~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 383F8035F5851F56EF835EEB952880D3__1712571600 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Lisp machine - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Лисп-машина — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Lisp_Machine ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/d3/383f8035f5851f56ef835eeb952880d3.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/d3/383f8035f5851f56ef835eeb952880d3__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 22.06.2024 19:51:17 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 8 April 2024, at 13:20 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

Лисп-машина — Википедия Jump to content

Лисп-машина

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
(Перенаправлено с Lisp Machine )

Машина Найта хранится в музее Массачусетского технологического института.

Lisp-машины — это компьютеры общего назначения, предназначенные для эффективного использования Lisp в качестве основного программного обеспечения и языка программирования , обычно посредством аппаратной поддержки. Они являются примером компьютерной архитектуры языка высокого уровня . В каком-то смысле это были первые коммерческие однопользовательские рабочие станции . Несмотря на скромное количество (около 7000 единиц по состоянию на 1988 год). [1] Машины Lisp стали коммерчески пионерами многих ныне распространенных технологий, включая эффективную сборку мусора , лазерную печать , оконные системы , компьютерные мыши с высоким разрешением , растровую графику , рендеринг компьютерной графики и сетевые инновации, такие как Chaosnet . [2] В 1980-х годах несколько фирм производили и продавали машины Lisp: Symbolics (3600, 3640, XL1200, MacIvory и другие модели), Lisp Machines Incorporated (LMI Lambda), Texas Instruments ( Explorer, MicroExplorer ) и Xerox ( рабочие станции Interlisp -D). . Операционные системы были написаны на Lisp Machine Lisp , Interlisp (Xerox), а позднее частично на Common Lisp .

Символика 3640 Lisp-машина

История [ править ]

Исторический контекст [ править ]

Компьютерные программы искусственного интеллекта (ИИ) 1960-х и 1970-х годов по своей сути требовали того, что тогда считалось огромным количеством компьютерной мощности, измеряемой процессорным временем и объемом памяти. Требования к мощности исследований ИИ усугубились появлением символического языка программирования Лисп, когда коммерческое оборудование было спроектировано и оптимизировано для ассемблеру и Фортрану языков программирования, подобных . Поначалу стоимость такого компьютерного оборудования означала, что его приходилось делить между многими пользователями. Поскольку технология интегральных схем сократила размеры и стоимость компьютеров в 1960-х и начале 1970-х годов, а потребности программ искусственного интеллекта в памяти стали превышать адресное пространство самого распространенного исследовательского компьютера Digital Equipment Corporation (DEC) PDP-10 , исследователи рассматривал новый подход: компьютер, созданный специально для разработки и запуска больших программ искусственного интеллекта и адаптированный к семантике языка Лисп . Чтобы сохранить (относительно) простоту операционной системы , эти машины не будут использоваться совместно, а будут предназначены для отдельных пользователей. [ нужна цитата ]

Начальная разработка [ править ]

В 1973 году Ричард Гринблатт и Томас Найт , программисты из (AI Lab) Массачусетского технологического института (MIT Лаборатории искусственного интеллекта ), начали то, что впоследствии стало проектом MIT Lisp Machine, когда они впервые приступили к созданию компьютера, аппаратно предназначенного для выполнения определенных основных операций Lisp. вместо того, чтобы запускать их в программном обеспечении, в 24-битной архитектуре с тегами . Машина также выполняла инкрементную (или Arena ) сборку мусора . [ нужна цитата ] Точнее, поскольку переменные Лиспа вводятся во время выполнения, а не во время компиляции, простое добавление двух переменных может занять в пять раз больше времени на обычном оборудовании из-за инструкций тестирования и ветвления. Lisp Machines проводила тесты параллельно с более традиционными добавлениями отдельных инструкций. Если одновременные тесты не удались, результат отбрасывался и вычислялся заново; во многих случаях это означало увеличение скорости на несколько факторов. Этот подход одновременной проверки также использовался при тестировании границ массивов при обращении к ним и других потребностей управления памятью (а не только сборки мусора или массивов).

