Никий Косский
Никиас с Коса | |
---|---|
![]() | |
Занятие | Правитель Коса |
Годы активности | в. 50 г. до н.э. – ок. 20 г. до н.э. |

Никий ( древнегреческий : Νικίας ; умер около 20 г. до н.э. ), также известный как Куртиас Никий , [ 1 ] был правителем острова Кос под римским правлением во время Второго Триумвирата и в начале правления Августа . Он известен по чеканке монет, надписям и анекдотам в древних литературных источниках. Древние источники называют его тираном . Осквернение его могилы, возможно, послужило причиной создания Назаретской надписи .
Царствование
[ редактировать ]Дата чеканки Никия и анекдоты о нем в литературных источниках указывают на то, что он правил во время Второго Триумвирата и во время правления Августа . [ 2 ] Судя по всему, он возглавлял режим на Косе, который поддерживал оппонента Августа Марка Антония , и остался у власти после того, как Август победил Антония в битве при Акциуме в 31 г. до н.э. [ 3 ] [ 4 ]
Элиан сообщает в своей «Вариа истории» , что у Никия была овца, от которой родился лев, что было знаком того, что он станет тираном. [ 5 ] Костас Бураселис определяет эту историю как литературный образ, призванный укрепить легитимность правителя и, возможно, также указывающий на то, что Никий происходил из низкого происхождения. [ 6 ] Анна Хеллер допускает первую возможность, но скептически относится ко второй. [ 4 ]
Бронзовые монеты, созданные во время правления Никия, начинаются примерно с 50 г. до н.э. [ 7 ] На аверсе изображен портрет «молодого человека с довольно вьющимися волосами, широким лбом, крючковатым носом, редкими волосами на подбородке и серьезным выражением глаз и опущенной линией губ» и легенда «Ниас». ( древнегреческий : ΝΙΚΙΑΣ ). [ 8 ] На реверсе у них есть портрет Асклепия (бога-покровителя Коса) и две легенды, одна из которых называет магистрата ежегодного монетного двора, а другая читает «Коаны» ( древнегреческий : ΚΩΙΩΝ ). [ 8 ] [ 9 ] Никий носит повязку, которую некоторые ученые идентифицируют как диадему (символ царской власти в эллинистический период ), венок или инфулу — завязанную ленту, связанную со священными существами и призванную уподобить его богу Асклепию. [ 10 ]
Отношения с Римом
[ редактировать ]С 62 по 52 год до нашей эры Никий был в Риме, где познакомился с Цицероном , Помпеем и другими политическими деятелями того времени. Помпей вместе с Гаем Меммием предоставил ему римское гражданство под именем Куртиас Никий. [ 1 ] В письме от 55 г. до н.э. Цицерон описывает его как друга своего адресата Марка Фадия Галла, а также триумвира Марка Лициния Красса и упоминает, что обращался к нему за советом по вопросам, связанным с его домом. [ 11 ] В более поздних письмах 45 г. до н.э. он упоминает «культурный разговор», который он ранее вел с Никием. [ 12 ] , а также грибы, которые Никий подал на обеде, на котором присутствовали различные деятели римской элиты. [ 13 ] Позже Светоний описал его как фамильяра (близкого друга) Цицерона. [ 14 ]
Между 56 и 52 годами до нашей эры, после безуспешного преследования Меммием Метелла Сципиона за избирательные преступления, он убедил Никия действовать от его имени в плане соблазнения жены Помпея, Юлии , дочери Юлия Цезаря (умершей в 54 году до нашей эры), или Корнелия , дочь Метелла, на которой Помпей женился в 52 году. [ 14 ] Однако жена Помпея раскрыла ему письмо, в результате чего Помпей лишил Никия своей благосклонности и изгнал его из дома. [ 14 ] [ 15 ]
Он присоединился к Публию Корнелию Долабелле в его экспедиции в Парфию в 44 г. до н.э. [ 16 ]
Алтари
[ редактировать ]На Косе было найдено более двадцати маленьких каменных алтарей, связанных с Никием, и все они имеют одинаковый текст:
боги отечества для Никия плотинного сына, патриота, героя, благодетеля, но столпа спасения
(Посвящается) исконным богам, для благополучия Никия, сына народа , любителя отечества, героя и благодетеля города.
Количество и скромные размеры этих алтарей свидетельствуют о том, что первоначально они устанавливались в частных домах. Однообразие их надписей позволяет предположить, что они были воздвигнуты в ответ на указ – возможно, самого Никия. [ 17 ] Надпись на этих алтарях тесно отождествляет Никия с Косом и его жителями, представляя его преданность государству эквивалентной сыновней почтительности сына к отцу. [ 18 ] Это первое подтверждение титула «сын народа ( дамос , дорический греческий демос ) », который стал обычным почетным титулом для гражданских благотворителей в период Римской империи . [ 4 ] Обычно греческих лиц называют отчеством ( именем отца), но оно отсутствует на всех алтарях. Костас Бураселис предполагает, что это было сделано с целью представить его как «человека из народа», скрыть скромное происхождение и представить себя полубожественным. [ 19 ] [ 20 ] По мнению Анны Хеллер, ассоциация со скромным происхождением неубедительна, а отсутствие отчества следует понимать как попытку подчеркнуть сыновнюю преданность Никия Косу и результат новизны титула «сын народа». [ 21 ] Формула «для благополучия» происходит от посвящений, воздвигнутых в честь эллинистических царей. [ 22 ]
Литературные произведения
[ редактировать ]Никий был известен в древности как грамматик и автор комментария к сочинениям Гая Луцилия . [ 14 ] Однако у древних авторов он мало упоминается и, похоже, не считается особенно значимым: хотя Светоний дает ему короткую запись в своих « Жизнеописаниях грамматиков» , даже его друг Цицерон не считал его заслуживающим доверия источником правильного имени город Пирей. [ 23 ]
Посмертная судьба и репутация
[ редактировать ]
После его смерти Никия запомнили как тирана. Географ Страбон называет его тираном, которому противостоял «знаменитый арфист» Феомнест. [ 24 ] На бюсте ребенка, известном только по краткому отчету и фотографии, опубликованным Г. Якопичем в 1928 году, имеется граффито с надписью «Никий тиран», которое может быть частью клеветы на Никия после его смерти. [ 25 ]
Согласно стихотворению о Никии эпиграмматиста Кринагора Митилинского, сохранившемуся в Палатинской антологии , могила Никия была осквернена после его смерти: [ 26 ]
Не говорите мне, что смерть — это конец жизни.
