Jump to content

Стрессор

Стрессор это химический или биологический агент , состояние окружающей среды , внешний раздражитель или событие, которое рассматривается как вызывающее стресс у организма . [1] С психологической точки зрения стрессором могут быть события или окружающая среда, которые люди могут считать требующими, бросающими вызов и/или угрожающими личной безопасности. [2]

События или объекты, которые могут вызвать стрессовую реакцию, могут включать:

Стрессоры могут вызывать внутренние физические, химические и психические реакции. Физические стрессоры вызывают механические напряжения на коже, костях, связках, сухожилиях, мышцах и нервах, которые вызывают деформацию тканей и (в крайних случаях) отказ тканей. Химические стрессы также вызывают биомеханические реакции, связанные с обменом веществ и восстановлением тканей. Физические стрессоры могут вызывать боль и ухудшать производительность труда. Хроническая боль и нарушения, требующие медицинской помощи, могут быть результатом сильных физических стрессов или отсутствия достаточного времени для восстановления между последовательными воздействиями. [4] [5] Стрессоры также могут влиять на умственные функции и работоспособность. Психические и социальные стрессоры могут влиять на поведение и то, как люди реагируют на физические и химические стрессоры. [6]

Социальные и экологические стрессоры и события, связанные с ними, могут варьироваться от незначительных до травматических. Травматические события включают в себя очень изнурительные стрессоры, и зачастую эти стрессоры не поддаются контролю. человека Травматические события могут истощить ресурсы до такой степени, что у него может развиться острое стрессовое расстройство или даже посттравматическое стрессовое расстройство . Люди, подвергшиеся насилию, преследованиям или террору, часто более подвержены стрессовым расстройствам. [7] [8] Большинство взаимосвязей между стрессором и стрессом могут быть оценены и определены – либо человеком, либо психологом. Терапевтические меры часто принимаются, чтобы помочь пополнить и восстановить ресурсы человека, одновременно помогая ему справиться с текущим стрессом.

Психологические стрессоры

[ редактировать ]

Стрессоры возникают, когда человек не может справиться с требованиями своего окружения (например, огромный долг без четкого пути его решения). [2] Как правило, стрессоры принимают различные формы, такие как: травмирующие события, жизненные требования, внезапные неотложные медицинские ситуации и повседневные неудобства, и это лишь некоторые из них. Существует также множество характеристик, которыми может обладать стрессор (различная продолжительность, интенсивность, предсказуемость и управляемость). [2]

Измерение психологического стресса

[ редактировать ]

Из-за широкого воздействия и далеко идущих последствий психологических стрессоров (особенно их глубокого воздействия на психическое благополучие) особенно важно разработать инструменты для измерения таких стрессоров. Два распространенных психологических стресс-теста включают Шкалу воспринимаемого стресса (PSS). [9] разработанная американским психологом Шелдоном Коэном , и шкала оценки социальной адаптации (SRRS). [10] или Шкала стресса Холмса-Рээ . PSS представляет собой традиционную шкалу Лайкерта , а SRRS присваивает стрессорам конкретные заранее определенные числовые значения.

Биологические реакции на стрессоры

[ редактировать ]

Травматические события или любой тип шока для организма могут вызвать острое расстройство реакции на стресс (РАС). Степень, в которой человек испытывает РАС, зависит от степени шока. Если шок прошел определенную крайность после определенного периода времени, РАС может перерасти в то, что широко известно как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). [11] Организм биологически реагирует двумя способами, чтобы уменьшить количество стресса, который испытывает человек. Одна вещь, которую организм делает для борьбы со стрессорами, — это выработка гормонов стресса, которые, в свою очередь, создают запасы энергии, которые имеются на случай возникновения стрессового события. Второй способ реагирования наших биологических компонентов – через клетки человека. В зависимости от ситуации наши клетки получают больше энергии для борьбы с любым негативным стрессором и любой другой деятельностью, в которой задействованы эти клетки. [12]

