Jump to content

Дихотическое слушание

Дихотическое слушание
Синонимы Дихотический тест на прослушивание
Цель используется для исследования слуховой латерализации и избирательного внимания.

Дихотическое слушание — это психологический тест, обычно используемый для исследования избирательного внимания и латерализации функций мозга в слуховой системе . Он используется в областях когнитивной психологии и нейробиологии .

В стандартном дихотическом тесте на прослушивание участнику одновременно предъявляются два разных слуховых стимула (обычно речь ), направленных в разные уши через наушники. [1] В одном типе теста участников просят обратить внимание на один или оба стимула; позже их спрашивают о содержании либо стимула, на который им было приказано обратить внимание, либо стимула, который им было приказано игнорировать. [1] [2]

Дональду Бродбенту приписывают то, что он был первым ученым, который систематически использовал дихотические тесты на прослушивание в своей работе. [3] [4] В 1950-х годах Бродбент применил дихотические тесты на прослушивание в своих исследованиях внимания, предлагая участникам сосредоточить внимание на последовательности цифр либо в левом, либо в правом ухе. [5] [6] Он предположил, что из-за ограниченных возможностей система обработки информации человека должна выбирать, к какому каналу стимулов обращаться, получая свою модель фильтра внимания . [6]

В начале 1960-х годов Дорин Кимура использовала дихотические тесты на прослушивание, чтобы сделать выводы о латеральной асимметрии слуховой обработки в мозге. [7] [8] Она продемонстрировала, например, что у здоровых участников правое ухо превосходит при восприятии вербальных стимулов, а левое ухо — при восприятии мелодий. [9] На основании этого исследования и других исследований с участием неврологических пациентов с поражениями головного мозга она пришла к выводу, что существует преобладание левого полушария для восприятия речи и преобладание правого полушария для восприятия мелодии. [10] [11]

В конце 1960-х — начале 1970-х годов Дональд Шанквейлер [12] и Майкл Стаддерт-Кеннеди [13] из Haskins Laboratories использовали технику дихотического прослушивания (представление различных бессмысленных слогов), чтобы продемонстрировать диссоциацию фонетического (речевого) и слухового (неречевого) восприятия, обнаружив, что фонетическая структура, лишенная значения, является неотъемлемой частью языка и обычно обрабатывается слева. полушарие головного мозга . [14] [15] [16] Преимущество дихотического прослушивания для одного уха интерпретируется как указание на преимущество обработки в контралатеральном полушарии . Другой пример: Сидтис (1981). [17] обнаружили, что здоровые взрослые имеют преимущество левого уха в эксперименте по распознаванию дихотического звука. Он интерпретировал этот результат как указание на доминирование правого полушария в различении высоты звука.

Альтернативное объяснение преимущества правого уха в восприятии речи состоит в том, что большинство людей, будучи правшами, подносят телефон к правому уху. [18] [19] Эти два объяснения не обязательно несовместимы, поскольку поведение при разговоре по телефону может быть частично связано с асимметрией полушарий. Некоторые из обратных результатов в отношении неречевых функций (например, звуки окружающей среды) [20] [21] ) также легко интерпретируются в этой структуре.

В начале 1970-х годов Тим Рэнд продемонстрировал дихотическое восприятие в лабораториях Хаскинса . [22] [23] В его исследовании первый стимул: форманта (F1) предъявлялся одному уху, а второй и третий стимулы: форманты (F2) и (F3) предъявлялись противоположному уху. F2 и F3 различались по низкой и высокой интенсивности. В конечном итоге, по сравнению с бинауральным состоянием, «периферийной маскировки удается избежать, когда речь слышна дихотически». [23] Эта демонстрация первоначально была известна как «эффект Рэнда», но позже была переименована в «дихотическое освобождение от маскировки». Название этой демонстрации продолжало развиваться и, наконец, было названо «дихотическое восприятие» или «дихотическое слушание». Примерно в то же время Джим Каттинг (1976), [24] Исследователь из Haskins Laboratories исследовал, как слушатели могут правильно идентифицировать слоги, когда разные компоненты слога предъявляются разным ушам. Форманты . гласных звуков и их соотношение имеют решающее значение для дифференциации гласных звуков Даже несмотря на то, что слушатели слышали два отдельных сигнала, и ни одно из ушей не воспринимало «полный» гласный звук, они все равно могли идентифицировать звуки слогов.

