QSound
![]() | |
Тип продукта | Обработка звука |
---|---|
Владелец | QSound Labs |
Рынки | По всему миру |
QSound — это оригинальное название алгоритма позиционной трехмерной (3D) обработки звука от QSound Labs , который создает трехмерные аудиоэффекты из нескольких монофонических источников и суммирует выходные сигналы в два канала для представления через обычные стереодинамики. QSound в конечном итоге был переименован в «Q1» после появления «Q2», позиционного 3D-алгоритма для наушников. Когда позже к позиционному 3D-процессу была добавлена поддержка системы объемного звучания с несколькими динамиками, позиционный 3D-аудиопроцесс QSound стал известен просто как «Q3D». QSound была основана Ларри Рикманом (генеральным директором), Дэнни Лоу и Джоном Лизом. Джимми Айовин занимал должность старшего вице-президента по музыке, а Шелли Якус - вице-президента по аудиотехнике в годы ее становления. [1]
Технология
[ редактировать ]QSound — это, по сути, алгоритм фильтрации. Он управляет синхронизацией, амплитудой и частотной характеристикой для создания бинаурального изображения . Такие системы, как QSound, полагаются на тот факт, что звук, поступающий с одной стороны слушателя, достигнет одного уха раньше другого, и что когда он достигает самого дальнего уха, он становится ниже по амплитуде и спектрально изменяется из-за препятствия со стороны головы. Однако идеальный алгоритм был получен эмпирическим путем, параметры которого были скорректированы в соответствии с результатами многих тестов на прослушивание. [2]
Позиционная 3D-обработка, такая как QSound, многоканальный профессиональный процессор QSystem, используемый при производстве поп-музыки и звука для фильмов, отличается от расширения стерео, такого как QSound QXpander или SRS Sound Retrival System. Позиционная 3D-обработка звука — это технология, разработанная производителем. Он применяется к отдельным инструментам или звуковым эффектам и поэтому может использоваться только на этапе микширования музыки и создания саундтреков или под управлением программного обеспечения для микширования игрового звука в реальном времени. Расширение стерео (обработка записанных каналов и фонового окружения) — это, прежде всего, процесс воспроизведения, который можно произвольно применять к стереоконтенту в среде конечного пользователя с использованием аналоговых интегральных схем или процедур цифровой обработки сигналов (DSP).
Принятие
[ редактировать ]Система использовалась во всех играх Capcom CP System Dash , CP System II Sony ZN-1 и ZN-2, и аппаратных аркадных играх таких как Battle Arena Toshinden 2 .
QSound использовался в альбоме Мадонны 1990 года The Immaculate Collection , альбоме Стинга 1991 года The Soul Cages , альбоме Лютера Вандросса 1991 года Power of Love , альбоме Полы Абдул 1991 года Spellbound и Роджера Уотерса альбоме 1992 года Amused To Death. .
Electronic Arts , Activision , Microsoft Game Studios , Sega , Virgin Interactive , TDK Mediactive , Bullfrog Productions и Lionhead Studios также использовали эту технологию, в основном за счет использования пакета разработки программного обеспечения QMixer для реализации позиционирования, микширования и управления звуком непосредственно в игровое программное обеспечение. В более поздних версиях QMixer добавлена поддержка оборудования с 3D-ускорением через низкоуровневый интерфейс прикладного программирования Microsoft DirectSound3D.
В случае с Sega, они начали использовать эту технологию в 1993 году для игр для Sega CD , начиная с Ecco the Dolphin , и продолжили использовать эту технологию для некоторых игр через свою последнюю домашнюю консоль Dreamcast . [3] В играх для этих консолей, в которых использовался QSound, обычно использовались музыкальные треки Red Book Audio CD с микшированием QSound, встроенным прямо в аудиофайлы, поскольку в них не было каких-либо аппаратных микросхем для обеспечения управления эффектами QSound в реальном времени. [4]
Хотя система известна некоторым благодаря использованию в видеоиграх , первый чип QSound, используемый для этой цели, не был создан до 1991 года, тогда как QSound был разработан в конце 1980-х годов и использовался во всем, от заставок до телевизионных программ . Некоторые телевизоры также производились с использованием этой технологии. [5] Q3D также включен в различные компьютерные звуковые карты и драйверы звуковых карт.
