Стамбульский саммит 2004 г.
Стамбульский саммит 2004 г. | |
---|---|
Принимающая страна | Турция |
Даты | 28–29 июня 2004 г. |
Место(а) | Стамбульский международный выставочный и конференц-центр Лютфи Кырдар |
Стамбульский саммит 2004 года проходил в Стамбуле , Турция, с 28 по 29 июня 2004 года. Это был 18-й саммит НАТО , на котором НАТО стран главы государств и правительств встретились для принятия официальных решений по вопросам безопасности. В целом, саммит рассматривается как продолжение процесса трансформации, начатого на Пражском саммите 2002 года , целью которого была попытка перехода от альянса времен Холодной войны против советской агрессии к коалиции 21-го века против новых стран, находящихся за пределами региона. угрозы безопасности. [ 1 ] [ 2 ] Саммит состоял из четырех встреч.
Члены НАТО приветствовали семь новых членов альянса во время заседания Североатлантического совета , решили расширить присутствие альянса в войне в Афганистане и прекратить его присутствие в Боснии , согласились помочь Ираку в обучении, запустили новую инициативу партнерства и приняли меры по улучшению ситуации. Оперативные возможности НАТО. [ 3 ]
Заседание Совета Россия-НАТО в основном отметилось отсутствием как президента России Владимира Путина , так и какого-либо прогресса в отношении ратификации адаптированного договора ДОВСЕ или вывода российских войск из Грузии и Молдовы. [ 4 ] Лидеры НАТО также приветствовали прогресс, достигнутый Украиной на пути к членству в заседании Комиссии НАТО-Украина. [ 5 ] и обсудили некоторые общие и в основном символические темы со своими коллегами, не входящими в НАТО, во время заседания Совета евроатлантического партнерства . [ 6 ]
Из-за опасений турецкого правительства по поводу террористической атаки меры безопасности во время саммита были жесткими. Демонстранты со всего мира собрались, чтобы протестовать против НАТО или американской внешней политики при администрации Джорджа Буша-младшего , в то время как саммит был сорван с первых полос мировой прессы неожиданной передачей суверенитета Ирака , совпавшей с первым днем. саммита НАТО 28 июня. [ 7 ]
Меры безопасности
[ редактировать ]Правительство Турции приняло беспрецедентные меры безопасности для защиты саммита НАТО от террористических атак. [ 8 ] Особенно они опасались повторения взрывов в Стамбуле 2003 года, в результате которых погибло более 60 человек. [ 9 ] Их опасения были подтверждены арестом 16 человек в Бурсе в начале мая по подозрению в планировании взрыва на саммите. [ 10 ] Полиция конфисковала оружие, взрывчатку, буклеты по изготовлению бомб и 4000 компакт-дисков с советами по обучению от Усамы бен Ладена и полагала, что подозреваемые были членами радикальной исламской группировки Ансар аль-Ислам , предположительно связанной с Аль-Каидой . 24 июня также взорвались две бомбы. Одна бомба взорвалась в автобусе в Стамбуле, в результате чего погибли четыре человека (включая террориста), другая возле отеля в Анкаре, где президент США Джордж Буш . должен был остановиться [ 8 ] [ 9 ] Кроме того, 25 июня взрывчатка была обнаружена в припаркованном автомобиле в главном аэропорту Стамбула. [ 11 ]
Меры безопасности включали турецкие военные корабли и турецких коммандос на резиновых лодках, патрулирующие Босфор , самолеты-разведчики системы АВАКС и военные самолеты F-16 , кружащие над городом для наблюдения за бесполетной зоной над городом, а также назначение от 23 000 до 24 000 полицейских при поддержке полицейскими вертолетами и бронетехникой. [ 12 ] [ 13 ] Пролив Босфор также был закрыт для нефтяных танкеров, работа метрополитена была приостановлена, а целые районы города были оцеплены. [ 14 ] взорвалась небольшая бомба или взрывное устройство, Тем не менее 29 июня в пустом самолете Turkish Airlines когда рабочие чистили его в главном аэропорту Стамбула. Трое рабочих получили легкие ранения. [ 15 ]
Масштабы нарушений, вызванных мерами безопасности, подверглись критике со стороны нескольких турецких газет. Газета Cumhuriyet , например, назвала ситуацию «полным позором» и прокомментировала, что Стамбул и Анкара выглядели как «города-призраки в течение нескольких дней, заключая людей в тюрьмы, опустошая улицы и не позволяя лодкам уйти». [ 16 ] Газета далее добавила, что люди погибли из-за того, что службы экстренной помощи не смогли к ним добраться.
Демонстрации
[ редактировать ]В июне произошел всплеск демонстраций против предстоящего саммита НАТО, что привело к почти ежедневным протестам в Турции. [ 17 ] [ 18 ] Например, 16 июня турецкий спецназ задержал около 40 человек во время демонстрации, а 21 июня полиция применила водометы, слезоточивый газ и бронетехнику для разгона активистов, которые баррикадировали улицы и бросали бутылки с зажигательной смесью. [ 19 ] В течение июня протестующие против НАТО со всего мира собирались в Стамбуле на демонстрации.
