Кеорапетсе Кгосициле
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2024 г. ) |
Кеорапетсе Кгосициле | |
---|---|
![]() Кгосициле в 2012 году | |
Рожденный | Я молился за Уильяма Кинга 19 сентября 1938 г. Йоханнесбург , Южная Африка |
Умер | 3 января 2018 г. Йоханнесбург, Южная Африка | (79 лет)
Другие имена | Главный |
Занятия |
|
Годы активности | 1960–2018 |
Супруги |
|
Дети | 5, включая Фиву |
Писательская карьера | |
Псевдоним | Бюстгальтер Вилли |
Жанр | Джаз |
Предмет |
|
Кеорапетсе Уильям Кгосициле ОИС (19 сентября 1938 — 3 января 2018), также известный под псевдонимом Бра Вилли , был южноафриканским поэтом тсвана , журналистом и политическим активистом. Влиятельный член Африканского национального конгресса Южной Африки в 1960-х и 1970-х годах, он был удостоен звания Национального поэта-лауреата в 2006 году. [ 1 ] Кгосициле жил в изгнании в США с 1962 по 1975 год, на пике своей литературной карьеры. Он тщательно изучил афроамериканскую литературу и культуру, особенно заинтересовался джазом. В 1970-е годы он был центральной фигурой среди афроамериканских поэтов, поощряя интерес к Африке, а также практику поэзии как исполнительского искусства; он был хорошо известен своими выступлениями в джаз-клубах Нью-Йорка. Кгосициле был одним из первых, кто преодолел разрыв между африканской и афроамериканской поэзией в Соединенных Штатах.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кгосициле родился в преимущественно белом районе Йоханнесбурга и вырос в маленькой хижине позади дома в белом районе, который снимала его мать. [ 2 ] Его первым опытом апартеида , помимо необходимости ходить в школу за пределами своего района по причинам, которые он тогда не понимал, стал конфликт с местной белой семьей после того, как он дрался со своим белым другом, который колебался, когда другие друзья отказались присоединиться к апартеиду. боксерский клуб, отказавший в членстве в Кгосициле. [ 3 ] Этот опыт имел формирующий характер и сочетался с другими переживаниями исключения, которые усиливались в его подростковые годы. Для Кгосициле взрослая жизнь означала вход в апартеид. [ 4 ]
Кгосициле посещал среднюю школу Мадибане в Йоханнесбурге, а также школы в других частях страны. В это время он смог (с некоторым трудом) найти книги Лэнгстона Хьюза и Ричарда Райта и находился под влиянием их, а также европейских писателей (в основном Чарльза Диккенса и Д.Х. Лоуренса ). любое намерение делать это профессионально. [ 5 ] После окончания школы он подрабатывал случайными заработками, а затем более серьезно занялся литературной деятельностью и устроился на работу в политически настроенную газету New Age . Он писал в газету как репортажи, так и стихи. Эти ранние стихотворения, предвосхищающие творчество Кгосициле на всю жизнь, сочетают в себе лиризм с безмолвным призывом к оружию, как в этих строках из «Рассвета»:
- Помни в ритуале дубинки и пули.
Ищейки Монстра Ворстера написали
СОУЭТО над чревом моей земли
несмываемой кровью младенцев
Так что молодые уже не молодые
Не то чтобы они требовали скорой смерти [ 6 ]
Любой ранний интерес к художественной литературе сменился явной необходимостью общения, которую чувствовал Кгосициле. Как он сказал позже: «В ситуации угнетения нет другого выбора, кроме дидактического письма: либо вы инструмент угнетения, либо инструмент освобождения». [ 7 ]

Годы ссылки
[ редактировать ]В 1961 году под сильным давлением как со своей стороны, так и в рамках усилий правительства по закрытию « Нью Эйдж» , Африканский национальный конгресс, активным членом которого он был, призвал Кгозитиле покинуть страну. Первоначально он отправился в Дар-эс-Салам, чтобы писать для журнала Spearhead (не имеющего отношения к правому британскому журналу ). одноименному [ 8 ] но в следующем году эмигрировал в США. Он учился в ряде университетов, начиная с Университета Линкольна в Пенсильвании , где он «проводил много времени в библиотеке, пытаясь прочитать как можно больше черной литературы, какую только мог достать». [ 9 ]
После обучения в Университете Нью-Гемпшира и Новой школе социальных исследований Кгосициле поступил на программу магистра изящных искусств по творческому письму в Колумбийском университете . В это же время он опубликовал свой первый сборник стихов « Духи освобожденные» . Сборник был хорошо принят, и он был удостоен поэтической премии Гарлемского культурного совета и премии Национального фонда искусств в области поэзии. Он окончил Колумбийский университет в 1971 году и остался в Нью-Йорке, преподавая и давая свои характерно динамичные чтения в клубах в центре города и в рамках Движения черных искусств Uptown . [ 10 ] самый влиятельный сборник Кгосициле « Меня зовут Африка В том же году был опубликован ». Ответ, включая введение к книге Гвендолин Брукс , сделал Кгосициле ведущим афроамериканским поэтом. «Последние поэты» , группа революционных афроамериканских поэтов, получила свое название от одного из его стихотворений.