Один из возможных механизмов воздействия стрессоров на биологические пути включает стимуляцию гипоталамуса , CRF ( фактор высвобождения кортикотропина ), вызывающий гипофизом высвобождение АКТГ ( адренокортикотропный гормон ), который заставляет кору надпочечников секретировать различные гормоны стресса (например, кортизол ). Гормоны стресса перемещаются с током крови к соответствующим органам , например, железам , сердцу , кишечнику , вызывая реакцию «беги или сражайся» . Между этими потоками существует альтернативный путь, по которому можно пойти после того, как стрессор переносится на гипоталамус , что ведет к симпатической нервной системе ; после чего мозговое вещество надпочечников секретирует адреналин . [6]

Предсказуемость и управляемость

[ редактировать ]

Когда люди получают информацию о событиях до того, как они произошли, сила стрессора меньше, чем у людей, которые не были проинформированы о стрессоре. [13] Например, человек предпочел бы заранее знать, когда у него наступит крайний срок, чтобы подготовиться к нему заранее, а не узнавать о крайнем сроке в день его наступления. Зная, что крайний срок наступает заранее, интенсивность стрессора для человека меньше, в отличие от интенсивности для другого несчастного человека, который узнал о крайнем сроке в день его наступления. Когда это было проверено, психологи обнаружили, что, когда у людей был выбор, люди отдавали предпочтение предсказуемым стрессорам, а не непредсказуемым. [14]

Кроме того, степень, в которой стрессор можно контролировать, влияет на то, как человек воспринимает стресс. [2] Исследования показали, что если человек сможет взять под контроль фактор стресса, уровень стресса снизится. В ходе этого исследования было обнаружено, что люди становятся все более тревожными и расстроенными, если они не могут контролировать свое окружение. [15] В качестве примера представьте себе человека, который ненавидел баню в средние века, принимая ванну. Если человека заставляли принимать ванну без контроля над температурой ванны (одна из переменных), то уровень его тревоги и стресса был бы выше, чем если бы человеку был предоставлен некоторый контроль над окружающей средой (например, возможность контролировать температуру воды).

На основе этих двух принципов (предсказуемости и контроля) существуют две гипотезы, пытающиеся объяснить эти предпочтения; гипотеза подготовительного ответа и гипотеза безопасности пытаются учесть эти предпочтения.

Гипотеза подготовительного ответа

[ редактировать ]

Идея этой гипотезы заключается в том, что организм может лучше подготовиться к событию, если он будет проинформирован заранее, поскольку это позволяет ему подготовиться к нему (биологически). [2] Заблаговременно биологически готовясь к этому событию, человек может лучше уменьшить отвращение к этому событию. [16] Зная, когда произойдет потенциальный стрессор (например, экзамен), человек теоретически может подготовиться к нему заранее, тем самым уменьшая стресс, который может возникнуть в результате этого события.

Гипотеза безопасности

[ редактировать ]

