Йозо Хамагучи
Ёзо Хамагути (5 апреля 1909 — 25 декабря 2000) был японским мастером гравюры на меди , который специализировался на меццо-тинто и был ответственным за его возрождение в качестве средства гравюры в середине 20 века. [1] Гравюры Хамагути отличаются тщательным вниманием к деталям ярких животных и предметов, контрастирующих с бархатистым черным фоном. Корпус гравюр Хамагути ориентирован на жанр натюрморта .
Когда-то считавшаяся основным средством гравюры в Европе на протяжении 17, 18 и 19 веков, влияние и технологическая изобретательность фотографии ознаменовали конец гравюры меццо-тинто как современной воспроизводимой формы. Тем не менее, Хамагути ценил акцент на тональности и текстуре, выраженные в освещении и тактильных качествах работы. Работая в технике печати европейского происхождения, Хамагути получил похвалу от европейских, американских и японских художественных центров за свои особые методы печати меццо-тинто и повторную популяризацию давно игнорируемого средства печати.
Его работы получили мировую известность после того, как Хамагути принял участие в престижной биеннале в Сан-Паулу в Бразилии (1957) и был включен в японский павильон на Венецианской биеннале в Италии (1960).
Наследие Хамагути хранится в Музее Хамагути Ёдзо, где хранится большая часть его гравюр и который часто организует выставки, посвященные его гравюрам, а также работам его жены Кейко Минами и современных практиков гравюры меццо-тинто.
Молодость и образование (1909–1930)
[ редактировать ]Хамагути родился в Хирогаве , префектура Вакаяма , Япония , в семье высшего сословия. [2] Его отец, Гихеи, был 10-м президентом корпорации Yamasa , крупной компании по производству соевого соуса. [3] [4] Связи семьи Хамагучи с промышленностью соевого соуса уходят корнями в 1645 год. [5] В то время как богатство семьи в основном происходило от их многовекового бизнеса, линия Хамагути демонстрировала давнюю признательность к искусству, поскольку его отец был заядлым коллекционером Нанга , периода Эдо картин литераторов . Кроме того, один из предков Ёдзо, Кансуке Хамагути , был художником Нанга в конце эпохи Эдо. [6]
С раннего возраста Хамагучи хотел сделать карьеру в искусстве, а не в семейном бизнесе. Он поступил в Токийскую художественную школу (ныне Токийский университет искусств ) в 1927 году, чтобы изучать скульптуру, но ушел в 1930 году, чтобы продолжить независимую карьеру. [7] Художник йоги стиля Рюдзабуро Умехара посоветовал Хамагути искать художественное образование и вдохновение во Франции, поскольку это было средством, с помощью которого он развил свой стиль. [8] [9]
Начало карьеры (1930–1939)
[ редактировать ]На протяжении 1930-х годов Хамагути жил в Париже, где изучал масляную живопись , акварель и гравюру . Со временем Хамагучи стал более сосредоточен на карьере художника-масляниста и регулярно создавал эскизы и подготовительные рисунки для своих запланированных картин. В этот период Хамагучи познакомился и подружился с американским поэтом Э. Каммингсом , который вскоре стал большим поклонником его зарисовок. Каммингс отметил красоту работ Хамагути и добавил, что у них есть потенциал стать более эстетичными в печатной форме. Вскоре после этого Хамагути познакомился с меццо-тинто после того, как Каммингс подарил ему набор инструментов для глубокой печати . [10]
В 1937 году Хамагучи попробовал свои силы в меццо-тинто и создал свое первое изображение « Кошка» , на котором главный персонаж изображен лежащим с вытянутой передней лапой в неразличимом белом пространстве.
Карьера (1939–1985)
[ редактировать ]Новообретенное художественное вдохновение Хамагучи в Париже было прервано началом Второй мировой войны в 1939 году, и впоследствии он вернулся в Японию. В течение 1940-х и 1950-х годов Хамагути еще больше усовершенствовал свой стиль меццо-тинто и стал популярной фигурой среди японских коллекционеров произведений искусства, поскольку меццо-тинто еще не было знакомо в Японии и все еще считалось преимущественно западным методом. Считающийся пионером, энтузиазм в мире искусства по поводу гравюр Хамагути привел к его первой персональной выставке в галерее Formes в Токио в 1951 году. [10]
Хамагучи вернулся во Францию в 1953 году, чтобы продавать свои гравюры на парижской арт-сцене. К тому времени большинство его новых работ представляли собой монохромные гравюры на меди, выполненные в сером, черном и белом цветах, такие как «Цыгане» (1954). Его гравюры понравились европейским коллекционерам и привели к получению множества престижных наград в Японии, в том числе «Лучшее произведение искусства» на Выставке современного искусства Японии. [4] [11] Одновременно Хамагучи стал участником Осеннего салона , ежегодной парижской художественной выставки, на которой освещались последние достижения в искусстве, архитектуре и дизайне 20-го века.
