Абдур Рашид Кардар
В эту статью включены исторические изображения, масштаб которых был увеличен с помощью искусственного интеллекта . ( март 2024 г. ) |
Абдур Рашид Кардар | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 22 ноября 1989 г. | (85 лет)
Национальность | Индийский |
Род занятий | Кинорежиссер, кинопродюсер |
Организация | Болливуд |
Супруг | Ахтар Султана Кардар |
Абдур Рашид Кардар (1904–1989) — индийский киноактёр, режиссёр и продюсер. Ему приписывают создание киноиндустрии в районе Бхати-Гейт в Лахоре , Британская Индия (ныне в Пакистане ). [ 1 ] [ 2 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]А.Р. Кардар родился в знаменитой Араина Заилдара семье из Бхаати-Гейт в Лахоре, называемой Кардары . Легенда крикета и первый капитан сборной Пакистана по крикету Абдул Хафиз Кардар . [ 3 ]
Кардар начинал как искусствовед и каллиграф, создавая плакаты. [ 1 ] для зарубежного кинопроизводства [ 4 ] и писал для газет начала 1920-х годов. Его работа часто приводила его к встречам с кинематографистами по всей Индии .
В 1928 году в Лахоре был показан первый немой фильм « Сегодняшние дочери» , в то время в городе было всего девять действующих кинотеатров. Большинство фильмов, показанных в кинотеатрах Лахора, были сняты либо в Бомбее , либо в Калькуте , а также в Голливуде и Лондоне. «Дочери сегодняшнего дня» были детищем Г. К. Мехты, бывшего офицера Северо -Западной железной дороги , который привез в страну камеру именно для этого проекта из Лондона. Он попросил Кардара помочь ему в качестве помощника режиссера в проекте и в итоге дал Кардару его дебютную роль в своем фильме в качестве актера. Мухаммад Исмаил, его друг и коллега -каллиграф . [ 1 ] сопровождал Кардара в съемках фильма.
Фильм был снят на первой открытой студии города недалеко от Брэдлоу-холла. Считается, что некоторые другие фильмы были сняты собственными силами на студиях, которые пришлось закрыть по финансовым причинам. После окончания съемок в фильме Кардару долгое время не предлагали другую роль. Кардар родом из района Бхати-Гейт , где нередко можно было найти писателей и поэтов, и видел жизнеспособное будущее для киноиндустрии.
Закладываем основы киноиндустрии
[ редактировать ]В 1928 году, когда после их первого предприятия не осталось работы, Кардар и Исмаил продали свое имущество, чтобы основать студию и продюсерскую компанию под названием United Players Corporation , ставшую краеугольным камнем киноиндустрии в Лахоре. После поиска мест они решили разместить свои офисы на Рави-роуд. Однако после открытия студий с тусклым освещением возникли большие трудности. Стрельба была возможна только при дневном свете, но, тем не менее, в этом районе было несколько очень важных достопримечательностей, таких как лес Рави и гробницы императора Великих Моголов Джахангира и его жены Нур Джахан , королевы.
Сообщается, что работающая в студии команда добиралась до работы на тангах и однажды даже потеряла оборудование, путешествуя по ухабистым дорогам в конной повозке. Какими бы простыми и грубыми ни были условия работы, Кардар верил в свою работу и в 1930 году снял первый фильм под эгидой студии. [ 1 ]
В этом фильме « Хусн Ка Даку» , также известном как «Таинственный орел» , Кардар дебютировал в качестве режиссёра. Он также сыграл актера в главной мужской роли вместе с Гульзар Бегум с Исмаилом в роли второго плана. В фильме также приняла участие американская актриса Айрис Кроуфорд. Фильм имел умеренный успех в кинотеатрах, но зарекомендовал Лахор как функционирующую киноиндустрию. Кардар поклялся не сниматься ни в одном другом фильме и вместо этого сосредоточиться на режиссуре.
Сразу после этого студия выпустила фильм «Сарфарош, он же Храброе сердце » , где Гюль Хамид сыграл главную роль с более или менее тем же актерским составом, что и в предыдущем фильме. Эта постановка оказалась не менее привлекательной, но смогла поднять шум об этой отрасли в кругах кинопроизводителей по всей Индии. Руп Лал Шори, житель Брандрет-Роуд в Лахоре , узнав о новой киноиндустрии в городе, вернулся в свой родной город. Позже он продюсировал фильм «Кисмат Ке Хаер Пхер», также известный как « Жизнь после смерти» , который прочно закрепил репутацию новой индустрии как соответствующей репутации других киноиндустрии того времени.