Влияние джаза и черной эстетики
[ редактировать ]Джаз был особенно важен для понимания Кгосициле чернокожей американской культуры и его собственного места в ней. Он видел Джона Колтрейна , Нину Симон , Билли Холидей , Би Би Кинга и многих других в джаз-клубах Нью-Йорка и писал им и о них в своих стихах. Джаз имел решающее значение для самой влиятельной идеи Кгосициле: его чувства всемирной африканской диаспоры, объединенной слухом к определенному, типично черному звуку. Он писал о черной эстетике, которую преследовал и прославлял:
- Нет ничего похожего на искусство – в том понимании искусства, которое используют угнетатели. Есть только движение. Сила. Творческая сила. Прогулка по Софиатауну цоци или моего гарлемского брата по Ленокс-авеню . Филд Холлерс . Блюз . Рифф Трейна . Марвин Гэй или мбаканга . Мучительное счастье. Творческая сила, в какой бы форме она ни проявлялась, движется подобно мышцам танцора. [ 11 ]
Свобода от ограничивающей белой эстетической чувствительности и открытие ритмического опыта, общего для чернокожих людей всего мира, были для Кгосициле двумя сторонами одной и той же борьбы.
Черный театр
[ редактировать ]Кгосициле также начал активно работать в театре, находясь в Нью-Йорке, основав Театр черных искусств в Гарлеме. Он рассматривал черный театр как фундаментально революционную деятельность, целью которой должно быть разрушение укоренившихся привычек мышления, ответственных за восприятие чернокожих людей как белыми, так и ими самими. Он написал:
- Мы будем уничтожать символы, которые облегчили наше пленение. Мы будем создавать и устанавливать символы, чтобы облегчить наше необходимое и постоянное начало. [ 12 ]
Театр Black Arts был частью более крупного проекта, направленного на создание литературного черного голоса, не боящегося быть воинственным. Кгосициле настойчиво выступал против идеи Негритюда , чисто эстетической концепции черной культуры, на том основании, что она зависела от эстетических моделей восприятия белых, процесса, который он называл «блудом с белым глазом». [ 13 ] Эта работа проводилась, когда Кгосициле преподавал в Колумбийском университете в начале 1970-х годов; он ушел, чтобы ненадолго поработать в журнале Black Dialogue Magazine .
Вернуться в Африку
[ редактировать ]В 1975 году Кгосициле решил вернуться в Африку, несмотря на свою процветающую карьеру в США, и занял должность преподавателя в Университете Дар-эс-Салама в Танзании . В 1978 году он женился на другой изгнаннице АНК, Балеке Мбете , которая также жила в Танзании. Еще находясь в изгнании, он возобновил свою деятельность в АНК, основав его Департамент образования в 1977 году и Департамент искусства и культуры в 1983 году; он стал заместителем секретаря в 1987 году. [ 10 ] Кгосициле преподавал в нескольких школах в разных частях Африки, включая Кению , Ботсвану и Замбию . На протяжении всего этого периода он был запрещен в Южной Африке, но в 1990 году Конгресс южноафриканских писателей (COSAW), с которым он уже был связан, решил попытаться публиковаться внутри страны. Успешным результатом стал Когда прояснятся облака сборник стихов « » из других томов, который стал первой книгой Кгосициле, доступной в его родной стране.