1955 год стал поворотным в карьере Хамагучи, поскольку он возродил меццо-тинто как средство современного искусства и разработал свой фирменный стиль. Первоначально выполненные в черно-белом исполнении, Хамагути начал вставлять в свои меццоинтные отпечатки яркие цвета, которые придавали им энергичную живость. [12] Более того, он превратил свои узнаваемые сюжеты натюрмортов и городских сцен в упрощенные, абстрактные формы, которые приобрели совершенно новый визуальный смысл. «Крыши Парижа » (1956) были одним из первых цветных меццо-тинтов Хамагути, и новаторство его стиля проявляется в прямоугольных и трапециевидных зданиях без окон, которые кажутся сложенными или расположенными, казалось бы, бесконечными рядами. Он использовал нелокализованные цвета: дымоходы и края крыш изображены синими, белыми и светло-коричневыми оттенками поверх черненых конструкций. Кажется, что каждое здание возникает из почерневшей пустоты, и это повторяющийся визуальный мотив, который пронизывает большинство гравюр, позже завершенных Хамагучи.
Успех Хамагучи привел к его участию в бесчисленных художественных выставках и крупных художественных фестивалях по всему миру на протяжении оставшихся десятилетий его жизни. В 1957 году он получил Грант Международного отдела гравюры на биеннале в Сан-Паулу за три гравюры: «Рыба и фрукты» (1954), «Подошва» (1956) и «Два ломтика арбуза» (1954). Хамагучи удостоился престижной чести быть представителем павильона Японии на Венецианской биеннале 1960 года . [13]
Глобальный энтузиазм по поводу меццо-тинтов Хамагути привел к тому, что его выбрали художником для создания официального плаката зимних Олимпийских игр в Сараево 1984 года , к которому он включил свою гравюру «Вишни и голубая чаша» (1976). [8]
Более поздняя карьера (1985–2000)
[ редактировать ]Первая крупная ретроспективная выставка Хамагути в Японии состоялась в 1985 году на Токийском художественном форуме Юракучо и в Национальном музее современного искусства в Осаке . [10]
В 1993 году Хамагути официально ушел из гравюры из-за своего возраста и поручил своему дилеру / издателю завершить оставшиеся гравюры. [3] Музей Хамагути Ёдзо был основан в 1998 году как официальное признание его вклада в японское искусство. [14]
Художественный стиль, техника и содержание
[ редактировать ]Важность Хамагути в каноне истории японского искусства закреплена его возрождением почти забытого метода меццо-тинто. [15] Гравюра меццо-тинто зародилась в Европе 17 века и отличалась использованием полутонов, в которых градации света и тени создавали формы вместо линий. [16] Пример глубокой печати : художники использовали меццо-тинто для воспроизведения изображений маслом на холсте картин , которые можно было распространять массовыми тиражами. Акцент на тональность и текстуру сделал эту технику популярной гравюры по всей Европе, особенно в Англии и Нидерландах . Однако меццо-тинто постепенно стало устаревшим в 19 и 20 веках с появлением фотографии как обновленной формы воспроизводимой технологии. [17] Более того, кропотливый труд и длительные периоды производства, затраченные на изготовление меццо-тинто, были дополнительными причинами его ослабления. [18] Однако новаторский подход Хамагути к модернизации меццо-тинто был основан на размещении им красочно освещенных объектов, которые, казалось, появлялись из затемненной пустоты.
Исторически сложилось так, что большинство художников, использовавших меццо-тинто, использовали в своем творческом процессе травление, тогда как Хамагути предпочитал вырезать линии на медной пластине, прежде чем наносить кислоту. Заусенцы, которые были добавлены после резьбы, позволяли печатной краске оставаться на месте и обеспечивали детализацию теней и контрастов. Как и в случае с другими граверами, меццо-тинто было длительным процессом, а это означало, что на изготовление каждой медной пластины Хамагути могло уйти несколько месяцев. Большинство меццо-тинтов Хамагути были выполнены в цвете, хотя он разработал множество гравюр в черном, белом и сером цветах. Стилистически Хамагути продемонстрировал тщательную обработку своих объектов, где животные и предметы занимают видное место на переднем плане. [19] Фон выполнен в черном цвете или в сильно затемненных оттенках серого или коричневого. Хотя детали этих фигур увеличены и занимают большую часть гравюры, физический масштаб работ довольно мал.
