Луис де Нарваес
Луис де Нарваес ( 1526–1549 ) был испанским композитором и виуэлистом . Высоко ценимый при жизни, Нарваес сегодня известен благодаря Los seys libros del Delphín , сборнику полифонической музыки для виуэлы, который включает в себя самые ранние известные наборы вариаций . Он также известен тем, что был первым композитором виуэлы, адаптировавшим современный итальянский стиль лютневой музыки.
Жизнь
[ редактировать ]
Точная дата или даже год рождения Нарваэса неизвестны. Он родился в Гранаде , и самые ранние сохранившиеся упоминания о нем указывают на то, что уже в 1526 году он был членом семьи Франсиско де лос Кобос-и-Молина , известного и очень успешного покровителя искусств, который был государственным секретарем. и комментатор королевства Кастилия при Карле V. Нарваес жил в Вальядолиде со своим покровителем до его смерти в 1547 году, хотя между 1539 и 1540 годами он работал на герцога Медина-Сидония. [ 1 ] Именно в этот период композитор опубликовал Los seys libros del delphín (Вальядолид, 1538). большой сборник нот

К 1548 году Нарваес работал музыкантом в королевской капелле, где он также преподавал музыку певчим. Среди его коллег там был знаменитый клавишник Антонио де Кабесон . Нарваес и Кабесон оба работали музыкантами у Фелипе, регента Испании (позже Филиппа II Испании ), и сопровождали его во многих путешествиях. Последнее упоминание о Нарваэсе относится к одному из таких путешествий: зимой 1549 года он жил в Нидерландах .
Нарваэса при жизни очень высоко ценили, особенно за его игру на виуэле; Сообщалось, что он мог импровизировать четыре части вместо еще четырех с первого взгляда. Его сын Андрес также стал опытным виуэлистом.
Работает
[ редактировать ]
Самая важная сохранившаяся музыка Нарваэса содержится в Los seys libros del Delphin de música de cifras para tañer vihuela шеститомном сборнике музыки для виуэлы (Вальядолид, 1538 г.). Сборник начинается с предисловия, в котором композитор посвящает произведение своему покровителю Франсиско де лос Кобосу. Далее следует краткий текст обозначений (Нарваес использует слегка измененную версию итальянской лютневой табулатуры ), затем оглавление и список опечаток .
Первые два тома содержат четырнадцать полифонических фантазий, созданных по мотивам аналогичных итальянских произведений. Для них характерно плавное, грамотное имитационное письмо в два и три голоса. Иногда Нарваес прибегает к использованию коротких мотивов с одинаковой аппликатурой левой руки, вероятно, отражая приемы, которые он использовал для импровизации. Музыка отражает влияние Франческо да Милано , чьи произведения собирал Нарваес. Третий том сборника посвящен исключительно интабуляциям произведений других композиторов: отрывкам из Жоскена месс де Пре , знаменитой песне «Mille Regretz» того же композитора (с подзаголовком «La canción del Emperador», что, вероятно, позволяет предположить, что это была песня Карла V). любимая песня), а также две песни Николя Гомбера и одна Жана Ришафора . Вторую из двух песен ошибочно приписывают Гомберту, это произведение Жана Куртуа . Интабуляции качественные, но без особых отличительных особенностей.
Тома с четвертого по шестой имеют смешанное содержание. Нарваэса Наиболее важными произведениями являются шесть дифференций , или вариаций , самые ранние известные примеры этой формы. Модели Нарваэса включают как священные (только четвертый том), так и светские мелодии, а музыка выделяется очень широкой палитрой техник. Помимо мелодических вариаций, есть еще два набора гармоний остинато : Guardame las vacas и Conde claros , оба в шестом томе. Остальная музыка включает вильянсико, романсы и Baxa de contrapunto .
За исключением двух мотетов, никакой другой музыки Нарваэса не сохранилось, хотя он, должно быть, написал значительное количество вокальной музыки.
Список работ
[ редактировать ]Ниже приводится список произведений, найденных в Los seys libros del delphín , в первоначальном порядке. Римские цифры в скобках не являются оригинальными и приведены исключительно для удобства.
- Том 1
- Фантазия (I) первого тона Гезолройта
- Фантазия (II) второго тона
- Фантазия (III) третьего тона
- Фантазия (IV) четвертого тона
- Фантазия (V) пятого созвучия.
- Фантазия (VI) шестого тона sobre fa ut mi re
- Фантазия (VII) седьмого тона sobre ut re mi fa mi
- Фантазия (VIII) восьмого тона.
- Том 2: Дайте в фантазии несколько тонов, которые не так сложно сыграть, как в первой книге.
- Фантазия (IX) первого тона.
- Фантазия (Х) четвертого тона
- Фантазия (XI) пятого тона.
- Фантазия (XII) пятого тона.
- Фантазия (XIII) первого тона
- Фантазия (XIV) первого тона.
- Том 3: Произведения Ay en el, написанные Жоскеном, и французские песни разных авторов.
- Sanctus de la misa de Ercules dux de Josquin — Ossanna de la misma Missa («Святилище» и «Осанна» из Жоскена « Missa Hercules Dux Ferrariae» )
- Sanctus de Josquin of the Mass of Faisant Sorryz — Осанна той же мессы » Жоскена («Sanctus» и «Осанна» из «Missa Faisant Sorryz )
- Со святым духом мессы полёта Жоскена Жоскена (из «Миссы без имени» )
- Милле вернулась. Песня императора из оперы «Четвертый тон» Жюскена (шансон Жоскена « Mille Regretz» )
- Песня Гомберта Николя de Jamais je n eus so Soulas
- Otra cancion del primer tono (не Гомберта, как сказано в книге Нарваэса, а на самом деле Жана Куртуа : шансон Si par souffrir )
- Я хочу отпустить меланхолию ( Жана Ришафора ) песня
- Том 4: и в различиях контрапунктов по поводу игнор Богоматери, о славной домине, и Pange lingua и Sacris solenniis.
- О славная госпожа (6 отличий)
- Священные торжества (5 отличий)
- Том 5: Да, в балладах и колядках можно играть, петь и контрапункты в некоторых колядках.
- Король Рамиро уже обосновался
- Король Моро гуляет
- Если бы так много ястребов (3 отличия)
- И моя золотая лента (6 отличий)
- Несочетаемая красота
- Чем я буду его мыть?
- О, мое сердце горит
- Том 6: Да, в двадцати двух различиях Конде, ясно дискантирующих, и семи различиях, охраняющих меня коров, и одном низком контрапункте.
- Граф Кларос (22 отличия)
- Спаси меня, коровы (7 отличий)
- Контрапункт бас
Издания
[ редактировать ]- С возрождением утраченного искусства изготовления и игры на виуэле в 20 веке Эмилио Пухоль отредактировал том о Нарваэсе (1945) для авторитетной серии Monumentos de la música española ( Памятники испанской музыки ).
Новая транскрипция для гитары под редакцией Стефана Несибы содержит все сольные произведения Нарваеса: http://www.editionhh.co.uk/
Ссылки
[ редактировать ]- ^ (на испанском языке) Гомес Фернандес, Люсия, Музыка, дворянство и покровительство. Герцоги Медина-Сидония в Севилье и Санлукар-де-Баррамеда (1445-1615), Приложение 1: Биографии. Ред. УЦА, 2017.
- Гриффитс, Джон и Смит, Хопкинсон (2001). «Луис де Нарваес». В Сэди, Стэнли и Тиррелл, Джон (ред.). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Издательство Macmillan . ISBN 978-1-56159-239-5 .