План собора
В западной церковной архитектуре схема собора представляет собой план этажа, показывающий сечения стен и опор, дающий представление о профилях их колонн и оребрениях. Светлые двойные линии по периметру стен обозначают застекленные окна. Пунктирными линиями показаны ребра свода над головой. По традиции церковные планы этажей показаны в виде карты: север вверху, а литургический восточный конец справа.
Планы многих монастырских церквей сравнимы с планами соборов, хотя иногда с большим упором на святилища и хоровые помещения, предназначенные для религиозной общины. Меньшие церкви планируются аналогичным образом, но с упрощениями.
Дизайн
[ редактировать ]Планы собора предназначены для обеспечения богослужебных обрядов храма. [ 1 ] До легализации христианства императором Константином христиане поклонялись в частных домах или в укромных местах. [ 2 ] Получив по закону право совершать публичное богослужение, местные общины адаптировали доступные римские конструкции к своим потребностям. В отличие от римской и греческой религий, где священники совершали ритуалы без участия общественности, в христианском богослужении участвовали верующие. Таким образом, ограниченные пространства, обычно используемые в языческих храмах, не подходили для христианского богослужения. [ 2 ] Римские гражданские здания были спроектированы для участия горожан, и поэтому римская базилика была принята в христианских целях. Сюда входил вход на одном конце длинного узкого крытого помещения с приподнятым помостом на другом конце. На трибуне государственные чиновники слушали судебные дела или высказывались по каким-либо вопросам, представляющим общественный интерес. [ 2 ] зал базилики для публичной литургии мессы Христиане использовали длинный . [ нужна ссылка ]
Глоссарий
[ редактировать ]- Проход : пара проходов, параллельных основным общественным помещениям церкви, например, нефу, хору и трансепту. Нефы отделены от общественных помещений колоннами, поддерживающими верхние стены, называемыми аркадами. [ 3 ]
- Амбулатория : особое название изогнутого прохода вокруг хора. [ 2 ]
- Апсида : конец здания напротив главного входа. Чаще круглый, но может быть угловатым или плоским. В средневековых традициях это был восточный конец здания. [ 3 ]
- Контрфорс : большой каменный пирс, удерживающий своды крыши на месте. [ 3 ] Контрфорс может быть видимым, как в готическом аркбутане , или может быть скрыт в комплексе нефов и галерей. [ 2 ]
- Кафедральный собор : Домашняя церковь епископа , в которой находится кафедра или епископская кафедра. [ 2 ] Церковь может быть любого размера. [ 3 ]
- Часовня : небольшое помещение внутри церкви с собственным алтарем.
- Часовня Леди - часовня, посвященная Богоматери Марии, матери Иисуса.
- Излучающие часовни : расположены вокруг апсиды церкви, куда можно попасть из амбулатории. [ 2 ]
- Хор (или Кире): часть церкви, обычно за трансептом и находящаяся на одной линии с осью нефа. Площадь может быть выше уровня нефа. [ 3 ] Название «хор» используется потому, что традиционно духовенство собора стояло здесь хором и распевало или пело во время ответной части богослужения или мессы. [ 4 ]
- Склеп : Обычно это подземный фундамент. Используется для захоронений или как часовня. [ 3 ]
- Фасад : внешняя сторона церкви, где расположены главные двери. В традиционном средневековом дизайне он обращен на запад и называется Вест-Эндом. [ 2 ]
- Нартекс : вход или вестибюль, расположенный в западном конце нефа.
- Неф : основная зона общественного отправления мессы. [ 3 ] Обычно это самое большое помещение, расположенное между притвором и святилищем.
- Святилище : возвышенная платформа, на которой находится главный алтарь и связанные с ним литургические элементы, доступ к которой ограничен для церемониального использования духовенством, часто огороженный от прилегающих помещений. Он сосредоточен на главной оси восток-запад в восточной части и обычно расположен внутри хора или апсиды.
- Трансепт : Трансепт, который иногда называют «Перекрестком», образует крылья под прямым углом к нефу. [ 2 ] В ранних романских церквях он часто располагался в восточной части, образуя крест Тау . Более поздние проекты поместили трансепт примерно на две трети пути от Вест-Энда до Ист-Энда. Это создало план латинского креста. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]- Архитектура соборов и великих церквей
- Церковная архитектура , включая описание общих терминов.
- Список крупнейших церковных построек
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Французские соборы, Рене Жак; Перевод Дороти Пламмер; Вильгельм Андерманн, Мюнхен, 1959 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Собор, Путеводитель; Уильям Р. Кук, Государственный университет Нью-Йорка в Генезео; Великие курсы, Учебная компания; Шантильи, Вирджиния; 2010 год
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Собор, история его строительства ; Дэвид Маколей; Трубный клуб; Нью-Йорк; 1973 год
- ^ Словарь Нового Света Вебстера , второе краткое издание; Дэвид Б. Гуральник, главный редактор; Саймон и Шустер; Нью-Йорк; 1979 год
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Планы романской и готической архитектуры» , www.owlnet.rice.edu , Университет Райса, Проект гуманитарной электронной студии, HART, заархивировано из оригинала 24 июня 2009 г.
- План этажа Солсберийского собора. Архивировано 2 января 2008 г. в Wayback Machine.
- Кентерберийский собор: несколько планов этажей
- План Кентерберийского собора
- План Даремского собора
- Планы Сен-Сернен, Тулузы и Амьенского собора
- План собора Святого Патрика (Арма)
- План этажа Эксетерского собора. Архивировано 20 июля 2008 года в Wayback Machine.