под руководством США Протесты включали оппозицию внешней политике США (особенно оппозицию войне в Афганистане и войне в Ираке ), оппозицию присутствию НАТО на Балканах , оппозицию самой НАТО или против новой роли НАТО, оппозицию продолжающемуся существованию ядерных сил. оружия и утверждает, что США злоупотребляли НАТО для поддержки своей политики в Ираке, на Ближнем Востоке и в Афганистане. [ 20 ] [ 21 ]
За день до саммита президент США Джордж Буш отправился в Анкару , столицу Турции, для предварительных встреч с турецкими лидерами. [ 22 ] Затем и во время саммита демонстрации стали более масштабными, и на улицах Стамбула вышли десятки тысяч турок. 28 июня демонстранты попытались сорвать встречу НАТО, организовав одновременно несколько массовых демонстраций по всему городу. [ 23 ] Полиция по охране общественного порядка распылила слезоточивый газ против демонстрантов, выступающих против НАТО, в то время как протестующие и полиция столкнулись в уличных боях. По меньшей мере 30 человек, в том числе пять полицейских, получили ранения в результате столкновений антинатовских протестующих, бросавших камни и бомбы с зажигательной смесью, с полицией по охране общественного порядка. В ходе этих протестов были задержаны около 20 человек. Полиция разогнала небольшую толпу, задержавшую по меньшей мере шесть человек, в районе Меджидиекёй , когда они попытались пройти маршем к вершине примерно в 3 км к югу. В рамках отдельного протеста активисты Гринпис , свисающие с моста через пролив Босфор, развернули 30-метровый баннер с изображением голубя мира с ядерной ракетой в клюве и фразой «Ядерное оружие из НАТО».
Встречи на высшем уровне
[ редактировать ]Июнь 2004 года был, пожалуй, одним из самых напряженных месяцев саммитов в истории трансатлантических отношений . Саммит НАТО последовал за Дня Д празднованием 60-летия в Нормандии (Франция) 6 июня; о 30-м саммите «Большой восьмерки» с 8 по 10 июня в Грузии (США); и о встречах с лидерами ЕС в Дублине (Ирландия) 24 июня. [ 24 ]
Стамбульский саммит 2004 года состоял из четырех основных встреч, все из которых проводились в Стамбульском выставочном и конференц-центре Лютфи Кырдар : Североатлантический совет (высший орган принятия решений НАТО, на котором присутствовали главы государств и правительств каждой из 26 стран-членов Альянса). ; Совет Россия-НАТО (который собирался только на уровне министров иностранных дел, поскольку президент России Владимир Путин оставался в стороне, что отражает продолжающуюся напряженность между НАТО и Россией по поводу расширения НАТО и Договора об адаптированных обычных вооруженных силах в Европе ); Комиссия НАТО-Украина ; и Совет евроатлантического партнерства (46 стран, включая многие страны бывшего Восточного блока и бывшие советские государства). [ 7 ]
Помимо этих встреч, 26 и 27 июня было совершено несколько визитов и вопросов, а также несколько пресс-конференций глав государств и правительств после или между вышеупомянутыми встречами. [ 25 ] После завершения заседания Североатлантического совета 28 июня было опубликовано заявление под названием «Стамбульская декларация: наша безопасность в новую эпоху». В этом заявлении лидеры подытожили основные выводы обсуждений. [ 3 ]
В репортажах о саммите почти забыли, что шесть новых членов бывшего Варшавского договора – Литва, Латвия, Эстония, Словакия, Болгария и Румыния – плюс Словения – вступили в НАТО в марте 2004 года и были официально приняты в Альянс. [ 26 ]
Заседание Североатлантического совета (28 июня)
[ редактировать ]Миссии
[ редактировать ]Расширение присутствия в Афганистане
[ редактировать ]За несколько дней до саммита генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер назвал Афганистан «приоритетом номер один». [ 27 ] В ходе саммита члены НАТО официально согласились, что возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности (ИСАФ) возьмут на себя командование четырьмя дополнительными группами восстановления провинций (ГВП) (по одной в Мазари-Шарифе , Меймане , Фейзабаде и Баглане ), [ 28 ] не дотягивает до первоначальной цели в пять. [ 29 ] До этого ISAF обеспечивали безопасность только вокруг столицы Кабула и командовали одной ГВП в Кундузе . 26 членов согласились предоставить в общей сложности еще 600 военнослужащих (23,08 на страну) и три вертолета для афганской миссии. Три вертолета прибыли из Турции и вернулись обратно через три месяца. [ 30 ] НАТО также пообещала увеличить численность своих миротворческих сил в Афганистане с 6500 до 10 000 человек, чтобы обеспечить безопасность президентских выборов в Афганистане в 2004 году , но фактического соглашения о таком большом количестве дополнительных войск достигнуто не было. [ 23 ]
Завершение миссии СФОР
[ редактировать ]Члены НАТО согласились распустить возглавляемые НАТО Силы стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине, которые начали свою миссию в 1996 году. НАТО подчеркнуло, что сохранит свое присутствие в стране для оказания помощи в определенных областях, таких как оборонная реформа или преследование лиц, обвиненных в военных преступлениях . [ 31 ] Главы государств и правительств также приветствовали решение Европейского Союза создать последующую миссию, которая возьмет на себя миссию численностью 7500 человек и будет поддерживаться НАТО в соответствии с существующими соглашениями НАТО-ЕС.