Проверка типов была дополнительно улучшена и автоматизирована, когда обычное 32-битное байтовое слово было удлинено до 36 бит для Symbolics 3600. машин Lisp модели [3] и в конечном итоге до 40-бит и более (обычно лишние биты, не учтенные следующим, использовались для кодов, исправляющих ошибки ). Первая группа дополнительных битов использовалась для хранения данных типа, что делало машину архитектурой с тегами , а остальные биты использовались для реализации кодирования CDR (при этом обычные элементы связанного списка сжимаются, чтобы занять примерно половину пространства), помогая сборке мусора. как сообщается, на порядок. Дальнейшим улучшением стали две инструкции микрокода, которые специально поддерживали функции Lisp , сокращая стоимость вызова функции до 20 тактов в некоторых реализациях символики.

Первая машина называлась CONS-машина (по имени оператора построения списков). consв Лиспе). Часто ее ласково называли машиной Найта , возможно, с тех пор, как Найт написал магистерскую диссертацию по этой теме; это было очень хорошо принято. [ нужна цитата ] Впоследствии он был улучшен до версии под названием CADR (каламбур; в Лиспе cadrФункция, возвращающая второй элемент списка, произносится /ˈkeɪ.dəɹ/ или /ˈkɑ.dəɹ/ , как некоторые произносят слово «кадр»), которая была основана по существу на той же архитектуре. Около 25 прототипов CADR были проданы в MIT и за его пределами примерно за 50 000 долларов; он быстро стал любимой машиной для хакеров — на него были быстро перенесены многие из наиболее популярных программных инструментов (например, Emacs был перенесен из ITS в 1975 году). [ оспаривается обсуждаем ] ). Он был настолько хорошо принят на конференции по искусственному интеллекту, проходившей в Массачусетском технологическом институте в 1978 году, что Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны (DARPA) начало финансировать его разработку.

машинной технологии Коммерциализация Lisp MIT

Символика 3620 (слева) и машины LMI Lambda Lisp

В 1979 году Рассел Нофтскер , будучи убежденным, что машины Lisp имеют блестящее коммерческое будущее благодаря силе языка Lisp и благоприятному фактору аппаратного ускорения, предложил Гринблатту коммерциализировать эту технологию. [ нужна цитата ] Гринблатт согласился, сделав шаг, противоречащий здравому смыслу хакера Лаборатории искусственного интеллекта, возможно, надеясь, что ему удастся воссоздать неформальную и продуктивную атмосферу Лаборатории в реальном бизнесе. Эти идеи и цели существенно отличались от идей Нофтскера. Они долго вели переговоры, но ни один из них не пошел на компромисс. Поскольку предполагаемая фирма могла добиться успеха только при полной и безраздельной помощи хакеров AI Lab как группы, Нофтскер и Гринблатт решили, что судьба предприятия зависит от них, и поэтому выбор следует оставить за хакерами.

Последовавшие за этим обсуждения выбора разделили лабораторию на две фракции. В феврале 1979 года ситуация достигла апогея. Хакеры встали на сторону Нофтскера, полагая, что у фирмы, поддерживаемой коммерческим венчурным фондом, больше шансов выжить и коммерциализировать машины Lisp, чем у предложенного Гринблаттом самодостаточного стартапа. Гринблатт проиграл битву.

Именно на этом этапе Symbolics постепенно возникло предприятие , предприятие Нофтскера. Хотя Нофтскер платил своим сотрудникам зарплату, у него не было ни здания, ни какого-либо оборудования, над которым могли бы работать хакеры. Он заключил сделку с Патриком Уинстоном , что в обмен на разрешение сотрудникам символики продолжать работать в MIT, символика позволит MIT использовать внутри компании и бесплатно все программное обеспечение, разработанное символикой. Консультант из CDC , который вместе с группой программистов с Западного побережья пытался создать компьютерное приложение на естественном языке, приехал в Гринблатт в поисках Lisp-машины для работы своей группы примерно через восемь месяцев после катастрофической конференции с Нофтскером. Гринблатт решил основать собственную конкурирующую фирму по производству машин для Лиспа, но ничего не предпринял. Консультант Александр Джейкобсон решил, что единственный способ основать фирму и создать машины на Лиспе, в которых Джейкобсон отчаянно нуждался, — это если Джейкобсон будет подталкивать Гринблатта или иным образом помогать ему запустить фирму. Джейкобсон собрал бизнес-планы, совет директоров и партнера Гринблатта (некоего Ф. Стивена Уайла). Новообразованная фирма получила название LISP Machine, Inc. (LMI) и финансировалась по заказам CDC через Джейкобсона.

