Jump to content

Анитус

Анит ( / ˈ æ n ɪ t ə s / ; греческий : Ἄνυτος , транслит.   Ánytos ; вероятно, до 451 г. – после 388 г. до н.э. [1] ), сын Антемиона дема Эунимимона , был политическим деятелем в Классических Афинах . Анит служил генералом во время Пелопоннесской войны с 431 по 404 годы до нашей эры, а позже стал ведущим сторонником демократических сил, выступавших против Тридцати тиранов , правивших Афинами с 404 по 403 год до нашей эры. Его лучше всего помнят как одного из обвинителей философа Сократа в 399 г. до н.э.; вероятно, из-за этой роли Платон изобразил Анита собеседником в диалоге «Менон» .

Родословная

[ редактировать ]

Анит, судя по всему, принадлежал к афинским нуворишам , то есть принадлежал к торговому классу, а не к землевладельцу, правившему городом с незапамятных времен. Считается, что его отцом был Антемион, сын Дифила, посвятивший статую на Акрополе в знак благодарности за свое вознесение в ранг «рыцаря». Аристотелевская Афинаион Политея имела такую ​​атрибуцию:

В Акрополе есть жертва по обету, статуя Дифила с такой надписью: 

«Антемион, сын Дифила, посвятил эту статую богам, когда из статуса Фетиды он был возведен в статус рыцаря».

А рядом с человеком стоит лошадь, подразумевая, что именно это подразумевалось под званием Рыцаря. [2]

Платона Хотя эта связь с Анитом не является несомненной, большинство современных историков принимают ее на основании комментария Сократа в «Меноне» о том, что Анит был:

сын Антемиона, человек богатый и здравый смысл, который получил свои деньги не на ровном месте или в подарок... а заработал их собственным умом и упорным трудом. [3]

Семейное богатство было создано кожевенным и обувным бизнесом Anthemion. [4] Анит унаследовал их и продолжал управлять ими. [5]

Мало что известно о деятельности Анита в его взрослые годы – лишь несколько инцидентов, в которых он был замешан.

Он был назначен на должность генерала ( стратега ) в последние годы Пелопоннесской войны. [6] В 409/8 г. до н.э. ему было поручено взять флот кораблей для защиты форпоста Пилос на западе Пелопоннеса . Афины захватили эту скалистую скалу в 425 г. до н.э. и населили ее беглыми илотами, которые в последующие годы преследовали спартанцев в этом регионе. Весной и летом 409 г. до н.э. он подвергся нападению со стороны спартанцев , и афиняне стремились укрепить его оборону силами под предводительством Анита. Ему не удалось завершить миссию, поскольку штормы на море помешали ему обойти южные районы Пелопоннеса. Когда он вернулся в Афины, его привлекли к ответственности за государственную измену, что часто делалось с генералами, не выполнившими поставленные перед ними задачи. В данном случае он был оправдан по обвинению якобы потому, что подкупил присяжных – первого человека, сделавшего это. [7] (Это было нелегко сделать, учитывая, что афинские присяжные насчитывали от 200 до 2000 человек. [8] )

Отношения с Алкивиадом

[ редактировать ]

Сообщается, что Анит был любовником молодого Алкивиада , бывшего подопечного Перикла , расточительного плейбоя и (позже) генерала в Афинах. И Плутарх , и Афиней описали инцидент, когда Анит устраивал званый обед, во время которого Алкивиад грубо конфисковал половину золотых и серебряных чаш, стоявших на столе, и преподнес их в подарок Трасиллу, еще одному из гостей вечера, который был довольно беден. Когда их спутники выразили негодование по поводу наглости Алкивиада, Анит ответил, что его возлюбленная не была невнимательной, а как раз наоборот, поскольку он имел власть взять все и все же оставить половину позади. [9]

Тирания Тридцати

[ редактировать ]

После битвы при Эгоспотами в 405 г. до н. э., в которой афинский флот был уничтожен, город был осажден спартанцами и в конце концов капитулировал. [10] Спартанцы потребовали, чтобы город снес стены, отозвал изгнанников (все сочувствовали олигархам) и восстановил древнее правительство, то есть демонтировал его демократию. По их «предложению» был выбран правящий орган из тридцати губернаторов, имитирующий собственный правящий совет Спарты из тридцати человек, герусию .