Средний Восток
[ редактировать ]Саммит ознаменовал сдвиг приоритетов Североатлантического союза в сторону более активного участия в делах Ближнего Востока, стратегически важного региона, безопасность и стабильность которого считались тесно связанными с евроатлантической безопасностью. [ 32 ] Существующее сотрудничество в рамках Средиземноморского диалога (СД) было расширено, и были начаты два новых крупных проекта: Стамбульская инициатива сотрудничества (СИС) и миссия по обучению иракских войск.
Обучение войск Ирака
[ редактировать ]На саммите доминировали разногласия по поводу войны в Ираке , поскольку члены НАТО смогли согласиться лишь на ограниченную помощь в виде обучения иракских сил безопасности . Поддержка НАТО в подготовке иракских войск была оказана в ответ на запрос временного правительства Ирака и в соответствии с резолюцией 1546 Совета Безопасности ООН , которая требует от международных и региональных организаций оказать помощь многонациональным силам. [ 33 ] Даже в этом ограниченном соглашении были спорные моменты: Франция настаивала на том, что она будет помогать только в обучении за пределами Ирака, в то время как Соединенные Штаты выступали за то, чтобы обучение проходило внутри Ирака. [ 7 ] Как следствие, сделка была намеренно оставлена расплывчатой, и сохранялись разногласия по поводу того, следует ли НАТО обучать иракских офицеров внутри Ирака или ограничиться обучением за пределами страны и выступать в качестве координационного центра для национальных усилий. [ 12 ] Обязательства также были расплывчатыми, поскольку не было ясно, каким будет размер учебной миссии и когда именно и где она будет проходить. Канцлер Германии Герхард Шредер , известный своим прежним противодействием войне в Ираке, прокомментировал: «Участие НАТО сводится к обучению и только обучению. Мы ясно дали понять, что не хотим видеть немецких солдат в Ираке». Несмотря на внешне оптимистические заявления США относительно обязательств НАТО по подготовке иракских войск после саммита, Франция и Германия отказались разделить бремя ответственности за ситуацию в Ираке и не поддержали требование США и Великобритании об отправке войск НАТО. [ 34 ] Иными словами, участие в многонациональных силах в Ираке было оставлено на усмотрение отдельных членов альянса, и США неохотно согласились на подготовку войск за пределами Ирака. Следовательно, несмотря на внешнюю демонстрацию единства НАТО, раскол по вопросу Ирака все еще сохранялся, а напряженность в межгосударственных отношениях внутри альянса не была снята.
Улучшение средиземноморского диалога
[ редактировать ]Лидеры НАТО предложили своим партнерам по Средиземноморскому диалогу (СМД) (Алжиру, Египту, Израилю, Иордании, Мавритании, Марокко и Тунису) поднять СР до подлинного партнерства путем создания более амбициозных и расширенных рамок сотрудничества. Это сотрудничество будет руководствоваться принципом совместной собственности и учитывать их особые интересы и потребности. [ 35 ] [ 36 ]
Стамбульская инициатива сотрудничества
[ редактировать ]Лидеры НАТО также решили запустить Стамбульскую инициативу сотрудничества. [ 35 ] (ICI) с отдельными государствами Большого Ближнего Востока , тем самым выходя за рамки Средиземноморья. [ 37 ] Инициатива заключалась в предложении участвовать в практической деятельности по сотрудничеству в области безопасности с этими государствами. [ 38 ] и каждая заинтересованная страна будет рассматриваться Североатлантическим советом в индивидуальном порядке и с учетом ее достоинств. [ 35 ] Слова «страна» и «страны» в документе ICI не исключают участия Палестинской администрации , но такое партнерство, как и любое другое партнерство, будет зависеть от одобрения Североатлантического совета. [ 37 ]
Эта инициатива дополняет программу НАТО «Партнерство ради мира» и Средиземноморский диалог . Члены НАТО рассматривают это партнерство как ответ на новые вызовы XXI века и как дополнение к решениям «Большой восьмерки» и США-ЕС о поддержке призывов к реформам в регионе Большого Ближнего Востока. СИС предлагает практическое сотрудничество заинтересованным странам Большого Ближнего Востока в таких областях, как: борьба с оружием массового уничтожения ; борьба с терроризмом ; обучение и образование; участие в учениях НАТО; содействие военной совместимости; готовность к стихийным бедствиям и гражданское чрезвычайное планирование; индивидуальные рекомендации по оборонной реформе и военно-гражданским отношениям; безопасности границ, чтобы помочь предотвратить незаконный оборот наркотиков и сотрудничество в области , оружия и людей .
