Jump to content

Сфинкс

(Перенаправлено из «Загадки Сфинкса »)

Сфинкс
Аттический краснофигурный пиксис , 2-я половина V в. до н. э. Из Нолы , Италия.
Группировка Легендарные существа
Похожие объекты Грифон , Мантикора , Херувим , Ламассу , Нарасимха
Область персидский, египетский и греческий

Сфинкс ( / s f ɪ ŋ k s / SFINKS ; древнегреческий : σφίγξ , произносится [spʰíŋks] ; беотийский : φίξ , латинизированный : phíx , произносится [pʰíːks] ; пл.   сфинксы или сфинги ) — мифическое существо с головой человека, телом льва и крыльями орла.

В греческой традиции сфинкс — коварное и беспощадное существо с головой женщины, бедрами льва и крыльями птицы . Согласно греческому мифу, она бросает вызов тем, кто сталкивается с ней, чтобы ответить на загадку , а также убивает и съедает их, когда им не удается разгадать загадку. [1] Эта смертоносная версия сфинкса появляется в мифе и драме об Эдипе . [2]

В египетской мифологии , напротив, сфинкс обычно изображается как человек ( андросфинкс ( древнегреческий : ανδρόσφιγξ )), и рассматривается как доброжелательное олицетворение силы и свирепости, обычно фараона . В отличие от греческих или левантийских/месопотамских сфинксов, египетские сфинксы не были крылатыми.

И греческие, и египетские сфинксы считались стражами, и их статуи часто украшали входы в храмы. [3] В эпоху Возрождения сфинкс пережил значительное возрождение в европейском декоративном искусстве. В этот период изображения сфинкса изначально были похожи на древнеегипетскую версию, но когда позже они были экспортированы в другие культуры, сфинкс часто воспринимался совершенно иначе, отчасти из-за различных переводов описаний оригиналов, а отчасти в результате эволюции. концепции, поскольку она была интегрирована в другие культурные традиции. [ нужна ссылка ]

Однако изображения сфинкса обычно ассоциируются с величественными архитектурными сооружениями, такими как королевские гробницы или религиозные храмы.

Этимология

[ редактировать ]

Слово сфинкс происходит от греческого Σφίγξ, связанного народной этимологией с глаголом σφίγγω ( сфинго ), означающим «сжимать», «сжимать». [4] [5] Это название может быть получено из-за того, что львы убивают свою добычу путем удушения, кусая жертву за горло и удерживая ее до тех пор, пока она не умрет. Однако историк Сьюзан Уайз Бауэр предполагает, что слово «сфинкс» было вместо греческого искажения египетского имени «шесепанх», которое означало «живой образ», и относилось скорее к статуе сфинкса, вырезанной из « живой камень» (скала, представлявшая собой примыкающую часть каменного тела Земли, оформленную, но не оторванную от своего первоначального источника), чем самому зверю. [6]

Большой Сфинкс в Гизе Великой пирамиды . на фоне
Львиноголовая богиня — это богиня-лев в человеческом обличии, а царский сфинкс, наоборот, — человек, принявший облик льва. Генри Фишер [7] [8]

Самый большой и самый известный сфинкс — Большой Сфинкс Гизы , расположенный на плато Гизы , рядом с Великими пирамидами Гизы, на западном берегу реки Нил и обращенный на восток ( 29 ° 58'31 "N 31 ° 08'15" E  /  29,97528 ° N 31,13750 ° E  / 29,97528; 31.13750 ). Сфинкс расположен к юго-востоку от пирамид. Хотя дата его постройки достоверно не известна, египтологи сходятся во мнении, что голова Большого Сфинкса имеет подобие фараона Хефрена , датируя его периодом между 2600 и 2500 годами до нашей эры. Тем не менее, незначительное меньшинство геологов конца 20-го века заявило о доказательствах водной эрозии внутри и вокруг ограды Сфинкса, что доказывает, что Сфинкс возник до Хафра, примерно в 10 000–5 000 годах до нашей эры, и это утверждение иногда называют водной эрозией Сфинкса. гипотеза , но которая не имеет особой поддержки среди египтологов и противоречит другим доказательствам. [9]

