Катро Мец
Герой | |
---|---|
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
Праздник | 6 марта |
Святой Катро ( около 900–971) был монахом и настоятелем . Его жизнь записана в агиографии, написанной вскоре после его смерти монахом монастыря Святого Феликса в Меце , где Катро был аббатом. чудеса Катрою приписывались исцеления при его жизни, а после смерти его считали святым.
Помимо содержащейся в нем информации о событиях в Лотарингии и Германии , а также об отношениях того времени, жизнь Катро представляет особый интерес для историков, поскольку она проливает свет на южную Шотландию в 10 веке.
Происхождение
[ редактировать ]Один ключ к разгадке биографии Катро — его имя — также оказался камнем преткновения. В его Житии оно обычно пишется как Катро , но приводятся и другие формы, такие как Кадро (заголовок) и Кадро (3x), которые приближаются к тем, которые использовались позже в Меце ( Кадро , Кадро ). [ 1 ] Его биограф объясняет это как «солдат в стане(ах) Господнем» ( bellator in castris Dominis ). [ 2 ] Некоторые ученые предположили, что то, что континентальные монахи слышали и записывали, было бриттским , точнее, старокамбрикским именем, первый элемент которого представляет собой «битву» камбрикской кошки . [ 3 ] Однако, следуя примеру Джона Колгана, Дэвид Дамвилл отдает предпочтение гойдельской этимологии. Он указывает, что личное имя Catróe засвидетельствовано в старо- и среднеирландском языке и может быть объяснено как сложное слово, означающее «поле битвы» ( Cath , родственное валлийскому коту , + róe ). [ 4 ]
Катро родился около 900 года. Нил Макгиган предполагает, что он вырос в Данкелде или его окрестностях в Шотландии. [ 5 ] Его отца зовут Фочереах, дворянин, его матерью была Бания, происходившая из аналогичного происхождения. После рождения брата с гойдальным именем Маттадан Катро был воспитан своим дядей по отцовской линии Беаном (Святой Бин; было несколько гэльских святых с этим именем).
Паломничество
[ редактировать ]Бин отправил своего племянника учиться в Ирландию , в Арму , где тот, кажется, выучил латынь и греческий язык . Он вернулся в Шотландию, чтобы преподавать в монастыре своего дяди. Виженс убедил Катро покинуть Шотландию в качестве паломника. Агиограф сообщает нам, что «царь, правивший страной, по имени Константин , поспешил сдержать [Катрою]». Катро вошел в «дом блаженной Бригиты», предположительно монастырь святой Бригиты Килдэр в Абернети . «Некий аббат по имени Мэлодайр [Маэль Одран]» убедил короля Константина позволить Катрое уйти и помочь ему в его путешествии. «Тогда все с радостью оказали помощь золотом и серебром, одеждой и лошадьми, и они помчались [Катро] с Божьим благословением; и ведомый самим королем, он прибыл в землю камбрийцев ». Автор сообщает нам, что король Довенальд камбрийцами правил и что он был родственником Катро. Король сопровождал Катро в Лойдам Чивитатем (читается как Лидс или Карлайл ), «который является границей между камбрийцами и северянами».
В Йорке Катро, как утверждает писатель, приветствовал король Эрик , чья жена была родственницей Катро. Это проблематично, поскольку считается, что Эрик Кровавый Топор не правил Йорком во время путешествия, а жена Эрика Гуннхильд считалась норвежкой. [ 6 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Катро был настоятелем Валсорта в течение нескольких лет, пока Адельберо, епископ Меца , не [ 7 ] передал ему управление аббатством Святого Феликса в Меце . [ 8 ]
Агиография
[ редактировать ]Некий Усман (или Рейман, или Эриман) написал агиографию .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дэвид Дамвилл, «Святая Катро Мецкая». п. 172 н. 1.
- ^ § VI; Дэвид Дамвилл, «Святая Катроя Мецкая». п. 175 н. 18.
- ^ А.О. Андерсон, Ранние источники . п. lxxiii и 432 н. 2; Алан МакКуорри, «Катро», который также предполагает, что это имя было пиктским .
- ^ Дэвид Дамвилл, «Святая Катро Мецкая». п. 172 н. 1. Питер Э. Буссе, «Катро/Кадро», поддерживает кельтское происхождение на основе первого элемента, но остается агностиком по этому вопросу.
- ^ Макгиган, Нил (2021), Маэль Колуим III «Кенмор»: шотландский король одиннадцатого века , Джон Дональд, Эдинбург, стр. 28 и 427, ISBN 9781910900192
- ^ Клэр Даунхэм, "Эрик Кровавый топор?"
- ^ Адельберо I из Бара
- ^ Vite Columbae Адомнана и культ Colum Cille в континентальной Европе. Труды Королевской Ирландской академии, раздел C, том 98, 1998 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Рейманн или Усманн, аббат Де С. Кадро , изд. Джон Колган , Acta Sanctorum Hiberniae , Vol. 1. стр. 494 и далее; частично перепечатано У.Ф. Скином, «Хроники пиктов», «Хроники шотландцев» . стр. 106–116; ред. Болландисты Sanctorum , Acta . 1865. 1 марта 473-80 (неполное); ред. и тр. А.О. Андерсон, Ранние источники истории Шотландии, 500–1286 гг . н.э. (из издания Колгана, стр. 495–7). Полного перевода до сих пор не появилось.
- Андерсон, Алан Орр , Ранние источники истории Шотландии, 500–1286 гг. Н.э. , том 1. Перепечатано с исправлениями. Пол Уоткинс, Стэмфорд, 1990 год. ISBN 1-871615-03-8
- Буссе, Питер Э. «Катро / Кадро». В кельтской культуре. Историческая энциклопедия , под ред. Джон Кох. Том. 1. Санта-Барбара, 2006. 356.
- Даунэм, Клэр, «Эрик Кровавый топор - зарублен? Тайна последнего короля викингов Йорка», Medieval Scandia 14 (2004) 51–77.
- Дамвилл, Д.Н. «Святая Катро Мецкая и агиография экзотики». В исследованиях ирландской агиографии. Святые и ученые , изд. Джон Кэри, Мэр Герберт и Падрейг О Риан. Дублин, 2001. 172–88.
- МакКуорри, Алан, Святые Шотландии: Очерки истории шотландской церкви 450–1093 гг. н.э. Эдинбург: Джон Дональд, 1997. ISBN 0-85976-446-X
- МакКуорри, Алан. «Катро (900/01–971)». Оксфордский национальный биографический словарь . Oxford University Press, 2004. По состоянию на 27 января 2009 г.
- Пикард, Жан-Мишель (1998). Адомнана « Vite Columbae и культ Colum Cille в континентальной Европе» (PDF) . Труды Королевской Ирландской академии, раздел C, том 98 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2005 г. Проверено 30 сентября 2007 г.