Дихотические тесты на прослушивание

[ редактировать ]

Тест дихотических слитых слов (DFWT)

[ редактировать ]

«Тест дихотических слитых слов» (DFWT) представляет собой модифицированную версию базового теста дихотического аудирования. Первоначально он был исследован Джонсоном и др. (1977) [25] но в начале 80-х Векслер и Хоулз (1983) [26] модифицировали этот оригинальный тест, чтобы получить более точные данные, касающиеся специализации полушарий речевых функций. В DFWT каждый участник слушает пары односложных рифмующихся слов согласная-гласная-согласная (CVC). В каждом слове различается начальная согласная. Существенная разница в этом тесте заключается в том, что «стимулы сконструированы и выровнены таким образом, что происходит частичное межушное слияние: испытуемые обычно испытывают и сообщают только об одном стимуле за испытание». [27] По словам Заторре (1989), некоторые основные преимущества этого метода включают «минимизацию факторов внимания, поскольку восприятие унитарно и локализовано на средней линии» и «эффекты доминирования стимула могут быть явно рассчитаны, а их влияние на асимметрию уха оценено и устранено». " [27] Исследование Векслера и Хоулза показало высокую надежность повторного тестирования (r=0,85). [26] Высокая надежность повторного тестирования – это хорошо, поскольку она доказывает, что данные, собранные в ходе исследования, последовательны.

Тестирование с эмоциональными факторами

[ редактировать ]

Была разработана эмоциональная версия дихотического задания на аудирование. В этой версии люди слышат одно и то же слово каждым ухом, но слышат его удивленным, счастливым, грустным, злым или нейтральным тоном. Затем участников просят нажать кнопку, указывающую, какой тон они услышали. Обычно тесты на дихотическое прослушивание показывают преимущество правого уха в восприятии звуков речи. Ожидается преимущество правого уха/левого полушария из-за данных из зоны Брока и зоны Вернике , которые оба расположены в левом полушарии. Напротив, левое ухо (и, следовательно, правое полушарие) часто лучше обрабатывает нелингвистический материал. [28] Данные задачи эмоционального дихотического прослушивания согласуются с данными других исследований, поскольку участники, как правило, более правильно реагируют на левое ухо, чем на правое. [29] Важно отметить, что задача эмоционального дихотического прослушивания, по-видимому, сложнее для участников, чем задача фонематического дихотического прослушивания, а это означает, что люди дали больше неправильных ответов.

Манипулирование временем начала голоса (VOT)

[ редактировать ]

Манипулирование временем начала голоса (VOT) во время дихотических тестов на прослушивание дало много информации о функциях мозга. [30] На сегодняшний день наиболее распространенным дизайном является использование четырех условий VOT: пары короткий-длинный (SL), где слог Согласный-гласный (CV) с коротким VOT предъявляется к левому уху, а слог CV с длинным VOT. представлен к правому уху, а также парами длинный-короткий (LS), короткий-короткий (SS) и длинный-длинный (LL). В 2006 году Римоль, Эйхеле и Хугдаль [31] впервые сообщили, что у здоровых взрослых пары SL вызывают наибольшее REA, тогда как на самом деле пары LS вызывают значительное преимущество левого уха (LEA). Исследование детей 5–8 лет показало траекторию развития, при которой длинные VOT постепенно начинают доминировать над короткими VOT, когда LS-пары предъявляются в дихотических условиях. [32] Совпадающие данные исследований модуляции внимания эффекта VOT показывают, что примерно в возрасте 9 лет детям не хватает когнитивной гибкости, свойственной взрослым, необходимой для осуществления нисходящего контроля над процессами снизу вверх, управляемыми стимулами. [33] [34] Арчиули и др. (2010) также продемонстрировали, что этот вид когнитивной гибкости является предиктором умения выполнять сложные задачи, такие как чтение. [30] [35]

