Монастырь Мор Бар Саума
Информация о монастыре | |
---|---|
Учредил | Середина V века |
Упразднен | После 1675/1676 г. |
Посвящается | Мор Баршамо |
Сайт | |
Расположение | Гора Каплы, провинция Адыяман , Турция |
Координаты | 38 ° 1'1 ″ с.ш. 38 ° 49'53 ″ в.д. / 38,01694 ° с.ш. 38,83139 ° в.д. |
Публичный доступ | Да |
Монастырь Мор Бар Саума — сирийский православный монастырь недалеко от Малатьи в Турции . [ 1 ] [ номер 1 ] Монастырь служил постоянной патриаршей резиденцией с одиннадцатого по тринадцатый век и в конце концов был заброшен в семнадцатом веке. [ 5 ] Он произвел пять патриархов и сорок три митрополичьих епископа . [ 4 ] Между 1074 и 1283 годами в монастыре состоялось несколько соборов. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Монастырь Мор Бар Саума был основан в середине пятого века и назван в честь Мура Баршавмо , популярного святого среди сирийских православных христиан, реликвия которого в монастыре хранилась. [ 7 ] Впервые упоминается в церковной истории в 790 году как место смерти и погребения патриарха Георгия Бельтанского . [ 8 ] Монастырь стал центром обучения в девятом веке. [ 9 ] Известно, что мусульмане посещали монастырь, и исламский ученый Якут аль-Хамави записал, что он слышал, что монастырь платил 10 000 динаров в год римскому императору от имени мусульман, давших там обеты. [ 10 ]
В 969 году по приглашению римского императора Никифора II Фоки значительное количество сирийских православных христиан переселило Малатью и ее окрестности, [ 11 ] а патриарх Иоанн VII Саригта ( годы правления 965–985 ) перенес свою резиденцию в близлежащий монастырь Барид. [ 12 ] Хотя преемник Иоанна VII Афанасий IV Салхойо ( годы правления 986/987–1002/1003 ) сохранял патриаршую резиденцию в монастыре Барид, он, однако, умер в монастыре Мор Бар Саума и был похоронен в ризнице , расположенной на севере. сторона старой церкви. [ 13 ] Таким образом, Афанасия IV сменил Иоанн VIII бар Абдун , который был монахом монастыря Мор Бар Саума. [ 14 ]
Преследование сирийских православных христиан в одиннадцатом веке привело к тому, что большинство патриархов проживали за пределами римской территории, пока победа сельджуков в битве при Манцикерте в 1071 году не ослабила контроль римлян над регионом и не позволила монастырю Мор Бар Саума стать центром внимания. деятельности Церкви. [ 14 ] Как следствие, он породил несколько последующих патриархов, а именно Василия II ( годы правления 1074–1075 ), Дионисия V Лазаря ( годы правления 1077–1078/1079 ) и Афанасия VI бар-Хаморо ( годы правления 1091–1129 ), которые имели все раньше были там монахами. [ 15 ] Как патриаршая резиденция монастырская библиотека прославилась, в частности, благодаря собраниям Патриарха Афанасия VI. [ 16 ]
Во время крестовых походов
[ редактировать ]Малатья и окрестности были захвачены датским эмиром Гази Гюмюштигином в 1101 году. [ 17 ] в этом году укрепления монастыря были усилены, чтобы лучше защитить его от потенциальных угроз из-за его положения на границе между турецкой территорией на севере и территорией Армении и франков на юге. [ 14 ] Однако Жослен I, граф Эдессский , смог захватить миро и ритуальные предметы, необходимые для рукоположения патриарха после смерти Афанасия VI в 1129 году, обеспечив тем самым контроль над выборами своего преемника, которые были лишь возвращены Афанасию. VII бар Катра ( годы правления 1138/1139–1166 ) после одобрения Жослена II предпочтительного кандидата на пост архиепископ Эдессский . [ 18 ]
После потери Эдессы и большей части своей столицы Жослен II в 1148 году разграбил монастырь в надежде восстановить свое состояние с помощью сокровищ монастыря и вымогал у монахов и их арендаторов 10 000 динаров. [ 19 ] епископ собрал с сирийских православных христиан сумму в 5000 динаров Тогда митрополит Кайсумский на восстановление монастыря. [ 19 ] Несмотря на это, в монастыре Мор Бар Саума в январе 1155 года Афанасием VII был проведен синод, на котором был согласован процесс приготовления миропомазания и подтверждено слияние епархий монастыря Мор Маттай и Тикрита . [ 20 ]
