Jump to content

Высшие цели

В социальной психологии вышестоящие цели — это цели, которые стоит выполнить, но для их совместного достижения требуется участие двух или более социальных групп. [1] Идея была предложена социальным психологом Музафером Шерифом в его экспериментах по межгрупповым отношениям , проведенных в 1940-х и 1950-х годах, как способ уменьшения конфликтов между конкурирующими группами. [2] Идея Шерифа заключалась в том, чтобы преуменьшить идентичность двух отдельных групп и побудить две группы думать о себе как об одной более крупной, вышестоящей группе. Этот подход применялся во многих контекстах для уменьшения межгрупповых конфликтов, в том числе в классах. [3] и деловых организаций. [2] Однако он также подвергся критике со стороны других социальных психологов, предложивших конкурирующие теории межгруппового конфликта, такие как теория контакта и теория социальной категоризации.

В контексте теории целеполагания эта концепция рассматривается с точки зрения трех уровней целей. Их подразделяют на подчиненные, промежуточные и вышестоящие. [4] Высшие цели организации выражаются через ее видение и заявление о миссии и поддерживают стратегическое соответствие деятельности (подчиненные и промежуточные цели) общей цели (высшие цели). [5]

Источник

[ редактировать ]

Высшие цели были впервые описаны и предложены в качестве решения межгруппового конфликта социальным психологом Музафером Шерифом. Он изучал конфликты, создав летний лагерь для мальчиков для своих экспериментов в Пещере Разбойников . Шериф распределил участников лагеря на две отдельные группы: синюю и красную. [2] У мальчиков были отдельные игры и занятия, они жили в разных домиках, ели за разными столами и проводили время только со своей группой. Затем Шериф ввел конкуренцию между группами, устроив между ними спортивные соревнования. Это создало конфликт между двумя группами мальчиков, который перерос в враждебное отношение к другой группе, розыгрыши, обзывательства, демонстрацию групповой гордости, негативные стереотипы и даже иногда физическое насилие. [6]

Чтобы уменьшить конфликт между двумя группами мальчиков, Шериф сначала попытался заставить обе группы проводить время вместе без конкуренции. Он также посоветовал им смешивать и есть, а также играть в игры с мальчиками из другой группы. Однако группы по-прежнему враждебно относились друг к другу. [1] В ранней версии эксперимента он также пытался объединить обе группы против общего врага — летнего лагеря за пределами страны. Однако это решение было сочтено неадекватным, поскольку оно просто создало новый конфликт между новой группой и общим врагом. [7]

Затем Шериф представил более важные цели как возможное решение конфликта. Это были цели, которые были важны для летнего лагеря, но могли быть достигнуты только совместными усилиями обеих групп, например, добыть воду во время нехватки воды или закупить фильм, который обе группы хотели посмотреть, но у них не было достаточно денег. [7] Шериф обнаружил, что эти цели способствовали сотрудничеству между мальчиками, что уменьшало конфликты между группами, повышало позитивные представления о мальчиках из другой группы и увеличивало дружбу между группами.

Высшие цели чаще всего обсуждаются в контексте реалистической теории конфликтов , которая предполагает, что большинство межгрупповых конфликтов возникают из-за борьбы за скудные ресурсы, особенно в ситуациях, которые рассматриваются как игра с нулевой суммой . [2] Согласно реалистической теории конфликта, предрассудки и дискриминация функциональны, поскольку группы являются инструментами, используемыми для достижения целей, включая получение ограниченных ресурсов, которые было бы трудно получить в индивидуальном порядке. В этом случае группы рассматривают другие группы с аналогичными целями как угрозу и поэтому воспринимают их негативно. Говорят, что группы, которые конкурируют за один и тот же ограниченный ресурс, имеют негативную взаимозависимость. С другой стороны, есть группы, которым выгодна совместная работа над целями, не имеющими нулевой суммы. В этом случае говорят, что эти группы имеют положительную взаимозависимость. [8]

Чтобы устранить конкуренцию между различными фракциями в соответствии с реалистической теорией группового конфликта, необходимо иметь цели с ненулевой суммой, которые создают положительную взаимозависимость внутри групп, а не отрицательную взаимозависимость. [8] Высшие цели могут создать положительную взаимозависимость, если обе группы считают их желательными, но не достижимы каждой фракцией независимо.

