Стрессор
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Стрессор – это химический или биологический агент , состояние окружающей среды , внешний раздражитель или событие, которое рассматривается как вызывающее стресс у организма . [1] С психологической точки зрения стрессором могут быть события или окружающая среда, которые люди могут считать требующими, бросающими вызов и/или угрожающими личной безопасности. [2]
События или объекты, которые могут вызвать стрессовую реакцию, могут включать:
- окружающей среды ( гипо- или гипертермические стрессовые факторы температуры , повышенный уровень шума , чрезмерное освещение , скученность )
- ежедневные «стрессовые» события (например, дорожное движение , потеря ключей, денег, качество и количество физической активности)
- изменения в жизни (например, развод , тяжелая утрата)
- стрессоры на рабочем месте (например, высокие требования к работе по сравнению с низким контролем работы, повторяющиеся или продолжительные нагрузки, чрезмерные нагрузки, экстремальные позы, беспорядок в офисе) [3] )
- химические стрессоры (например, табак , алкоголь , наркотики)
- социальные стрессоры (например, требования общества и семьи)
Стрессоры могут вызывать внутренние физические, химические и психические реакции. Физические стрессоры вызывают механические напряжения на коже, костях, связках, сухожилиях, мышцах и нервах, которые вызывают деформацию тканей и (в крайних случаях) отказ тканей. Химические стрессы также вызывают биомеханические реакции, связанные с обменом веществ и восстановлением тканей. Физические стрессоры могут вызывать боль и ухудшать производительность труда. Хроническая боль и нарушения, требующие медицинской помощи, могут быть результатом сильных физических стрессов или отсутствия достаточного времени для восстановления между последовательными воздействиями. [4] [5] Стрессоры также могут влиять на умственные функции и работоспособность. Психические и социальные стрессоры могут влиять на поведение и то, как люди реагируют на физические и химические стрессоры. [6]
Социальные и экологические стрессоры и события, связанные с ними, могут варьироваться от незначительных до травматических. Травматические события включают в себя очень изнурительные стрессоры, и зачастую эти стрессоры не поддаются контролю. человека Травматические события могут истощить ресурсы до такой степени, что у него может развиться острое стрессовое расстройство или даже посттравматическое стрессовое расстройство . Люди, подвергшиеся насилию, преследованиям или террору, часто более подвержены стрессовым расстройствам. [7] [8] Большинство взаимосвязей между стрессором и стрессом могут быть оценены и определены – либо человеком, либо психологом. Терапевтические меры часто принимаются, чтобы помочь пополнить и восстановить ресурсы человека, одновременно помогая ему справиться с текущим стрессом.
Психологические стрессоры
[ редактировать ]Стрессоры возникают, когда человек не может справиться с требованиями своего окружения (например, огромный долг без четкого пути его решения). [2] Как правило, стрессоры принимают различные формы, такие как: травмирующие события, жизненные требования, внезапные неотложные медицинские ситуации и повседневные неудобства, и это лишь некоторые из них. Существует также множество характеристик, которыми может обладать стрессор (различная продолжительность, интенсивность, предсказуемость и управляемость). [2]
Измерение психологического стресса
[ редактировать ]Из-за широкого воздействия и далеко идущих последствий психологических стрессоров (особенно их глубокого воздействия на психическое благополучие) особенно важно разработать инструменты для измерения таких стрессоров. Два распространенных психологических стресс-теста включают Шкалу воспринимаемого стресса (PSS). [9] разработанная американским психологом Шелдоном Коэном , и шкала оценки социальной адаптации (SRRS). [10] или Шкала стресса Холмса-Рээ . PSS представляет собой традиционную шкалу Лайкерта , а SRRS присваивает стрессорам конкретные заранее определенные числовые значения.