Нейронаука

[ редактировать ]

Дихотические тесты на прослушивание также можно использовать в качестве задания для оценки латеральной речи. Нейропсихологи использовали этот тест для изучения роли отдельных нейроанатомических структур в восприятии речи и языковой асимметрии. Например, Хугдаль и др. (2003), исследовали дихотическое качество прослушивания и лобных долей . функцию [36] у неафазических пациентов с поражением левой и правой лобной доли по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы. В ходе исследования всем группам было предложено 36 дихотических испытаний с парами CV-слогов, и каждого пациента просили указать, какой слог он или она слышит лучше всего. Как и ожидалось, пациенты с поражением правого уха продемонстрировали преимущество правого уха, как и здоровая контрольная группа, но пациенты с поражением левого полушария продемонстрировали ухудшение как по сравнению с пациентами с поражением правого уха, так и с контрольной группой. В результате этого исследования исследователи пришли к выводу, что «дихотическое слушание связано с нейронной схемой, которая также затрагивает лобные доли, и что это может быть критическим аспектом восприятия речи». [36] Аналогично, Вестерхаузен и Хугдал (2008). [37] проанализировали роль мозолистого тела в дихотическом слухе и восприятии речи. После анализа многих исследований был сделан вывод, что «...дихотическое слушание следует рассматривать как тест функционального межполушарного взаимодействия и связности, помимо проверки латеральной языковой функции височной доли» и «мозолистое тело критически участвует в Контроль внимания сверху вниз при дихотическом слушании, что играет решающую роль в слуховой латеральности». [37]

Языковая обработка

[ редактировать ]

Дихотическое прослушивание также можно использовать для проверки полушарной асимметрии обработки речи . В начале 60-х годов Дорин Кимура сообщила, что дихотические вербальные стимулы (в частности, произносимые цифры), предъявляемые участнику, вызывают преимущество правого уха (REA). [38] Она объяснила преимущество правого уха «локализацией речи и языковой обработки в так называемом доминирующем левом полушарии коры головного мозга». [39] : 115  Согласно ее исследованию, этот феномен был связан со структурой слуховых нервов и доминированием левосторонней обработки речи. [40] Важно отметить, что REA не распространяется на неречевые звуки. В книге Стаддерта-Кеннеди и Шанквейлера «Специализация полушарий на восприятии речи» (1970). [14] изучить дихотическое прослушивание пар слогов CVC. Шесть стоп-согласных (b, d, g, p, t, k) соединяются с шестью гласными и анализируются вариации начальных и конечных согласных. REA является самым сильным, когда звучание начальных и конечных согласных различается, и самым слабым, когда меняется только гласная. Асбьорнсен и Брайден (1996) заявляют, что «многие исследователи решили использовать пары слогов CV, обычно состоящие из шести стоповых согласных в паре с гласной \a\. За прошедшие годы с использованием такого материала было получено большое количество данных. " [41]

Избирательное внимание

[ редактировать ]

