Jump to content

Советская внешняя политика Ближнего Востока во время холодной войны

Советская внешняя политика Ближнего Востока во время холодной войны определялась двумя основными задачами, по мнению советского руководства. Первым ключевым приоритетом было обеспечение интересов безопасности самого Советского Союза , главным образом, путем противодействия американскому присутствию в регионе, а вторым вопросом была идеологическая борьба между коммунизмом и капитализмом . [ 1 ] [ необходимы дополнительные ссылки ] Во время Холодной войны СССР впервые начал проводить активную внешнюю политику на Ближнем Востоке в целом в середине 1950-х годов. Подъем арабского национализма , который был крайне антизападным движением, позволил Советскому Союзу формировать союзы с различными арабскими лидерами, ярким примером которых является Гамаль Абдель Насер из Египта . [ 2 ] Чтобы сохранить свою сферу влияния в регионе, СССР оказывал военную и экономическую помощь просоветским государствам и использовал региональные конфликты и соперничество, например, между арабскими государствами и Израилем , в своих интересах. [ 3 ] Распад Советского Союза в 1990 году привел к вакууму власти на Ближнем Востоке и способствовал усилению американской гегемонии в регионе. [ 4 ]

До Второй мировой войны и последовавшей за ней холодной войны советская внешняя политика на Ближнем Востоке была в основном сосредоточена на странах Северного ряда, включая Турцию , Ирак , Пакистан и, Иран . в частности, [ 5 ] СССР вместе с Великобританией долгое время был вовлечен в конкуренцию за влияние в Иране, кульминацией которой стало англо-советское вторжение в страну в 1941 году. [ 6 ] После окончания Второй мировой войны советская внешняя политика в регионе изначально характеризовалась ограниченным уровнем взаимодействия. Вместо этого внимание Сталина было в основном направлено на Восточную Азию и Центральную Европу . [ 7 ] Советский Союз поддержал создание государства Израиль в 1948 году и продемонстрировал сдержанную позицию во внешнеполитическом подходе к Ирану, несмотря на отсутствие ограничений, наложенных западными державами. Только под руководством Никиты Хрущева , начиная с 1953 года, СССР начал проводить более активную внешнюю политику во всем регионе. [ 8 ]

Вступление СССР в холодную войну на Ближний Восток

[ редактировать ]

Благодаря своему геополитическому значению и огромным нефтяным ресурсам, [ 9 ] Ближний Восток постепенно превратился в арену соперничества между Соединенными Штатами и Советским Союзом. СССР стремился к большему присутствию, чтобы компенсировать американское влияние после того, как он установил тесные связи с рядом государств региона, особенно с Саудовской Аравией и Ираном. Пакистан, Турция и Ирак также присоединились к спонсируемым Западом альянсам безопасности в 1950-х годах, что еще больше побудило СССР расширить свою сферу влияния и присутствия в регионе. [ 10 ] Подъем арабского национализма, который заменил исламизм в качестве ведущей идеологии в регионе после создания национальных государств после Первой мировой войны . [ 11 ] предоставило Советскому Союзу возможность установить последовательные отношения с арабским миром, поскольку движение имело антизападные тенденции и проявляло некоторую симпатию к Советскому Союзу и его идеологии. [ 12 ] В 1950-е годы СССР продолжал налаживать связи с арабскими националистическими лидерами в Египте, Сирии, Ираке, Алжире и Северном Йемене . [ 13 ] В 1955 году Советский Союз возглавил египетско-чехословацкую сделку по поставкам оружия . Это считалось поворотным моментом в холодной войне и ознаменовало важное вступление СССР в борьбу великих держав на Ближнем Востоке. [ 14 ]

Советская внешняя политика

[ редактировать ]

Отношения между Советским Союзом и Ближним Востоком были сосредоточены на соперничестве с турками, недоверии к персам и афганском конфликте. При Никите Хрущеве Советы вели непоследовательную политику на Ближнем Востоке, и арабы не доверяли им. Арабы считали Советы антиимпериалистами (поскольку русская революция свергла российскую монархию) и, после неудач арабов после арабо-израильских войн, как бюрократов, озабоченных исключительно советскими интересами. [ 15 ] Непоследовательность СССР и его неполноценность в вооружении по сравнению с Западом были основными причинами дистанцирования арабов от Москвы и возвращения на Запад. [ 16 ] Советы пытались замедлить (если не остановить) поток арабской нефти на Запад. [ 17 ] [ 18 ] После Шестидневной войны Советский Союз стал крупным игроком на Ближнем Востоке, поскольку его марионеточные страны еще глубже втянули его в политические интриги на Ближнем Востоке. Советы оказывали постоянную поддержку своим арабским союзникам в их борьбе с Израилем. [ 19 ] Политика Москвы изменилась после войны Судного дня , поскольку она использовала свои государства-клиенты для разыгрывания агрессии по отношению к Западу во время ирано-иракской войны . Советы были сильной силой на Ближнем Востоке и вмешивались, чтобы поддерживать напряженность, отвлекая Запад. [ 18 ] Советская внешняя политика на Ближнем Востоке делала упор на арабские страны и их взаимодействие с Западом. Москва не имела особого смысла в этом регионе, кроме как для того, чтобы отвлечь Вашингтон от Берлина в начале холодной войны. [ 20 ] Джон С. Бадо написал об истории советско-американских отношений с арабами после Второй мировой войны в « Трудах Академии политических наук» . [ 21 ]

