Кодекс Феодосиана


Кодекс Феодосиана («Кодекс Феодосия») представляет собой сборник законов Римской империи при христианских императорах с 312 года. Комиссия была учреждена императором Феодосием II и его соимператором Валентинианом III 26 марта 429 года. [ 1 ] [ 2 ] и сборник был опубликован конституцией от 15 февраля 438 года. Она вступила в силу в восточной и западной частях империи 1 января 439 года. [ 1 ] Оригинальный текст кодекса также можно найти в Бревиарии Алариха (также называемом Lex Romana Visigothorum ), обнародованном 2 февраля 506 года. [ 3 ] [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]26 марта 429 года император Феодосий II объявил Константинопольскому сенату о своем намерении сформировать комитет для кодификации всех законов ( leges , единственное число ) от правления Константина до Феодосия II и Валентиниана III. [ 5 ] Законы в кодексе варьируются от 312 до 438, поэтому к 438 году «объем имперских законов стал неуправляемым». [ 6 ] Двадцать два учёных, работая в двух группах, работали в течение девяти лет, начиная с 429 года, над составлением того, что впоследствии стало Кодексом Феодосия . [ 7 ] Главным надзирателем за работами был Антиох Хузон , юрист, префект и консул из Антиохии. [ 8 ]
Их продуктом явился сборник из 16 книг, содержащих более 2500 конституций , изданных между 313 и 437 годами, при этом опуская устаревшие положения и лишние фразы, внося дополнения, поправки и изменения. [ 9 ] Джон Ф. Мэтьюз проиллюстрировал важность кодекса Феодосия, когда сказал: «Кодекс Феодосия был первым случаем после Двенадцати таблиц, когда римское правительство попыталось с помощью государственной власти собрать и опубликовать свои законы ». [ 10 ] Кодекс охватывает политические, социально-экономические, культурные и религиозные предметы IV и V веков в Римской империи. [ 11 ]
Сборник императорских постановлений под названием «Грегорианский кодекс» был написан ок. 291–4 [ 1 ] и Codex Hermogenianus , ограниченное собрание рескриптов ок. 295, [ 1 ] был опубликован. Конституции Сирмонда также могут представлять собой небольшой сборник имперских законов. Однако Феодосий хотел создать более полный кодекс, который обеспечил бы лучшее понимание права во времена более поздней империи (321–429). Питер Штайн заявляет: «Феодосий был обеспокоен низким уровнем юридических навыков в его Восточной империи». Он открыл юридическую школу в Константинополе. В 429 г. он поручил комиссии собрать все имперские конституции со времен Константина. [ 5 ]
Собирая огромное количество материала, редакторы часто имели несколько копий одного и того же закона. Кроме того, исходный материал, на который опиралась редакция, со временем менялся. Клиффорд Андо отмечает, что, по словам Мэтьюза, редакторы «показывали, что полагались на западные провинциальные источники в конце IV века, а затем на центральные и восточные архивы». [ 12 ]
Через 6 лет первоначальная версия была закончена в 435 г., но не опубликована. Вместо этого он был улучшен и расширен и, наконец, закончен в 438 году и передан в сенат в Риме и Константинополе. Мэтьюз считает, что эти две попытки не являются результатом неудачной первой попытки; однако вторая попытка демонстрирует «повторение и уточнение первоначальных целей на новом этапе редакционного процесса». [ 13 ] Другие выдвинули альтернативные теории, объясняющие длительный редакционный процесс и наличие двух разных комиссий. Баудевейн Сиркс считает, что «свод был составлен на основе императорских копий, найденных в Константинополе, Риме или Равенне, дополненных материалами из нескольких частных коллекций, и что задержки были вызваны такими проблемами, как проверка точности текста и улучшение юридическая последовательность работы». [ 14 ]
Тон работы отражал риторическую подготовку, которую получили составители, и Аверил Кэмерон охарактеризовал ее как «многословную, морализаторскую и претенциозную». [ 15 ]
Контекст
[ редактировать ]Кодекс был написан на латыни и явно относился к двум столицам: Константинополю ( Константинополитана ) и Риму ( Рома ). [ 16 ] Он также касался навязывания ортодоксальности ( арианская полемика продолжалась) внутри христианской религии и содержал 65 указов, направленных против еретиков. [ 17 ]
Первоначально Феодосий пытался ввести в действие leges Generales, начиная с Константина, в качестве дополнения к Григорианскому кодексу и Гермогенианскому кодексу . Он намеревался дополнить юридические кодексы мнениями и сочинениями древнеримских юристов, во многом наподобие сборника, найденного позже в Кодексе Юстиниана . Но задача оказалась слишком сложной, и в 435 году было решено сосредоточиться исключительно на законах от Константина до момента их написания. Юстиниана Это решение определило наиболее существенное различие между Кодексом Феодосия и более поздним Corpus Juris Civilis .