В экспериментах с избирательным вниманием участников могут попросить повторить вслух содержание сообщения, которое они слушают. Эта задача известна как слежка . В роли Колина Черри (1953) [42] Было обнаружено, что люди плохо помнят затененное сообщение, что позволяет предположить, что большая часть обработки, необходимой для затенения обслуживаемого сообщения, происходит в рабочей памяти и не сохраняется в долговременном хранилище . Производительность автоматического сообщения хуже. Участники, как правило, практически ничего не могут сообщить о содержании необслуживаемого сообщения. Фактически, переход с английского на немецкий язык в автоматическом канале часто остается незамеченным. Однако участники могут сообщить, что оставленное без присмотра сообщение представляет собой речь, а не невербальный контент. В дополнение к этому, если содержимое автоматического сообщения содержит определенную информацию, например имя слушателя, то автоматическое сообщение с большей вероятностью будет замечено и запомнено. [43] Демонстрация этого была проведена Конвеем, Коуэном и Бантингом (2001), в ходе которой испытуемые заставляли испытуемых затенять слова в одном ухе, игнорируя слова в другом ухе. В какой-то момент имя субъекта было произнесено в игнорируемом ухе, и вопрос заключался в том, сообщит ли субъект, что слышал свое имя. Субъекты с высоким объемом рабочей памяти (WM) были более способны блокировать отвлекающую информацию. [44] Кроме того, если сообщение содержит слова сексуального характера, люди обычно сразу их замечают. [45] Это говорит о том, что неконтролируемая информация также подвергается анализу и ключевые слова могут отвлечь на нее внимание.

Половые различия

[ редактировать ]

Некоторые данные, собранные в ходе экспериментов по тестированию дихотического слушания, позволяют предположить, что, возможно, существуют половые различия в перцептивной и слуховой асимметрии, а также языковой латерализации в небольшой популяции. По словам Войера (2011), [46] «Задания на дихотическое слушание давали однородный эффект независимо от типа задания (вербальное, невербальное), что отражало значительную половую разницу в величине эффектов латерализации: мужчины получали больший эффект латерализации, чем женщины». [46] : 245–246  Тем не менее, авторы обсуждают многочисленные ограничивающие факторы, начиная от предвзятости публикации и заканчивая небольшим размером эффекта. Более того, как обсуждалось в разделе «Внимание, надежность и достоверность перцептивной асимметрии в тесте слитых дихотических слов», [47] женщины сообщили о большем количестве «вторжений» или слов, представленных неподключенному уху, чем мужчины, когда им предъявлялись экзогенные сигналы в задании со слитыми дихотическими словами, что предполагает две возможности: 1) женщинам труднее обращать внимание на слово-подсказку, чем мужчинам, и / или 2) независимо от сигнала, женщины распределяют свое внимание равномерно, в отличие от мужчин, которые, возможно, более пристально фокусируются на экзогенных сигналах. [46]

Эффект шизофрении

[ редактировать ]

Исследование, проведенное с использованием теста дихотического слушания с акцентом на подтипы шизофрении (особенно параноидный и недифференцированный), продемонстрировало, что люди с параноидной шизофренией имеют наибольшее преимущество левого полушария, тогда как люди с недифференцированной шизофренией (где психотические симптомы присутствуют, но критерии для параноидный, дезорганизованный или кататонический типы не встречались), имеющие наименьший размер. [48] Применение теста на дихотическое слушание помогло укрепить убеждения о том, что сохраненная обработка данных левого полушария является продуктом параноидальной шизофрении и, напротив, что отсутствие активности левого полушария является симптомом недифференцированной шизофрении. В 1994 году М. Ф. Грин и его коллеги попытались связать «функциональную интеграцию левого полушария у галлюцинирующих и негаллюцинирующих психотических пациентов», используя исследование дихотического слушания. Исследование показало, что слуховые галлюцинации связаны с сбоем в работе левого полушария мозга. [49]

