Пратапарудра Дева
Пратапарудра Дева | |
---|---|
Гаджапати | |
![]() Изображение Гаджапати Пратапарудрадебы в храме Сарпешвара, построенном во время его правления в деревне Баларампур недалеко от Кахади. | |
Третий император Гаджапати | |
Царствование | в. 1497 – ок. 1540 г. н. э. |
Предшественник | Пурушоттам Дев |
Преемник | Два Дэва |
Супруг | Падма Падмалая Кроме Махила Гаури Деви |
Дом | Сурьяванша |
Отец | Пурушоттам Дев |
Религия | индуизм |
Пратапарудра Дева ( Одиа : ଗଜପତି ପ୍ରତାପରୁଦ୍ର ଦେବ) был третьим гаджапати- императором Одиши из империи Сурьявамса Гаджапати, основанной его дедом Капилендрой Дева Рутарая . Он правил с 1497 по 1540 год нашей эры. Помимо того, что он был монархом, он был набожным вайшнавом и приверженцем знаменитого святого Шри Чайтанайи , который прибыл в Одишу во время его правления. Его жизнь была чрезвычайно занята подавляющими военными кампаниями по защите унаследованной им территории от трех фронтальных вторжений вражеских государств Виджаянагара , Хусейна Шахи династии в Бенгалии и тюрко-персидской династии Кутб Шахи в Голконде . Он уступил большую часть своей территории соседним вражеским государствам, что положило начало роспуску военной гегемонии и имперского статуса Одиши, который продолжался почти 600 лет до него.

Военные конфликты на всех фронтах
[ редактировать ]Жизнь Пратапарудры Девы была полностью занята борьбой с постоянными военными угрозами со стороны соседних правителей на нескольких фронтах. [ 1 ]
Первая война с династией Хусейна Шахи в Бенгалии (1497-1500 гг. н.э.)
[ редактировать ]После смерти Пурушоттама Дева Пратапарудра Дева был немедленно охвачен защитными мерами своей империи от постоянно вторгающихся партий Гауды или бенгальского султана Алауддина Хуссейна Шаха . В «Бхакти-Бхагавате Маха Кавьяме» говорится, что ему было всего 17 лет, когда он столкнулся с этой проблемой и, наконец, изгнал захватчиков из своих северных границ. Он укрепил северные границы дополнительным военным присутствием, хотя мелкие стычки продолжались. [ 2 ]
Южная экспедиция и краткая оккупация Виджаянагара (1500–1508 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]Получив возможность остановить вторжения из Бенгалии, Пратапарудра Дева идет на юг, чтобы вернуть и захватить территории Королевства Виджаянагар. На короткое время ему удалось захватить Виджаянагар или форт Видьянагар. Медные пластины Анантавармана Пратапарудры Дева утверждают, что он достиг берегов реки Кришна 4 ноября 1500 года нашей эры. [ 3 ]
Первый конфликт с Виджаянагаром
[ редактировать ]Император династии Салува Иммади Нарасимха Рай правил Виджаянагаром, когда Пратапарудра Дева отправился в свою южную экспедицию. Его влиятельный генерал Тулува Нараса Наяка пытался вернуть форты Кондавиду и Удаягири у Пратапарудры Дева в военном состязании с Гаджапати. Грант Анантакармы Пратапарудры Девы заявляет, что он смог захватить бассейн реки Кришна с помощью силы. Армия Одиа не смогла продвинуться на территорию Виджаянагара за пределы своего оплота региона Удаягири. Однако армии Одиа удалось пройти к оконечности Сетху Бандхи или Рам Сету на юге. [ 4 ]
