 168; смерть 163; земля и небо 148; Ева 170; рыба в море 167; наводнение 146; зерно и мельница 169; Святая Елена и Святой Крест 160; Иоанн Креститель 159; Иоанн Креститель и Христос 149; пророк Иона 176; Иуда и Петух 147; Жена Лота 173; встреча Божией Матери и Елисаветы 180; чудо Моисея на Красном море 157; месяц 153; Ноев ковчег 162 185; Петр, Адам и Давид 156; слюна 116; креветки 110; песня 114; море 166; сон 181; душа 179; страдания Христа 155; Товит 145; правда 174; двенадцать месяцев 178; Богородица 154; мир (космос) 175; 183 год.
Современный греческий
[ редактировать ]Ключевым сборником современных греческих загадок является Н.Г. Политес, «Demode Ainigmata», в Neohellenika Analekta , I (Афины, 1870), 193–256.
Влияние
[ редактировать ]Вполне вероятно, что греческие загадки оказали влияние на англо-латинского поэта седьмого-восьмого веков Альдхельма . [ 5 ]
Редакции и переводы
[ редактировать ]- Бета, Симона, « Загадочная литература: интерпретация неотредактированного собрания византийских загадок в рукописи кардинала Виссариона (Марциан Грек, 512) », Dumbarton Oaks Papers , 68 (2014), 211-240
- Бекби, Х. 1968. Anthologia Graeca , vol. 4, 2-е изд. (Мюнхен: Хеймеран)
- Буффьер, Ф. 1970. Греческая антология , часть. 1: Палатинская антология , том. 12: книги 13–15 (Париж: Les Belles Lettres)
- Кугни, Э. 1890. Epigrammatum Anthologia Palatina cum Planudei и новое приложение к ранним эпиграмматумам, взятым из книг и мрамора , vol. 3 (Париж: Фирмен-Дидо), стр. 563–78 (сборник загадок, дополнительный к Палатинской антологии )
- Шульц, В. 1909–12. Загадки эллинской культуры , Мифологическая библиотека, 3, 5, т. 1-2 (Лейпциг: Хинрикс)
- Βυζαντινα αινιγματα: Byzantine Enigmas [Byzantina aenigmata: Byzantine Enigmas]/Βυζαντινα αινιγματα: Les Énigmes Byzantines , изд. и транс. [на сербский] Челица Милованович/Челица Милованович, Сербская академия наук и искусств, факультет языка и литературы, балканское народное искусство [отдел языка и литературы. Балканское народное искусство]/Académie Serbe des Sciences et des Arts, Classe de Language et de Litérature, Litérature orale des Balkans, 6 (Белград: Сербская академия наук и искусств/Сербская академия наук и искусств, 1986), ISBN 86-7025-096-9 (основное издание византийских загадок, охватывающее 214 из примерно 300 известных загадок)
Шесть загадок из Палатинской антологии доступны в английском переводе в Палатинской антологии , пер. В.Р. Патона, Библиотека Леба, 5 томов (Кембридж, Массачусетс, 1916–18).
Факсимиле рукописей
[ редактировать ]- Флоренция, Лаврентьевская библиотека, Плутей 32.16, ф. 382В . [ 23 ] (загадки, составленные Максимом Планудом между 1280 и 1283 годами, совпадающие с загадками в книге 14 Палатинской антологии . [ 24 ]
Основные исследования
[ редактировать ]- Берра, Орельен, 2012, « Теория и практика загадки в Древней Греции » (неопубликованная докторская диссертация, Школа перспективных исследований в области социальных наук)
- Луз, Кристина, 2010, Технопейния, Формальные игры в греческой поэзии , Дополнения к мнемозине, 324 (Лейден: Брилл)
- Олерт, Конрад, 1886, головоломки и игры-головоломки древних греков (Берлин: Майер и Мюллер)
- Шнайдер, Луиза, 2020, Исследования древнегреческих загадок , вклад в древность, 371, 2 тома (Берлин: Де Грюйтер), ISBN 9783110674743
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "загадка, н." ОЭД онлайн. Издательство Оксфордского университета, июнь 2016 г. Интернет. 18 июля 2016 г.