Какие имена дали этим статуям их строители , неизвестно. На месте Великого Сфинкса в надписи 1400 г. до н.э. на стеле , принадлежащей 18-й династии фараону Тутмосу IV, перечислены имена трех аспектов местного солнечного божества того периода, Хепера - Ре - Атума . Головы многих фараонов были вырезаны на статуях-хранителях их гробниц, чтобы показать их тесную связь с могущественным солнечным божеством Сехмет , львицей. Помимо Большого Сфинкса, среди других известных египетских сфинксов есть один с головой фараона Хатшепсут с ее изображением, вырезанным в граните , который сейчас находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, и алебастровый Сфинкс Мемфиса , в настоящее время находящийся на территории на этом месте музей под открытым небом. Тема была расширена, чтобы сформировать большие аллеи сфинксов-хранителей, выстилающих подходы к гробницам и храмам, а также служащих деталями на опорах лестничных пролетов к очень величественным комплексам. Девятьсот сфинксов с бараньими головами (криосфинксы), которые, как полагают, олицетворяют Амона. , были построены в Фивах , где его культ был наиболее силен. В Карнаке перед каждым криосфинксом стоит статуя фараона в полный рост. Задачей этих сфинксов было сдерживать силы зла. [10]

Большой Сфинкс стал эмблемой Египта, часто появляясь на его марках, монетах и ​​официальных документах. [11]

был обнаружен известняковый сфинкс В марте 2023 года в храмовом комплексе Дендеры . Считается, что этот сфинкс, который изображен с легкой ухмылкой и ямочками на ямочках, выполнен по образу римского императора Клавдия . [12]

Ла Гранха , Испания, середина 18 века.

Возрожденного маньеристского сфинкса конца 15 века иногда называют «французским сфинксом». Ее голова с прической стоит прямо, а грудь у нее как у молодой женщины. она носит ушные капли и жемчуг Часто в качестве украшений . Ее тело натуралистично изображено в виде лежащей львицы. Такие сфинксы были возрождены, когда гроты или «гротескные» украшения раскопанного Domus Aurea Нерона , в конце 15-го века в Риме были обнаружены и она была включена в классический словарь арабесковых рисунков, которые распространились по всей Европе в гравюрах в 16-м веке. и 17 вв. Сфинксы были включены в убранство лоджии Ватиканского дворца мастерской Рафаэля ( 1515–20), обновившей лексику римского гротеша .

Первые появления сфинксов во французском искусстве происходят в школе Фонтенбло в 1520-х и 1530-х годах, и она продолжает стиль позднего барокко французского Режанса (1715–1723). Из Франции она распространилась по всей Европе, став постоянным элементом декоративной скульптуры на открытом воздухе в дворцовых садах 18-го века, например, в Верхнем дворце Бельведер в Вене , парке Сан-Суси в Потсдаме , Ла-Гранхе в Испании, дворце Браницких в Белостоке или Примеры позднего рококо на территории португальского национального дворца Келуш (возможно, 1760-х годов) с ершами и одетыми сундуками, заканчивающимися небольшой накидкой.

Ласки (1896) Фернана Кнопфа , символистское изображение Эдипа и Сфинкса. [13]

Сфинксы — особенность неоклассического внутреннего убранства Роберта Адама и его последователей, возвращающаяся ближе к раздетому стилю гротов . Они имели равную привлекательность для художников и дизайнеров течений романтизма и последующего символизма XIX века. Большинство из этих сфинксов отсылают к греческому сфинксу и мифу об Эдипе , а не к египетскому, хотя у них может не быть крыльев.

