Нобухо Нагасава
Нобухо Нагасава | |
---|---|
Нобухо Нагасава | |
![]() Женат на говорящих портретах | |
Рожденный | 1959 (64–65 лет) |
Другие имена | Нобухо Нагасава |
Род занятий | трансдисциплинарный художник, визуальный художник, скульптор |
Годы активности | 1984- |
Движение | лэнд-арт , Сайт-специфическое искусство , Экологическая скульптура , Искусство инсталляции |
Нобухо Нагасава (長澤伸穂, Нагасава Нобухо ; родился в 1959 году) — американский трансдисциплинарный художник японского происхождения. Нагасава известна своими инсталляциями для конкретных объектов, включающими глубокие исследования истории и памяти культуры, а также широкое участие общественности. [ 1 ] : 61 Ее работы были представлены на международных выставках, включая биеннале азиатского искусства (Бангладеш, 2002 г.), биеннале Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты, 2003 г.) и триеннале искусства Этиго-Цумари (Япония, 2003 г.). Она активно выставлялась в галереях и музеях Азии, Европы и Северной Америки. В число площадок входят Королевский сад Пражского Града (Чехия), Музей Людвига (Венгрия), Музей Руфино Тамайо (Мексика), Художественный музей Шарджи (Объединенные Арабские Эмираты), Александрийская библиотека (Египет) и другие. Получив в 1997 году награду за выдающийся дизайн в области архитектуры и общественного искусства от Управления по делам культуры в Лос-Анджелесе, Нагасава заказал более 20 проектов общественного искусства, включая проекты в Калифорнии, Вашингтоне, Техасе, Нью-Йорке и Японии. Нагасава ранее был профессором Клермонтского университета , колледжа Скрипс , Калифорния (1992–1996 годы) и профессором Калифорнийского университета в Санта-Крус (1996–2001 годы), а также был профессором Государственный университет Нью-Йорка в Стоуни-Брук с 2001 года. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера в Японии, Нидерландах и Западной Германии (1959–1985).
[ редактировать ]Хотя Нагасава родилась в 1959 году и выросла в Токио, ее отец находился в дипломатической миссии в Нидерландах, а семья жила в Гааге . четыре с половиной года [ 3 ] : 140 Окончив среднюю школу в Токио в 1978 году, Нагасава вернулась в Нидерланды, где провела часть своего детства, и получила степень бакалавра в Государственной академии изящных искусств в Маастрихте . По словам историка искусства Мидори Ёсимото : «Когда [Нагасава] посетила Documenta VII (1982) в Касселе, Германия, после окончания Маастрихта в 1982 году, она столкнулась с Йозефа Бойса кампанией по посадке деревьев «7000 дубов» (1982–1987). . Нагасава был вдохновлен своей философией, согласно которой «каждый является художником, и что творчество является наиболее важным инструментом в осуществлении социальных преобразований», и он «заинтересовался созданием работ экологического масштаба и вовлечением людей в творческий процесс». [ 4 ] : 68 Впоследствии Нагасава переехала в Западный Берлин в 1982 году, чтобы получить степень магистра изящных искусств в Высшей школе искусств Берлина (ныне Берлинский университет искусств ). Нагасава «считал [Западный Берлин] «живым примером разделения между Востоком и Западом» и «островом, плавающим в «Красном море»». Она откликнулась на космополитическую культуру Берлина и идентифицировала себя с «берлинцем». Нагасава вспоминает, как посетил «страны Восточного блока, чтобы испытать не только физические препятствия, но и культурный разрыв между Востоком и Западом». Она осознала, «как такие вопросы, как «я», «другие», «пол», «раса» и «отчуждение», переплетаются в сознательной и подсознательной сферах человеческого опыта» и что «я» было частично создано самостоятельно посредством взаимодействия с другими». [ 4 ] : 68
Нояки (полевые стрельбы) (1984)
