Аль-Кундури
аль-Кундури | |
---|---|
Визирь Сельджуков империи | |
В офисе Июль/август 1055–1063 гг. | |
Монарх | Тугрил , Алп Арслан |
Предшественник | Низам аль-Мульк Дихистани |
Преемник | Низам аль-Мульк |
Личные данные | |
Рожденный | в. 1024 Кондор , Хорасан , Империя Газневидов |
Умер | 29 ноября 1064 г. Марв-Руд , Хорасан, Империя Сельджуков |
Амид аль-Мульк Абу Наср аль-Кундури ( персидский : عميد الملك عبونسر الكندري ; 1024 — 29 ноября 1064), широко известный как аль-Кундури ( Кандури ; также пишется Кундури ), был персом [ 1 ] бюрократ, служивший визирем первого сельджукского султана Тугрила ( годы правления 1037–1063 ) и его племянника Алп-Арслана ( годы правления 1063–1072 ).
Кундури родился в Кундуре . Он был принят на работу в сельджукскую бюрократию в качестве секретаря по предложению своего учителя, имама аль-Муваффака ан-Нишапури. Прирожденный интриган, Кундури стремился использовать власть и влияние на сельджукского султана.
Первый план Кундури был реализован во время его раннего визиря, когда Тугрил поручил ему устроить брак между Тугрилом и принцессой из семьи Хорезмшаха . Вместо этого Кундури сам устроил бракосочетание. Впоследствии Кундури отправился в Тугрил, где освободился от грехов, сбрив бороду и кастрировав себя. В то время как Тугрил готовил марш на Мосул, чтобы сразиться с местным соперником аль-Басасири в 1057 году, Кундури задумал возвести сына жены Тугрила Алтун Джан Хатун на трон , Ануширвана. Однако заговорщики, в том числе Алтун Джан Хатун, быстро отмежевались от заговора. Тем не менее, Кундури остался визирем.
Третий план Кундури был направлен против аббасидского халифа аль-Каима ( годы правления 1031–1075 ), которого он успешно убедил согласиться на брак между его дочерью и Тугрилом. своего малолетнего племянника Сулеймана (сына Чагри-бека После смерти Тугрила в 1063 году Кундури попытался посадить на трон ). Однако в конечном итоге на трон взошел более компетентный и старший сын Чагри-бека Алп-Арслан, правивший Хорасаном. Первоначально Кундури оставался визирем, но по наущению своего сверстника Низама аль-Мулька Алп Арслан заключил Кундури в тюрьму 31 декабря 1063 года и казнил в следующем году, 29 ноября 1064 года. Кундури сменил Низам аль-Мульк.
Фон
[ редактировать ]Кундури родился примерно в 1024 году в семье дехкана . [ 2 ] возможно, арабского происхождения. [ 3 ] Его нисба предполагает связь с профессией продажи ладана . Иранский писатель XII века Садр ад-Дин аль-Хусейни ( фл. 1180–1225 ) говорит, что место рождения Кундури находится недалеко от Турайтита в Кухистане , южной части Хорасана . [ 4 ] [ 5 ] Кундури называли «Хурасани». [ 6 ] Вместе с поэтом Абуль-Касимом Али Бахарзи Кундури получил образование в главном городе Хорасана Нишапуре у имама аль-Муваффака аль-Нишапури. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ]Под Тугрилом
[ редактировать ]Когда первый сельджукский султан Тугрил ( годы правления 1037–1063 ) завоевал Нишапур в 1038 году, он сказал имаму аль-Муваффаку, что ему нужен секретарь, который мог бы свободно говорить как по-арабски , так и по-персидски . Последний рекомендовал Кундури, который впоследствии был назначен секретарем канцелярии. [ 2 ] [ 4 ] В июле или августе 1055 года Тугрил назначил Кундури своим визирем, сменив таким образом Низама аль-Мулька Дихистани. [ 3 ] Во время своего визиря Кундури начал собирать стандартное персидско-исламское государство, и это было продолжено при следующих сельджукских султанах, Алп Арслане ( годы правления 1063–1072 ) и Малик-Шахе I ( годы правления 1072–1092 ). [ 7 ] Кундури также выступал в качестве переводчика Тугрила, переводя для него арабский и персидский языки на тюркский язык . [ 8 ] В рамках сельджукской пропаганды Кундури поручил поэту и дабиру (писцу) Ибн Хасулу написать статью, в которой критиковалась бы « Китаб ат-Таджи» Ибрагима ибн Хилаля ас-Саби, составленная в 978 году как буидская пропаганда, и связывалась бы они с сельджукской пропагандой. сасанидский ( правитель Бахрам V годы правления 420–438 ). Работы Ибн Хассула, среди прочего, связывали семью Сельджуков с Туром , сыном мифологического иранского царя Ферейдуна . [ 9 ]
