Тенинский народ

Люди Тенино , широко известные сегодня как группы Уорм-Спрингс , представляют собой несколько подплемен сахаптин индейских , которые исторически занимали территорию, расположенную в северо-центральной части американского штата Орегон . Народ Тенино включал в себя четыре локализованных подплемени - Тайг (Тайх, Тайг) или «Верхние Дешуты», разделенные на Тайксама (Долина Тайг), Тиксниама (Мост Шерара) и Млиама (нынешняя резервация Теплого источника), Вьям (Вайамама) (Ваямпам). или «Нижний Дешут», также известный как «Челило». Индейцы», Даллес Тенино или «Тинаину (Tinaynuɫáma)», также известный как «собственно Тенино»; и Док-Спус (Тукспуш) (Takspasɫáma) или «Джон Дэй».
Исторически разделяя свое время между зимними и летними лагерями на реке Колумбия , в 1855 году жители Тенино стали стороной договора с племенами Среднего Орегона , переговоры по которому заключал суперинтендант штата Орегон по делам индейцев Джоэл Палмер . Банды Уорм-Спрингс сегодня являются частью Конфедерации племен Уорм-Спрингс , которая управляет индейской резервацией Уорм-Спрингс в Центральном Орегоне .
История
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Народ Тенино, широко известный сегодня как банды Уорм-Спрингс, состоял из четырех местных подплемен:
- Тинаину (Tinaynuɫáma) , или Даллес Тенино : занимали две близко прилегающие летние деревни на южном берегу Даллеса реки Колумбия / Файвмайл-Рапидс ( Участок Файвмайл-Рапидс ) и зимнюю деревню в Восьмайл-Крик (названная с расстояния в восемь миль). из «Даллеса »); название более крупного летнего села «тинаину» применялось как к этому местному подплемени, так и ко всему тенинскому народу.
- Тайг (Tayxɫáma) , или «Верхний Дешут» : их основная летняя деревня находилась на реке Верхний Дешут , а их основная зимняя деревня - на месте сегодняшней долины Тайг, штат Орегон ; они были разделены на три местные деревенские группы - доминирующую Тайксама (в долине Тайг), Тиксниама ( мост Шерара под водопадом Шерарс) и Млиама (вдоль реки Уорм-Спрингс в нынешней индейской резервации Уорм-Спрингс ).
- Вьям (Wayámɫáma) или «Нижние Дешуты» , также известные как «индейцы Селило» : их летняя деревня находилась у водопада Селило, известного коренным народам Сахаптина как Вьям («эхо падающей воды» или «звук воды на камнях»). ) на южном берегу реки Колумбия и их зимняя деревня на левом берегу Нижнего Дешута, чуть выше ее слияния с рекой Колумбия (другой источник указывает на зимнюю деревню Ванва'ви на западном берегу реки Дешут, непосредственно к югу от впадения в Колумбию.) [ 1 ]
- Док -Спус / Тукспуш (Takspasɫáma) , или «Джон Дей» : имел две летние деревни на южном берегу реки Колумбия и занимал нижнюю часть реки Джон-Дэй с двумя зимними деревнями по обе стороны от названной реки. [ 2 ]
Эти банды делят свое время между зимними деревнями внутри страны, близкими к запасам воды и топлива, и летними лагерями с богатыми рыбными запасами, расположенными на южном берегу реки Колумбия в сегодняшнем северо-центральном Орегоне. [ 2 ]
Люди Тенино говорили на диалекте языка Сахаптин , языка, общего с соседним народом Уматилла, расположенным на востоке. [ 2 ] Другие соседние племенные образования говорили на других языках, в том числе васко и вишрам , расположенные на северо-западе, которые говорили на диалекте языка чинукан , народ молала через Каскадный хребет на западе, который говорил на вайлатпуане , и северные пайуте на юге. , говоривший на варианте шошони . [ 2 ]
Народ Тенино исторически помнит только одну великую войну с другими народами реки Колумбия, победоносную битву с молалами, которая вынудила последних перебраться на другую сторону Каскадных гор. [ 2 ] Одно короткое сражение также произошло с Кламатом , группой, которая в остальном была ценным торговым партнером. [ 2 ] У племени действительно был исторический враг в Северных Пайуте , однако конфликт между двумя группами охарактеризовал антрополог Г. П. Мердок как «эндемичный». [ 2 ]
Экономика
[ редактировать ]Вплоть до XIX века племена Уорм-Спрингс были полукочевыми народами, не занимавшимися ни сельским хозяйством, ни разведением домашних животных. [ 2 ] Ловля лосося , охота на диких животных и сбор диких продуктов питания были важными занятиями племенных групп. [ 2 ] Труд был дифференцирован по признаку пола: мужчины занимались охотой и большей частью рыболовством. [ 2 ] Мужчины также изготавливали все орудия труда из камня, кости или рога и отвечали за рубку деревьев и заготовку дров. [ 3 ] Мужчины изготавливали каноэ-долблены для речного транспорта и строили постоянные зимние жилища. [ 3 ]
