Jump to content

Давид бен Йом Тов

Давид бен Йом Тов , также Давид Бонжорн дель Барри , был каталонским еврейским астрономом и астрологом , жившим в первой половине четырнадцатого века. Сообщается, что он родился в Котлиуре в Каталонии около 1300 года и умер в Барселоне , вероятно, до 1361 года. [ 1 ]

В прошлом некоторые ученые, в том числе ученый девятнадцатого века Мориц Штайншнейдер , отождествляли бен Йом Това с португальским еврейским ученым Давидом бен Йом Товом ибн Билиа ; теперь это считается маловероятным. [ 2 ]

По оценкам Собрекеса, Давид бен Йом Тов родился в Котльюре примерно в 1300 году. [ 3 ] Его также звали Дэвид Бонжорн, причем «Бонжорн» — это буквальный каталанский перевод еврейского Йом Тов , то есть «добрый день».

Его отцом был Бонжорн дель Барри, богатый купец из провинции Руссильон к северу от Пиренеев , которая в то время входила в состав каталонского королевства Майорка . В 1323 году записано, что дель Барри получил разрешение от короля Майорки Санчо присоединиться к совету еврейской общины Перпиньяна ; и свободно путешествовать и торговать по всей стране, без необходимости носить желтый значок или какой-либо другой символ, указывающий на то, что он еврей. Однако к 1327 году дель Барри был мертв, и Дэвид Бонжорн, кажется, успешно подал прошение Якову II Арагонскому об ослаблении различных положений завещания его отца, включая требования к нему переехать из Котльюра и проживать в Перпиньяне в течение двух лет; не давать денег в долг новому королю Майорки или его придворным до двадцатого дня рождения короля; ни давать гарантий никому, кроме своих сестер; ни брать в аренду какие-либо королевские доходы. Бонджорн, похоже, был единственным наследником мужского пола; но среди его сестер, упомянутых в документе, есть одна по имени Венгес, которая впоследствии стала женой знаменитого еврейского писателя. Джозеф Каспи . [ 4 ]

Сам Бен Йом Тов впервые женился на еврейке из города Арля в Провансе . Брак был расторгнут, не будучи консумированным, поскольку жена была признана сумасшедшей. [ 5 ]

В 1332 году Альфонсо IV Арагонский дал разрешение на новый брак с Эстер, дочерью Астрюка Каравиты, богатого купца из Жироны . Однако брак был неспокойным, и к 1337 году Эстер потребовала развода и возвращения приданого семье. Дэвид отказывался об этом думать, пока Эстер не убрала из кабинета и не спрятала все его книги и инструменты. [ 6 ] «Они были так дороги моим глазам, что она вряд ли могла бы принудить меня и обязать меня каким-либо другим видом принуждения, кроме моего интереса, желания и тоски по ним», — жаловался Дэвид. Он должным образом представил необходимое заявление об отречении перед еврейским Бет-Дином в Перпиньяне; но затем добивался отмены различных пунктов решения суда, предположительно касающихся приданого. Давид вызвал экспертов по правовым вопросам короля Майорки, чтобы попытаться повлиять на суд; В ответ власти родного города Эстер, Жироны, выступили на ее стороне. Последовали долгие и шумные дебаты, в которых высказались раввины с обеих сторон Пиренеев. Сохранилось несколько документальных обзоров этого дела; но в конечном итоге первоначальное решение было оставлено в силе. [ 6 ]

Документы свидетельствуют о том, что Давид все еще жил в Перпиньяне в 1340 году; и снова в 1352 году, когда король Арагона Петр IV послал ему краткое послание с просьбой раздобыть несколько «столов астролябии», жалуясь на их позднюю доставку. [ 7 ]

Еврейский ученый и путешественник Иуда Москони сообщает о встрече с двумя мудрецами, «Давидом Бонжорном и его отцом» в Перпиньяне, в дату, которую оценивают как 1362 год. Он описывает Дэвида Бонжорна как одного из величайших астрономов того времени. [ 8 ] Было высказано предположение, что этот отчет представляет собой описку и должен читаться как «Дэвид Бонджорн и его сын». [ 9 ] Сын Давида Бонжорна Якоб бен Давид Поэль бен Йом Тов действительно также был известным астрономом, который подготовил в Перпиньяне в 1361 году множество копий астрономических таблиц , которые были переведены и повторно переведены. Однако это предположение не является достоверным: у самого Иакова был сын Давид, о котором мог иметь в виду Москони; хотя, если дата 1362 года верна, он был бы всего лишь мальчиком, а не знаменитым астрономом. Было также высказано предположение, что, поскольку имя Иакова, а не Давида, было записано на таблицах в 1361 году, то это могло быть признаком того, что Давид уже умер. [ 10 ]

Астрология и медицина

[ редактировать ]