Кундури стремился использовать власть и влияние на султана. Во время своего раннего визиря Тугрил поручил Кундури организовать брак между Тугрилом и принцессой из семьи Хорезмшаха . Вместо этого он устроил брак для себя. Впоследствии Кундури отправился в Тугрил, где освободился от грехов, сбрив бороду и кастрировав себя. [ 10 ] [ 4 ] В то время как Тугрил готовил марш на Мосул, чтобы сразиться с местным соперником аль-Басасири в 1057 году, Кундури задумал возвести сына жены Тугрила Алтун Джан Хатун на трон , Ануширвана. Видя, что на момент отъезда у него было всего 2000 солдат, Тугрил сделал выговор Кундури; «Почему вы не сообщили мне, чтобы я мог подождать, пока все мужчины соберутся?» [ 11 ]
Во время последующего восстания сводного брата Тугрила Ибрагима Инала султан обратился за помощью к Кундури. Алтун Джан сначала хотел помочь, но Кундури убедил его, что их солдаты перейдут к Иналу и только укрепят его силы, взамен еще больше ослабив армию Алтун Джана и Тугрила. Кундури еще раз предпринял попытку посадить Ануширвана на трон, теперь уже при поддержке Алтун Джана, аббасидского халифа аль-Каима ( годы правления 1031–1075 ), а также купцов и ведущих чиновников Багдада . [ 12 ] [ 11 ] Против этого заговора выступили два генерала Тугрила, Умар и Инанджил, которые отвергли Ануширвана. Когда Кундури попросил аль-Каима объявить Ануширвана султаном, он сказал ему отложить заговор и защитить город от аль-Басасири. Алтун Джан тоже изменил свое мнение и вместо этого вернулся к Тугрилу. Следующие детали сюжета неясны. Кундури и Ануширван продолжали служить под началом Тугрила, сражаясь вместе с ним против аль-Басасири, который был убит клерком Кундури. [ 12 ] [ 11 ]
Кундури был ключевой фигурой в переговорах с сопротивляющимся халифом аль-Каимом об организации брака между его дочерью и Тугрилом. По словам арабского ученого Ибн аль-Джаузи (умер в 1201 г.), Кундури подстрекал Тугрила к этой идее, чтобы уравновесить уже заключенный брак между племянницей Тугрила Арсланом Хатун и аль-Каимом. Тугрил стал несколько одержим идеей жениться на принцессе Аббасидов, возможно, из-за надежды, что один из его потомков однажды станет халифом. [ 4 ] Хотя у Кундури и аль-Каима, казалось бы, были дружеские отношения, вскоре они рассорились из-за действий первого. В период с мая по июнь 1061 года Кундури и аль-Каим вели длительные и обиженные переговоры по поводу брака, при этом Кундури в какой-то момент даже угрожал захватить икта ( поместья) халифа. В период с февраля по март 1062 года Кундури наконец убедил аль-Каима согласиться в обмен на выгодную плату и при условии, что его дочь не будет покидать халифский дворец. Кундури проигнорировал последнее условие, поскольку дочь халифа была перевезена в резиденцию Тугрила в Багдаде. Тем не менее, брак был лишь номинальным и внезапно распался через шесть месяцев и двадцать три дня из-за смерти Тугрила 4 сентября 1063 года. [ 4 ]
Падение и смерть
[ редактировать ]своего маленького племянника Сулеймана (сына Чагри-бека У Тугрила не было детей, и поэтому он назначил своим преемником ). Кундури поддержал этот выбор и, возможно, был тем, кто предложил его Тугрилу, чтобы значительно расширить его власть как регента ребенка. [ 11 ] [ 13 ] Однако более компетентный и старший сын Чагри-бека Алп-Арслан, правивший Хорасаном, воспротивился этому выбору и имел поддержку компетентного бюрократа Низама аль-Мулька , а также мощную армию в Хорасане. Кундури быстро включил имя Сулеймана в хутбу (пятничную проповедь) столицы Рея . Впоследствии он связался с Алп Арсланом, угрожая ему и говоря, чтобы он удовлетворился властью над Хорасаном. Двоюродный брат Тугрила Куталмиш также стал претендентом на трон, что привело к миру и сотрудничеству между Кундури и Алп Арсланом, которые победили и убили Куталмиша за пределами Рэя. [ 4 ] [ 11 ] [ 13 ] Таким образом, Алп Арслан унаследовал султанат и оставил Кундури визирем. Однако по наущению Низама аль-Мулька Алп Арслан 31 декабря 1063 года заключил Кундури в тюрьму в Марв-Руде , а также конфисковал его имущество. Затем Низам аль-Мульк был назначен визирем султаната. Примерно через год заключения Кундури был убит двумя солдатами-рабами, посланными Алп Арсланом 29 ноября 1064 года. Сестра Кундури отвезла его тело в Кундур, где оно было похоронено. [ 2 ] [ 14 ] [ 4 ] У Аль-Кундури осталась дочь. [ 3 ]
Убеждения
