Jump to content

Греческие загадки

(Перенаправлено с «Загадки (греческий)
Аттическая краснофигурная пелика, Эдип разгадывает загадку Сфинкса и освобождает Фивы, картина художника Ахиллея, 450–440 до н.э., Старый музей Берлина (13718779634)

Основными древнегреческими терминами, обозначающими загадку, являются айнигма ( айнигма , множественное число ainigmata ainigmata , происходящее от αἰνισσεσθαι «говорить намеками или неясно», само от αἶνος «извинение, басня»). [ 1 ] и γρῖφος ( griphos , мн. γρῖφοι grîphoi ). Эти два термина часто используются как синонимы, хотя некоторые древние комментаторы пытались различать их. [ 2 ]

Загадки, по-видимому, были популярным компонентом древних симпозиумов , а в различные моменты истории грекоязычного мира они также были важной литературной формой.

Древний период

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Большинство сохранившихся древнегреческих загадок написаны в стихах. [ 3 ] Хотя в эллинистический период, возможно, уже существовали антологии загадок, они не сохранились. [ 4 ] Безусловно, самая большая из сохранившихся коллекций античных греческих загадок — это Книга 14 Греческой антологии , хранящаяся в приложении Codex Parisianus. Graecus 384, содержащий около 50 стихотворных загадок. [ 5 ] : 53 н. 10 [ 6 ] Они собраны в группу из примерно 150 головоломок: первые пятьдесят или около того — оракулы; вторые пятьдесят или около того — арифметические задачи; и третьи пятьдесят или около того загадок в традиционном смысле. [ 3 ] Дата первоначального составления этого сборника неизвестна, а даты отдельных загадок еще менее ясны: самые старые, возможно, восходят к архаическому греческому языку, самые молодые - к византийскому; [ 7 ] но появление сборника в его нынешнем виде обычно связывают с Константином Кефалой , работавшим в Х веке. [ 8 ] Большинство из них касается повседневных предметов, таких как дым, рыба, зеркало, вино или трубки; вторая по величине группа касается мифологических персонажей, требующих от аудитории знания деталей их историй. [ 9 ] Вполне вероятно, что среди предшественников Греческой антологии антология Цефала девятого века содержала загадки. [ 10 ]

Предположительно, Афиней Навкратисский (ок. 200 г. н. э.) составил обширную антологию древнегреческих загадок, цитируя около 1250 авторов под названием «Воплощение» . [ нужна ссылка ]

Древние загадки и культура загадок

[ редактировать ]

По мнению Наребута и Бердена,

В конкурентных греческих обществах слова были основным местом конкуренции: не может быть никаких сомнений в популярности игры слов в греческом мире. Загадки разделяли эту популярность: особенно хорошо засвидетельствованы симпатические загадки - кажется, не было ни одного симпозиума без изрядного количества загадок. Состязание-загадка была известной формой загадки. Таким образом, загадка пронизывала греческую жизнь на многих уровнях и во многих случаях. [ 11 ]

Ключевым источником этой культуры является Афиней . [ 12 ]

Самая известная классическая загадка — Загадка Сфинкса : Эдип убил Сфинкса , уловив ответ на загадку, которую он задавал. [ 13 ] Однако это лишь один пример значительного количества загадочных оракулов в древнегреческой литературе: загадочные ответы богов людям, задававшим вопросы оракулам, по-видимому, были важным литературным приемом, среди прочего, способом предупредить слушателей о опасности и трудности поиска божественного руководства. [ 14 ] Загадочный стиль Гераклита в некоторой степени перекликается с загадками. [ 15 ] Хотя Платон сообщает, что древнегреческие дети действительно играли в загадки (Республика 479c), он также признавал важную функцию, которую загадки могут играть, показывая то, что нельзя сказать буквально о конечных истинах (Письма, книга 2, 312d). Аристотель считал загадки достаточно важными, чтобы включить обсуждение их использования в свою «Риторику». Он описывает тесную связь между загадками и метафорами: «Хорошие загадки, как правило, дают нам удовлетворительные метафоры, поскольку метафоры подразумевают загадки, и поэтому хорошая загадка может стать хорошей метафорой». [ 16 ] Известно, что Аристотель не сочинял загадки, но «среди его псевдоэпиграфов, по-видимому, был набор метафорических, похожих на загадки фраз и выражений», ныне утерянный. [ 17 ] : 53 