Советско-арабские отношения

[ редактировать ]

Советская политика предпочтения одной арабской группы часто толкала другие в сторону Запада. Усиление советского фаворитизма по отношению к Ираку и Сирии подтолкнуло Египет (бывшего советского союзника) и Саудовскую Аравию обратно к Западу. Советы использовали метод кнута и пряника, чтобы убедить арабов присоединиться к их сфере влияния, хотя Лига арабских государств поддерживала более тесные связи с религией. Вторжение Советов в Афганистан серьезно снизило их популярность и авторитет в арабском мире. [ 22 ] Хотя Москва изначально получала выгоду от своего участия в делах арабского мира, она потеряла дипломатическое доверие из-за своих ошибок и неэффективной политики. Помимо вторжения в Афганистан, их самой заметной ошибкой было то, что они сначала поддерживали Иран и Ирак во время войны начала 1980-х годов, а затем поддерживали только Ирак. Это стоило Ирану дипломатического уважения арабских стран, подталкивая его еще дальше к Западу. Считается, что на протяжении всей холодной войны международные отношения между Советским Союзом и Народно-Демократической Республикой Йемен (НДРЮ) были особенно близкими. НДРЮ была единственным арабским государством, когда-либо официально принявшим марксистско-ленинскую идеологию , и это долгое время представляло собой идеологическую победу СССР. За время существования государства с 1967 по 1990 год СССР приобрел далеко идущее влияние на многие отрасли внутри страны, включая ее военную, экономику и политику. [ 23 ]

Напряженность на Ближнем Востоке

[ редактировать ]

Арабский мир справлялся с социальной напряженностью посредством конфликтов, которые Советы использовали, чтобы вбить клин между арабами и Западом. Ближний Восток является ключевым поставщиком нефти для европейцев. [ 24 ] Арабский национализм повлиял на отношения между Ираном и арабским миром; в отличие от арабских стран, она не была колонизирована западными державами, которые рассматривали ее как буферное государство с Советским Союзом после распада Османской империи после Первой мировой войны и считали себя равными европейцам. [ 25 ] Советское вторжение в Афганистан создало дополнительную напряженность из-за поддержки молодых коммунистических режимов и одновременного нападения на исламскую страну.

Челночная дипломатия

[ редактировать ]

Челночная дипломатия сыграла важную роль в установлении мира на Ближнем Востоке. Госсекретарь США Генри Киссинджер провел значительное время на ближневосточных мирных переговорах в качестве нейтральной стороны. Он объяснил причины необходимости вывода войск из Вьетнама, что осложнило ближневосточные переговоры и зарождающиеся переговоры по договору о нераспространении ядерного оружия. Президент Ричард Никсон использовал советско-китайский раскол , чтобы положить конец холодной войне, разрушив политические и экономические барьеры между США и Китаем, что еще больше изолировало Советы. [ 26 ] Киссинджер рассказал о своей роли в установлении мира между арабами и израильтянами и прекращении гонки ядерных вооружений. [ 27 ] Никсон также стал ключевым игроком в мирных переговорах на Ближнем Востоке, игнорируя Дуайта Д. Эйзенхауэра невмешательство и надеясь, что его репутация положить конец войне во Вьетнаме , стать посредником в заключении первого договора о ядерном оружии и открыть Китай для американской торговли затмит Уотергейтский процесс. скандал . [ 28 ]

Кэмп-Дэвидские соглашения и их последствия

[ редактировать ]

В советское время арабо-израильский мирный процесс был сложным. Хотя Советы не хотели присоединяться к поддерживаемому Америкой движению за мир (поскольку они хотели разделить Запад), гонка вооружений начала приводить к банкротству Советского Союза. [ 22 ] Напряженные отношения между сторонами застопорили первоначальные переговоры, усугубленные мирными переговорами между США и Северным Вьетнамом. [ 29 ] Москва была ограничена в мирных переговорах, поскольку она не признала Израиль дипломатически, что позволило Соединенным Штатам вести переговоры с обеими сторонами. [ 18 ]

