Jump to content

Zbruch Idol

(Перенаправлено с идола Збруч )
Збручский идол, Краковский археологический музей
Збруч Идол, пример снеговика

The Zbruch Idol , Sviatovid ( Worldseer , Polish : Światowid ze Zbrucza ; Russian : Збручанский идол ) является 9th-century soculture , более того, как example of bałwan , [ 1 ] и один из немногих памятников дохристианских славянских верований [ нужна ссылка ] (по другой интерпретации, создан кипчаками / половцами ) . Столб обычно ошибочно ассоциировали со славянским божеством Световитом , хотя современные мнения о точном значении всех барельефов и их символов расходятся. Считается, что три яруса барельефа представляют собой три уровня мира: от нижнего подземного мира до среднего мира смертных и самого верхнего, самого большого мира небесных богов.

Представление рельефов, украшающих каждую сторону снеговика резьбы Збруч. Копать. Ратомир Вилковский, программная брошюра Родной Польской Церкви от 2013 года.

Предполагается, что скульптура была захоронена или захоронена в яме спустя некоторое время после крещения Киевской Руси и принятия христианства в Польше в 966 году , как и различные погребенные идолы в Киеве и Новгороде . В XIX веке, когда река Збруч (левый приток Днестра ) сменила свое русло, участок, где был закопан столб, оказался под водой. [ 2 ] Она была обнаружена во время засухи возле села Лычковцы , к северу от Гусятина , в 1848 году. Сейчас статуя выставлена ​​в Археологическом музее Кракова в Польше , а точные копии находятся в ряде музеев.

Описание

[ редактировать ]

Збручский идол представляет собой четырехгранный столб из серого известняка высотой 2,67 м (8,8 футов) с тремя ярусами рельефов, выгравированными на каждой из четырех сторон. Нижний ярус - 67 см (26 дюймов); средний ярус — 40 см (16 дюймов); а верхний ярус - 167 см (66 дюймов). Возможно, при раскопках памятника в 1848 году его нижний слой был оторван и утерян. [ 2 ] Рельефы находятся в довольно плохом состоянии, хотя в 1960-х годах были обнаружены следы оригинальной полихромии . [ 1 ] На рельефах изображены следующие персонажи:

  • На трех сторонах нижнего яруса изображено стоящее на коленях бородатое существо, которое, кажется, поддерживает верхний ярус на своих руках; четвертая сторона пуста.
  • На среднем ярусе изображено существо меньшего размера с вытянутыми руками со всех четырех сторон. Только на одной из четырех сторон находится сущность с крошечной «детской» фигуркой.
  • На четырех сторонах самого верхнего яруса изображены самые крупные фигуры идола с четырьмя лицами, объединенными под высокой округлой шляпой. На каждой из сторон имеется свой атрибут: кольцо или браслет; рог для питья или рог изобилия; меч и лошадь; и разрушенный солярный символ.

Открытие и споры

[ редактировать ]

Статуя была обнаружена в августе 1848 года в селе Лычковцы (Личковце) в Галичине (тогда в составе Австрийской империи ). [ 3 ] сейчас на Украине ), во время засухи, из-за которой стало видно дно реки. Владелец деревни Константин Заборовский , брат покойного поэта Тимона , подарил ее польскому графу Мечиславу Потоцкому , который в 1850 году сообщил о ней Краковскому научному обществу. [ 2 ] Именно Потоцкий первым предположил, что статуя может изображать Световида . [ 2 ] Первоначально хранившийся в библиотеке Ягеллонского университета , в 1858 году он был перенесен на временную выставку древностей во дворце Любомирских , а затем в штаб-квартиру Краковского научного общества. Однако только в 1950 году он был помещен в постоянную экспозицию. С 1968 года он хранится в Краковском археологическом музее. [ 2 ]

С момента открытия памятника ведутся споры о том, что именно представляет собой идол. [ 1 ] [ 4 ] [ 5 ]

Андрей Сергеевич Фаминцын в своей работе 1884 года "Древние славянские божества" [ 6 ] выступал против теории Лелевеля и вместо этого утверждал, что столб Збруч является изображением одного божества и что все четыре стороны каждого яруса представляют собой одну сущность. Как было впервые предложено графом Потоцким, он идентифицировал божество как изображение славянского четырехглавого бога Святовида, до тех пор в основном связанного с островом Рюген , но теперь понимаемого как панславянское. Аргументация заключалась в том, что в исторических источниках божество Рюгена упоминается как хранившееся в деревянном храме вместе со священным мечом, рогом для питья и лошадью. Фаминцын был также первым, кто признал трехъярусную структуру связанной с тремя уровнями мира, связав ее со славянским божеством Триглавом .

