Мангалеша
Мангалеша | |
---|---|
Шри-притхви-валлабха, Махарадж | |
Король Чалукья | |
Царствование | в. 592 – ок. 610 |
Предшественник | Киртиварман I |
Преемник | Пулакешин II |
Династия | Чалукья из Ватапи |
Отец | Пулакешин I |
Династии Чалукья |
---|
Мангалеша ( IAST : Maṅgaleśa, ок . 592 – ок. 610 н. э. ) был королем династии Чалукья в Ватапи в Карнатаке , Индия. Он сменил на троне своего брата Киртивармана I и правил королевством, которое простиралось от южного Гуджарата на севере до региона Беллари - Курнул на юге, в западной части региона Декан . В него входили части современных Гуджарата, Махараштры , Гоа , Карнатаки и Андхра-Прадеша .
Мангалеша расширил власть Чалукья на территории современных Гуджарата и Махараштры после победы над королем Калачури Буддхарадже. Он также укрепил свою власть в прибрежном регионе Конкан в Махараштре и Гоа после того, как отвоевал Ревати-двипу у мятежного губернатора Чалукья Свамираджа. Его правление закончилось, когда он проиграл войну за наследство своему племяннику Пулакешину II , сыну Кирттивармана I.
Мангалеша был вайшнавитом и построил храм Вишну во время правления своего брата Кирттивармана I. Он был терпим к другим сектам, о чем свидетельствует надпись на столбе Махакута , в которой записан его дар шиваитскому храму.
Имена и титулы
[ редактировать ]Имя «Мангалеша» буквально означает «процветающий господин». [ 1 ] В династических записях встречается несколько вариантов этого имени, в том числе Мангалешвара, Мангалиша, Мангалараджа и Мангаларнава («океан благоприятности»). [ 2 ] Надпись Бадами 578 г. н. э. называет его Мангалишварой. [ 3 ]
Его царственные титулы включали Шри-притхви-валлабха , Притхви-валлабха , Махараджа , Рана-викраната («могучий на войне») и Уру-рана-викранта («могучий, как Уру на войне»). [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мангалеша был сыном царя Чалукья Пулакешина I. В его надписи на Столпе Махакуты жена Пулакешина Дурлабха-деви упоминается как «жена его отца», что предполагает, что Дурлабха-деви была его мачехой. [ 4 ]
Мангалеша стал преемником своего старшего брата Кирттивармана I , который, вероятно, был его сводным братом. [ 1 ] и у которого остались как минимум трое несовершеннолетних сыновей. [ 5 ] Надписи более поздних Чалукья из Кальяни утверждают, что Мангалеша «взял на себя бремя управления», потому что сын Кирттивармана Пулакешин II был несовершеннолетним. Однако в этих надписях также ошибочно утверждается, что Мангалеша вернул королевство Пулакешину II, когда Пулакешин II вырос, восхваляя линию Чалукья за такое примерное поведение. Это утверждение противоречит собственной надписи Пулакешина II в Айхоле и, по-видимому, является поздней попыткой замаскировать свержение Мангалеши Пулакешином II. [ 1 ] Не исключено, что Мангалеша первоначально правил как регент, но позже решил узурпировать трон. [ 6 ]
Историк К. В. Рамеш предполагает, что Мангалеша управлял королевством при жизни Кирттивармана, который по-прежнему был занят военными кампаниями. По словам Рамеша, Кирттиварман и Мангалеша, возможно, поочередно управляли королевством и возглавляли военные кампании. [ 7 ]
Период
[ редактировать ]Собственные надписи Мангалеши не датированы какой-либо конкретной календарной эрой , что делает определение точного периода его правления неопределенным. [ 8 ] Последняя сохранившаяся надпись Кирттивармана датирована 578 годом н. э. (500 год эры Шака ), поэтому правление Мангалеши должно было начаться где-то после этого года. [ 9 ] Дж. Ф. Флит отнес начало правления Мангалеши к 597–598 гг. н.э. на основании своего прочтения надписи на столбе Махакута, но эта точка зрения больше не считается правильной. [ 10 ]
