Херлемпьес

Haerlempjes относится к определенному жанру пейзажной живописи , который включает вид Харлема (ранее называвшегося Херлем ). Чаще всего он используется для обозначения панорамных видов города, сделанных Якобом ван Рейсдалом , но этот термин произошел от упоминаний в архивах Харлема как тип картины, включенной в домашние инвентаря. [ 1 ] Уменьшительный суффикс «pje» будет обозначать небольшую картину размером с кабинет, но даже самые большие пейзажи сегодня могут называться Haerlempjes .
Фон
[ редактировать ]В своей биографии Альберта ван Ууотера Карел ван Мандер утверждал, что из уст старейших художников сказано, что пейзажная живопись зародилась в Харлеме . [ 2 ] Ван Мандер писал в 1604 году для своего «Шильдербоека», спонсируемого Харлемом , и это была одна из многих инициатив по восстановлению города и прославлению его истории. После того, как его книга была опубликована, в 1620-х годах город привлек несколько художников-пейзажистов, в том числе Эсайаса ван де Вельде , Яна ван Гойена и братьев Рейсдал Саломона и Исаака .
Сегодня Харлем — это шумный город, который является частью района Рандстад в Нидерландах, поэтому при взгляде на эти старые картины полезно ориентироваться по старым картам.
-
Карта Харлема после осады 1578 года с указанием повреждений от пожара.
-
Карта 1628 года
-
Карта 1652 года
-
Карта 1698 года
Любители любят рассматривать старые городские пейзажи Харлема и выделять такие особенности, как шпили и лодки. [ 3 ] Было доказано, что для картин, традиционно называемых Haerlempjes, такие особенности основаны больше на исторической точности, чем на фантазии художника. [ 4 ] Хотя фэнтезийные городские пейзажи были популярны в Нидерландах на протяжении 17 века, они, похоже, чаще представляют собой стилизацию южных гаваней или итальянских пейзажей, а не мест, которые предположительно посещали художники. Сегодня, например, предполагается, что Якоб ван Рейсдал работал в Бентхайме, потому что он нарисовал там много точных видов замка. Однако он часто рисовал такие виды замка, расположенные в фантастическом пейзаже на вершине горы, хотя на самом деле замок расположен в низменной сельской местности. В Харлеме, хотя он и нарисовал множество дюн в районе Кеннемерланда , он никогда не превращал эти дюны в горы.
Ранние виды Херлема
[ редактировать ]Большинство путешественников, посетивших Харлем в середине 17 века, направлялись из Гааги в Амстердам и видели город со стороны реки Спаарне , поскольку большая часть междугородних поездок осуществлялась на трекшуите или парусном судне. Таким образом, многие ранние городские пейзажи сняты с точки зрения речного путешественника.
-
Хендрик Корнелис Врум , ок.1625 г.
-
Корнелис Клас ван Виринген , 1620-е гг.
-
Аллаерт ван Эвердинген , 1640-е годы?
-
Саломон ван Рейсдал , 1647 г.
Дюнные пейзажи
[ редактировать ]
Популярность таких городских пейзажей, основанных на реке, была компенсирована другим типом ландшафта с дюнами или ветряными мельницами, которые включали городской пейзаж Харлема на горизонте.
-
Ян Вильс 1644 г.
-
Якоб ван Рейсдал, 1647 г.
-
Якоб ван Рейсдал, около 1649 г.
-
Якоб ван Рейсдал, 1650-е гг.
-
Якоб ван Рейсдал, 1651 г.
Панорамы Херлема
[ редактировать ]


