Советский Союз во время ирано-иракской войны
![]() | |
![]() Иран |
![]() Советский Союз |
---|
![]() Ирак |
![]() Советский Союз |
---|
Политика Советского Союза в отношении ирано-иракской войны с 1980 по 1988 год варьировалась, начиная с позиции «строгого нейтралитета» и заканчивая массовой военной поддержкой Ирака на заключительном этапе войны . Война была неудобна для СССР , который стремился вступить в союз как с Ираном, так и с Ираком. В первый период войны Советы провозгласили политику «строгого нейтралитета» по отношению к двум странам, в то же время призывая к миру путем переговоров. Ирак был союзником на протяжении десятилетий, и Советский Союз также пытался привлечь на свою сторону Иран, но их предложения о дружбе были отвергнуты как прозападным шахом , так и аятоллой Ирана. После иранской революции Исламская Республика утвердила свой лозунг «Ни Восток, ни Запад». В 1982 году война обернулась в пользу Ирана, и иранский лидер аятолла Хомейни пообещал не прекращать конфликт до тех пор, пока он не свергнет президента Ирака Саддама Хусейна . Такая перспектива была неприемлема для Советского Союза, который теперь возобновил продажу оружия Ираку, сохраняя при этом официальную политику нейтралитета. Советы также боялись потерять дружбу Саддама с Западом. После дальнейших успехов Ирана в 1986 году Советский Союз значительно увеличил военную помощь Ираку. Советы теперь боялись, что иранцы будут поощрять исламскую революцию в стране. Средняя Азия . Советская помощь позволила иракцам перейти в контрнаступление, которое положило конец войне в августе 1988 года.
Советская политика в отношении ирано-иракской войны
[ редактировать ]По мнению Месбахи, советская политика разделилась на три периода:
«Строгий нейтралитет» (1980–82).
[ редактировать ]Начало ирано-иракской войны в сентябре 1980 года поставило Советы в затруднительное положение, поскольку они стремились дружить с обеими сторонами. Иранская революция 1979 года свергла шаха , ключевого союзника США на Ближнем Востоке. Новая антиамериканская позиция Ирана предоставила СССР прекрасную возможность привлечь страну в советский лагерь. Но война между Ираком и Ираном осложнила ситуацию. Ирак был очень близким союзником Советов с 1958 года, а в 1972 году СССР и Ирак подписали Договор о дружбе и сотрудничестве, в котором обе страны обещали помогать друг другу в условиях угрозы и избегать вступления в враждебные союзы друг против друга. [ 1 ] Ирак, наряду с Сирией и ООП, заменил Египет в качестве главного союзника Советов в регионе после того, как президент Египта Анвар Садат присоединился к США, признал Израиль в 1977 году и заключил мирный договор в 1979 году. [ 2 ] В 1967 году Ирак подписал соглашение с СССР о поставках нефти в страну в обмен на широкомасштабный доступ к оружию Восточного блока. [ 3 ] Советы были недовольны наступлением Ирака на Иран, хотя и избегали официального осуждения. Они не хотели поставлять Ираку больше оружия, хотя и позволяли своим союзникам по Варшавскому договору продолжать это делать. [ 4 ] [ 5 ] В то же время СССР попытался ухаживать за Ираном и предложил продать иранцам оружие, но предложение о дружбе было отклонено Тегераном из-за его исторического недоверия к России и Советскому Союзу. Тем не менее союзники СССР — Ливия и Сирия — продавали оружие иранцам, предположительно с советского разрешения. [ 6 ] Советы также беспокоились о том, какой будет реакция Запада, если они решат поддержать либо Ирак, либо Иран. Сложный баланс между попыткой сохранить хорошие отношения как с Ираном, так и с Ираком заставил СССР соблюдать политику «строгого нейтралитета» на начальном этапе войны, одновременно призывая к миру путем переговоров. [ 7 ]
СССР склоняется к Ираку (1982–86).
[ редактировать ]Однако иранцы отвергли советские предложения о дружбе и к 1982 году одержали верх в войне. Они решили вторгнуться в Ирак и свергнуть Саддама Хусейна. Это привело к изменению советской политики летом 1982 года. Советам не нравились последствия победы Ирана, опасаясь, что Тегеран продолжит экспортировать исламскую революцию в другие страны мира. Хотя официально СССР оставался нейтральным, он постепенно увеличивал экономическую и военную поддержку Ирака, чтобы остановить крах режима Саддама. У Советов было обязательство не допустить свержения союзника, и поддержка Ирака также хорошо зарекомендовала себя среди многих арабских стран (Советы наконец достигли дипломатических отношений с Оманом и ОАЭ и соглашения о поставках оружия в Кувейт ). [ 8 ] В 1983 году действия иранцев приобрели все более антисоветский характер. Власти расправились с поддерживаемой Москвой иранской коммунистической партией Туде , а затем выслали 18 советских дипломатов. Советы также стремились уравновесить все более дружественные отношения Ирака с Западом, увеличив военную помощь Саддаму. Ирак стал «крупнейшим получателем военной помощи советского блока среди стран третьего мира». [ 9 ] В 1984 году Ирак официально установил дипломатические отношения с США. Это, в сочетании с началом «танкерной войны» (ирано-саудовской конфронтации из-за нефтяных танкеров в Персидском заливе ), открыло для Советов тревожную перспективу увеличения присутствия США в регионе. СССР ответил еще большей военной помощью Саддаму. [ 10 ]
Активная поддержка Ирака (1986–88)
[ редактировать ]В 1986–87 годах Советский Союз определенно обратился к поддержке Ирака. Война зашла в тупик, пока иранцы не захватили полуостров Фао . Это и другие военные достижения открыли перспективу краха Ирака. Это тревожное развитие событий подтолкнуло консервативных арабских правителей к США, которые они считали своим покровителем. СССР не нравилась идея увеличения американского военного присутствия в этом регионе. Советы также были обеспокоены тем, что произойдет в Афганистане . Они вторглись в соседнего Ирана в 1979 году и вели там длительную войну . Иран оказывал поддержку некоторым антисоветским афганским моджахедам . В марте 1987 года Советы решили вывести свои войска из Афганистана, и они были обеспокоены тем, что вакуум будет заполнен «исламским фундаменталистским» режимом. Существовала также перспектива распространения исламистской революции на советскую Среднюю Азию. Этот «исламский фактор» стал основным [ нужна ссылка ] обеспокоенность советского руководства на последнем этапе ирано-иракской войны и побудила его увеличить поставки оружия в Ирак. «Решение дать Ираку военное преимущество было универсальным. Не только Советский Союз, но и весь западный альянс. [ нужны разъяснения ] в основном финансируемый консервативными арабскими государствами, участвующими в самой полной и массовой передаче оружия в истории стране третьего мира, участвующей в конфликте (...) «Западный пакет» для Ирака, однако, бледнел по сравнению с Советским. В период с 1986 по 1988 год Советский Союз поставил Ираку оружие на сумму примерно от 8,8 до 9,2 миллиарда долларов, включая более 2000 танков (включая 800 Т-72 ), 300 истребителей, почти 300 ракет класса «земля-воздух» (в основном « Скад B») и тысячи единиц тяжелой артиллерии и бронетранспортеров». [ 11 ] Массовое увеличение вооружения позволило Ираку вернуть себе инициативу в войне. В то же время СССР продолжал настаивать на прекращении огня и предлагать себя в качестве посредника. С этой целью Советы пошли на ряд экономических уступок Ирану и выступили против смены флага США у кораблей в Персидском заливе. Однако Иран мало интересовался дружбой с СССР, отвергая коммунистический мир наряду с Западом. Советская помощь позволила Ираку начать новое наступление на Иран в апреле 1988 года, успех которого привел к прекращению огня и окончанию войны 20 августа того же года. [ 12 ]