США отреагировали на советское влияние на Ближнем Востоке после Кэмп-Дэвидских соглашений, применив экономические санкции для влияния на арабский мир. [ 30 ] Геополитика перешла от поляризации после холодной войны к региональным конфликтам XXI века. Отсутствие двух сверхдержав дестабилизировало Ближний Восток, поскольку ограничивающие давление ограниченные прокси-конфликты переросли в более масштабные конфликты, которые породили геноцид . [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Голан, Галия (1990). Советская политика на Ближнем Востоке от Второй мировой войны до Горбачева . Издательство Кембриджского университета. стр. 1–2.
  2. ^ Кац, Марк Н. (1996). «Постсоветская внешняя политика России в отношении Ближнего Востока». Советское и постсоветское обозрение . 23 (1): 233. дои : 10.1163/187633296X00159 .
  3. ^ Кац, Марк Н. (1996). «Постсоветская внешняя политика России в отношении Ближнего Востока». Советское и постсоветское обозрение . 23 (1): 235. дои : 10.1163/187633296X00159 .
  4. ^ Хадсон, Майкл К. (1996). «Пятьдесят лет политики США в отношении Ближнего Востока». Ближневосточный журнал . 50 (3): 332. JSTOR   4328954 .
  5. ^ Кац, Марк Н. (1996). «Постсоветская внешняя политика России в отношении Ближнего Востока». Советское и постсоветское обозрение . 23 (2): 231. дои : 10.1163/187633296X00159 .
  6. ^ Андерсон, Бетти С. (2016). История современного Ближнего Востока: правители, повстанцы и негодяи . Издательство Стэнфордского университета. п. 281.
  7. ^ Бреслауер, Джордж В., Галия, Голаны. (1990). Советская стратегия на Ближнем Востоке . Бостон: Анвин Хайман. п. 4. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  8. ^ Кац, Марк Н. (1996). «Постсоветская внешняя политика России в отношении Ближнего Востока». Советское и постсоветское обозрение . 23 (2): 231–232. дои : 10.1163/187633296X00159 .
  9. ^ Иссави, Чарльз (1973). «Нефть и политика Ближнего Востока». Известия Академии политических наук . 31 (2): 111–122. дои : 10.2307/1173574 . ISSN   0065-0684 . JSTOR   1173574 .
  10. ^ Кац, Марк Н. (1996). «Постсоветская внешняя политика России в отношении Ближнего Востока». Советское и постсоветское обозрение . 23 (2): 231. дои : 10.1163/187633296X00159 .
  11. ^ Линъюй, Лу; Тис, Кэмерон (2013). «Война, соперничество и государственное строительство на Ближнем Востоке». Ежеквартальный журнал политических исследований . 66 (2): 239–53. дои : 10.1177/1065912912448538 . eISSN   1938-274X . ISSN   1065-9129 . JSTOR   23563141 . S2CID   154470408 .
  12. ^ Хаслетт, Малькольм (1987). «Обзор: Советский Союз и арабский национализм». Международные дела . 63 (4): 694. дои : 10.2307/2619724 . JSTOR   2619724 .
  13. ^ Кац, Марк Н. (1996). «Постсоветская внешняя политика России в отношении Ближнего Востока». Советское и постсоветское обозрение . 23 (2): 231–232. дои : 10.1163/187633296X00159 .
  14. ^ Бреслауер, Джордж В., Галия, Голаны. (1990). Советская стратегия на Ближнем Востоке . Бостон: Анвин Хайман. п. 4. {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  15. ^ «Советская политика на Ближнем Востоке». Журнал палестинских исследований . 9 (1): 161–164. 1979. дои : 10.2307/2536332 . eISSN   1533-8614 . ISSN   0377-919X . JSTOR   2536332 . S2CID   29465547 .
  16. ^ Уиллер, GE (1959). «Россия и Ближний Восток» . Международные дела . 35 (3): 295–304. дои : 10.2307/2612281 . eISSN   1468-2346 . ISSN   0020-5850 . JSTOR   2612281 .
  17. ^ Фридман, Роберт О. (1985). «Образцы советской политики в отношении Ближнего Востока». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 482 : 40–64. дои : 10.1177/0002716285482001004 . ISSN   0002-7162 . JSTOR   1046382 . S2CID   145598957 .
  18. ^ Jump up to: а б с Фридман, Роберт О. (1985). «Образцы советской политики в отношении Ближнего Востока». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 482 : 40–64. дои : 10.1177/0002716285482001004 . ISSN   0002-7162 . JSTOR   1046382 . S2CID   145598957 .