Примерно в это же время начала работу компания «Символикс» (фирма Нофтскера). Этому препятствовало обещание Нофтскера дать Гринблатту годовую фору , а также серьезные задержки в привлечении венчурного капитала. У символики по-прежнему было главное преимущество: в то время как 3 или 4 хакера из лаборатории искусственного интеллекта перешли на работу в Гринблатт, еще 14 других хакеров подписались на символику. Двое сотрудников AI Lab тоже не были наняты: Ричард Столлман и Марвин Мински . Однако Столлман обвинил компанию Symbolics в упадке хакерского сообщества, сосредоточившегося вокруг лаборатории искусственного интеллекта. В течение двух лет, с 1982 по конец 1983 года, Столлман в одиночку работал над клонированием результатов работы программистов Символики с целью помешать им получить монополию на компьютеры лаборатории. [4]

Тем не менее, после серии внутренних баталий, в 1980/1981 году компания Symbolics все же сдвинулась с мертвой точки, продавая CADR как LM-2, а Lisp Machines , Inc. продавала его как LMI-CADR. Компания Symbolics не собиралась производить большое количество машин LM-2, так как предполагалось, что семейство машин Lisp 3600 будет поставлено быстро, но выпуск 3600 неоднократно задерживался, и в итоге компания Symbolics произвела около 100 машин LM-2, каждая из которых была продана за 70 000 долларов. Обе фирмы разработали продукты второго поколения на основе CADR: Symbolics 3600 и LMI-LAMBDA (из которых LMI удалось продать около 200 штук). Модель 3600, выпущенная на год позже, расширила CADR за счет расширения машинного слова до 36 бит, расширения адресного пространства до 28 бит. [5] и добавление оборудования для ускорения некоторых общих функций, которые были реализованы в микрокоде CADR. LMI-LAMBDA, вышедшая через год после 3600, в 1983 году, была совместима с CADR (она могла запускать микрокод CADR), но существовали аппаратные различия. Компания Texas Instruments (TI) присоединилась к борьбе, когда лицензировала конструкцию LMI-LAMBDA и выпустила свой собственный вариант — TI Explorer . Некоторые из LMI-LAMBDA и TI Explorer представляли собой сдвоенные системы с процессором Lisp и Unix . TI также разработала 32-битную микропроцессорную версию своего процессора Lisp для TI Explorer. Этот чип Lisp также использовался для MicroExplorer — платы NuBus для Apple Macintosh II (NuBus изначально был разработан в Массачусетском технологическом институте для использования в машинах Lisp).

Компания Symbolics продолжила разработку семейства 3600 и его операционной системы Genera , а также выпустила Ivory, реализацию СБИС архитектуры символики. Начиная с 1987 года было разработано несколько машин на базе процессора Ivory: платы для Sun и Mac, автономные рабочие станции и даже встраиваемые системы (I-Machine Custom LSI, 32-битный адрес, Symbolics XL-400, UX-400, MacIvory II в 1989 году доступными платформами были Symbolics XL-1200, MacIvory III, UX-1200, Zora, NXP1000 «коробка для пиццы»). Компания Texas Instruments превратила Explorer в кремний, превратив его в MicroExplorer, который предлагался в качестве карты для Apple Mac II . LMI отказалась от архитектуры CADR и разработала собственную K-Machine. [6] но LMI обанкротилась еще до того, как машину удалось вывести на рынок. До своего закрытия LMI работала над распределенной системой для LAMBDA, используя пространство Moby. [7]

Эти машины имели аппаратную поддержку различных примитивных операций Lisp (тестирование типов данных, кодирование CDR ), а также аппаратную поддержку инкрементальной сборки мусора . Они очень эффективно запускали большие программы на Лиспе. Машина Символики была конкурентоспособна многим коммерческим суперминикомпьютерам , но никогда не была адаптирована для обычных целей. Машины Symbolics Lisp также продавались на некоторых рынках, не связанных с искусственным интеллектом, таких как компьютерная графика , моделирование и анимация.