Биологические реакции на стрессоры
[ редактировать ]Травматические события или любой тип шока для организма могут вызвать острое расстройство реакции на стресс (РАС). Степень, в которой человек испытывает РАС, зависит от степени шока. Если шок прошел определенную крайность после определенного периода времени, РАС может перерасти в то, что широко известно как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). [11] Организм биологически реагирует двумя способами, чтобы уменьшить количество стресса, который испытывает человек. Одна вещь, которую организм делает для борьбы со стрессорами, — это выработка гормонов стресса, которые, в свою очередь, создают запасы энергии, которые имеются на случай возникновения стрессового события. Второй способ реагирования наших биологических компонентов – через клетки человека. В зависимости от ситуации наши клетки получают больше энергии для борьбы с любым негативным стрессором и любой другой деятельностью, в которой задействованы эти клетки. [12]
Один из возможных механизмов воздействия стрессоров на биологические пути включает стимуляцию гипоталамуса , CRF ( фактор высвобождения кортикотропина ), вызывающий гипофизом высвобождение АКТГ ( адренокортикотропный гормон ), который заставляет кору надпочечников секретировать различные гормоны стресса (например, кортизол ). Гормоны стресса перемещаются с током крови к соответствующим органам , например, железам , сердцу , кишечнику , вызывая реакцию «беги или сражайся» . Между этими потоками существует альтернативный путь, по которому можно пойти после того, как стрессор переносится на гипоталамус , что ведет к симпатической нервной системе ; после чего мозговое вещество надпочечников секретирует адреналин . [6]
Предсказуемость и управляемость
[ редактировать ]Когда люди получают информацию о событиях до того, как они произошли, сила стрессора меньше, чем у людей, которые не были проинформированы о стрессоре. [13] Например, человек предпочел бы заранее знать, когда у него наступит крайний срок, чтобы подготовиться к нему заранее, а не узнавать о крайнем сроке в день его наступления. Зная, что крайний срок наступает заранее, интенсивность стрессора для человека меньше, в отличие от интенсивности для другого несчастного человека, который узнал о крайнем сроке в день его наступления. Когда это было проверено, психологи обнаружили, что, когда у людей был выбор, люди отдавали предпочтение предсказуемым стрессорам, а не непредсказуемым. [14]
Кроме того, степень, в которой стрессор можно контролировать, влияет на то, как человек воспринимает стресс. [2] Исследования показали, что если человек сможет взять под контроль фактор стресса, уровень стресса снизится. В ходе этого исследования было обнаружено, что люди становятся все более тревожными и расстроенными, если они не могут контролировать свое окружение. [15] В качестве примера представьте себе человека, который ненавидел баню в средние века, принимая ванну. Если человека заставляли принимать ванну без контроля над температурой ванны (одна из переменных), то уровень его тревоги и стресса был бы выше, чем если бы человеку был предоставлен некоторый контроль над окружающей средой (например, возможность контролировать температуру воды).
На основе этих двух принципов (предсказуемости и контроля) существуют две гипотезы, пытающиеся объяснить эти предпочтения; гипотеза подготовительного ответа и гипотеза безопасности пытаются учесть эти предпочтения.
Гипотеза подготовительного ответа
[ редактировать ]Идея этой гипотезы заключается в том, что организм может лучше подготовиться к событию, если он будет проинформирован заранее, поскольку это позволяет ему подготовиться к нему (биологически). [2] Заблаговременно биологически готовясь к этому событию, человек может лучше уменьшить отвращение к этому событию. [16] Зная, когда произойдет потенциальный стрессор (например, экзамен), человек теоретически может подготовиться к нему заранее, тем самым уменьшая стресс, который может возникнуть в результате этого события.
Гипотеза безопасности
[ редактировать ]В этой гипотезе существует два периода времени: один считается безопасным (когда фактор стресса отсутствует), а другой — небезопасным (когда фактор стресса присутствует). [17] Это похоже на прокрастинацию и зубрежку; в безопасные промежутки времени (недели перед экзаменом) человек расслаблен и не тревожится, а в небезопасные промежутки времени (день или ночь перед экзаменом) человек, скорее всего, испытывает тревогу. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сато, Хиронори, Наоки, Цудзи, Мицуёси; Сасаки, Хадзиме; «Сдерживающий стресс изменяет экспрессию генов в двенадцатиперстной кишке, важных для липидного обмена у крыс». 227 ( 3 ): 248–261. doi : 10.1016/j.tox.2006.08.009 . PMID 16962226 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Декерс, Ламберт (2018). Мотивация биологическая, психологическая и экологическая. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 208-212. ISBN 978-1-138-03632-1 .
