Вельханос
Вельханос | |
---|---|
Дерево | Дуб |
Фестивали | Вельчания |
Родители | Мать Богиня |
Супруга | Мать Богиня |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Зевс Адонис |
Римский эквивалент | Юпитер |
Месопотамский эквивалент | таммуз |
Вельханос , собственно Вельханос ( греч . Ϝελχάνος , Welkhános ), Гельханос ( Γελχάνος , Gelkhános ), или Эльханос ( Ελχάνος , Elkhános ), — древний минойский бог , связанный с растительностью и которому поклонялись на Крите . Он был одним из главных божеств в минойском пантеоне, наряду с фигурой Богини-Матери, которая, по-видимому, была его матерью и супругой, и эти двое участвовали в hieros gamos .
На культ Вельханоса, вероятно, повлияло месопотамское божество Думузид . После возникновения Микенской Греции и контактов с минойцами культ Вельханоса повлиял на культ Зевса , которого греки иногда называли Зевсом Вельханосом. Другие возможные влияния включают римское божество Вулкан .
Происхождение
[ редактировать ]По мнению Артура Эванса , культ дерева играл один из важнейших аспектов минойской религии на древнем Крите . В этом культе поклонялись двум божествам; один мужчина и одна женщина. [ 1 ] В этом культе деревьев, хотя Богиня-Мать рассматривалась как олицетворение древесной растительности, бог-мужчина формировал «конкретный образ самой растительности в форме божественного ребенка или юноши», причем оба образовывали мать и юношу. детские отношения. [ 2 ] Учитывая роль hieros gamos между ними, было высказано предположение, что Вельханос частично был основан на месопотамском Думузиде . [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Микенский период
[ редактировать ]Минойцы считали Вельханос менее могущественным, чем богиня. [ 4 ]
В какой-то момент микенская цивилизация вступила в контакт с минойцами и отождествила своего бога Зевса с критским богом. [ 5 ] [ 6 ] Этот религиозный синкретизм привел к тому, что Зевс приобрел некоторые черты Вельханоса, при этом была затронута и его мифология; с тех пор считалось, что Зевс родился на Крите и часто изображался в виде безбородого юноши. Его также почитали как Зевса Вельханоса. [ 5 ]
Эллинистический период
[ редактировать ]В IV веке до нашей эры, в начале эллинистической эпохи , Айя-Триада попала под контроль полиса Фестского и была восстановлена в качестве места поклонения. [ 7 ] [ 8 ] В этот период была установлена эдикула над минойской стоей в честь Зевса Вельхана . Там же был найден и протом быка , построенный примерно во II веке до нашей эры, который относят к святилищу Вельханоса. [ 9 ] Вельханосу, похоже, поклонялись и в Гортине , поскольку были найдены монеты с его изображением. [ 10 ]
Главный праздник Вельхана, Вельхания, вероятно, отмечался в критских полисах Гортина, Литтос , [ 11 ] и Кносс . [ 12 ]
Иконография
[ редактировать ]На монетах из Феста Зевс Вельханос изображался с петухом на коленях. [ 13 ] На этих монетах он также был изображен с дубом . [ 14 ] Его также изображали с быком . [ 15 ] В другие времена Вельханос изображался в виде орла . [ 16 ]
Влияние
[ редактировать ]Учитывая сходство имен, было высказано предположение, что Вельханос оказал влияние на Вулкана из римской мифологии . [ 17 ] Району, посвященному его поклонению, иногда приписывают современное название Ханья на Крите.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эл 1944 , стр. 215.
- ^ Эл 1944 , стр. 216–217.
- ^ Дитрих 1974 , стр. 11.
- ^ Актеры 1990 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Аль 1944 , с. 219.
- ^ Куременос 2018 , стр. 55.
- ^ Д'Агата 1995 , стр. 24.
- ^ Сандерс 1976 , стр. 133.
- ^ Д'Агата 1995 , стр. 25.
- ^ Куременос 2016 , стр. 47.
- ^ Хадзистелиу Прайс 1978 , стр. 84.
- ^ Дитрих 1974 , стр. 16.
- ^ Эль-Хасаб 1984 , стр. 215.
- ^ Cook 1908 , стр. 413.
- ^ Дитрих 1967 , стр. 408.
- ^ Дитрих 1974 , стр. 15.
- ^ Роуз 1934 , стр. 42.
Библиография
[ редактировать ]- Ал, Б. (1944). «Критская религия по отношению к греческой религии». Мнемозина . 12 (3). Издательство Brill : 208–222.
- Каслден, Родни (1990). «Народ: Социальная структура». Минойцы: Жизнь на Крите бронзового века . Рутледж . ISBN 978-0415088336 .
- Кук, Артур Бернард (1903). «Зевс, Юпитер и Дуб». Классический обзор . 17 (8). Издательство Кембриджского университета : 403–421. дои : 10.1017/S0009840X00325550 . S2CID 161390689 .
- Д'Агата, Анна Люсия (1995). «Изменение закономерностей в минойском и постминойском святилище: случай Агиа Триады». Британская школа в Афинах . 2 . Британская школа в Афинах : 19–26.
- Дитрих, Бернард Клайв (1974). Истоки греческой религии . Берлин , Германия : Вальтер де Грюйтер . ISBN 978-3110039825 .
- Дитрих, Бернард Клайв (1967). «Немного света с Востока о практике критского культа». Historia: Журнал древней истории . 6 (4): 385–413.
- Эль-Хасаб, Абд Эль-Мохсе (1984). «Петухи, кот и солнечная колесница». Журнал папирологии и эпиграфики . 55 :215-222.
- Куременос, Анна (2016). «Двойной топор (λάβρυς) на римском Крите и за его пределами: иконография многогранного символа». У Фрэнсиса Джейн Э.; Куременос, Анна (ред.). Римский Крит: новые перспективы . Книги Оксбоу. стр. 43–57. ISBN 978-1785700958 .
- Куременос, Анна (2018). «В сердце винно-темного моря: замкнутость и идентичность в римский период». Замкнутость и самобытность римского Средиземноморья . Книги Оксбоу. стр. 41–64. ISBN 978-1785705809 .
- Хадзистелиу Прайс, Теодора (1978). Куротрофос: культы и изображения греческих божеств-кормилиц . Лейден , Нидерланды : Издательство Brill . ISBN 978-9004052512 .
- Роуз, HJ (1934). «Альтхейм: революционный или реакционный?». Гарвардское теологическое обозрение . 27 (1). Издательство Кембриджского университета : 33–51. дои : 10.1017/S0017816000021386 . S2CID 161636302 .
- Сандерс, ЕСЛИ (1976). «Поселение в эллинистический и римский периоды на равнине Месара, Крит». Ежегодник Британской школы в Афинах . 71 . Британская школа в Афинах : 131–137. дои : 10.1017/S0068245400005840 . S2CID 130930642 .