Машины Lisp, производные от MIT, использовали диалект Lisp под названием Lisp Machine Lisp MIT , произошедший от Maclisp . Операционные системы с нуля были написаны на Лиспе, часто с использованием объектно-ориентированных расширений. Позже эти машины Lisp также поддерживали различные версии Common Lisp Flavors , New Flavors и Common Lisp Object System (CLOS)).

Interlisp, BBN и Xerox [ править ]

Болт, Беранек и Ньюман (BBN) разработали собственную машину Lisp, названную Jericho. [8] который запускал версию Interlisp . Он никогда не продавался. Разочарованная, вся группа AI ушла в отставку и была нанята в основном в Xerox. Итак, Xerox исследовательский центр в Пало-Альто одновременно с собственными разработками Гринблатта в Массачусетском технологическом институте разработал свои собственные машины Lisp, которые были предназначены для запуска InterLisp (а позже и Common Lisp ). Одно и то же оборудование использовалось с другим программным обеспечением, а также в машинах Smalltalk и в офисной системе Xerox Star . В их число входили Xerox 1100, Dolphin (1979); ксерокс 1132, Дорадо ; ксерокс 1108, Одуванчик (1981); Xerox 1109, Дандетигер ; и Xerox 1186/6085 , Рассвет . [9] Операционная система машин Xerox Lisp также была перенесена на виртуальную машину и доступна для нескольких платформ как продукт под названием Medley . Аппарат Xerox был хорошо известен своей продвинутой средой разработки (InterLisp-D), оконным менеджером ROOMS, ранним графическим пользовательским интерфейсом и новыми приложениями, такими как NoteCards (одно из первых гипертекстовых приложений).

Xerox также работала над машиной Lisp, основанной на вычислениях с сокращенным набором команд (RISC), с использованием «процессора Xerox Common Lisp» и планировала вывести ее на рынок к 1987 году. [10] чего не произошло.

Интегрированные вывода машины

В середине 1980-х годов компания Integrated Inference Machines (IIM) построила прототипы машин Lisp под названием Inferstar. [11]

Разработки Lisp-машин за пределами США [ править ]

В 1984–85 годах британская фирма Racal-Norsk, совместная дочерняя компания Racal и Norsk Data , попыталась перепрофилировать супермини ND-500 Norsk Data в машину с микрокодированием на Лиспе, работающую под управлением программного обеспечения CADR: системы обработки знаний (KPS). [12]

Японские производители предприняли несколько попыток выйти на рынок Lisp-машин: Fujitsu Facom-alpha [13] сопроцессор мэйнфрейма Elis от NTT, [14] [15] ИИ-процессор Toshiba (AIP) [16] и LIME от NEC. [17] В результате нескольких университетских исследовательских работ были созданы рабочие прототипы, среди них TAKITAC-7 Университета Кобе, [18] КВАРТИРЫ РИКЕНА, [19] и EVLIS Университета Осаки. [20]

Во Франции возникли два проекта Lisp Machine: M3L [21] в Тулузском университете Поля Сабатье, а затем в MAIA. [22]

В Германии компания Siemens разработала сопроцессор Lisp COLIBRI на базе RISC. [23] [24] [25] [26]

Конец Lisp-машин [ править ]

С наступлением зимы искусственного интеллекта и началом революции микрокомпьютеров , которая сметет производителей мини-компьютеров и рабочих станций, более дешевые настольные ПК вскоре смогут запускать программы на Lisp даже быстрее, чем машины на Lisp, без использования специального оборудования. Их высокоприбыльный бизнес по производству аппаратного обеспечения прекратился, большинство производителей машин на Лиспе ушли из бизнеса к началу 90-х, остались только фирмы, основанные на программном обеспечении, такие как Lucid Inc. , или производители оборудования, которые переключились на программное обеспечение и услуги, чтобы избежать краха. По состоянию на январь 2015 г. Помимо Xerox и TI, Symbolics — единственная компания, занимающаяся машинами Lisp, которая все еще работает, продавая среду машинного программного обеспечения Open Genera Lisp и Macsyma . систему компьютерной алгебры [27] [28]