Некоторые загадки Греческой антологии могут относиться к древнему периоду. Ниже приводится, например, пример широко распространенной загадки года, приписываемой Клеобулу (эт. C6 до н. э.):

Есть один отец и двенадцать детей; из них каждый
Имеет дважды тридцать дочерей разной внешности:
Некоторые на вид белые, а другие, в свою очередь, черные;
Они бессмертны, но все они исчезают. [ 18 ]

(Ответ: год, его дни и ночи.)

Другие примеры из Греческой антологии в переводе Э. С. Форстера включают:

Мать мою я рождаю, она рождает меня:
Я иногда больше, иногда меньше, чем она. (xiv.41)

Я смотрю на тебя, когда ты смотришь на меня;

Вы видите, но я нет; у меня нет зрения;
Я говорю, но у меня нет голоса; твой голос услышан;

Мои губы могут только бесполезно открываться. (xiv.56)

Ветер один: десять матросов гребут по встречной
Два судна, и ими управляет один рулевой. (xiv.14)

Я черный ребенок, рожденный от светлого отца,

Бескрылая птица, улетевшая в небо с земли.
Каждый глаз, встретившийся мне, плачет, но не от горя,

И в воздухе я исчезаю при своем рождении. (xiv.5)

Почерневший ком я - и огонь меня породил:

Моя мать была деревом на крутом склоне горы.
Спасаю от ран морскую колесницу,

Если мой отец расплавит меня в глубоком сосуде. (xiv.61)

Ответ таков: день и ночь; отражение в зеркале; двойная флейта, на которой играет один человек десятью пальцами; курить; смола, используемая для конопатки кораблей. [ 19 ]

Последним из известных литературных нехристианских мастеров загадок Греции является император Юлиан . [ 5 ] : 54 

Византийский период

[ редактировать ]
Греческие загадки, скопированные византийским монахом Максимом Планудом в последние два десятилетия тринадцатого века во Флоренции, Biblioteca Medicea Laurenziana , Plutei 32.16, ф. 382В.

Литературные загадки также сочинялись в Византии , возможно, с десятого века работами Иоанна Геометра до пятнадцатого века, наряду с нео-византийским возрождением примерно в начале восемнадцатого века. [ 5 ] : 53–54, особенно. н. 11 Особый пик приходится на долгий двенадцатый век: Христофора Митилини «στίχοι διάφοροι» («Различные стихи») содержит загадки, в то время как Иоанн Мавропус , Михаил Пселл , Василий Мегаломит , Теодор Продром , Евстафий Макремболит и Мануил Мосхопулос были частью этого движение. [ 20 ] По форме,

Византийские загадки отличаются от классических больше размером, чем содержанием. [...] Структура загадки в основном такая же. Чаще всего загадка строится вокруг парадоксальной или иронической антитезы. Субъект почти всегда говорит о себе от первого лица (в персонифицированной форме). Его речь обычно начинается с объяснения его происхождения, происхождения, рождения и т. д., в таких выражениях, как: «моя мать была такая-то, мой отец такой-то» или «без помощи моей матери мой отец родила меня» (очень популярная формула). В конце своего выступления субъект время от времени обращается к читателю и предлагает ему поразмыслить и найти правильный ответ. [ 5 ] : 55 

В византийский период писцы часто копировали загадки на полях или в свободное место в рукописях. [ 21 ]

Формы и предметы

[ редактировать ]

Основное издание византийских загадок Челицы Милованович охватывает 214 из примерно 300 известных загадок. Милованович делит корпус на следующие жанры и определяет загадки по следующим темам (кроме 29 без известного решения [№ 186–214]; в списках ниже указаны номера каждой загадки в ее издании). [ 22 ]