- ^ Реестр, Кэтрин А.; Феррари, Джозеф Р. (13 января 2019 г.). «Приводит ли стресс на работе к беспорядку в офисе и как? Опосредующее влияние эмоционального истощения и нерешительности». Окружающая среда и поведение . 52 (9): 923–944. дои : 10.1177/0013916518823041 . ISSN 0013-9165 . S2CID 149971077 .
- ^ Национальный исследовательский совет (2001). Нарушения опорно-двигательного аппарата и рабочее место: поясница и верхние конечности. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий . Национальная Академия Пресс. стр. 512 . ISBN 0-309-07284-0 .
- ^ Национальный исследовательский совет (199). Скелетно-мышечные расстройства, связанные с работой: отчет, резюме семинара и материалы семинара . Национальная Академия Пресс. п. 240. ИСБН 0-309-06397-3 .
- ^ Jump up to: а б «Что такое стресс?» . С-Круто.
- ^ Декерс, стр. 216
- ^ Невид, Спенсер и Грин и др., 2014 г.
- ^ Коэн, Шелдон; Камарк, Том; Мермельштейн, Робин (1983). «Глобальный показатель воспринимаемого стресса». Журнал здоровья и социального поведения . 24 (4): 385–396. дои : 10.2307/2136404 . ISSN 0022-1465 . JSTOR 2136404 . ПМИД 6668417 . S2CID 21357701 .
- ^ Холмс, Томас Х.; Рэй, Ричард Х. (август 1967 г.). «Рейтинговая шкала социальной адаптации». Журнал психосоматических исследований . 11 (2): 213–218. дои : 10.1016/0022-3999(67)90010-4 . ISSN 0022-3999 . ПМИД 6059863 .
- ^ Брайант, А; Ричард (2017). «Острое стрессовое расстройство». Современное мнение в психологии . 14 : 127–131. дои : 10.1016/j.copsyc.2017.01.005 . ПМИД 28813311 . S2CID 45053930 .
- ^ Шнайдерман, Н; Айронсон, Дж; Сигел, С.Д. (2005). «Стресс и здоровье: психологические, поведенческие и биологические детерминанты» . Анну преподобный Клин Психол . 1 : 607–28. doi : 10.1146/annurev.clinpsy.1.102803.144141 . ПМЦ 2568977 . ПМИД 17716101 .
- ^ Гриллон, К.; Баас, JP; Лиссен, С.; Смит, К.; Мильштейн, Дж. (2004). «Тревожные реакции на предсказуемые и непредсказуемые неприятные события». Поведенческая нейронаука . 118 (5): 916–924. дои : 10.1037/0735-7044.118.5.916 . PMID 15506874 . S2CID 12907188 .
- ^ Лежуез, CW; Эйферт, Г.Х.; Зволенский, МЮ; Ричардс, Дж. Б. (2000). «Предпочтение между предсказуемым и непредсказуемым введением воздуха, обогащенного 20 процентами углекислого газа: значение для лучшего понимания этиологии и лечения панического расстройства». Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 6 (4): 349–358. дои : 10.1037/1076-898x.6.4.349 . ПМИД 11218343 .
- ^ Зволенский, МЮ; Эйферт, Г.Х.; Лежуез, CW (2001). «Контроль смещения во время периодической подачи воздуха, обогащенного 20 процентами углекислого газа: связь с индивидуальными разностными переменными». Эмоция . 1 (2): 148–165. дои : 10.1037/1528-3542.1.2.148 . ПМИД 12899194 .
- ^ Перкинс, CC (1955). «Условия стимулирования, которые следуют за выученными реакциями». Психологический обзор . 62 (5): 341–348. дои : 10.1037/h0040520 . ПМИД 13254972 .
- ^ Селигман, депутат Европарламента (1971). «Фобии и готовность». Поведенческая терапия . 2 (3): 207–320. дои : 10.1016/S0005-7894(71)80064-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Национальный исследовательский совет. Скелетно-мышечные расстройства, связанные с работой: отчет, резюме семинара и материалы семинара. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий, 1999.