Jump to content

Кеорапетсе Кгосициле

Кеорапетсе Кгосициле
Кгосициле в 2012 году
Рожденный
Я молился за Уильяма Кинга

( 1938-09-19 ) 19 сентября 1938 г.
Йоханнесбург , Южная Африка
Умер 3 января 2018 г. (03.01.2018) (79 лет)
Йоханнесбург, Южная Африка
Другие имена Главный
Занятия
  • Поэт
  • журналист
  • политический активист
Годы активности 1960–2018
Супруги
Дети 5, включая Фиву
Писательская карьера
Псевдоним Бюстгальтер Вилли
Жанр Джаз
Предмет
  • Африканская культура
  • Черная культура
  • Афро-американская литература

Кеорапетсе Уильям Кгосициле ОИС (19 сентября 1938 — 3 января 2018), также известный под псевдонимом Бра Вилли , был южноафриканским поэтом тсвана , журналистом и политическим активистом. Влиятельный член Африканского национального конгресса Южной Африки в 1960-х и 1970-х годах, он был удостоен звания Национального поэта-лауреата в 2006 году. [ 1 ] Кгосициле жил в изгнании в США с 1962 по 1975 год, на пике своей литературной карьеры. Он тщательно изучил афроамериканскую литературу и культуру, особенно заинтересовался джазом. В 1970-е годы он был центральной фигурой среди афроамериканских поэтов, поощряя интерес к Африке, а также практику поэзии как исполнительского искусства; он был хорошо известен своими выступлениями в джаз-клубах Нью-Йорка. Кгосициле был одним из первых, кто преодолел разрыв между африканской и афроамериканской поэзией в Соединенных Штатах.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Кгосициле родился в преимущественно белом районе Йоханнесбурга и вырос в маленькой хижине позади дома в белом районе, который снимала его мать. [ 2 ] Его первым опытом апартеида , помимо необходимости ходить в школу за пределами своего района по причинам, которые он тогда не понимал, стал конфликт с местной белой семьей после того, как он дрался со своим белым другом, который колебался, когда другие друзья отказались присоединиться к апартеиду. боксерский клуб, отказавший в членстве в Кгосициле. [ 3 ] Этот опыт имел формирующий характер и сочетался с другими переживаниями исключения, которые усиливались в его подростковые годы. Для Кгосициле взрослая жизнь означала вход в апартеид. [ 4 ]

Кгосициле посещал среднюю школу Мадибане в Йоханнесбурге, а также школы в других частях страны. В это время он смог (с некоторым трудом) найти книги Лэнгстона Хьюза и Ричарда Райта и находился под влиянием их, а также европейских писателей (в основном Чарльза Диккенса и Д.Х. Лоуренса ). любое намерение делать это профессионально. [ 5 ] После окончания школы он подрабатывал случайными заработками, а затем более серьезно занялся литературной деятельностью и устроился на работу в политически настроенную газету New Age . Он писал в газету как репортажи, так и стихи. Эти ранние стихотворения, предвосхищающие творчество Кгосициле на всю жизнь, сочетают в себе лиризм с безмолвным призывом к оружию, как в этих строках из «Рассвета»:

Помни в ритуале дубинки и пули.
Ищейки Монстра Ворстера написали
СОУЭТО над чревом моей земли
несмываемой кровью младенцев
Так что молодые уже не молодые
Не то чтобы они требовали скорой смерти [ 6 ]

Любой ранний интерес к художественной литературе сменился явной необходимостью общения, которую чувствовал Кгосициле. Как он сказал позже: «В ситуации угнетения нет другого выбора, кроме дидактического письма: либо вы инструмент угнетения, либо инструмент освобождения». [ 7 ]

Кеорапетсе Кгосициле, национальный поэт Южной Африки (уголь на бумаге, автор Амитабх Митра )

Годы ссылки

[ редактировать ]

В 1961 году под сильным давлением как со своей стороны, так и в рамках усилий правительства по закрытию « Нью Эйдж» , Африканский национальный конгресс, активным членом которого он был, призвал Кгозитиле покинуть страну. Первоначально он отправился в Дар-эс-Салам, чтобы писать для журнала Spearhead (не имеющего отношения к правому британскому журналу ). одноименному [ 8 ] но в следующем году эмигрировал в США. Он учился в ряде университетов, начиная с Университета Линкольна в Пенсильвании , где он «проводил много времени в библиотеке, пытаясь прочитать как можно больше черной литературы, какую только мог достать». [ 9 ]