Настоящие загадки (№№ 1–80)

[ редактировать ]

Примером одной из настоящих загадок является запись на дощечке: «Дерево родило меня, железо преобразовало меня, и я — мистический вместилище Муз». Когда я закрыт, я молчу, но говорю, когда ты меня раскрываешь. Только Арес — доверенное лицо моего разговора», где Арес — это не только имя бога, но и поэтическое обозначение стилуса. [ 5 ] : 58 

Акробат 41(?)42; Адам 1 2; алфавит 3; противоядие 55; Святой Анны 4; ангел 5; артишок 6; крещение в Иордане (?)29; сумка 36; птица и яйцо 56; книга 25; книга (письмо) 26; Каин и Авель (?)23; Христос и Богородица (?)7; Христос и самаритянка (?)75; хлопушка 24; каракатица 63; день и ночь (?)11; эхо 22; Ева 15 16; женщина 17; огонь 9, 18; рыбаки и рыба 59; похороны 68; золото 19; ястреб 21; чернила 34; Борьба Иакова с ангелом (?)8; пророк Иона 53 54; король в темнице 27; ложь 32; свет 61; Жена Лота 16'; мужчина (?)77 78; мельница (?)37; ум 73(?)74; чудо Моисея на Красном море 79; месяц 35; музыкальный инструмент 38; Ноев ковчег 39; оливковое 33; пергамент 44; Пенелопа 43; кувшин 28; радуга 13; петух 45 46 47; соль 65 (?)66 67; весы 71; тень 62; корабль 30 (?)31; спать 60; дым 12; улитка 57 57'; снег 64; душа (?)14; паук 40; губка 69; стилус 48 49 (?)50 51; время 10; трое мальчиков в огненной печи (?)72; правда 20; слово Божие (?)58; написание 52; планшеты для письма 70.

Загадки на буквы (№ 81–144)

[ редактировать ]

Среди византийских загадок есть множество, решение которых достигается с помощью подсказок, основанных на правописании. В некоторых случаях это предполагает вычитание буквы из слова. Так, загадка, приписываемая Василосу Мегаломиту, гласит: «Маленькое животное, я несъедобен; мое имя состоит всего из трех букв; если бы вы отняли первое из моих писем, я был бы большим и готовым к употреблению». Ответ — и μυς («мышь»), и υς («свинья»). [ 5 ] : 57 

Акцент, ударение 111; пророк Амос 118; животные 93; яблоко 97; стрелка 81; Начало 117; хлеб 143; дыхание 87; свеча 128 129; танец 132; Делос 88; зависть 95; Эрос 91 92; евнух (?)90; стопа 112; укрепление 141(?)142; ворота 102; козел 104; золотой пчеловод 119; трава 137; рука 123; жесткий 136; часов 76; Иоанн Креститель 100 101; радость 120 121; светлый 125 126 (?)127; губы/влагалище 140; безумие 107; ум 138 139; издевательство 122; мышь 108 109; гвоздь 113; шея 85; дуб 144; единственный ребенок 98; бык 83; свинья 130; столб 134; веревка 105; петух 115; парус 99; песок 113 футов; ул. Саввы 124; семя 131; снег 133; душа 89; перепелятник 103; родник, скважина 96; солнце 135; палатка 80; вор 106; торрент 82; вода 84; шерсть 86; долгоносик 94.