К середине XII века многие сирийские православные христиане нашли убежище в Антиохийском княжестве , вынужденные падением Эдессы, а также разграблением монастыря. [ 21 ] Это распространило почитание Мор-Баршавмо среди населения Антиохии и привело к строительству церкви, посвященной святому, в 1156 году, спонсируемой франкской парой, и монах монастыря Мор-Бар Саума Салиба стал ее первым настоятелем. . [ 22 ] Связи между монастырем и церковью в Антиохии оставались крепкими, и церковь посещали многие беженцы из окрестностей монастыря. [ 23 ]
В 1162–1163 годах митрополит Мардинский Юханна построил в монастыре акведук, а в 1164 году его укрепления были укреплены. [ 24 ] После смерти Афанасия VII в 1166 году он был похоронен рядом с Афанасием IV и Афанасием VI в ризнице старой церкви, и ему наследовал Михаил Сирин , архимандрит монастыря Мор Бар Саума. [ 25 ] Начиная с 1180 года, патриархат Михаила оспаривался антипатриархом Теодором бар Вахбуном (ум. 1193), который был бывшим монахом монастыря Мор Бар Саума. [ 26 ] Хотя он серьезно пострадал от пожара в 1183 году, Михаил использовал монастырь для проведения нескольких соборов во всем своем патриархате и расширил коллекцию рукописей библиотеки. [ 27 ] В дополнение к этому между 1180 и 1193 годами он построил новую церковь, где позже был похоронен. [ 28 ] Материалы древних руин на вершине горы Немрут , возможно, были использованы при строительстве сводов новой церкви в 1186 году. [ 14 ] Преемнику Михаила Афанасию VIII бар Салиби ( годы правления 1199–1207 ), который также был настоятелем монастыря Мор Бар Саума, бросил вызов антипатриарх Михаил II Младший, бывший ученик монастыря. [ 14 ]
Упадок и конец
[ редактировать ]Использование монастыря Мор Бар Саума в качестве патриаршей резиденции сократилось в 13 веке, поскольку Игнатий III Давид ( годы правления 1222–1252 ), бывший монах монастыря, в основном проживал на территории Армении и франков в Кала Румойто и Антиохии. [ 14 ] Дионисий VII Ангур ( годы правления 1252–1261 посетил мафриан Бар Гебрей . ) проживал в монастыре, и его как минимум дважды [ 14 ] Какое-то время контроль над монастырем оспаривался между его настоятелем Якубом и его братом, священником-врачом Шемуном из Кала Румойто, и патриархом Игнатием IV Йешу ( годы правления 1264–1282/1283 ), пока братья не признали власть патриарха и не подчинились ему. [ 29 ]
Монастырь, похоже, служил постоянной резиденцией Филоксена I Немруда ( годы правления 1283–1292 ), несмотря на серьезные повреждения в результате землетрясения 1284/1285 года, и использовался для посвящения Баршавмо Сафи в мафриан в 1288 году. [ 14 ] Вероятно, монастырь был заброшен вскоре после того, как его разграбили курды, а патриархальный претендент Игнатий Константин был убит в 1293 году. [ 30 ] Монастырь Мор Бар Саума был позже вновь оккупирован во второй половине пятнадцатого века и продолжал действовать по крайней мере до 1675/1676 года, после чего засвидетельствовано, что равбан (священнослужитель по- сирийски для монастыря был рукоположен ) по имени Баршавм. . [ 2 ]
Археология
[ редактировать ]Эрнст Хонигманн отождествил монастырь с археологическим памятником, известным как Борсун Калеси, расположенным около 1600-метровой вершины на юго-западном конце Каплы Даги в верхней долине Кяхта Чайы, между Малатьей и Адыяманом в Турции . [ 31 ] Остатки монастыря были исследованы в 2000 и 2004 годах и оказались в тревожном состоянии, поскольку этому объекту угрожали дикие раскопки и разрушение. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
Цитаты
- ^ Хилленбранд (2020) , с. ix.
- ^ Jump up to: а б Бчейри (2010) , с. 28; Такахаси (2011) .
- ^ Карлсон, Томас А. (30 июня 2014 г.). «Мор Баршавмо» . Сирийский географический справочник . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Барсум (2003) , с. 562.
- ^ Кауфхольд (2000) , с. 226; Барсум (2003) , с. 562.
- ^ Кауфхольд (2000) , с. 226.
- ^ Барсум (2003) , с. 11; Хилленбранд (2020) , с. ix.
- ^ Барсум (2003) , стр. 369, 562.
- ^ Барсум (2003) , с. 11.
- ^ Таннус (2020) , с. 473.
- ^ Хонигманн и Фарокхи (1991) , стр. 230.
- ^ Барсум (2003) , с. 561; Такахаси (2011) .
- ^ Шабо (1905) , стр. 467–468; Такахаси (2011) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Такахаси (2011) .
- ^ Шабо (1905) , стр. 474–476; Такахаси (2011) .