Лишь в 1650-х годах началось производство панорамных видов, которые позже были скопированы другими. Пожалуй, самым известным является вид Рейсдала на обесцвеченные поля Харлема с северо-востока, поэтому многие предполагали, что все Херлемпье были нарисованы с одной и той же точки зрения, не понимая, что вся территория относительно плоская, и поэтому они были нарисованы с воображаемой точки. где-то в воздухе, а не с вершины горы. есть высокая дюна В Блумендале под названием Хет Копье раньше был хребет высоких дюн , а в Хемстеде , которые позже были медленно удалены песчаными баржами для использования в строительстве фундаментов для особняков в расширении Амстердама, известных сегодня как каналы Амстердама. . На старых картах Сант-Верт четко обозначено место, где когда-то ходили такие баржи. Этот канал существует до сих пор и образует современную границу между Харлемом и Хемстеде и называется Крайенестерваарт .
В 1997 году Питер Бисбоер написал короткую статью, объясняющую точки зрения некоторых из этих картин, основанных на старых картах, в первую очередь « Отбеливающие поля» к северо-северо-востоку от Харлема из коллекции Художественного музея Филадельфии . [ 4 ] На этой картине, несмотря на название, Харлем изображен вовсе не с севера, а с юга, из воображаемой точки где-то над старым гребнем дюн, недалеко от улицы, известной как Блекерсварт в Хемстеде, вероятно, недалеко от Дорстиге Куил. , гостиница, излюбленная художниками 17 века. В церкви на картине четко видна изогнутая сторона хора справа, а не слева. [ 4 ] парк Харлеммерхаут . Бисбур также заметил, что на этой картине изображено гораздо больше деревьев, что логично, поскольку там расположен [ 4 ]
В той же статье упоминается несколько других картин, в том числе вид Рейсдала на отбеливающие поля Харлема из коллекции Монреальского музея изящных искусств , на котором изображены руины Хуис-тер-Клифа , также показанный с той же точки зрения на картине в музей Жакмар-Андре . [ 4 ] Он смог отследить отбеливатель Клерк и Бек , расположенный на Клеверлаане, показанный на правом переднем плане на этой картине, до отбеливателя, принадлежавшего Лукасу де Клерку , чей портрет был написан Франсом Хальсом . [ 4 ] Эта сцена Клерка и Бека была снова написана Рейсдалом с некоторыми более подробностями в версии, находящейся в Маурицхейсе . [ 4 ]
-
Хьюс тер Клиф с Клеверлааном, изображенным двойным рядом деревьев, Якоб ван Рейсдал, 1660-е годы.
-
Монреальская версия: Отбеливание к северу от Клерка и Бека с той же точки зрения, автор Якоб ван Рейсдал, ок. 1670 г.
-
Маврикийская версия: Клерк и Бек немного южнее, автор Якоб ван Рейсдал, ок. 1670 г.
-
Лукас де Клерк, владелец отбеливателя Clercq and Beeck
Картина из Маурицхейса представляет собой тот же вид Бека и Клерка, что и картина в Рейксмузеуме, в то время как картина в Gemäldegalerie того же общего вида кажется промежуточной между ними и картиной в Монреале:
-
Маврикийская версия: Клерк и Бек немного южнее, автор Якоб ван Рейсдал, ок. 1670 г.
-
Версия Рейксмузеума , Якоб ван Рейсдал, после 1650 г.
-
Берлинская версия, Якоб ван Рейсдал, 1670–1675 гг.
Картина из Музея Филадельфии представляет собой тот же вид из Хемстеда, что и картина из Художественного музея Тимкена :
-
Якоб ван Рейсдал, ок. 1670 г.
-
Якоб ван Рейсдал, ок. 1665-70 гг.

Хотя не на всех этих панорамных картинах изображены отбеливающие поля , эти отбеливатели часто упоминались на картах и служили легким ориентиром для тех, кто смотрел на пейзаж с высоких дюн. Возможно, некоторые из этих картин были заказаны самими отбеливателями для использования в магазинах Харлема, где товары продавались и обменивались. Лукас де Клерк жил в Харлеме зимой и в своем поместье Клерков и Бек в летние месяцы. Даже Рембрандт сделал набросок обесцвеченных полей, хотя они были идентифицированы как таковые лишь спустя несколько столетий.
Херлемпии , казалось, стали популярными не только в Харлеме, но и продавались повсюду, и даже были выпущены различные книги, содержащие отпечатки таких видов Харлема, сделанные семьей Рогман и другими.
-
Якоб ван Рейсдал, 1660-е гг.
-
Якоб ван Рейсдал, 1670 г.
-
Рулант Рогман , около 1660 г.
-
Ян Вермеер из Харлема Старшего , 1660-е годы.
-
Ян ван Кессель , 1670-е гг.
-
Рейер ван Бломмендал , 1673 г.
-
Корнелис ван Ноорде , 1767 г.
-
Андреас Шелфхаут , 1845 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Резиденция на высоте», Ежегодник Херлема (1994), Историческая рабочая группа Херлема, стр. 23-34.
- ^ "Есть также свидетельства и свидетельства из уст старейших художников о том, что Херлем зародился с древнейших времен и начал создавать лучший и первый образ пейзажа". Ван Мандера в «Шильдербоке» в Цифровой библиотеке голландской литературы
- ^ Веб-сайт выставки Архивов Северной Голландии 2014 года, на которой показаны фотографии горизонта Харлема, наложенные на карту.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Топографическая идентификация ряда Haerlempjes, выполненная Якобом ван Рейсдалом и Питером Бисбуром , опубликовано в: Textiel aan het Spaarne: Haarlem: от льняного дамаска до шелковых лент , Textielcommissie Nederland, Амстердам, 1997 г. ISBN 978-90-800872-1-7
- Херлемпьес с полями отбеливания Веб-сайт, рассказывающий об отбеливателях в Херлемпьесе
- обучающее видео, показывающее точки зрения многих из этих картин
- Добродетель выше насилия, История Харлема, 1245–1995 , под редакцией Гинеке ван дер Ри-Шолтенс, 1995, ISBN 90-6550-504-0