«Твой пункт назначения остается / Неуловимый»
[ редактировать ]В июле 1990 года, после 29 лет изгнания, Кгосициле вернулся в Южную Африку. Он прибыл в страну, совершенно отличную от той, которую он покинул, преобразованную к началу конца апартеида и освобождению, а затем и к политическому триумфу Нельсона Манделы . Однако в 1990 году здесь все еще царила большая неразбериха, особенно для многих изгнанных чернокожих писателей, художников и интеллектуалов, хлынувших в страну. В эссе 1991 года «Пересекая границы, не покидая границы», Кгостициле описывает свою первую поездку обратно в Йоханнесбург, где его спонсировала COSAW: «Вот мои коллеги и хозяева . Вы можете с этим справиться? Хозяева! В моей собственной стране». Но это уже не его страна: «Здесь нет воспоминаний. Улицы Йоханнесбурга не могут претендовать на меня. Я тоже не могу претендовать на них». [ 14 ] Тем не менее, он вернулся в страну своего рода героем для молодых чернокожих писателей и активистов:
- Обычно, когда мы встречались, они раздавали легкий смешок или озорную ухмылку, когда мы пожимали руки, обнимались или целовались, в зависимости от пола. Когда я хотел узнать, в чем заключалась шутка, чтобы мы могли поделиться ею, если мне она тоже покажется смешной, один или несколько из них декламировали некоторые из моих произведений, дополняя звук моего голоса в той степени, в которой я его слышал. декламируя, не видя, кто это читает, я бы, вероятно, сказал: «Интересно, когда я это записал». [ 15 ]
Несмотря на это чувство отдаленности от страны, он сразу же вернулся к политике и культурной активности и сразу заявил, что изменилось меньше, чем следовало бы: «Такова реальность», сказал он в интервью 1992 года, «что Юг Африка, которая в значительной степени оттолкнула чернокожих людей, все еще существует». [ 16 ] Кгосициле поспешил раскритиковать как чернокожих, так и белых лидеров за такой статус-кво, обвинив АНК в «преступной отсталости, когда дело касается вопросов культуры и ее места в обществе или борьбы». [ 17 ] В начале 1990-х он занимал пост вице-президента COSAW, способствуя карьере молодых писателей и одновременно продолжая свою постоянную критику политики Южной Африки.
Последние стихи Кгосициле более разговорны и, возможно, менее лиричны, чем его ранние произведения, и, по сравнению с его некогда пламенным национализмом, они приглушены и даже скептичны. Они говорят скорее о сомнении, чем об уверенности, сомнении, часто подкрепленном ритмической недосказанностью, как в коротких, неровных строках «Воспоминаний»:
- Хотя ты остаешься
Убежденный
Быть живым
У тебя должно быть где-то
идти
Ваш пункт назначения остается
Неуловимый.
В 2009 году Бра Вилли участвовал в турне Beyond Words по Великобритании. [ 18 ] в нем также участвовали южноафриканские поэты Дон Маттера , Лесего Рамполокенг , Филиппа Яа де Вильерс и Лебо Машиле (представленный Apples & Snakes совместно с Sustained Theater , финансируемый Британским Советом Южной Африки, Советом искусств Англии и правительством Южной Африки). [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
В 2013 году он был избран директором департамента культуры и одним из первых членов исполнительного комитета Ассоциации дружбы народов ЮАР и Китая .
Кгосициле несколько раз возвращался в Соединенные Штаты, в том числе в качестве приглашенного профессора в Новой школе. Он был членом редакционной коллегии газеты This Day в Йоханнесбурге и оставался в авангарде современной южноафриканской литературы.
В январе 2023 года издательство University of Nebraska Press опубликовало посмертный том «Сборник стихов короля: 1969–2». [ 23 ]
Личная жизнь
[ редактировать ]Его бывшая жена, Балека Мбете (они поженились в 1978 году, когда оба жили в изгнании в Танзании), является бывшим заместителем президента Южной Африки; [ 24 ] Спикер Национальной ассамблеи ЮАР с 21 мая 2014 года и председатель Африканского национального конгресса . От Балеки у него родились первый сын Дума и дочь Нкули. Его дочь Ипеленг (от предыдущего брака с покойной Мельбой Джонсон Кгосициле ) — журналистка и писательница-фантастка, пишущая для Vibe и Essence журналов . У него родился второй сын, Фиба Неруда Кгосициле (получил второе имя в честь поэта Пабло Неруды ), от Шерил Харрис , профессора права Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Фибе более известен как хип-хоп исполнитель под сценическим псевдонимом Earl Sweatshirt. [ 25 ] Кгосициле вместе с Харрисом посмертно участвовал в песне «Playing Possum» из его альбома Some Rap Songs 2018 года .