Поддержка Ирака
[ редактировать ]Во время ирано-иракской войны с 1980 по 1988 год Советский Союз больше военной техники и материалов, (СССР) продал или передал Ираку чем любая другая страна. [ 13 ] а также предоставление военных советников. [ нужна ссылка ] Общественная позиция Советского Союза была официально нейтральной, особенно в начале войны. меньшую поддержку Они тайно оказывали Ирану . Позже во время войны они более явно поддерживали Ирак, но по-прежнему сохраняли официальный нейтралитет. [ нужна ссылка ]
В начале ирано-иракской войны, когда Ирак находился в наступлении, Советский Союз прекратил все явные и большинство тайных поставок оружия в Ирак на 18 месяцев. [ 14 ] Вместо того, чтобы желать помочь Ирану, Советский Союз, вероятно, был раздражен президентом Ирака Саддамом Хусейном , который отказал Советам в расширении доступа к иракским портам в обмен на оружие. Престиж СССР был бы поставлен на карту, если бы его вооруженные силы были побеждены, поэтому Советы начали поставлять запасные части и боеприпасы. Позже они заменили полную технику и оружие при индивидуальном обмене. [ 15 ] Франция поддерживала Ирак как второго крупнейшего военного поставщика и имела тенденцию поставлять высокотехнологичное оборудование, чем Советский Союз. [ 16 ]
Мотивы политики в отношении Ирака
[ редактировать ]«Хотя Советы могли не получать платежи в течение нескольких лет, продажа военной техники оставалась для них важнейшим источником дохода, и они пытались сохранить Ирак в качестве покупателя…
В начале 1988 года Ирак был должен Советскому Союзу от 8 до 10 миллиардов долларов США только в виде военного долга».
– Хелен Чапин Мец , 1988 г. [ 17 ]
Когда началась ирано-иракская война, Организация Объединенных Наций (ООН) отреагировала резолюциями Совета Безопасности, призывающими к прекращению огня и к тому, чтобы все государства-члены воздерживались от действий, способствующих продолжению конфликта. Ключевой резолюцией 1987 года была Резолюция 598 .
Советский Союз выступил против войны и прекратил экспорт оружия как в Иран, так и в Ирак, последний был союзником по договору 1972 года. [ 18 ]
Несмотря на серьезные политические разногласия с Ираком, Советский Союз был обеспокоен репутацией своего оружия, и поставки оружия возобновились в 1982 году.
Коммунистической партии Ирака , изгнанной из Ирака баасистским режимом , было разрешено транслировать призывы к прекращению войны из Советского Союза. [ 14 ] Возможно, это было скорее вызвано советским раздражением по поводу войны, чем серьезной попыткой нанести вред Ираку: Иран не считался просоветским государством.
Конкуренция с другими странами
[ редактировать ]Франция поддерживала Ирак как второго крупнейшего военного поставщика и имела тенденцию поставлять высокотехнологичное оборудование, чем Советский Союз. [ 16 ] Конкуренция между Францией и Советским Союзом как поставщиком оружия была постоянной проблемой для Ирака. В конце 1980 года Ирак обратился к французам с просьбой купить зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) Crotale и Roland для пополнения их истощенного советского арсенала ЗРК. [ 19 ]
Многие другие страны предоставляли материалы или поощряли к этому государства-клиенты, а частные торговцы оружием также продавали оружие обеим сторонам. [ нужна ссылка ]
Советская подготовка
[ редактировать ]Иракские пилоты были менее агрессивны из-за более консервативной советской подготовки. Тем не менее, французские, индийские и египетские инструкторы отметили, что иракские пилоты могут быть чрезвычайно эффективными после обучения в западном стиле, при котором инициатива передается в воздух в кабине пилота и его командира звена. [ нужна ссылка ]
Отход от советской доктрины наблюдался и в наземной войне, где иракцы также научились уделять больше внимания обучению и подготовке к сложным общевойсковым операциям. Это проявилось в обучении новобранцев и проведении масштабных репетиций боевых действий. [ 20 ]
Разведывательная поддержка
[ редактировать ]Ирак импровизировал систему АВАКС, используя британский радар Thompson CSF Tiger на советском планере Ил-76 , комбинацию, получившую название «Багдад-1». [ 21 ]
Кордесман цитирует Jane's Defense Weekly [ 22 ] как сообщение о том, что Советскому Союзу пришлось перенести спутниковое покрытие в периоды более интенсивной напряженности между Ираном и Западом. [ 21 ] В ноябре и декабре 1987 года Советский Союз запустил свой фоторазведывательный спутник IMINT «Космос 1983» для наблюдения за полем боя между Ираком и Ираном. Точно так же он изменил орбиту «Космоса 1985» таким образом, что это означало, что он либо вел ночное освещение поля боя, либо освещал деятельность США в Диего-Гарсии . [ нужна ссылка ] Поступало множество сообщений о том, что Ирак получал разведданные от третьих стран, особенно спутниковые снимки США. [ 23 ] В статье Jane's предполагается, что Советы также могли предоставить изображения. [ 21 ]
Воздушная война
[ редактировать ]В начале войны иранская авиация имела превосходящую технику по сравнению с советской техникой, находившейся в руках Ирака. [ нужна ссылка ] Иракцы использовали советскую модель ПВО, которая давала пилотам относительно мало инициативы. [ нужна ссылка ]
У иракцев и Советов были разные приоритеты в ведении воздушной войны, о чем свидетельствует то, как каждый из них назначал своих лучших пилотов на разные типы самолетов. Это противоречило строгому контролю Саддама Хусейна над иракскими вооруженными силами, но в ходе войны некоторая гибкость все же появилась. [ 20 ] Иракцы считали наземную атаку наиболее важной задачей и размещали своих лучших пилотов на своих французских « Миражах» F-1, а не на советских истребителях и перехватчиках завоевания превосходства в воздухе, таких как МиГ-25 и МиГ-29 . [ 24 ]
Самолет
[ редактировать ]
В 1979 году Советский Союз поставил Ираку 240 самолетов и вертолетов, а также военных советников, первоначально дислоцированных на авиабазе Ас-Шойбия в 45 км к юго-западу от Басры . [ 25 ] В начале 1987 года Советский Союз доставил в Багдад эскадрилью из двадцати четырех МиГ-29 «Фулкрам». МиГ-29, считающийся самым совершенным советским истребителем, ранее поставлялся только в Югославию, Сирию и Индию. Сделка по экспорту МиГ-29 в Ирак предусматривала более выгодный график платежей, чем любой другой, предложенный Западом: Ирак был охвачен финансовым кризисом и нуждался в кредитах под низкие проценты, предоставленных Советским Союзом. [ 17 ]
Наземная поддержка
[ редактировать ]
В качестве наземной поддержки IQAF предоставила самолеты для непосредственной авиационной поддержки и ударных действий, а также, в ограниченной степени, для обеспечения превосходства в воздухе над непосредственным полем боя. В 1980 году в составе ВВС Ирака было 12 штурмовых эскадрилий: 4 были оснащены МиГ- 23Б, 2 — Су-7 (по классификации НАТО FITTER), 4 — Су-20 (т.е. экспортной версией Су-17 FITTER) . C) и 1 с британскими Hawker Hunters . У них также было несколько Су-22, последней модернизации Су-17 с российско-французской авионикой . Кроме того, IQAF располагал двумя эскадрильями бомбардировщиков, оснащенными Ту-22 (по классификации НАТО BLINDER) и Ил-28 (по классификации НАТО BEAGLE) соответственно, хотя последние, вероятно, были неработоспособны.
