Ёсико Симада
Ёсико Симада ( 嶋田 美子 , Симада Ёсико , р. 1959) — японский гравер и художник-перформанс, которого называют «главной японской феминисткой и антивоенной художницей». [1]
Симада исследует вопросы пола, власти, истории и нации в своих работах с конца 1980-х годов, помещая свои работы в собственный сложный социально-политический контекст азиатки, японки и женщины. [2] Ее работы широко выставлялись как в Японии, так и за рубежом. [3] Симада курировала художественные выставки в Японии и за рубежом, а также читает лекции по японскому искусству, политике и феминизму в Токийском университете . [3]
Биография
[ редактировать ]Симада родилась и выросла в Татикаве , западный Токио , недалеко от базы ВВС США , где ее отец работал в разгар военного вмешательства США в Юго-Восточной Азии. [4] Выросший недалеко от базы, которая раньше использовалась Японской императорской армией напряженности между США и Японией , подверг Симаду воздействию послевоенной с юных лет, в бурные 1960-е годы. [5] [6] [7]
Симада учился в университете в США, получив степень бакалавра изящных искусств в колледже Скриппса в Клермонте, штат Калифорния , в 1982 году , а затем вернулся в Японию, чтобы изучать гравюру у художника Моно-ха Ёсиды Кацуро в школе альтернативного искусства Биггако в Токио. [8] Шимада также жила в Берлине и Нью-Йорке и свободно владеет немецким и английским языками, что помогло ей создать транснациональную платформу для своей работы. [7] В 2015 году получила докторскую степень в Кингстонском университете в Лондоне. [3]
Карьера
[ редактировать ]Творчество Симады связано с тем, как история военного времени сохраняется и увековечивается в отношениях и культурной памяти современного японского общества, с особым интересом к роли женщин во Второй мировой войне как агрессоров и жертв. [7] [6] [2] Она утверждает, что ее цель – не просто указать пальцем на обвиняемых, а, скорее, изучить, как структуры империализма замешаны как в прошлом, так и в настоящем. [4] По словам самого художника, «четкой границы между угнетателями и угнетенными больше нет». [7]
Работы Симады хранятся в Публичной библиотеке Нью-Йорка , Токийском музее фотографического искусства , Университета Кейо Центре искусств , Киотском университете Сейка и Городском университете Нью-Йорка . [9] Шимада участвовал в программе студии MoMA PS1 в 1998–1999 годах. [10] Ее работы включены в Азиатско-американского центра искусств . профессиональный цифровой архив современных художников азиатского и азиатско-американского происхождения [11]
Серия «Прошлое несовершенное» (начало 1990-х)
[ редактировать ]Симада переехала в Берлин после окончания университета в США, где она наблюдала за художниками, занимающимися вопросами военной ответственности Германии после Второй мировой войны . [7] Она начала исследовать представление военной истории и памяти в своих собственных произведениях искусства после смерти императора Сёва в 1989 году, когда ее беспокоили ностальгические изображения военной истории Японии. [7] Она была возмущена тем, что она считала неспособностью японской прессы и средств массовой информации задуматься о чем-либо, кроме романтической версии прошлого. [4] Симада начала открыто заниматься проблемой « женщин для утешения » в начале 1990-х годов, после того как три корейские женщины, которые снова подали иски, японское правительство рассказало об их опыте работы в качестве «женщин для утех» во время Азиатско-Тихоокеанской войны . [12]
Ранняя серия гравюр Симады под названием «Прошлое несовершенное» отражает глубокий интерес художника к гендерным ролям и одновременно бросает вызов распространенному мнению, что Азиатско-Тихоокеанская война была «неизбежной трагедией». [7] в Токио Она вместе дебютировала в этой серии в галерее Танишима в районе Мэгуро в 1993 году, представив 25 ксерокопийных гравюр, составленных из газетных вырезок и архивных фотографий различных женщин во время Азиатско-Тихоокеанской войны. [13] Ее образы исследовали роль японских женщин, которые внесли свой вклад в военные усилия империи, в ее попытке вмешаться в эту часто упускаемую из виду реальность ответственности военного времени. [7] [12]
