Ёсисуке Айкава
Ёсисуке Айкава | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 февраля 1967 г. Токио , Япония | ( 86 лет
Национальность | японский |
Другие имена | Гисуке Аюкава |
Род занятий | Предприниматель, Промышленник |
Известный | Основатель компаний Nissan и Isuzu. |
Ёсисуке Айкава (или Гисуке Аюкава ) ( 鮎川 義介 , Айкава Ёсисуке , 6 ноября 1880 — 13 февраля 1967) — японский предприниматель , бизнесмен и политик, известный как основатель и первый президент Nissan дзайбацу ( 1931–1945), один Японии из самых мощных бизнес-конгломератов во время Второй мировой войны .
Биография
[ редактировать ]Айкава родился на территории, которая сейчас является частью города Ямагути , префектура Ямагути . Его мать была племянницей генро периода Мэйдзи Иноуэ Каору . Он окончил инженерный факультет Токийского императорского университета в 1903 году и поступил на работу в компанию Сибаура Сейсакусё , предшественника компании Toshiba . [ 1 ]
Хотя его зарплата была очень низкой, Айкава сумел накопить достаточно, чтобы совершить поездку в Соединенные Штаты , где он изучал ковкого чугуна технологию . После своего возвращения в Японию при поддержке Иноуэ Каору и других бывших политиков Тёсю в парламенте Японии в 1909 году он основал литейный завод Тобата в Китакюсю . Сейчас компания известна как Hitachi Kinzoku (Hitachi Metals Company Ltd).
В 1928 году Айкава стал президентом компании Kuhara Mining Company (ныне Nippon Mining & Metals Company ), сменив на этом посту своего зятя Фусаносукэ Кухара , и создал холдинговую компанию под названием Ni hon San gyo, или Nissan сокращенно . Кухара сделал карьеру в политике, наладив связи с будущим премьер-министром Гийчи Танакой и другими политическими и военными лидерами, которые Айкава позже использовал в своих интересах. [ 2 ]
Во время бума на фондовом рынке, последовавшего за Маньчжурским инцидентом 1931 года , Айкава использовал возможность купить контрольные пакеты акций в 132 дочерних компаниях Nissan, чтобы создать новое дзайбацу , Nissan Group ( 日産コンツェルン , Nissan Kontserun , «Nissan Concern ») . В число компаний входили Nissan Motors , Isuzu , NEC Corporation , Nippon Mining Holdings Company , Nissan Chemicals, Hitachi , Nichiyu Corporation, Nichirei Corporation, Nissan Marine Insurance , Nissan Mutual Life Insurance и другие. В состав группы входили некоторые из наиболее технологически продвинутых компаний Японии того времени. [ 2 ]
В 1937 году по приглашению своего родственника Нобусуке Киси он переехал в Маньчжоу-Го японской Квантунской армии и согласился с видением синдикалистской экономики и плана централизованного промышленного развития Маньчжоу-Го. Он также перенес штаб-квартиру Nissan в Маньчжоу-Го, где она стала ядром Маньчжурской компании промышленного развития , нового дзайбацу Маньчжоу-Го .
В качестве президента и председателя Айкава руководил всеми промышленными усилиями в Маньчжоу-Го, реализуя в 1930-е годы два пятилетних плана, которые следовали экономическому и промышленному видению армейского идеолога Наоки Хосино . Однако Айкава отличался от первоначальной концепции Хосино тем, что предпочитал более монопольный подход. Он утверждал, что экономическое состояние Маньчжоу-Го все еще слишком примитивно, чтобы допускать свободный рыночный капитализм . [ 3 ] Айкава также получил банковские кредиты от американских сталелитейных промышленников для поддержки экономики Маньчжоу-Го, что вызвало серьезные споры в Соединенных Штатах своей политикой непризнания .
Однако, хотя его экономические взгляды соответствовали политике Императорской японской армии , его политические взгляды - нет. Айкава был ярым противником Тройственного пакта и предсказал, что силы Соединенного Королевства и Франции в конечном итоге одержат победу над нацистской Германией , если разразится всеобщая война. Он поддержал план Фугу — проект по расселению еврейских беженцев в Маньчжоу-Го. В 1942 году по наущению Квантунской армии Айкава ушел с поста председателя Маньчжурской компании промышленного развития и вернулся в Японию. [ 4 ]
После капитуляции Японии Айкава был арестован американскими оккупационными властями и заключен в тюрьму Сугамо на 20 месяцев как подозреваемый в военных преступлениях класса А. Он был освобожден до того, как его дело было передано в суд, однако за это время компания Nissan zaibatsu была распущена.
После освобождения Айкава сыграл ключевую роль в послевоенном экономическом восстановлении Японии и купил коммерческий банк для организации кредитования небольших компаний. Он занимал пост президента нефтяной компании Тейкоку и Японской нефтяной разведочной компании , а в 1953 году был избран в Палату советников парламента Японии. С помощью Нобусуке Киши , тогдашнего премьер-министра, он достиг своей цели по реализации закона и политики экономического контроля в качестве лидера Тюсейрен , группы давления, которая стала основной федерацией малых и средних компаний в 1960-х годах.
Айкава умер от острого воспаления желчного пузыря в 1967 году. Его могила находится на кладбище Тама недалеко от Токио.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Ван Вулферен, Загадка японской мощи , стр.268.
- ^ Jump up to: а б Сэмюэлс, Богатая нация, сильная армия . стр.102
- ^ Сэмюэлс, Богатая нация, сильная армия . стр.103
- ^ Янг, Тотальная империя Японии , стр. 218.
Ссылки
[ редактировать ]- Мацусака, Так (2003). Становление Японской Маньчжурии, 1904-1932 гг . Азиатский центр Гарвардского университета . ISBN 0-674-01206-2 .
- Сэмюэлс, Ричард Дж (1996). «Богатая нация, сильная армия»: национальная безопасность и технологическая трансформация Японии . Издательство Корнелльского университета . ISBN 0-8014-9994-1 .
- Янг, Луиза (1999). Тотальная империя Японии: Маньчжурия и культура империализма военного времени . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-21934-1 .
- Ван Вулферен, Карел (1989). Загадка японской мощи . Макмиллан . ISBN 0-679-72802-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1880 рождений
- 1967 смертей
- Ниссан люди
- Японские основатели автопроизводителей
- Японские пионеры автомобилестроения
- Выпускники Токийского университета
- Люди из Ямагути (город)
- Люди из Японской империи
- Люди из Маньчжоу-Го
- Члены Палаты советников (Япония)
- Еврейская история Японии
- Японские бизнесмены 20-го века
- Японские политики ХХ века
- Японцы XIX века
- Похороны на Таминском кладбище.