Создание Kardar Productions
[ редактировать ]Кардар переехал в Калькутту в 1930 году; и присоединился к Ост-Индской кинокомпании, где снял для них около семи фильмов. После закрытия компании в 1937 году он переехал в Бомбей и присоединился к Film City (в Тардео ), где снял один фильм «Baaghban». Он выиграл золотую медаль Гохара с Бимлой Кумари, Б. Нандрекаром и Ситарой Деви в главных ролях . [ 5 ]
, он присоединился к Ranjeet Movietone Впоследствии, в конце 1937 года и снял с ними всего три фильма. Отсюда он перешел в Circo Productions Ltd., но всего через год, в 1939 году, когда Circo Productions Ltd. была ликвидирована, Кардар выкупил компанию и основал Kardar Productions. Там же он основал Kardar Studios и с 1940 года начал снимать фильмы под маркой Kardar Productions. Kardar Studios была одной из наиболее оборудованных студий того времени, а также первой, в которой были гримерные с кондиционерами. «За свою долгую карьеру А.Р. Кардар прошел путь от плакатщика до владельца студии». [ 2 ]
Спустя годы
[ редактировать ]В 1946 году Кардар снял коммерчески успешный фильм с К. Л. Сайгалом и композитором Наушадом Шахджеханом ) (1946 . [ 6 ] Заявлен как «шедевр» — все песни из фильма стали хитами. [ 7 ]
После раздела в 1947 году А. Р. Кардар и его зять Мехбуб Хан уехали в Пакистан . Однако, по словам Банни Рубена, цитируемого Михиром Босе, они вернулись в Индию , но причина их возвращения не была названа. [ 8 ]
Кардар вернулся к кинопроизводству и поставил «Дард» (1947), в котором главную роль играл Сурайя и музыка Наушада . Романтическая трагедия «Диллаги» (1949) имела коммерческий успех в прокате. [ 9 ] Вдохновленный «Грозовым перевалом» (1939), [ 10 ] Позже Кардар использовал этот сюжет в «Дил Дия Дард Лия» (1966). [ нужна ссылка ] Музыка Диллаги Наушада стала чрезвычайно популярной, особенно песня Сурайи «Tu Mera Chand». [ 11 ] У Дулари (1949) была не менее популярная музыка, включая запоминающуюся песню Мохаммеда Рафи «Сухани Раат Дхал Чуки». В главных ролях снимались Гита Бали , Мадхубала и Суреш (а не Шьям, как люди ошибочно называют его имя). Суреш раньше был ребёнком-художником и снимался в нескольких фильмах, таких как «Басант» (в главных ролях тогда играли Мумтаз Шанти, Улхас и малышка Мадхубала).
«Дастан» (1950) — трагическая мелодрама, вдохновленная фильмом « Чары» . [ 10 ] и был назван «одним из самых больших коммерческих хитов». [ 12 ] Джаду (1951) и Деевана (1952) ознаменовали расставание путей Кардара и Наушада. [ 13 ] В «Дил-Э-Надаан» (1953) была популярная музыка Гулама Мохаммеда . [ 14 ] Он снял еще три фильма, прежде чем запустить «Дил Дия Дард Лия» (1966), в котором снова была музыка Наушада. [ 15 ] Последним фильмом Кардара был «Мере Сартадж» (1975). [ 2 ]
Взносы
[ редактировать ]Он познакомил с киноиндустрией хинди многих художников, которые впоследствии стали известны сами по себе, таких как Наушад , Маджрух Султанпури , Сурайя и актер/продюсер/режиссер Назир Ахмед Хан , который мигрировал в Пакистан в 1947 году и стал одним из основателей. пакистанской киноиндустрии . Легендарный певец Мохаммад Рафи получил свой первый хит из песни «Сухани раат дхал чуки» из фильма Кардара « Дулари » (1949). Он также начал конкурс Кардар-Колинос, чтобы найти новые таланты, и посредством этого конкурса он открыл и представил индустрии Чанда Усмани и Махендру Капура . [ 2 ]
Семья и смерть
[ редактировать ]Кардар был женат дважды. Его первой женой была Ахтар Султана Кардар. У них было несколько детей (число неясно), в том числе один сын, который был старшим из детей Кардара. Сын умер в трехлетнем возрасте. Ахтар Султана Кардар умерла в 1988 году, на год раньше мужа. [ 5 ]
Второй женой Кардара была Бахар, чья сестра Сардар была второй женой кинорежиссера Мехбуба Хана . [ 2 ] Неясно, сколько детей было у Кардара от Бахара. Однако всего у Кардара было шесть дочерей и один сын. Сын умер в младенчестве. Пять дочерей Кардара замужем и живут за границей. Только младшая дочь Ясмин Кардар живет в Индии. Она заботится о правах на распространение фильмов своего отца.
Кардар, живший на Марин Драйв, умер в возрасте 85 лет 22 ноября 1989 года в Мумбаи, Махараштра. [ 16 ] [ 2 ] [ 5 ] Цитируется, что дочь Кардара Ясмин сказала: «Однажды пресса рассказала мне, что мой отец жил и дышал фильмами». [ 5 ]
Кардар был сводным братом известного пакистанского игрока в крикет А. Х. Кардара (Абдул Хафиз Кардар).
Награды
[ редактировать ]- Премия Индийской ассоциации кинопродюсеров (IMPPA) за выдающийся вклад в индийское кино. [ 5 ]
Фильмография
[ редактировать ]Как кинорежиссер
[ редактировать ]- 1930 Хусн Ка Даку [ 2 ]
- 1930 Сарфарош [ 1 ] [ 2 ]
- 1930 Сафдар Юнг [ 1 ]
- 1930 Фареби Шахзаде
- 1931 Фареби Бандит
- 1931 Хуни Катар
- 1932 Хир Ранджа , [ 2 ] «Хир Ранджа» был первым пенджабским звуковым фильмом, созданным в Пенджабе.