Смерть
[ редактировать ]После непродолжительной болезни Кгосициле умер в возрасте 79 лет 3 января 2018 года в больнице Милпарк в Йоханнесбурге . [ 26 ] [ 2 ]
Награды
[ редактировать ]Среди множества литературных наград, которые он получил, - поэтическая премия Гвендолин Брукс, поэтическая премия Гарлемского культурного совета, поэтическая премия памяти Конрада Кента Риверса и премия Германа Чарльза Босмана .
В 2008 году Кгосициле был награжден национальным орденом Серебра Ихаманга (OIS) «За выдающиеся достижения в области литературы и использование этих исключительных талантов для разоблачения всего зла системы апартеида». [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Библиография
[ редактировать ]Сборники стихов
[ редактировать ]- Духи освобожденные. Детройт: Broadside Press , 1969.
- Для Мельбы: Стихи . Чикаго: Пресса третьего мира , 1970.
- Меня зовут Африка ; введение Гвендолин Брукс . Нью-Йорк: Даблдей , 1971.
- Места и пятна крови: Заметки для Ипеленга. Окленд, Калифорния: Публикации Ачебе, 1975.
- Настоящее – опасное место для жизни. Чикаго: Third World Press, 1975. 2-е издание, 1993 г. ISBN 978-0883780572 .
- Когда облака прояснятся. Йоханнесбург: Конгресс южноафриканских писателей, 1990.
- До горького конца. Чикаго: Пресса третьего мира, 1995. ISBN 978-0883780824 .
- Если бы я мог петь: Избранные стихи. Роггебаай, Южная Африка: Kwela Books и Пламстед, Южная Африка: Snailpress, 2002. ISBN 978-0795701269 .
- Таким образом я приветствую вас . Кейптаун: Kwela Books и Snailpress, 2004. ISBN 978-0795701825 .
- Beyond Words: South African Poetics с Доном Маттерой , Лебо Машиле и Филиппой Яа де Вильерс; предисловие Маргарет Басби . Издательство Flipped Eye, 2009. ISBN 978-1905233304 . [ 30 ]
- Сборник стихотворений короля, 1969–2018 гг ., Отредактированный Филиппой Яа де Вильерс и Ухуру Порцией Фалафалом с предисловием. Университет Небраски Пресс , ISBN 978-1-4962-2115-5 . [ 23 ]
Другие книги
[ редактировать ]- (редактор) Слово здесь: поэзия современной Африки . Нью-Йорк: Якорь, 1973. ISBN 978-0385015165 .
- Подходы к написанию стихов . Чикаго: Пресса третьего мира, 1994. ISBN 978-0883781760 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роуэлл, Чарльз Х. (1978). « «С пятнами крови для дачи показаний»: интервью с Кеорапетсе Кгосициле». Каллалу (2): 23–42. дои : 10.2307/2930769 . JSTOR 2930769 .
- Годдард, Кевин и Чарльз Весселс (редакторы), «Из изгнания: говорят южноафриканские писатели» , Грэмстаун: Национальный музей английской литературы, 1992, стр. 79–91.
- Цици Джаджи, «Синестезия как целенаправленное искажение в поэзии Кеорапетсе Кгосициле» , Сравнительное литературоведение , Том 46, Номер 2, 2009.
- УП Труба,
«Черная музыка и панафриканская солидарность в поэзии Кеорапетсе Кгосициле» , Журнал южноафриканских и американских исследований , том 18, номер 4, 2017.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Виктор Дламини, Подкаст с поэтом-лауреатом Кеорапетсе Кгосициле , Books Live, 12 августа 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Руссонелло, Джованни (16 января 2018 г.). «Умер Кеорапетсе Кгосициле, 79 лет, южноафриканский поэт и активист» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Роуэлл, Чарльз Х., «'С пятнами крови для дачи показаний': интервью с Кеорапетсе Кгосициле», Callaloo , выпуск 2, 1978, стр. 23.
- ^ Роуэлл, с. 24.
- ^ Роуэлл, с. 27.
- ^ "Рассвет", New Age Vol. 9, № 2, 15 [1] . Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Цитируется в Вифлеем, Луиза (2001). « Основная потребность, такая же сильная, как голод»: риторика срочности в южноафриканской литературной культуре в условиях апартеида». Поэтика сегодня . 22 (2): 365–389. дои : 10.1215/03335372-22-2-365 . S2CID 145123245 .
- ^ "Кеорапетсе Кгосициле" Британская энциклопедия . Последнее обновление 21 июля 2013 г.