Мэтьюз отмечает: «Кодекс Феодосия, однако, отличается от сочинений Юстиниана (за исключением Новелл) тем, что он в значительной степени основывался не на существующих юридических сочинениях и собраниях текстов, а на первоисточниках, которые никогда прежде не объединялись. ." [ 18 ] Кодекс Юстиниана, опубликованный около 100 лет спустя, включал в себя как ius , «закон как дисциплина толкования», так и leges , «основной закон, на котором основывалось толкование». [ 19 ] Юстиниана В то время как первая часть, или кодекс, Corpus Civilis Juris содержала 12 книг конституций вторая и третья части, дайджест и Institutiones , содержали права классических римских юристов и институты Гая или имперских законов , .
Хотя в Кодексе Феодосия может показаться, что ему не хватает личного аспекта из-за отсутствия судебных проверок, при дальнейшем рассмотрении правовой кодекс дает представление о мотивах Феодосия, стоящих за кодификацией. Ленски цитирует Мэтьюза, отметившего, что «имперские конституции представляли собой не только предписывающие юридические формулы, но и описательные заявления моральных и идеологических принципов императора». [ 20 ]
христианство
[ редактировать ]Помимо устранения путаницы и создания единого, упрощенного и заменяющего кодекс, Феодосий II также пытался укрепить христианство в качестве официальной религии Империи после того, как оно было декриминализировано при правлении Галерия и пропагандировалось при Константине. В своем «Граде Божием » св. Августин восхвалял Феодосия Великого , деда Феодосия II, разделявшего его веру и преданность, как «христианского правителя, благочестие которого выражалось в законах, изданных им в пользу католической церкви ». [ 21 ]
Кодекс Феодосиана , например, прямо предписывает прекратить все судебные действия во время Страстной недели и закрыть двери всех судов в течение этих 15 дней (1. ii. тит. viii). Он также ввел законы, карающие гомосексуализм , что представляло собой отход от политики периода Римской республики, согласно которой гомосексуализм допускался и, возможно, высмеивался, но не был незаконным. [ 22 ] [ 23 ]
Первые законы, предоставляющие освобождение от налогов церкви , появляются в Кодексе и приписываются Константину и его сыну Констанцию II . В этих законах указывается, что земли, принадлежащие духовенству , членам их семей, а церкви освобождаются от обязательной службы и налоговых платежей, за исключением земель, находящихся в личной собственности священнослужителей. [ 24 ] [ 25 ]
Источники
[ редактировать ]В книгах 1–5 отсутствует рукописная поддержка, доступная для книг 6–16. Первые пять книг сохранившегося Кодекса в основном основаны на двух других рукописях. Туринская рукопись, или «Т», состоит из 43 в значительной степени прерывистых листов. [ 4 ] Вторая рукопись — Бревиарий Алариха , и значительная часть Бревиариума , включенного в книгу 1, содержит оригинальный текст соответствующей части оригинального кодекса. [ 4 ]
Последняя часть Кодекса, книги 6–16, также в значительной степени основана на двух текстах. Книги 6–8 Кодекса сохранились в тексте документа, известного как Парсинус 9643. [ 26 ] Этот документ распространялся во французских библиотеках раннего средневековья, как и другой формирующий документ для последней части кодекса, документ, хранящийся в Ватикане (Vat. Reg. 886), также известный как «V». [ 26 ] Ученые считают, что этот раздел был передан полностью. [ 26 ]
Издания
[ редактировать ]Справочное издание Кодекса Феодосиана:
- Моммзен -Мейер, книга 16 Теодосиана с сирмондианскими конституциями и новыми законами, касающимися Теодосиана , Берлин, Вайдеманн, 1905.
