Клодий Эзоп
Клодий (или Клавдий ) Эзоп был самым знаменитым трагическим актером Древнего Рима времен Цицерона , то есть I века до нашей эры, но даты его рождения и смерти неизвестны. Его имя, по-видимому, указывает на то, что он был вольноотпущенником какого-то представителя рода Клодиев . [ 1 ]
Цицерон был в дружеских отношениях и с Эзопом, и с Росцием , столь же выдающимся комическим актером, и не гнушался воспользоваться их наставлениями. Плутарх упоминает об этом, как сообщает Эзоп, что, изображая Атрея , обдумывающего, как ему отомстить Фиесту , актер настолько забылся в пылу действия, что ударил дубинкой и убил одного из слуг, пересекавших сцену. [ 1 ] [ 2 ]
Гораций и другие авторы поставили Эзопа на один уровень с Росцием. [ 3 ] Каждый был выдающимся в своей области; Росций в комедии в отношении действия и подачи ( pronuntiatio ) более стремителен; [ 4 ] Эзоп в трагедии оказался более весомым. [ 4 ] Эзоп приложил большие усилия, чтобы усовершенствовать себя в своем искусстве различными методами. Он старательно изучал проявление характера в реальной жизни; и когда происходило какое-нибудь важное судебное разбирательство, особенно, например, когда Гортензию предстояло выступать в суде, он постоянно присутствовал при этом, чтобы наблюдать и иметь возможность более правдиво изобразить чувства, которые действительно проявлялись в таких случаях. [ 5 ] Говорят, он никогда не надевал маску того персонажа, в котором ему предстояло играть, не посмотрев предварительно некоторое время внимательно на нее издалека, чтобы таким образом при исполнении сохранить свой голос и действие в совершенном соответствии с внешностью. он бы сделал это. [ 6 ] Возможно, этот анекдот может подтвердить мнение, что маски лишь недавно были введены в обычную драму в Риме и не всегда использовались даже для главных героев; [ 7 ] ибо, по словам Цицерона, Эзоп превосходил силу лица и огонь выражения, [ 8 ] чего, конечно, не было бы видно, если бы он выступал только в маске. [ 9 ]
Судя по всему отрывку из Цицерона и анекдотам, записанным об Эзопе, его игра характеризовалась главным образом сильной выразительностью и страстностью. В целом Цицерон называет его summus artifex и говорит, что он способен играть ведущую роль в реальной жизни не меньше, чем на сцене. [ 10 ] Не похоже, чтобы он когда-либо играл в комедии. Валерий Максим называет Эзопа и Росция «самыми искусными людьми в театральном искусстве», но это может просто означать театральное искусство в целом. [ 5 ] включая трагедию и комедию. [ 11 ] Фронто называет его Трагиком Эзопом . Однако из замечания Цицерона [ 12 ] казалось бы, характер Аякса был для него слишком трагичен. [ 13 ]
Подобно Росцию, Эзоп наслаждался близостью великого актера, который называет его noster Эзоп , [ 14 ] наш знакомый ; [ 15 ] и они, кажется, искали в обществе друг друга усовершенствований каждый в своем искусстве. Во время ссылки Цицерон получил множество ценных знаков дружбы Эзопа. В частности, однажды, исполняя роль Теламона , изгнанного из своей страны, в одной из пьес Луция Ацция , трагик своей манерой, умелым акцентом и случайной сменой слов добавил к очевидному реальность его чувств, и ему удалось побудить аудиторию применить все это к делу Цицерона, и тем самым он оказал ему более существенную услугу, чем могла бы оказать любая прямая защита самого себя. Весь дом аплодировал. [ 10 ] В другой раз вместо «Brutus qui libertatem civium stabiliverat» он заменил Туллия, и публика выразила свой энтузиазм, прозвучав на бис «тысячу раз». [ 10 ]
Время смерти Эзопа или его возраст не могут быть точно установлены; но во время открытия Театра Помпея в 55 г. до н. э. он, по-видимому, был пожилым, поскольку ранее считалось, что он ушел со сцены, и мы не слышим о его особенно деликатном характере: тем не менее, из отрывка, Судя по всему, причиной его выхода на пенсию было плохое здоровье или возраст. Однако тогда, в честь праздника, он появился снова; но как только он подходил к одной из самых выразительных частей, к началу клятвы, его голос подвел его, и он не смог довести речь до конца. Он, очевидно, был не в состоянии продолжать, так что любой с готовностью извинил бы его: то, чего, как следует из отрывка из «Цицерона», римская публика не сделала бы для обычных исполнителей. [ 16 ] Эзоп, хотя и далеко не бережлив, [ 17 ] заработал, как и Росций, огромное состояние благодаря своей профессии. Он оставил около 200 000 сестерциев своему сыну Клодию, который оказался глупым расточителем. [ 18 ] Говорят, например, что он взял ценную жемчужину из серьги Цецилии Метеллы. [ 20 ] растворил его в уксусе и выпил, [ 1 ] [ 18 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] любимый подвиг экстравагантной мономании в Риме. [ 24 ] Связь зятя Цицерона Публия Корнелия Долабеллы с той же дамой, несомненно, усилила огорчение, которое Цицерон чувствовал от распутных действий сына его старого друга. [ 25 ] [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Плутарх , Цицерон 5
- ^ Гораций , Эп . ii. 1. 82
- ^ Перейти обратно: а б Квинтилиан , Институт ораторского искусства xi. 3. §111
- ^ Перейти обратно: а б Валерий Максим , VIII. 10. §2
- ^ Спереди , автор Eloq. 5. 1, с. 37
- ^ Дикт. ант. св Персона
- ^ "Столько задора лиц и движений"
- ^ Цицерон , De Divinatione i. 37
- ^ Перейти обратно: а б с Цицерон, «Про секст». Росио Америае 56
- ^ Комп. игра на флейте , Плиний , Естественная история xvi. 36
- ^ Цицерон, De Officiiis i. 114
- ^ Комп. Тоскаланские вопросы ii. 17, iv. 25
- ^ реклама Fam. жить 1
- ^ Цюй. Брат я. 2, 4
- ^ Цицерон, Послания к знакомым VII. 1
- ^ Плиний, Naturalis Historia x. 72
- ^ Перейти обратно: а б Валерий Максим , ix. 1. §2
- ^ Радд, Найл , изд. (29 сентября 2005 г.). Сатиры Горация и Персия (ред. Rep Tra). Классика пингвинов . п. 125. ИСБН 978-0140455083 . Проверено 23 сентября 2017 г.
- ^ Обычно отождествляется с Цецилией Метеллой, женой Публия Корнелия Лентула Спинтера . [ 19 ]
- ^ Гораций , Сатиры ii. 3, 239
- ^ Макробий , Сатурналии II. 10
- ^ Плиний, Естественная история ix. 59
- ^ Сравните Светоний , Калигула 37; и Макробий, Сатурналии II. 13
- ^ Цицерон, Письма Аттикусу xi. 13
- ^ Аллен, Александр (1867), «Эзоп, Клодий» , в Смит, Уильям (редактор), Словарь греческой и римской биографии и мифологии , том. 1, стр. 48–49, заархивировано из оригинала 14 мая 2011 г. , получено 17 апреля 2006 г.
Атрибуции
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Эзоп, Клодий ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Аллен, Александр (1870). «Эзоп, Клавдий или Клодий» . Смит , Уильям (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . Том. 2. п. 48-49.