Декадентское движение , европейское движение, которое было связано с понятием «декадентства» примерно в 1890-х годах. [14] обращается к основной идее поиска красоты в упадке цивилизации в форме жутких или табуированных тем. [15] например, сфинкс. Мотив сфинкса также может быть связан с мотивом фигуры «роковой женщины» в декадентских текстах, в которых типично женская фигура или животное соблазняет и убивает мужчин. «Роковая женщина» используется для обозначения упадка или разложения, начиная от извращений, смерти, проституции и других табу викторианского общества. [16]

Дебора Баркер обсуждает это в книге «Загадка Сфинкса: История Ависа Элизабет Стюарт Фелпс». [17] как художник Авис использовал Сфинкса как изображение того, чем на самом деле были женщины девятнадцатого века. Авис думала, что она могла бы преодолеть предрассудки, возникшие из-за ее пола и расы, через Сфинкса, чтобы показать, насколько она художница, используя логику западной культуры, а также визуальное распознавание и классификацию. Наполеон, с другой стороны, считал Сфинкса олицетворением созданной им империи, в то время как отец Ависа Гегель Добелл считал, что Сфинкс представляет собой всего лишь идею.

Оскар Уайльд, известный писатель-декадент, использовал этот мотив в своем стихотворении «Сфинкс». [18] Само стихотворение устанавливает связь между Сфинксом и французами из-за основного социального упадка, такого как крах Французской империи. [14] Уайльд описывает сфинкса как своего рода полукошку-полуженщину, которая связана со многими мифологическими событиями, обычно происходящими в Египте и Греции, а также с тем, как загадочное существо окружено похотью и смертью. Писатель Джеймс Томсон, как и Уайльд, также использует мотив сфинкса в своем стихотворении «Город страшной ночи». [19] Стихотворение вращается вокруг изолированного и тревожного человека, который бегает по городу, его тревога и страхи принимают персонифицированный образ грандиозного зверя, имеющего облик дракона и льва. Хотя это и не указано по сути, зверь, скорее всего, представляет собой декадентскую форму сфинкса из-за его внешнего вида и величественной природы.

В бронзовом веке эллины имели торговые и культурные контакты с Египтом. Еще до того, как Александр Македонский греческое название « сфинкс ». оккупировал Египет, к этим статуям уже применялось [ нужна ссылка ] Историки и географы Греции, такие как Геродот, много писали о египетской культуре.

В греческой мифологии был одинокий сфинкс , уникальный демон разрушения и невезения. Аполлодор описывает сфинкса как имеющего женское лицо, тело и хвост льва и крылья птицы. [20] Плиний Старший упоминает, что в Эфиопии обитает множество сфинксов с каштановыми волосами и грудью. [21] подтверждено археологами XX века. [22] Статиус описывает ее как крылатое чудовище с бледными щеками, глазами, запятнанными порчей, перьями, запекшимися запекшейся кровью, и когтями на бледных руках. [23] Иногда крылья указывают как орлиные , а хвост — как змееголовый . [ нужна ссылка ] Согласно Гесиоду , Сфинкс был дочерью Ортра и неизвестной она — то ли Химера , то ли Ехидна , то ли Кето . [24] По словам Аполлодора [20] и Ласус , [25] она была дочерью Ехидны и Тифона .

Сфинкс был эмблемой древнего города-государства Хиос и появлялся на печатях и лицевой стороне монет с VI века до нашей эры до III века нашей эры. [26]

Загадка Сфинкса

[ редактировать ]

Говорят, что Сфинкс охранял вход в греческий город Фивы, задавая загадку путешественникам , чтобы позволить им пройти. Точная загадка, которую задал Сфинкс, не была указана ранними рассказчиками мифа и не была стандартизирована как загадка, приведенная ниже, до позднего периода греческой истории. [27]

Сфинкс Наксосский на 12,5-метровой ионической колонне , Дельфы , 560 г. до н.э. (реконструкция)

В позднейших преданиях говорилось, что Гера или Арес отправила Сфинкса с ее эфиопской родины (греки всегда помнили иноземное происхождение Сфинкса) в греческие Фивы , где она задавала всем прохожим самую известную загадку в истории: «У какого существа есть одна голос и все же становится четвероногим, двуногим и трехногим?» Она душила и пожирала каждого, кто не мог ответить. Эдип решил загадку, ответив: «Человек, который в детстве ползает на четвереньках, затем, будучи взрослым, ходит на двух ногах, а в старости пользуется тростью». [20] В некоторых менее значительных отчетах [28] была вторая загадка: «Есть две сестры: одна рожает другую, а она, в свою очередь, рожает первую. Кто эти две сестры?» Ответ: «день и ночь» (оба слова — ἡμέρα и νύξ соответственно — в древнегреческом языке женского рода). Эта вторая загадка также встречается в гасконской версии мифа и может быть очень древней. [29]