Второй конфликт с Виджаянагаром
[ редактировать ]Согласно пластинам Раджавролу с записями Пратапарудры Дева и Мадала Панджи , Гаджапати разбили лагерь на берегах реки Поннайяр и им удалось на короткое время занять части Виджаянагара у Виранарасимха Рая после изгнания обитателей укрепленного города. Однако Гаджапати пришлось внезапно вернуться в Одишу, поскольку в 1507–1508 годах нашей эры в его собственном королевстве разразился сильный голод. [ 5 ]


Вторжение Исмаила Гази в отсутствие монарха
[ редактировать ]Исмаил Гази направился прямо к столице Гаджапати Каттаку от границы с Бенгалией. Грозную оборону организовал Ананта Самантарай, защищавший форт Барабати в Каттаке, но из-за подавляющей численности сил рейда ему пришлось отступить и занять позицию в форте Сарангагарх на южном берегу реки Катаджоди . Исмаил направился в священный город Пури , где служители и священники храма Пури тайно перевезли идолов Джаганнатхи на лодке на скрытый островной холм среди озера Чилика , называемый Чадейгуха, до его прибытия. Губернатор Одии по имени Бхой Бидьядхар организовал оборону и продолжал сражаться с налетчиками, пока армия Гаджапати не вернулась. [ 6 ] Вернувшись в свои владения с большим экспедиционным корпусом среди этих хаотичных условий, Пратапарудра Дева преследовал бегущие силы до границы Бенгалии, захватив форт Мандарана сил Кутб Шахи в сегодняшнем Джаханабадском подразделении в Хугли . [ 7 ]

Форт Удаягири охранял гарнизон Гаджапати из 10 000 пехотинцев, 400 кавалеристов и 8 000 других человек, дислоцированных на окраине форта. Охранным отрядом командовал дядя самого Гаджапати по отцовской линии, Тирумала Рутарая. Сильный контингент сил Виджаянагара, насчитывающий 34 000 пехотинцев и 800 боевых слонов, прошел через Гутти и Гондикотту и захватил форт в 1512 году. [ 8 ] Отважная оборона и последовательный бой через внешнюю стену форта продолжались в течение 18 месяцев без какой-либо помощи комбатантам из Одиши. Португальско-еврейский путешественник Фернао Нуньес , сопровождавший императора Виджаянагара, пишет, что, поскольку генералам Кришнадева Рая не удалось захватить форт, он сам взял на себя атаку. Нуньес также упоминает, что силы с обеих сторон вели жестокую борьбу изо всех сил, и силы Одиа сражались с твердой решимостью защищать свою позицию до последнего вздоха. Чтобы обеспечить эффективную позицию для нападения на упрямых обитателей форта, силам Виджаянагара пришлось вырубить скалистые валуны и проложить тропы через окружающие холмы. Поскольку никакой помощи силам Гаджапати не поступило, им пришлось окончательно сдаться в 1514 году. Идол Господа Шри Кришны в Балагопале был унесен невредимым силами Виджаянагара в качестве победного трофея из форта. [ 9 ]
Конфликт с султанатом Кутб Шахи Голконда (1531 г. н.э.)
