Джованни Пикки

Джованни Пикки (1571 или 1572 — 17 мая 1643) — итальянский композитор, органист , лютнист и клавесинист эпохи раннего барокко . Он был поздним последователем венецианской школы и оказал влияние на развитие и дифференциацию инструментальных форм, которые только начинали появляться, таких как соната и ансамблевая канцона ; кроме того, он был единственным венецианцем своего времени, написавшим танцевальную музыку для клавесина.
Жизнь
[ редактировать ]Мало что известно о ранней жизни Пикки, но дату его рождения (1571 или 1572) можно определить из записи о его смерти, в которой говорится, что ему был 71 год, когда он умер 17 мая 1643 года. Самым ранним документальным свидетельством, относящимся к нему, как ни странно, является фотография: он появляется в образе лютниста на титульном листе танцевального руководства Фабрицио Карозо ( Nobilità di dame ) 1600 года. Где-то до февраля 1607 года он был нанят органистом в венецианской церкви Фрари , а с 1623 года и до своей смерти он также был органистом в братстве Скуола ди Сан-Рокко , самом престижном и богатом из всех венецианских братств. В 1624 году он подал заявку на должность второго органиста церкви Святого Марка , но Джованни Пьетро Берти вместо него был выбран .
Он был близким современником Монтеверди , родился на четыре года позже и умер на шесть месяцев раньше, чем более известный композитор.
Музыка и влияние
[ редактировать ]Из музыки Пикки сохранилась в основном инструментальная музыка. Одна токката для клавесина включена в Вирджинальную книгу Фицуильяма (как она туда попала, неизвестно - в этот английский сборник включено очень мало итальянской музыки); три пассамеццо сохранились в рукописи из Турина ; а в 1619 году он опубликовал сборник танцев для клавесина Intavolatura di balli d'arpicordo . он опубликовал сборник из 19 ансамблевых канцон Кроме того, в 1625 году Canzoni da sonar . Единственный мотет сохранился в Ghirlanda Sacra 1625 года.
Его танцы на клавесине бывают трёх типов: танцы трёхметровыми, танцы трёхметровыми в паре с сальтарелло и пьесы с использованием граунд-баса . В большинстве произведений с граунд-басом используется некий тип романского паттерна, состоящий из линии, нисходящей на кварту , поднимающейся на ступень, затем снова спускающейся на кварту или квинту, повышающейся на ступень и так далее ( Пахельбеля Канон , написанный, вероятно, несколько десятилетий). после смерти Пикки, вероятно, самый известный пример вариаций на тему романского баса).
В рамках своих ансамблевых канцон Пикки работал над разграничением нескольких типов инструментального письма, которые были критически важны для более поздних форм, таких как концерт . В частности, он использовал четко определенные концертино , ритурнели и каденции в своей ансамблевой музыке, следуя и развивая практику, начатую в музыке Джованни Габриэли и других композиторов его поколения. Его сочинение для концертино-групп было, вероятно, самым новаторским аспектом его стиля и предвосхищало творчество композиторов среднего барокко, таких как Корелли . Пикки использовал как последовательные вариации, так и эффекты эха, а также писал музыку для различных инструментов, включая скрипки , фаготы , блокфлейты и тромбоны , часто в одном произведении.
Пикки, кажется, использовал термины «канцона» и «соната» как синонимы, иногда называя пьесу «канцоной» в партитуре и «сонатой» в сборнике партий; дифференциация этих форм только начиналась в начале 17 в.
СМИ
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Элеонора Селфридж-Филд , Венецианская инструментальная музыка, от Габриэли до Вивальди. Нью-Йорк, Dover Publications , 1994. ISBN 0-486-28151-5
- Говард Фергюсон: «Джованни Пикки», изд. Grove Music Online. Л. Мэйси (по состоянию на 9 июля 2005 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.