Психологические механизмы

[ редактировать ]

Работы в области социальной психологии показывают, что вышестоящие цели отличаются от целей отдельной группы тем, что они делают идентичность более крупной группы более заметной и повышают позитивные убеждения о каждом члене более крупной вышестоящей группы.

Сотрудничество и взаимозависимость

[ редактировать ]

Высшие цели отличаются от целей меньшей группы тем, что они не могут быть достигнуты одной небольшой группой и, таким образом, вынуждают несколько групп работать вместе, поощряя сотрудничество и наказывая конкуренцию. [9] Это побуждает каждую группу относиться к другой группе позитивно, а не негативно, поскольку другая группа играет важную роль в достижении общей цели. [10] Это способствует формированию чувства позитивной взаимозависимости, а не негативной взаимозависимости.

Высшие цели и идентичность

[ редактировать ]

Помимо увеличения положительной взаимозависимости, совместная работа двух групп над одной высшей целью делает более заметной идентичность более крупной группы. [6] По сути, вышестоящие цели повышают вероятность того, что обе группы будут считать себя частью более крупной вышестоящей группы, имеющей общую цель, а не двумя независимыми группами, конфликтующими друг с другом. [11] [12] В случае с летним лагерем Шерифа обе группы мальчиков, красные и синие, когда работали вместе, считали себя просто участниками лагеря, а не частью синей или красной групп.

Ингруппы

[ редактировать ]

Наличие того, что обе группы считают себя частью одной более крупной вышестоящей группы, полезно для уменьшения дискриминации, поскольку оценка членов собственной группы имеет тенденцию быть более положительной, чем оценка членов за пределами своей группы. [6] Однако этим двум группам не обязательно терять свою индивидуальную идентичность, чтобы стать частью вышестоящей группы. [13] Фактически, вышестоящие цели лучше всего помогают уменьшить межгрупповые конфликты, когда обе группы считают себя подгруппами, имеющими общую идентичность и общую судьбу. [6] Это позволяет обеим группам сохранить положительные аспекты своей индивидуальности, сохраняя при этом все то общее, что есть у этих двух подгрупп.

Опровержение теории контакта

[ редактировать ]

Работа Шерифа о высших целях широко рассматривается как опровержение теории контакта. [2] в котором говорится, что предрассудки и дискриминация между группами широко существуют из-за отсутствия контактов между ними. Отсутствие контактов приводит к тому, что обе стороны формируют неправильные представления о тех, кого они не знают, и действуют в соответствии с этими заблуждениями дискриминационными способами. Однако работа Шерифа показала, что контактов между группами недостаточно для устранения предрассудков и дискриминации. [7] Если группы конкурируют за одни и те же ограниченные ресурсы, расширение контактов между группами не убедит группы относиться друг к другу более позитивно. Вместо этого они будут продолжать дискриминацию, как это делали мальчики в летних лагерях Шерифа. Это особенно верно, когда группы имеют неравный статус и одна группа может контролировать ресурсы и власть.

Предостережения и критика

[ редактировать ]

Долголетие

[ редактировать ]

Не всегда было показано, что эффекты вышестоящих целей сохраняются после достижения таких целей. [13] В исследовании Шерифа отдельные групповые идентичности не растворялись до конца лагеря. Две группы мальчиков испытывали меньшую враждебность по отношению друг к другу, но все же идентифицировали себя со своими собственными группами, а не с более крупной вышестоящей идентичностью.

Цели с нулевой суммой

[ редактировать ]

В некоторых случаях не существует вышестоящих целей, которые могли бы объединить две отдельные группы. Если действительно существуют цели с нулевой суммой, которые ставят группы в конкуренцию друг с другом, группы останутся отдельными, будут стереотипизировать друг друга и дискриминировать друг друга. В некоторых случаях простое представление о том, что цели имеют нулевую сумму, независимо от того, так это или нет, может усилить предрассудки. Поэтому не только существует необходимость в целях с ненулевой суммой, но и их следует воспринимать как таковые. [14]

Дополнительность

[ редактировать ]