Планы
[ редактировать ]План по расширению оперативных возможностей
[ редактировать ]Лидеры НАТО одобрили меры по улучшению способности НАТО проводить операции, когда и где это необходимо, взяв на себя обязательство иметь возможность в любое время развертывать и поддерживать большую часть своих сил в операциях, чтобы гарантировать, что НАТО имеет постоянно доступный пул средств и сил, которые может быть развернут. [ 39 ] Они также одобрили изменения в оборонном планировании НАТО, надеясь, что процесс долгосрочного оборонного планирования Североатлантического союза станет более гибким, что поможет странам-членам создать силы, которые смогут действовать дальше, быстрее и при этом выполнять весь спектр задач.
План по усилению усилий по борьбе с терроризмом
[ редактировать ]усилия Альянса Лидеры НАТО надеялись усилить антитеррористические за счет соглашения об улучшении обмена разведданными и разработке новых, высокотехнологичных средств защиты от террористических атак. [ 40 ] Члены НАТО взяли на себя обязательство улучшить обмен разведданными через подразделение по разведке террористических угроз. Это подразделение, созданное после терактов 11 сентября , стало постоянным и. Его функция — анализировать общие террористические угрозы, а также те, которые более конкретно направлены против НАТО. НАТО также обязалось быть готовым помочь любой стране-члену в борьбе с потенциальными или реальными террористическими атаками. и батальон химической, биологической, радиологической и ядерной защиты Североатлантического союза Самолет дальнего радиолокационного обнаружения системы АВАКС будут предоставлены любому члену, который запросит такую помощь. Главы государств и правительств также дали указание разработать пакет высокотехнологичных возможностей для защиты гражданского населения и вооруженных сил от террористических атак.
Заседание Совета Россия-НАТО (28 июня)
[ редактировать ]Связь между ратификацией ДОВСЕ и обязательствами ОБСЕ
[ редактировать ]Обсуждения с Россией уступок НАТО в обмен на присутствие президента России Владимира Путина продолжались за несколько месяцев до саммита и активизировались по мере приближения даты саммита. 17 мая, в преддверии саммита НАТО, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер в своей речи отметил, что Путин дал понять, что он может почтить саммит своим присутствием, если «условия будут подходящими». [ 41 ] Неясно, какие условия обсуждались, но предполагается, что условия Путина включали усиление роли России в процессе принятия решений НАТО через Совет Россия-НАТО (СРН), признание НАТО продолжающегося военного присутствия России в Молдове и Грузии (вывод войск из Молдовы и Грузии). этих войск было обязательством, которое Россия взяла на себя на Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Стамбульском саммите в 1999 году ; шаг членов НАТО ратифицировать тот же договор и поставить под военные ограничения три страны Балтии , присоединившиеся к НАТО в марте 2004 года. [ 42 ] [ 43 ] Поскольку Путин не получил удовлетворения от дискуссий накануне саммита НАТО – по крайней мере, не в той степени, на которую он надеялся, – он отказался присутствовать на встрече. Когда представители НАТО заявили, что Путин, вероятно, не примет участие в саммите, министр иностранных дел России Сергей Лавров отреагировал в тот же день (2 июня), подчеркнув важность, которую Москва придает усилению своей роли в СРН, и что Россия не отклонила приглашение принять участие в саммите. присутствовать на заседании СРН. В связи со сменой Путина на Лаврова встреча прошла не на уровне глав государств и правительств (как это обычно бывает), а на уровне министров иностранных дел. [ 7 ]
26 июня, за два дня до саммита, заместитель госсекретаря США Р. Николас Бернс и посол США в России Александр Вершбоу написали совместную газетную статью, в которой отметили, что отношения между НАТО и Россией были хорошими и что НАТО и Россия приняли «Малозаметный, но огромный шаг в нашем развивающемся партнерстве», имея в виду «Учения Калининград 2004», в которых приняли участие около 1000 военнослужащих из 22 стран-членов и стран-партнеров НАТО для участия в учениях по реагированию на терроризм. [ 44 ] На практике были заметны некоторые разногласия между Россией и НАТО, которые во время саммита стали еще более заметными. Один разногласие существовало по поводу нератификации НАТО адаптированного договора ДОВСЕ и невыполнения Россией своих обязательств перед ОБСЕ (вывод российских войск из Молдовы и Грузии). Еще до начала саммита раскол был заметен, когда министр обороны США Дональд Рамсфелд остановился по пути в Стамбул в Молдове, где призвал к выводу российских войск из страны. [ 45 ] Еще одной причиной напряженности стало вступление семи восточноевропейских государств в НАТО в марте 2004 года и растущее сотрудничество НАТО с другими восточноевропейскими и кавказскими государствами. 27 июня Россия предупредила НАТО о необходимости уважать ее интересы безопасности и выразила обеспокоенность по поводу активизации деятельности НАТО на Кавказе и в Центральной Азии. [ 46 ]
В ходе заседания СРН лидеры НАТО и генеральный секретарь НАТО установили четкую связь между ратификацией адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе (адаптированного договора ДОВСЕ) и выводом российских войск из Молдовы и Грузии, и не обратили внимания на предложения России по скорейшее вступление договора в силу и его ратификация Россией накануне саммита. [ 4 ] [ 34 ] По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, эти требования о выводе войск были неверными, поскольку «политические договоренности не устанавливали никаких сроков для физических действий». Иными словами, Россия отрицала, что взяла на себя четкие обязательства по выводу своих войск из Грузии и Молдовы. [ 47 ] политика, которой он придерживался с 2002 года, [ 4 ] и подтвердил свою политику достижения двустороннего соглашения с Грузией о статусе и функционировании российских военных баз в этой стране. Кроме того, Россия утверждала, что она столкнулась с новыми угрозами на своих южных границах: возможностью запуска ракет из Ирана и расширением исламистского терроризма , что потребовало – с точки зрения России – российского военного присутствия в Грузии и Армении. Полковник Анатолий Тесиганук, глава российского Центра военного прогнозирования, заявил, что НАТО не обратило внимания на позицию России, поскольку лидеры НАТО все еще придерживались тех же ментальных стереотипов , которые сформировались во время холодной войны; что значительная часть западной элиты по-прежнему считает Россию своего рода СССР , игнорируя тот факт, что у России есть не только новые границы, но и новые устремления, новые международные партнеры и новые угрозы. [ 34 ] Эти стереотипы могли вольно или невольно повлиять на отношения в Совете Россия-НАТО .