Наследие [ править ]

Было предпринято несколько попыток написать эмуляторы с открытым исходным кодом для различных машин Lisp: Эмуляция CADR, [29] Эмуляция машины символики L Lisp, [30] проект E3 (эмуляция TI Explorer II), [31] Швы (TI Explorer I), [32] и Nevermore (TI Explorer I). [33] 3 октября 2005 года MIT опубликовал исходный код CADR Lisp Machine как открытый исходный код. [34]

В сентябре 2014 года Александр Бургер, разработчик PicoLisp , анонсировал PilMCU, аппаратную реализацию PicoLisp. [35]

Архив PDF-документов Bitsavers [36] имеет PDF-версии обширной документации для машин Symbolics Lisp, [37] TI Explorer [38] и МикроЭксплорер [39] Lisp-машины и Lisp-машины Xerox Interlisp-D. [40]

Приложения [ править ]

Домены, использующие машины Lisp, в основном использовались в широкой области приложений искусственного интеллекта, а также в компьютерной графике, обработке медицинских изображений и многих других.

Были доступны основные коммерческие экспертные системы 80-х годов: Knowledge Engineering Environment (KEE) Intellicorp, Knowledge Craft от The Carnegie Group Inc. и ART ( Automated Reasoning Tool ) от Inference Corporation. [41]

Технический обзор [ править ]

Первоначально машины Lisp проектировались как персональные рабочие станции для разработки программного обеспечения на Lisp. Они использовались одним человеком и не предлагали многопользовательского режима. Машины имели большой черно-белый растровый дисплей, клавиатуру и мышь, сетевой адаптер, локальные жесткие диски, ОЗУ объемом более 1 МБ, последовательные интерфейсы и локальную шину для карт расширения. Цветные видеокарты, ленточные накопители и лазерные принтеры были необязательными.

Процессор не запускал Лисп напрямую, а представлял собой стековую машину с инструкциями, оптимизированными для скомпилированного Лиспа. Ранние машины на Лиспе использовали микрокод для предоставления набора команд. Для некоторых операций проверка типов и диспетчеризация выполнялись аппаратно во время выполнения. Например, с различными числовыми типами (целыми, плавающими, рациональными и комплексными числами) можно использовать только одну операцию сложения. В результате получилось очень компактное скомпилированное представление кода Lisp.

В следующем примере используется функция, подсчитывающая количество элементов списка, для которых возвращается предикат. true.

(  defun   example-count   (  предикатов   список  ) 
   (  let   ((  count   0  )) 
     (  dolist   (  i   list   count  ) 
       (  When   (  funcall   predicate   i  ) 
         (  incf   count  ))))) 

Дизассемблированный машинный код для указанной выше функции (для микропроцессора Ivory от Symbolics):

Команда:   (  дизассемблировать   (  компилировать   #'example-count)) 

   0    ВХОД:   2   ОБЯЗАТЕЛЬНО  ,   0   НЕОБЯЗАТЕЛЬНО        ;Создание PREDICATE и LIST 
   2    PUSH   0                               ;Создание COUNT 
   3    PUSH   FP  |   3                            ;LIST 
   4    PUSH   NIL                             ;Создание I 
   5    BRANCH   15 
   6    SET  -  TO  -  CDR  -  PUSH  -  CAR   FP  |   5 
   7    SET  -  SP  -  TO  -  ADDRESS  -  SAVE  -  TOS   SP  |-  1 
  10    START  -  CALL   FP  |   2                      ;ПРЕДИКАТ 
  11    PUSH   FP  |   6                            ;I 
  12    ФИНИШ  -  ВЫЗОВ  -  1  -  ЗНАЧЕНИЕ 
  13    ВЕТВЬ  -  ЛОЖЬ   15 
  14    ИНКРЕМЕНТ   FP  |   4                       ;COUNT 
  15    ENDP   FP  |   5 
  16    ВЕТВЬ  -  ЛОЖЬ   6 
  17    SET  -  SP  -  ДО  -  АДРЕС   SP  |-  2 
  20    ВОЗВРАТ  -  ОДИНОЧНЫЙ  -  СТЕК 

Операционная система использовала виртуальную память для обеспечения большого адресного пространства. Управление памятью осуществлялось с помощью сборки мусора. Весь код разделял одно адресное пространство . Все объекты данных хранились с тегами в памяти, чтобы тип можно было определить во время выполнения. Поддерживалось несколько потоков выполнения, которые назывались процессами . Все процессы выполнялись в одном адресном пространстве.