- Другие издания/комментарии
- Кодекс Феодосиана (на латыни). Женева: Иоганн Арнольд. 1586.
- Джеймс Готофредус (1616 г.). О положении язычников при христианских императорах: или комментарий к гл. 10 о язычниках 16-й книги Феодосийского кодекса (на латыни). Гейдельберг: Готхард Фёгелин.
английский перевод
[ редактировать ]Кодекс Феодосия был переведен на английский язык с аннотациями в 1952 году Клайдом Фарром , Терезой Шеррер Дэвидсон и другими. [ 27 ] [ а ] Этот перевод был очень благосклонно принят учеными. [ б ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Описание того, как был реализован этот проект, см. Jones Hall 2012. См. также Kearley 2007 , стр. 525, 536–545.
- ^ Обзор обзоров см. Kearley 2018 , стр. 162–164.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Kazhdan & Talbot 1991 , p. 475.
- ^ Лонг 1875 , стр. 302–303.
- ^ Вудворд и Кейтс 1872 , с. 90.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтьюз 2000 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Питер Штайн, стр. 37–38.
- ^ Мартин 1995 , с. 510.
- ^ Ленски 2003 , стр. 337–340.
- ^ Хорнблауэр, Спофорт и Эйдинов, 2012 , стр. 107.
- ^ Бергер 1953 , с. 392 .
- ^ Мэтьюз 2000 , с. 17.
- ^ Мэтьюз 2000 , стр. 10–18.
- ^ Клиффорд Андо, с. 200
- ^ Александр 1995 , с. 191.
- ^ Александр 1995 , стр. 191–193.
- ^ Кэмерон 1998 , с. 683.
- ^ Заголовки из основной части Кодекса Феодосия.
- ^ Манго 2002 , с. 105.
- ^ Мэтьюз 2000 , с. 12.
- ^ Мэтьюз 2000 , стр. 10–12.
- ^ Ленски 2003 , с. 331.
- ^ Мэтьюз 2000 , с. 8.
- ^ Фрейкс и .
- ^ Фарр, Дэвидсон и Фарр 2001 , стр. 232–233.
- ^ Фарр, Дэвидсон и Фарр 2001 , стр. 443.
- ^ Эллиотт 1978 , с. 333.
- ^ Перейти обратно: а б с Мэтьюз 2000 , с. 86.
- ^ Фарр, Дэвидсон и Фарр 2001 .
Источники
[ редактировать ]- ДЕЙСТВОВАТЬ Помощь в исследовании Кодексов Феодосиана и Юстиниана, Иоле Фарньоли (куратор), LED Edizioni Universitarie, Милан, 2009 г., ISBN 978-88-7916-403-0
- Харрис, Джилл; Вуд, Ян (1993). Кодекс Феодосия: Исследования императорского права поздней античности . Бристоль Классик Пресс. ISBN 978-1853997402 .
- Александр, Майкл К. (весна 1995 г.). «Обзор: Кодекс Феодосия Джилл Харрис; Ян Вуд». Обзор права и истории . 13 (1). Издательство Университета Иллинойса: 190–192. дои : 10.2307/743979 . JSTOR 743979 . S2CID 144610759 .
- Бергер, Адольф (1953). Энциклопедический словарь римского права . Том. 43 (Часть 2). Филадельфия: Американское философское общество. ISBN 0-87169-435-2 . OCLC 873814450 . (переиздано в 1991 г.)
- Бакленд, WW (1993). Учебник римского права от Августа до Юстиниана . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 37–38.
- Кэмерон, Аверил (1998). «Образование и литературная культура». В Кэмероне, Аверил; Гарнси, Питер (ред.). Кембриджская древняя история: Том 13, Поздняя империя, 337–425 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-05440-9 .
- Эллиотт, Т.Г. (1978). «Налоговые льготы, предоставленные священнослужителям Константином и Констанцием II». Феникс . 32 (4): 333. дои : 10.2307/1087959 . JSTOR 1087959 .
- Фрейкс, Роберт (nd). «Почему римляне играют важную роль в дебатах об однополых браках» . Сеть исторических новостей . Проверено 8 июля 2021 г.