Предложения России по Ираку и Афганистану
[ редактировать ]По Ираку Лавров предложил провести генеральную конференцию с участием всех иракских политических сил (включая все оппозиционные силы и включая «вооруженное сопротивление оккупации») и соседних с Ираком стран и международного сообщества , включая Россию. [ 4 ] Что касается Афганистана, Лавров выразил заинтересованность России и других членов Содружества Независимых Государств в пресечении терроризма и призвал к «установлению связей» и «развитию сотрудничества» между НАТО и Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Оба предложения получили в лучшем случае вялую реакцию со стороны лидеров НАТО.
Заседание Комиссии НАТО-Украина (29 июня)
[ редактировать ]Эта встреча состоялась между лидерами НАТО и президентом Украины Леонидом Кучмой . Члены НАТО выразили признательность за вклад Украины в возглавляемые НАТО и другие международные усилия по поддержанию мира, такие как КФОР . [ 5 ] Украина также предложила поддержать операцию «Активные усилия» в Средиземноморье (военно-морская операция НАТО, призванная предотвратить передвижение террористов или оружия массового уничтожения), предложение, которое НАТО рассмотрит. Было рассмотрено оборонное сотрудничество между НАТО и Украиной и обсуждено возможное создание Целевого фонда «Партнерство ради мира», который поможет Украине уничтожить излишки боеприпасов, стрелкового оружия и легких вооружений.
НАТО также приветствовало желание Украины добиться полной интеграции в НАТО, но подчеркнуло, что для этого потребуется нечто большее, чем просто ввод войск и оборонная реформа. Для этого потребуется продемонстрировать приверженность ценностям, лежащим в основе Альянса (демократия, верховенство закона, свобода слова и средств массовой информации, а также честные выборы), как это было предусмотрено в Плане действий НАТО-Украина , который был принят во время Пражского саммита 2002 года . В частности, генеральный секретарь НАТО де Хооп Схеффер раскритиковал действия Кучмы в отношении свободы прессы и подготовки к президентским выборам на Украине в ноябре 2004 года. [ 29 ]
Заседание Совета евроатлантического партнерства (29 июня)
[ редактировать ]Эта встреча носила по большей части символический характер и не принесла каких-либо конкретных предложений или результатов. Тем не менее, некоторые политики или ранее принятые решения были подтверждены или подчеркнуты. Прежде всего, Совета евроатлантического партнерства главы государств и правительств Хамидом Карзаем (СЕАП) встретились с президентом Переходного исламского государства Афганистан , обсудили прогресс в этой стране и признали ценную роль, которую играют как союзники, так и партнеры, которые составляют ISAF, но также подчеркнул, что еще многое предстоит сделать для того, чтобы Афганистан стал мирной и стабильной страной, полностью интегрированной в международное сообщество . [ 6 ] Во-вторых, была подтверждена приверженность евроатлантического сообщества миру, безопасности и стабильности на Балканах. Кроме того, присутствие глав государств Боснии и Герцеговины, а также Сербии и Черногории на их встрече в качестве наблюдателей приветствовалось, и этим лидерам было настоятельно рекомендовано выполнить выдающиеся условия, установленные в «Партнерстве ради мира» союзниками для членства . В-третьих, была подтверждена решимость бороться с терроризмом и были предприняты некоторые инициативы, направленные на увеличение вклада СЕАП в эту борьбу, тем самым одобрена дальнейшая реализация Плана действий партнерства по борьбе с терроризмом .
В-четвертых, поддержка крупного доклада о будущем развитии Евроатлантического партнерства, в котором излагаются основные цели Партнерства (политический диалог и практическое сотрудничество, продвижение демократических ценностей во всем евроатлантическом регионе, подготовка заинтересованных партнеров к участие в операциях под руководством НАТО и поддержка партнеров, желающих присоединиться к Североатлантическому союзу). В-пятых, была подтверждена приверженность созданию партнерства, которое будет адаптировано к различным потребностям отдельных партнеров. В этой связи приветствовалось намерение НАТО уделить особое внимание отношениям с государствами Кавказа и Центральной Азии, включая решение Альянса назначить по одному офицеру связи для каждого региона. Они также приветствовали запуск процесса Плана действий индивидуального партнерства несколькими государствами этих двух регионов. В-шестых, была одобрена Политика НАТО по борьбе с торговлей людьми, которая была разработана в консультации с партнерами СЕАП.