[ редактировать ]В 1984 году, за год до окончания Высшей школы искусств в Берлине , Нагасава был впечатлен видом Великой Китайской стены, исчезающей в пустыне, во время поездки по Транссибирской магистрали из Берлина в Пекин. [ 3 ] : 142 Мидори Ёсимото объясняет: «Это межконтинентальное приключение заставило ее осознать, сколько цивилизаций возникло и погибло в результате завоеваний или конфликтов из-за территории и ресурсов на протяжении всей истории. Великая стена была великим памятником истории и этой динамики. Вернувшись на родину после шестилетнего отсутствия, Нагасава решила навестить известного керамиста Рёдзи Койэ , серия земных скульптур которого, увиденная ею на выставке в Швейцарии, произвела на нее сильное впечатление. Хотя Койэ не ответил на ее письмо, она спонтанно посетила его в Токонамэ [в префектуре Аити ] и приняла его предложение остаться с ним и его семьей на четыре месяца». [ 3 ] : 142 В Токонаме Нагасава выполнила свои первые земляные работы Нояки (полевые обстрелы), вдохновленные образом Берлинской стены, постепенно опускающейся до земли. Сложив огромную стену из почвы, смешанной с морской водой, она использовала древесные отходы, собранные с помощью местных жителей, и сожгла их на открытом воздухе, но потоки теплого воздуха, возникшие в результате полевых обстрелов, вызвали дождь, выпавший на последней седьмой части. день полевых стрельб. [ 5 ] : 58
Пуп Земли (1985)
[ редактировать ]В 1985 году, вернувшись в Берлин и окончив Hochschule der Künste Berlin , Нагасава решил вырыть кратерообразную яму диаметром 14 метров в руинах еврейской синагоги в Кройцберге , недалеко от Берлинской стены . [ 5 ] : 58 Нагасава вспоминает: «Моей целью было дать новую жизнь земле, разрушенной во время Второй мировой войны. Речь шла об исцелении этого места и людей, переживших это испытание. Раскопки земли в Берлине были опасным предприятием, поскольку бомбы, закопанные в землю во время войны, все еще могли взорваться без предупреждения. Излишне говорить, что мое предложение раскопать и сжечь землю, чтобы оживить землю, активно обсуждалось среди еврейской и немецкой общин». [ 1 ] : 57 «После нескольких месяцев выслушивания сообществ и лучшего объяснения своих намерений она в конце концов получила разрешение. Нагасава удалил с этого места достаточно земли, чтобы образовалась дыра, похожая на кратер, и сжег в ней значительное количество опилок, защитив огонь большими стальными пластинами». [ 4 ] : 69 Это земляное сооружение, посвященное конкретному месту, называется «Пуп Земли» (1985 г.), и оно до сих пор существует как небольшой общественный сад в воссоединенном городе Берлине. [ 4 ] : 69 Этот опыт производства земляных работ привел к более поздней практике Нагасавы в области публичного искусства во время ее пребывания в Калифорнии, где она развивала свои работы во взаимодействии с местным сообществом. [ 5 ] : 58
Производство на месте в Праге, Будапеште и Аахене (1993–1994 гг.)
[ редактировать ]Куда ты идешь? Откуда ты? (1993) в Праге [ 6 ]
[ редактировать ]В 1993 году Нагасаву пригласили принять участие в первой в истории передвижной выставке японского современного искусства в Восточной Европе « Невидимая природа» , куратором которой была Ивона Райманова , директор отдела художественного планирования канцелярии президента Чехии. Нагасава была приглашена президентом Чешской Республики, первой страны, принимавшей выставку, для создания земляных работ для конкретного объекта. В отличие от огромных деревянных и железных работ, привезенных из Японии Сигэо Тоя и Сабуро Мураока , участвовавших в той же выставке, Нагасава во время своего четырехнедельного пребывания в Праге предпочитала создавать свои работы на месте, построив 28-метровую и 5-метровую Высокий мост в Королевских садах Пражского Града с использованием тысяч мешков с песком. [ 5 ] : 59 Работа называется « Куда ты идешь?» Откуда ты? (1993). Конструкция моста напоминает расположенный неподалеку Карлов мост 14-го века , который соединяет Старый город с Новым городом Праги. По словам Нагасавы, «я организовал группу молодых рабочих из Чехии и Словакии, которые помогали мне в строительстве. Идея заключалась в том, чтобы «соединить» две страны посредством совместного ежедневного физического труда и облегчения переговоров между двумя сторонами. К концу строительства собралось больше людей из других стран, так как приехали мои друзья