В это время многие из противников этого переворота покинули город и укрылись в таких местах, как Фивы и Аргос . Лидером этих демократических партизан был Фрасибул , и Анит был среди его помощников. [11]  Лисий в одной из своих судебно-медицинских речей рассказал об инциденте, когда некий Агорат, который сначала сотрудничал с Тридцатью, позже попытался присоединиться к изгнанникам в Филе , крепости на севере Аттики , где они организовывали контрпереворот.

Как только они увидели его, они схватили его [Агората] и сразу потащили на смерть в то место, где казнили обычных пиратов или разбойников, попавшихся им в руки. Анит, который был полководцем, сказал, что им не следует этого делать, поскольку они еще не в состоянии наказать некоторых из своих врагов; в этот момент им лучше промолчать. Если они когда-нибудь вернутся домой, то приступят к наказанию виновных. [12]

Контрпереворот в конечном итоге увенчался успехом, и в Афинах была восстановлена ​​демократия. [13] Одним из средств примирения враждующих сторон была всеобщая амнистия. [14] что вызвало возмущение многих, кто потерял близких и имущество во время кровавой бойни, устроенной Тридцатью. Их раздражало запрет подавать в суд на тех, кто причинил им вред, и время от времени они пытались добиться компенсации в судах, несмотря на то, что закон запрещал это. Исократ написал защитную речь в одном из таких случаев и отметил, что некоторые богатые и влиятельные люди отказались от таких исков, хотя у них была политическая сила, чтобы добиться успеха в таких усилиях, когда обычные люди могли потерпеть неудачу. Он конкретно назвал Фрасибула и Анита как:

люди, пользующиеся наибольшим влиянием в городе, хотя и были ограблены на большие суммы денег и знают, кто сдал списки их имущества, тем не менее не настолько наглы, чтобы подавать на них в суд или поднимать на них старые обиды; напротив, даже если в отношении всех других требований они имеют большую власть, чем другие, для достижения своих целей, все же в вопросах, охватываемых заветом, они считают целесообразным ставить себя на условия равенства с другими гражданами. [15]

Суд над Сократом

[ редактировать ]

В 399 г. до н.э. Анит присоединился к Мелету и Ликону, выдвинув обвинительное заключение против Сократа. [16] У нас есть два утверждения, которые претендуют на цитирование конкретных обвинений: одно от Платона, а другое от Диогена Лаэртского . В своей «Апологии» Платон поручил Сократу зачитать жалобу:

Сократ виновен в преступном вмешательстве, поскольку он исследует вещи под землей и в небе, заставляет более слабый аргумент победить более сильный и учит других следовать его примеру. [17]

Диоген, напротив, писал:

Аффидевит по делу, который сохранился до сих пор, говорит Фаворин в « Метрооне» [ де ] , гласил следующее: «Это обвинительное заключение и аффидевит под присягой Мелетом, сыном Мелета из Питфа, против Сократа, сына Софрониска из Пифа. Алопеция : Сократ виновен в отказе признать богов, признанных государством, и в представлении других новых божеств. Он также виновен в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть». [18]

Расхождения между этими отчетами вызвали много дискуссий среди современных ученых. То же самое касается и того факта, что ни один из них не обвиняет Сократа в каком-либо конкретном поступке. Кажется, его обвинили в том, что он просто Сократ. Таким образом, мотивация его обвинителей стала проблемой для современных ученых. На первом месте среди предложенных объяснений был недавний опыт Афин с ниспровержениями и попытками свержения их демократии: переворот Четырехсот в 411 году, переворот Тридцати в 404 году и попытка восстановления этой олигархии в 401 году остатками Тридцати. жил в Элевсине . Предубеждение против Сократа было связано не столько с его религиозными убеждениями, сколько с его влиянием на афинскую политику, а именно с тем, что он был хорошо известен тем, что отдавал предпочтение спартанскому обществу афинскому, и что среди руководителей переворотов были люди, которые провели с ним значительное время в их молодость. Среди наиболее выдающихся из них были Ферамен , Критий и Хармид . [19] Будучи современным демократом, [20] Анит, сражавшийся против Тридцати при Филе и Пирее , несомненно, поддержал бы любую попытку избавиться от людей, которые прямо или косвенно были ответственны за эти жестокие нападения на афинское правительство. Но в случае Сократа у него, возможно, были более личные мотивы. И Платон, и Ксенофонт рассказывали о событиях, в которых проявлялась вражда между двумя мужчинами. В «Меноне» Платон построил между ними разговор, в котором Сократ исследовал неспособность великих афинских людей передать свое мастерство своим сыновьям. Фемистокл , Аристид , Перикл и Фукидид (сын Мелесия, а не историк) были его примерами – люди, которые, как можно было подумать, включили бы этическое образование в число предметов, преподаваемых им. Поскольку они этого не сделали, Сократ неохотно пришел к выводу, что добродетели невозможно научить. Анит, однако, пришел к выводу, что Сократ критиковал их (и, предположительно, самого себя) за то, что они не приложили усилий.