Отождествление божества со Святовидом было также поддержано Габриэлем Ленчиком , который также был первым, кто идентифицировал эрозированный солярный символ на стороне, который ранее считался не имеющим атрибутов. [ 7 ] Другая теория была представлена ​​Генриком Ловмяньским , который в своей монографии 1979 года о религии славян [ 8 ] предположили, что идол был вообще неславянским, так как был сделан из камня, а не из дерева, которое было основным строительным материалом славян, но легенды о Святовиде, тем не менее, существуют среди всех славянских культур.

Борис Рыбаков в своей работе 1987 года «Язычество Древней Руси». [ 9 ] утверждал, что четыре стороны верхнего уровня представляют четырех разных славянских богов, двух женщин и двух мужчин, с соответствующими им сущностями среднего уровня всегда противоположного пола. [ нужна проверка ] . В гипотезе Рыбакова мужское божество с конем и мечом — бог-молния Перун , женское с рогом изобилия — Мокошь , женское с кольцом — Лада , мужское божество с солнечным символом, над пустым подземным миром, - Дажбог (Бог солнечного света, для которого солнце было не объектом, а атрибутом, поэтому символ располагался на его одежде, а не в руке). [ нужна проверка ] ). Далее Рыбаков предполагает божество подземного мира как Велеса .

Рыбаков также назвал сторону с женской фигурой, держащей рог, передней частью идола, основываясь на фигуре нижнего яруса, которая изображена с ногами, как будто если смотреть спереди, а на двух соседних сторонах ноги показаны сбоку. , а четвертая сторона осталась пустой. Наконец, Рыбаков считает, что общая фаллическая форма идола призвана объединить все меньшие фигуры в единое всеобъемлющее всевидящее более крупное божество, Рода .

По мнению Алексея Комара и Натальи Хамайко (2011), скульптура является подделкой производства Таймона Заборовского , поместье которого находилось недалеко от места, где была найдена статуя. [ 10 ]

[ редактировать ]

Репродукции фигур айдолов из фильма 2022 года «Северянин» .

  1. ^ Перейти обратно: а б с Роман Козловский (1964). «Технологические исследования статуи Святовида из Археологического музея в Кракове». Археологические материалы (на польском языке). В : 61–67.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Марта Зайц (2005). «Святовид — каменная статуя IX века» . Сайт музея (на польском языке). Археологический музей Кракова . Проверено 24 января 2007 г.
  3. ^ Куропатницкий, Эварист Анджей (1858). География или подробное описание королевств Галиция и Лондомерия в 1786 году (PDF) (на польском языке). Типография Национального института Семья Оссолинских. стр. 100.
  4. ^ разные авторы; Януш Котларчик (1993). «В поисках истоков многогранных образов Святовида, Световита, Руевита и других». У Мариана Квапински, Генрика Панера (ред.). Дохристианские верования на польских землях (на польском языке). Гданьск. стр. 56–64. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Влодзимеж Шафранский (1987). Польская академия наук (ред.). Предыстория религии на польских землях (на польском языке). Вроцлав: Оссолинеум . стр. 356–357, 417–418. ISBN  978-83-04-02624-7 .
  6. ^ Andrei Famintsyn (1884). Божества древних славян (Ancient Slav Deities) (in Russian). Sankt-Peterburg: Aleteya. OCLC  28657234 .
  7. ^ Габриэль Ленчик (1964). «Святовид Збручаньский (Святовит реки Збруч)». Археологические материалы (на польском языке).
  8. ^ Генрик Ловмяньский (1979). Университет Адама Мицкевича (ред.). Религия славян и ее падение (на польском языке). Варшава: Национальное научное издательство PWN . ISBN  978-83-01-00033-2 .
  9. ^ Boris Rybakov (1987). "Святилища, идолы и игрища" . Язычество Древней Руси [ Язычество Древней Руси ] (на русском языке). Москва: Наука.
  10. ^ Калик, Джудит; Учитель, Александр (2018). Славянские боги и герои . Рутледж. п. 56. ИСБН  9781138493193 .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2593490b16e481a6666cb6496ca613be__1707704400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/25/be/2593490b16e481a6666cb6496ca613be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zbruch Idol - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)