Марита Люлия
Марита Люлия | |
---|---|
Рожденный | Баттерфляй , Финляндия | 27 октября 1957 г.
Веб-сайт | www |

Марита Люлия (родилась 27 октября 1957 года в Перхо , Финляндия ) — художница, работающая преимущественно в сфере интерактивных мультимедиа . Ее дебютный компакт-диск Maire (1994) стал одним из первых в мире произведений искусства, опубликованных в этом формате. Ее продукция включает в себя мультиплатформенные медиа-работы, фотографии, картины, короткометражные фильмы, книги и сценические постановки. Ее работы выставлялись и исполнялись в 50 странах, она получила множество международных наград. [ 1 ] Люлия впервые заинтересовалась фотографией , живописью , экспериментальным кино и историей культуры во время учебы в Высшей средней школе искусств и музыки Савонлинны. Она продолжила свое художественное обучение в Хельсинкском университете искусств и дизайна , а также расширила свой кругозор, изучая эстетику , литературу и политическую историю в Хельсинкском университете , получив степень бакалавра искусств в 1986 году.

Люлия живет и работает в Хельсинки и Хейноле , Финляндия. Она является владельцем и директором продюсерской компании Medeia Ltd., основанной в 1997 году и распространяющей ее произведения искусства и дизайна по всему миру.
Марита Люлия получила множество наград, в том числе Prix Möbius International, Prix Ars Electronica , премию Финляндии и премию Финского фонда культуры за свои достижения в качестве художника. В 2000 году она основала конкурс медиакультуры Prix Möbius Nordica.
Художественная карьера
[ редактировать ]Марита Люлия начала свою творческую карьеру в театре и в 1980-е годы экспериментировала со многими видами искусства. В сотрудничестве с дизайнерами по свету и звуку Илккой Воланеном и Тарьей Эрвасти она создала несколько инсталляций (например , «Кость и крыло» (1985), «Зенон» (1985), «Мумии» (1988), «Завет» (1988)), а также междисциплинарные произведения искусства в различных жанрах. медиаформаты (например, «Даймонион» (1988), «8 минут от Солнца» (1987) и «В Индонезию» (1986). [ 2 ]
В 1980-е годы Люля работала в разных профессиях, например, фотографом и журналистом в Юго-Восточной Азии и Северной Африке. [ 3 ] «Люлия, увлеченная азиатской культурой, говорит, что не против путешествовать. В детстве она перенесла длительную болезнь, из-за которой ей пришлось оставаться дома. Теперь она наверстывает упущенное». [ 4 ]
Люлия о своем переходе к крупным мультимедийным проектам: «(В) конце 1980-х годов я с большим аппетитом начала изучать постмодернистские и гендерные теории и в итоге объединила свои старые навыки с новыми идеями и новыми технологиями. Это был момент в моей жизни, когда я Закончил писать концепцию интерактивной инсталляции «Джекпот» в 1991 году. Поговорив с техническими специалистами, я вдруг понял, что другого пути нет — мне пришлось начинать работать с компьютерами. Я использовал компьютеры еще в 1980-х годах, когда делал звук. и световые инсталляции. К началу девяностых я начал руководить командой профессионалов. Началось производство больших мультимедийных программ». [ 4 ] Далее она объяснила свой выбор вида искусства в 2005 году: «Интерактивное мультимедиа было для меня очень желанным форматом, поскольку у меня было большинство необходимых навыков для его режиссуры. Я думала, что монитор — это маленький театр, где может произойти всякая магия… Я тоже люблю работать в команде, и мне всегда были интересны новые технологии, особенно возможности, которые они предлагают мне как художнику. Мои любимые инструменты — компьютер и камера». [ 3 ]

Люлия описала свое искусство в 2005 году: «В основном я изображаю современных людей с разных точек зрения и использую различные медиа-платформы, чтобы охватить разную аудиторию. Я писатель, визуальный художник, а также исследователь и продюсер. В своих разносторонних работах я объединять различные формы искусства, исследования и технологии. Для меня искусство — это общение, и я использую современные коммуникационные системы, чтобы сделать свое искусство доступным для людей в их разных средах». [ 5 ] Марита Люлия создает свое мультимедийное искусство для определенной целевой аудитории: «Меня чрезвычайно интересуют люди, которые его используют». [ 4 ]
В 2001 году Марита Люлия вернулась в театр с совместными работами «Манипулятор» и «Аниматор» , созданными совместно с музыкантом и композитором Киммо Похйоненом .