Офорт « Урок стрельбы» (1992) был расценен как одна из самых критических работ серии, в нем представлена фотография жен японских военных полицейских, дислоцированных в Корее, получающих уроки стрельбы для самозащиты от местного населения, в сочетании с портретами четыре корейские женщины для утешения. [14] Посредством этих сравнений Симада стремился продемонстрировать, как японские женщины также участвовали в военных действиях и укрепляли их. [7]
«Белые фартуки» (1993) представляет собой триптих , в котором сопоставлены три разных изображения японских женщин, защищающих свою нацию во время войны: одно подчеркивает роль домохозяйки , другое демонстрирует женщин, которые учатся защищаться от антияпонских нападений в новых имперских колониях, и тот, в котором члены Женской организации национальной обороны Японии провожают солдат на войну. [2] В этом триптихе, а также в инсталляции « Привязанные к нитям фартука» (1993), которую она создала и выставила в это время, Симада изобразила женщин в белых фартуках, каппоги , как символ домашнего уюта и материнства, а также как напоминание об униформе Дай Ниппон Фуджинкай, японская женская патриотическая организация, созданная во время войны. [2] [15]
В гравюре «Дом комфорта» (1993) похожий на особняк « станция комфорта » — спонсируемый государством бордель, использовавшийся японскими солдатами во время войны, — с портретом раздетой «женщины для утех» представляет собой визуальное повествование, ставящее под сомнение саму идею. дома, нации и цены войны. [2] [12]
Комфорт/Женщины/Соответствие (1994)
[ редактировать ]Симада создала 20-страничную книгу художников « Комфорт/Женщины/конформизм» (также называемую «Женщины для утешения», «Женщины конформизма» ), состоящую из фотографических изображений и текстов, которые сопоставляют и проблематизируют опыт корейских «женщин для утешения» и японских женщин во время Азиатско-Тихоокеанская война. [16] Фотографии и цитаты японских женщин изображены на правых страницах, а корейских женщин - на левой. [4] [16] Этот макет резко контрастировал с текстами японских писательниц-феминисток, которые поддерживали имперскую идеологию, против свидетельств корейских женщин о похищениях, изнасилованиях, насилии и принудительном сексуальном рабстве на противоположных страницах. [4] [2] Книга художников Симады производилась серийно путем фотокопирования на серой и красной плотной бумаге. [4]
Черные ящики + диктофон (1996)
[ редактировать ]Симада представила свою инсталляцию « Черные ящики + диктофон» (1994) на выставке «Гендер: за пределами памяти» в Токийском Метрополитен-музее фотографии в 1996 году. [7] [17] Портреты крупным планом бывших «женщин для утех» с обрезанными ртами были помещены в черные деревянные ящики на цепях, которые выставлялись в галерее с открытыми крышками, а аудиозаписи женских голосов, свидетельствующих об их военном опыте, непрерывно воспроизводились по всей галерее. . [7] Инсталляция Симады была направлена на то, чтобы дать право голоса женщинам, которых исторически заставляли молчать на протяжении поколений. [17] Куратор Касахара Мичико написала о выставке: «[Симада] представляет собой сопротивление забвению, активную волю к памяти. Она не посторонний человек, производящий свои работы в каком-то безопасном месте; скорее, как японка, она помещена в неоднозначное место нахождения одного из нападавших». [7]
Сделано в оккупированной Японии (1998)
[ редактировать ]Шимада сотрудничает с БуБу, артистом-перформансом и активистом по борьбе со СПИДом , с 1996 года. [2] Их совместная серия « Сделано в оккупированной Японии » (1998) состоит из гравюр/фотоколлажей и видеоперформанса, в которых критически рассматривается история послевоенной оккупации Японии США через темы секса и потребительства , указывая на американизацию японцев . культура и экзотизация японских женщин, распространенная во время послевоенной проституции. [6] [2] На протяжении всей работы Симада и БуБу используют свои тела, чтобы инсценировать изображения солдат США, японских военных проституток и японских домохозяек. [2] Они намеренно размывают гендерные границы, выдавая себя за мужские и женские роли, чтобы разоблачить и проблематизировать патриархальную структуру власти японского общества. [2]