- Хорнблауэр, Саймон; Спофорт, Энтони; Эйдинов, Эстер (2012). «Антиох Хузон» . Оксфордский классический словарь . Оксфорд: ОУП. ISBN 978-0-19-954556-8 .
- Джонс Холл, Линда (2012). «Клайд Фарр, женщины Вандербильта и судья из Вайоминга: история перевода Кодекса Феодосия в Америке середины века» (PDF) . Римская правовая традиция . 8 . ISSN 1943-6483 .
- Каждан Александр Петрович; Талбот, Элис-Мэри Маффри (1991). «Кодекс Феодосиана». Оксфордский словарь Византии . Оксфорд: Университетское издательство. ISBN 978-0-19-504652-6 .
- Кирли, Тимоти (2007). «Судья Фред Блюм и перевод Кодекса Юстиниана» (PDF) . Журнал юридической библиотеки . 99 : 525, 536–545.
- Кирли, Тимоти (2018). Трудности перевода: стипендия римского права и перевод в Америке начала двадцатого века . Каролина Академик Пресс. ISBN 978-1-5310-0722-5 .
- Кирли, Тимоти (2022). Римское право, классическое образование и ограничения на участие в классическом образовании в Америке двадцатого века . Издательство Ветерримус. ISBN 978-1-7361312-1-3 .
- Ленски, Ноэль (февраль – март 2003 г.). «Обзор: Установление закона . Исследование Кодекса Феодосия Джона Мэтьюза». Классический журнал . 98 (3). Классическая ассоциация Ближнего Запада и Юга, Inc.: 337–340.
- Лонг, Джордж (1875). «Кодекс Феодосиана» . В Уильяме Смите (ред.). Словарь греческих и римских древностей . Лондон: Джон Мюррей. стр. 302–303.
- Манго, Кирилл (2002). Оксфордская история Византии» . Оксфорд: Университетское издательство.
- Мартин, Сьюзен Д. (октябрь 1995 г.). «Обзор: Кодекс Феодосия Джилл Харрис; Ян Вуд». Американский журнал истории права . 39 (4). Университет Темпл: 510–511. дои : 10.2307/845507 . JSTOR 845507 .
- Мэтьюз, Джон Ф. (2000). Установление закона: исследование Кодекса Феодосия . Нью-Йорк: Издательство Йельского университета.
- Фарр, Клайд; Дэвидсон, Тереза Шеррер; Фарр, Мэри Браун (2001) [1952]. Кодекс и романы Феодосия, а также конституции Сирмонда . Обмен юридическими книгами. ISBN 978-1-58477-146-3 .
- Теллеген-Куперус, Ольга (1993). Краткая история римского права . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 138–141.
- Вудворд, Бернард Болингброк; Кейтс, Уильям Лейст Ридвин (1872). Энциклопедия хронологии: историко-биографическая . Ли и Шепард.
- Кодекс Феодосиана. Liber V – Кодекс Феодосия, книга V. Латинский текст по изданию Ф. Моммзена. Французский перевод, введение и примечания . Эд. Сильви Крожье, Пьер Жайетт, Жан-Мишель Пуансотт. Явка, Брепольс, 2009 г. (Codex Theodosianus – Кодекс Феодосия (CTH), т. 5).
Внешние ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Кодекс Феодосиана (латиница) , Ancientrome.ru.
- Кодекс Феодосиана (латиница) Изд. Моммзен, Мейер и Крюгер (латиница). Сайт upmf-grenoble.fr.
- (на английском языке) Список имперских законов с 311 по 431 год содержит краткое изложение многих законов, касающихся религии, из Кодекса Феодосия и других источников в хронологическом порядке.
- (на английском языке) Кодекс Феодосиана XI–7–13; XV–5–1, –12–1; XVI–1–2, –5–1, –5–3, –7–1, –10–4 (о религии) , английский перевод Оливера Дж. Тэтчера и др., 1907. Веб-сайт fordham.edu.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Кодекс Феодосиана Джорджа Лонга в «Словаре греческих и римских древностей» , Джон Мюррей, Лондон, 1875 г.
- Codex Theodosianus Информация о кодексе и его рукописной традиции на веб-сайте Bibliotheca legum regni Francorum рукописи . База данных по текстам светского права Каролингов (Карл Убл, Кёльнский университет, Германия).