Вопросы и ответы (№ 145–185)

[ редактировать ]

Наряду с народными и литературными загадками к византийским загадкам относятся и загадки вопросов и ответов, форма которых несложна, но содержание которых проверяет знание Библии. Этот корпус засвидетельствован с начала пятого века. Один из примеров формы гласит: «Кто после смерти не был похоронен и при этом не вонял?» Жена Лот, убежав из Содома, стал соляным столпом и стоит до сего дня». [ 5 ] : 63 

Адам 171 182; Адам и Ева 152 161; крещение в Иордане 184; тело и душа 151 177; Каин и Авель 158; Христос и Богородица 150; Христос и воры 165; Христос и самаритянин 164; Христос и Саломея 172; хлопушка 168; смерть 163; земля и небо 148; Ева 170; рыба в море 167; наводнение 146; зерно и мельница 169; Святая Елена и Святой Крест 160; Иоанн Креститель 159; Иоанн Креститель и Христос 149; пророк Иона 176; Иуда и Петух 147; Жена Лота 173; встреча Божией Матери и Елисаветы 180; чудо Моисея на Красном море 157; месяц 153; Ноев ковчег 162 185; Петр, Адам и Давид 156; слюна 116; креветки 110; песня 114; море 166; сон 181; душа 179; страдания Христа 155; Товит 145; правда 174; двенадцать месяцев 178; Богородица 154; мир (космос) 175; 183 год.

Современный греческий

[ редактировать ]

Ключевым сборником современных греческих загадок является Н.Г. Политес, «Demode Ainigmata», в Neohellenika Analekta , I (Афины, 1870), 193–256.

Вполне вероятно, что греческие загадки оказали влияние на англо-латинского поэта седьмого-восьмого веков Альдхельма . [ 5 ]

Редакции и переводы

[ редактировать ]
  • Бета, Симона, « Загадочная литература: интерпретация неотредактированного собрания византийских загадок в рукописи кардинала Виссариона (Марциан Грек, 512) », Dumbarton Oaks Papers , 68 (2014), 211-240
  • Бекби, Х. 1968. Anthologia Graeca , vol. 4, 2-е изд. (Мюнхен: Хеймеран)
  • Буффьер, Ф. 1970. Греческая антология , часть. 1: Палатинская антология , том. 12: книги 13–15 (Париж: Les Belles Lettres)
  • Кугни, Э. 1890. Epigrammatum Anthologia Palatina cum Planudei и новое приложение к ранним эпиграмматумам, взятым из книг и мрамора , vol. 3 (Париж: Фирмен-Дидо), стр. 563–78 (сборник загадок, дополнительный к Палатинской антологии )
  • Шульц, В. 1909–12. Загадки эллинской культуры , Мифологическая библиотека, 3, 5, т. 1-2 (Лейпциг: Хинрикс)
  • Βυζαντινα αινιγματα: Byzantine Enigmas [Byzantina aenigmata: Byzantine Enigmas]/Βυζαντινα αινιγματα: Les Énigmes Byzantines , изд. и транс. [на сербский] Челица Милованович/Челица Милованович, Сербская академия наук и искусств, факультет языка и литературы, балканское народное искусство [отдел языка и литературы. Балканское народное искусство]/Académie Serbe des Sciences et des Arts, Classe de Language et de Litérature, Litérature orale des Balkans, 6 (Белград: Сербская академия наук и искусств/Сербская академия наук и искусств, 1986), ISBN   86-7025-096-9 (основное издание византийских загадок, охватывающее 214 из примерно 300 известных загадок)

Шесть загадок из Палатинской антологии доступны в английском переводе в Палатинской антологии , пер. В.Р. Патона, Библиотека Леба, 5 томов (Кембридж, Массачусетс, 1916–18).

Факсимиле рукописей

[ редактировать ]