Симада часто использовала перетаскивание в своих работах для исследования гендерных ролей, считая это средством, с помощью которого она может лучше понять построение своего собственного положения в обществе. [6] По этому поводу Шимада написал: «Переодевание не означает полного изменения личности. Это исследование слоев и сложностей своего положения». [6]
Кости в Тансу: Семейные тайны (2004)
[ редактировать ]В 2004 году Симада представила свою интерактивную инсталляцию « Кости в Тансу: Семейные тайны » в рамках выставки «Пограничные случаи» в ART в Эбису, Токио, организованной Feminist Art Action Brigade и курируемой Ким Сунхат из Художественного музея Мори . [18] Инсталляция, в которой она собрала у посетителей музея воспоминания о войне и включила их в выставку, также выставлялась в семи других странах мира, включая Филиппины , Таиланд , Индонезию , Канаду и Данию . [7] [8] Эта работа позволяла посетителям галереи войти в исповедальню и конфиденциально записать свои семейные тайны и передать их в запечатанной коробке, которую художник позже мог выбрать и выставить в большом тансу (традиционном японском комоде). [18] «Кости в Тансу: Семейные тайны» посвящены тому, как воспоминания преступников и жертв подавляются и забываются с течением времени, образуя «постоянно расширяющийся» диалог, который расширялся каждый раз, когда его демонстрировали. [7] Симада заявила, что эта инсталляция была ее способом противостоять апатии молодого поколения, для которого военная история подавляется старшими поколениями Японии, а также влиянию японского национализма и консервативного исторического пересмотра японской системы образования. [18]
Эта работа, возможно, была вдохновлена собственным открытием Симады о том, что ее дедушка до войны был полицейским и был одним из многих, кому было приказано «устранять опасных преступников» во время последовавшей за этим резни в Канто, погибло около 6000 этнических корейских жителей Японии. в результате которой Великое землетрясение Канто 1923 года. [7]
Статуя японской женщины для утех (2012 – настоящее время)
[ редактировать ]С 2012 года Симада исполняет исполнение «Статуя японской женщины для утех» (первоначальное название « Пропавший без вести »). [12] В первой версии этого выступления она надела японское кимоно , покрасила кожу в бронзовый цвет и примерно час просидела перед посольством Японии в Лондоне , отдавая дань уважения Статуе Мира , памятной дани уважения порабощенные корейские «женщины для утех» во время Азиатско-Тихоокеанской войны. [12] Решение Симады надеть кимоно вместо традиционного корейского ханбока подчеркивает тот малоизвестный факт, что японских женщин также заставляли служить сексуальными рабынями во время Азиатско-Тихоокеанской войны. [12]
Симада проводила это представление несколько раз с 2012 года в оспариваемых местах в Японии, таких как храм Ясукуни и Национальный парламент , а также в Южной Корее, а также вместе с международным феминистским арт-коллективом Tomorrow Girls Troop в Колорадо, США. [12] [19] [20]
Цензура
[ редактировать ]Хотя сейчас Симада признана важной художницей в Японии, критический характер ее работ поначалу затруднял ее карьеру, поскольку выставка и распространение ее работ в целом были более приняты за пределами ее родной страны. [16] [21] Симада рассказала о своем опыте борьбы с цензурой в Японии на профессиональном обеде под названием «Свобода выражения мнений в искусстве», состоявшемся в июне 1994 года в Клубе иностранных корреспондентов Японии в Токио. [21] Она сообщила, что, хотя ее работы никогда не были открыто закрыты, она испытала «мягкую» цензуру в форме возмущения аудитории и нежелания кураторов, и пришла к выводу, что ей гораздо легче выставлять свои работы в Германии (где она жила в время), чем в ее родной Японии. [21]
