Jump to content

Тенинский народ

(Перенаправлено из племен Уорм-Спрингс )
Река Дешут в месте впадения в Колумбию, часть исторической родины народа Тенино.

Люди Тенино , широко известные сегодня как группы Уорм-Спрингс , представляют собой несколько подплемен сахаптин индейских , которые исторически занимали территорию, расположенную в северо-центральной части американского штата Орегон . Народ Тенино включал в себя четыре локализованных подплемени - Тайг (Тайх, Тайг) или «Верхние Дешуты», разделенные на Тайксама (Долина Тайг), Тиксниама (Мост Шерара) и Млиама (нынешняя резервация Теплого источника), Вьям (Вайамама) (Ваямпам). или «Нижний Дешут», также известный как «Челило». Индейцы», Даллес Тенино или «Тинаину (Tinaynuɫáma)», также известный как «собственно Тенино»; и Док-Спус (Тукспуш) (Takspasɫáma) или «Джон Дэй».

Исторически разделяя свое время между зимними и летними лагерями на реке Колумбия , в 1855 году жители Тенино стали стороной договора с племенами Среднего Орегона , переговоры по которому заключал суперинтендант штата Орегон по делам индейцев Джоэл Палмер . Банды Уорм-Спрингс сегодня являются частью Конфедерации племен Уорм-Спрингс , которая управляет индейской резервацией Уорм-Спрингс в Центральном Орегоне .

Описание

[ редактировать ]

Народ Тенино, широко известный сегодня как банды Уорм-Спрингс, состоял из четырех местных подплемен:

  • Тинаину (Tinaynuɫáma) , или Даллес Тенино : занимали две близко прилегающие летние деревни на южном берегу Даллеса реки Колумбия / Файвмайл-Рапидс ( Участок Файвмайл-Рапидс ) и зимнюю деревню в Восьмайл-Крик (названная с расстояния в восемь миль). из «Даллеса »); название более крупного летнего села «тинаину» применялось как к этому местному подплемени, так и ко всему тенинскому народу.
  • Тайг (Tayxɫáma) , или «Верхний Дешут» : их основная летняя деревня находилась на реке Верхний Дешут , а их основная зимняя деревня - на месте сегодняшней долины Тайг, штат Орегон ; они были разделены на три местные деревенские группы - доминирующую Тайксама (в долине Тайг), Тиксниама ( мост Шерара под водопадом Шерарс) и Млиама (вдоль реки Уорм-Спрингс в нынешней индейской резервации Уорм-Спрингс ).
  • Вьям (Wayámɫáma) или «Нижние Дешуты» , также известные как «индейцы Селило» : их летняя деревня находилась у водопада Селило, известного коренным народам Сахаптина как Вьям («эхо падающей воды» или «звук воды на камнях»). ) на южном берегу реки Колумбия и их зимняя деревня на левом берегу Нижнего Дешута, чуть выше ее слияния с рекой Колумбия (другой источник указывает на зимнюю деревню Ванва'ви на западном берегу реки Дешут, непосредственно к югу от впадения в Колумбию.) [ 1 ]
  • Док -Спус / Тукспуш (Takspasɫáma) , или «Джон Дей» : имел две летние деревни на южном берегу реки Колумбия и занимал нижнюю часть реки Джон-Дэй с двумя зимними деревнями по обе стороны от названной реки. [ 2 ]

Эти банды делят свое время между зимними деревнями внутри страны, близкими к запасам воды и топлива, и летними лагерями с богатыми рыбными запасами, расположенными на южном берегу реки Колумбия в сегодняшнем северо-центральном Орегоне. [ 2 ]

Люди Тенино говорили на диалекте языка Сахаптин , языка, общего с соседним народом Уматилла, расположенным на востоке. [ 2 ] Другие соседние племенные образования говорили на других языках, в том числе васко и вишрам , расположенные на северо-западе, которые говорили на диалекте языка чинукан , народ молала через Каскадный хребет на западе, который говорил на вайлатпуане , и северные пайуте на юге. , говоривший на варианте шошони . [ 2 ]

Народ Тенино исторически помнит только одну великую войну с другими народами реки Колумбия, победоносную битву с молалами, которая вынудила последних перебраться на другую сторону Каскадных гор. [ 2 ] Одно короткое сражение также произошло с Кламатом , группой, которая в остальном была ценным торговым партнером. [ 2 ] У племени действительно был исторический враг в Северных Пайуте , однако конфликт между двумя группами охарактеризовал антрополог Г. П. Мердок как «эндемичный». [ 2 ]

Экономика

[ редактировать ]

Вплоть до XIX века племена Уорм-Спрингс были полукочевыми народами, не занимавшимися ни сельским хозяйством, ни разведением домашних животных. [ 2 ] Ловля лосося , охота на диких животных и сбор диких продуктов питания были важными занятиями племенных групп. [ 2 ] Труд был дифференцирован по признаку пола: мужчины занимались охотой и большей частью рыболовством. [ 2 ] Мужчины также изготавливали все орудия труда из камня, кости или рога и отвечали за рубку деревьев и заготовку дров. [ 3 ] Мужчины изготавливали каноэ-долблены для речного транспорта и строили постоянные зимние жилища. [ 3 ]

