Феодоровская икона Божией Матери.
Феодоровская икона Божией Матери ( рус . Феодоровская икона Божией Матери ), также известная как Богоматерь Святого Феодора и Черная Дева Мария Русская покровительницей , является иконой- рода Романовых . Это одна из самых почитаемых икон в Верхнем Поволжье . Ее праздничные дни — 14 (27) марта и 29 августа.
Церковные знания
[ редактировать ]Поскольку Феодоровская следует тому же византийскому типу Елеусы (Милостивая), что и Владимирская Богородица , благочестивые предания объявили ее копией этого знаменитого образа, якобы созданного святым Лукой . По-гречески Богородица означает «Богоносица». В начале XII века он хранился в старинной деревянной часовне недалеко от города Китежа. [ 1 ]
Считается, что до монгольского нашествия на Русь икона хранилась в монастыре близ города Городец -на- Волге . После того как монголы разграбили и сожгли город, икона исчезла и была признана пропавшей. [ 2 ]
Несколько месяцев спустя, 16 августа 1239 года, князь Василий Костромской забредал на охоту в лес. Пытаясь выбраться из чащи, он увидел икону, спрятанную среди еловых веток. Когда он протянул руку, чтобы прикоснуться к ней, икона таинственным образом поднялась в воздух. Благоговейный князь сообщил костромчанам о чуде, свидетелем которого он стал, и вернулся с толпой людей в лес. Они пали ниц перед иконой и молились Богородице . Икону перенесли в город и поместили в Успенском соборе. Вскоре после этого пожар уничтожил собор и большую часть его икон, но Феодоровскую нашли целой на третий день после пожара. [ 3 ]
Жители Городца, что на расстоянии к востоку от Костромы, узнали о чуде уцелевшей иконы в огне. В новообретенной иконе они узнали ту, которая раньше находилась в их храме. Церковные предания расходятся относительно того, почему икона была названа в честь святого Феодора Стратилата ( русский : Феодор Стратилат , Феодор Стратилат), не путать с Феодором Тиро . Одно из объяснений состоит в том, что во время отсутствия Василия в лесу несколько жителей Костромы утверждали, что видели явление святителя Феодора, пришедшего в город с иконой в руках. [ 2 ]
Свадебный подарок?
[ редактировать ]Поскольку за свою историю икона несколько раз перезаписывалась, к моменту русской революции 1917 года образ практически исчез. Историки искусства расходятся во мнениях относительно того, когда и где была создана икона. Некоторые предполагают дату начала 11 века; другие датируют его началом XIV века. [ 4 ] На оборотной стороне Феодоровской находится изображение святой Параскевы — святой, почитание которой началось в Новгородской республике на рубеже XIII века.
Ученые полагают, что образ святой Параскевы одновременен образу Богородицы на другой стороне. Эта датировка, кажется, подтверждает новгородское происхождение иконы, поскольку только в XV веке почитание святой Параскевы распространилось на другие части страны. Благородное одеяние святителя может указывать на то, что икона предназначалась в качестве свадебного подарка царевне, покровительницей которой была святая Параскева. По мнению Василия Татищева , единственной такой княгиней, известной в Рюриковичей, была Александра Полоцкая, жена святого Александра Невского Новгородского роду .
Праздник святой Александры совпадает с праздником святой Параскевы (20 марта). В семье Рюриковичей было принято, чтобы жених дарил невесте икону, изображающую ее покровителя. [ 5 ] На этом основании византийский знаток Федор Успенский пришел к выводу, что Феодоровская была подарена Александром Невским своей жене по случаю их свадьбы в 1239 году. [ 6 ]
Если эта теория верна, почитаемый образ Богородицы мог быть заказан отцом Александра Ярославом II . [ 7 ] Его христианское имя было Феодор ( Феодор ), а его покровителем был Феодор Стратилат.
Причин появления иконы в Городце или Костроме могло быть несколько. Известно, что Александр Невский имел дворец в Городце и умер в этом городе.