Высшие цели не столь эффективны, когда обе группы выполняют одинаковые или одинаковые роли внутри группы для достижения цели. [15] В этом случае обе группы могут рассматривать другую как посягающую на их работу или мешающую ей. Считается более эффективным, если члены каждой группы играют взаимодополняющие роли в достижении цели. [11] хотя доказательства в поддержку этой идеи неоднозначны. [16] [12]

Отсутствие доверия или неравенство власти

[ редактировать ]

Некоторые также утверждают, что при отсутствии доверия перспектива совместной работы для достижения общей цели может не способствовать достижению группой более высокой идентичности. [16] В некоторых случаях, когда существует неравенство сил или отсутствие доверия между группами, идея о том, что они должны работать вместе и укреплять доверие и позитивную взаимозависимость, может иметь неприятные последствия и привести к большей дискриминации, а не к ее уменьшению. [17]

Конкурирующие теории

[ редактировать ]

Теория социальной категоризации и теория социальной идентичности отличаются от реалистической теории группового конфликта тем, что они предполагают, что люди принадлежат к группам не только для получения материальных преимуществ. Поэтому эти теории предлагают другие пути улучшения межгрупповых социальных отношений.

Теория социальной категоризации

[ редактировать ]

Теория социальной категоризации предполагает, что люди естественным образом разделяют себя и других на группы, даже если для этого нет мотива. [18] Тайфеля Эту идею поддерживает парадигма минимальной группы . [2] который показал, что существует дискриминация среди групп, созданных в лаборатории, у которых нет истории, будущего, взаимодействия или мотивации. Социальная категоризация предполагает, что межгрупповая конкуренция может быть особенностью этой тенденции к категоризации и может возникать без целей с нулевой суммой. Согласно парадигме Тайфела, люди доходят до того, что причиняют вред своей группе, чтобы еще больше навредить другой группе. Таким образом, более важные цели не могут решить все формы дискриминации.

Теория социальной идентичности

[ редактировать ]

Теория социальной идентичности предполагает, что люди не только естественным образом классифицируют себя и других, но и получают часть своей собственной идентичности, будучи частью социальной группы. [8] Членство в социальной группе является источником положительной самооценки и мотивирует людей думать о своей группе как о лучшей, чем о других группах. Согласно теории социальной идентичности, вышестоящие цели полезны только постольку, поскольку они подчеркивают вышестоящую идентичность. Для уменьшения межгруппового конфликта важна именно вышестоящая идентичность, а не сами цели. Если вышестоящую идентичность можно сделать заметной без использования целей, то сами цели не способствуют уменьшению конфликта. [14]

Приложения

[ редактировать ]

Высшие цели применялись к различным типам ситуаций, чтобы уменьшить конфликты между группами.

Эллиот Аронсон применил идею высших целей в Остине, штат Техас, во время интеграции государственных школ Остина. [19] Аронсон использовал групповые проекты в классах начальной школы как способ заставить белых и чернокожих детей работать вместе и уменьшить дискриминацию. Аронсон заставлял учителей назначать проекты, которые можно было выполнить только в том случае, если в них участвовали все члены группы, и просил учителей выставлять групповые оценки. То, что дети работали вместе и полагались друг на друга при получении оценок, способствовало положительной взаимозависимости и повышению взаимной симпатии среди чернокожих и белых детей, а также снижению издевательств и дискриминации. Кроме того, это повысило успеваемость всех детей.

Деловые организации и переговоры

[ редактировать ]

Блейк и Мутон применили высшие цели к конфликтам в деловых организациях. [1] Они указывают, что в деловом контексте вышестоящие цели должны быть привлекательными для обеих сторон в организации или переговорах . [20] Если обе стороны не заинтересованы в достижении цели или считают, что им будет лучше без нее, то вышестоящая цель не поможет уменьшить конфликт между группами. Блейк и Мутон также предполагают, что более важные цели часто являются следствием их модели межгруппового решения проблем. [15]

Израильско-палестинский конфликт

[ редактировать ]