Транспорт
[ редактировать ]В Ираке было две транспортные эскадрильи, основными самолетами которых были советские Ил-76 (по классификации НАТО CANDID) и Ан-12 (по классификации НАТО CUB). [ 19 ]
Вертолеты
[ редактировать ]В состав 11 вертолетных эскадрилий входили советские Ми-8 (по классификации НАТО HIP) и Ми-24 (по классификации НАТО HIND), а также модели европейской разработки. [ 19 ] Советские вертолеты обладали транспортными возможностями, а не были предназначены только для нападения.
ПВО
[ редактировать ]


Иранские пилоты избегали иракских зенитных ракет С-75 «Двина» (по классификации НАТО SA-2 GUIDELINE) и С-125 (по классификации НАТО SA-3 GOA), используя американскую тактику, разработанную во Вьетнаме, хотя они были менее успешны против иракских зенитных ракетных систем. 6s, оптимизированные для боевых действий на малых и средних высотах. «Иранская система ПВО западного производства казалась более эффективной, чем иракская система противовоздушной обороны советского производства». [ 26 ]
Ракеты класса «земля-воздух»
[ редактировать ]Наземная противовоздушная оборона Ирака страдала от плохого руководства, а также от непонимания советской оперативной доктрины и технических характеристик советских SA-2 , SA-3 и SA-6 ракет класса «земля-воздух» . [ 27 ] Ирак перенял советские методы развертывания и ведения огня и полагался на стандартную советскую тактику, не адаптируясь к потребностям Ирака. SA-2 и SA-3 были разработаны для борьбы с угрозами на средних и больших высотах - тактика, которую иранские ВВС использовали редко, если вообще когда-либо использовали. К моменту прекращения огня 1988 года Ирак получил от Советского Союза около 120 пусковых установок СА-2, 150 пусковых установок СА-3, 25–60 пусковых установок СА-6. Советское вооружение зависело от маловысотной системы зенитной артиллерии с ракетами SA-7 , SA-8 и SA-9 , а затем и SA-14 .
Некоторые израильские эксперты пришли к выводу, что способность Ирака управлять аспектами командования и управления, а также аспектами радиоэлектронной борьбы своих поставленных Советским Союзом зенитно-ракетных комплексов намного хуже, чем у Сирии, даже учитывая плохие результаты Сирии в 1982 году . [ 28 ]
Перехватчики и ракеты «воздух-воздух»
[ редактировать ]Каждая эскадрилья перехватчиков дислоцировалась на отдельной базе для защиты конкретной цели. Их пять эскадрилий перехватчиков имели ограниченные всепогодные возможности и были оснащены МиГ-21 (по классификации НАТО FISHBED). [ 19 ]
Иракцы были недовольны советскими ракетами класса «воздух-воздух». Сообщается, что пакистанские технические специалисты помогли иракцам модифицировать некоторые МиГ-21 для установки на них французской R550 Magic ракеты класса «воздух-воздух» . Иракцы утверждали, что использовали МиГ-21, оборудованный таким образом, чтобы сбить F-14. [ 19 ]
Сухопутная война
[ редактировать ]Советский Союз первоначально прекратил поставки в ответ на то, что его застали врасплох, но позже эта позиция была изменена. [ 20 ] Ирак не был готов к эффективному пехотному бою, когда началась война. В соответствии с советской доктриной иракцы на первых этапах войны придавали большое значение использованию танков и механизированных частей. [ нужна ссылка ]
Танки и боевые бронированные машины
[ редактировать ]
Советская доктрина делала упор на танки, и Ирак последовал этому примеру. Оно последовательно совершенствовало свои навыки обращения с танками, как советского производства, так и китайскими копиями. Он также использовал свои ударные вертолеты с некоторыми из советских методов «летающих танков». Большинство иракских танков были советскими или китайскими копиями советских танков, и их все больше и больше приобреталось во время войны. Они начали в 1979 году с 2500 старых советских танков Т-55 и Т-62 и нескольких более совершенных танков Т-72, вероятно, менее 100. В конце 1980 года у Ирака было примерно 2750 танков. В начале 1988 года у него было более 4500 советских Т-54, 55, 62 и 72, около 1500 китайских типов. 59 и Тип 69-II (копии/производные советского Т-54А), 60 румынских М-77 и несколько трофейных иранских (30?) « Чифтенов » британского производства . Считается, что Франция также продала около 100 АМХ-30 Ираку .
В конце 1980 года у Ирака было около 2500 других бронемашин. К концу 1985 года у Ирака было около 3000 ББМ. В начале 1988 года у нее было около 5100 таких систем, в том числе около 1000 моделей советских боевых бронированных машин БМП-1 и БМП-2 . Даже на начальных этапах войны Саддам Хусейн осознавал, что советские типы танков по отдельности уступают тем, которые использовались иранцами. В октябре 1980 года он сказал: «Их [иранских] пушек больше, их танки более совершенны, их военно-морской флот может поражать цели на большие расстояния, и у них лучшее вооружение». [ 29 ] Иракцы не были готовы к городской войне, даже используя советские методы, которые дорого обошлись Советам во время Венгерской революции 1956 года . [ нужна ссылка ]
Иракские танки были более эффективны против иранских боевых вертолетов. Советские 12,5-мм зенитные пулеметы на иракских танках имели достаточную дальность и поражающую способность, чтобы удерживать иранские вертолеты вне досягаемости их самых смертоносных противотанковых управляемых ракет. [ 29 ]
Вертолеты
[ редактировать ]В начале войны Ирак все еще сохранял большую часть своих вертолетов в составе своих ВВС, что создавало серьезные проблемы из-за отсутствия эффективной координации между ВВС и передовыми армейскими частями. В середине 1980 года в ее составе было 35 Ми-4, 15 Ми-6, 78 Ми-8, 18-34 Ми-24, 47 Alloutte III, 10 Супер Фрелонов, 40 Газелей, 3 Пумы и 7 Уэссекса Мк-52. К началу 1988 года у него был сильный корпус армейской авиации со 150–200 вооруженными вертолетами, включая 40–80 советских Ми-24 с 3М11 «Фаланга» (по классификации НАТО AT-2 SWATTER), а остальные французские и 86 американских образцов ( либо произведенные в США, либо построенные по лицензии) легковооруженные вертолеты: 26 Hughes 530F, 30 Hughes 500D и 30 Хьюз 300С. [ 29 ]
Армейская авиация располагала 10 тяжелыми транспортными вертолетами Ми-6 (по классификации НАТО HOOK), 100 Ми-8 (названием по НАТО HIP), 20 Ми-4 (названием по НАТО HOUND) и еще 10 французскими Puma средними транспортными вертолетами .