Надпись Гоа 610–611 гг. н.э., выпущенная вассалом Чалукья Сатьяшрайей Дхрувараджем Индраварманом, вероятно, была сделана во время правления Мангалеши и может быть использована для определения периода его правления. [ 11 ] Вассальный вождь, находившийся в Реватидвипе, служил губернатором четырех вишая -мандал (округов). [ 12 ] и описывается как жемчужина семьи Ади-Баппура. [ 9 ] В надписи не упоминается имя повелителя, а просто говорится о нем по титулу Шри-притхви-валлабха . Этот титул использовался правителями Чалукья в Ватапи, а на печати надписи изображена эмблема кабана Чалукья. [ 9 ] Запись датирована 20-м годом правления; этот год правления, скорее всего, принадлежит сюзерену, поскольку мелкие вассалы и губернаторы не выпускали записей, датированных годами их собственного правления. [ 12 ] Некоторые ученые, такие как Д.С. Сиркар , предположили, что надпись была датирована годом правления вассала, но это маловероятно, учитывая тот факт, что вассал искал санкции своего повелителя, чтобы подарок был записан в надписи. [ 13 ] Повелителем не мог быть предшественник Мангалеши Кирттиварман I, поскольку известно, что он правил в 567 году нашей эры, и, следовательно, 611 год нашей эры не мог быть 20-м годом его правления. [ 13 ] Повелитель также не мог быть преемником Мангалеши Пулакешина, поскольку, как известно, правление Пулакешина началось в 610–611 годах н.э. (532 год Шака). [ 14 ] Согласно надписи Пулакешина Айхоле прашасти , Реватидвипа была присоединена к королевству Чалукья Мангалешей; следовательно, Мангалеша, вероятно, является повелителем, упомянутым в надписи Гоа. [ 15 ] Таким образом, если надпись Гоа датирована 20-м годом правления Мангалеши, он должен был взойти на престол в 591-592 годах (513 год Шака). [ 16 ]
Надпись Пулакешина датирована 613 годом нашей эры (534 год Шака) и была сделана в третий год его правления. Итак, конец правления Мангалеши можно отнести к ок. 610-611 гг . н.э. [ 14 ]
Военные кампании
[ редактировать ]
Мангалеша начал обширные военные кампании, направленные на расширение власти Чалукья. [ 2 ] Надпись на Столпе Махакуты предполагает, что он хотел расширить королевство Чалукья на север и планировал установить столп победы на берегу реки Бхагиратхи ( Ганг ). [ 17 ] Он установил Столп Махакута в Ватапи в качестве подготовительного шага к этой цели. [ 18 ] Он не смог достичь этой конкретной цели в ближайшие годы, но, тем не менее, руководил существенным расширением королевства Чалукья. [ 19 ] Даже надпись в Айхоле его соперника Пулакешина превозносит его доблестные качества. [ 17 ]
На севере королевство Мангалеши простиралось до современного южного Гуджарата и региона Нашик в Махараштре . На юге он сохранил территорию, унаследованную от своего предшественника, сохранив контроль над северной Карнатакой , вплоть до Беллари (Карнатака) и Курнул ( Андхра-Прадеш ) на юге. [ 20 ]
Победа над Калачурисами
[ редактировать ]Согласно надписям Чалукья, Мангалеша победил Калачури , которые были северными соседями Чалукья. [ 17 ] Надпись на столбе Махакута предполагает, что Мангалеша победил правителя Калачури Буддхараджа где-то до 5-го или 7-го года правления Мангалеши, то есть до 597 или 599 года нашей эры. [ 17 ] Однако победа, упомянутая в этой конкретной надписи, вероятно, была просто успешным набегом или завоеванием самых южных территорий Калачури, поскольку известно, что Будда-раджа правил по крайней мере до 609 года нашей эры. Правление Буддхараджи над регионом Нашик подтверждается его надписью о гранте Ваднера 608–609 гг. Н. Э., а его правление над территорией Гуджарата подтверждается его надписью Сарсавани 609–610 гг. Н. Э. Никаких записей о династии Калачури после 609–610 гг. н.э. не имеется, и известно, что преемник Мангалеши Пулакешин контролировал бывшую территорию Калачури. [ 21 ]
Надпись Нерура гласит, что Калачурис владели слонами, лошадьми, пехотой и сокровищами. Надпись на столбе Махакута гласит, что Мангалеша лишил Будду всего его имущества и что богатство «Калацури» (Калачурис) было потрачено на процессию идолов в храме (вероятно, храме Махакуты). [ 17 ] В надписи Айхоле прашасти говорится, что Мангалеша «поднимала купола пыли на берегах восточного и западного океана» и «наслаждалась дамами Калачурис вместе с их процветанием». [ 22 ]
Поскольку в записях Чалукья не упоминается, что Пулакешин победил Калачури, такие ученые, как Д. П. Дикшит и Д. К. Сиркар, полагают, что Мангалеша решительно победил Калачури ближе к концу своего правления. [ 23 ] [ 21 ] Другие, такие как В.В. Мираши и Рональд М. Дэвидсон, считают, что Пулакешин, правление которого началось около 610 г. н. э., был ответственен за конец династии Калачури. [ 24 ] [ 23 ]
Завоевание острова Ревати