Отсутствие президента Армении Роберта Кочаряна привлекло определенное внимание СМИ. Кочарян отказался присоединиться к саммиту, чтобы привлечь внимание альянса к проблемам в отношениях между Турцией и Арменией, в частности к отказу Турции считать почти миллиона армян во время Первой мировой войны геноцидом гибель . [ 48 ]
Объявление о передаче суверенитета Ирака
[ редактировать ]Хотя решение о передаче суверенитета Ирака не было принято во время саммита, эта передача имела некоторую связь с саммитом. Прежде всего, новость о неожиданном трансфере была обнародована во время саммита. BBC News сообщает, что министр иностранных дел Ирака Хошьяр Зибари , выступая после завтрака с Блэром в Стамбуле 28 июня, «преждевременно оговорился», что передача суверенитета его стране была перенесена на время встречи. [ 49 ] Позже в тот же день советник по национальной безопасности США Кондолиза Райс вручила президенту США Бушу во время саммита следующую записку: «Господин президент, Ирак суверенен. Письмо было передано от [Пола] Бремера в 10:26 по иракскому времени – Конди». Буш написал на полях этой записки: «Пусть царит свобода!». [ 50 ] [ 51 ] Затем Буш повернулся к сидевшему рядом с ним британскому премьер-министру Тони Блэру и прошептал, что передача произошла, и двое мужчин пожали друг другу руки. [ 52 ] Позже в тот же день Буш и Блэр провели совместную пресс-конференцию, на которой приветствовали этот перевод. [ 50 ] Во-вторых, новость о передаче власти вытеснила саммит с первых полос. [ 7 ]
Отзывы
[ редактировать ]Международные средства массовой информации сообщили, что ожидания успешного проведения саммита были намеренно занижены, поскольку лидеры НАТО хотели избежать обострения вокруг войны в Ираке. Поэтому они согласились достичь скромных целей, которые Альянс уже поставил перед собой в попытке стабилизировать Афганистан, и поддержали умеренную версию инициативы администрации Буша по содействию модернизации и демократии в арабском мире . [ 26 ] Газета далее отметила, что саммит имел «своего рода качество « В ожидании Годо »: европейские лидеры выжидали, не создавая кризиса и не налаживая отношения, в надежде, что ноябрьские американские выборы каким-то образом избавят их от выбора. между тем, чтобы иметь дело с Бушем и позволить Ираку и НАТО впасть в дальнейший хаос». [ 24 ] Другой анализ был еще более критическим: «Были саммиты НАТО, на которых не признавалось ни особое событие, ни решения, имеющие особую значимость. Одним из примеров является саммит НАТО в Стамбуле в 2004 году, где принятые меры вряд ли требовали встречи глав государства и правительства, а присутствие СМИ не было оправдано согласованными резолюциями». [ 53 ] Однако американские и другие правительственные чиновники подчеркнули, что саммит имел большое значение с точки зрения беспрецедентного охвата альянса за пределы его традиционного Североатлантического фокуса и его агрессивного акцента на планировании сил для решения новых проблем во всем мире. [ 54 ]
Независимо от того, считается ли саммит важным по своему содержанию, встреча имела определенное символическое значение. Прежде всего, это был первый саммит НАТО между лидерами североамериканских и западноевропейских государств, а также восточноевропейских государств, которые, наконец, после десятилетий напряженности времен холодной войны объединились в одном альянсе. [ 55 ] Внимание средств массовой информации, которое эти новые члены получили во время саммита, положило начало общественным дебатам о том, существует ли еще консенсус относительно цели, предполагаемых угроз и будущих границ НАТО среди ее 26 членов. То, что это не так, стало ясно в преддверии Рижского саммита 2006 года . Во-вторых, проведение саммита в Стамбуле сделало его самым восточным саммитом в истории НАТО. Это ознаменовало все более важную роль Турции как крупного стратегического узла благодаря ее расположению вблизи очагов напряженности и конфликтов на Южном Кавказе и Ближнем Востоке. Место проведения саммита ясно показало, что проблемы безопасности НАТО сместились в сторону юго-восточной части европейского континента. Сместившись на восток, центр тяжести Североатлантического союза переместился в совсем другие области, чем те, на которых во время холодной войны сосредоточивалось военное присутствие НАТО .