Логистика
[ редактировать ]Иракцы сделали логистический переизбыток ключевым оперативным принципом. Они действовали по советской системе «подталкивания предложения», а не по американской системе «вытягивания спроса». Иракские войска на фронте получили огромные запасы боеприпасов и военные резервы. Это было необходимо, учитывая их чрезвычайно тяжелые артиллерийские обстрелы в советском стиле.
«К концу 1982 года Ирак получил новую советскую технику, и наземная война вступила в новую фазу. Ирак использовал недавно приобретенные танки Т-55 и Т-62, реактивные установки БМ-21 «Сталин Орган» и Ми-21. 24 боевых вертолета для подготовки трехлинейной обороны советского типа, изобилующей препятствиями, минными полями и укрепленными позициями». [ 26 ]
В сентябре 1980 года иракская армия имела под ружьем около 200 000 человек, еще 250 000 находились в резерве. На ее вооружении было почти 3000 танков советского производства, в том числе около 100 Т-72, 2500 боевых бронированных машин (ББМ) и около 1000 орудий. [ нужны разъяснения ] артиллерии. Танковые силы представляли собой смесь Т-34/55/62 и ПТ-76 советского производства, а также около 100 французских AMX-30, еще больше которых было заказано. В состав механизированных сил входили советские БТР 50/60/152, а также БМП, французские Panhards и британские Ferrets. [ 30 ]
Морская война
[ редактировать ]ВМС Ирака были в значительной степени неэффективны из-за плохой подготовки и неадекватного советского вооружения. Большинство ракетных катеров класса «Оса» находились на самом низком уровне подготовки и готовности к действиям. [ 30 ] ВМС Ирака насчитывали около 40 000 человек и состояли из охотников за подводными лодками , патрульных катеров, ракетных катеров, торпедных катеров и тральщиков советского, турецкого и югославского происхождения. [ нужна ссылка ]
Ракетная техника
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2010 г. ) |
Хотя Советский Союз помогал Ираку с помощью ракет большой дальности, таких как SCUD , мало свидетельств того, что они помогли Ираку в разработке ядерного, химического или биологического оружия. [ нужна ссылка ]
Химическая война
[ редактировать ]В необработанном, отредактированном отчете ЦРУ предполагалось, что иракцы использовали советское оборудование химической защиты. [ 31 ] Все подразделения иракской армии имели определенные возможности химической защиты и использовали в основном советское оборудование. В состав базовой автомобильной системы входили: детекторы химического нападения «BBAR» и «RCH 469»; прибор для измерения химической концентрации «ГСП12»; небольшая химическая лаборатория; ночные сигнальные ракеты и флаги, указывающие направление атаки.
Подразделениям иракской армии численностью около 3000 человек было выделено подразделение химической защиты из 20 человек. Это устройство было оснащено двумя детекторами химического нападения «R469»; одна машина РС-19, РС-12 или РС-14 для дезактивации вооружения, зданий и дорог; и две машины «ДВА» для дезактивации солдат. В подразделениях меньшего размера были подразделения химической защиты, состоящие из одного человека, с советским детектором химической атаки и немецким аппаратом высокого давления Kärcher для дезактивации солдат.
У отдельных солдат были советские противогазы и один из трех типов костюмов химической защиты. Костюмы «номер один», дающие наибольшую защиту, использовались только химическими подразделениями. Костюмы «номер два» закрывали туловище, руки и ноги (помимо противогазов), а выдаваемые войскам костюмы «номер три» состояли из длинных перчаток. Все получили югославские аптечки с двумя инжекторами атропина, «таблетками от ядерной радиации» и двумя флаконами для очистки пятен неизвестными химикатами.
Поддержка Ирана
[ редактировать ]Советский Союз не оказывал обширной поддержки Ирану во время ирано-иракской войны , что неудивительно, учитывая его огромную помощь Ираку, взаимный антагонизм между марксистско-ленинской идеологией и исламистским правительством Ирана, а также антагонизм мусульман по отношению к советской оккупации Афганистана. . Тем не менее, Советы надеялись не потерять всякого влияния. Как говорится в документе ЦРУ 1980 года, «Советы рассматривают Иран как большую геополитическую награду, чем Ирак… надеясь предотвратить поворот Ирана на Запад и улучшить свои собственные отношения с Тегераном», Советы также ценят свои связи с Ираном. Ирак. [ 32 ] Тиммерман цитирует статью «Мировые военные расходы и поставки оружия», Агентство США по контролю над вооружениями и разоружению, Вашингтон, округ Колумбия, 1985 год, где консервативно оценивается импорт оружия Ирана за период 1979–1983 годов в 975 миллионов долларов из Советского Союза. [ 16 ]
После прихода к власти Михаила Горбачева в 1985 году отношения несколько улучшились. «Поддержка» стала включать некоторые дипломатические обмены и экономическое сотрудничество, подготавливая почву для гораздо лучших отношений после окончания войны в 1988 году. Хотя распад Советского Союза не был предвиден, Горбачев придерживался долгосрочной точки зрения на советско-иранские отношения. .
Иран после западного эмбарго 1979 года был заинтересован в расширении своих собственных производственных мощностей и в поиске краткосрочных тайных закупок запасных частей и замен, совместимых с его западной базой оборудования. В той степени, в которой Советский Союз мог удовлетворить эти потребности, у него были стимулы для этого. Некоторое оборудование было доставлено из таких государств-сателлитов, как Болгария , Польша и Румыния . Северная Корея (см. Поддержка Северной Кореей Ирана во время ирано-иракской войны) поставляла произведенное ею оружие советской разработки, а также выступала в качестве канала для поставок напрямую из Советского Союза и Китая , хотя Китай был соперником Советов. ради влияния на Ближнем Востоке. [ 33 ] Конечно, советские союзники, такие как Ливия и Сирия , поставляли советскую продукцию в Иран, и Советский Союз не объявлял на них всеобщее эмбарго. [ 34 ] Тот факт, что Советы были готовы делать это выборочно, как, например, когда они предлагали поставку современных военно-морских мин из Ливии в Иран, заявляя, что «выступали против несанкционированной передачи своих военных технологий в третью страну», указывает на то, что к некоторому экспорту относились терпимо. [ 35 ] «После того, как американские официальные лица сообщили Москве о сделке, советские официальные лица заявили, что выступают против несанкционированной передачи своих военных технологий третьей стране, и сообщили Соединенным Штатам, что они довели эту политику до сведения Триполи», — сообщили представители администрации.