Побежденная, наконец, Сфинкс бросилась со своей высокой скалы и умерла; [30] или, в некоторых версиях, ее убил Эдип. [31] Альтернативная версия гласит, что она сожрала себя. [ нужна ссылка ] Таким образом, в обоих случаях Эдипа можно признать « лиминальной » или пороговой фигурой, помогающей осуществить переход между старыми религиозными практиками, представленными смертью Сфинкса, и появлением новых, олимпийских богов. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

В Жаном Кокто пересказе легенды об Эдипе «Адская машина » Сфинкс подсказывает Эдипу ответ на загадку, чтобы покончить с собой, чтобы ей больше не пришлось убивать, а также заставить его полюбить ее. Он уходит, так и не поблагодарив ее за ответ на загадку. Сцена заканчивается, когда Сфинкс и Анубис возвращаются на небеса.

Существуют мифические, антропологические, психоаналитические и пародийные интерпретации Загадки Сфинкса и ответа Эдипа на нее. Зигмунд Фрейд описывает «вопрос о том, откуда берутся дети» как загадку Сфинкса. [32]

Во многих книгах загадок изображение Сфинкса используется в названии или на иллюстрациях. [33]

Природное скальное образование Сфинксул в горах Бучеджи

Сфинксул — это природное скальное образование в природном парке Бучеджи , расположенном в горах Бучеджи в Румынии. Это скальное образование названо в честь своего сходства со Сфинксом Гизы и расположено на высоте 2216 метров (7270 футов) внутри комплекса скальных образований Бабеле. [34] [35]

Буддийский сфинкс на воротах ступы , Бхархут , I век до н.э. [36]

Составное мифологическое существо с телом льва и головой человека присутствует в традициях, мифологии и искусстве Южной и Юго -Восточной Азии . [37] Известен по-разному как пурушамрига (санскрит, «человек-животное»), пурушамиругам (тамильский, «человек-животное»), наравирала (санскрит, «человек-кошка») в Индии или как нара-симха (санскрит, «человек-лев»). «) в Шри-Ланке манусиха или мануттиха (палийское «человек-лев») в Мьянме и норасингха (от пали «человек-лев», вариант санскритского «нара-симха») или теп норасингха («человек — львиное божество»), или Нора Наир в Таиланде. Хотя, как и у «нара-симхи», у него/нее голова льва, а тело человека.

В отличие от сфинксов в Египте, Месопотамии и Греции, традиции которых в значительной степени утеряны из-за разрыва цивилизации, [38] традиции, связанные с «азиатскими сфинксами», живы и сегодня. Самые ранние художественные изображения «сфинксов» с южноазиатского субконтинента в некоторой степени находятся под влиянием эллинистического искусства и письменности. [39] Они родом из периода, когда буддийское искусство подверглось эллинистическому влиянию . можно увидеть многочисленных сфинксов На воротах ступы Бхархут , датируемых I веком до нашей эры. [36]

В Южной Индии «сфинкс» известен как пурушамрига (санскрит) или пурушамиругам (тамильский), что означает «человек-животное». Его можно найти в скульптурном искусстве в храмах и дворцах, где он служит апотропной цели, так же, как и «сфинксы» в других частях древнего мира. [40] Согласно традиции, это делается для того, чтобы загладить грехи преданных, когда они входят в храм, и предотвратить зло в целом. Поэтому его часто можно найти в стратегическом месте на гопураме или воротах храма, или возле входа в святилище .

Мужской пурушамрига или индийский сфинкс, охраняющий вход в храм Шри Шивы Натараджи в Чидамбараме.

Пурушамрига играет важную роль в ежедневных и ежегодных ритуалах индуистских храмов Южной Индии. В ритуале Шодхаша-Упакаара (или шестнадцати почестей), который проводится от одного до шести раз в важные священные моменты дня, он украшает одну из ламп Дипаарадханы или церемонии ламп. А в некоторых храмах пурушамрига также является одним из ваханы , или колесниц божества во время процессий Брахмотсавы , или праздника.