- ^ Кристин Луз, «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шимански (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 96–98).
- ^ Jump up to: а б Кристина Луз: «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 84).
- ^ Ян Квапиш, «Существовали ли эллинистические книги загадок?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 148–67.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Милованович-Бархам, Челица (1993). Альдхельма « Энигматы и византийские загадки». Англосаксонская Англия . 22 : 51–64. дои : 10.1017/S0263675100004300 .
- ^ Э. С. Форстер, « Загадки и проблемы из греческой антологии », Греция и Рим , 14 (1945), 42–47.
- ^ Кристин Луз, «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шимански (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 83, № 1).
- ^ Ян Квапиш, «Существовали ли эллинистические книги загадок?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шимански (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 148–67 (стр. 148).
- ^ Кристин Луз, «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 91–93).
- ^ А. Кэмерон, Греческая антология от Мелеагра до Планудов (Оксфорд: Кларендон, 1993) 207-16.
- ^ Фредерик Г. Нэребут и Ким Берден, «Боги не могут лгать»: загадки и древнегреческие гадания», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 121–47 (стр. 140).
- ^ Эрин Себо, «In scirpo nodum: Переработка формы загадки Симфосием», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , под ред. Яна Квапцта, Дэвида Петрена и Николая Шиманского, «Вклад в древность» ( Берлин: де Грюйтер, 2013), стр. 184–95 (с. 184).
- ^ Эдип Тиран , строки 380 и далее.
- ^ Фредерик Г. Нэребут и Ким Берден, «Боги не могут лгать»: загадки и древнегреческие гадания», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 121–47.
- ^ Лиза Маурицио, « Технопенья у Гераклита и Дельфийских оракулов: общие композиционные приемы», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 100–120.
- ^ 1405b4-6; ср. 1458а; ср. Кристина Луз: «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 97).
- ^ Милованович-Бархам, Челица (1993). Альдхельма « Энигматы и византийские загадки». Англосаксонская Англия . 22 : 51–64. дои : 10.1017/S0263675100004300 .
- ↑ Цитата Кристин Луз: «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 86).
- ^ Э. С. Форстер, « Загадки и проблемы из греческой антологии », Греция и Рим , 14 (1945), 42–47 (стр. 43–44).
- ^ Арчер Тейлор, Литературная загадка до 1600 года (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1948), стр. 42-52.
- ^ Симона Бета, «Ты обладаешь мной, ты приносишь меня с собой, я часть тебя»: новая византийская загадка в Пале. гр. 116', Byzantinische Zeitschrift , 107 (2014), 37-50 (стр. 50); два : 10.1515/bz-2014-0003 .
- ^ Βυζαντινα αινιγματα: Византийские загадки [Byzantina aenigmata: Византийские загадки / Βυζαντινα αινιγματα: Les Énigmes Byzantines , изд. и транс. [на сербский] Челица Милованович/Челица Милованович, Сербская академия наук и искусств, факультет языка и литературы, балканское народное искусство [отдел языка и литературы. Балканское народное искусство]/Académie Serbe des Sciences et des Arts, Classe de Language et de Litérature, Litérature orale des Balkans, 6 (Белград: Сербская академия наук и искусств/Сербская академия наук и искусств, 1986), ISBN 86-7025-096-9 .
- ^ [mss.bmlonline.it/s.aspx?Id=AWOS3nxzI1A4r7GxMda1&c=catalogo#/oro/90 Каталог греческих кодексов Лаврентийской библиотеки ... tomus secundum ] (Флоренция, 1768 г.), кол. 145 (п. 21, указанная в каталоге на стр. 380–81 рукописи).
- ^ Монда, Сальваторе, «За пределами поэтического языка: загадки и загадки в греческой и римской культуре», в « Погруженной литературе в древнегреческой культуре: сравнительная перспектива », изд. Андреа Эрколани и Мануэла Джордано (Берлин: De Gruyter, 2016), стр. 131–54 (стр. 143); ISBN 978-3-11-042743-1 .