Все программное обеспечение операционной системы было написано на Lisp. Xerox использовал Interlisp. Символика, LMI и TI использовали Lisp Machine Lisp (потомок MacLisp). С появлением Common Lisp Common Lisp стал поддерживаться на Lisp-машинах, а некоторое системное программное обеспечение было перенесено на Common Lisp или позже написано на Common Lisp.

Некоторые более поздние машины Lisp (например, TI MicroExplorer, Symbolics MacIvory или Symbolics UX400/1200) больше не были полноценными рабочими станциями, а представляли собой платы, предназначенные для встраивания в хост-компьютеры: Apple Macintosh II и Sun-3 или Sun-4 .

Некоторые машины Lisp, такие как Symbolics XL1200, обладали обширными графическими возможностями с использованием специальных графических плат. Эти машины использовались в таких областях, как обработка медицинских изображений, 3D-анимация и САПР.

См. также [ править ]

  • ICAD - пример инженерного программного обеспечения, основанного на знаниях, первоначально разработанного на машине Lisp, которое было достаточно полезным, чтобы его можно было затем портировать через Common Lisp в Unix.
  • Бесхозная технология

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ньюквист, HP (1 марта 1994 г.). Создатели мозгов . Издательство Самс. ISBN  978-0672304125 .
  2. ^ Таргет, Синклер (30 сентября 2018 г.). «Краткая история Chaosnet» . Двухбитная история . Проверено 6 декабря 2021 г.
  3. ^ Мун, Дэвид А. (1985). «Архитектура Символики 3600». Новости компьютерной архитектуры ACM SIGARCH . 13 (3). Портал.acm.org: 76–83. дои : 10.1145/327070.327133 . S2CID   17431528 .
  4. ^ Леви, С: Хакеры . Пингвин США, 1984 год.
  5. ^ Луна 1985 г.
  6. ^ К-Машина
  7. ^ Moby space. Архивировано 25 февраля 2012 г. в заявке на патент Wayback Machine 4779191.
  8. ^ «Вычислительные средства для искусственного интеллекта: обзор возможностей настоящего и ближайшего будущего» . Журнал ИИ . 2 (1). 1981.
  9. ^ Телло, Эрнест Р. (июль 1987 г.). «Машина Xerox 1186 LISP» . Журнал доктора Доббса . № 129. С. 118–125. Xerox 1186, получивший прозвище Daybreak, предлагает несколько уникальных и мощных функций при относительно низкой цене. [...] Модель 1186 очень похожа на более раннюю машину Xerox — 1108, или Одуванчик.
  10. ^ «Экспонаты конференции AAAI-86: новые направления для коммерческого искусственного интеллекта и реализации машин СБИС на Лиспе» . Журнал ИИ . 8 (1). 1987.
  11. ^ «Экспонаты конференции AAAI-86: новые направления для коммерческого ИИ, новый поставщик машин Lisp» , AI Magazine , 8 (1), 1987 , получено 12 ноября 2011 г.
  12. ^ «Компьютерная алгебра в Норвегии, многопользовательские машины Lisp Racal-Norsk KPS-5 и KPS-10». Ссылка на Спрингер. дои : 10.1007/3-540-15984-3_297 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  13. ^ «Факом Альфа» . Компьютерный музей . ИПСЖ . Проверено 12 ноября 2011 г.
  14. ^ «НТТ ЭЛИС» . Компьютерный музей . IPSJ. 9 сентября 1983 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
  15. ^ Ясуси, Хибино (25 августа 1990 г.). «32-битный процессор LISP для рабочей станции Al ELIS с языком множественной парадигмы программирования, TAO» . Журнал обработки информации . 13 (2). НИИ: 156–164 . Проверено 12 ноября 2011 г.
  16. ^ Мицуо, Сайто (25 августа 1990 г.). «Архитектура чипа процессора искусственного интеллекта (IP1704)» . Журнал обработки информации . 13 (2). НИИ: 144–149 . Проверено 12 ноября 2011 г.