В 1993 году Симада организовал акцию протеста против Музея современного искусства Тоямы за цензуру и уничтожение сатирического коллажа художника Оуры Нобуюки с изображением императора Хирохито . [21] Она создала гравюру с изображением императора Сёва с выцарапанным лицом под названием «Картина, которую нужно сжечь» (1993), сожгла одну из гравюр и отправила ее прах в пластиковом пакете в музей вместе с письмом с просьбой добавить ее работу в их коллекцию. коллекция. [21] Она написала: «Поскольку некоторые говорят, что музеи — это кладбища искусства, возможно, было бы уместно отправить вам прах». [21]
«Картина, которую нужно сжечь» (1993) снова оказалась в центре внимания из-за ее включения вместе с изображением «женщины для утешения» в программу Триеннале Айти 2019 года «После «Свободы выражения?»» «После выставки несвободы». ), что привело к протесту и закрытию выставки. [22] [23]
Также в 2019 году Министерство иностранных дел отказалось от поддержки другой выставки из-за ее политического характера, Japan Unlimited в Музейном квартале Вены в Вене , Австрия , которая также включала одну из гравюр Шимады с ее работы и БуБу « Сделано в оккупированной Японии» (1998 г.). ) ряд. [22] Конкретным произведением было сатирическое изображение императора Хирохито, позирующего с американским генералом Дугласом Макартуром , которое было направлено на размытие границ фиксированных категорий мужчина/женщина, США/Япония и преступник/жертва. [24]
Кураторство
[ редактировать ]Симада активно курирует в Японии и за рубежом. [3] Вместе со своим давним соратником БуБу она стала одним из кураторов скандальной выставки « Как использовать женское тело» в Ota Fine Arts в 2000 году, на которой были представлены работы семи художников-женщин и одного художника-мужчины, пытающихся вернуть себе свое тело в своих произведениях искусства. [2] Она курировала «Синдром Накадзимы Ёсио» в 2015 году в галерее Ацукобару в Сибуя , Токио, а также « От нирваны к катастрофе» в Ota Fine Arts в 2017 году, для которой она написала и отредактировала каталоги выставок. [3] Симада также курировал часть Бигакко выставки «Антиакадемия» в галерее Джона Хансарда Саутгемптонского университета в 2013 году, выставки, на которой рассматривались идеи, процессы и наследие моделей радикального образования 1960-х годов в Японии, США. и Дания. [25]
История выставки
[ редактировать ]Избранные персональные выставки: [9]
[ редактировать ]- «Это не вам решать!» Ota Fine Arts (2023), Токио
- Уличное представление «Быть японской женщиной для утех» (2012), Лондон/Токио.
- Кости в Тансу - Семейные тайны (2007) - Передвижная выставка: Филиппинский университет (Манила), Художественный музей Университета Чиангмая (Чиангмай, Таиланд), Дом искусств Cemeti (Джокьякарта, Индонезия) и Галерея Кристины Уилсон, Копенгаген. [26]
- Побег из «себя» (2001), Центр А , Ванкувер, Канада [27]
- Галерея Киотского университета Сейка (2000), Киото
- Институт азиатско-тихоокеанских исследований, Нью-Йорк, Университет, Нью-Йорк
- Космическая галерея (1997), Торонто
- Галерея Джона Баттена (1997), Гонконг
- Галерея Хирайя (1997), Манила
- Центр искусств Университета Кейо (1996), Токио
- Ota Fine Arts (1996, 1998, 2002), Tokyo
Избранные групповые выставки: [9]
[ редактировать ]- Felt Experience (2007), Catalyst Arts, Белфаст, Северная Ирландия
- Скрыть/признаться (2007), Художественный музей Университета Чиангмая, Таиланд
- Кукольный дом (2007) , Шанхайский художественный музей Сюйхуэй, Шанхай
- Секс-работа (2006) НГБК Шанхай
- Картирование тела (2006), Фестиваль NRLA, Трамвай, Глазго
- Фантастическая Азия (2005), Музей Сонгкук, Сеул
- Жизнь на самом деле (2005), Токийский Метрополитен-музей современного искусства, Токио
- Пограничные случаи (2004), галерея ART, Торонто
- Транс-Окинава (2003), шоссе, Лос-Анджелес
- City-net Asia (2003) , Сеульский городской художественный музей, Сеул
- Seoul-Asia Art Now (2003), Центр искусств Maronier, Сеул, Корея
- Отношение (2002), Музей современного искусства Куматото-Сити, Кумамото
- Эмпатия (2002), Галерея Фудзикава, Осака
- Восточноазиатские женщины и истории , Сеульский женский центр, Сеул, Корея
- Там , Проект Биеннале Кванджу 2, Кванджу, Корея
- Spirits (2001), мастер-классы и театральные представления с Theatreworks, Сингапур.
- Секс и потребительство (2001), Брайтонский университет, Центр искусств Аберитовита, Уэльс и другие площадки в Великобритании.
