Jump to content

Феодоровская икона Божией Матери.

Оригинал иконы из Богоявленского монастыря в Костроме.

Феодоровская икона Божией Матери ( рус . Феодоровская икона Божией Матери ), также известная как Богоматерь Святого Феодора и Черная Дева Мария Русская покровительницей , является иконой- рода Романовых . Это одна из самых почитаемых икон в Верхнем Поволжье . Ее праздничные дни — 14 (27) марта и 29 августа.

Церковные знания

[ редактировать ]

Поскольку Феодоровская следует тому же византийскому типу Елеусы (Милостивая), что и Владимирская Богородица , благочестивые предания объявили ее копией этого знаменитого образа, якобы созданного святым Лукой . По-гречески Богородица означает «Богоносица». В начале XII века он хранился в старинной деревянной часовне недалеко от города Китежа. [ 1 ]

Считается, что до монгольского нашествия на Русь икона хранилась в монастыре близ города Городец -на- Волге . После того как монголы разграбили и сожгли город, икона исчезла и была признана пропавшей. [ 2 ]

Несколько месяцев спустя, 16 августа 1239 года, князь Василий Костромской забредал на охоту в лес. Пытаясь выбраться из чащи, он увидел икону, спрятанную среди еловых веток. Когда он протянул руку, чтобы прикоснуться к ней, икона таинственным образом поднялась в воздух. Благоговейный князь сообщил костромчанам о чуде, свидетелем которого он стал, и вернулся с толпой людей в лес. Они пали ниц перед иконой и молились Богородице . Икону перенесли в город и поместили в Успенском соборе. Вскоре после этого пожар уничтожил собор и большую часть его икон, но Феодоровскую нашли целой на третий день после пожара. [ 3 ]

Жители Городца, что на расстоянии к востоку от Костромы, узнали о чуде уцелевшей иконы в огне. В новообретенной иконе они узнали ту, которая раньше находилась в их храме. Церковные предания расходятся относительно того, почему икона была названа в честь святого Феодора Стратилата ( русский : Феодор Стратилат , Феодор Стратилат), не путать с Феодором Тиро . Одно из объяснений состоит в том, что во время отсутствия Василия в лесу несколько жителей Костромы утверждали, что видели явление святителя Феодора, пришедшего в город с иконой в руках. [ 2 ]

Свадебный подарок?

[ редактировать ]
XVI века Богоявленский монастырь в Костроме , где сегодня экспонируется икона.

Поскольку за свою историю икона несколько раз перезаписывалась, к моменту русской революции 1917 года образ практически исчез. Историки искусства расходятся во мнениях относительно того, когда и где была создана икона. Некоторые предполагают дату начала 11 века; другие датируют его началом XIV века. [ 4 ] На оборотной стороне Феодоровской находится изображение святой Параскевы — святой, почитание которой началось в Новгородской республике на рубеже XIII века.

Ученые полагают, что образ святой Параскевы одновременен образу Богородицы на другой стороне. Эта датировка, кажется, подтверждает новгородское происхождение иконы, поскольку только в XV веке почитание святой Параскевы распространилось на другие части страны. Благородное одеяние святителя может указывать на то, что икона предназначалась в качестве свадебного подарка царевне, покровительницей которой была святая Параскева. По мнению Василия Татищева , единственной такой княгиней, известной в Рюриковичей, была Александра Полоцкая, жена святого Александра Невского Новгородского роду .

Праздник святой Александры совпадает с праздником святой Параскевы (20 марта). В семье Рюриковичей было принято, чтобы жених дарил невесте икону, изображающую ее покровителя. [ 5 ] На этом основании византийский знаток Федор Успенский пришел к выводу, что Феодоровская была подарена Александром Невским своей жене по случаю их свадьбы в 1239 году. [ 6 ]

Если эта теория верна, почитаемый образ Богородицы мог быть заказан отцом Александра Ярославом II . [ 7 ] Его христианское имя было Феодор ( Феодор ), а его покровителем был Феодор Стратилат.

Причин появления иконы в Городце или Костроме могло быть несколько. Известно, что Александр Невский имел дворец в Городце и умер в этом городе.

Почитание

[ редактировать ]
Fyodorovskaya Church in Yaroslavl (1682-87).

Вплоть до 17 века икона была малоизвестна за пределами Городца и Костромы. был избран юноша Михаил Романов После 1613 года его слава распространилась, когда новым русским царем . Романов жил в Костроме со своей матерью Ксенией заставил , которую регент Борис Годунов «постричься» (уйти в монастырь и уйти от общественной жизни). Сначала монахиня посоветовала единственному сыну остаться в Костроме и отказаться от предложения шапки Мономаха или должности царя. [ 2 ] Она отметила, что три предыдущих царя были либо убиты, либо опозорены. Ксения благословила сына, подарив ему экземпляр Федоровской . Она просила икону защитить Михаила и его царственных потомков. Молодой царь взял копию с иконы с собой в Москву, где она стала считаться святой покровительницей династии Романовых . [ нужна ссылка ]

Помимо Костромы, Феодоровская почиталась в соседнем Ярославле , где можно найти одни из древнейших списков иконы. [ нужна ссылка ]

В 1681 году икона явилась во сне Ивану Плешкову, который был парализован на 12 лет. Ему было повелено поехать в Кострому, раздобыть список с иконы, привезти его в Ярославль и построить церковь для ее почитания. Как только он излечился от паралича, Плешков поручил Гурию Никитину , самому известному живописцу России XVII века, родом из Костромы, написать список чудотворной иконы. Федоровская церковь была построена для хранения иконы на средства простых людей. В трактате подробно рассказывается о ее строительстве и чудесах, приписываемых иконе в Ярославле. [ 8 ] Церковь была освящена 24 июля 1687 года. После того, как коммунисты разрушили Успенский собор Ярославля во время русской революции, Федоровская церковь служила собором города и Ростовской архиепархии , старейшей в России. Собор был восстановлен в 2005 году. [ нужна ссылка ]

Металлический хоругв (крестное знамя) Пресвятой Богородицы Феодора , Москва (1916).

