Защити это
Общая численность населения | |
---|---|
Вымерло как племя [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Западная Вирджиния , Вирджиния (до 1740-х годов), Онтарио (1779-ок. 1900) (потомки ассимилировались с нацией каюга ) | |
Языки | |
сиуан- тутело Язык | |
Родственные этнические группы | |
Окканичи , Манахоак , Монакан , после 18 века: Каюга. |
Тутело жившие (также Тотеро , Тоттерой , Тутера ; Йесан в Тутело) — коренные американцы, выше линии падения в современной Вирджинии и Западной Вирджинии . Они говорили на диалекте языка сиуан- тутело, который, как считается, был похож на диалект их соседей, народов Монака и Манахоака .
Под давлением английских поселенцев и -сенека ирокезов они присоединились к другим племенам сиу в Вирджинии в конце 17 века и стали известны под общим названием нахиссаны. К 1740 году они в основном покинули Вирджинию и мигрировали на север в поисках защиты от своих бывших противников-ирокезов. Они были усыновлены племенем Каюга в Нью-Йорке в 1753 году. [ 2 ] [ 1 ] В конечном итоге их потомки мигрировали в Канаду. [ 1 ]
Имя
[ редактировать ]Английское название Тутело происходит от алгонкинского варианта названия, которое ирокезы использовали для всех сиуанских племен Вирджинии: Тодерохрон (со многими вариантами написания). Тутело Автонимом (собственное имя) было Йесан, Йеса, Йесан, Йесан, Йесан, Йеса или Йесан . Это также может быть связано с именем Нахиссан, а также с более ранними вариантами написания колониальной эпохи, такими как Монахассано (Джон Смит). [ 3 ]
Название Ониасонт появилось на французских картах 17 века. Историк-любитель Чарльз А. Ханна считал, что имя нахиссанов, записанное в Западной Вирджинии и западной Вирджинии в один и тот же период, то есть Тутело, народ, говорящий на сиуанском языке. Другие предполагают, что хонниасонт мог считаться ирокезским языком.
Культуры
[ редактировать ]Помимо получения многих местных растений из их естественной среды обитания, народ Тутело был связан с клубничной кукурузой Тутело и, возможно, выращивал предшественники сортов Бостонской мальвы и табака Ороноко. Бостонская мальва была выведена садоводами в Бостоне, штат Массачусетс, в 19 веке из семян, которые, как говорят, были прослежены до группы туземцев в окрестностях Буффало, штат Нью-Йорк, примерно в конце Войны за независимость. Некоторые документы, похоже, предполагают, что ирокезы послали туда группу людей, чтобы восстановить фермы, разрушенные во время войны, и ими руководил тогдашний вождь Тутело, и поэтому, возможно, в основном это были Тутело. [ 4 ]
На момент контакта кукуруза прибыла в их родной регион сравнительно недавно, и они, вероятно, не прибыли с ней в Вирджинию, как это могло произойти с другими сортами семян. Это видно из их слова «мандахе», обозначающего кукурузу, которое, по-видимому, представляет собой объединение алгонкинского слова «мандамин» и ирокезского слова «нехе».
История
[ редактировать ]Предварительный контакт
[ редактировать ]Тутело Устная история утверждает, что они возникли в Огайо и, вероятно, всего за несколько столетий до прибытия в Европу. Их язык имеет много общих заимствованных слов с языком Мосопелеа , единственным форта зарегистрированным языком , что позволяет предположить, что когда-то они были соседними культурами. Поскольку жилье Тутело было похоже на жилище культуры Мононгахела , а их курганы были похожи на найденные на северо-востоке Огайо и западной Пенсильвании.