[ редактировать ]Тюрко -персидский султан Голконды Кули Кутб Шах вторгся в южные части Одиши и захватил множество фортов вместе с региональным административным центром Кондапалли 20 марта 1531 года. Пратапарудра Дева выступил с войском в 300 000 пехотинцев, 30 000 кавалеристов и 700 военных. слонов, чтобы противостоять силам вторжения, и добился успеха после ожесточенных боев с мусульманами. силы, но также потерял большую часть своей территории на юге. Его империя полностью пришла в упадок после его смерти. [ 10 ]
Духовная жизнь и общение со Шри Чайтаньей
[ редактировать ]
Гаджапати Пратапарудра Дева часто считается ответственным за потерю военного статуса Одиши из-за его духовной приверженности, чрезмерной вовлеченности и снисходительности к Шри Чайтанье. Сомнение историков основано на том, что в жизни Чайтаньи сыграл роль враг Бенгалии Султан Хусейн Шах. [ 11 ] Два ведущих последователя Чайтаньи, Рупа Госвами и Санатана Госвами, были придворными в администрации Хусейна Шаха, прежде чем сопровождать Чайтанью в его путешествии в Одишу. Губернатор южных территорий Гаджапати Рамананда Рая , который базировался в Раджамахендри, находился под влиянием слов Чайтаньи и оставил свой пост, чтобы следовать за ним, в то время как условия на южных границах были критическими, выдерживая вторжение в Виджаянагар. Однако Пратапарудра сам был набожным вайшнавом до прибытия Чайтаньи, а также был главным слугой Господа Джаганнатхи согласно царским традициям Гаджапати Одиши. [ 12 ] Описания шпиона из Виджаянагара о личной жизни Гаджапати дают правильное представление о его духовном образе жизни. Согласно рассказу, Гаджапати просыпался на два часа раньше до восхода солнца и выражал почтение двум брахманам, прежде чем смотреть на кого-либо еще. Затем он проезжал на своей лошади в сопровождении шестнадцати брахманов Патров от двадцати до тридцати миль, прежде чем вернуться. После омовения он предался поклонению Господу Джаганнатхе, после чего ел пищу, а затем читал Рамаяну. После этого он продолжает свои повседневные дела в официальной мантии. [ 13 ]
Несмотря на свое желание встретиться и получить аудиенцию у Чайтаньи, святой избегал любых аудиенций, поскольку в его правилах было избегать встреч с женщинами и царями. Он смог увидеть Чайтанью лицом к лицу только во время выполнения ритуала Чера Пахара во время праздника Ратха-ятры Господа Джаганнатха, после чего он смиренно поклонился присутствующим там святым. Даже в случае чего он не позволил своему генералу Харичандане предпринять какие-либо ответные действия против преданного Чайтаньи, который загородил обзор Гаджапати, стоя перед ним, а затем дал генералу пощечину, когда тот попытался отодвинуть его. Во время своей первой встречи со святым после долгого ожидания, как и планировали его ученики, он начал читать стих из «Гопи Гиты», упомянутый в «Шримад Бхагаватам», и привлек внимание Чайтаньи. Он подарил святому изображение Кришны, чтобы тот мог над ним медитировать. Рамананда Рай пишет о крайней готовности Гаджапати слушать проповеди преданности Чайтаньи в своей работе «Джаганнатха-Валлабха-Натакам». Многочисленные литературные произведения той эпохи прославляют духовное общение Гаджапати Пратапарудры Дева с Чайтаньей.
Культурный вклад, возрождение санскрита и литературы Одиа.
[ редактировать ]Пратапарудра Дева предпринял множество строительных проектов, несмотря на свою трудную жизнь, полную сражений. [ 14 ]
Некоторые строительные работы, предпринятые во время Пратапарудры Дева.
[ редактировать ]- Согласно Мадала Панджи, он построил зал для аудиенций храма Джаганнатхи в Пури.
- Реконструкция храмов Чандрасекхары на холме Капиласа в районе Дхенканал и богини Бираджи в районе Джаджпур.
- Строительство храма Дхавалешвары в Манчешваре в районе Каттак .
- Храм Сарпесвар в деревне Баларампур недалеко от Кахади.
- Храм Вараха, построенный его Раджгуру или главным королевским священником по имени Каши Мишра в районе Джаджпура.
- Джаганнатх Баллав матх или монастырь возле храма Пури Джаганнатха, основанного Раманандой Раем.
- Отремонтирован храм Парамаханса Дева недалеко от Бирибати, Каттак.
В надписи Ундавайл он назван великим учеником и мастером 64 искусств. На его пластинах Величерлы указано, что он принял титул Видьяниддхи (опытного ученика). [ 15 ]
Санскритские литературные произведения, написанные во времена Пратапарудры Девы.
