Доминик Смоле
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2013 г. ) |
Доминик Смоле | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | [ 1 ] Любляна , Королевство Югославия (ныне в Словении ) | 24 августа 1929 г.
Умер | 29 июля 1992 г. Любляна , Словения | ( 62 года
Занятие | Писатель, драматург |
Литературное движение | Экзистенциализм |
Известные работы | Antigona |
Доминик Смоле (24 августа 1929 — 29 июля 1992) — словенский писатель и драматург.
Биография
[ редактировать ]Смоле родился в Любляне, на территории тогдашнего Королевства Югославия . [ 1 ] Он учился в школе в Любляне, а после окончания Второй мировой войны работал диктором на Радио Приморска Литораль), которое было создано в Айдовщине югославскими (Радио Словенский оккупационными властями Юлианского марша . Позже он вернулся в Любляну и работал режиссером в Словенском молодежном театре , а затем в Драматическом театре . Там он встретил Йоже Яворшека , Жарко Петана и Бояна Штиха, которые повлияли на него в поисках новых способов выражения в театре.
В середине 1950-х годов мы работали в Stage '57 , альтернативном театре, созданном молодыми словенскими художниками и авторами, который представил более современные подходы к словенскому театру. Смоле принадлежал к так называемому критическому поколению , группе талантливых молодых интеллектуалов, в основном из Любляны, которые пытались бросить вызов жесткой и репрессивной культурной политике титоистского режима в Словении . После распада группы, наступившего вместе с тюремным заключением Йоже Пучника и закрытием Stage '57 и двух литературных журналов группы, Revija 57 и Perspektive , Смоле ушел в частную жизнь. Несколько лет он работал чернорабочим в знак протеста против подавления режимом свободы слова, но позже посвятил себя писательству. В это время он поддерживал прочные контакты с поэтом-диссидентом и мыслителем Эдвардом Кочбеком , который всячески поощрял его продолжать литературную карьеру.
Смоле провел большую часть своей жизни в Любляне, большую часть жизни работая писателем-фрилансером. Он умер в Любляне в 1992 году и похоронен на кладбище Жале .
Работа
[ редактировать ]Смоле не был плодовитым писателем: он не создал большого творчества, но его произведения, тем не менее, считаются вершиной современной словенской литературы . Он был важным сотрудником литературных и культурных журналов, которые изо всех сил пытались открыть пространство для общественных дебатов в коммунистической Словении в 1960-х годах.
Центральная часть опуса Смоле была опубликована в литературном журнале «Беседа» в период с 1951 по 1957 год, преимущественно в виде рассказов на городскую тему, психологических и моральных портретов людей и отношений, моральных неопределённостей и растерянности современного человека. Среди рассказов - « Мала новолетна згодба» («Краткий новогодний рассказ»), «Письмо из маленького города в большой город», «Роман Гизе Тиквеш» («Роман Гизы Тиквеш»), « Вечерни летовищчарски спреход брез догодка » («Праздник без происшествий» ). Вечерняя прогулка). Его главный роман « Чёрные дни и белый день» (1958) также создан как цикл рассказов; в целом представляет собой одно из самых интересных словенских литературных произведений своего времени. Роман также послужил литературной основой для фильма «Плес в дежу» («Танец под дождем») режиссера Боштяна Хладника в 1961 году.
Его основные пьесы включают «Потованье в Коромандийо» («Путешествие в Неверленд»), «Игре в игре» («Пьесы и игры») и «Злата чевельчка» («Маленькие золотые туфли»). Одна из его самых важных пьес — «Крст при Савичи» (адаптация Прешерена эпико-лирической поэмы «Крещение на Савице» , парафраз Франции Прешерена главного одноименного произведения , в котором он использовал обстановку христианизации ) предшественники словенцев VIII века, чтобы дать четкую, но тонкую метафору политических условий в Словении после Второй мировой войны. Ту же схему он использовал в своей самой значительной поэтической пьесе «Антигона» ( «Антигона» ), написанной в 1961 году. Пьеса задумана как ремейк знаменитой пьесы Софокла , где все вращается вокруг Антигоны, которая никогда не появляется на сцене. Таким образом, в «Антигоне» Смоле ссылка на один из величайших мифов древнегреческой литературы используется как явный намек на современную словенскую политическую и социальную ситуацию и ее главную скрытую тайну — суммарные убийства 12 000 человек. Члены словенского ополчения в мае и июне 1945 года, совершенные коммунистическими властями . Пьеса также переведена на английский язык. [ 2 ]
Смоул был острым мыслителем, ясно анализировавшим свое окружение. Уже при жизни он был известен своим утонченным выражением лица и часто назывался мастером стиля. Его произведения отражают экзистенциалистские проблемы современной современной литературы. Его литературу можно рассматривать как критическую оценку тоталитарной реальности, так и глобальную метафору трагической сущности человеческого существования .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Станко Янеж (1971). Живан Милисавац (ред.). литературный лексикон Югославский ( на сербско-хорватском языке). Нови-Сад ( САП Воеводина , СР Сербия ): Matica srpska . п. 495.
- ^ Смоле, Доминик, пер. Гарри Лиминг, Антигона; Любляна: Общество словенских писателей / Mladinska knjiga International, 1988. Виленица, Коллекция современной словенской литературы.
Источники
[ редактировать ]- Хельга Глушич, Сто словенских сказок (Любляна: Prešernova družba, 1996) ISBN 961-6186-21-3
- Тарас Кермаунер , Перспективы (Любляна: Научно-публицистический центр, 1995).
- Миран Штугец, Аристократия разума и языка (Любляна: Študentska Založba, 2005).
- 1929 рождений
- 1992 смертей
- Словенские драматурги и драматурги
- Словенские романисты
- Словенские писатели-мужчины
- Словенские писатели рассказов
- Лауреаты премии Прешерена
- Писатели из Любляны
- Писатели 20-го века
- Драматурги и драматурги XX века
- Авторы рассказов XX века
- Писатели-мужчины 20-го века
- Похороны в Жале