из Берлина и Лос-Анджелеса. Иногда туристы со всего мира, увидевшие наше строительство, жертвовали своим временем на строительство моста. [...] как только строительство моста было закончено, я установил большие песочные часы из богемского хрусталя. Крупномасштабные песочные часы содержали песок двух цветов: один из Чехии, другой из Словакии. Когда песок проходил через песочные часы, два цвета смешивались и перетекали друг в друга, но отдельные песчинки оставались отчетливыми, подчеркивая индивидуальность двух народов. Песочные часы олицетворяют временное повторение, поскольку сами по себе являются историческим событием. Для меня большая честь, что президент Гавел был первым на открытии, кто осознал важность работы и вручную повернул песочные часы – резонанс консолидации между Чехией и Словакией». [ 1 ] : 57–58
Арка (1993) в Будапеште
[ редактировать ]Следующей площадкой выставки стал Музей Людвига в Будапеште, столице Венгрии. Хотя выставка была одной и той же, Нагасава не пренебрегал исследованием каждого места, чтобы создать работы, учитывающие историю и окружающую среду соответствующего принимающего города. [ 5 ] : 59 Она создала работу под названием Arcus (1993), что в переводе с латыни означает «ворота». Нагасава объясняет: «Венгрия была первой страной, которая убрала заграждения из колючей проволоки и открыла свои границы для восточноевропейцев, бегущих на Запад. Используя мешки с песком, я вместе с венгерской молодежью построил триумфальную арку, напоминающую исторический Цепной мост. С обеих сторон были сложены запутанные заграждения из колючей проволоки, заставляющие зрителей проходить сквозь арку. Сооружение было расположено таким образом, что при проходе через арку можно было увидеть настоящий Цепной мост. Инсталляция обращала внимание на историческое значение роли Венгрии как ворот к свободе». [ 1 ] : 58
Пфальцская капелла (1994) в Аахене [ 7 ]
[ редактировать ]В следующем году выставка отправилась на Людвиговский форум международного искусства в Аахене , Германия, где был построен восьмиугольный купол под названием «Пфальцкапелле» (1994), напоминающий купол Ахенского собора , построенного императором Карлом Великим в 8 веке. [ 5 ] : 59 Во время работы над своей работой Нагасава случайно узнала, что Ахенский собор во время Первой мировой войны был засыпан мешками с песком, чтобы защитить его от бомбардировок. [ 5 ] : 59 Нагасавы Купол Пфальцкапелле был построен из слоев мешков с песком и колючей проволоки, а потолок, обращенный к небу, символизировал стремление к миру. [ 5 ] : 59 Пока тикали песочные часы под куполом, разноцветные пески из Восточного и Западного Берлина смешивались и сходились воедино, как бы визуализируя воссоединенную Германию, которая всего за пять лет до выставки оставалась разделенной, и разрушающиеся границы между коммунизмом и капитализмом. . [ 5 ] : 59
Посредством этих совместных постановок и презентаций в трех европейских городах Нагасава подтвердила характер своей работы как возможность пробудить не только общие публичные воспоминания людей о войне, политике и этнической розни, но и их личные воспоминания и посмотреть на них. с новой точки зрения, что привело к развитию ее последующих проектов. [ 5 ] : 59–60
Появление мотива яйца (1995 – настоящее время)
[ редактировать ]Мотель Бункер: Аварийная матка (1995) в Тибороне, Дания [ 8 ]
[ редактировать ]Нагасава участвовала в выставке Peace Sculpture 1995 в Дании, посвященной 50-летию окончания Второй мировой войны, и представила свой проект Bunker Motel: Emergency Womb (1995) в Тибороне . По словам Нагасавы: «Датское побережье усеяно 7000 военными бункерами, построенными во время Второй мировой войны в рамках гитлеровского проекта укрепления Атлантической стены. Эти бункеры стояли пустыми и неиспользованными, как болезненный шрам на датском ландшафте, более 50 лет. Для этого проекта я превратил несколько бункеров в деревне Тиборон в мотели для влюбленных. Я слышал, что после войны некоторые бункеры использовались как тайное убежище для влюбленных. Однако