[ редактировать ]Мангалеша завоевал остров Ревати («Ревати-двипа»), который отождествляется с современным Реди, Махараштра . [ 21 ] Надпись Айхоле прашасти гласит, что флот Мангалеши, похожий на армию божества Варуны , завоевал остров. В более поздних надписях Чалукья упоминается, что войска Мангалеши пересекли море по мосту, сделанному из лодок. [ 25 ]
Правителем Реватидвипы, вероятно, был Свамираджа , который, согласно надписи Нерура, потерпел поражение от Мангалеши. Надпись Нерура не относится к Реватидвипе, но предполагает, что Свамираджа был правителем прибрежного региона Конкан , в котором находилась Реватидвипа. Свамираджа был принцем рода Чалукья и выиграл 18 сражений. Возможно, он был назначен губернатором Конкана предшественником Мангалеши Кирттиварманом после завоевания региона Чалукья. Свамираджа, возможно, восстал против Мангалеши и, вероятно, встал на сторону Пулакешина в последующей войне за престол в Чалукье. По этой причине Мангалеша, возможно, победил и убил его. [ 25 ]
Впоследствии Мангалеша, возможно, назначил Сатьяшрайю Дхрувараджу Индравармана новым губернатором региона Конкан. Надпись этого губернатора Гоа относится к монарху Чалукья по титулу Шри-притхви-валлабха Махарадж : этим монархом, скорее всего, был Мангалеша. [ 25 ] деревни Кареллика, расположенной в Кхетахара деше (стране); Надпись сообщает о передаче брахманам [ 11 ] Кетахара отождествляется с современным Хедом . [ 25 ]
Конфликт с Пулакешиным
[ редактировать ]Мангалеша был свергнут своим племянником Пулакешином II , который был сыном его старшего брата и предшественника Кирттивармана I. Об этом свидетельствует надпись Пулакешина в Айхоле. [ 6 ] Как именно это произошло, неясно, поскольку надпись Айхоле дает загадочное описание этого эпизода: в ней говорится, что Мангалеша завидовала Пулакешину, поскольку Пулакешин был любимцем Лакшми (богини удачи). Поэтому Пулакешин решил отправиться в ссылку. Впоследствии Мангалеша стал слабым «со всех сторон», поскольку Пулакешин применил свои «дары доброго совета и энергии». [ 26 ] В конечном итоге Мангалеше пришлось отказаться одновременно от трех вещей: от попытки обеспечить трон для собственного сына (или от способности увековечить свое собственное происхождение). [ 6 ] ), его королевство и его собственная жизнь. [ 26 ]
Приведенное выше описание предполагает, что Мангалеша отверг претензии Пулакешина на престол, вынудив Пулакешина отправиться в изгнание, и, возможно, назначил своего собственного сына прямым наследником. Во время изгнания Пулакешин спланировал нападение на Мангалешу и в конечном итоге победил и убил его. [ 26 ]
Недатированная надпись Педдавадугуру свидетельствует о предоставлении Пулакешину деревни Элпатту Симбхиге после его покорения Ранавикрамы. Согласно одной из теорий, этим Ранавикрамой был Мангалеша (носивший титул «Ранавикрама»), который потерпел поражение от Мангалеши в битве при Элпатту-Симбхиге. [ 27 ] Однако другая теория идентифицирует Ранавикраму как царя Бана . [ 28 ]
Поскольку потомки Пулакешина впоследствии правили королевством, достижения Мангалеши были отодвинуты на второй план в последующих записях династии. [ 2 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Правителем, упомянутым в надписи Мудхол под титулом Притхви-валлабха Махарадж, возможно, был Мангалеша. В этой надписи говорится, что Пугаварман был сыном этого правителя. Вполне возможно, что Мангалеша первоначально правил как регент Пулакешина, но позже узурпировал трон и назначил наследным принцем своего собственного сына, что привело к восстанию Пулакешина. [ 6 ]
Надпись на столбе Махакута гласит, что Мангалеша был «наделен добродетелями вежливости, утонченности, знаний, щедрости, доброты и вежливости». [ 20 ] В нем он описывается как величайшая драгоценность династии Чалукья и утверждается, что он владел Шри , богиней богатства. Он обращается к легендарным и мифологическим героям, утверждая, что он был столь же неприступен, как Махендра, столь же непокорен, как Рама , столь же либерален, как Шиби , столь же верен своим словам, как Юдхиштхира , столь же удачлив, как Васудева , столь же знаменит, как Мандхатр , и столь же умен, как Брихаспати. . Надпись также превозносит его храбрость, заявляя, что он нравился воинам и что он истреблял других львоподобных королей. [ 20 ]
