Эльмар Холенштейн
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эльмар Холенштейн (родился 7 января 1937 года в Госсау , кантон Санкт-Галлен ) — швейцарский философ , имеющий исследовательские интересы в области философской психологии , философии языка и философии культуры .
Научная карьера
[ редактировать ]Эльмар Холенштейн изучал философию , психологию и лингвистику в университетах Лувена/Левена , Гейдельберга и Цюриха с 1964 по 1972 год. Его доктор философии. диссертация была посвящена феноменологии до- и неконцептуального человеческого опыта, исследованной Эдмундом Гуссерлем (1859–1938), немецким основателем феноменологического движения в философии. Холенштейн получил профессорский статус (хабилитацию) благодаря книге Романа Якобсона о феноменологическом структурализме .
В период с 1971 по 1997 год он продолжил обучение в архиве Гуссерля в Левене, в Гарвардском университете у Романа Якобсона и в Гавайском университете . Он был участником «лингвистического универсального проекта UNITYP» швейцарского лингвиста Хансякоба Зайлера. [1] в Кельнском университете и продолжил исследования с Джозефом Гринбергом в Стэнфордском университете , а также в Институте изучения языков и культур Азии и Африки в Токио и в Коллегиуме Будапешта.
С 1977 по 1990 год Холенштейн преподавал философию в Рурском университете в Бохуме, Германия, затем в ETH Zurich до выхода на пенсию в 2002 году, когда он переехал в Иокогаму , Япония. В 1986/87 учебном году он был приглашенным профессором Токийского университета , а в 2004 году — профессором Тан-Чун-И в Китайском университете Гонконга .
Основные философские точки зрения
[ редактировать ]Децентрализация эго
[ редактировать ]Ранние философские анализы Холенштейна стремятся прояснить процессы познания, особенно в ассоциациях, которые происходят «без (сознательного и волевого) участия Я». В своем программном эссе «Der Nullpunkt der Orientierung» («Нулевая точка ориентации») Холенштейн демонстрирует, что «Я», хотя и является точкой происхождения его или ее восприятий, никоим образом не переживается как ориентационный центр его или ее восприятий. или ее поле восприятия. Самый мощный объект в этом поле действует как центр ориентации. Поэтому его форма (гештальт) часто имеет более решающее значение, чем его значение. Однако значение «Я-сознания» в этическом действии, как и в общении, структурируемом отправителем и получателем, не подвергается сомнению.
Феноменологический структурализм
[ редактировать ]Холенштейн рассматривает пражский структурализм в понимании Романа Якобсона (1896–1982) как гуссерлианский структурализм , расширенный за счет измерений интерсубъективности и бессознательного , которые расширяют понимание предмета . По мнению Якобсона, феноменология и структурализм образуют – в отличие от господствующего модного понимания – неразрывное единство. Они так же взаимосвязаны, как и точки зрения участника и наблюдателя, а также формальные и семантические (т.е. содержательные) аспекты в языковых исследованиях . Вдохновленный швейцарскими философами Антоном Марти , Якобсоном и Гринбергом, Холенштейн подробно рассматривает предполагаемые языковые универсалии и их возможное понимание.
Философская психология
[ редактировать ]С самого начала реальный исследовательский интерес Холенштейна к изучению языка был сосредоточен на взаимосвязи между опытом, языком и мышлением, а позже все больше - на отношениях между «природой» и «разумом», традиционной проблемой «разум-тело», а также в связи с речь идет об эвристической функции сравнения естественного и искусственного интеллекта. Основываясь на гештальт-психологии и когнитивной науке, он рано заявил, что категориальное структурирование восприятия и мышления гораздо менее зависит от языка, чем это утверждалось в начале двадцатого века, в период расцвета лингвистического релятивизма. Неврология может доказать, что свобода воли как основа человеческой деятельности воображаема, но она не способна доказать, что сознание не является психологической реальностью. Не только устаревшая механистическая физика, как ее задумал Декарт (1596–1650), но и сегодняшняя физика неспособна объяснить сознание. Поэтому нам приходится признать, что мы не знаем сокровенной ткани природы, ее intima Fabrica , как выразился Альбрехт фон Галлер (1708–1777), служит источником сознания. По мнению Холенштейна, расширенное натуралистическое понимание сознания кажется справедливым как в психологии, так и в этике.