Консультант по искусству Марджори Катценштейн описывает гравюры Хамагути как воплощение «романтического сюрреализма », основанного на его способности передавать отдельные объекты натюрморта с энергией и яркостью. [20] Она отметила, что большая часть работ Хамагути была вдохновлена европейскими сюрреалистами 1920-х и 1930-х годов, такими как Сальвадор Дали и Джорджо де Кирико . Поскольку такие художники, как Дали, исследовали темы, связанные с сексуальностью, Катценштейн утверждает, что Хамагути использовал юмористический подход к сексуальности со своими объектами, особенно с предметами из фруктов и овощей. В одном из примеров «Вишня Патрика» (1980) изображена вишня, поднимающаяся из затемненного пространства, и источник света, освещающий ее рифленый край, визуально напоминающий пару ягодиц. [21] Точно так же его более ранняя монохромная гравюра «Колосья кукурузы и лимона» (1959) предполагает отсылку к фаллическому проникновению, основанному на удлинении четырех початков кукурузы на переднем плане, где один из них обращен в сторону, противоположную остальным трем. [22] Более того, Каценштейн предполагает, что бархатистая мягкая текстура меццо-тинта может быть еще одним намеком на чувственность.
Личная жизнь
[ редактировать ]По возвращении в Японию в 1939 году Хамагути познакомился с художницей и писательницей Кейко Минами и позже женился на ней. Пара переехала в Париж в 1950-х годах после того, как Хамагути решил продолжить там свою карьеру, и в конце концов они поселились в Сан-Франциско с 1981 по 1996 год. Хамагути провел последние годы своей жизни в Токио с Минами с 1996 по 2000 год.
Смерть и наследие
[ редактировать ]Хамагучи умер естественной смертью в Рождество 2000 года. [23]
Во время и после его жизни возрождение Хамагучи давно забытого меццо-тинта вдохновило новые поколения меццо-граверов в Японии и за ее пределами, в том числе: Байрона Брэтта , Х.В. Хвана и Томоэ Ёкои . [24]
Музей Хамагути Ёдзо
[ редактировать ]В 1998 году Хамагути дожил до открытия музея в его честь в Нихонбаши , Тюо-кан, Токио. Коллекции музея включают значительную часть работ Хамагути, охватывающих всю его карьеру, а также работы его жены Минами.
С момента основания каждый год проводится множество выставок, освещающих конкретные тематические, стилистические и формальные аспекты работ Хамагути. Часто на выставках исследуется природа гравюры меццо-тинто как средства и демонстрируются работы Хамагути наряду с более поздними современными гравюрами меццо-тинто. [25]
Выставки
[ редактировать ]Выберите персональные выставки
1951: Персональная выставка - Галерея Formes, Токио, Япония.
1985: Персональная выставка - Woodside Art Forum, Токио, Япония.
1999: Хамагути Ёзо - Монохромные работы - Городской художественный музей Сакуры, Сакура, Япония
Выберите групповые выставки
1957: Биеннале Сан-Паулу - Сан-Паулу, Бразилия.
1957: 1-я Международная выставка печатной продукции, проводимая биеннале , Токио, Япония.
1960: Павильон Японии - Венецианская биеннале , Венеция, Италия.
2004: Японские мастера меццо-тинто - Художественный музей Вустера, Вустер, Массачусетс
2011: Современные меццо-тинты - Галереи Дэвидсона, Сиэтл, Вашингтон
2012 : Обновление и переработка: японские гравюры 1950-х и 60-х годов - Художественный музей Смарт , Чикагский университет , Чикаго, Иллинойс
2012: Искусство тьмы: японские меццо-тинты из коллекции Хитча - Галерея искусств Фрира и Галерея Артура М. Саклера, Смитсоновский институт , Вашингтон, округ Колумбия
2016: Культура вина, Мастера гравюры из коллекции Виванко - Музей изящных искусств Бильбао , Бильбао, Испания
2017: Воспоминания — Городской музей современного искусства Хиросимы , Хиросима, Япония
2018: Like a Face - Городской музей современного искусства Хиросимы, Хиросима, Япония
2019: Внутренний пейзаж - Пейзажи и воспоминания - Городской музей современного искусства Хиросимы, Хиросима, Япония
2021: Выставка Rich Black - Галерея Бункамура, Токио, Япония.