Религия
[ редактировать ]Мангалеша, по-видимому, был вайшнавитом , о чем свидетельствует надпись Нерура, в которой он назван Парама-бхагаватой («Преданный Вишну »). [ 2 ] Надпись Бадами 578 г. н.э., выпущенная во время правления Кирттивармана I, фиксирует строительство Ланджишвары или пещерного храма Маха-Вишну-Гриха, посвященного Вишну Мангалешей. Надпись описывает храм как «стройный и прекрасного качества». [ 20 ] Он датирован Карттика Паурнамаси Шаки 500 годом , то есть 31 октября 578 года нашей эры. [ 3 ] В надписи также записано, что он подарил землю производителям гирлянд храма. [ 8 ]
Мангалеша, похоже, также покровительствовал другим индуистским сектам, включая шиваизм . Надпись на Столпе Махакута свидетельствует о его даре десяти деревень святилищу Мауктешвара-натха, формы Шивы . [ 29 ]
Надписи
[ редактировать ]Были обнаружены следующие надписи времен правления Мангалеши:
- на Столпе Махакуты Надпись прашасти , сделанная в пятый год правления Мангалеши, в день полнолуния месяца Вайшакха календарной эры Сиддхартхи ( самватсара ). [ 30 ] Дата соответствует 12 апреля 601 г. н.э. [ 1 ]
- Надпись на медной пластине Нерура, в которой записан дар деревни брахману и перечислены военные достижения Мангалеши. [ 8 ]
- Надпись Сатьяшрайи Дхрувараджи Индравармана на грант Гоа 610–611 гг. Н.э., вероятно, была выпущена во время правления Мангалеши. [ 8 ] В этой надписи записано, что издатель подарил деревню Кареллика с санкции повелителя по имени Шри-притхви-валлабха Махараджа , которым, вероятно, был Мангалеша. [ 11 ] Она была выпущена в день полнолуния месяца Магха 532 года Шака. Если предположить, что надпись была сделана после истечения 532 лет эры Шака, ее можно датировать 4 января 611 года нашей эры. [ 31 ] Однако, если предположить, что он был выпущен в 532-м году эры Шака, его можно датировать 5 июля 610 года нашей эры. [ 32 ]
578 г. н.э. Надпись в пещере Бадами была сделана Мангалешей во время правления его брата Кирттивармана I. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д К.А. Нилаканта Шастри 1960 , с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 38.
- ^ K. V. Ramesh 1984 , p. 45.
- ^ K. V. Ramesh 1984 , p. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 59.
- ^ K. V. Ramesh 1984 , p. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 47.
- ^ Перейти обратно: а б с Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 48.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , стр. 53–54.
- ^ Перейти обратно: а б с Дурга Прасад Дикшит 1980 , стр. 48–49.
- ^ Перейти обратно: а б Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 48, 51.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , стр. 50–52.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 56.
- ^ K. V. Ramesh 1984 , p. 61.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , стр. 55–56.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 57.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , стр. 56–57.
- ^ Перейти обратно: а б В.В. Мираши 1961 , с. 56.
- ^ Рональд М. Дэвидсон 2004 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с К.А. Нилаканта Шастри 1960 , с. 211.
- ^ K. V. Ramesh 1984 , pp. 76–77.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 70.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , стр. 46–47.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , стр. 47, 53.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 51.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 71.
- ^ Дурга Прасад Дикшит 1980 , с. 38, 47.
Библиография
[ редактировать ]- Дурга Прасад Дикшит (1980). Политическая история Чалукья Бадами . Абхинав. ОСЛК 8313041 .
- К. А. Нилаканта Шастри (1960). «Чакукья из Бадами». В Гуламе Яздани (ред.). Ранняя история Декана . Том. I–VI. Издательство Оксфордского университета. OCLC 174404606 .
- К. В. Рамеш (1984). Чалукья из Ватапи . Агам Кала Пракашан. OCLC 567370037 .
- Рональд М. Дэвидсон (2004). Индийский эзотерический буддизм: социальная история тантрического движения . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-1991-7 .
- В. В. Мираши (1961). Исследования по индологии . Том. 2. Видарбха Самшодхана Мандал.