После обучения в Университете Нью-Гемпшира и Новой школе социальных исследований Кгосициле поступил на программу магистра изящных искусств по творческому письму в Колумбийском университете . В это же время он опубликовал свой первый сборник стихов « Духи освобожденные» . Сборник был хорошо принят, и он был удостоен поэтической премии Гарлемского культурного совета и премии Национального фонда искусств в области поэзии. Он окончил Колумбийский университет в 1971 году и остался в Нью-Йорке, преподавая и давая свои характерно динамичные чтения в клубах в центре города и в рамках Движения черных искусств Uptown . [ 10 ] самый влиятельный сборник Кгосициле « Меня зовут Африка В том же году был опубликован ». Ответ, включая введение к книге Гвендолин Брукс , сделал Кгосициле ведущим афроамериканским поэтом. «Последние поэты» , группа революционных афроамериканских поэтов, получила свое название от одного из его стихотворений.

Влияние джаза и черной эстетики

[ редактировать ]

Джаз был особенно важен для понимания Кгосициле чернокожей американской культуры и его собственного места в ней. Он видел Джона Колтрейна , Нину Симон , Билли Холидей , Би Би Кинга и многих других в джаз-клубах Нью-Йорка и писал им и о них в своих стихах. Джаз имел решающее значение для самой влиятельной идеи Кгосициле: его чувства всемирной африканской диаспоры, объединенной слухом к определенному, типично черному звуку. Он писал о черной эстетике, которую преследовал и прославлял:

Нет ничего похожего на искусство – в том понимании искусства, которое используют угнетатели. Есть только движение. Сила. Творческая сила. Прогулка по Софиатауну цоци или моего гарлемского брата по Ленокс-авеню . Филд Холлерс . Блюз . Рифф Трейна . Марвин Гэй или мбаканга . Мучительное счастье. Творческая сила, в какой бы форме она ни проявлялась, движется подобно мышцам танцора. [ 11 ]

Свобода от ограничивающей белой эстетической чувствительности и открытие ритмического опыта, общего для чернокожих людей всего мира, были для Кгосициле двумя сторонами одной и той же борьбы.

Черный театр

[ редактировать ]

Кгосициле также начал активно работать в театре, находясь в Нью-Йорке, основав Театр черных искусств в Гарлеме. Он рассматривал черный театр как фундаментально революционную деятельность, целью которой должно быть разрушение укоренившихся привычек мышления, ответственных за восприятие чернокожих людей как белыми, так и ими самими. Он написал:

Мы будем уничтожать символы, которые облегчили наше пленение. Мы будем создавать и устанавливать символы, чтобы облегчить наше необходимое и постоянное начало. [ 12 ]

Театр Black Arts был частью более крупного проекта, направленного на создание литературного черного голоса, не боящегося быть воинственным. Кгосициле настойчиво выступал против идеи Негритюда , чисто эстетической концепции черной культуры, на том основании, что она зависела от эстетических моделей восприятия белых, процесса, который он называл «блудом с белым глазом». [ 13 ] Эта работа проводилась, когда Кгосициле преподавал в Колумбийском университете в начале 1970-х годов; он ушел, чтобы ненадолго поработать в журнале Black Dialogue Magazine .

Вернуться в Африку

[ редактировать ]

В 1975 году Кгосициле решил вернуться в Африку, несмотря на свою процветающую карьеру в США, и занял должность преподавателя в Университете Дар-эс-Салама в Танзании . В 1978 году он женился на другой изгнаннице АНК, Балеке Мбете , которая также жила в Танзании. Еще находясь в изгнании, он возобновил свою деятельность в АНК, основав его Департамент образования в 1977 году и Департамент искусства и культуры в 1983 году; он стал заместителем секретаря в 1987 году. [ 10 ] Кгосициле преподавал в нескольких школах в разных частях Африки, включая Кению , Ботсвану и Замбию . На протяжении всего этого периода он был запрещен в Южной Африке, но в 1990 году Конгресс южноафриканских писателей (COSAW), с которым он уже был связан, решил попытаться публиковаться внутри страны. Успешным результатом стал Когда прояснятся облака сборник стихов « » из других томов, который стал первой книгой Кгосициле, доступной в его родной стране.