- Yume no Ato (2000), Haus am Waldsee Berlin, Кунстхалле Баден-Баден
- Темные зеркала из Японии (2000), Фонд Де Аппель, Амстердам
- Окна внутри, снаружи (1999), Городской художественный музей Кванджу, Кванджу, Корея
- Гибкое сосуществование (1997), Art Tower Mito, Mito
- Повелительница Рим-ин сама для себя (1997), Культурный центр Син-чонг, Тайвань
- Гендер, за пределами воспоминаний (1996), Токийский Метрополитен-музей фотографии, Токио
- Age of Anxiety (1995) , Электростанция, Торонто, Канада
Публичные коллекции
[ редактировать ]- Публичная библиотека Нью-Йорка, Нью-Йорк [28]
- Токийский Метрополитен-музей фотографии, Токио [29]
- Центр искусств Университета Кейо [30]
- Киотский университет Сейка, Киото [30]
- Городской университет Нью-Йорка, Нью-Йорк [30]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ллойд Фрэн. (2004) Потребляющие тела: секс и современное японское искусство . Лондон, Книга реакций. [2]
- Хагивара, Хироко (1996). «Женщины для утешения: Женщины конформизма: работа Симады Ёсико». В Поллоке, Гризельда (редактор), «Поколения и географии в изобразительном искусстве: феминистские чтения» , Лондон, Routledge, стр. 253–265. [16]
- Осборн, Кэтрин, Ёсико Симада и Мэг Тейлор. Разделяй и властвуй: Ёсико Симада. Торонто: Космическая галерея , 1997. ISBN 978-0969506874
- Симада, Ёсико. Художественный активизм 1992–98. Токио: OTA Fine Arts, 1998. [6]
- Итак, Элиза. «Возвращение к искусству, феминизму и памяти в Сингапуре и Японии с 1990-х годов: Аманда Хенг и Ёсико Симада», n.paradoxa: международный журнал феминистского искусства 39 (январь 2017 г.): 5-17.
- Ю-Ривера, Хелен. «Демистификация японского домашнего хозяйства: кости в тансу » , Ctrl + P Journal of Contemporary Art 4 (декабрь 2006 г.): 2-4. [1]
- «Ребекка Дженнисон и Лаура Хейн. «Против забвения: три поколения художников в Японии в диалоге о наследии Второй мировой войны», Азиатско-Тихоокеанский журнал , том 9, выпуск 30, № 1 (25 июля 2011 г.).
- Дженнисон, Ребекка (1997). «Постколониальные» феминистские локации: искусство Томиямы Таэко и Симады Ёсико». Американо-японский женский журнал. Английское приложение (12): 84–108. [4]
- Ямамото, Хироки (24 апреля 2020 г.). «Социально-активное искусство в постколониальной Японии: альтернативный взгляд на современное японское искусство». Мировое искусство. 1–23. [12]
- Борггрин, Гундхильд (2013). «Секретные архивы: художественный проект Ёсико Симады «Кости в Тансу — семейные тайны». В Борггрине — Гундхильд; Гаде, Руна. Исполнительские архивы/Архивы выступлений . Великобритания, Ирландия и Скандинавия: Museum Tusculanum Press. стр. 403–417. ISBN 9788763537506 .
Публикации
[ редактировать ]- Ёсико Симада (1996) - Ёсико Симада, Исследовательский центр искусств и управления искусствами, Университет Кейо (Токио, Япония) https://www.librarycat.org/lib/Centre_A/item/156082270
- Разделяй и властвуй: Ёсико Симада (1997) - Ёсико Симада, Кэтрин Осборн, Мэг Тейлор. Космическая галерея (Торонто, Онтарио) ISBN 0969506872 [31]
- Ёсико Симада; Арт-активизм 1992-98 (1998) – Ёсико Симада Fine Arts (Токио, Япония). [32]
- Сумеречный сон: Момойо Торимицу, Нобору Цубаки, Рёко Аоки Зон Ито, Кен Икеда, Кюпи Кюпи, Хироши Оно, Ёсико Симада (2000) - Istituto Giaponese di Cultura (Рим, Италия) [33]
- Побег из «OneSelf» (2002), OTA Fine Arts (Токио, Япония) [27]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дипьетро, Монти (6 ноября 2002 г.). «Феминистские диаграммы - ничейная земля между миротворцами и СДС» . Япония Таймс . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Ллойд, Фрэн (2002). Стратегические вмешательства в современное японское искусство . Лондон: Книги реакции. стр. 69–108. ISBN 978-1-86189-785-5 . OCLC 671648495 .
- ^ Jump up to: а б с д и Архив, Азия Арт. «Симада Ёсико | Искусство, которое заставляет вас чувствовать себя некомфортно» . aaa.org.hk. Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дженнисон, Ребекка (1997). « Постколониальные» феминистские локации: искусство Томиямы Таэко и Симады Ёсико» . Американо-японский женский журнал. Английское приложение (12): 84–108. ISSN 1059-9770 . JSTOR 42772109 .