Сократ, я считаю, что ты слишком склонен плохо говорить о людях. Я, например, если вы прислушаетесь к моему совету, предупредил бы вас, чтобы вы были осторожны: в большинстве городов, вероятно, легче причинить людям вред, чем пользу, и особенно в этом; Я думаю, ты и сам это знаешь. [21]

Антей на этом месте оставил разговор, и Сократ сказал Менону:

Мено, я думаю, что Анит рассердился, и я ничуть не удивлен: ведь он, во-первых, полагает, что я плохо говорю об этих господах; а во-вторых, он считает себя одним из них. [22]

Ксенофонт послужил основой для чувствительности Анита по этому вопросу.

Говорят также, что [Сократ], увидев проходящего мимо Анита, заметил: «Идет человек, исполненный гордости при мысли, что он достиг какой-то великой и благородной цели, предав меня смерти, потому что, видя, что его почитают государстве с высшими должностями, я сказал, что он не должен ограничивать образование своего сына шкурами [т. е. кожевенным делом]…

«Одно время я имел краткое общение с сыном Анита и считал, что ему не недостает твердости духа; и поэтому я предсказываю, что он не будет продолжать рабское занятие, которое предусмотрел для него его отец; но из-за отсутствия достойного советника он впадет в какую-нибудь позорную склонность и наверняка далеко пойдет в пороке».

Сказав это, он не ошибся; молодой человек, наслаждавшийся вином, не переставал пить ни днем, ни ночью и в конце концов оказался бесполезным ни для своего города, ни для своих друзей, ни для себя самого. [23]

Ксенофонта в это время не было в Афинах; он был в Азии в военной кампании, [24] так что это слухи, а не дословная цитата. Но это соответствует общей схеме, согласно которой Сократ очаровывал молодежь Афин, ставя в неловкое положение ее ведущих граждан, когда они не смогли удовлетворительно ответить на его наводящие вопросы о добродетели и мудрости. [25] В этом случае вполне вероятно, что Анит потерял привязанность и уважение своего сына и обвинил в этом Сократа – в его глазах это, вероятно, было достаточным основанием присоединиться к его обвинению. Схолиаст к «Апологии Платона» (18b), цитируемый в примечании 3 выше, предоставил некоторую дополнительную информацию:

[Анит] был богат благодаря своему кожевенному бизнесу, за что Сократ высмеивал его. Из-за этой насмешки Анит убедил Мелета, подкупив его, предъявить Сократу обвинение в нечестии.

Если сложить все это, то кажется, что у Анита были как политические, так и личные причины желать убрать Сократа с дороги. Что касается мотивов Мелета и Ликона, то мы знаем только то, что Сократ сказал о первом в платоновском « Евтифроне» :

Я сам не совсем понимаю этого человека, Евтифрона. Мне он кажется молодым человеком и неизвестным. Я думаю, однако, что они зовут его Мелетом, а его дема - Питтос, если вы случайно знаете кого-нибудь по имени Мелет из этого дема - крючконосого человека с длинными прямыми волосами и небольшой бородой... Он говорит, вообще-то: что он знает метод, которым развращают молодых людей, и знает, кто эти люди, которые это делают… И поэтому Мелет, несомненно, начинает с того, что очищает нас, тех, кто губит, как он говорит, нежные ростки молодежи. С таким примечательным началом его шансы на успех выглядят неплохо. [26]