местным жителям было неприятно обсуждать прошлое, и еще больше меня беспокоило то, что некоторые «живые воспоминания» людей не передавались молодому поколению. Я оборудовал несколько бункеров военными раскладушками; подушки и одеяла были сделаны из военных мешков и наполнены песком и сахаром. Использование сахара было символом героизма местных рыбаков во время Второй мировой войны и примером одной из таких живых воспоминаний. В то время, когда сахар был ценным товаром, его тайно собирали и смешивали с бетоном. Они думали, что добавление сахара в бетон снизит прочность бункерных конструкций. Это была весьма рискованная попытка и отчаянный акт сопротивления нацистским немцам. Однако, поскольку сахар и цемент не вступают в химическую реакцию, их усилия не увенчались успехом и привели к нехватке сахара в датских семьях. Для меня эти истории воплощают горько-сладкие воспоминания об истории этого места, о которой, казалось, никто не говорил и не хотел передать молодому поколению. Находясь в этой деревне, я провел мастер-класс в единственной там школе и пригласил всех 500 школьников принять участие в моем проекте. Они вместе со мной отлили 500 гипсовых яиц, каждое размером с человеческий мозг. В годовщину Дня освобождения дети и их семьи собрались в школе, и я вручил каждому ребенку по гипсовому яйцу. Вместе мы образовали процессию и сложили все яйца в «Бункерные мотели ». [ 1 ] : 58 По мнению Нагасавы, «число 500 соответствует примерному количеству яйцеклеток, которые женщина выпускает за свою репродуктивную жизнь. Следовательно, 500 яиц действуют как символ возрождения и восстановления после бедствий войны. С другой стороны, белый — это цвет флага капитуляции». [ 1 ] : 58 Bunker Motel: Emergency Womb , который был завершен посредством диалога, обсуждения и взаимопонимания с жителями деревни, предоставил возможность не только жителям деревни, но и посетителям выставки со всего мира поразмышлять об истории войны и ее личные воспоминания и оглянуться на них с точки зрения, связанной с их настоящей жизнью и будущим. Это также дало молодым людям, никогда не участвовавшим в войне, возможность услышать истории взрослых, которые ее испытали, что позволило вести диалог между поколениями. С другой стороны, опыт столь тесного взаимодействия с местным населением еще больше укрепил осознание Нагасавой роли художников в обществе. [ 5 ] : 61
На краю времени (2001) в Дакке, Бангладеш [ 9 ]
[ редактировать ]На краю времени (2001), созданный на местном уровне для 10-й Азиатской биеннале искусства , проходившей в Дакке , Бангладеш , в 2001–2002 годах, включал в себя обжиг примерно 4700 терракотовых яиц в сотрудничестве с местным университетом и индуистскими гончарами. Затем яйца были сложены в две кучки, одну большую и одну маленькую, на территории выставки. Попросив местные общины перевезти терракотовые яйца, сделанные индуистскими гончарами, которые составляют меньшинство в исламской стране Бангладеш, проект Нагасавы, казалось, бросил вызов межкультурной розни, которая стала известна после 11 сентября, заявив, что искусство не связанный различиями нации или вероисповедания. [ 5 ] : 61
ее рендер: она естественным образом возвращает то, что истинно в ее природе (2003) в Шардже, Объединенные Арабские Эмираты.
[ редактировать ]Нагасава продолжает подчеркивать быстротечность и силу жизни, используя в своих работах яйцо как символ жизни, заменяя его различными материалами. [ 5 ] : 61 По словам Мидори Ёсимото: «В 2003 году, когда война в Ираке только началась, она представила свою работу на 6-й биеннале в Шардже в Объединенных Арабских Эмиратах. Она приготовила «яйца» из каменной соли, завернутые в нейлоновые чулки. Количество соли в каждом яйце примерно соответствовало тому, сколько соли требуется на год жизни человека. Сто яиц, извлеченных из нейлона после сушки, считались мужскими. Еще сто оставшихся, завернутых в нейлон, считались «женскими». [ 4 ] : 77 Нагасава попросил молодых студенток, которые должны были стать первыми выпускницами художественного факультета Университета