«Твой пункт назначения остается / Неуловимый»

[ редактировать ]

В июле 1990 года, после 29 лет изгнания, Кгосициле вернулся в Южную Африку. Он прибыл в страну, совершенно отличную от той, которую он покинул, преобразованную к началу конца апартеида и освобождению, а затем и к политическому триумфу Нельсона Манделы . Однако в 1990 году здесь все еще царила большая неразбериха, особенно для многих изгнанных чернокожих писателей, художников и интеллектуалов, хлынувших в страну. В эссе 1991 года «Пересекая границы, не покидая границы», Кгостициле описывает свою первую поездку обратно в Йоханнесбург, где его спонсировала COSAW: «Вот мои коллеги и хозяева . Вы можете с этим справиться? Хозяева! В моей собственной стране». Но это уже не его страна: «Здесь нет воспоминаний. Улицы Йоханнесбурга не могут претендовать на меня. Я тоже не могу претендовать на них». [ 14 ] Тем не менее, он вернулся в страну своего рода героем для молодых чернокожих писателей и активистов:

Обычно, когда мы встречались, они раздавали легкий смешок или озорную ухмылку, когда мы пожимали руки, обнимались или целовались, в зависимости от пола. Когда я хотел узнать, в чем заключалась шутка, чтобы мы могли поделиться ею, если мне она тоже покажется смешной, один или несколько из них декламировали некоторые из моих произведений, дополняя звук моего голоса в той степени, в которой я его слышал. декламируя, не видя, кто это читает, я бы, вероятно, сказал: «Интересно, когда я это записал». [ 15 ]

Несмотря на это чувство отдаленности от страны, он сразу же вернулся к политике и культурной активности и сразу заявил, что изменилось меньше, чем следовало бы: «Такова реальность», сказал он в интервью 1992 года, «что Юг Африка, которая в значительной степени оттолкнула чернокожих людей, все еще существует». [ 16 ] Кгосициле поспешил раскритиковать как чернокожих, так и белых лидеров за такой статус-кво, обвинив АНК в «преступной отсталости, когда дело касается вопросов культуры и ее места в обществе или борьбы». [ 17 ] В начале 1990-х он занимал пост вице-президента COSAW, способствуя карьере молодых писателей и одновременно продолжая свою постоянную критику политики Южной Африки.

Последние стихи Кгосициле более разговорны и, возможно, менее лиричны, чем его ранние произведения, и, по сравнению с его некогда пламенным национализмом, они приглушены и даже скептичны. Они говорят скорее о сомнении, чем об уверенности, сомнении, часто подкрепленном ритмической недосказанностью, как в коротких, неровных строках «Воспоминаний»:

Хотя ты остаешься
Убежденный
Быть живым
У тебя должно быть где-то
идти
Ваш пункт назначения остается
Неуловимый.

В 2009 году Бра Вилли участвовал в турне Beyond Words по Великобритании. [ 18 ] в нем также участвовали южноафриканские поэты Дон Маттера , Лесего Рамполокенг , Филиппа Яа де Вильерс и Лебо Машиле (представленный Apples & Snakes совместно с Sustained Theater , финансируемый Британским Советом Южной Африки, Советом искусств Англии и правительством Южной Африки). [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

В 2013 году он был избран директором департамента культуры и одним из первых членов исполнительного комитета Ассоциации дружбы народов ЮАР и Китая .

Кгосициле несколько раз возвращался в Соединенные Штаты, в том числе в качестве приглашенного профессора в Новой школе. Он был членом редакционной коллегии газеты This Day в Йоханнесбурге и оставался в авангарде современной южноафриканской литературы.