[ редактировать ]Аль-Кундури был ханафитом в фикхе и мутазилитом в акыде (исламской теологии). [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Кундури включил проклятие школы Ашари в хутбу Нишапура в 1053 году, что побудило выдающихся ученых, таких как аль-Кушайри и аль-Джувайни, искать убежища в арабском регионе Хиджаз . [ 18 ] [ 19 ] И средневековые, и современные источники в основном согласны с тем, что этот акт был политическим и был совершен для того, чтобы ханафитцы могли занимать высокие посты. Кундури, похоже, позже отказался от своего фанатизма. [ 19 ]
Наследие и оценка
[ редактировать ]Видный деятель сельджукского царства, Кундури восхвалялся современными поэтами, такими как Бахарзи. Кундури сочинял арабскую поэзию. [ 4 ] поддерживал священников и поэтов королевства, а также был активным строителем. [ 20 ] Кундури был среди иранских деятелей, которые помогли сельджукским правителям перейти от племенных вождей с ограниченной властью к «самым возвышенным султанам» ( Салатин-и А'ам ) с полностью структурированным двором, иранской администрацией и частично послушным рабская армия разных национальностей. Однако этот переход также оттолкнул сельджукских султанов от туркмен , которые в результате часто объединялись вокруг восстаний, возглавляемых недовольными членами семьи сельджуков, такими как Инал и Куталмиш. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Босворт 2000 , с. 554; Эль-Ажари 2021 , с. 333
- ^ Jump up to: а б с д Озайдин 2002 , с. 554.
- ^ Jump up to: а б с Дюран-Геди 2021 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Босворт 2011 .
- ^ Макдиси 1986 , с. 387.
- ^ Павлин 2015 , с. 201.
- ^ Босворт 2000 , с. 554.
- ^ Павлин 2015 , с. 181–182, 195.
- ^ Тетли 2008 , с. 39.
- ^ Макдиси 1986 , стр. 387–388.
- ^ Jump up to: а б с д и Макдиси 1986 , с. 388.
- ^ Jump up to: а б Канард 1960 года .
- ^ Jump up to: а б Павлин 2015 , с. 52.
- ^ Босворт 1968 , с. 54.
- ^ Ясмин Сайкиа ; Чад Хейнс, ред. (2015). Женщины и мир в исламском мире: гендер, влияние и влияние . ИБ Таурис . п. 86. ИСБН 9781786739841 .
- ^ Зульфикар Али Шах, изд. (2014). Ифта и фетва в мусульманском мире и на Западе . Международный институт исламской мысли (IIIT). п. 107. ИСБН 9781565644830 .
- ^ Аль-Захаби . «Сияр Алам ан-Нубала » [Жизнеописания знати]. Исламвеб.нет (на арабском языке). Архивировано из оригинала 2 февраля 2024 года — через archive.today .
И он был мутазилитом
[и он был мутазилитом] - ^ Босворт 1968 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Павлин 2015 , с. 268.
- ^ Озайдин 2002 , с. 555.
- ^ Босворт 1968 , стр. 196–197.
Источники
[ редактировать ]- Босворт, CE (1968). «Политическая и династическая история иранского мира (1000–1217 гг. Н.э.)». Во Фрае, Р.Н. (ред.). Кембриджская история Ирана, том 5: Салджукский и монгольский периоды . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–202. ISBN 978-0-521-06936-6 . Архивировано из оригинала 23 января 2022 года . Проверено 21 июня 2021 г.
- Босворт, CE (2000). «Ṭog̲h̲ri̊l (Я) прошу» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Босворт, CE (2011). «Кондор, Мухаммед б. Мансур » В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, том XV: Джочи-Кашшари, Саад-ад-Дин . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. ISBN 978-1-934283-29-5 .
- Канард, Мариус (1960). «Аль-Басасири» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж.Х .; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 1073–1075. OCLC 495469456 .
- Дюран-Геди, Давид (2021). «аль-Кундури» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. ISSN 1873-9830 .
- Эль-Ажари, Таиф (2021). Королевы, евнухи и наложницы в исламской истории, 661–1257 гг . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1474423182 .
- Макдиси, Г. (1986). «аль-Кундури» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 387–388. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Озайдин, Абдулкерим (2002). «Кундури» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 26 (Кили – Кютахья) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. ISBN 978-975-389-406-7 .
- Павлин, САУ (2015). Великая империя Сельджуков . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-3826-0 .
- Тетли, Гиллис (2008). Газневиды и турки-сельджуки: поэзия как источник иранской истории . Рутледж. ISBN 978-1-134-08438-8 .