Несмотря на антагонизм между США и Ираном, Тиммерман заметил, что Иран, пока война продолжалась, стремился импортировать оружие из стран, которые не подпадали под действие экспортных ограничений США и не соблюдали их. Некоторые из этих стран были советскими клиентами или самим Советским Союзом. По оценкам Государственного департамента США , к 1982 году более 40% ежегодного импорта оружия Ираном на сумму 2 миллиарда долларов приходилось на Северную Корею. Большая часть этого оборудования была закуплена в Китае или произведена по лицензии Советского Союза. Оружие советского блока также экспортировалось в Иран через Сирию, Ливию, Румынию и Польшу – и напрямую из Советского Союза. [ 16 ] Советское оборудование также поставлялось из Китайской Народной Республики , возможно, не сверхдержавы, а еще одного соперника Советского Союза. [ 33 ] Он приводит оценки США по импорту оружия Ирана за период 1979-83 годов в 5,365 миллиардов долларов, а именно: ( курсив ) « 975 миллионов долларов из Советского Союза, 1,2 миллиарда долларов из США, 20 миллионов долларов из Франции, 140 миллионов долларов из Великобритании, 5 миллионов долларов из ФРГ, 150 миллионов долларов из Италии, 230 миллионов долларов из КНР, 5 миллионов долларов из Румынии, 40 миллионов долларов из Польши... и 2,6 миллиарда долларов из неуказанных «других» источников». [ 36 ]
Мотивы политики
[ редактировать ]Мотивы необходимо понимать в контексте времени ирано-иракской войны между 1980 и 1988 годами, когда Советский Союз и холодная война все еще были вполне реальны. Революционные силы, свергнувшие шаха, были возмущены тем, что они считали продолжающейся поддержкой США непопулярного правителя. В то же время иранская революция , начавшаяся в январе 1978 года и приведшая к уходу шаха в январе 1979 года, была исламской, а значит, не располагала автоматически к коммунистическому правительству. Иран, проводивший в то время политику, ориентированную на импорт, нуждался в получении оружия от одной из сверхдержав или, по крайней мере, от союзника, который производил оборудование, совместимое с одной из сверхдержав.
Вторжение Ирака в Иран, положившее начало ирано-иракской войне, произошло вскоре после иранской революции 1978-1979 годов и иранского кризиса с заложниками, начавшегося в ноябре 1979 года. США были сильными союзниками иранского шаха, который покупал оружие на Западе. В первую очередь, но не исключительно, со стороны США. Внутреннее мнение в Иране было антиамериканским, поскольку США считались покровителями непопулярного шаха Мохаммеда Резы Пехлеви . Кризис с заложниками настроил значительную часть общественного мнения США против Ирана, поэтому даже если бы правительство США по государственным соображениям захотело поддержать Иран в ирано-иракской войне, оно столкнулось бы с сильным внутренним сопротивлением. Первоначальная политика нейтралитета США по отношению к Ирану и Ираку, сопровождавшаяся первоначальными военными успехами Ирака, усилила стремление Ирана найти источник оружия, и Советский Союз воспользовался этой возможностью. Внутреннее мнение в США было не столько проиракским, сколько антииранским, что создало возможность Советскому Союзу получить влияние в Иране. Советы признали, что Иран рассматривал обе сверхдержавы как антагонистов, и оставался открытым для возможностей, особенно при Горбачеве.
Тем не менее, тот факт, что большая часть иранского оборудования и обучение на нем были американскими, означал, что Советы не могли немедленно предоставить совместимое оборудование, предназначенное для работы в соответствии с доктринами, которым обучали иранских военных, не подвергшихся чистке революционными силами.
СССР, когда разразилась война и политика еще не была разработана, организовал доставку авиакеросина с советских баз в Тегеран. За этим последовали поставки по советскому заказу из Сирии 130-мм буксируемых полевых орудий образца 1954 года (М-46) , танковых двигателей и боеприпасов. По инициативе советского посла Владимира Виноградова в июле 1981 года были подписаны два советско-иранских соглашения о сотрудничестве в области вооружений. [ 33 ] Это соглашение также предоставило советских советников, оправданных тем, что они помогли защитить Иран от нападения США, как, например, в операции по спасению заложников в апреле 1980 года .
Иран переоценивает зависимость от иностранных вооружений
[ редактировать ]После революции, с начала до середины 1980-х годов, иранцы были гораздо более консервативны в отношении внешней зависимости, поэтому они больше сосредоточились на внутреннем производстве. Военно-промышленная организация Министерства обороны была сформирована в 1969 году, но в 1981 году получила новые полномочия как Организация оборонной промышленности. [ 37 ] По данным Globalsecurity, DIO, по крайней мере, использовало советские разработки в качестве основы для своей работы; он произвел нераскрытое количество ракет «Огаб» Иран заявил , что к 1987 году (то есть еще во время ирано-иракской войны) советского производства «Скад , которые были созданы на основе ракет «земля-земля» -Б», предоставленных Ирану Ливией.
В 1983 году было также разрешено другое военное производство, контролируемое Корпусом стражей исламской революции (КСИР). [ 34 ] К середине 1980-х годов это расширилось до отечественных возможностей по производству вооружений средней сложности, таких как боевые бронированные машины, артиллерия, а также некоторые ракеты и детали самолетов. [ 37 ] Во всех этих событиях прямая и косвенная техническая помощь многих стран позволила Ирану быстро расширить технические возможности своей оборонно-промышленной базы. В число этих стран входил... СССР. [ 34 ]
Ирану, пытавшемуся преодолеть эмбарго во время ирано-иракской войны, приходилось полагаться на сложную сеть глобальных торговцев оружием и неэффективные денежные переводы на черном рынке , при которых деньги и оружие могли переходить из рук в руки множество раз между разными странами. Иранцы также старались не приобретать оружие из одного источника и часто умело натравливали одного торговца на другого в надежде сорвать попытку одного или всех оказать решающее влияние на иранскую политику. Кроме того, пришлось изменить маршруты физической доставки оружия, поскольку Египет и Саудовская Аравия начали проверять и захватывать иранские грузовые суда через Суэцкий канал и Красное море , и эти изменения дошли до переброски танков по воздуху из Сирии . [ 33 ]
Советские возможности получить влияние как часть широкой стратегии
[ редактировать ]При Горбачеве возникли новые модели советского политического мышления, которые Фрэнсис Фукуяма называет «жесткими» и «мягкими». [ 38 ] «Мягкий» вариант преуменьшает значение общей идеологии как основания для помощи, но в целом уменьшает советскую военную помощь странам третьего мира. «Жесткий» вариант, предложенный Кареном Брутенцем ( Международным первый заместитель заведующего отделом ЦК ) [ 39 ] а Александр Яковлев ( член Политбюро и глава Комиссии по внешней политике) хочет сотрудничества с «крупными, геополитически важными государствами третьего мира, независимо от их идеологической ориентации». Фукуяма писал: «Областью наиболее активного советского взаимодействия с капиталистическими государствами третьего мира был Ближний Восток и Персидский залив. Москва... приблизилась к Саудовской Аравии и Ирану...» [ 38 ]
Как упоминалось во введении, когда Михаил Горбачев пришел к власти в 1985 году, у него была новая модель советской внешней политики. власть в Персидском заливе . Следовательно, его «новое мышление», казалось, также способствовало изменению взглядов Ирана на Советский Союз. Такое мышление, возможно, дополнило иранское осознание необходимости улучшения своей экономики. Поэтому в феврале 1986 года заместитель премьер-министра СССР Георгий Корниенко посетил Тегеран 26 февраля 1986 года в надежде на экономическое сотрудничество.