Саммит НАТО в Стамбуле в 2004 году также был удивительно молчалив по теме политики ядерного оружия и нераспространения , в отличие от дипломатии перед саммитом и более ранних саммитов НАТО после холодной войны, а также в отличие от демонстраций, происходящих в Стамбуле. [ 7 ] В июне 2004 года, незадолго до саммита, НАТО выпустила два информационных бюллетеня по ядерной политике, в которых в благоприятном свете описываются события внутри НАТО в преддверии Конференции 2005 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия . На практике никаких реальных изменений со времени окончания «холодной войны» не произошло, поскольку после обзора ядерной политики США в 1994 году количество американского ядерного оружия, базирующегося в Европе, осталось неизменным, а соглашения о совместном использовании ядерных вооружений времен «холодной войны», принятые в 1960-х годах, оставались в силе. сила. 1999 года в ядерную политику Североатлантического союза не было внесено никаких изменений Кроме того, со времени принятия Стратегической концепции .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «МИССИЯ США В НАТО, Саммит НАТО , без даты» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- ^ Ф. БОННАРТ, «Стамбульский саммит: НАТО может найти свою новую цель в Ираке» в The International Herald Tribune , 26 июня 2004 г., [1] Архивировано 20 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б НАТО, Стамбульская декларация: Наша безопасность в новую эпоху , 28 июня 2004 г., [2] Архивировано 9 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д В. СОКОР , «Путин не может добиться уступок от НАТО: Россия на саммите НАТО: совместная риторика, практика нулевой суммы НАТО» в Eurasia Daily Monitor , 1, (2004), 43, «Россия, Саммит НАТО - CDI RW, 2 июля 2004 г.» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 16 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б НАТО, Пресс-конференция генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера и президента Украины Леонида Кучмы по итогам Комиссии НАТО-Украина , 29 июня 2004 г., [3] Архивировано 9 мая 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б НАТО, заявление председателя заседания Совета евроатлантического партнерства на уровне саммита Стамбул, Турция , 29 июня 2004 г., [4] Архивировано 9 мая 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Н. БАТЛЕР, «Глубокие разногласия по поводу Ирака на саммите НАТО в Стамбуле» в Disarmament Diplomacy , (2004), 78, [5]. Архивировано 20 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б «BBC NEWS, Турция усиливает меры безопасности после взрыва , 25 июня 2004 г.» . 25 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2008 г. Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б А. ЯКЛИ, «Взрывы в Турции убили троих» в The Scotsman , 25 июня 2004 г., [6] Архивировано 5 сентября 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ «BBC NEWS, Турция «предотвращает атаку на саммит НАТО» , 3 мая 2004 г.» . 3 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 17 июля 2004 г. Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ «BBC NEWS, Взрыв в самолете в аэропорту Стамбула , 28 июня 2004 г.» . 29 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2006 г. Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б CNN, США приветствуют обещание НАТО обучать иракские войска , 28 июня 2004 г., [7] Архивировано 18 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «BBC NEWS, Стамбул готовится к саммиту , 27 июня 2004 г.» . 27 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 29 июня 2004 г. Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ China Daily , Бомбы взрываются в Турции перед Бушем, саммит НАТО , 25 июня 2006 г., [8] Архивировано 25 марта 2018 г. на Wayback Machine.
- ^ С. SACHS, «Афган просит НАТО защитить должностных лиц, регистрирующих избирателей» в The New York Times , 29 июня 2004 г., [9] Архивировано 11 августа 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «BBC NEWS, Саммит НАТО вызвал дебаты в турецкой прессе , 30 июня 2004 г.» . 30 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 3 июля 2004 г. Проверено 6 мая 2007 г.
- ↑ Agence France-Presse , Около 40 человек задержаны на турецкой демонстрации против предстоящего саммита НАТО , 16 июня 2004 г., [10] Архивировано 7 июня 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ ТУРЕЦКО-АМЕРИКАНСКАЯ БИЗНЕС-АССОЦИАЦИЯ, Выдержки из турецких СМИ: CNNTURK , 27 июня 2004 г., [11]
- ^ SEE EUROPE, Протестующие против НАТО собираются со всего мира , 21 июня 2004 г., «Протестующие против НАТО собираются со всего мира» . Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ СТОПУСА, 26–29 июня 2004 г.: Демонстрации и действия против саммита НАТО в Стамбуле , SD, «Стамбул закрывает двери для НАТО» . Архивировано из оригинала 9 октября 2007 года . Проверено 26 марта 2010 г.
- ↑ Комитет по надзору OTAN, Инициатива против саммита НАТО в Стамбуле , 25 февраля, [12]. Архивировано 29 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ↑ CNN , Буш, НАТО фокусируется на Ираке , 28 июня, [13] Архивировано 11 сентября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б REUTERS, «Насилие отмечает саммит НАТО» в The Tribune , 28 июня 2004 г., [14] Архивировано 1 мая 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б П.Х. ГОРДОН и Дж. ШАПИРО , «Стамбульский саммит: Альянс в ожидании ноября», в The International Herald Tribune , 28 июня 2004 г., «Стамбульский саммит: Альянс ждет ноября» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2007 года . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Подробный список всех видов деятельности см.: НАТО, Документы, веб-трансляции и мультимедиа , 2004 г., [15]. Архивировано 16 ноября 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б X, «Стамбулский саммит НАТО: Альянс под облаком» в Международном институте стратегических исследований , 10, (2004), 5, «Международный институт стратегических исследований - Стамбульский саммит НАТО - Том 10, выпуск 5 - июнь 2004 г.» . Архивировано из оригинала 10 мая 2007 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ Р. НОРТОН-ТЕЙЛОР, «НАТО отправит дополнительные войска в Афганистан» в The Hindu , 27 июня 2004 г., [16]
- ^ «НАТО, НАТО расширяет присутствие в Афганистане , 29 июня 2004 года» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 4 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б А. ЛОБЯКАС, «НАТО: Итоги саммита – Ирак и Афганистан являются субъектами союзнических соглашений» на Радио «Свободная Европа» , 29 июня 2004 г., [17] Архивировано 15 мая 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ «Блэр прав в отношении войск» .