В этой гипотезе существует два периода времени: один считается безопасным (когда фактор стресса отсутствует), а другой — небезопасным (когда фактор стресса присутствует). [17] Это похоже на прокрастинацию и зубрежку; в безопасные промежутки времени (недели перед экзаменом) человек расслаблен и не тревожится, а в небезопасные промежутки времени (день или ночь перед экзаменом) человек, скорее всего, испытывает тревогу. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Сато, Хиронори, Наоки, Цудзи, Мицуёси; Сасаки, Хадзиме; «Сдерживающий стресс изменяет экспрессию генов в двенадцатиперстной кишке, важных для липидного обмена у крыс». 227 ( 3 ): 248–261. doi : 10.1016/j.tox.2006.08.009 . PMID   16962226 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Декерс, Ламберт (2018). Мотивация биологическая, психологическая и экологическая. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 208-212. ISBN   978-1-138-03632-1 .
  3. ^ Реестр, Кэтрин А.; Феррари, Джозеф Р. (13 января 2019 г.). «Приводит ли стресс на работе к беспорядку в офисе и как? Опосредующее влияние эмоционального истощения и нерешительности». Окружающая среда и поведение . 52 (9): 923–944. дои : 10.1177/0013916518823041 . ISSN   0013-9165 . S2CID   149971077 .
  4. ^ Национальный исследовательский совет (2001). Нарушения опорно-двигательного аппарата и рабочее место: поясница и верхние конечности. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий . Национальная Академия Пресс. стр. 512 . ISBN  0-309-07284-0 .
  5. ^ Национальный исследовательский совет (199). Скелетно-мышечные расстройства, связанные с работой: отчет, резюме семинара и материалы семинара . Национальная Академия Пресс. п. 240. ИСБН  0-309-06397-3 .
  6. ^ Jump up to: а б «Что такое стресс?» . С-Круто.
  7. ^ Декерс, стр. 216
  8. ^ Невид, Спенсер и Грин и др., 2014 г.
  9. ^ Коэн, Шелдон; Камарк, Том; Мермельштейн, Робин (1983). «Глобальный показатель воспринимаемого стресса». Журнал здоровья и социального поведения . 24 (4): 385–396. дои : 10.2307/2136404 . ISSN   0022-1465 . JSTOR   2136404 . ПМИД   6668417 . S2CID   21357701 .
  10. ^ Холмс, Томас Х.; Рэй, Ричард Х. (август 1967 г.). «Рейтинговая шкала социальной адаптации». Журнал психосоматических исследований . 11 (2): 213–218. дои : 10.1016/0022-3999(67)90010-4 . ISSN   0022-3999 . ПМИД   6059863 .
  11. ^ Брайант, А; Ричард (2017). «Острое стрессовое расстройство». Современное мнение в психологии . 14 : 127–131. дои : 10.1016/j.copsyc.2017.01.005 . ПМИД   28813311 . S2CID   45053930 .
  12. ^ Шнайдерман, Н; Айронсон, Дж; Сигел, С.Д. (2005). «Стресс и здоровье: психологические, поведенческие и биологические детерминанты» . Анну преподобный Клин Психол . 1 : 607–28. doi : 10.1146/annurev.clinpsy.1.102803.144141 . ПМЦ   2568977 . ПМИД   17716101 .
  13. ^ Гриллон, К.; Баас, JP; Лиссен, С.; Смит, К.; Мильштейн, Дж. (2004). «Тревожные реакции на предсказуемые и непредсказуемые неприятные события». Поведенческая нейронаука . 118 (5): 916–924. дои : 10.1037/0735-7044.118.5.916 . PMID   15506874 . S2CID   12907188 .
  14. ^ Лежуез, CW; Эйферт, Г.Х.; Зволенский, МЮ; Ричардс, Дж. Б. (2000). «Предпочтение между предсказуемым и непредсказуемым введением воздуха, обогащенного 20 процентами углекислого газа: значение для лучшего понимания этиологии и лечения панического расстройства». Журнал экспериментальной психологии: прикладной . 6 (4): 349–358. дои : 10.1037/1076-898x.6.4.349 . ПМИД   11218343 .
  15. ^ Зволенский, МЮ; Эйферт, Г.Х.; Лежуез, CW (2001). «Контроль смещения во время периодической подачи воздуха, обогащенного 20 процентами углекислого газа: связь с индивидуальными разностными переменными». Эмоция . 1 (2): 148–165. дои : 10.1037/1528-3542.1.2.148 . ПМИД   12899194 .
  16. ^ Перкинс, CC (1955). «Условия стимулирования, которые следуют за выученными реакциями». Психологический обзор . 62 (5): 341–348. дои : 10.1037/h0040520 . ПМИД   13254972 .
  17. ^ Селигман, депутат Европарламента (1971). «Фобии и готовность». Поведенческая терапия . 2 (3): 207–320. дои : 10.1016/S0005-7894(71)80064-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Национальный исследовательский совет. Скелетно-мышечные расстройства, связанные с работой: отчет, резюме семинара и материалы семинара. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий, 1999.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a756fddd5bef7414176c594c98da923__1714666020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/23/2a756fddd5bef7414176c594c98da923.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stressor - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)