В районе Каньякумари , на самой южной оконечности Индийского субконтинента, в ночь Маха Шиваратри преданные пробегают 75 километров, посещая и поклоняясь двенадцати храмам Шивы. Этот Шива Оттам или Бег за Шивой совершается в память об истории гонки между Пурушамиругамом и Бхимой , одним из Пандавов индуистского эпоса Махабхарата .

Индийская концепция сфинкса, наиболее близкая к классической греко-римской идее, — это Шарабха и Гандабхерунда, два мифических существа, частично лев, частично человек, частично млекопитающее и частично птица, а также форма Шарабхи бог Шива , которую принял и сражался с ней. с богом Вишну в роли Нарасимхи и Шивой в роли Шарабхи, он был убит Вишну в образе Гандабхерунды в форме Нарасимы, когда Нарасима убил Хираньякашипу .

В Шри- и Индии Ланке [ нужна ссылка ] сфинкс известен как Нарасимха или человек-лев. Как сфинкс, он имеет тело льва и голову человека, и его не следует путать с Нарасимхой , четвертым воплощением божества Вишну ; этот аватара или воплощение Вишну имеет человеческое тело и голову льва, а Вишну, как Нарасима, убил Хираньякашипу. «Сфинкс» Нарасимха является частью буддийской традиции и выполняет функцию хранителя северного направления, а также изображался на знаменах.

Бирманское изображение Манусихи

В Бирме ( Мьянма ) статуя, похожая на сфинкса, с человеческой головой и двумя задними конечностями льва, известна как Мануссиха ( манутиха ). Его изображают по углам буддийских ступ , а легенды о нем рассказывают, как он был создан буддийскими монахами, чтобы защитить новорожденного королевского младенца от пожирания людоедами .

Нора Наир, Норасингха и Тхеп Норасингха — три имени, под которыми «сфинкс» известен в Таиланде . Их изображают как прямоходящих существ с нижней частью тела льва или оленя и верхней частью человеческого тела. Часто они встречаются парами самка-самец. И здесь сфинкс выполняет защитную функцию. Его также причисляют к мифологическим существам, населяющим хребты священной горы Химапан . [41]

Японская литература

[ редактировать ]

Джорджио Амитрано в романах Мураками Харуки и в других произведениях современной японской литературы Отголоски древнегреческих мифов [42] исследует, как Харуки Мураками » « Кафка на берегу разделяет тематические элементы декаданса с мифом об Эдипе, и проводит параллель с путешествием главного героя к самопознанию. Мотив Сфинкса, присутствующий в романе, основан на загадочном существе по замыслу Мураками, Осиме: загадочном, всемогущем существе, главный герой которого борется с концепцией бессмысленного существования, в свою очередь, в поисках аутентичности, отключаясь от социальных условностей богатства и статус. Он проверяет стойкость характеров главных героев романа с помощью серии тестов, которые могут бросить вызов их восприятию истины относительно их существования.

Бирманская литература

[ редактировать ]

Лоуэлл Эдмундс « Эдип в Бирме» [43] представляет собой исследовательский взгляд на миф об Эдипе в бирманской литературе и культуре. В сказке «Паук и дракон» используются схожие мотивы из греческого мифа, чтобы исследовать путь Паука, главного героя, к судьбе и выполнять квесты, необходимые для победы над драконом: мотив Сфинкса. Используя интеллект, смелость и решимость, Паук побеждает дракона, но не раньше, чем столкнется с последствиями знаний, которые он приобрел в своем путешествии. Декадентские темы судьбы, судьбы, трагедии, тайны и идентичности проявляются в бирманских адаптациях греческих мифов, в данном случае это Эдип и Сфинкс.

Масонство

[ редактировать ]
Сфинкс принят в качестве эмблемы масонской архитектуры.