Сравнительная культурная философия
[ редактировать ]Основываясь на методологических взглядах, приобретенных Холенштейном за годы его лингвистической научной деятельности, он предпринял сравнительное исследование явлений культуры. Учитывая изменчивость исследований, он разработал свою философию культуры не в виде систематического трактата, а в виде модульного подхода. Центральное место в его исследовании занимают культурные универсалии , сопоставимость внутри- и межкультурных вариаций, а также неоправданная точка зрения романтиков , которые считали культуры закрытыми структурными единицами. Он стремился объяснить внутри- и межкультурные, а также внутриличностные конфликты и невозможность одновременной оптимальной реализации всех ценностных предположений. Он далее подчеркнул важность добрососедских межрегиональных отношений для исторических перемен и врожденную способность переключать коды для межкультурного взаимопонимания. Для Холенштейна Азия — это не только тысячелетняя сокровищница духовности , но и секуляризма , моральных принципов, принятых независимо от религиозных убеждений. На курсах его наиболее часто используемое эссе называется: «Дюжина практических правил, позволяющих избежать межкультурного недопонимания».
Атлас философии
[ редактировать ]Новые наглядные учебные пособия побудили Холенштейна заняться «экспериментальной культурной географией». География показывает то, что она показывает в своем пространственном контексте. Поэтому карты особенно подходят для визуализации того, что европейскую философию невозможно понять без ее неевропейского контекста. Холенштейн стремится продемонстрировать впечатляющие философские достижения в Азии за пределами так называемой осевой эпохи. Он также показывает, что, как и в Европе, философские центры в Китае и Индии в разное время перемещались в разные регионы. Холенштейн, наконец, также исследует экологическую и экономическую основу разнообразных устных традиций Африки и Америки до вторжения.
Уникальные швейцарские политические традиции
[ редактировать ]Призыв в ETH Zurich побудил Холенштейна дополнить свои культурно-философские исследования серией исследований, касающихся типичных черт швейцарской политической системы. Темы включают положительные аспекты, такие как мирное сосуществование нескольких языковых групп . Это подтверждается международным престижем двух основных языков меньшинств и фактическим привилегированием всех трех из них, а также тем счастливым фактом, что политические, языковые, конфессиональные и экономические границы не совпадают. Кроме того, он затронул вопросы, касающиеся традиционных социальных соглашений, таких как соглашения между ассоциациями работодателей и работников, посредничество, взаимное признание различных законов в кантонах, неформальные идеалы, такие как добросовестность и справедливость, свободное передвижение, нейтралитет в случае глобального конфликта. между цивилизациями и историческими предпосылками обращения к Богу в преамбуле конституции.
Этика
[ редактировать ]Как и его философские исследования, ориентированные на язык, немногие тексты Холенштейна, относящиеся к этике, сосредоточены на когнитивных вопросах: совести , моральных чувствах и чувстве ответственности . Они интуитивно воспринимаются как обязательные. Хотя это естественные переживания, обращение к ним не подразумевает (даже по мнению Канта ) натуралистической ошибки . Без них у людей было бы лишь утилитаристское понимание категорического императива.
Избранная библиография
[ редактировать ]Монографии
[ редактировать ]- Феноменология ассоциации: О структуре и функции основного принципа пассивного генезиса Эдмунда Гуссерля , 1972.
- Подход Романа Якобсона к языку: феноменологический структурализм, 1976
- Лингвистические универсалии: исследование природы человеческого разума , 1 985
- Сократ: 2400 лет после приговора к самоубийству , 2002 г.
- Атлас философии: места и способы мышления , 2004 г.
Коллекции статей
[ редактировать ]- Лингвистика, семиотика, герменевтика: аргументы в пользу структурной феноменологии , 1976.
- О неуловимости языка: Когнитивные документы языка , 1980.
- Представление о себе человека: Самосознание – Межсубъектная ответственность – Межкультурное понимание , 1985.
- Культурно-философские перспективы: школьный пример Швейцарии – европейская идентичность – глобальные возможности понимания , 1998.
- Китай не совсем другой: четыре эссе по глобальной сравнительной истории культуры , 2009.
Отредактированные работы
[ редактировать ]- Эдмунд Гуссерль, Логические исследования. 1-й том: Пролегомены к чистой логике: Гуссерлиана 18, 1975.
- Роман Якобсон, Гельдерлин, Клее, Брехт: О словесном искусстве трех стихотворений, 1976.
- (совместно с Тарцизиусом Шельбертом) Роман Якобсон, Поэтика: Избранные очерки, 1979.