Ретроспективы
1983: Ретроспектива - Галерея Vorpal, Сан-Франциско, Калифорния.
1985: Ретроспектива - Национальный художественный музей, Осака, Япония.
1988: Ретроспектива гравюр и исследований - Токийский столичный художественный музей Тейен , Токио, Япония.
1998: Ретроспектива с Кейко Минами - универмаг Tokyu-Kichijoji, Мусасино, Япония
2002: Мастер-гравер ХХ века - Хамагути Ёзо.
2018: Йозо Хамагути: Мастер меццо-тинто - Художественный музей, ДеЛанд , ДеЛанд, Флорида
2020: Счастье на горизонте: медные гравюры Ёзо Хамагути - Музей Хамагути Ёзо/Коллекция Ямаса, Токио, Япония
Награды и почести
[ редактировать ]- 1958: Девятая художественная премия газеты Майничи, Международный обмен рисунками и гравюрами, Швейцария.
- 1961: Главный приз Международной биеннале графического искусства, Югославия.
- 1966: Премия Краковской международной биеннале печати, Польша.
- 1972: Премия 4-й Краковской международной биеннале печати, Польша.
- 1977: Премия Сараевской академии изящных искусств, Международная биеннале графического искусства.
- 1981: Культурная премия префектуры Вакаяма.
- 1982: Главный приз Регионального конкурса премий Северной Калифорнии.
- 1984: «Вишня и синяя чаша» использована для памятных плакатов на зимних Олимпийских играх в Сараево.
- 1986: Награжден лентой Ордена Восходящего Солнца.
- 1994: Первая премия, North American Art Review
Известные работы
[ редактировать ]Год | Заголовок | Середина |
---|---|---|
1937 | Кот | Сухая точка |
1954 | Испанская бутылка масла | Меццо-тинто |
1954 | Рыба и фрукты | Меццо-тинто |
1954 | Два ломтика арбуза | Меццо-тинто |
1956 | Крыши Парижа | Цвет Меццо-тинто |
1959 | Початки кукурузы и лимона | Меццо-тинто |
1976 | Вишня и синяя чаша [26] | Цвет Меццо-тинто |
1980 | Патрик'с Вишня | Цвет Меццо-тинто |
1985 | Бутылки с лимоном и красной стеной | Цвет Меццо-тинто |
1985 - 1992 | Зеленое поле | Цвет Меццо-тинто |
1988 - 1990 | "22 вишни" Серия | Цвет Меццо-тинто |
Коллекции
[ редактировать ]Метрополитен-музей , Нью-Йорк; Национальная библиотека Франции , Париж; Институт искусств Чикаго , Чикаго; Британский музей , Лондон; Художественная галерея Нового Южного Уэльса , Австралия; Национальная галерея , Вашингтон, округ Колумбия; Музей современного искусства Вакаяма, Вакаяма; Музей Хамагути Ёзо/Коллекция Ямаса, Токио; Филадельфийский музей , Филадельфия; Университет Альберты , Канада. [27] [28]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арита, Эрико (3 августа 2002 г.). «Работа художника оживляет цветные отпечатки медных пластин» . Джапан Таймс . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ «Ёзо Хамагути (японец, 1909–2000)». артнет. По состоянию на 17 мая 2021 г. http://www.artnet.com/artists/yozo-hamaguchi/biography .
- ^ Jump up to: а б «Биография Ёзо Хамагути | Галереи приложений, гравюры» . www.annexgalleries.com . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «О ХАМАГУТИ Ёдзо». Музей Хамагути Ёдзо: Коллекция Ямаса, доступ 13 мая 2021 г. https://www.yamasa.com/musee/en/hamaguchi/ .
- ^ «От Кишу до Тёши — оригинальный Гихей Хамагути», доступ 28 июня 2021 г. https://www.citationmachine.net/apa/cite-a-website/custom .
- ^ «О музее». Музей Хамагути Ёдзо: Коллекция Ямаса. По состоянию на 7 июня 2021 г. https://www.yamasa.com/musee/en/hamaguchi/ .