Если схолиаст прав, желанию Мелета уберечь молодежь от развращения способствовало небольшое коррупционное подкуп со стороны Анита. Его «шансы на успех» в конце концов оказались под некоторым сомнением. После осуждения и казни Сократа существуют истории о раскаянии, которое испытывали граждане Афин, и о наказаниях, которые они нанесли его обвинителям. Диоген Лаэртий сказал:

Итак, [Сократ] был взят из среды людей; и вскоре после этого афиняне почувствовали такое раскаяние, что закрыли тренировочные площадки и гимназии. Других обвинителей они изгнали, а Мелета казнили; они почтили Сократа бронзовой статуей работы Лисиппа, которую поставили в зале процессий. И едва успел Анит посетить Гераклею [27] чем жители того города изгнали его в тот же день. [28]

В другом месте Диоген приписывает Антисфену , философу-цинику и бывшему протеже Сократа, инициатор этих репрессий. [29] Оратор 4-го века нашей эры Фемистий зашел так далеко, что заявил, что жители Гераклеи вместо того, чтобы изгнать Анита, забили его камнями до смерти по прибытии. [30]

Эти виньетки могут быть просто изобретением более поздних апологетов Сократа, поскольку есть свидетельства того, что Анит оставался в Афинах несколько лет. Hellenica Oxyrhinchia помещает его на заседании Афинского собрания ( Ecclesia ) в 397/6 г. до н.э. [31] и Лисий в одной из своих судебно-медицинских речей призывает говорящего Анита, который в то время служил инспектором по зерну, в качестве свидетеля на судебном процессе, который состоялся в 388 году до нашей эры. [32] Оба этих события произошли намного позже того, как какое-либо возмездие за преследование Сократа должно было быть понесено. Кроме того, в 336/5 г. до н. э. двое мужчин, Анит (II) и Антемион (II), принадлежавшие к тому же дему, что и наш подданный, служили в Афинском совете из 500 человек ( Буле ). Этот Анит также служил триерархом в 323/2 г. до н.э. [33] Если бы они действительно были потомками, это было бы аргументом против насильственного изгнания Анита I, поскольку его сын (и любой другой вопрос) потерял бы права гражданства в процессе.

Наследие

[ редактировать ]

Анит внес неоднозначный вклад в развитие Афин своего времени. Он потерпел неудачу в одном известном нам военном командовании и подкупил его, чтобы избежать ответственности за это – хотя, честно говоря, наказание, которое ему грозило, было неоправданно суровым. Он сыграл значительную роль в восстановлении демократии и верховенства закона после тирании Тридцати, а в последующие годы продолжал занимать ответственные посты в этой демократии. Наконец, он, похоже, плохо справился с воспитанием своего сына и вместо того, чтобы взять на себя ответственность за это, возложил вину за то, как мальчик оказался, на человека, который сделал лишь немного больше, чем попросил людей подвергнуть сомнению их взгляды на жизнь. Несмотря на весь его вклад в развитие афинского общества, как положительный, так и отрицательный, его непреходящим наследием является преследование по сфабрикованным обвинениям одного из самых уважаемых людей в мировой истории.