Другой список иконы почитался в Городце, особенно после восстановления Феодоровского монастыря в начале XVIII века. К нему из Костромы привезли новый список иконы. Это изображение было помещено в золотую ризу, инкрустированную драгоценными камнями, чтобы соперничать с оригиналом своим роскошным убранством. Во время ежегодной Макарьевской ярмарки икону привезли для поклонения в Нижний Новгород . [ 9 ]

Западные христианки , вышедшие замуж за представителей Дома Романовых и принявшие православие, часто брали отчество Феодоровна в честь Феодоровской иконы. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Примеры включают две императрицы Марию Федоровну ( Софи Доротею Вюртембергскую и Дагмар Датскую ); две императрицы Александра Федоровна ( Аликса Гессенская и Рейнская и Шарлотта Прусские ); и великие княжны Анна Федоровна ( Юлиана Саксен-Кобург-Заальфельдская ), Виктория Федоровна ( Виктория Мелита Саксен-Кобург-Готская ) и Елизавета Федоровна ( Елизавета Гессенская и Рейнская ).

трехсотлетие династии Романовых В 1913 году, когда праздновалось , Николай II заказал копию Городецкой иконы, которую он поместил в Царском соборе Пресвятой Богородицы Феодора, построенном по проекту Владимира Покровского в Царском Селе. . Говорят, что у Николая II не могло быть копии с оригинального образа, потому что икона в Костроме настолько почернела, что изображение было почти не видно. [ нужна ссылка ] Это было истолковано как плохой знак для династии Романовых. Действительно, Романовы были свергнуты четыре года спустя во время русской революции.

В отличие от других великих икон России, Феодоровская не была передана в музей, поскольку изображение невозможно было разглядеть. Черная Богородица была передана секте обновленцев , которая восстановила ее в Москве в 1928 году. После роспуска секты в 1944 году икона вернулась к Русской Православной Церкви . Он поместил икону в знаменитой Воскресенской церкви на Низине в Костроме. В 1991 году икона была перенесена оттуда в возрожденный Богоявленский собор того же города. Недавно облаченная в новую ризу , икона до сих пор почитается в монастыре, примыкающем к собору. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ "Икона Божией Матери Святого Феодора", ПЦА.
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Феодоровская-Костромская икона Божией Матери», Русская Православная Церковь Преображения Господня, Балтимор, Мэриленд
  3. ^ For a complete list of the icon's purported miracles, see Сырцов В.А. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме . Kostroma, 1908.
  4. ^ See История русского искусства, том 1. Moscow, 1953.
    Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи . Moscow, 1993.
  5. ^ For instance, Boris of Volokolamsk ( Ivan III 's brother) presented to his bride, Princess Uliana Kholmskaya, an icon of St. Barbara, who was a likely patron-saint of the princess. See Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях , in Древнерусское искусство: Художественная культурa Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. Moscow, 1970.
  6. ^ Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей X-XVI вв. Moscow: Indrik, 2006. ISBN   5-85759-339-5 . Страницы 383-385.
  7. ^ Масленицын С.И. Икона "Богоматери Федоровской" 1239 г. , in Памятники культуры. Новые открытия 1976: Письменность, искусство, археология. Moscow, 1976. Maslenitsyn also argues that Yaroslav endowed the church of St. Theodore Stratelates in Kostroma.
  8. ^ Шабасова О.И. Литературная традиция: сказания об иконе Федоровской Богородицы , in Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. Вып. 2. Kostroma, 1997.
  9. ^ For details about the Gorodets copy, see История Федоровского Городецкого монастыря. Nizhny Novgorod, 2002 (reprint of the 1913 edition).
  10. ^ Адамс, Эми Синглтон; Шевзов, Вера (24 апреля 2018 г.). «Словарь; Феодоровская икона Божией Матери» . Обрамление Марии: Богородица в современной, революционной и постсоветской российской культуре . Издательство Корнельского университета. п. 319. ИСБН  978-1-5017-5700-6 .
  11. ^ Мартин, Рассел Э. (15 июня 2012 г.). Невеста для царя: смотры невест и брачная политика в России раннего Нового времени . Издательство Корнельского университета. п. 284, примечание 112. ISBN.  978-1-5017-5665-8 .
  12. ^ Хеллберг-Хирн, Елена (1998). Почва и душа: символический мир русскости . Олдершот; Брукфилд, Вермонт: Эшгейт. п. 77, примечание 9. ISBN  978-1-85521-871-0 .
  13. ^ Boev, A. K.; Feoktistov, Anatoly A. (2007). Russkie monastyri. Ural : Ekaterinburgskai︠a︡ i Verkhoturskai︠a︡ eparkhii︠a︡ . Novomoskovsk: Ocharovannyĭ strannik. p. 162. ISBN  978-5-93974-008-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1994046c7838541471ea0b670a158d4c__1721953920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/4c/1994046c7838541471ea0b670a158d4c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Feodorovskaya Icon of the Mother of God - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)