В 2003 году Q3D был добавлен в список компонентов microQ от QSound Labs, небольшого, оптимизированного по производительности программного обеспечения для цифрового аудио, предназначенного для мобильного рынка (например, мобильных телефонов и т.п.). Q3D обеспечивает 3D-звук для портативных игр и может управляться в Java-играх через интерфейс прикладного программирования JSR-234 .
QSound также был доступен для домашнего использования в UltraQ QPC 1500, аппаратном устройстве, в котором использовались разъемы RCA для подключения к различным моно- и стереоустройствам для создания эффектов, подобных объемному звуку. [6]
Награды
[ редактировать ]QSound получил награду Electronic Entertainment « Самый многообещающий» в 1993 году; Редакторы назвали это «самой популярной новой аудиотехнологией». [7]
Избранные игры с использованием QSound
[ редактировать ](Большинство аркадных игр в этом списке работают на аркадной системе CPS-2.)Известные игры включают:
- 1944: Мастер цикла (Capcom)
- 19XX: Война против судьбы (Capcom)
- Киберботы: Цельнометаллическое безумие (Capcom)
- Д2 (Сега)
- Дарксталкерс (Capcom)
- Dungeons & Dragons: Tower of Doom и Dungeons & Dragons: Shadow over Mystara (Capcom)
- Эко-бойцы (Capcom)
- Ecco the Dolphin (версия для Sega CD) (Sega)
- Марвел против Capcom (Capcom)
- Супергерои Marvel (Capcom)
- Marvel Super Heroes против Street Fighter (Capcom)
- Mega Man: The Power Battle и Mega Man 2: The Power Fighters (Capcom)
- NiGHTS in Dreams... (Sega)
- Соник Приключение (Sega)
- Звуковой компакт-диск (Sega)
- Соник Р (Sega)
- Звездолет Титаник (Цифровая деревня)
- Серия Street Fighter Alpha (Capcom)
- Street Fighter EX и Street Fighter EX2 (Арика/Capcom)
- Super Gem Fighter (Capcom)
- Super Puzzle Fighter II Turbo (Capcom)
- Super Street Fighter II (и все вариации) (Capcom)
- Каратель (Capcom)
- Терминатор (видеоигра для Sega CD) (Virgin)
- Тетрис: Великий Мастер (Arika/Capcom)
- Люди Икс: Дети Атома (Capcom)
- Люди Икс против Street Fighter (Capcom)
- Зорк Немезида (Activision)
Избранные альбомы, "смешанные в QSound"
[ редактировать ]Более 60 альбомов поддерживают обработку QSound. Некоторые известные примеры включают в себя:
- Безупречная коллекция ( Мадонны 1990)
- Сила любви Лютера Вандросса (1991)
- Узники рая от Европы (1991)
- Клетки души Стинга ( 1991 )
- Очарованный Паулой Абдул (1991)
- «Помоги себе» ( Джулиана Леннона 1991)
- Параллели с предупреждением судьбы (1991)
- Опасно Майкла Джексона (1991)
- «Забавно до смерти» Роджера Уотерса (1992)
- Китобойный корабль Софи Б. Хокинс (1994)
- Живой от Фиша (1995)
- Пульс от Pink Floyd (1995)
- 18 «Пока я не умру» , Брайан Адамс (1996)
- Разбитый Китай ( Рика Райта 1996)
Избранные фильмы, "смешанные в QSound"
[ редактировать ]- Пинк Флойд: Пульс (1995)
- Робин Гуд: Принц воров (1991)
См. также
[ редактировать ]- Ауреал Полупроводник
- Творческие технологии
- ИграCODA
- Передаточная функция, связанная с головой
- Сенсаура
- Звукопоисковая система
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Новости Эй-Би-Си. «Новости развлечений, знаменитостей и поп-культуры — ABC News» . Новости АВС . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Уайт, Пол (ноябрь 1995 г.). «QSound Labs: Прямо на Q» . Звук на звуке (ноябрь 1995 г.). Архивировано из оригинала 17 января 2015 г. Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ https://segaretro.org/QSound
- ^ https://www.giantbomb.com/q-sound/3015-3007/
- ^ «Н. Махалингам и компания — Телевидение BPL» . Архивировано из оригинала 26 августа 2010 года . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ http://www.qsound.com/library/ultraq-manual.pdf
- ^ Персонал (март 1994 г.). «Первая награда «Выбор редакции электронных развлечений ». Электронные развлечения . 1 (3): 61–65.