- ^ Танака, Ацуши «Хамагути, Йозо». Oxford Art Online, 2003.
- ^ Jump up to: а б «Онлайн-коллекции | Британский музей» . www.britishmuseum.org . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ "Рюдзабуро Умехара". Christie’s, 2014. https://www.christies.com/en/lot/lot-5803485 .
- ^ Jump up to: а б с Фиорилло, Джон. «Хамагути Ёзо». Рассматривание японских гравюр. По состоянию на 22 мая 2021 г. https://viewingjapaneseprints.net/texts/kindai_hanga/hamaguchi_yozo.html .
- ^ «Хамагучи Ёзо». Портлендский художественный музей. По состоянию на 17 мая 2021 г. http://portlandartmuseum.us/mwebcgi/mweb.exe?request=record;id=10792;type=701 .
- ^ «Хамагути, Йозо». Майкл Лиси/Современное искусство. По состоянию на 16 мая 2021 г. https://www.lisicontemporaryart.com/hamaguchi/ .
- ^ «Ёдзо Хамагути + Шотаро Акияма «4 месяца в Париже». Tokyo Art Beat, 2015. https://www.tokyoartbeat.com/event/2015/F85B.en .
- ^ Халлингхорст, Джони (16 сентября 2004 г.). «Мастера медиума: японские меццо-тинты в Вустерском художественном музее» . Источник Сентинел .
- ^ «Счастье на горизонте: медные гравюры Ёзо Хамагути». Tokyo Art Beat, 2020. https://www.tokyoartbeat.com/event/2020/AF63.en .
- ^ «Международный конкурс и выставка гравюры, посвященный 100-летию Йозо Хамагути». Музей Хамагути Ёдзо: Коллекция Ямаса, 2009. https://www.yamasa.com/musee/competition/english/ .
- ^ «Гравюры Йозо Хамагути». Кливлендский художественный музей. По состоянию на 21 мая 2021 г. https://www.clevelandart.org/art/1979.29 .
- ^ «'Тайное озеро'». The Japan Times, 23 мая 2013 г. https://www.japantimes.co.jp/cultural/2013/05/23/arts/openings-in-tokyo/the-secret-lake/ .
- ^ «Японские мастера меццо-тинто». Вустерский художественный музей. По состоянию на 21 мая 2021 г. https://www.worcesterart.org/exhibitions/past/japanese_masters.html .
- ^ Катценштейн, Марджори (1985). «Сюрреализм и современная печать». Обзор печати : 84.
- ^ «Прошлый аукцион — Вишня Патрика». артнет. По состоянию на 27 июня 2021 г. http://www.artnet.com/artists/yozo-hamaguchi/patricks-cherry-w2j4QutU6QSXc62P-aOLIw2 .
- ^ Сварсия, Лиза. «Художественный музей Китидзёдзи». Университет Сэйкей, без даты https://musashino-kanko.com/wp/wp-content/uploads/2018/03/Lisa-Squarcia_The-Kichijoji-Art-Museum.pdf .
- ^ «Ёзо Хамагути; Гравер меццо-тинто, 91 (Некролог)». The New York Times, 28 января 2001 г. https://www.nytimes.com/2001/01/28/nyregion/yozo-hamaguchi-mezzotint-engraver-91.html?auth=link-dismiss-google1tap .
- ^ Катценштейн, Марджори (1985). «Сюрреализм и современная печать». Обзор печати : 87.
- ^ Сиделл, Питер. «Музей Хамагути Ёдзо». Japan Travel, 19 ноября 2014 г. https://en.japantravel.com/tokyo/art-museum-musee-hamaguchi-yozo/16941 .
- ^ «Картина Хамагути «Девятнадцать вишен и одна» продана на Sotheby's». PR Newswire, 18 мая 1990 г.
- ^ «Ёзо Хамагути». Коллекционирование японских гравюр. EMFA: Магистр изящных искусств. По состоянию на 19 мая 2021 г. https://www.collectingjapaneseprints.com/artist-yozo-hamaguchi .
- ^ «Восемь медных пластин, использованных при исполнении 22 «вишен», Хамагути Ёдзо (1909–2000)». Национальный музей азиатского искусства. Смитсоновский институт. По состоянию на 12 июня 2021 г. https://asia.si.edu/collections/new/acquisitions-2020/eight-copper-plates-used-in-the-execution-of-22-cherries-by-hamaguchi-yozo/ .