Шарджи , написать свои личные мысли, такие как мечты и стремления, на неподписанных женских яйцах. Художница надеялась, что благодаря искусству женщины, строго регламентированные в исламском обществе, обретут свободу и получат возможность выражать свои женские радости в публичном пространстве. [ 10 ] «Изначально организатор выставки, дочь султана, шейха Хур Аль-Касими , была обеспокоена тем, что ее проект вызовет общественный резонанс непристойности из-за «спорного» материала (нейлоновые чулки) и что он основан на «американском феминизме». , и таким образом был покровительственным. Нагасава смело написал письмо непосредственно дочери султана, прежде всего для того, чтобы подчеркнуть, что она является «японкой», живущей в Соединенных Штатах, и поэтому является членом «меньшинства». Кроме того, письмо было направлено на то, чтобы убедить дочь султана в том, что ее творчество не следует узко называть «феминистским», утверждая, что оно исходит из более гуманистической точки зрения и направлено на связь с мусульманскими женщинами. Внутренние мысли, которые она надеялась почерпнуть от этих женщин, не обязательно должны были быть «голосами страдания», а скорее «голосами радости и достоинства самостоятельных женщин».30 Письмо Нагасавы было эффективным, и проект было выполнено до конца. Впоследствии ряд участвовавших женщин сообщили, что процесс сотрудничества вдохновил на «значимые изменения и реальное ощущение возможностей». Полное название, ее рендер: она естественным образом возвращает то, что истинно в ее природе означало «отдать себя другому, отдать себя и расцвести» или «то, что женщина может предложить изнутри себя». Яйца, покрытые нейлоном, возможно, изображали мусульманок в чадрах. Благодаря написанию на яйцах женские голоса и внутренний мир становились видимыми и услышанными. Как показывает этот пример, позиция Нагасавы как аутсайдера позволяет ей обнаружить скрытые голоса тех, кто маргинализируется обществами, которые она посещает, и облекает их в поэтическую форму. Это способность, которую она воспитала благодаря своему транснациональному опыту». [ 4 ] : 77
Скульптура времени – Коро-пок-куру (2012) на Хоккайдо, Япония.
[ редактировать ]В недавнем проекте Нагасавы под названием «Скульптура времени – Коро-пок-куру» (2012) «она создала круглый земляной вал с двумя точками входа на восточной и западной сторонах и полым пространством, окружающим валун в центре. На гребне круга были посажены белокопытники, а откосы земляного вала были покрыты травой, чтобы посетители могли опереться спиной на внутренний склон и посмотреть на небо. Кроме того, вместе с участниками мастер-класса она сконструировала 500 «яиц» (из местной почвы, содержащих семена местных цветов) и с их помощью установила их внутри скульптуры. Поскольку число 500 соответствует примерному количеству яйцеклеток, которые женщина выпускает за свою жизнь, эти яйца были созданы, чтобы символизировать возрождение леса». [ 4 ] : 80 Эта работа присоединилась к постоянным объектам в Лесу Тысячелетия Токати на Хоккайдо , Япония. «Коро-пок-куру — это раса «маленьких людей», что буквально означает «люди под листьями белокопытника» на языке айнов , коренного населения Хоккайдо». [ 4 ] : 80 Мидори Ёсимото интерпретирует: «Эта новая работа иллюстрирует философию и процесс, лежащие в основе большинства произведений искусства Нагасавы, которые включают в себя глубокие исследования истории культуры, окружающей среды и памяти конкретных мест, а также участие сообщества. Работая с различными сообществами над различными проектами, она каждый раз узнает что-то новое и растет как художник, сея семена экологических и социальных преобразований для этих людей». [ 4 ] : 80–81
Избранные выставки
[ редактировать ]Групповые выставки
[ редактировать ]- 1993–1994 «Невидимая природа» , Прага, Чехия, Будапешт, Венгрия, и Ахен, Германия.
- 1995 Скульптура мира. 1995 , Тиборон, Дания.
- 2002 10-я биеннале азиатского искусства , Дакка, Бангладеш.
- 2003 6-я биеннале в Шардже , Шарджа, Объединенные Арабские Эмираты.