Герберт Кельман применил к израильско-палестинскому конфликту более важные цели, чтобы улучшить отношения между членами двух групп. [21] Он организовал семинары по решению проблем, на которых израильтян и палестинцев поощряли вместе решать поставленные перед ними проблемы, а также взаимодействовать в позитивной атмосфере. [22] Эти семинары часто были сосредоточены на конкретных проблемах, таких как туризм, экономическое развитие или торговля, что позволяло обеим группам найти практические, позитивные решения этих проблем и улучшить отношения между группами. [23]

Межрасовые баскетбольные команды

[ редактировать ]

МакКлендон и Эйтцен изучали межрасовые баскетбольные команды в 1970-х годах и обнаружили, что межрасовые баскетбольные команды, в которых взаимозависимость черных и белых членов команды была высокой и команда имела высокий процент побед, имели меньше случаев античерного отношения среди белых игроков и более высокое предпочтение интеграция. [24] Однако команды, в которых не было высокой взаимозависимости между черными и белыми товарищами по команде или высокого процента побед, не показали снижения предвзятости. Кроме того, чернокожие члены победивших команд не проявили более позитивного отношения к своим белым товарищам по команде, чем проигравшие команды.

  1. ^ Jump up to: а б с Дойч, Мортон, 1920–2017 гг. (1973). Разрешение конфликта; конструктивные и деструктивные процессы . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN  0-300-01683-2 . ОСЛК   800748 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Хогг, Майкл А. (2013), «Межгрупповые отношения», Деламатер, Джон; Уорд, Аманда (ред.), Справочник по социальной психологии , Справочники по социологии и социальным исследованиям, Springer Нидерланды, стр. 533–561, doi : 10.1007/978-94-007-6772-0_18 , ISBN  978-94-007-6772-0
  3. ^ Обзор исследований развития ребенка. Том второй . Хоффман, Лоис Владис, 1929–2015 гг., Хоффман, Мартин. Нью-Йорк. 31 декабря 1966 г. ISBN  978-1-61044-648-8 . OCLC   922324369 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
  4. ^ Локк, Эдвин А.; Лэтэм, Гэри П. (сентябрь 2002 г.). «Построение практически полезной теории постановки целей и мотивации задач: 35-летняя одиссея» . Американский психолог . 57 (9): 705–717. дои : 10.1037/0003-066x.57.9.705 . ISSN   1935-990Х . ПМИД   12237980 . S2CID   17534210 .
  5. ^ «Насколько согласована ваша организация?» . Гарвардское деловое обозрение . 07.02.2017. ISSN   0017-8012 . Проверено 26 января 2021 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Гертнер, Сэмюэл Л.; Довидио, Джон Ф .; Банкир, Бренда С.; Улетт, Мисси; Джонсон, Келли М.; МакГлинн, Элизабет А. (2000). «Уменьшение межгруппового конфликта: от вышестоящих целей к декатегоризации, повторной категоризации и взаимной дифференциации». Групповая динамика: теория, исследования и практика . 4 (1): 98–114. дои : 10.1037/1089-2699.4.1.98 . ISSN   1930-7802 .
  7. ^ Jump up to: а б с Шериф, Музафер (январь 1958 г.). «Высшие цели в уменьшении межгрупповых конфликтов». Американский журнал социологии . 63 (4): 349–356. дои : 10.1086/222258 . ISSN   0002-9602 . S2CID   143260071 .
  8. ^ Jump up to: а б с Рэбби, Джейкоб М.; Шот, Ян К.; Виссер, Льюве (1989). «Теория социальной идентичности: концептуальная и эмпирическая критика с точки зрения модели поведенческого взаимодействия». Европейский журнал социальной психологии . 19 (3): 171–202. дои : 10.1002/ejsp.2420190302 . ISSN   1099-0992 .
  9. ^ Гертнер, Сэмюэл Л.; Довидио, Джон Ф.; Раст, Мэри С.; Ниер, Джейсон А.; Банкир, Бренда С.; Уорд, Кристин М.; Моттола, Гэри Р.; Улетт, Мисси (1999). «Уменьшение межгрупповой предвзятости: элементы межгруппового сотрудничества». Журнал личности и социальной психологии . 76 (3): 388–402. дои : 10.1037/0022-3514.76.3.388 . ISSN   1939-1315 . ПМИД   10101876 .