- ^ Барсум (2003) , с. 14.
- ^ Хонигманн и Фарокхи (1991) , стр. 231.
- ^ МакЭвитт (2010) , с. 109.
- ^ Jump up to: а б Хилленбранд (2020) , с. 84н7.
- ^ Барсум (2008) , с. 26; Игнатий Якоб III (2008) , стр. 77, 79
- ^ Вельтеке (2006) , с. 113.
- ^ Weltecke (2006) , стр. 113–114.
- ^ Weltecke (2006) , стр. 116–117.
- ^ Барсум (2008) , с. 27; Такахаси (2011) .
- ^ Шабо (1905) , с. 479; Хилленбранд (2020) , с. 73.
- ^ Барсум (2003) , с. 443.
- ^ Барсум (2003) , с. 14; Такахаси (2011) .
- ^ Кауфхольд (2000) , стр. 225–226.
- ^ Барсум (2009) , с. 127; Такахаси (2011) .
- ^ Кауфхольд (2000) , с. 227; Такахаси (2011) .
- ^ Кауфхольд (2000) , с. 226; Такахаси (2011) .
- ^ Бадвий и Баруди (2005) , стр. 2.
Библиография
[ редактировать ]- Бадвий, Абдо; Баруди, Фади (25–27 июня 2005 г.). «Монастырь Мар Барсаум» (PDF) . V Симпозиум сирийских исследований Сирийский язык как связующая культура . Проверено 24 февраля 2024 г.
- Барсум, Афрем (2003). Рассеянный жемчуг: история сирийской литературы и науки . Перевод Матти Мусы (2-е изд.). Горгиас Пресс . Проверено 14 июля 2020 г.
- Барсум, Афрем (2008). История монастыря Зафаран . Перевод Матти Мусы. Горгиас Пресс . Проверено 26 июня 2021 г.
- Барсум, Афрем (2009). Собрание исторических очерков Афрама I Барсума . Том. 1. Перевод Матти Мусы. Горгиас Пресс . Проверено 26 июня 2021 г.
- Шабо, Жан-Батист , изд. (1905). Летопись Михаила Сирина (на французском языке). Полет. III. Париж: Эрнест Леру.
- Бчейри, Искандар (2010). Список сирийских православных церковных рукоположений шестнадцатого и семнадцатого веков: сирийский манускрипт Ханта 444 (Сир 68 в Бодлианской библиотеке, Оксфорд) . Горгиас Пресс.
- Харрак, Амир, изд. (2019). Летопись Михаила Великого (Эдесско-Алеппосирийский кодекс): книги XV-XXI с 1050 по 1195 год . Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press. ISBN 978-1-4632-4031-8 .
- Хилленбранд, Кэрол (28 мая 2020 г.). Сирия во времена крестоносцев: конфликт и сосуществование . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-2973-3 . Проверено 23 февраля 2024 г.
- Хонигманн, Эрнст ; Фарохи, Сурайя (1991). "Малыш". Энциклопедия ислама, второе издание . Том. 6. стр. 230–232 . Проверено 25 февраля 2024 г.
- Игнатий Якоб III (2008). История монастыря Святого Матфея в Мосуле . Перевод Матти Мусы. Горгиас Пресс . Проверено 25 мая 2021 г.
- Кауфхольд, Хуберт (2000). «Заметки о поздней истории монастыря Барсаумо» . Хьюгойе: Журнал сирийских исследований . 3 (2) . Проверено 23 февраля 2024 г.
- МакЭвитт, Кристофер (2010). Крестовые походы и христианский мир Востока: грубая толерантность . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 978-0812202694 .
- Маццола, Марианна (2018). Церковная история Бар Эбройо: написание истории церкви на Ближнем Востоке 13 века Парижский университет науки и литературы; Университеты Гента . Получено 23 февраля.
- Такахаси, Хидеми (2011). «Баршавмо, Дайро д-Мор» . У Себастьяна П. Брока; Аарон М. Баттс; Джордж А. Кираз ; Лукас Ван Ромпей (ред.). Энциклопедический словарь сирийского наследия Горгия: электронное издание . Горгиас Пресс . Проверено 25 февраля 2024 г.
- Таннус, Джек (2020). Создание средневекового Ближнего Востока: религия, общество и простые верующие . Издательство Принстонского университета.
- Вельтеке, Доротея (2006). «О сирийских православных в Антиохийском княжестве в период крестоносцев». В Ciggaar — Крижна Нелли; Меткалф, Дэвид Майкл (ред.). Восток и Запад в средневековом Восточном Средиземноморье: Антиохия от византийского завоевания до конца княжества крестоносцев . Издательство Питерс. стр. 95–124. ISBN 978-90-429-1735-4 . Проверено 24 февраля 2024 г.