- 2003 Триеннале искусств Этиго-Цумари , Ниигата, Япония. [ 11 ]
- 2013 Триеннале Сетучи , Кагава, Япония [ 3 ] [ 12 ]
- 2019 Биеннале Наканодзё , Гунма, Япония [ 13 ]
Комиссии по общественному искусству [ 13 ]
[ редактировать ]- 2018 Парк Хантерс-Пойнт Саут-Уотерфронт, Лонг-Айленд-Сити, Нью-Йорк
- 2014 Проект средней школы среднего колледжа Quinebaug Valley, Дэниэлсон, Коннектикут
- 2014 Орегонский технологический институт, Кламат-Фолс, Орегон
- 2013 Колледж уголовного правосудия Джона Джея, Нью-Йорк
- 2013 Набережная Айлэйс-Крик, Сан-Франциско, Калифорния
- 2013 Столичное транспортное управление, генеральный план, Балтимор, Мэриленд
- 2012 Колумбия-стрит, Бруклин, Нью-Йорк
- 2011 Здание Управления водных ресурсов, Санкт-Петербург, Флорида
- 2011 Проект посадки на Вуд-Стрит Мон-Уорф, Питтсбург, Пенсильвания
- 2010 Бизнес-школа Университета Флориды, Гейнсвилл, Флорида
- 2009 Столичное транспортное управление, станция Сото, Лос-Анджелес, Калифорния.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ёсимото, Мидори. «За пределами« японских / женщин-художников »: транснациональные диалоги в искусстве Нобухо Нагасавы и Тихару Сиоты ». Третий текст 28, вып. 1 (2014): 67–81. [ 4 ]
- Ёшитомо, Мидори. «Размышления о творческом сотрудничестве в современном искусстве: совместное искусство Нобухо Нагасавы». Академический форум 13, вып. 2 (2004): 1, 55–61. [ 1 ]
- Ёсимото, Мидори «Сенсо но киоку о коэте: Нагасава Нобухо но кокороми». Изображение и пол, № 6 (2006): 58–64. [ 5 ] Доступно на веб-сайте Сети действий женщин (WAN): https://s3.ap-northeast-1.amazonaws.com/data.wan.or.jp/uploads/_317265135b5a8b57d7fc7aacd4428d82d7cdb9.pdf . По состоянию на 17 декабря 2022 г.
- Ёсимото, Мидори. « Уми-но Уцува и Земной вихрь : переплетение воображений океана и островов Нобухо Нагасавы». Визуальные культуры азиатской диаспоры и Америка 3, выпуск. 1–2 (2017): 130–154. [ 3 ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нобухо Нагасава, интервью Мидори Ёсимото (2004; на японском языке). Исследовательский центр искусства и общества https://www.art-society.com/report/Nobuho Nagasawa «Hidden Treasure Hunt»-Interview.html . 2022.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ёсимото, Мидори (2004). «Размышления о творческом сотрудничестве в современном искусстве: совместное искусство Нобухо Нагасавы». Академический форум . 13 (2). Университет Нью-Джерси-Сити: 1, 55–61.
- ^ «Нобухо Нагасава | Департамент искусств» . www.stonybrook.edu . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ёсимото, Мидори (2017). «Уми-но Уцува и Земной вихрь: переплетение океанических и островных воображений Нобухо Нагасавы». Визуальные культуры азиатской диаспоры и Америка . 3 (1–2): 130–154. дои : 10.1163/23523085-00302007 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ёсимото, Мидори (2014). «За пределами« японских / женщин-художников »: транснациональные диалоги в искусстве Нобухо Нагасавы и Тихару Сиоты». Третий текст . 28 (1): 67–81. дои : 10.1080/09528822.2013.867711 . S2CID 143300928 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н киоку о коэте: Нагасава Нобухо но кокороми». Изображение и пол (на японском языке). Ёсимото, Мидори (2006) « Сенсо но
- ^ «Нагасава, Нобухо - Избранные работы - artasiamerica - Цифровой архив истории современного искусства Азии / Америки азиатского происхождения» . artasiamerica.org . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Нагасава, Нобухо - Избранные работы - artasiamerica - Цифровой архив истории современного искусства Азии / Америки азиатского происхождения» . artasiamerica.org . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Нагасава, Нобухо - Избранные работы - artasiamerica - Цифровой архив истории современного искусства Азии / Америки азиатского происхождения» . artasiamerica.org . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Нагасава, Нобухо - Избранные работы - artasiamerica - Цифровой архив истории современного искусства Азии / Америки азиатского происхождения» . artasiamerica.org . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Интервью Нобухо Нагасавы «Охота за скрытыми сокровищами» «ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ИСКУССТВА И ОБЩЕСТВА [НПО Центр исследований искусства и общества]» (на японском языке) , Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ «Глаза, которые можно увидеть сквозь - Работы | Триеннале искусств Этиго-Цумари» . ( на японском языке) Проверено 17 декабря 2022 г. .
- ^ «Сёдошима | Триеннале Сетучи 2022» . ART SETOUCHI / Триеннале Сетучи (на японском языке) . Проверено 17 декабря 2022 г. .
- ^ Перейти обратно: а б «Нобухо Нагасава | БИЕННАЛЕ НАКАНОДЗЁ» (на японском языке) Проверено 17 декабря 2022 г.