HUNT , танцевальный спектакль, реализованный совместно с хореографом и танцором Теро Саариненом , получил международный успех. Интерпретация Теро Сааринена Игоря Стравинского » « Весны священной в сотрудничестве с мультимедийной художницей Маритой Люлией была исполнена 174 раза в 82 городах и 32 странах Азии, Африки, Южной и Северной Америки, а также в Европе. Международные критики похвалили HUNT за глубокую интенсивность, воображение и технический опыт. «В «ОХОТЕ», завораживающем соло, которое он создал для себя на тему «Весны священной» Стравинского, он (Сааринен) является одновременно охотником и жертвой, на которую нападают внутренние демоны. Они символизируются потоком оживленных образов, которые чрезвычайно Креативный медиа-художник Марита Люлия создает на месте и проецирует на своем теле. Пришло время г-ну Сааринену и его компании наконец увидеться в Соединенных Штатах». [ 6 ]
Заметная работа
[ редактировать ]Автопортреты 1980-90 годов, от Шерфбека до Видео Решетки , 1990

Религия и проституция (картины), 1990 г.
Джекпот , 1991 год.
Интерактивная инсталляция, посвященная миру рекламы. Марита Люлия о Джекпоте в 2004 году: «Реклама, кажется, является неизбежной частью нашей повседневной жизни. Я думала, что контекст является важной частью контента. Мы по-разному думаем об изображениях в зависимости от контекста. Я позволяю людям проверять, могут ли они распознать Для этого и создать компьютерную программу, в которой можно сразу увидеть результаты. Формат и интерфейс были вдохновлены популярной игрой под названием «Джекпот ». [ 3 ]
Мэр , 1994 г.
Интерактивная инсталляция и компакт-диск, посвященные финскому модернизму. « Целью было объединить искусство, технологию и науку ». По словам Мариты Люлии, этот лозунг был сформулирован в 1930-х годах финскими архимодернистами Майре Гуллихсен и архитектором Алваром Аалто . По мнению Люлии, это также удачное описание Maire CD. -ROM: « Мэр представляет жизнерадостный постмодернистский взгляд на модернизм, движение, которое оказало огромное влияние на Финляндию. Майре прослеживает эволюцию модернизма с 1930-х годов до наших дней». Его также можно воспринимать как «искусствоведческий очерк с добавленным дополнительным материалом на тему жизни Майре Гуллихсен». [ 7 ] -> информация о сайте
Амбициозная сука , 1996
Обширный мультимедийный материал, опубликованный в интерактивном формате CD-ROM. Ambious Bitch исследовала взгляды на женственность в современном мире. Это также был международный художественный прорыв Мариты Люлии. По словам Мариты Люлии, « Амбициозная Сука – это современная западная женщина: хорошо образованная, остроумная, понимающая, но требовательная, борющаяся со старыми образцами для подражания, но всегда готовая посмеяться – даже над собой. Она может быть людоедкой, но определенно не Мужчина-ненавистник! Ambious Bitch , сочетающий в себе искусство, исследования и технологии, представляет собой визуальный и интеллектуально игривый взгляд на западную женственность нашего времени. Раскрываются многие лица женственности (и феминизма). с резкими цитатами современных икон, от Мэй Уэст до Мадонны, от Александры Коллонтай до Вивьен Вествуд. Игривое звуковое оформление и великолепная графика добавляют радости открытия».