- 1933 Женская любовь
- 1934 Чандрагупта
- 1934 Султана
- 1935 Сварг Ки Сидхи
- 1936 Баги Сипахи
- 1937 Мандир
- 1937 Милаап
- 1938 Багбан [ 2 ]
- 1939 токар
- 1940 Холи
- 1940 По данным
- 1940 Пуджа
- 1941 Свами
- 1942 Най Дуния
- 1942 Шарда [ 5 ]
- 1943 года закон
- 1943 Санджог
- 1944 г. До
- 1945 Саньяси
- 1946 Шахджехан [ 2 ]
- 1947 Дард
- 1949 Диллаги
- 1949 года доллар
- 1950 года Эпос
- 1951 Джаду
- 1952 Деевана
- 1953 Сердце-Электронное Сознание [ 2 ]
- 1955 Баап Ре Баап
- 1955 Ясмин [ 2 ]
- 1958 До Пхул
- 1966 Дил Дия Дард Лия [ 5 ]
- 1975 Мере Сартадж
Как кинопродюсер
[ редактировать ]- 1931 Бхакта Джобан, он же Авара Ракаса/Блуждающая танцовщица (продюсер), режиссер Дж. К. Нанда [ 1 ]
- 1941 Курмай (фильм на языке пенджаби) [ 2 ]
- 1944 Гит , он же Песня (продюсер)
- 1947 Дард (продюсер)
Как писатель
[ редактировать ]Как актер
[ редактировать ]- 1928 Дочери сегодняшнего дня [ 1 ]
- 1929 Хусн Ка Даку
- 1929 Хир Ранджа [ 1 ]
В качестве помощника кинорежиссера
[ редактировать ]- 1928 Дочери сегодняшнего дня (помощник режиссёра) [ 1 ] [ 2 ]
Пустяки
[ редактировать ]Недавно появились фотографии Джеймса Берка из журнала Life , которые показывают преобладание кушетки в киноиндустрии хинди еще в 1950-х годах. Кардар прослушивал молодых женщин на роли в своих фильмах, и на фотографиях были показаны женщины, позирующие перед ним в разной степени раздетости. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Наши основатели (прокрутите вниз, чтобы увидеть профиль Кардара)» . Сайт Гильдии продюсеров кино и телевидения Индии. 2 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2015 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот А. Р. Кардар (профиль) . Веб-сайт Фонда наследия индийского кино. Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Ахмед, Иштиак. Вклад Пенджаба до раздела в индийское кино . Тейлор и Фрэнсис. с. Пионер киноиндустрии Лахора, а затем легендарный кинорежиссер из Бомбея, А.Р. Кардар также был лахорским араином, принадлежавшим семье Заилдар из Бхаати-Гейт.
- ^ «Начало» . Официальный сайт Виджая Бхатта . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Рехина Перейра (31 марта 2021 г.). «Вспоминая пионера: А. Р. Кардар» . Сайт Фонда наследия индийского кино . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Ашиш Раджадхьякша; Пол Виллемен; Профессор критических исследований Пол Виллемен (2014). Энциклопедия индийского кино . Рутледж. п. 306. ИСБН 978-1-135-94318-9 .
- ^ Ашок Радж (2009). Герой Том 1 . Hay House, Inc. с. 81. ИСБН 978-93-81398-02-9 .
- ^ Михир Босе (2008). Болливуд: История . Роли Букс Пвт. ООО с. 240. ИСБН 978-93-5194-045-6 .
- ^ Тилак Риши (2012). Благослови тебя, Болливуд!: Дань уважения хинди-кино по случаю 100-летнего юбилея . Траффорд Паблишинг. стр. 143, 220 и 221. ISBN. 978-1-4669-3963-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Бхагван Дас Гарга (1996). Так много кинотеатров: кино в Индии . Знаменитости Дизайны. ISBN 978-81-900602-1-9 .
- ^ Ашок Дамодар Ранаде (2006). Песня из фильма на хинди: Музыка за пределами границ . Библиофил Южной Азии. п. 340. ИСБН 978-81-85002-64-4 .
- ^ Бхайчанд Патель (2012). Топ-20 Болливуда: суперзвезды индийского кино . Книги Пингвинов Индия. п. 70. ИСБН 978-0-670-08572-9 .
- ^ Раджу Бхаратан (2013). Наушаднама: Жизнь и музыка Наушада . Хей Хаус, Инк. п. 16. ISBN 978-93-81398-63-0 .
- ^ Ранаде2006, с. 224
- ^ Виджай Ранчан (2014). История болливудской песни . Публикации Абхинава. п. 105. GGKEY:9E306RZQTQ7.
- ^ Видура . Том. 27. К. Саркар. 1990.
- ^ Джеймс Берк раскрывает мрачный мир кастинга в Болливуде!