- Роман Якобсон, Ханс-Георг Гадамер и Э.Х., Das Erbe Hegels II, 1984.
- Роман Якобсон, Семиотика: Избранные тексты, 1988.
- Такео Дои, Амаэ – Свобода в безопасности: о структуре японской психики, 1982.
Разнообразные эссе
[ редактировать ]а) по философской психологии
[ редактировать ]- Нулевая точка ориентации: место «Я» в воспринимаемом пространстве, в: Тело: классические и современные чтения, под ред. Донн Велтон, Оксфорд: Блэквелл, 1999: 57–94.
- Естественный и искусственный интеллект: феноменология и информатика, в: Описания, под ред. Дон Иде и Хью Дж. Сильверман, Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1985: 162–174.
- Представление и интуиция: машинные знания и человеческое сознание, в: Круг Мерло-Понти: Десятая ежегодная международная конференция , 26–28 сентября 1985 г.: Материалы конференции, Карбондейл, Иллинойс: Университет Южного Иллинойса, 59–76.
- Коэволюционная эпистемология , в: Трансцендентальная или эволюционная эпистемология? Эд. Вильгельм Лютерфельдс, 1987: 307–333.
- Психология как дочь философии и физиологии , в: Мозг – орган души: К истории идей в нейробиологии , под ред. Эрнста Флори и Олафа Брайдбаха, 1993: 285-308.
- Причинная роль сознания и разума , В кн.: Сознание , под ред. Сибилла Кремер, 1996: 184–212.
- Естественная этика: законный натурализм в этике , в: Феноменология 2005, том 1: Избранные очерки из Азии , изд. Ченг Чан-Фай и Ю Чунг-Чи, 2007: 133–149.
- Семиотика как когнитивная наука, в: Когнитивная семиотика 3, 2008: 6–19.
- Категориальный плюрализм: натурализация феноменологии и феноменологизация естествознания», в: Метод. Международные исследования в области феноменологии и философии 2, н. 2, 2014: 251–270.
- Естественная этика: законный натурализм в этике , в: Феноменология 2005, том 1: Избранные очерки из Азии , изд. Ченг Чан-Фай и Ю Чунг-Чи, 2007: 133–149.
- Семиотика как когнитивная наука, в: Когнитивная семиотика 3, 2008: 6–19.
- Категориальный плюрализм: натурализация феноменологии и феноменологизация естествознания», в: Метод. Международные исследования в области феноменологии и философии 2, н. 2, 2014: 251–270.
(б) по философии культуры
[ редактировать ]- Дюжина практических правил, позволяющих избежать межкультурных недоразумений», в: Polylog (онлайн): http://them.polylog.org/4/ahe-en.htm
- Культурная история человечества: ее концепция у Гегеля (до 1831 г.), у Ясперса (1948 г.) и сегодня (1999 г.) , в: Карл Ясперс: Философия и политика , изд. Райнера Виля и Доминика Кеги, 1999: 163–184.
- Философия за пределами Европы , в: Местная бесместность философии: Festschrift for Ram Adhar Mall в день его 70-летия , 2007: 65–77.
- Об относительности лингвистического релятивизма , в: Пути к культуре: общность – различия – междисциплинарные измерения , под ред. Хамида Резы Юсефи и др., 2008: 343–360.
- Комплексные культурные традиции, в: Идентичность и инаковость: феноменология и культурные традиции, под ред. Квок-Ин Лау и др., Вюрцбург: Кенигсхаузен и Нейман, 2010: 47–63.
- Один или два? Два родственных стихотворения Цяньлуна и Гете , в: Роман Якобсон: лингвистика и поэтика, кура ди Стефании Сини и др., Милан: Ledizioni, 2018: 237–264.
Литература об Эльмаре Холенштейне
[ редактировать ]- Ноэ, Шинья: Феноменология и когнитивная психология, в: Японская и западная феноменология, изд. П. Блоссер и др., Гаага: Kluwer Academic Publishers, 1993: 335–344.
- Норберт Мекленбург: Межкультурная философия: Хабермас и Холенштейн, в: Девушка из-за границы: немецкие исследования как межкультурные литературные исследования. Юдициум, Мюнхен 2008, ISBN 978-3-89129-552-6 , с. 135–152.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Памяти: Хансякоба Зейлера (1920-2018) | Лингвистическое общество Америки» . www.linguisticsociety.org . Проверено 24 мая 2023 г.