Образы сфинкса исторически были приняты в масонской архитектуре и символике. [44]

У египтян сфинксы ставились у входа в храмы, чтобы охранять их тайны, предупреждая тех, кто проникает внутрь, что им следует скрывать знание о них от непосвященных. Шампольон говорил, что сфинкс последовательно стал символом каждого из богов. Размещение сфинксов выражало идею о том, что все боги были скрыты от людей и что знания о них, охраняемые в святилищах, открывались только посвященным.

В качестве масонской эмблемы сфинкс был принят как символ тайны и поэтому часто встречается в качестве украшения, вырезанного перед масонскими храмами или выгравированного в начале масонских документов. [45]

Подобные гибридные существа

[ редактировать ]

С кошачьими чертами

[ редактировать ]

Без кошачьих черт

[ редактировать ]
  • В древней Ассирии барельефы быков- шеду с коронованными бородатыми головами царей охраняли входы в храмы.
  • Многие греческие мифологические существа, являющиеся архаическими пережитками предыдущих мифологий по отношению к классической олимпийской мифологии, такие как кентавры , подобны Сфинксу.

См. также

[ редактировать ]

Подобные гибридные существа

  • Лупул Дачич или голова волка с телом змеи, священный символ даков, древних жителей современной Румынии.
  • Анзу (старое чтение: Зу), месопотамское чудовище.
  • Химера , гибридное чудовище из греческой мифологии.
  • Кентавр и Ихтиокентавр , греческий гибрид лошади и человека или гибрид лошади, человека и рыбы.
  • Кокатрис , змея с головой и ногами петуха и крыльями летучей мыши
  • Дракон , европейское и восточноазиатское мифическое существо, похожее на рептилию.
  • Грифон или гриффон, гибрид льва и птицы.
  • Гарпия , греко-римский мифологический монстр-птица с женским лицом.
  • Сирена , греко-римское мифическое существо, сочетающее в себе черты женщины и птицы, часто женскую голову и грудь и птичье тело.
  • Ламассу , ассирийское божество, гибрид быка, льва, орла и человека.
  • Гиппогриф , полуорел, полуконь.
  • Мантикора , персидское чудовище с телом льва и головой гуманоида.
  • Нуэ , японское легендарное существо
  • Пегас — крылатый жеребец в греческой мифологии.
  • Феникс , самовосстанавливающаяся птица в греческой мифологии.
  • Пиксиу или Пи Яо, китайское мифическое существо
  • Цилинь , китайско-восточноазиатское мифическое гибридное существо.
  • Сатир , или Фавн , греческое или римское мифическое существо, наполовину человек, наполовину козел.
  • Шарабха , индуистская мифология: гибрид льва и птицы.
  • Симург , иранское мифическое летающее существо.
  • Сирин , русское мифологическое существо, полуженщина-полуптица.
  • Снежный лев — тибетское мифологическое небесное животное.
  • Яли , индуистский мифологический гибрид льва, слона и лошади.
  • Зиз , гигантская птица, похожая на грифона, в еврейской мифологии.
  • Комаину сравнит его использование в японской культуре.
  • Чинтите подобные статуи львов в Бирме, Лаосе и Камбодже.
  • Похожие статуи льва Шисы на островах Рюкю
  • Нянь для сравнения с похожим, но рогатым мифическим зверем (единорогом).
  • Хэтаэ для сравнения с аналогичными львиными статуями в Корее .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Лекция доктора Дж. об Эдипе и Сфинксе» . People.hsc.edu . Проверено 15 мая 2014 г.
  2. ^ Каллич, Мартин. «Эдип и Сфинкс». Эдип: миф и драма. Нп: Вестерн, 1968. Н. с. Распечатать.
  3. ^ Стюарт, Десмонд. Пирамиды и Сфинкс. [Sl]: Newsweek, США, 72. Печать.