«Амбициозная стерва» также вызвала вопросы о феминизме Люлии в ее искусстве, и она обсуждала этот вопрос в 2000 году: «Сфера новых медиа развивалась одновременно с волной феминизма. В нее включилось множество (молодых) женщин, надеющихся избежать патриархальной иерархии. Типично для «старых медиа» - как кино. В 1980-е годы я собирался изучать кино, но быстро понял, что мне исполнится 50, прежде чем ребята у власти позволят мне сниматься. Мой первый полнометражный фильм - до этого у меня тоже кончились бы идеи, подумал я. Ни одна из моих подруг-режиссеров никогда не снимала художественный фильм. В мультимедиа никто так хорошо не знает, как играть босса. В наши дни я думаю, что женщина. директор не странное существо из космоса... но надо быть "бульдозером", как вы однажды выразились. С момента такого многообещающего старта количество студенток-технологов резко сократилось (.. .) Я кибер-феминистка. Почему бы и нет! Это зависит от того, что вы подразумеваете под этим? Означает ли это, что человек феминист? Для меня это просто означает человек, который хочет равенства? Даже в киберпространстве. Давайте действительно добавим в этот список киберпространство (смех). Здесь тоже нужен феминизм». [ 8 ] -> информация о сайте

Сукин сын (СОБ) , 1999
Первое полностью вымышленное произведение Люлии также было опубликовано в формате интерактивного компакт-диска. SOB рассматривал мужественность и мужественность на основе обширных исследований мужских исследований. Главный герой SOB — Жак Л. Фруа, психоаналитик англо-французского происхождения. Марита Люлия о SOB в 1999 году: "После нескольких лет погружения в женские проблемы я не могла не обратить свой взгляд на мужчин. Пока женщины боролись за свои права, исследовали новые области и переписывали историю в свою историю, что происходило с мужчинами? ?» — спрашивает Люлия и продолжает: «Я с любовью назвала компакт-диск « Сукин сын» . Наш — самоуверенный объект взгляда зрителя СОБ это (пост)современные, городские, западные мужские — проблемы . может быть новым, но его возможности тоже. SOB обращает свой взор в будущее, а не в прошлое. Таким образом, некоторые старые концепции, такие как мужественность, должны быть переосмыслены. Что на самом деле означает понятие «мужчина»? За очевидными понятиями мы находим постоянно меняющиеся значения». [ 9 ] "Я три года погружалась в мужской мир, - говорит Люлия. - Я начала понимать, что мужские роли гораздо уже, чем женские". [ 4 ] -> информация о сайте
Марита Леулия Таро , 2003 г.
Взгляд Люлии на традиционную игру Таро выставлялся во многих странах с момента ее премьеры в Италии в 2003 году. «Мультимедийная художница Марита Люлия получила свою первую колоду карт Таро еще в 1981 году. (...) Проект объединил интересы художницы. в истории культуры, социологии и массовой культуре (...) «Таро — это мощная символическая и визуальная, текстовая основа, проходящая через жизнь человека», — объясняет она. «78 карт представляют разные этапы жизни и разные типы людей. В игре используются несколько «столов». Самый простой из них зависит от того, кем вы являетесь, а это, в свою очередь, зависит от того, когда вы родились». [ 10 ] По словам Люлии, Таро Мариты Люлии — это мультиплатформенная концепция, состоящая из 78 оригинальных произведений искусства, колоды печатных карт, книги, веб-сайта . Архивировано 28 августа 2009 г. на Wayback Machine и интерактивных версий для мобильных телефонов. Эта популярная «игра по жизненным навыкам» переведена на десять языков. Персональные музейные выставки включают премьеру в Museo Laboratorio d'arte Contemporanea dell'Universita La Sapienz, Рим, Италия (2003 г.), Музее современного искусства HARA, Токио, Япония (2003 г.), Центре фотографии, Копенгаген, Дания (2004 г.). ), Художественный музей Амоса Андерсона, Хельсинки, Финляндия (2004), Конде Дуке, Городской музей Мадрида, Мадрид, Испания (2005), Национальная галерея и Национальный музей Таиланда, Бангкок, Таиланд (2006). Она часто выступала в роли ведьмы во время шоу Таро Мариты Люлии , например, на Techfest в 2014 году, IIT Bombay, Мумбаи, Индия. Марита Люлия задумалась над вопросом, почему люди так интересуются Таро в 2014 году: "Люди интересуются самими собой. Таро вряд ли скажет вам что-то, чего вы еще не знаете или не чувствуете. Важно хотеть понять то, что вы уже знаете. . Иногда мы предпочитаем быть слепыми… Я использую Таро как инструмент мышления, когда концентрируюсь на ситуации, социальной проблеме или загадочной проблеме». [ 11 ] -> информация о сайте
Выбирая свою религию , 2009
По словам Люлии, «Выбор моей религии» рассматривает основные религии мира, особенно с женской точки зрения, и сопоставляет христианство , иудаизм , ислам , сикхизм , индуизм , буддизм , конфуцианство , даосизм и синтоизм . «Художница, которая также является моделью на своих фотографиях, вписала себя в роли, которые обычно предназначены для мужчин. Выставка разделена на художественный и фактический разделы. Художественная часть фокусируется на интенсивных переживаниях, предлагаемых религиями, а фактический раздел подчеркивает роль религий как наших умственных инструментов». [ 1 ] Во введении к выставке Bomuldsfabriken в 2014 году: «Люлия рассматривает религии как художницу, как исследователя и как женщину. Этот интегрированный набор работ состоит из отдельных произведений искусства, основанных на историях и визуальных мирах девяти религий. наряду с фактическими работами, в которых изложены их основополагающие идеи». Передвижная музейная выставка « Выбор моей религии» состоит из около 80 фотографий, 15 картин, голографической проекции, медиа-инсталляций, документальных фильмов и книг. [ 12 ] В производство также входит веб-сайт Choose My Religion . Премьера передвижной выставки состоялась в Киасме, Музее современного искусства в Хельсинки, Финляндия, в 2009 году. -> информация о сайте

Сотрудничество
[ редактировать ]- Манипулятор с музыкантом и композитором Киммо Похйоненом , 2001 г.