- ^ «НАТО и СФОР будут расформированы в конце года , 29 июня 2004 года» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 4 мая 2007 г.
- ^ А. БИН , «НАТО – Арабский мир» в CERMAM , 2005, «CERMAM | Проблемы | НАТО – арабский мир» . Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 19 мая 2007 г.
- ^ «НАТО и Альянс поддержат Ирак обучением войск , 29 июня 2004 г.» . Архивировано из оригинала 8 мая 2007 года . Проверено 4 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с А.Д. ЦЫГАНОК, «Стамбульский саммит НАТО и проблемы Совета Россия-НАТО» в журнале «Военная мысль» , 13, (2004), 4, с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с «НАТО, Стамбульская инициатива сотрудничества , 28 июня 2004 г.» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 14 мая 2007 г.
- ^ «НАТО, Средиземноморский диалог НАТО , 18 мая 2007 г.» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 19 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б НАТО, НАТО поднимает Средиземноморский диалог до подлинного партнерства, запускает Стамбульскую инициативу сотрудничества , 29 июня 2004 г., [18] Архивировано 16 сентября 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ БЕЛЫЙ ДОМ, Информационный бюллетень: Стамбульская инициатива сотрудничества , июнь 2004 г., [19] Архивировано 1 января 2018 г. в Wayback Machine.
- ^ «НАТО, НАТО расширяет оперативные возможности , 29 июня 2004 г.» . Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 4 мая 2007 г.
- ↑ НАТО, главы государств и правительств укрепляют усилия НАТО по борьбе с терроризмом , 29 июня 2004 г., [20] Архивировано 9 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Пресс-релиз НАТО, 17 мая 2004 г.
- ^ В. SOCOR, «Стамбульский саммит и двухфланговая борьба НАТО по поводу ДОВСЕ» в Eurasia Daily Monitor , 1, (2004), 16, «Фонд Джеймстауна» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ В. СОКОР, «Путин будет бойкотировать саммит НАТО» в Eurasia Daily Monitor , 1, (2004), 27, «Фонд Джеймстауна» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Р. Н. БЕРНС и А. ВЕРШБОУ , «Стамбульский саммит: построение партнерства с Россией» в The International Herald Tribune , 26 июня 2004 г., [21]
- ^ В. SOCOR , Пропавший без вести в Стамбуле: НАТО почти обошло регион Черного моря и Южного Кавказа , 28 сентября 2004 г., «Пропавшие без вести в Стамбуле: НАТО почти обошло Черноморско-Южно-Кавказский регион — Eurasia Daily Monitor» . Архивировано из оригинала 19 сентября 2007 года . Проверено 16 мая 2007 г.
- ^ В. РАДЮХИН , «Россия предупреждает НАТО перед саммитом» в The Hindu , 27 июня 2004 г., [22]
- ↑ Несколько дней спустя, 8 июля, Европейский суд по правам человека заявил в своем постановлении, что российская армия «размещена на территории Молдовы, [ нарушает] обязательства по ее полному выводу, данные Россией на саммитах ОБСЕ в 1999 и 2001 годах». . См.: ЕСПЧ , Решение Большой Палаты по делу Иласу и других против Молдовы и России , 8 июля 2004 г., [23] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ TABDC, Отношения с Турцией могут помешать сотрудничеству Армения-НАТО , 25 мая 2004 г., «ТАБДК.ОРГ» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 года . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ «BBC NEWS, Как «сорвалась» передача власти в Ираке , 28 июня 2004 г.» . 28 июня 2004 г. Архивировано из оригинала 22 июля 2004 г. Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б БЕЛЫЙ ДОМ, Президент Буш обсуждает досрочную передачу суверенитета Ирака, 28 июня 2004 г., [24] Архивировано 25 октября 2017 г. на Wayback Machine.
- ^ «CNN, INSIGHT: Суверенитет в Ираке , 28 июня 2004 г.» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ «CNN, Буш: Иракцы «вернули свою страну» , 28 июня 2004 г.» . CNN . Архивировано из оригинала 22 марта 2007 года . Проверено 5 мая 2007 г.
- ^ К. КАМП, Почему этот саммит? Лидеров НАТО в Латвии не ждет ни один жизненно важный вопрос , Defense News , 19 июня 2006 г., [25] [ мертвая ссылка ]
- ^ «Д. МАЙЛС, Стамбульский саммит отмечает вехи для НАТО , 28 июня 2004 г.» . Архивировано из оригинала 11 мая 2007 года . Проверено 6 мая 2007 г.
- ^ Ж. ДЮФУРК, «Введение» в книге «После Стамбула: предварительная оценка» , Колледж обороны НАТО , 2004, стр. 12–17, [26]. Архивировано 27 марта 2007 г. в Wayback Machine.