У мертвых, как и у живых, есть свои причины страданий.
Посмотрите на судьбу Никия Косского.
Он отправился отдыхать в Аид, и теперь его мертвое тело снова вышло на свет божий.
Ибо его сограждане, расколдовав засовы его гробницы, вытащили бедного, тяжело умирающего негодяя, на наказание.
В 2020 году исследователи показали, что Назаретская надпись — указ, провозглашенный цезарем, запрещающий осквернение гробниц и иногда связанный с гробницей Иисуса, сделана из коанского мрамора. Они предположили, что оно могло быть издано Августом после осквернения могилы Никия жителями Коса. [ 27 ]
Указ Коса, датируемый, вероятно, концом первого века нашей эры, пересматривает список жрецов Аполлона в рамках процесса уничтожения и заменяет «все недопустимо и незаконно выгравированные надписи». Нелегальными священниками, похоже, были те, кто служил во время правления Никия. Бураселис предполагает, что большая задержка между смертью Никия и реформой этого списка указывает на то, что сразу после его смерти существовала значительная преемственность, причем положительные и отрицательные взгляды на него противоречили друг другу. [ 28 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хоган, Патрик (2006). «Куртиас Никий» . Лексикон греческих грамматиков древности . Брилл . Проверено 19 ноября 2022 г.
- ^ Бураселис 2000 , с. 37.
- ^ Бураселис 2000 , стр. 27–30.
- ^ Jump up to: а б с Хеллер 2020 , стр. 42–49.
- ^ Клавдий Элиан «Вариа история» (на греческом языке). Перевод Томаса Стэнли. п. Книга 1, Глава 29
- ^ Бураселис 2000 , с. 38.
- ^ Бураселис 2000 , с. 30.
- ^ Jump up to: а б Бураселис 2000 , с. 31.
- ^ «Монета Коса с бюстом Никия» . Музей изящных искусств, Бостон . Архивировано из оригинала 29 февраля 2020 года . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Бураселис 2000 , стр. 31–33.
- ^ Цик. Фам. 7.23
- ^ Цик. К. 12.26
- ^ Цик. Фам. 9.10.
- ^ Jump up to: а б с д Светоний, Жития грамматиков , 14.1.
- ^ Хейли 1985 , с. 55; Морган 2015 .
- ^ Цик. объявление Это. 13.28
- ^ Бураселис 2000 , стр. 33–35.
- ^ Бураселис 2000 , стр. 45–55.
- ^ Бураселис 2000 , стр. 37–39.
- ↑ . Коаны во времена Никия поклонялись Дамосу как богу
- ^ Хеллер 2020 , стр. 48–49.
- ^ Бураселис 2000 , стр. 60–64.
- ^ Цик. Аттикусу 7.3.10
- ^ Страбон. «География» . п. Книга XIV, глава 2 . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Бураселис 2000 , стр. 40–41.
- ^ Кринагор из Митилини. «Эпиграммы» . Перевод Уильяма Роджера Пэтона . Архивировано из оригинала 15 сентября 2019 года . Проверено 29 февраля 2020 г.
- ^ Харпер и др. 2020 .
- ^ Бураселис 2000 , стр. 40–44.
Библиография
[ редактировать ]- Бураселис, Костас (2000). Кос Между эллинизмом и Римом . Американское философское общество. стр. 30–64. ISBN 9780871699046 . Проверено 29 февраля 2020 г.
- Хейли, Шелли (1985). «Пять жен Помпея Великого». Греция и Рим . 32 (1): 49–59. дои : 10.1017/S0017383500030138 . JSTOR 642299 . S2CID 154822339 .
- Харпер, Кайл; Маккормик, Майкл; Гамильтон, Мэтью; Пайферт, Шанталь; Михельс, Раймонд; Энгель, Майкл (апрель 2020 г.). «Установление происхождения Назаретской надписи: использование стабильных изотопов для разрешения исторического спора и отслеживания древнего производства мрамора» (PDF) . Журнал археологической науки: отчеты . 30 : 102228. Бибкод : 2020JArSR..30j2228H . дои : 10.1016/j.jasrep.2020.102228 . S2CID 212890727 .
- Хеллер, Анна (2020). Золотой век благотворителей: почетные звания и гражданские общества в Малой Азии римского периода: I век средний. ОБЪЯВЛЕНИЕ - 3-й год нашей эры АД . Женева: Librairie Droz. стр. 42–49. ISBN 978-2-600-05746-2 .
- Морган, Ллевеллин (20 июля 2015 г.). «Секс и вечный город» . Лугубелинус . Проверено 8 октября 2023 г.