См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвис, Афинские имущественные семьи 600-300 гг. до н.э. ( APF ) §1324, стр. 40.
  2. ^ Афинейон Политея §7.4. Со времен Солона (начало VI в. до н. э.) существовало четыре класса граждан: пентакосиомедимны (самые богатые из богатых), гиппеи (рыцари или члены кавалерии, т. е. у них были средства обеспечить собственную лошадь), зевгаты. (те, кто мог себе позволить экипироваться для пехоты) и тетисы (самые бедные, служившие гребцами в афинском флоте). Аристотель, похоже, неправильно понял надпись; статуя была Антемиону, а не Дифилу. См. также Плутарх, Жизнь Солона , §18.2 и фон Фриц и Капп, Афинская конституция Аристотеля , с. 75 и примечания на с. 155.
  3. ^ Платон, Менон 90а. См. также Дэвис, APF §1324, с. 41.
  4. ^ Ксенофонт, Апология , 29; Дион Златоуст, Беседы о Гомере и Сократе , лв.22. https://penelope.uchicago.edu/Thayer/E/Roman/Texts/Dio_Chrysostom/Discourses/55*.html#ref15 ; Схолион Платону, Апология , 18b, цитируется в Телле (без нумерации страниц)
  5. ^ Дэвис, APF , указ.; Ксенофонт, Апология , §30.
  6. ^ Девлин, Афинские официальные лица , с. 169.
  7. ^ Афинейон Политея , xxvii.4; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека , xiii.64.5-6.
  8. ^ Берс и Ланни, «Введение в афинскую правовую систему»,страница 5, пункт 10.
  9. ^ Афиней, Днеипнософисты , xii.47; Плутарх, Жизнь Алкивиада § 33.1. В двух отчетах есть существенные различия, что позволяет предположить, что у каждого был свой отдельный источник информации об инциденте.
  10. ^ Ксенофонт, Hellenica , ii.1.17 и далее.
  11. ^ Афинейон Политея , xxxiv.3.
  12. ^ Лисий, Против Агората , xiii.78-9.
  13. ^ Ксенофонт, Hellenica , ii.4.10-43.
  14. ^ Андокид, О тайнах , i.81; Афинейон Политея , §38-39.
  15. ^ Исократ, Против Каллимаха , XVIII.23-24.
  16. ^ Платон, Апология , iii; Диодор Сицилийский, xiv.37.7; Ксенофонт, «Апология» , 29.
  17. ^ Платон, Апология , 19б.
  18. ^ Диоген Лаэртий, Жизнеописания выдающихся философов , ii.40.
  19. ^ Обсуждение этих вопросов см. И. Ф. Стоуном, «Суд над Сократом» , главы с 10 по 13.
  20. Анитус не всегда выступал против ограниченного права голоса. См. Atheneion Politeia §34.3, где он вместе с Фераменом и другими числился сторонником возврата к «древней конституции» после поражения от Спарты в Пелопоннесской войне.
  21. Этот комментарий обычно воспринимается как предзнаменование преследования Сократа Анитом.
  22. ^ Платон, Менон , 94e-95a.
  23. ^ Ксенофонт, Апология , 29-31.
  24. ^ » Ксенофонта . см. в «Анабасисе Подробности
  25. Признано Сократом в своей защитной речи: Платон, Апология , 23в.
  26. ^ Платон, Евтифрон , 2б-3а.
  27. ^ Есть несколько древних городов с таким названием. Что имеется в виду, не указано.
  28. ^ Диоген Лаэртий, Жизнеописания , ii.43.
  29. ^ Диоген, vi.9-10.
  30. ^ Цитируется в Stone, с. 176 и Телль, последний абзац.
  31. ^ Hellenica Oxyrhinchia , vi.1-3; Девлин, с. 207.
  32. ^ Лисий, Против торговцев кукурузой , xxii.8-9.
  33. ^ Харионтид, с. 36, 37.
  • Берс, Виктор и Адриан Ланни, «Введение в афинскую правовую систему», Демос: классическая афинская демократия . https://www.stoa.org/demos/article_intro_legal_system@page=5&greekEncoding=UnicodeC.html
  • Харитонид, С. «Первая половина списка булевтов четвертого века до нашей эры» Гесперия: Журнал американской школы классических исследований в Афинах 30, вып. 1 (1961): 30–57. www.jstor.org/stable/147320 [ постоянная мертвая ссылка ] .
  • Дэвис, Джон К. Афинские имущественные семьи, 600–300 гг. до н.э. Оксфорд: Кларендон Пресс, 1971.
  • Девелин, Роберт. Афинские чиновники, 684–321 гг. до н. э . Кембридж: Кембриджский университет. Пресс, 1989.
  • Стоун, ЕСЛИ Суд над Сократом . Нью-Йорк: Anchor Books, 1989.
  • Скажи, Хокан. «Анит и риторика оскорблений в апологии Платона и Меноне». Классика @ Журнал 11, вып. 1 (2020). https://classics-at.chs.harvard.edu/classics11-hakan-tell-anytus-and-the-rhetoric-of-abuse-in-platos-apology-and-meno/ .
  • фон Фриц, Курт и Эрнст Капп, Афинская конституция Аристотеля и родственные тексты , Hafner Publishing Company, Нью-Йорк, 1964.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c5562b8f63b0280733d08a7e7785c5c__1721637240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/5c/1c5562b8f63b0280733d08a7e7785c5c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anytus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)