- ОХОТА , с танцором и хореографом Теро Саариненом , 2002 г. -> информация на сайте
- Аниматор , совместно с Киммо Похьоненом , 2004 г. -> информация на сайте
- «Временная перспектива» с Валери Габай (сопрано), Микко Перколой (виола да гамба), 2008 г.
- «Человек-аккордеонист» , анимационный фильм с Киммо Похьоненом , 2009 г. -> информация о сайте
- «Возвращение богини» , короткометражный фильм, Вирпи Пахкинен (танец), Сьюзан Дейхим и Ричард Горовиц (музыка), 2012 -> информация о сайте
- «Лебединая песня» , спектакль театра танца, Минна Тервамяки , Има Идуозее (танец), Томас Дюпсйёбака и Али Кесанто (музыка), 2014 г.
Публикации
[ редактировать ]- Руководство Мариты Люлии , Марита Люлия, WSOY, Финляндия (на английском и французском языках), 1999 г.
- Марита Люлия, Искусство в эпоху доступности , Стелла Боттай и Антонелла Сбрилли Элетти , La Sapienza, Италия (английский, шведский), 2003 г.
- Таро , Марита Люлия и Тийна Портхан , Издательство Teos, Финляндия (финский), 2004 и 2009 гг.
- Выбирая свою религию , Марита Люлия, Маахенки, Финляндия (английский и финский), 2009 г.
- Золотой век , Марита Люлия, Parvs Publishing Ltd, Финляндия (финский и английский), 2016 г.
- Марита Люлия , Паули Сивонен, Арья Маунуксела, Parvs Publishing Ltd, Финляндия (финский и английский), 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Выбор религии», Neimenster.lu, 2012 г.
- ^ Биографические данные Мариты Люлии, http://www.maritaliulia.com/en/maritaliulia/artistcv/index.php. Архивировано 12 мая 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с «Марита Люлия, Искусство в эпоху доступности», Стелла Боттай и Антонелла Сбрилли, Публикации музея Амоса Андерсона, новая серия 50, 2003 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Разыгрываем свои карты правильно», Йоханна Хитонен, Blue Wings, 2003 г.
- ^ искусственный.дк, 11/2005 http://www.artificial.dk/
- ^ «Записная книжка критика: Танцевальный фестиваль открывает новое и неизведанное», Анна Киселькова, The New York Times, 6 октября 2004 г.
- ^ «Расширение практики аудиовизуального повествования», под редакцией Райво Келомеса и Криса Хейлза, Cambridge Scholars Publishing, 2014 г.
- ^ «Искусство в эпоху мобильного телефона - текстовые сообщения из Финляндии, Искусство в эпоху мобильного телефона - текстовые сообщения из Финляндии», Герт Ловинк, несколько публикаций, в т.ч. Массачусетский технологический институт Пресс, 2000 г.
- ^ «Добро пожаловать в сукин мир», Кирси Вякипарта, НУ - Nordic Art Review, 1999
- ^ «Разыгрываем свои карты правильно», Йоханна Хитонен, Blue Wings, 2003
- ^ «Искусство в эпоху мобильного телефона - текстовые сообщения из Финляндии, Искусство в эпоху мобильного телефона - текстовые сообщения из Финляндии», Герт Ловинк, несколько публикаций, в т.ч. Массачусетский технологический институт Пресс, 2000 г.
- ^ Веб-сайт Мариты Люлия «Выбор моей религии»: http://www.maritaliulia.com/cmr/. Архивировано 9 апреля 2016 г. на Wayback Machine.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1957 рождений
- Живые люди
- Современные финские художники
- Художницы-феминистки
- Финские художники-инсталляторы
- Люди из Перо
- Финские цифровые художники
- Финские фотографы
- Финские женщины-фотографы
- Женщины-цифровые художники
- Женщины-мультимедийные художники
- Фотографы 20-го века
- Фотографы 21 века
- Финские художницы XX века
- Финские художницы XXI века
- Финские художники XXI века
- Выпускники Школы искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто
- Выпускники Хельсинкского университета