Основные исследования

[ редактировать ]
  1. ^ "загадка, н." ОЭД онлайн. Издательство Оксфордского университета, июнь 2016 г. Интернет. 18 июля 2016 г.
  2. ^ Кристин Луз, «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шимански (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 96–98).
  3. ^ Jump up to: а б Кристина Луз: «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 84).
  4. ^ Ян Квапиш, «Существовали ли эллинистические книги загадок?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 148–67.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Милованович-Бархам, Челица (1993). Альдхельма « Энигматы и византийские загадки». Англосаксонская Англия . 22 : 51–64. дои : 10.1017/S0263675100004300 .
  6. ^ Э. С. Форстер, « Загадки и проблемы из греческой антологии », Греция и Рим , 14 (1945), 42–47.
  7. ^ Кристин Луз, «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шимански (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 83, № 1).
  8. ^ Ян Квапиш, «Существовали ли эллинистические книги загадок?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шимански (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 148–67 (стр. 148).
  9. ^ Кристин Луз, «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 91–93).
  10. ^ А. Кэмерон, Греческая антология от Мелеагра до Планудов (Оксфорд: Кларендон, 1993) 207-16.
  11. ^ Фредерик Г. Нэребут и Ким Берден, «Боги не могут лгать»: загадки и древнегреческие гадания», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 121–47 (стр. 140).
  12. ^ Эрин Себо, «In scirpo nodum: Переработка формы загадки Симфосием», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , под ред. Яна Квапцта, Дэвида Петрена и Николая Шиманского, «Вклад в древность» ( Берлин: де Грюйтер, 2013), стр. 184–95 (с. 184).
  13. ^ Эдип Тиран , строки 380 и далее.
  14. ^ Фредерик Г. Нэребут и Ким Берден, «Боги не могут лгать»: загадки и древнегреческие гадания», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 121–47.
  15. ^ Лиза Маурицио, « Технопенья у Гераклита и Дельфийских оракулов: общие композиционные приемы», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 100–120.
  16. ^ 1405b4-6; ср. 1458а; ср. Кристина Луз: «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 97).
  17. ^ Милованович-Бархам, Челица (1993). Альдхельма « Энигматы и византийские загадки». Англосаксонская Англия . 22 : 51–64. дои : 10.1017/S0263675100004300 .
  18. Цитата Кристин Луз: «Что у него в карманах?» Или «Что делает загадку загадкой?», в книге «Муза в игре: загадки и игра слов в греческой и латинской поэзии» , изд. Ян Квапцт, Дэвид Петрен и Миколай Шиманский (Берлин: de Gruyter, 2013), стр. 83–99 (стр. 86).
  19. ^ Э. С. Форстер, « Загадки и проблемы из греческой антологии », Греция и Рим , 14 (1945), 42–47 (стр. 43–44).
  20. ^ Арчер Тейлор, Литературная загадка до 1600 года (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1948), стр. 42-52.
  21. ^ Симона Бета, «Ты обладаешь мной, ты приносишь меня с собой, я часть тебя»: новая византийская загадка в Пале. гр. 116', Byzantinische Zeitschrift , 107 (2014), 37-50 (стр. 50); два : 10.1515/bz-2014-0003 .
  22. ^ Βυζαντινα αινιγματα: Византийские загадки [Byzantina aenigmata: Византийские загадки / Βυζαντινα αινιγματα: Les Énigmes Byzantines , изд. и транс. [на сербский] Челица Милованович/Челица Милованович, Сербская академия наук и искусств, факультет языка и литературы, балканское народное искусство [отдел языка и литературы. Балканское народное искусство]/Académie Serbe des Sciences et des Arts, Classe de Language et de Litérature, Litérature orale des Balkans, 6 (Белград: Сербская академия наук и искусств/Сербская академия наук и искусств, 1986), ISBN   86-7025-096-9 .
  23. ^ [mss.bmlonline.it/s.aspx?Id=AWOS3nxzI1A4r7GxMda1&c=catalogo#/oro/90 Каталог греческих кодексов Лаврентийской библиотеки ... tomus secundum ] (Флоренция, 1768 г.), кол. 145 (п. 21, указанная в каталоге на стр. 380–81 рукописи).
  24. ^ Монда, Сальваторе, «За пределами поэтического языка: загадки и загадки в греческой и римской культуре», в « Погруженной литературе в древнегреческой культуре: сравнительная перспектива », изд. Андреа Эрколани и Мануэла Джордано (Берлин: De Gruyter, 2016), стр. 131–54 (стр. 143); ISBN   978-3-11-042743-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 166a85e61e139403d042b55c329f6de1__1718817120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/e1/166a85e61e139403d042b55c329f6de1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Greek riddles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)