Иран согласился «расширить экономические и торговые отношения, а также провести совместную разведку нефти в Каспийском море». Это дало Горбачеву некоторую возможность сбалансировать интересы Ирака и Ирана. [ 40 ] Официальное радио Ирана сообщило, что он призвал к «расширению политических контактов». [ 41 ] Хашеми Рафсанджани , спикер иранского парламента, заявил, что визит Корниенко «окажет большое влияние на наши отношения с Советским Союзом и восточным миром... Можно быть оптимистом в таких областях, как технические, военные, экономические и, возможно, политические отношения». Однако советская политика в отношении Афганистана и Ирака оставалась проблемой». [ 42 ] Иран вскоре после визита начал наступление, в результате которого вернул себе полуостров Фао . Последующие официальные визиты СССР в августе и декабре 1986 года привели к возобновлению экспорта иранского природного газа, который был остановлен в 1980 году. [ 43 ]
Другие возможности, хотя в первую очередь реализованные после окончания войны, включали советские технологии для компонентов и систем, которые Иран не мог разработать в краткосрочной перспективе. У Ирана были причины изучить готовность СССР экспортировать компоненты ракетных систем, которые иранцы могли бы адаптировать, провести окончательную сборку советских самолетов и бронетехники, а также основать в Иране лицензированные заводы по производству советского оборудования. [ 34 ] В первую очередь это произошло после окончания войны в 1988 году.
США рассматривают возможность возобновления эмбарго, чтобы сбалансировать советское влияние
[ редактировать ]В 1985 году аналитик ЦРУ Грэм Фуллер предложил, чтобы США предложили продавать оружие Ирану в качестве средства блокирования там советского влияния. Роберт М. Гейтс , тогдашний глава Национального разведывательного совета ЦРУ , выдвинул предложение, которое было распространено за подписью директора Центральной разведки Уильяма Кейси . Хотя этот раздел был отвергнут действующим госсекретарем Джорджем Шульцем и министром обороны Каспаром Вайнбергером , он подкрепляет идею о том, что ирано-иракский конфликт рассматривался США и, возможно, Советским Союзом как опосредованная война. Конечно, Советский Союз продал бы послереволюционному Ирану после 1979 года, тогда как США этого не сделали. [ 44 ]
Судя по всему, в то же время Советы также видели возможности, предположительно, для блокирования влияния США. В 1985 году министр обороны Ирака заявил: «Восемьдесят процентов оружия, которое мы захватываем сегодня (из Ирана), имеет советское происхождение». [ 33 ]
Советы исследуют возможности
[ редактировать ]Фукуяма отмечает, что советская политика в отношении Персидского залива в 1987 и начале 1988 годов была сложной и преследовала несколько конкурирующих целей. В целом они стремились усилить советское влияние в регионе, особенно если западные военно-морские силы покинут этот регион. Когда они допустили тактическую ошибку, зафрахтовав танкеры, они быстро адаптировались к выводу западных войск из Персидского залива, «отклоняясь от Кувейта к Ирану». Летом 1989 года Советы, вероятно, надеялись, что Соединенные Штаты можно будет напугать. Персидского залива... Поддержка иранской оппозиции смене флага будет способствовать этому результату». Такой поворот послужит цели укрепления влияния на Иран, одновременно компенсируя широкую поддержку Кувейта Соединенными Штатами. [ 45 ]
Экспортный контроль
[ редактировать ]При советской системе стимулов для высокодоходного экспорта оружия было мало. Скорее, советский экспорт вооружений в первую очередь регулировался военной тайной. Если военные решат, что конкретная единица оборудования, технология производства или другая информация превосходят аналоги на Западе, она не будет доступна для экспорта, и зарубежные военные торговые организации Советского Союза не смогут обжаловать это решение.
Если и возник вопрос деликатности, то традиционное советское принятие решений предполагало большую, а не меньшую секретность. [ 46 ] Каждое решение об экспорте вещей, имевших военное значение, принималось централизованно, при участии партии , военных и органов государственной безопасности ( КГБ ). Если решение принималось в пользу экспорта, это отражало консенсус правительства.
В 1981 году в документе ЦРУ говорилось, что Советский Союз, вероятно, ускорит поставку «наземного оборудования» на сумму 220 миллионов долларов и разрешит восточноевропейским странам «выборочно поставлять некоторые дефицитные товары». [ 47 ]
Военная подготовка и консультации
[ редактировать ]Военные соглашения июля 1981 года были охарактеризованы иранцами как оборонительные. Они охватывали обучение и строительство иранских баз, а также строительство советских баз радиоразведки SIGINT (см. «Командование, управление, связь и разведка» ниже). Были соглашения о подготовке иранских кадров в советских военных училищах и сотрудничестве с революционной тайной полицией САВАМА .
Советники должны были носить характерную униформу, но без ничего, что указывало бы на их принадлежность к Советскому Союзу, а их расходы должны были оплачиваться в долларах США. К середине 1983 года их число выросло до 3000, а в марте 1987 года — до 4200. [ 33 ]
Командование, управление, связь и разведка (C3I)
[ редактировать ]Советский персонал в конце 1981 года начал строительство станции наблюдения в Белуджистане , в месте, откуда открывался вид на границы Афганистана и Пакистана. Радар на этой базе мог отслеживать все военно-морские перевозки через Ормузский пролив . Они также могли отслеживать поставки афганскому сопротивлению, которое шло через Пакистан. Шорави также были замечены в Белуджистане, где, начиная с конца 1981 года, они начали работу над сетью наземных станций наблюдения, которые будут связаны с огромной базой прослушивания, вырытой в склоне горы Кух-э-Малек-Сиах, которая доминировала над иранской территорией. -Афгано-Пакистанская граница. Иран допустил это из-за опасений по поводу все более теплых отношений между Пакистаном, США и арабскими государствами Персидского залива. Тегеран также согласился позволить построить установку из-за наличия в Пакистане станций прослушивания, настраивающихся на Иран с помощью Америки. [ 48 ] [ 49 ]
В дополнение к первой станции в Кух-э-Малек-Сиа, разведывательная база в Гардане-Пире-Зане позволяла наблюдать за воздушной деятельностью на севере Саудовской Аравии. В сочетании с другими советскими разведывательными объектами в Южном Йемене , Эфиопии и Сирии эти объекты достигли полного охвата Аравийского полуострова.
Меньшие разведывательные базы располагались на линии Хаш, Паскух, Фаслабад, Калатех-Шах-Таги и в долине Бираг. Они вступили в строй к 1983-1984 годам. [ 33 ]
Сухопутная война
[ редактировать ]Обе стороны захватили друг у друга танки и другую крупную технику. Иран разработал усиленную версию танка Т-54 / Т-55 . Неясно, получал ли Иран когда-либо российские запчасти для этого устаревшего танка.