[ редактировать ]- Сарасвативиласам Лаллы Лакшмидхар
- Современник Адвайта-макаранды Сарвабхаумы
- «Бхакти Бхагавата Махакавьям», Димдима Дживадева Ачарая
- Джаганнатха Валлабха Натакам автора Рамананда Рая
- Чайтанья Чаритамрита Кавикарнапура Парамананда Сена
- Лакшнадарша, Огуртачарита, Париджатахарана Натака и Расаманджари, написанные грамматистом Дивакарой,
Другие санскритские поэты, такие как Маркандейа, Рамакришна Бхатта. Балабхадра Мишра процветал в свою эпоху. [ 16 ]
Санскритские произведения, написанные самим Гаджапати Пратапарудрой Девой.
[ редактировать ]Сам король является автором таких произведений, как
- Сарасвативиласам
- Каутука Чинтамани
- Нирнья Самграха,
- Праудха Пратапа Мартанд
- Вачаспативиласа
- Йогадипика
- Манва Дхармашастра Дипика
- Карнаватамса и
- Саундарьялахари Вяхья
Литературные произведения Одиа, написанные во время правления Пратапарудры Девы.
[ редактировать ]Литература Одиа достигла более высокого статуса во время правления Пратапарудры, поскольку это была знаменитая эпоха и весьма уважаемые бессмертные литературные творения Одиа Панчсакхов или пяти божественных друзей, а именно Баларамы Даса, Джаганнатхи Даса, Ананта Даса, Ачьютананды Даса и Джасобанта Даса. Панчасакхи в основном выступали против кастовой системы и покровительства брахманов со стороны царей Одиа. Они также были против гаудия-вайшнавизма, пришедшего в Одишу через Чайтанью и внесшего вклад в создание отдельной школы обучения под названием Уткалия. Некоторые из них имели идеологический конфликт с королевским орденом, но позже были приняты и поддержаны самим королем, когда он осознал свои ошибки.
Джаганнатха дас
[ редактировать ]- Одиа Бхагвата
- Артаколи
- Гаджастути
- Дарубрамма Гита
- Гундича Виджай Дутибандха
- Радхаманджари
- Чаупади Манасикша
- Дхруба Чарита
- История Удая
Автор: Баларама дас
[ редактировать ]- Джагамохан или Данди Рамаяна
- География Брахманды
- Ведантасара Гупта Гита
- Дайте апостолам
- Бхава Самудра
- Мригуни Струтс
- Лакшми Пурана
Автор: Ачьютананда дас
[ редактировать ]- Выгравировать Гиту
- Харивамса
- Гопаланка Новичок
- Баран Чарита Гита
- Сунья Самхита
- Чарикхани или Шабдабрахма Самхита
Джасобанта дас
[ редактировать ]- Говинда Чандра Гита
- Прем Бхакти Брахмагита
- Говинда Чандра Гита
- Чаураши Аджна
- Вкус
- Господь Шива
Ананата дас
[ редактировать ]- Гаруда-Кешав Самбад
- Тикабахар
- Агатбхабишья · Малика Артатарени
- Чумбак Владелец
- Бхактиджуктидайяк Гита
- Анакар Сабад
- Диби Диби Охола
- Пинда Брахманда Гита
- Удаю Бхагаве
Другие поэты Одиа, такие как Чайтанья Дас, Арджуна Дас, Канхай Кхунтия, Гопала Гуру, Мадхави Деви и Мадхаба Паттанаяка, также процветали во время его правления, придавая новые измерения литературным достижениям языка Одиа той эпохи. Пратапарудра Дева сделал обязательным, чтобы Джаядевы » только « Гитаговинду во время выступления Одиа и телугу Девадаси (храмовые танцоры) пели . Четверо певцов-вайшнавов были обучены выполнять служение пением стихов Гитаговинды. Именно во время его правления была введена танцевальная традиция Готипуа .