17 век
[ редактировать ]Говорят, что историческая родина Тутело включала территорию реки Биг-Сэнди на границе Западной Вирджинии и Кентукки , которую они называли «рекой Тоттерой». Ирокезы изгнали их из этого региона во время более поздних Бобровых войн (ок. 1670 г.), после которых ирокезы по праву завоевания сделали долину Огайо своими охотничьими угодьями. Чарльз Ханна считал, что их имя, впервые появившееся как Ониасонт на французских картах 17-го века, является вариацией названия племени, зарегистрированного в Западной Вирджинии и Западной Вирджинии в тот же период времени, как Нахиссан и Монахассано, то есть Тутело, Народ, говорящий на сиуанском языке. [ 3 ]
Хотя форма Тутело ранее была известна колонистам Вирджинии под другими именами, форма Тутело впервые появилась в записях Вирджинии в 1671 году, когда экспедиция Баттса и Фаллама отметила свой визит в «Тотеро-Таун» недалеко от того, что сейчас называется Салемом, штат Вирджиния . Несколько лет спустя Тутело присоединились к Сапони и поселились на островах, расположенных там, где реки Дэн и Стонтон сливаются, образуя реку Роанок . Это было прямо над территорией Окканичи . [ 5 ] Какое-то время у Тутело было поселение на берегу реки Нью-Ривер . Многие из собранных там черепков и небольшие треугольные острия предполагают датировку середины-конца 16-го или начала 17-го века. [ 6 ]
Между 1671 и 1701 годами Тутело покинули свою родину и присоединились к Окканичи . [ 1 ]
18 век
[ редактировать ]В 1701 году они были отмечены как живущие в истоках реки Ядкин в Северной Каролине . После 1714 года Сапони и Тутело, известные под общим названием Нахиссан, проживали в Джанкатапурсе вокруг форта Кристанна в округе Брансуик, штат Вирджиния , недалеко от границы с Северной Каролиной. [ 5 ]
После подписания Олбанского договора 1722 года ирокезы прекратили нападения на Тутело. [ 7 ] В 1730-х годах народ Тутело переселился на север, в Шамокин , штат Пенсильвания . [ 1 ] и искал защиты у Онейды наместника Шикелами (у него была жена Тутело). [ 7 ] После 1753 года Каюга официально согласились принять Тутело, которые переселились на южную сторону озера Каюга и восточную часть залива Каюга . [ 1 ] недалеко от современной Итаки, Нью-Йорк . [ 2 ]
Деревня Кореоргонель Тутело располагалась недалеко от современной Итаки, Нью-Йорка и государственного парка Баттермилк-Фолс . [ 8 ] Там они жили под защитой Каюга до тех пор, пока Кореоргонель вместе со многими другими ирокезскими городами не был разрушен во время американской войны за независимость экспедицией Салливана 1779 года. Это было возмездием за британско-ирокезские набеги на американских повстанцев. [ 9 ]
Тутело отправились вместе с ирокезами в Канаду , где британцы предложили землю для переселения в так называемую « Шесть наций первой нации Гранд-Ривер» . В 1785 году среди 1200 жителей заповедника Шести Наций проживало 75 тутело. [ 10 ] Они продолжали жить среди каюга и в конечном итоге были поглощены ими в результате смешанных браков. [ 11 ] Последний известный чистокровный носитель языка тутело, Никонха или Васкитенг («Старый комар»), умер в 1870 году в возрасте 105 лет. [ 12 ] Он предоставил обширный лингвистический материал ученому Горацио Хейлу , который подтвердил, что язык тутело является сиуанским языком. Его отца звали Онусова, он был вождем Тутело, основавшим деревню в штате Нью-Йорк. Во время Войны за независимость в 1779 году. Их деревня подверглась нападению во время экспедиции Салливана, которая представляла собой американскую операцию по уничтожению пробританских элементов Шести Наций в Нью-Йорке.
19 век
[ редактировать ]Джон Ки, также известный как Гостанго (что означает «Под скалой») и Настабон («Один шаг»), пережил Никонху как последний зарегистрированный свободно говорящий на языке Тутело. Он умер 23 марта 1898 года в возрасте 78 лет. Вождь Джон Бак ( Онондага / Тутело, ок. 1818–1893) был пожарным Хауденосауни в длинном доме Ошвекен в заповеднике Шести наций в Онтарио. Он рассказывал истории Тутело американским этнологам Джону Наполеону Бринтону Хьюитту и Фрэнку Спеку . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Рики, Дональд (1999). Индейцы Луизианы . Издательство Сомерсет. стр. 271–22. ISBN 9780403098644 .
- ^ Jump up to: а б Вест, «Одиссея среди ирокезов», с. 129.
- ^ Jump up to: а б Ханна, Чарльз (1911). Тропа дикой природы (Том 2 изд.). Сыновья Г. П. Патнэма. стр. 117–119.
- ^ Церемония усыновления духа Тутело, Спек, Фрэнк Г.; стр. 14-15 (1942)
- ^ Jump up to: а б Джон Рид Суонтон, Индейские племена Северной Америки , 1906, с. 74
- ^ Патрисия Робин Вудрафф, Археологические раскопки в деревне индейцев Флойда Журнал Floyd Magazine, осень/зима 2014 г., стр. 42
- ^ Jump up to: а б Джей Хансфорд К. Вест, «Одиссея среди ирокезов», с. 128.
- ^ Вест, «Одиссея среди ирокезов», с. 134.
- ^ Вест, «Одиссея среди ирокезов», стр. 139–39.
- ^ Вест, «Одиссея среди ирокезов», с. 144.
- ^ Вест, «Одиссея среди ирокезов», стр. 144–47.
- ^ Роберт Вест, 2006, «Письма вождя Сэмюэля Джонса Фрэнку Г. Спеку».
- ^ Вест, «Одиссея среди ирокезов», с. 147.
Ссылки
[ редактировать ]- Рики, Дональд Б. (1999). Индейцы Луизианы . Сент-Клер Шорс, Мичиган: Издательство Somerset. стр. 271–72. ISBN 9780403098644 .
- Суонтон, Джон Рид (1952). Индейские племена Северной Америки . Генеалогическое издательство Com. п. 74. ИСБН 9780806317304 .
- Вест, Джей Хансфорд К. (зима – весна 2005 г.). «Одиссея среди ирокезов: история отношений Тутело в Нью-Йорке» . Ежеквартальный журнал американских индейцев . 29 (1/2): 124–55. дои : 10.1353/aiq.2005.0072 . JSTOR 4138803 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Военный клуб Тутело, принадлежащий вождю Джону Баку , Национальный музей американских индейцев.