Воздушная война
[ редактировать ]
В то время как США официально наложили эмбарго на запчасти для F-14 и его специализированной AIM-54 «Феникс» ракеты класса «воздух-воздух» , и есть сообщения о том, что американские технические специалисты, покинувшие Иран после революции, саботировали важные детали, иранские ВВС нашла новую роль для своих истребителей F-14 в командовании и управлении. Его радар AN/AWG-9 , уникальный по своим возможностям на то время, позволил Ирану использовать F-14 не в качестве истребителей на передовой, а в качестве «мини-ДРЛО» платформ раннего предупреждения и тактического управления .
F-14 и Phoenix выведены из эксплуатации в США, а недавно появились сообщения о том, что Иран получает запасные части от избыточных продаж. Очевидно, что текущие избыточные продажи не повлияли на использование F-14/AWG-9 в обсуждаемой войне, но в сообщении Associated Press о текущем рынке цитируются слова Грега Кутца, руководителя отдела специальных расследований Главного бухгалтерского управления США : «Он считает, что У Ирана уже есть детали для Tomcat от избыточных продаж Пентагона: «Главное сейчас в будущем — остановить это и не допустить повторения этого». [ 50 ]
Для Ирана радар является важнейшим компонентом системы F-14. Ракета «Феникс» была разработана для поражения советских бомбардировщиков на очень больших дистанциях в рамках внешнего воздушного боя в составе обороны боевой группы авианосцев, и существует несколько угроз такого типа, с которыми Ирану приходится справляться.
Самолет
[ редактировать ]Поступали сообщения американской промышленности о том, что по крайней мере один экипаж F-14 перешел на сторону Советского Союза. Возможно, это был разведывательный переворот. [ 51 ] [ 52 ]

Оружие
[ редактировать ]В этих сообщениях говорилось, что ракета «Вымпел Р-33» (по классификации НАТО AMOS AA-9) была разработана методом реверс-инжиниринга. Геннадий Соколовский из ОКБ "Вымпел" отрицает, что Р-33 был создан на базе AIM-54 "Феникс ", утверждая, что он никогда не видел живого "Феникса". [ 51 ] [ 52 ]
Самолеты F-14, находящиеся на вооружении Ирана, также несут ракеты AIM-9 Sidewinder и AIM-7 Sparrow , а также 20-мм пушку; все это больше подходит для вероятного типа боя, с которым могут столкнуться эти самолеты, если они будут использоваться в бою. Учитывая их уникальные радиолокационные возможности, Иран с большей вероятностью будет сдерживать свои F-14 и использовать другие истребители, такие как F-4 Phantom , для ближнего боя.
ПВО
[ редактировать ]Во время войны Иран не имел интегрированной системы ПВО. У него действительно были местные системы ПВО в Тегеране и на острове Харг , ключевом иранском нефтяном объекте.

Советская зенитная артиллерия была ключевой и предсказуемой частью этой местной обороны, поскольку Иран испытывал значительные трудности с получением запасных частей для своих американских MIM-23 Hawk . зенитных ракет [ 53 ] В их число входила советская зенитная артиллерия и ракеты малой дальности. Не установлено, как Иран приобрел это оружие, которое имеет малую дальность действия и предположительно используется в качестве последней точки обороны. [ 54 ]
Зенитная артиллерия
[ редактировать ]Оборона острова Харг включала в себя хорошо зарекомендовавшую себя ЗСУ-23-4 23-мм зенитную пушку с радиолокационным управлением .
Ракеты класса «земля-воздух»
[ редактировать ]
Также частью ПВО острова Харг были ручные «Стрела» SA-7 ракеты класса «земля-воздух» . Эти ракеты имеют ограниченный срок хранения в далеко не идеальных условиях хранения, поэтому их нельзя было приобрести задолго до революции. [ 55 ]
Ракетная техника
[ редактировать ]В 1985 году Иран признал, что эмбарго вынудило его упростить цели внутреннего производства. Одной из целей были ракеты класса «земля-земля» , которые, учитывая разницу в размерах и конструктивных целях, дешевле и менее сложны, чем многоцелевые истребители, такие как американские F-4 «Фантомы» , которые были основой иранских ВВС.
Иран получил техническую помощь от ряда стран, включая Китай и Северную Корею, Пакистан, Ливию, Израиль, Аргентину, Бразилию, Западную Германию, Восточную Германию, Тайвань и СССР . [ 34 ] Из них в 1985 году Советский Союз явно обладал наибольшим опытом в области ракет. Иран использовал ракеты Scud-B, предположительно ливийского происхождения, против чего Советы не высказали возражений.
См. также
[ редактировать ]- Международная помощь участникам боевых действий в ирано-иракской войне
- Ирано-российские отношения
- Иракско-российские отношения
- Советская поддержка Ирана во время ирано-иракской войны
- Советская поддержка Ирака во время ирано-иракской войны
- Итальянская поддержка Ирака во время ирано-иракской войны
- Дело Иран-Контрас (тайные военные поставки США в Иран)
- Роль Израиля в ирано-иракской войне
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саджадпур стр.29
- ^ https://www.rand.org/pubs/notes/2007/N1524.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ «Ирак и СССР: Нефтяное соглашение». Международно-правовые материалы . 7 (2): 307–311. 1 января 1968 г. doi : 10.1017/s0020782900052517 . JSTOR 20690330 . S2CID 249004473 .
- ^ Саджадпур, стр. 31–32.
- ^ Смоланский стр.231
- ^ Саджадпур стр.32
- ^ Этот раздел: Месбахи, стр. 74–78.
- ^ Этот раздел: Месбахи, стр. 78–82.
- ^ Саджадпур стр.34
- ^ Саджадпур стр.35
- ^ Месбахи, стр. 88–89.
- ^ Этот раздел: Месбахи, стр. 82–94.
- ^ TIV импорта оружия в Ирак, 1980–1988 гг ., База данных о передаче оружия, Стокгольмский международный институт исследования проблем мира.
- ^ Перейти обратно: а б Шалом, Стивен Р. (февраль 1990 г.), «Соединенные Штаты и война в Персидском заливе» , Z Magazine , заархивировано из оригинала 27 марта 2008 г.
- ^ Зонненберг, Роберт Э. (1 апреля 1985 г.), Ирано-иракская война: стратегия тупика , Командно-штабной колледж морской пехоты
- ^ Перейти обратно: а б с д Тиммерман, Кеннет Р., «Операция «Стойкий»» , «Разжигая пламя: оружие, жадность и геополитика в войне в Персидском заливе» – через краткую информацию по Ирану
- ^ Перейти обратно: а б Мец, Хелен Чапин , изд. (1988), «Оружие из Советского Союза», Ирак: страновое исследование , Библиотека Конгресса.