  4. ^ Запись σφίγγω в LSJ См. Бекс, 2010: 1431-2.
  5. ^ Обратите внимание, что γ принимает звук «нг» перед γ и ξ.
  6. ^ Бауэр, С. Уайз (2007). История Древнего мира . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., стр. 110–112 . ISBN  978-0-393-05974-8 .
  7. ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2003). Полное собрание богов и богинь Древнего Египта . Лондон: Темза и Гудзон. п. 28. ISBN  978-0-500-05120-7 .
  8. Фото: Большой Сфинкс перед расчисткой, Архив Бруклинского музея.
  9. ^ Брайан Даннинг (2019). [1] Подкаст Skeptoid , серия 693 «Эра Сфинкса».
  10. ^ Струдвик, Хелен (2006). Энциклопедия Древнего Египта . Нью-Йорк: Sterling Publishing Co., Inc., стр. 254–255. ISBN  978-1-4351-4654-9 .
  11. ^ Режье, Уиллис Гот. Книга Сфинкса (Линкольн: Университет Небраски, 2004), 54, 59, 177.
  12. ^ Кута, Сара (8 марта 2023 г.). «Статуя улыбающегося сфинкса, обнаруженная в Египте» . Смитсоновский журнал . Проверено 3 апреля 2023 г.
  13. ^ Королевские музеи изящных искусств Бельгии (2017). «Ласки» . Google Искусство и культура. [ мертвая ссылка ]
  14. ^ Перейти обратно: а б Гольдфарб, Рассел М. (1962). «Поздний викторианский декаданс» . Журнал эстетики и художественной критики . 20 (4): 369–373. дои : 10.2307/427899 . ISSN   0021-8529 . JSTOR   427899 .
  15. ^ Аткинсон, Талли (2003). «Сфинкс: декадентская поэма Уайльда и ее место в письмах «Fin-De-Siècle»» . Уайлдин (23): 44–54. ISSN   1357-4949 . JSTOR   45270114 .
  16. ^ Люйтикайнен, Пирьо (2003). Меняющиеся сцены: встречи между европейским и финским Fin de Siècle (PDF) . Финское литературное общество. стр. 12–30. ISBN  978-952-222-990-8 .
  17. ^ Баркер, Дебора (январь 1998 г.). «Загадка Сфинкса: История Ависа Элизабет Стюарт Фелпс» . Лит.: Теория интерпретации литературы . 9 (1): 31–64. дои : 10.1080/10436929808580211 . ISSN   1043-6928 .
  18. ^ « Сфинкс» Оскара Уайльда . victorianweb.org . Проверено 13 марта 2024 г.
  19. ^ Фонд, Поэзия (12 марта 2024 г.). «Город ужасной ночи Джеймса Томсона (Биши Ванолис)» . Фонд поэзии . Проверено 13 марта 2024 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б с Аполлодор , Библиотека Аполлода. 3.5.8
  21. ^ Плиний Старший, Естественная история 8.30
  22. ^ с. 5,6,2 Фаттович, Родольфо. «Заметки о доаксумском периоде в северной Эфиопии». Журнал эфиопских исследований 23 (1990): 1-33.
  23. Статиус, Фиваида, 2.496.
  24. ^ Гесиод , Теогония 326–327 . Кто подразумевается под матерью, неясно, проблема возникает из-за двусмысленного референта местоимения «она» в строке 326 «Теогонии» , см. Клэй, с.159, примечание 34 ; Большинство, с. 29 н. 20 ; Ганц, стр. 23–24.
  25. ^ Ласус фр. 3, на греческой лире II
  26. ^ Сир, Дэвид (2010). Греческие императорские монеты и их стоимость – Местные чеканки Римской империи . Набу Пресс. п. xiv.
  27. ^ Эдмундс, Лоуэлл (1981). Сфинкс в легенде об Эдипе . Кенигштайн-им-Таунус: Роща. ISBN  3-445-02184-8 .
  28. ^ Грималь, Пьер (1996). Словарь классической мифологии . пер. А. Р. Максвелл-Хислоп. Издательство Блэквелл. ISBN  0-631-20102-5 . (запись «Эдип», стр. 324)
  29. ^ Жюльен д'Юи (2012). Аквитания на пути к Эдипу? Сфинкс как доисторический мотив. Бюллетень SERPE , 61: 15–21.
  30. ^ Аполлод. 3.5.8
  31. ^ "Сфинкс" Хорнблауэр, Саймон (2012). Оксфордский классический словарь . Энтони Спофорт, Эстер Эйдиноу. Издательство Оксфордского университета.
  32. ^ «Автобиографическое исследование», Зигмунд Фрейд, WW Norton & Company, 1963, стр.39