  19. ^ «Взлет и падение советского влияния». Журнал палестинских исследований . 5 (3/4): 241–247. 1976. дои : 10.2307/2536039 . eISSN   1533-8614 . ISSN   0377-919X . JSTOR   2536039 .
  20. ^ Смоланский, Олесь М. ​​(1974). Советский Союз и арабский Восток при Хрущеве . Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Press.
  21. ^ Бадо, Джон С. (1969). «Внутреннее соревнование на Ближнем Востоке». Известия Академии политических наук . 29 (3): 170–186. дои : 10.2307/1173196 . ISSN   0065-0684 . JSTOR   1173196 .
  22. ^ Jump up to: а б Смоланский, О.М. (1978). «Соединенные Штаты и Советский Союз на Ближнем Востоке». Известия Академии политических наук . 33 (1): 99–109. дои : 10.2307/1173976 . ISSN   0065-0684 . JSTOR   1173976 .
  23. ^ Сигара, Норман (1985). «Южный Йемен и СССР: перспективы взаимоотношений». Ближневосточный журнал . 39 (4): 775–777.
  24. ^ Лендьель, Эмиль (1951). «Социальная напряженность на Ближнем Востоке». Анналы Американской академии политических и социальных наук . 276 : 28–34. дои : 10.1177/000271625127600106 . eISSN   1552-3349 . ISSN   0002-7162 . JSTOR   1027657 . S2CID   145105066 .
  25. ^ Грейди, Генри Фрэнсис (1952). «Напряженность на Ближнем Востоке с особым упором на Иран». Известия Академии политических наук . 24 (4): 114–121. дои : 10.2307/1173511 . ISSN   0065-0684 . JSTOR   1173511 .
  26. ^ Киссинджер, Генри (1979). Годы Белого дома . Бостон: Браун и компания. стр. 340–631 , 1258–1300. ISBN  9780316496612 .
  27. ^ Киссинджер, Генри (1982). Годы потрясений . Бостон: Браун и компания. ISBN  9780316285919 .
  28. ^ Никсон, Ричард М. (1978). Мемуары Ричарда Никсона . Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп. стр. 297–1015 . ISBN  9780448143743 .
  29. ^ Хантер, Генри (1971). «На Ближнем Востоке». Внешняя политика . 5 (5): 137–150. дои : 10.2307/1147724 . eISSN   1945-2276 . ISSN   0015-7228 . JSTOR   1147724 .
  30. ^ Лоусон, Фред (1984). «Администрация Рейгана на Ближнем Востоке». Отчеты МЕРИП . 128 (128): 27–34. дои : 10.2307/3011188 . ISSN   0047-7265 . JSTOR   3011188 .
  31. ^ Ливен, Доминик (1994). «Западные стипендии на взлет и падение советского режима: взгляд из 1993 года». Журнал современной истории . 29 (2): 195–227. дои : 10.1177/002200949402900201 . eISSN   1461-7250 . ISSN   0022-0094 . JSTOR   260888 . S2CID   153916919 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фейфер, Грегори. Большая игра: Советская война в Афганистане (Харпер Коллинз, 2009)
  • Хейкал, Мохамед. Сфинкс и комиссар: взлет и падение советского влияния на Ближнем Востоке (Харпер и Роу, 1978).
  • Кауппи, Марк В. и Р. Крейг Нэйшн, ред. Советский Союз и Ближний Восток в 1980-е годы (Lexington Books, 1983).
  • Климан, Аарон С. Советская Россия и Ближний Восток (1970) онлайн
  • Лунд, Арон. «От холодной войны к гражданской войне: 75 лет российско-сирийских отношений». (Шведский институт международных отношений, 2019) онлайн .
  • Низамеддин, Талал. Россия и Ближний Восток: на пути к новой внешней политике (St Martin's Press, 1999). онлайн
  • Примаков, Евгений. Россия и арабы: за кулисами Ближнего Востока от холодной войны до наших дней (Basic Books, 2009).
  • Сайиг, Езид и Ави Шлайм, ред. Холодная война и Ближний Восток (Clarendon Press, 1997).
  • Смоланский О.М. «США и Советский Союз на Ближнем Востоке». Известия Академии политических наук (1978). 33 № 1: 99–109. дои: 10.2307/1173976.
  • Васильев Алексей. Ближневосточная политика России: от Ленина до Путина (Routledge, 2018). отрывок
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29b260b308607395c186af0e442733c5__1704692520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/c5/29b260b308607395c186af0e442733c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soviet Middle Eastern foreign policy during the Cold War - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)