- ^ Договор о дружбе и сотрудничестве (9 апреля 1972 г.) , сайт Посольства Республики Ирак в Москве, 21 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бергквист, Рональд Э. (1981), Роль авиации в ирано-иракской войне (PDF) , Научно-исследовательский институт авиации, Авиационный университет США
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, Роберт (2000), Симметричная война и уроки для будущей войны: пример ирано-иракского конфликта , Канадский военный колледж, Курс углубленных военных исследований 3
- ^ Перейти обратно: а б с Кордесман, Энтони ; Вагнер, Абрахам Р. (26 сентября 2003 г.), «Глава XI: Командование, контроль, связь, разведка и боевое управление», Уроки современной войны: Том II, Ирано-иракская война (PDF) , Центр стратегических исследований и международные исследования
- ^ Jane's Defense Weekly , 19 декабря 1987 г., стр. 1400
- ^ Вудворд, Боб (15 декабря 1986 г.), «ЦРУ помогает Ираку в войне в Персидском заливе; данные о целях со спутников США поставляются в течение почти двух лет», Washington Post
- ^ Обзор воздушной мощи войны в Персидском заливе США , том. IV: Вооружение, тактика, подготовка и космические операции, Агентство исторических исследований ВВС, 1993 г.
- ^ Эксгумация мертвых ВВС Ирака
- ^ Перейти обратно: а б Ирано-иракская война , Globalsecurity.org
- ^ Кордесман, Энтони ; Вагнер, Абрахам Р. (26 сентября 2003 г.), «Глава XIII: Воздушные и ракетные войны и оружие массового уничтожения», Уроки современной войны: Том II, Ирано-иракская война (PDF) , Центр стратегических исследований и международные исследования
- ^ Херли, Мэтью М. (зима 1989 г.), «Воздушный бой в долине БЕКАА, июнь 1982 г.: уроки, извлеченные неправильно?» , Airpower Journal , Авиационный университет, ВВС США, заархивировано из оригинала 23 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кордесман, Энтони ; Вагнер, Абрахам Р. (26 сентября 2003 г.), «Глава XII: Общевойсковая и сухопутная война», Уроки современной войны: Том II, Ирано-иракская война (PDF) , Центр стратегических и международных исследований
- ^ Перейти обратно: а б Мартинсон, Мартин Дж. (1 апреля 1984 г.), Ирано-иракская война: борьба без конца , Командно-штабной колледж морской пехоты
- ^ Центральное разведывательное управление (1989), Тема: Химическое оружие и оборонный потенциал Ирака , ЦРУ 369862.
- ^ Центральное разведывательное управление (18 декабря 1980 г.), Специальная оценка национальной разведки: советские интересы, политика и перспективы в отношении ирано-иракской войны , SNIE 11-34/36.2-80, заархивировано из оригинала 1 марта 2001 г. URL-адрес: на страницу поиска FOIA
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Тиммерман, Кеннет Р., «Новый советский арсенал Ирана» , «Разжигая пламя: оружие, жадность и геополитика в войне в Персидском заливе» – через «Iran Brief»
- ^ Перейти обратно: а б с д и Национальный совет разведки, Иран: Текущая ситуация в области национальной безопасности (PDF)
- ^ Сциолино, Элейн (11 сентября 1987 г.), «Протест США и СССР против Ливии из-за иранских мин» , The New York Times
- ^ Агентство США по контролю над вооружениями и разоружению (1985), Мировые военные расходы и передача оружия , Правительственная типография
- ^ Перейти обратно: а б «Организация оборонной промышленности (DIO)» , Globalsecurity.org
- ^ Перейти обратно: а б Фукуяма, Фрэнсис (1989), Горбачев и новая советская повестка дня в третьем мире (PDF) , Центр Рэнда Арройо, стр. v–vii.
- ^ «Эпизод 17, Хорошие парни, плохие парни: Интервью с Карен Брутенц». ХОЛОДНАЯ ВОЙНА . Октябрь 1997 г. CNN. Архивировано из оригинала 31 декабря 2006 г. Поиск ученых .
- ^ О'Коннор, Эдвард А. (август 2005 г.), «Российско-иранские отношения: перспективы сотрудничества с «осью зла» » , Strategic Insights , IV (8), Центр современных конфликтов, Аспирантура ВМС США.
- ^ «Советский чиновник посещает Иран» , The New York Times , 3 февраля 1986 г.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ «ВОКРУГ МИРА; Иран заявляет о своих связях с советским улучшением» , The New York Times , 10 февраля 1986 г.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - ^ Хьюм, Кэмерон Р. (1994), Организация Объединенных Наций, Иран и Ирак: как изменилось миротворчество , Indiana University Press, ISBN 978-0-253-32874-8
- ^ Энгельберг, Стивен (23 февраля 1987 г.), «Кандидат ЦРУ связан с меморандумом 85 года, призывающим Иран к сделкам по оружию» , The New York Times
- ^ Фукуяма, Фрэнсис (1989), Горбачев и новая советская повестка дня в третьем мире (PDF) , Центр Рэнда Арройо, стр. 50–58.
- ^ Управление международных отношений (OIA), Национальная академия наук (1997), «Усилия России, Украины, Беларуси и Казахстана по созданию и модернизации систем экспортного контроля: наследие СССР», Проблемы распространения: оценка усилий США по содействию сдерживанию ядерного оружия. и другие опасные материалы и технологии в бывшем Советском Союзе , National Academies Press, с. 91, номер домена : 10.17226/5590 , ISBN 978-0-309-05741-7
- ^ Национальный центр зарубежной оценки, Центральное разведывательное управление (20 ноября 1981 г.), Ирано-иракская война: статус, влияние и перспективы , ЦРУ / NESA 81-10049 M
- ^ «Иран: настраиваемся» . Время . 8 марта 1982 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ «Tuning In» , Time , 8 марта 1982 г., заархивировано из оригинала 23 октября 2012 г.
- ^ Теймер, Шарон (16 января 2007 г.), «Иран получает армейское снаряжение от продажи Пентагона», Associated Press , Washington Post
- ^ Перейти обратно: а б Баугер, Джозеф (3 марта 2000 г.), «Tomcat на вооружении Ирана» , AirToAirCombat.com
- ^ Перейти обратно: а б Александр, Грег (12 мая 2002 г.), «F-14 ВВС Ирана» , Aerospace Web.com
- ^ Дэвис, Марк Дж. (1992), Способность Ирана к оперативной войне: историческая оценка и взгляд на будущее (PDF) , Школа перспективных военных исследований армии США. , Колледж командования и генерального штаба
- ^ Сигал, Дэвид (март – апрель 1986 г.), «Воздушная война в Персидском заливе» , Air University Review
- ^ Оперативная группа по ПЗРК Ассоциации авиапилотов (ALPA) (октябрь 2004 г.), «Обновление оперативной группы по ПЗРК: эксперты и персонал по безопасности линейных пилотов ALPA изучают угрозу авиалайнерам от ракет, запускаемых с плеча» , Air Line Pilot
Источники
[ редактировать ]- Мохиаддин Месбахи: «СССР и ирано-иракская война: от Брежнева до Горбачева» в Фарханге Раджаи (ред.) Ирано-иракская война: политика агрессии (University Press of Florida, 1993)
- Казем Саджадпур: «Нейтральные заявления, последовательная практика: СССР и война» в Фарханге Раджаи (ред.) Иранские перспективы ирано-иракской войны (University Press of Florida, 1997)
- Олесь М. Смоланский СССР и Ирак: советские поиски влияния (Duke University Press, 1991)