Личность и исторические последствия
[ редактировать ]Правление Пратапарудры Дева было эпохой, когда великая социальная революция в Одише была в зените из-за движения бхакти, которое активно оспаривалось между школами мысли Гаудия и Уткалия-вайшнавизм. Обычный человек не остался незатронутым прекрасной литературой и религиозными балладами, которые предстали перед ним, сочиненными великими преданными. Из-за вынужденных жестких военных кампаний и неудачной государственной политики военный статус средневековой Одиши снизился во время правления Пратапарудры, и в конечном итоге империя сократилась до небольшой полоски земли в восточной Индии, охватывающей части прибрежной и центральной Одиши, Северной Андхры и части Южная Бенгалия. Притоки и Гархят (княжества), мятежные генералы и внутренние владения в пределах Одишанского царства дестабилизировали центральную власть Гаджапати в Одише. [ 17 ] Будучи императором, Пратапарудра Дева использовал всю свою военную мощь для защиты границ своей империи, но события внутреннего предательства, невежественная политика против стратегической угрозы мусульманской Бенгалии со стороны его отца и возможная ситуация дисбаланса его личной духовной жизни с Мгновенные требования его военного командования привели к потере его врагами огромных южных территорий. У Пратапарудры Девы было 32 сына и много дочерей от его многочисленных жен, из которых Падма, Падмалая, Ила и Махила, как известно, были Махарани или главными царицами. Одна из его цариц по имени Гаури Деви была ученицей Джаганнатхи Даса из рода Панчасакха. Его преемники были убиты вероломным Говиндой Видьядхарой после его смерти. Военная гегемония и имперский статус Одиши, продолжавшиеся с прошлой эпохи Сомаванши и Восточного Ганга, были утрачены после того, как годы его правления закончились с его смертью.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пратапрудрадева, последний великий царь Одиши Сурьявамси . Нью-Дели: Северный книжный центр. 2007. стр. 12–39. ISBN 978-8172111953 .
- ^ История Ориссы . Каттак, штат Одиша: Kalyani Publishers. 2004. стр. 102–114. ISBN 8127213675 .
- ^ «Южно-индийские надписи» . www.whatisindia.com . Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ «Отношения с Гаджапати» (PDF) . www.shodhganga.inflibnet.ac.in . стр. 73–100 . Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ «ИСТОРИЯ ОДИШИ (С 1435 ПО 1803 ГОД)» (PDF) . www.ddceutkal.ac.in . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Рэй, депутат (2007). Пратапарудрадева, последний великий царь Ориссы Сурьявамси (1497–1540 гг. н. э. ) Северный книжный центр. ISBN 978-81-7211-195-3 .
- ^ Обзор истории Калинга, Дас, Манматха Натх . Издательство Век. 1949. С. 240 , 241, 242.
- ^ История Ориссы, 1930 г., том 1, с древнейших времен до британского периода . 120-2, Верхняя кольцевая дорога, Калькутта: Prabasi Press. 1930. С. 323, 324, 325, 326.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ История средневековой Индии Ишвари Прашада . Аллахабад: The Indian Press Limited. 1933. С. 482 .
- ^ Нандапур Заброшенное королевство . Часть I. Каттак: Уткал Сахитья Пресс. 1939. С. 20, 21, 22.
- ^ «Махараджа Пратапарудра: смиренный слуга в царственном одеянии» . www.d6.krishna.com . Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ «Господь Чайтанья Махапрабху и Его милость» (PDF) . www.sreecgmathchandigarh.org . Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ «Махапрабху и царь Пратапарудра» . www.purebhakti.com . Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ «ИСТОРИЯ ОДИШИ (С 1435 ПО 1803 ГОД)» (PDF) . www.ddceutkal.ac.in . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ «Пури, дом Господа Джаганнатхи» (PDF) . www.nabakalebara.gov.in . стр. 194–195 . Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ «Движение Панчасакха» (PDF) . www.shodhganga.inflibnet.ac.in . Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ История Индии, Делийский университет Атара Азима Нью-Йорк: Рутледж. 1998. стр. 101-1. 174 , 175. ISBN 0-203-44345-4 .