Почитание
[ редактировать ]Вплоть до 17 века икона была малоизвестна за пределами Городца и Костромы. был избран юноша Михаил Романов После 1613 года его слава распространилась, когда новым русским царем . Романов жил в Костроме со своей матерью Ксенией заставил , которую регент Борис Годунов «постричься» (уйти в монастырь и уйти от общественной жизни). Сначала монахиня посоветовала единственному сыну остаться в Костроме и отказаться от предложения шапки Мономаха или должности царя. [ 2 ] Она отметила, что три предыдущих царя были либо убиты, либо опозорены. Ксения благословила сына, подарив ему экземпляр Федоровской . Она просила икону защитить Михаила и его царственных потомков. Молодой царь взял копию с иконы с собой в Москву, где она стала считаться святой покровительницей династии Романовых . [ нужна ссылка ]
Помимо Костромы, Феодоровская почиталась в соседнем Ярославле , где можно найти одни из древнейших списков иконы. [ нужна ссылка ]
В 1681 году икона явилась во сне Ивану Плешкову, который был парализован на 12 лет. Ему было повелено поехать в Кострому, раздобыть список с иконы, привезти его в Ярославль и построить церковь для ее почитания. Как только он излечился от паралича, Плешков поручил Гурию Никитину , самому известному живописцу России XVII века, родом из Костромы, написать список чудотворной иконы. Федоровская церковь была построена для хранения иконы на средства простых людей. В трактате подробно рассказывается о ее строительстве и чудесах, приписываемых иконе в Ярославле. [ 8 ] Церковь была освящена 24 июля 1687 года. После того, как коммунисты разрушили Успенский собор Ярославля во время русской революции, Федоровская церковь служила собором города и Ростовской архиепархии , старейшей в России. Собор был восстановлен в 2005 году. [ нужна ссылка ]
Другой список иконы почитался в Городце, особенно после восстановления Феодоровского монастыря в начале XVIII века. К нему из Костромы привезли новый список иконы. Это изображение было помещено в золотую ризу, инкрустированную драгоценными камнями, чтобы соперничать с оригиналом своим роскошным убранством. Во время ежегодной Макарьевской ярмарки икону привезли для поклонения в Нижний Новгород . [ 9 ]
Западные христианки , вышедшие замуж за представителей Дома Романовых и принявшие православие, часто брали отчество Феодоровна в честь Феодоровской иконы. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Примеры включают две императрицы Марию Федоровну ( Софи Доротею Вюртембергскую и Дагмар Датскую ); две императрицы Александра Федоровна ( Аликса Гессенская и Рейнская и Шарлотта Прусские ); и великие княжны Анна Федоровна ( Юлиана Саксен-Кобург-Заальфельдская ), Виктория Федоровна ( Виктория Мелита Саксен-Кобург-Готская ) и Елизавета Федоровна ( Елизавета Гессенская и Рейнская ).
трехсотлетие династии Романовых В 1913 году, когда праздновалось , Николай II заказал копию Городецкой иконы, которую он поместил в Царском соборе Пресвятой Богородицы Феодора, построенном по проекту Владимира Покровского в Царском Селе. . Говорят, что у Николая II не могло быть копии с оригинального образа, потому что икона в Костроме настолько почернела, что изображение было почти не видно. [ нужна ссылка ] Это было истолковано как плохой знак для династии Романовых. Действительно, Романовы были свергнуты четыре года спустя во время русской революции.
В отличие от других великих икон России, Феодоровская не была передана в музей, поскольку изображение невозможно было разглядеть. Черная Богородица была передана секте обновленцев , которая восстановила ее в Москве в 1928 году. После роспуска секты в 1944 году икона вернулась к Русской Православной Церкви . Он поместил икону в знаменитой Воскресенской церкви на Низине в Костроме. В 1991 году икона была перенесена оттуда в возрожденный Богоявленский собор того же города. Недавно облаченная в новую ризу , икона до сих пор почитается в монастыре, примыкающем к собору. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Икона Божией Матери Святого Феодора", ПЦА.
- ^ Перейти обратно: а б с «Феодоровская-Костромская икона Божией Матери», Русская Православная Церковь Преображения Господня, Балтимор, Мэриленд
- ^ For a complete list of the icon's purported miracles, see Сырцов В.А. Сказание о Федоровской Чудотворной иконе Божией матери, что в г. Костроме . Kostroma, 1908.
- ^ See История русского искусства, том 1. Moscow, 1953.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи . Moscow, 1993. - ^ For instance, Boris of Volokolamsk ( Ivan III 's brother) presented to his bride, Princess Uliana Kholmskaya, an icon of St. Barbara, who was a likely patron-saint of the princess. See Николаева Т.В. О некоторых волоколамских древностях , in Древнерусское искусство: Художественная культурa Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв. Moscow, 1970.
- ^ Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей X-XVI вв. Moscow: Indrik, 2006. ISBN 5-85759-339-5 . Страницы 383-385.
- ^ Масленицын С.И. Икона "Богоматери Федоровской" 1239 г. , in Памятники культуры. Новые открытия 1976: Письменность, искусство, археология. Moscow, 1976. Maslenitsyn also argues that Yaroslav endowed the church of St. Theodore Stratelates in Kostroma.
- ^ Шабасова О.И. Литературная традиция: сказания об иконе Федоровской Богородицы , in Вестник Костромского гос. пед. ун-та им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. Вып. 2. Kostroma, 1997.
- ^ For details about the Gorodets copy, see История Федоровского Городецкого монастыря. Nizhny Novgorod, 2002 (reprint of the 1913 edition).
- ^ Адамс, Эми Синглтон; Шевзов, Вера (24 апреля 2018 г.). «Словарь; Феодоровская икона Божией Матери» . Обрамление Марии: Богородица в современной, революционной и постсоветской российской культуре . Издательство Корнельского университета. п. 319. ИСБН 978-1-5017-5700-6 .
- ^ Мартин, Рассел Э. (15 июня 2012 г.). Невеста для царя: смотры невест и брачная политика в России раннего Нового времени . Издательство Корнельского университета. п. 284, примечание 112. ISBN. 978-1-5017-5665-8 .
- ^ Хеллберг-Хирн, Елена (1998). Почва и душа: символический мир русскости . Олдершот; Брукфилд, Вермонт: Эшгейт. п. 77, примечание 9. ISBN 978-1-85521-871-0 .
- ^ Boev, A. K.; Feoktistov, Anatoly A. (2007). Russkie monastyri. Ural : Ekaterinburgskai︠a︡ i Verkhoturskai︠a︡ eparkhii︠a︡ . Novomoskovsk: Ocharovannyĭ strannik. p. 162. ISBN 978-5-93974-008-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Феодоровская икона на сайте Русской Православной Церкви.