- ^ «Биография художника» . АртазияАмерика . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Отрывки из каталога Ёсико Симада, Арт-активизм 1992-98» . АртазияАмерика . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Хейн, Лаура; Дженнисон, Ребекка (2011). «Против забвения: три поколения художников Японии в диалоге о наследии Второй мировой войны» . Азиатско-Тихоокеанский журнал: Япония в фокусе . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «OTA FINE ARTS | ТОКИО > Художник > Ёсико Симада» . www.otafinearts.com . Архивировано из оригинала 29 февраля 2012 года . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Резюме художника» . Артазиамерика . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ «1999: Выставка программ студии PS1 | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Симада, Ёсико» . Проверено 24 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ямамото, Хироки (24 апреля 2020 г.). «Социально вовлеченное искусство в постколониальной Японии: альтернативный взгляд на современное японское искусство» . Мировое искусство . 11 : 71–93. дои : 10.1080/21500894.2020.1752794 . ISSN 2150-0894 . S2CID 218996420 .
- ^ Шалала, Нэнси (3 октября 1993 г.). «Художник раскрывает прошлое несовершенное» . Артазиамерика . Япония Таймс . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ «Леза Ловитц, «Прошлое несовершенное», Tokyo Journal (август 1992 г.): 41-42» . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ «Заявление художника» . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хагивара, Хироко (1996). Поллок, Г. (ред.). « Женщины для утешения: женщины конформизма: работы Симады Ёсико» в книге «Поколения и географии в изобразительном искусстве: феминистские чтения» . Рутледж. стр. 253–265 . Проверено 29 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Прис, Р.Дж. «Ёсико Симада: Сумимасен больше нет (1997)» . www.artdesigncafe.com . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Дипьетро, Монти (30 июня 2004 г.). «Скелеты выходят из шкафа» . Джапан Таймс . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Бахк, Ын Джи (30 августа 2019 г.). «Японский художник вспоминает сексуальное рабство во время войны» . корейские времена . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Стромберг, Мэтт (12 февраля 2018 г.). «Два публичных выступления в честь жертв японского сексуального рабства во время Второй мировой войны» . Гипераллергический . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Цуруми, Э. Патрисия (1 сентября 1994 г.). «Под цензурой в Японии: табуированное искусство» . Бюллетень обеспокоенных азиатских ученых . 26 (3): 66–70. дои : 10.1080/14672715.1994.10416162 . ISSN 0007-4810 .
- ^ Jump up to: а б Нисида, Маки (2020). "ЯПОНИЯ". Художественный Азиатско-Тихоокеанский Альманах . 15 . Нью-Йорк: 113–117 – через Art Asia Pacific.
- ^ «Борьба за свободу: цензурированная художественная выставка Нагои и спор о «женщинах для утешения»» . Азиатско-Тихоокеанский журнал: Япония в фокусе . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ « Япония без границ» в Музейном квартале Вены – выставка» . Музейный квартал Вены . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ «Антиакадемия - Анонсы - Искусство и образование» . www.artandeducation.net . Проверено 30 января 2021 г.
- ^ Симада, Йоскико (2009). Ёскико Симада: Кости в Тансу — семейная тайна . Гамильтон, Канада. ISBN 9780981208046 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Бегство от самого себя: Ёсико Симада . ОТА Fine Arts. 2002. OCLC 78434565 .
- ^ Симада, Ёсико. Художественный активизм 1992–98 . Токио: Ota Fine Arts, 1995.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Токийский Метрополитен-музей фотографии | Поиск коллекции» . Collection.topmuseum.jp (на японском языке) , Проверено 16 октября 2023 г ..
- ^ Jump up to: а б с Ота Fine Arts. «Ёсико Симада» (PDF) . Проверено 16 октября 2023 г.
- ^ Симада, Ёсико (1997). Разделяй и властвуй: Ёсико Симада . Торонто, Онтарио: Космическая галерея. ISBN 0969506872 .
- ^ Мико Шимада (1998). Арт-активизм 1992-98 гг . OTA Fine Arts OCLC 78655778 .
- ^ Симада, Ёсико (2000) Сумеречный сон: Момойо Торимицу, Нобору Цубаки, Рёко Аоки Зон Ито, Кен Икеда, Кюпи Кюпи, Хироши Оно, Ёсико Симада (2000) Рим, Италия: Istituto Giaponese di Cultura (Рим, Италия).