  17. ^ «NEC LIME Lisp Machine» . Компьютерный музей . ИПСЖ . Проверено 12 ноября 2011 г.
  18. ^ «Лисп-машина Университета Кобе» . Компьютерный музей . IPSJ. 10 февраля 1979 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
  19. ^ «Компьютер для числовой обработки RIKEN FLATS» . Компьютерный музей . ИПСЖ . Проверено 12 ноября 2011 г.
  20. ^ "EVLIS Machine". Computer Museum. IPSJ. Retrieved 12 November 2011.
  21. ^ «M3L, Lisp-машина» . Лимси . Проверено 12 ноября 2011 г.
  22. ^ «МАИА, Машина для искусственного интеллекта» . Лимси . Проверено 12 ноября 2011 г.
  23. ^ Хафер, Кристиан; Планкль, Йозеф; Шмидт, Франц Йозеф (1991), «COLIBRI: Сопроцессор для LISP на основе RISC», СБИС для искусственного интеллекта и нейронных сетей , Бостон, Массачусетс: Springer: 47–56, doi : 10.1007/978-1-4615-3752- 6_5 , ISBN  978-1-4613-6671-3
  24. ^ Мюллер-Шлоер (1988), «Оценка методологии RISC на примере COLIBRI», в Bode, A (редактор), RISC-Architekturen [ RISC-архитектуры ] (на немецком языке), BI
  25. ^ Хафер, Кристиан; Планкль, Йозеф; Шмитт, Ф.Дж. (7–9 марта 1990 г.), «COLIBRI: Ein RISC-LISP-System» [Colibri: a RISC, Lisp system], Архитектура вычислительных систем, Труды (на немецком языке), Мюнхен, Германия : 11. ITG/ GI -Специализированная конференция
  26. ^ Легутко, Кристиан; Шефер, Эберхард; Таппе, Юрген (9–11 марта 1988 г.), «Конвейер команд системы Colibri», Архитектура и эксплуатация вычислительных систем, Материалы конференции , Технические отчеты по информатике (на немецком языке), 168 , Падерборн, Германия : 10-е ITG/GI конференция: 142–151, doi : 10.1007/978-3-642-73451-9_12 , ISBN  978-3-540-18994-7
  27. ^ "символика.txt" .
  28. ^ «Несколько вещей, которые я знаю о машинах LISP» .
  29. ^ «Эмуляция CADR» . Унлямбда . Проверено 12 ноября 2011 г.
  30. ^ «Символическая эмуляция машины L Lisp» . Унлямбда. 28 мая 2004 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
  31. ^ «Проект E3, эмуляция TI Explorer II» . Унлямбда . Проверено 12 ноября 2011 г.
  32. ^ «Эмулятор Мероко (TI Explorer I)» . Унлямбда . Проверено 12 ноября 2011 г.
  33. ^ «Эмулятор Nevermore (TI Explorer I)» . Унлямбда . Проверено 12 ноября 2011 г.
  34. ^ «Исходный код машины MIT CADR Lisp» . Пятка . Проверено 12 ноября 2011 г.
  35. ^ «Анонс: PicoLisp в аппаратном обеспечении (PilMCU)» .
  36. ^ «Архив PDF-документов Bitsavers» . Битсейверы . Проверено 12 ноября 2011 г.
  37. ^ «Символическая документация» . Битсейверы . Проверено 12 ноября 2011 г.
  38. ^ «Документация TI Explorer» . Битсейверы. 15 мая 2003 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
  39. ^ «Документация TI MicroExplorer» . Битсейверы. 9 сентября 2003 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
  40. ^ «Документация Xerox Interlisp» . Битсейверы. 24 марта 2004 года . Проверено 12 ноября 2011 г.
  41. ^ Рихтер, Марк: Инструменты и методы искусственного интеллекта . Alex Publishing Corporation США, 1988, Глава 3, Оценка инструментов разработки экспертных систем.
Общий

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 383F8035F5851F56EF835EEB952880D3__1712571600
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Lisp_Machine
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lisp machine - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)