- ^ Роуэлл, 28.
- ^ Перейти обратно: а б Снайдер, Грег, «Правда жизни в эстетической интерпретации: разговоры Грега Снайдера с Кеорапетсе Кгосициле». Архивировано 8 сентября 2005 года в Wayback Machine . Новая школа социальных исследований, Бюллетень № 21 , Том. 6, нет. 2, 1995.
- ^ Цитируется в Ро, Зигмунд (1985). « Осквернители» и «Некроманты»: чернокожие американские писатели и критики в шестидесятых годах и в перспективе третьего мира». Каллалу (25): 563–576 (560). дои : 10.2307/2930827 . JSTOR 2930827 .
- ^ «На пути к нашему театру: окончательный закон», цитируется в Браун, Ллойд В. (1974). «Культурная революция в черном театре». Негритянско-американский литературный форум . 8 (1): 159–165 (161). дои : 10.2307/3041431 . JSTOR 3041431 .
- ^ «Пути в будущее», цит. Арнольд, А. Джеймс (1983). «Сезер в семьдесят лет». Каллалу (17): 111–119 (118). дои : 10.2307/3044017 . JSTOR 3044017 .
- ^ Кгосициле, «Пересекая границы, не покидая», Staffrider , Vol. 4, № 2 (1991, 5–10), 6.
- ^ «Пересечение границ» 10.
- ^ Дангор, Ахмат , Интервью с Кеорапетсе Кгосициле, 20 февраля 1992 г., у Кевина Годдарда и Чарльза Весселса (редакторы), Из изгнания: говорят южноафриканские писатели , Грэмстаун: Национальный англоязычный литературный музей, 1992, стр. 81.
- ^ Дангор, с. 84.
- ^ «Тур по Великобритании 2010 года» , Books Live, 26 октября.
- ^ «За гранью слов: Новая южноафриканская поэзия». Архивировано 18 декабря 2014 года в Wayback Machine , Sustained Theater.
- ^ «За гранью слов – Обзор» . Архивировано 18 декабря 2014 года в Wayback Machine , Apples & Snakes.
- ^ «Лучшие поэты ЮАР выступят в Лондоне» , TheSouthAfrican.com, 2 ноября 2009 г.
- ^ «Яркость и срочность - новая южноафриканская поэзия». Архивировано 18 декабря 2014 года в Wayback Machine , Sustained Theater.
- ^ Перейти обратно: а б Кеорапетсе Король | Сборник стихов, 1969–2. Издательство Университета Небраски. Январь 2023 г. ISBN 978-1-4962-2115-5 .
- ^ «Балека Мбете: Дружелюбная первая леди с когтями уличной кошки» , The Times of New Zealand, 21 сентября 2008 г.
- ↑ Томпсон, Николас (7 января 2009 г.) «В поисках толстовки Эрла» . Житель Нью-Йорка . Проверено 16 августа 2011 г.
- ^ Нация Ньока, «Национальный поэт-лауреат и политический активист умер в возрасте 79 лет» , News24 , 3 января 2018 г.
- ^ Получатели Национального ордена за 2008 г. Архивировано 22 января 2016 г. в Wayback Machine , South African History Online.
- ^ «Иконы КЗН будут удостоены чести президента» , The Witness , 21 октября 2008 г.
- ↑ Марихен Вальднер, «В честь героев SA». Архивировано 6 марта 2014 г. в Wayback Machine , City Press , 3 ноября 2008 г.
- ^ «За гранью слов: южноафриканская поэтика» на Amazon.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография и избранные стихи от Poetry International.
- Страница информации об авторе в Kwela Books
- Интернет-трансляция в Библиотеке Конгресса, 3 апреля 2012 г.
- «Профессор Кеорапетсе Кгосициле о самой важной книге в его жизни» , Телевидение Национальной недели книги. Видео на YouTube, 1 сентября 2011 г.
- 1938 рождений
- смертей в 2018 году
- Южноафриканские писатели-мужчины XX века
- Южноафриканские поэты XX века
- Южноафриканские писатели-мужчины XXI века
- Южноафриканские поэты XXI века
- Активисты из Йоханнесбурга
- Выпускники Школы искусств Колумбийского университета
- Семья Кгосициле
- Кавалеры ордена Ихаманга.
- Южноафриканские активисты
- Южноафриканские журналисты
- Южноафриканские поэты-мужчины
- Писатели из Йоханнесбурга