Женщины сохраняли мясо и рыбу для последующего использования путем сушки или копчения и выполняли большую часть работы по сбору продуктов растительного происхождения, включая ягоды и другие фрукты, коренья, желуди и кедровые орехи . [ 2 ] Женщины также готовили еду в каждой семейной группе, а также изготавливали, ремонтировали и стирали одежду и постельное белье. [ 3 ] Женщины также производили нитки, веревки, корзины, сумки и циновки. [ 3 ]
Женщины также в первую очередь отвечали за ведение торговли с посетителями из других племенных групп, в то время как в конце лета и осенью группы мужчин периодически отправлялись торговать с другими племенами. [ 2 ] Торговый экспорт тенинцев включал сушеный лосось, рыбий жир и меха животных. [ 2 ] Импортируемые товары включали корзины, лошадей, рабов, шкуры буйволов, перья и ракушки. [ 2 ]
Банды Уорм-Спрингс не жили сообща, а скорее делились на семейные группы, каждая из которых имела свои жилища. В зимних деревнях, занимаемых каждый год примерно с ноября по март, [ 2 ] у каждой семьи было по два дома — овальная землянка, засыпанная землей, которая использовалась для сна, и прямоугольное жилище, построенное над землей, покрытое циновками и использовавшееся для приготовления пищи и других дневных занятий. [ 2 ] В летние месяцы, обычно с апреля по октябрь, группа переезжала к реке, где семьи строили прямоугольные временные жилища из шестов и циновок. [ 2 ] Они были разделены: половина использовалась для сна, а другая половина использовалась как крытая площадка для обработки лосося для последующего использования. [ 2 ]
Культура
[ редактировать ]Тенинцы регулярно участвовали в празднествах, связанных с добычей первых продуктов нового года. Каждый апрель церемониальная группа отправлялась ловить рыбу и собирать корни вапато для большого фестиваля, который коллективно отмечали в деревне Даллес Тенино все члены племени, за исключением группы Док-Спус, которая праздновала отдельно. [ 2 ] Этот ритуал первой рыбы был обычным для большинства индейских народов северо-западного побережья Тихого океана и плато реки Колумбия. [ 4 ]
Обычно в ритуалах Первой рыбы в этом регионе человека, сведущего в определенных словесных заклинаниях, призывали использовать свои навыки для ловли церемониальной рыбы. [ 4 ] Рыба никогда не должна была касаться земли, ее клали на циновку из тростника и разделывали традиционным ножом, а затем готовили в установленном порядке и делили между назначенными членами племенной группы. [ 4 ] После употребления кости нужно было бросать обратно в воду, чтобы их не съели собаки или другие хищники, а за трапезой должны были сопровождаться традиционные песни и танцы. [ 4 ] Считалось, что душа Первой Рыбы вернется вниз по течению к другому лососю и уважительно расскажет о том, как ее поймали и съели, тем самым вдохновляя других лососей путешествовать вверх по течению, чтобы к ним относились с таким же почетом и уважением. [ 4 ]
После этого праздника около половины семей деревни отправились в охотничью экспедицию на юг, а остальные остались в дачном поселке на реке, ловя и сушив рыбу. [ 2 ]
Каждый июль вся община снова собиралась, на этот раз, чтобы полакомиться ягодами и олениной на очередном летнем празднике еды. [ 2 ] После этого фестиваля община снова разделилась: половина осталась ловить и коптить лосося, а остальные уходили собирать орехи и ягоды и охотиться. [ 2 ] В октябре будет собран камыш для изготовления циновок, после чего последует расформирование временной летней деревни и возвращение в постоянную зимнюю деревню дальше вглубь страны. [ 2 ]
Взаимодействие с американцами европейского происхождения
[ редактировать ]Люди Тенино были впервые замечены экспедицией Льюиса и Кларка в конце октября 1805 года, когда несколько членов группы были наняты, чтобы помочь Корпусу переправить свои лодки и оборудование вокруг непроходимого водопада Селило . [ 5 ] Целый день был потрачен на перемещение этих припасов, а развлекательные зрители собрались, чтобы стать свидетелями этого зрелища. [ 5 ]
расположенный недалеко от водопада Селило Исследователь Уильям Кларк, , наблюдал традиционный метод сушки, используемый для консервирования лосося:
«После того, как он достаточно высохнет, его растирают между двумя камнями и кладут в своеобразную корзину, аккуратно сделанную из травы и тростника длиной более двух футов и диаметром один фут, причем эта корзина выстлана кожей лосося, натянутой и высушенной для Для этого его прижимают как можно сильнее. Когда он наполнится, открытую часть закрепляют рыбьими шкурами, которые закрепляют через петли корзины... очень надежно, а затем на сухом месте ставят эти корзины, проводная часть вверх. Их обычный обычай - ставить 7 как можно ближе и 5 сверху, закреплять их циновками, которые [обматывают] вокруг них, закрепляют веревками и покрывают этими 12 корзинами по 90–100 штук. Сохраненная таким образом рыба может сохраняться здоровой и сладкой в течение нескольких лет, как мне сообщили эти люди, в больших количествах, как они сообщают нам, продаются также белые люди, которые посещают устье этой реки [Колумбии]. что касается туземцев внизу». [ 6 ]
Создание резервации Уорм-Спрингс
[ редактировать ]
25 июня 1855 года правительство Соединенных Штатов создало индейскую резервацию Уорм-Спрингс в рамках договора с четырьмя бандами народа Тенино, а также тремя бандами соседнего Васко. [ 2 ] Даллес Тенино, Тайг, Вьям и Док-Спус были фактически вынуждены покинуть свои исторические родины в новую резервацию в 1857 году, а в 1858 году за ними последовали банды Васко и другие соседи, говорящие на языке чинукан. [ 2 ] Согласно отчету о резервации за 1858–1859 годы, к этому времени туда было переселено около 850 особей Тенино, а еще 160 членов банд Вьяма и Док-Спуса еще не переселились. [ 2 ]
Эта новая резервация располагалась на землях, исторически принадлежавших северным пайуте, и в течение нескольких лет после этого эта банда мстила своим историческим врагам, совершая набеги на лошадей и другие формы грабежа. [ 2 ]
В дополнение к резервации жители Тенино имеют по договору право использовать земли вокруг правительственного лагеря в штате Орегон на горе Худ . Центр племенного наследия Маунт-Худ под названием Вивну-Вош открылся на горнолыжном курорте Маунт-Худ в 2012 году. [ 7 ]
Тенинцы сегодня
[ редактировать ]Сегодня банды Уорм-Спрингс являются частью Конфедеративных племен Уорм-Спрингс . К концу 20-го века общая численность членов Конфедеративных племен Уорм-Спрингс составляла 3405 человек, включая потомков племенных групп Тенино, Васко и Северных Пайуте. [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- Индейские народы Орегона
- Сахаптинские народы
- Тихоокеанские северо-западные индийские войны
- Тенино, Вашингтон
Сноски
[ редактировать ]- ^ Озеро Полумесяц: Археологические путешествия в Каскадный хребет Центрального Орегона, стр. 73 и далее Ваямпам (Тенино)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Г.П. Мердок, «Индейцы Тенино», « Этнология», том. 19 (1980), стр. 129–149; перепечатано в книге Дональда М. Хайнса, «Забытые племена: устные рассказы Тенино и прилегающих индейских народов Средней Колумбии» (1991). Иссакуа, Вашингтон: издательство Great Eagle Publishing, 1997; стр. 18-24.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мердок (1980), стр. 34–35.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гарольд Э. Драйвер и Уильям К. Мэсси, Сравнительные исследования североамериканских индейцев. Филадельфия: Американское философское общество, 1957; стр. 256.
- ^ Перейти обратно: а б «Индейцы Тенино», National Geographic.com/
- ^ Бернард ДеВото (редактор), Журналы Льюиса и Кларка (1953). Бостон, Массачусетс: Houghton Mifflin Co., 1981; стр. 262. Орфография и пунктуация исправлены молча.
- ^ «Племя Уорм-Спрингс возвращаются в Маунт-Худ-Скибоул, чтобы отпраздновать культурную связь» . 24 сентября 2013 г.
- ^ Д. Л. Берчфилд, Энциклопедия североамериканских индейцев: Том 8. Нью-Йорк: Маршалл Кавендиш, 1999; стр. 1029.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джордж Агилар-старший, Когда река разлилась! Индийские традиции в Средней Колумбии и резервации Уорм-Спрингс. Портленд, Орегон: Издательство Исторического общества Орегона, 2005.
- Катрин Барбер, «Смерть водопада Селило». Сиэтл, Вашингтон: Вашингтонский университет Press, 2005.
- Дональд М. Хайнс, Забытые племена: устные рассказы Тенино и соседних индейских народов, расположенных в районе реки Середина Колумбии . Great Eagle Publishing Inc., Иссакуа, Вашингтон. (1991)
- Джордж П. Мердок, «Заметки о Тенино, Молалле и Пайуте из Орегона», Американская антропология, том. 40 (1938), стр. 395–402.
- Кортленд Л. Смит, «Ловцы лосося из Колумбии». Корваллис, Орегон: Издательство Университета штата Орегон, 1979.
- Роберт Дж. Суфан, Этнологический отчет об индейцах васко и тенино. Нью-Йорк: Издательство Garland Publishing, 1974.