В январе 2023 года издательство University of Nebraska Press опубликовало посмертный том «Сборник стихов короля: 1969–2». [ 23 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Его бывшая жена, Балека Мбете (они поженились в 1978 году, когда оба жили в изгнании в Танзании), является бывшим заместителем президента Южной Африки; [ 24 ] Спикер Национальной ассамблеи ЮАР с 21 мая 2014 года и председатель Африканского национального конгресса . От Балеки у него родились первый сын Дума и дочь Нкули. Его дочь Ипеленг (от предыдущего брака с покойной Мельбой Джонсон Кгосициле ) — журналистка и писательница-фантастка, пишущая для Vibe и Essence журналов . У него родился второй сын, Фиба Неруда Кгосициле (получил второе имя в честь поэта Пабло Неруды ), от Шерил Харрис , профессора права Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Фибе более известен как хип-хоп исполнитель под сценическим псевдонимом Earl Sweatshirt. [ 25 ] Кгосициле вместе с Харрисом посмертно участвовал в песне «Playing Possum» из его альбома Some Rap Songs 2018 года .

После непродолжительной болезни Кгосициле умер в возрасте 79 лет 3 января 2018 года в больнице Милпарк в Йоханнесбурге . [ 26 ] [ 2 ]

Среди множества литературных наград, которые он получил, - поэтическая премия Гвендолин Брукс, поэтическая премия Гарлемского культурного совета, поэтическая премия памяти Конрада Кента Риверса и премия Германа Чарльза Босмана .

В 2008 году Кгосициле был награжден национальным орденом Серебра Ихаманга (OIS) «За выдающиеся достижения в области литературы и использование этих исключительных талантов для разоблачения всего зла системы апартеида». [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]

Библиография

[ редактировать ]

Сборники стихов

[ редактировать ]
  • Духи освобожденные. Детройт: Broadside Press , 1969.
  • Для Мельбы: Стихи . Чикаго: Пресса третьего мира , 1970.
  • Меня зовут Африка ; введение Гвендолин Брукс . Нью-Йорк: Даблдей , 1971.
  • Места и пятна крови: Заметки для Ипеленга. Окленд, Калифорния: Публикации Ачебе, 1975.
  • Настоящее – опасное место для жизни. Чикаго: Third World Press, 1975. 2-е издание, 1993 г. ISBN   978-0883780572 .
  • Когда облака прояснятся. Йоханнесбург: Конгресс южноафриканских писателей, 1990.
  • До горького конца. Чикаго: Пресса третьего мира, 1995. ISBN   978-0883780824 .
  • Если бы я мог петь: Избранные стихи. Роггебаай, Южная Африка: Kwela Books и Пламстед, Южная Африка: Snailpress, 2002. ISBN   978-0795701269 .
  • Таким образом я приветствую вас . Кейптаун: Kwela Books и Snailpress, 2004. ISBN   978-0795701825 .
  • Beyond Words: South African Poetics с Доном Маттерой , Лебо Машиле и Филиппой Яа де Вильерс; предисловие Маргарет Басби . Издательство Flipped Eye, 2009. ISBN   978-1905233304 . [ 30 ]
  • Сборник стихотворений короля, 1969–2018 гг ., Отредактированный Филиппой Яа де Вильерс и Ухуру Порцией Фалафалом с предисловием. Университет Небраски Пресс , ISBN   978-1-4962-2115-5 . [ 23 ]

Другие книги

[ редактировать ]
  • (редактор) Слово здесь: поэзия современной Африки . Нью-Йорк: Якорь, 1973. ISBN   978-0385015165 .
  • Подходы к написанию стихов . Чикаго: Пресса третьего мира, 1994. ISBN   978-0883781760 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

«Черная музыка и панафриканская солидарность в поэзии Кеорапетсе Кгосициле» , Журнал южноафриканских и американских исследований , том 18, номер 4, 2017.