Дихотическое слушание также можно обнаружить в частях мозга, ориентированных на эмоции. Дальнейшее исследование по этому вопросу было проведено Филом Брайденом, и его исследование дихотического слушания было сосредоточено на эмоционально нагруженных стимулах (Hugdahl, 2015). [50] Дополнительные исследования, посвященные тому, как латерализация и идентификация корковых областей мозга привели к изучению того, как дихотическое слушание подразумевается, когда выполняются две дихотические задачи на слушание. Для получения результатов Jancke et al. использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ). (2001) для определения активации участков мозга, отвечающих за внимание, от слуховых стимулов к конкретным эмоциональным стимулам. Последующие результаты этого эксперимента показали, что надежность подаваемых стимулов (фонетических, эмоций) имела значительное влияние на активацию различных частей мозга, отвечающих за конкретные стимулы. Однако существенных различий в активации коры обнаружено не было. [51]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Вестерхаузен, Рене; Компус, Кристина (2018). «Как получить преимущество левого уха: технический обзор оценки асимметрии мозга с помощью дихотического прослушивания». Скандинавский журнал психологии . 59 (1): 66–73. дои : 10.1111/sjop.12408 . ПМИД   29356005 .
  2. ^ Дэниел Л. Шактер; Дэниел Тодд Гилберт; Дэниел М. Вегнер (2011). Психология (1. изд., 3. печат. изд.). Кембридж: Издательство Worth. п. 180. ИСБН  978-1-429-24107-6 .
  3. ^ Хугдаль, Кеннет (2015), «Дихотическое слушание и язык: обзор», Международная энциклопедия социальных и поведенческих наук , Elsevier, стр. 357–367, doi : 10.1016/b978-0-08-097086-8.54030-6 , ISBN  978-0-08-097087-5
  4. ^ Кимура, Дорин (2011). «От уха до мозга». Мозг и познание . 76 (2): 214–217. дои : 10.1016/j.bandc.2010.11.009 . ПМИД   21236541 . S2CID   43450851 .
  5. ^ Бродбент, Делавэр (1956). «Последовательные реакции на одновременные раздражители» . Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 8 (4): 145–152. дои : 10.1080/17470215608416814 . ISSN   0033-555X . S2CID   144045935 .
  6. ^ Jump up to: а б Бродбент, Дональд Э. (Дональд Эрик) (1987). Восприятие и общение . Оксфорд [Оксфордшир]: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-852171-5 . OCLC   14067709 .
  7. ^ «Канадское общество исследований мозга, поведения и когнитивных наук: доктор Дорин Кимура» . www.csbbcs.org . Проверено 5 декабря 2019 г.
  8. ^ Кимура, Дорин (1961). «Церебральное доминирование и восприятие вербальных стимулов». Канадский журнал психологии . 15 (3): 166–171. дои : 10.1037/h0083219 . ISSN   0008-4255 .
  9. ^ Кимура, Дорин (1964). «Различия левых и правых в восприятии мелодий». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 16 (4): 355–358. дои : 10.1080/17470216408416391 . ISSN   0033-555X . S2CID   145633913 .
  10. ^ Кимура, Дорин (1961). «Некоторые последствия повреждения височной доли на слуховое восприятие». Канадский журнал психологии . 15 (3): 156–165. дои : 10.1037/h0083218 . ISSN   0008-4255 . ПМИД   13756014 .
  11. ^ Кимура, Дорин (1967). «Функциональная асимметрия мозга при дихотическом слушании» . Кортекс . 3 (2): 163–178. дои : 10.1016/S0010-9452(67)80010-8 .