  10. ^ Диаб, Лютфи Н. (декабрь 1978 г.). «Достижение межгруппового сотрудничества через высшие цели, порожденные конфликтом». Психологические отчеты . 43 (3): 735–741. дои : 10.2466/pr0.1978.43.3.735 . ISSN   0033-2941 . S2CID   145497242 .
  11. ^ Jump up to: а б Брюэр, Мрлинн Б. (июнь 1996 г.). «Когда контакта недостаточно: социальная идентичность и межгрупповое сотрудничество». Международный журнал межкультурных отношений . 20 (3–4): 291–303. дои : 10.1016/0147-1767(96)00020-X .
  12. ^ Jump up to: а б Хорнси, Мэтью Дж.; Хогг, Майкл А. (май 2000 г.). «Ассимиляция и разнообразие: интегративная модель отношений подгрупп». Обзор личности и социальной психологии . 4 (2): 143–156. дои : 10.1207/S15327957PSPR0402_03 . ISSN   1088-8683 . S2CID   144597302 .
  13. ^ Jump up to: а б Финкель, Эли; Баумайстер, Рой (2019). Передовая социальная психология: состояние науки . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0190635619 .
  14. ^ Jump up to: а б Брюэр, Мэрилин Б. (2000), «Высшие цели против высшей идентичности как основы межгруппового сотрудничества» , «Процессы социальной идентичности: тенденции в теории и исследованиях» , Лондон: SAGE Publications Ltd, стр. 118–132, doi : 10.4135/9781446218617. n8 , ISBN  9780761960867 , получено 25 ноября 2019 г.
  15. ^ Jump up to: а б Фишер, Рональд Дж. (1990). Социальная психология разрешения межгрупповых и международных конфликтов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer New York. ISBN  978-1-4612-3288-9 . OCLC   853258311 .
  16. ^ Jump up to: а б Социальная идентичность, межгрупповой конфликт и редукция конфликтов . Эшмор, Ричард Д., Джуссим, Ли Дж., Уайлдер, Дэвид, 1949-. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. 2001. ISBN  978-0-19-513743-9 . OCLC   60314432 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  17. ^ Социальная идентичность, межгрупповой конфликт и редукция конфликтов . Эшмор, Ричард Д., Джуссим, Ли Дж., Уайлдер, Дэвид, 1949-. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2001. ISBN  978-0-19-535028-9 . OCLC   936665533 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  18. ^ Брюэр, Мэрилинн (2007). «Социальная психология межгрупповых отношений: социальная категоризация, предвзятость внутри группы и предрассудки со стороны аутгруппы» . Социальная психология: Справочник основных принципов .
  19. ^ Аронсон, Эллиот, 1932- (2011). Сотрудничество на уроке: метод головоломки . принтера и Мартина Лтд. ISBN  978-1-78066-292-3 . OCLC   942711544 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  20. ^ Рахим, Афзалур; Бонома, Томас В. (июнь 1979 г.). «Управление организационным конфликтом: модель диагностики и вмешательства». Психологические отчеты . 44 (3_приложение): 1323–1344. дои : 10.2466/pr0.1979.44.3c.1323 . ISSN   0033-2941 . S2CID   145350655 .
  21. ^ Герген, Кеннет Дж. (1999). Приглашение к социальному строительству . Лондон: Сейдж. ISBN  0-8039-8376-Х . OCLC   42800089 .
  22. ^ Кельман, Герберт К. (1 октября 1979 г.). «Взаимодействующий подход к разрешению конфликтов и его применение к израильско-палестинским отношениям». Международные взаимодействия . 6 (2): 99–122. дои : 10.1080/03050627908434527 . ISSN   0305-0629 .
  23. ^ Кельман, Герберт С.; Коэн, Стивен П. (июнь 1976 г.). «Семинар по решению проблем: социально-психологический вклад в разрешение международных конфликтов». Журнал исследований мира . 13 (2): 79–90. дои : 10.1177/002234337601300201 . ISSN   0022-3433 . S2CID   110302861 .
  24. ^ МакКлендон, Макки Дж. Межрасовые контакты в университетских баскетбольных командах: проверка теории Шерифа о высших целях . OCLC   40807338 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 256a687fcdc0d75d122c366616a28553__1719401220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/53/256a687fcdc0d75d122c366616a28553.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Superordinate goals - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)