Примечания

[ редактировать ]
  1. Виктор Дламини, Подкаст с поэтом-лауреатом Кеорапетсе Кгосициле , Books Live, 12 августа 2008 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Руссонелло, Джованни (16 января 2018 г.). «Умер Кеорапетсе Кгосициле, 79 лет, южноафриканский поэт и активист» . Нью-Йорк Таймс .
  3. ^ Роуэлл, Чарльз Х., «'С пятнами крови для дачи показаний': интервью с Кеорапетсе Кгосициле», Callaloo , выпуск 2, 1978, стр. 23.
  4. ^ Роуэлл, с. 24.
  5. ^ Роуэлл, с. 27.
  6. ^ "Рассвет", New Age Vol. 9, № 2, 15 [1] . Архивировано 4 февраля 2012 года в Wayback Machine.
  7. ^ Цитируется в Вифлеем, Луиза (2001). « Основная потребность, такая же сильная, как голод»: риторика срочности в южноафриканской литературной культуре в условиях апартеида». Поэтика сегодня . 22 (2): 365–389. дои : 10.1215/03335372-22-2-365 . S2CID   145123245 .
  8. ^ "Кеорапетсе Кгосициле" Британская энциклопедия . Последнее обновление 21 июля 2013 г.
  9. ^ Роуэлл, 28.
  10. ^ Перейти обратно: а б Снайдер, Грег, «Правда жизни в эстетической интерпретации: разговоры Грега Снайдера с Кеорапетсе Кгосициле». Архивировано 8 сентября 2005 года в Wayback Machine . Новая школа социальных исследований, Бюллетень № 21 , Том. 6, нет. 2, 1995.
  11. ^ Цитируется в Ро, Зигмунд (1985). « Осквернители» и «Некроманты»: чернокожие американские писатели и критики в шестидесятых годах и в перспективе третьего мира». Каллалу (25): 563–576 (560). дои : 10.2307/2930827 . JSTOR   2930827 .
  12. ^ «На пути к нашему театру: окончательный закон», цитируется в Браун, Ллойд В. (1974). «Культурная революция в черном театре». Негритянско-американский литературный форум . 8 (1): 159–165 (161). дои : 10.2307/3041431 . JSTOR   3041431 .
  13. ^ «Пути в будущее», цит. Арнольд, А. Джеймс (1983). «Сезер в семьдесят лет». Каллалу (17): 111–119 (118). дои : 10.2307/3044017 . JSTOR   3044017 .
  14. ^ Кгосициле, «Пересекая границы, не покидая», Staffrider , Vol. 4, № 2 (1991, 5–10), 6.
  15. ^ «Пересечение границ» 10.
  16. ^ Дангор, Ахмат , Интервью с Кеорапетсе Кгосициле, 20 февраля 1992 г., у Кевина Годдарда и Чарльза Весселса (редакторы), Из изгнания: говорят южноафриканские писатели , Грэмстаун: Национальный англоязычный литературный музей, 1992, стр. 81.
  17. ^ Дангор, с. 84.
  18. ^ «Тур по Великобритании 2010 года» , Books Live, 26 октября.
  19. ^ «За гранью слов: Новая южноафриканская поэзия». Архивировано 18 декабря 2014 года в Wayback Machine , Sustained Theater.
  20. ^ «За гранью слов – Обзор» . Архивировано 18 декабря 2014 года в Wayback Machine , Apples & Snakes.
  21. ^ «Лучшие поэты ЮАР выступят в Лондоне» , TheSouthAfrican.com, 2 ноября 2009 г.
  22. ^ «Яркость и срочность - новая южноафриканская поэзия». Архивировано 18 декабря 2014 года в Wayback Machine , Sustained Theater.
  23. ^ Перейти обратно: а б Кеорапетсе Король | Сборник стихов, 1969–2. Издательство Университета Небраски. Январь 2023 г. ISBN  978-1-4962-2115-5 .
  24. ^ «Балека Мбете: Дружелюбная первая леди с когтями уличной кошки» , The Times of New Zealand, 21 сентября 2008 г.
  25. Томпсон, Николас (7 января 2009 г.) «В поисках толстовки Эрла» . Житель Нью-Йорка . Проверено 16 августа 2011 г.
  26. ^ Нация Ньока, «Национальный поэт-лауреат и политический активист умер в возрасте 79 лет» , News24 , 3 января 2018 г.
  27. ^ Получатели Национального ордена за 2008 г. Архивировано 22 января 2016 г. в Wayback Machine , South African History Online.
  28. ^ «Иконы КЗН будут удостоены чести президента» , The Witness , 21 октября 2008 г.
  29. Марихен Вальднер, «В честь героев SA». Архивировано 6 марта 2014 г. в Wayback Machine , City Press , 3 ноября 2008 г.
  30. ^ «За гранью слов: южноафриканская поэтика» на Amazon.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 30fdc9fd62ed31464207ba5db84c230c__1722262800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/30/0c/30fdc9fd62ed31464207ba5db84c230c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Keorapetse Kgositsile - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)