  12. ^ «Дональд П. Шанквейлер» . Архивировано из оригинала 26 июня 2006 г. Проверено 28 августа 2013 г.
  13. ^ «Майкл Стаддерт-Кеннеди» . Архивировано из оригинала 5 марта 2006 г. Проверено 28 августа 2013 г.
  14. ^ Jump up to: а б Стаддерт-Кеннеди, Майкл; Шанквейлер, Дональд (19 августа 1970 г.). «Специализация полушарий по восприятию речи». Журнал Акустического общества Америки . 48 (2): 579–594. Бибкод : 1970ASAJ...48..579S . дои : 10.1121/1.1912174 . ПМИД   5470503 .
  15. ^ Стаддерт-Кеннеди М.; Шанквейлер Д.; Шульман С. (1970). «Противоположное влияние задержанного канала на восприятие дихотически и монотически представленных слогов резюме». Журнал Акустического общества Америки . 48 (2Б): 599–602. Бибкод : 1970ASAJ...48..599S . дои : 10.1121/1.1912179 .
  16. ^ Стаддерт-Кеннеди М.; Шанквейлер Д.; Пизони Д. (1972). «Слуховые и фонетические процессы восприятия речи: данные дихотического исследования» . Журнал когнитивной психологии . 2 (3): 455–466. дои : 10.1016/0010-0285(72)90017-5 . ПМЦ   3523680 . ПМИД   23255833 .
  17. ^ Сидтис Джей-Джей (1981). «Комплексный тональный тест: значение для оценки эффектов слуховой латеральности». Нейропсихология . 19 (1): 103–112. дои : 10.1016/0028-3932(81)90050-6 . ПМИД   7231655 . S2CID   42655052 .
  18. ^ Уильямс, Стивен (1 января 1982 г.). «Дихотическая латеральная асимметрия: влияние грамматической структуры и использования телефона» . Нейропсихология . 20 (4): 457–464. дои : 10.1016/0028-3932(82)90044-6 . ISSN   0028-3932 . ПМИД   7133383 .
  19. ^ Сурвилло, Уолтер В. (1 декабря 1981 г.). «Асимметрия ушей при прослушивании телефона» . Кортекс . 17 (4): 625–632. дои : 10.1016/S0010-9452(81)80069-X . ISSN   0010-9452 . ПМИД   7344827 .
  20. ^ Гонсалес, Хулио; МакЛеннан, Конор Т. (2009). «Различия полушарий в распознавании звуков окружающей среды» . Психологическая наука . 20 (7): 887–894. дои : 10.1111/j.1467-9280.2009.02379.x . hdl : 10234/23841 . ISSN   0956-7976 . ПМИД   19515117 .
  21. ^ Карри, Фредерик К.В. (1 сентября 1967 г.). «Сравнение испытуемых-левшей и правшей при выполнении вербальных и невербальных дихотических задач на прослушивание» . Кортекс . 3 (3): 343–352. дои : 10.1016/S0010-9452(67)80022-4 . ISSN   0010-9452 .
  22. ^ «Рэнд, ТК (1974)» . Публикации Haskins Laboratories-R . Архивировано из оригинала 26 июня 2006 г. Проверено 28 августа 2013 г.
  23. ^ Jump up to: а б Рэнд, Тимоти К. (1974). «Дихотическое освобождение от маскировки речи». Журнал Акустического общества Америки . 55 (3): 678–680. Бибкод : 1974ASAJ...55..678R . дои : 10.1121/1.1914584 . ПМИД   4819869 .
  24. ^ Резка Дж.Э. (1976). «Слуховые и лингвистические процессы при восприятии речи: выводы из шести слияний при дихотическом слушании». Психологический обзор . 83 (2): 114–140. CiteSeerX   10.1.1.587.9878 . дои : 10.1037/0033-295x.83.2.114 . ПМИД   769016 .
  25. ^ Джонсон; и др. (1977). «Дихотическое предпочтение ушей при афазии». Журнал исследований речи и слуха . 20 (1): 116–129. дои : 10.1044/jshr.2001.116 . ПМИД   846195 .
  26. ^ Jump up to: а б Векслер, Брюс; Терри Хоулз (1983). «Увеличение мощности дихотических методов: тест сросшихся рифмованных слов». Нейропсихология . 21 (1): 59–66. дои : 10.1016/0028-3932(83)90100-8 . ПМИД   6843817 . S2CID   6717817 .