Женщины сохраняли мясо и рыбу для последующего использования путем сушки или копчения и выполняли большую часть работы по сбору продуктов растительного происхождения, включая ягоды и другие фрукты, коренья, желуди и кедровые орехи . [ 2 ] Женщины также готовили еду в каждой семейной группе, а также изготавливали, ремонтировали и стирали одежду и постельное белье. [ 3 ] Женщины также производили нитки, веревки, корзины, сумки и циновки. [ 3 ]

Женщины также в первую очередь отвечали за ведение торговли с посетителями из других племенных групп, в то время как в конце лета и осенью группы мужчин периодически отправлялись торговать с другими племенами. [ 2 ] Торговый экспорт тенинцев включал сушеный лосось, рыбий жир и меха животных. [ 2 ] Импортируемые товары включали корзины, лошадей, рабов, шкуры буйволов, перья и ракушки. [ 2 ]

Банды Уорм-Спрингс не жили сообща, а скорее делились на семейные группы, каждая из которых имела свои жилища. В зимних деревнях, занимаемых каждый год примерно с ноября по март, [ 2 ] у каждой семьи было по два дома — овальная землянка, засыпанная землей, которая использовалась для сна, и прямоугольное жилище, построенное над землей, покрытое циновками и использовавшееся для приготовления пищи и других дневных занятий. [ 2 ] В летние месяцы, обычно с апреля по октябрь, группа переезжала к реке, где семьи строили прямоугольные временные жилища из шестов и циновок. [ 2 ] Они были разделены: половина использовалась для сна, а другая половина использовалась как крытая площадка для обработки лосося для последующего использования. [ 2 ]

Культура

[ редактировать ]
Луковица растения вапато , отмеченная партией Льюиса и Кларка как основной продукт питания коренных американцев, живущих в средней части реки Колумбия.

Тенинцы регулярно участвовали в празднествах, связанных с добычей первых продуктов нового года. Каждый апрель церемониальная группа отправлялась ловить рыбу и собирать корни вапато для большого фестиваля, который коллективно отмечали в деревне Даллес Тенино все члены племени, за исключением группы Док-Спус, которая праздновала отдельно. [ 2 ] Этот ритуал первой рыбы был обычным для большинства индейских народов северо-западного побережья Тихого океана и плато реки Колумбия. [ 4 ]

Обычно в ритуалах Первой рыбы в этом регионе человека, сведущего в определенных словесных заклинаниях, призывали использовать свои навыки для ловли церемониальной рыбы. [ 4 ] Рыба никогда не должна была касаться земли, ее клали на циновку из тростника и разделывали традиционным ножом, а затем готовили в установленном порядке и делили между назначенными членами племенной группы. [ 4 ] После употребления кости нужно было бросать обратно в воду, чтобы их не съели собаки или другие хищники, а за трапезой должны были сопровождаться традиционные песни и танцы. [ 4 ] Считалось, что душа Первой Рыбы вернется вниз по течению к другому лососю и уважительно расскажет о том, как ее поймали и съели, тем самым вдохновляя других лососей путешествовать вверх по течению, чтобы к ним относились с таким же почетом и уважением. [ 4 ]

После этого праздника около половины семей деревни отправились в охотничью экспедицию на юг, а остальные остались в дачном поселке на реке, ловя и сушив рыбу. [ 2 ]

Каждый июль вся община снова собиралась, на этот раз, чтобы полакомиться ягодами и олениной на очередном летнем празднике еды. [ 2 ] После этого фестиваля община снова разделилась: половина осталась ловить и коптить лосося, а остальные уходили собирать орехи и ягоды и охотиться. [ 2 ] В октябре будет собран камыш для изготовления циновок, после чего последует расформирование временной летней деревни и возвращение в постоянную зимнюю деревню дальше вглубь страны. [ 2 ]

Взаимодействие с американцами европейского происхождения

[ редактировать ]

Люди Тенино были впервые замечены экспедицией Льюиса и Кларка в конце октября 1805 года, когда несколько членов группы были наняты, чтобы помочь Корпусу переправить свои лодки и оборудование вокруг непроходимого водопада Селило . [ 5 ] Целый день был потрачен на перемещение этих припасов, а развлекательные зрители собрались, чтобы стать свидетелями этого зрелища. [ 5 ]

расположенный недалеко от водопада Селило Исследователь Уильям Кларк, , наблюдал традиционный метод сушки, используемый для консервирования лосося:

«После того, как он достаточно высохнет, его растирают между двумя камнями и кладут в своеобразную корзину, аккуратно сделанную из травы и тростника длиной более двух футов и диаметром один фут, причем эта корзина выстлана кожей лосося, натянутой и высушенной для Для этого его прижимают как можно сильнее. Когда он наполнится, открытую часть закрепляют рыбьими шкурами, которые закрепляют через петли корзины... очень надежно, а затем на сухом месте ставят эти корзины, проводная часть вверх. Их обычный обычай - ставить 7 как можно ближе и 5 сверху, закреплять их циновками, которые [обматывают] вокруг них, закрепляют веревками и покрывают этими 12 корзинами по 90–100 штук. Сохраненная таким образом рыба может сохраняться здоровой и сладкой в ​​течение нескольких лет, как мне сообщили эти люди, в больших количествах, как они сообщают нам, продаются также белые люди, которые посещают устье этой реки [Колумбии]. что касается туземцев внизу». [ 6 ]

Создание резервации Уорм-Спрингс

[ редактировать ]
Женщина из Тенино или Васко и ее дети в резервации Уорм-Спрингс, 1907 год.

25 июня 1855 года правительство Соединенных Штатов создало индейскую резервацию Уорм-Спрингс в рамках договора с четырьмя бандами народа Тенино, а также тремя бандами соседнего Васко. [ 2 ] Даллес Тенино, Тайг, Вьям и Док-Спус были фактически вынуждены покинуть свои исторические родины в новую резервацию в 1857 году, а в 1858 году за ними последовали банды Васко и другие соседи, говорящие на языке чинукан. [ 2 ] Согласно отчету о резервации за 1858–1859 годы, к этому времени туда было переселено около 850 особей Тенино, а еще 160 членов банд Вьяма и Док-Спуса еще не переселились. [ 2 ]

Эта новая резервация располагалась на землях, исторически принадлежавших северным пайуте, и в течение нескольких лет после этого эта банда мстила своим историческим врагам, совершая набеги на лошадей и другие формы грабежа. [ 2 ]

В дополнение к резервации жители Тенино имеют по договору право использовать земли вокруг правительственного лагеря в штате Орегон на горе Худ . Центр племенного наследия Маунт-Худ под названием Вивну-Вош открылся на горнолыжном курорте Маунт-Худ в 2012 году. [ 7 ]

Тенинцы сегодня

[ редактировать ]

Сегодня банды Уорм-Спрингс являются частью Конфедеративных племен Уорм-Спрингс . К концу 20-го века общая численность членов Конфедеративных племен Уорм-Спрингс составляла 3405 человек, включая потомков племенных групп Тенино, Васко и Северных Пайуте. [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Озеро Полумесяц: Археологические путешествия в Каскадный хребет Центрального Орегона, стр. 73 и далее Ваямпам (Тенино)
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Г.П. Мердок, «Индейцы Тенино», « Этнология», том. 19 (1980), стр. 129–149; перепечатано в книге Дональда М. Хайнса, «Забытые племена: устные рассказы Тенино и прилегающих индейских народов Средней Колумбии» (1991). Иссакуа, Вашингтон: издательство Great Eagle Publishing, 1997; стр. 18-24.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Мердок (1980), стр. 34–35.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Гарольд Э. Драйвер и Уильям К. Мэсси, Сравнительные исследования североамериканских индейцев. Филадельфия: Американское философское общество, 1957; стр. 256.
  5. ^ Перейти обратно: а б «Индейцы Тенино», National Geographic.com/
  6. ^ Бернард ДеВото (редактор), Журналы Льюиса и Кларка (1953). Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin Co., 1981; стр. 262. Орфография и пунктуация исправлены молча.
  7. ^ «Племя Уорм-Спрингс возвращаются в Маунт-Худ-Скибоул, чтобы отпраздновать культурную связь» . 24 сентября 2013 г.
  8. ^ Д. Л. Берчфилд, Энциклопедия североамериканских индейцев: Том 8. Нью-Йорк: Маршалл Кавендиш, 1999; стр. 1029.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джордж Агилар-старший, Когда река разлилась! Индийские традиции в Средней Колумбии и резервации Уорм-Спрингс. Портленд, Орегон: Издательство Исторического общества Орегона, 2005.
  • Катрин Барбер, «Смерть водопада Селило». Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 2005.
  • Дональд М. Хайнс, Забытые племена: устные рассказы Тенино и соседних индейских народов, расположенных в районе реки Середина Колумбии . Great Eagle Publishing Inc., Иссакуа, Вашингтон. (1991)
  • Джордж П. Мердок, «Заметки о Тенино, Молалле и Пайуте из Орегона», Американская антропология, том. 40 (1938), стр. 395–402.
  • Кортленд Л. Смит, «Ловцы лосося из Колумбии». Корваллис, Орегон: Издательство Университета штата Орегон, 1979.
  • Роберт Дж. Суфан, Этнологический отчет об индейцах васко и тенино. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing, 1974.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1a9044cca0ade40cde478f0ff08071ea__1700622660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1a/ea/1a9044cca0ade40cde478f0ff08071ea.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tenino people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)