  33. Режье, Книга Сфинкса , глава 4.
  34. ^ «Сфинкс из гор Бучеджи» . Travelworld.ro . Проверено 13 марта 2017 г.
  35. ^ Луиза Мактиг, изд. (2014). «Природный парк Бучеджи» . Природный флип . Проверено 17 июня 2014 г. Широта: 45,382416. Долгота: 25,449116. О природном парке Бучеджи: Природный парк Бучеджи расположен на юге центральной части Румынии, в горах Бучеджи, его общая площадь составляет 325 км2. 2 (125 квадратных миль). Половина приходится на округ Дымбовица, а остальная часть относительно поровну разделена между Праховой и Брашовом. Неудивительно, что, учитывая его расположение, это горный ландшафт с пещерами, каньонами, воронками, долинами и водопадами, а также лугами и лесами. Важными особенностями являются Бабеле (Старухи) и Сфинкс.
  36. ^ Перейти обратно: а б «На воротах Бхархута встречаются всевозможные сфинксы» Косамби, Дамодар Дхармананд (2002). Комбинированные методы в индологии и других трудах . Издательство Оксфордского университета. п. 459. ИСБН  9780195642391 .
  37. ^ Дикшитар, Раджа. «Открытие антропоморфного льва в индийском искусстве». в Марге. Журнал искусств . 55/4, 2004, с.34-41; Сфинкс Индии .
  38. ^ Демиш, Хайнц (1977). Сфинкс. История их представительства от начала до наших дней . Штутгарт. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  39. ^ Паттанаик, Девдатт (14 марта 2024 г.). «Пуруша-мрига и другие фантастические звери» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 22 июня 2024 г.
  40. ^ Демиш, Хайнц (1977). Сфинкс. История их представительства от начала до наших дней . Штутгарт. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  41. ^ «Тхеп Норасри» . Химмапан.com . Проверено 15 мая 2014 г.
  42. ^ «Отголоски древнегреческих мифов в романах Мураками Харуки и других произведениях современной японской литературы» , Древнегреческий миф в мировой художественной литературе с 1989 года , Bloomsbury Academic, 2016, doi : 10.5040/9781474256278.ch-006 , ISBN  978-1-4742-5627-8 , получено 13 марта 2024 г.
  43. ^ Эдмундс, Лоуэлл (1996). «Эдип в Бирме» . Классический мир . 90 (1): 15–22. дои : 10.2307/4351896 . JSTOR   4351896 .
  44. ^ Фройнд, Чарльз Пол (5 ноября 1995 г.). «От сатаны до Сфинкса: масонские тайны карты округа Колумбия» . Вашингтон Пост . Проверено 15 ноября 2019 г. .
  45. ^ Тейлор, Дэвид А. «Масонский храм утраченного символа» . Смитсоновский институт . Проверено 16 ноября 2019 г.
  46. ^ «Дадестан-и Дениг, вопрос 90, пункт 4» .
  47. ^ «Меног-и Храд, глава 62» .
  48. ^ Тахери, Садреддин (2017). «Семиотика архетипов в искусстве Древнего Ирана и сопредельных культур» . Тегеран: Публикации Шура Афарина. Архивировано из оригинала 5 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  49. ^ Тахери, Садреддин (2013). «Гопат и Ширдал на Ближнем Востоке» . Журнал изобразительного искусства - изобразительного искусства . 17 (4 (зима 2013 г.)). Тегеран: Журнал Honarhay-e Ziba, Vol. 17, нет. 4. дои : 10.22059/jfava.2013.30063 .
  50. ^ «Новая жизнь человека-льва - Архив журнала археологии» . archive.archaeology.org . Проверено 16 ноября 2019 г.
  51. ^ Павсаний, Павсаний, Описание Греции, 9.21.4

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 183cab7a5d7207bd45c05d4a119191e5__1722779820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/18/e5/183cab7a5d7207bd45c05d4a119191e5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sphinx - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)