  27. ^ Jump up to: а б Заторре, Роберт (1989). «Перцептивная асимметрия по тесту дихотических слитых слов и церебральная латерализация речи, определяемая с помощью кароидного теста на амитал натрия». Нейропсихология . 27 (10): 1207–1219. дои : 10.1016/0028-3932(89)90033-x . ПМИД   2480551 . S2CID   26052363 .
  28. ^ Гримшоу; и др. (2003). «Динамическая природа латерализации языка: влияние лексических и просодических факторов». Нейропсихология . 41 (8): 1008–1019. дои : 10.1016/s0028-3932(02)00315-9 . ПМИД   12667536 . S2CID   13251643 .
  29. ^ Хан, Констанца (июль 2011 г.). «Курение уменьшает латерализацию языка: исследование дихотического прослушивания с участием контрольной группы и пациентов с шизофренией». Мозг и познание . 76 (2): 300–309. дои : 10.1016/j.bandc.2011.03.015 . ПМИД   21524559 . S2CID   16181999 .
  30. ^ Jump up to: а б Арчули Дж. (июль 2011 г.). «Манипулирование временем начала голоса при дихотическом прослушивании». Мозг и познание . 76 (2): 233–8. дои : 10.1016/j.bandc.2011.01.007 . ПМИД   21320740 . S2CID   40737054 .
  31. ^ Римол, LM; Эйхеле, Т.; Хугдаль, К. (2006). «Влияние времени начала голоса на дихотическое прослушивание согласных и гласных слогов». Нейропсихология . 44 (2): 191–196. doi : 10.1016/j.neuropsychologia.2005.05.006 . ПМИД   16023155 . S2CID   2131160 .
  32. ^ Вестерхаузен, Р.; Хелланд, Т.; Офте, С.; Хугдаль, К. (2010). «Продольное исследование влияния голоса на дихотическое преимущество слушающего уха у мальчиков и девочек в возрасте от 5 до 8 лет». Развивающая нейропсихология . 35 (6): 752–761. дои : 10.1080/87565641.2010.508551 . ПМИД   21038164 . S2CID   12980025 .
  33. ^ Андерссон, М.; Ллера, Дж. Э.; Римол, LM; Хугдаль, К. (2008). «Использование дихотического прослушивания для изучения восходящей и нисходящей обработки информации у детей и взрослых». Детская нейропсихология . 14 (5): 470–479. дои : 10.1080/09297040701756925 . ПМИД   18608228 . S2CID   20770018 .
  34. ^ Арчиули, Дж.; Рэнкин, Т.; Монаган, П. (2010). «Слуховая дискриминация времени появления голоса и ее связь со способностью к чтению». Латеральность . 15 (3): 343–360. дои : 10.1080/13576500902799671 . ПМИД   19343572 . S2CID   23776770 .
  35. ^ Арчиули Дж., Рэнкин Т., Монаган П. (май 2010 г.). «Слуховая дискриминация времени появления голоса и ее связь со способностью к чтению». Латеральность . 15 (3): 343–60. дои : 10.1080/13576500902799671 . ПМИД   19343572 . S2CID   23776770 .
  36. ^ Jump up to: а б Хугдаль, Кеннет (2003). «Дихотическое слушание и функция лобной доли». Когнитивные исследования мозга . 16 (1): 58–65. дои : 10.1016/s0926-6410(02)00210-0 . ПМИД   12589889 .
  37. ^ Jump up to: а б Вестерхаузен, Рене; Кеннет Хугдаль (2008). «Мозолистое тело в дихотических исследованиях асимметрии полушарий на слух: обзор клинических и экспериментальных данных». Неврологические и биоповеденческие обзоры . 32 (5): 1044–1054. doi : 10.1016/j.neubiorev.2008.04.005 . ПМИД   18499255 . S2CID   23137612 .
  38. ^ Кимура Д. (1961). «Церебральное доминирование и восприятие вербальных стимулов». Канадский журнал психологии . 15 (3): 166–171. дои : 10.1037/h0083219 .
  39. ^ Ингрэм, Джон CL (2007). Нейролингвистика: введение в обработку разговорной речи и ее нарушения (1. опубл., 3. печат. изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-79640-8 .
  40. ^ Кимура Д. (1967). «Функциональная асимметрия мозга при дихотическом слушании» . Кортекс . 3 (2): 163–178. дои : 10.1016/s0010-9452(67)80010-8 .
  41. ^ Асбьёрнсен, Арве; Депутат Брайден (1996). «Предвзятое внимание и тест на слитые дихотические слова». Нейропсихология . 34 (5): 407–11. дои : 10.1016/0028-3932(95)00127-1 . ПМИД   9148197 . S2CID   43071799 .
  42. ^ Вишня ЕС (1953). «Некоторые эксперименты по распознаванию речи одним и двумя ушами». Журнал Акустического общества Америки . 25 (5): 975–979. Бибкод : 1953ASAJ...25..975C . дои : 10.1121/1.1907229 . hdl : 11858/00-001M-0000-002A-F750-3 .
  43. ^ Морей Н. (1959). «Внимание при дихотическом слушании: аффективные сигналы и влияние инструкций». Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 11 : 56–60. дои : 10.1080/17470215908416289 . S2CID   144324766 .
  44. ^ Энгл Рэндалл В. (2002). «Объем рабочей памяти как исполнительное внимание». Современные направления психологической науки . 11 :19–23. дои : 10.1111/1467-8721.00160 . S2CID   116230 .
  45. ^ Нильсон Л.Л.; Сарасон И.Г. (1981). «Эмоции, личность и избирательное внимание». Журнал личности и социальной психологии . 41 (5): 945–960. дои : 10.1037/0022-3514.41.5.945 .
  46. ^ Jump up to: а б с Войер, Дэниел (2011). «Половые различия в дихотическом слушании». Мозг и познание . 76 (2): 245–255. дои : 10.1016/j.bandc.2011.02.001 . ПМИД   21354684 . S2CID   43323875 .
  47. ^ Войер, Дэниел; Дженнифер Ингрэм (2005). «Внимание, надежность и достоверность перцептивной асимметрии в тесте слитых дихотических слов». Латеральность: асимметрия тела, мозга и познания . 10 (6): 545–561. дои : 10.1080/13576500442000292 . ПМИД   16298885 . S2CID   33137060 .
  48. ^ Фридман, Мишель С.; Брюдер, Джерард Э.; Нестор, Пол Г.; Стюарт, Барбара К.; Амадор, Ксавье Ф.; Горман, Джек М. (сентябрь 2001 г.). «Асимметрия восприятия при шизофрении: различия подтипов в доминировании левого полушария для дихотических слитых слов» (PDF) . Американский журнал психиатрии . 158 (9): 1437–1440. дои : 10.1176/appi.ajp.158.9.1437 . ПМИД   11532728 .
  49. ^ Грин, МФ; Хугдаль, К; Митчелл, С. (март 1994 г.). «Дихотическое слушание при слуховых галлюцинациях у больных шизофренией». Американский журнал психиатрии . 151 (3): 357–362. дои : 10.1176/ajp.151.3.357 . ПМИД   8109643 .
  50. ^ Хугдаль, Кеннет (2016). «Дихотическое слушание и внимание: наследие Фила Брайдена». Латеральность: асимметрия тела, мозга и познания . 21 (4–6): 433–454. дои : 10.1080/1357650X.2015.1066382 . ПМИД   26299422 . S2CID   40077399 .
  51. ^ Янке, Л.; Бьюкенен, ТВ; Лутц, К.; Шах, Нью-Джерси (сентябрь 2001 г.). «Сосредоточенное и несосредоточенное внимание при вербальном и эмоциональном дихотическом слушании: исследование FMRI». Мозг и язык . 78 (3): 349–363. дои : 10.1006/брлн.2000.2476 . ПМИД   11703062 . S2CID   42698136 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2b10933eca830297d308ae0ec77df5fc__1710816540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2b/fc/2b10933eca830297d308ae0ec77df5fc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dichotic listening - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)