Одной из сохранившихся работ Давида бен Йом Това является « Келал Катан» ( «Краткое изложение» , или на латыни Compendio breve ), краткое изложение применения астрологии в медицине , основанное главным образом на астрологическом положении Луны, до одиннадцати. страницы в современном английском переводе. Известны пять сохранившихся рукописей: четыре на иврите пятнадцатого века и одна в латинском переводе, написанная в Каталонии до 1446 года. [ 11 ]

По словам автора, книга была написана по просьбе «выдающегося друга», «одного из медицинских экспертов нашего времени», чтобы представлять собой «краткое изложение астрологии, которое необходимо врачу каждый день для назначения слабительных средств ». зелья и рвотные средства » (§8). [ 12 ]

Знание астрологии, пишет он, является частью того, что должен знать полный врач, чтобы он мог учитывать влияние небесных тел при диагностике и прогнозе; в то время как знание медицины является частью того, что должен знать полный астролог, чтобы он мог лучше всего подготовить свой предмет к влиянию внешних сил или лучше всего отразить их. Но, добавляет писатель, словами Гиппократа , что искусство долго, а жизнь коротка ; «каждому человеку лучше быть знатоком одной науки, чем знать немного того и немного того», поэтому его друг, выдающийся практик, попросил дать краткое изложение. Он не хотел отказывать другу и портить собственную репутацию, поэтому составил резюме в меру своих возможностей «из книг, написанных на эту тему», не добавляя ничего своего (§§ 2–10). . [ 13 ]

Затем автор дает краткий глоссарий астрологических и астрономических терминов, прежде чем изложить различные правила хорошего и плохого времени для конкретных медицинских вмешательств, таких как кровопускание, слабительные и рвотные средства; астрологические указания на «критические дни» в течении болезни; и даже астрологический признак того, что пациенту будет лучше, если он выберет другого врача. Но такие указания могут быть только общими, заключает он; пациент также подвержен таким влияниям, как его гороскопы рождения, и, конечно же, в конечном итоге, воле Бога. [ 14 ]

Среди неназванных «книг по этой теме», заявленных Давидом бен Йом Товом как свои источники, недавние академические редакторы « Келал Катан» выделяют несколько отрывков, которые явно свидетельствуют о явном долге перед « Сентилоквиемом» , приписываемым тогда Птолемею , которого автор называет по имени, и комментарий к нему Ахмада ибн Юсуфа аль-Мисри (ум. 912); а также « Сефер ха-Меорот» , посвященный медицинской астрологии (1148 г.), труд знаменитого еврейского ученого Авраама ибн Эзры , которого автор в какой-то момент также признает. [ 15 ]

Общая теоретическая основа, описанная Бен Йом Товом, во многом соответствует этим двум источникам. [ 15 ] Однако сама композиция кажется новой, и большинство конкретных правил, которые он приводит, похоже, не следуют никаким прямым существующим известным предшественникам; хотя большинство из них могут, как он, по-видимому, предполагает в §17, быть просто проработанными последствиями ассоциаций, неявно присутствующих в сводных таблицах стандартных астрологических свойств, которые, по его словам, можно найти в конце астрономических альманахов . Копия такого набора таблиц астрологических свойств, который, по словам Бен Йом Това (§18), он предоставит вместе с работой, сохранилась в конце латинской рукописи из Барселоны и действительно соответствует таблицам астрологических свойств, которые были найден в приложении к более поздней копии астрономических таблиц Авраама бар Хийи (ум. 1145), таблица астрологических свойств, близко соответствующая краткому изложению информации из общего введения Ибн Эзры в практическую астрологию, Решит Хохма («Начало мудрости»). [ 16 ]

По мнению редакторов, астрология в то время играла лишь второстепенную роль в еврейской медицинской практике; Давида бен Йом Тоба но они рассматривают «Келал Катан» как часть всплеска интереса к этой теме в Каталонии и Южной Франции в 14 веке, что можно обнаружить также в еврейских работах Шем Това бен Исаака из Тортосы и Пинхаса из Нарбонны , и Латинские произведения Варфоломея Брюгге , Бернара де Гордона и Арнау Виллановы . [ 17 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Геррит Бос, Чарльз Бернетт и Цви Лангерманн (2005), «Медицинская астрология на иврите: Дэвид Бен Йом Тов, Келал Катан: оригинальный еврейский текст, средневековый латинский перевод, современный английский перевод», Труды Американского философского общества (новая серия) 95 (5); 121 стр. JSTOR   20020391. Обзор Архивировано 20 марта 2012 г. в обзоре Wayback Machine 2.
  • Хосеп Шабас и Бергон, Антони Рока и Росселл, а также Ксавье Родригес и Хиль (1992), Астрономия Якоба бен Давида Бонжорна . Барселона: Каталонский институт обучения. ISBN   84-7283-216-3 , стр. 39–42 (на каталонском языке)
  • Сантьяго Собрекес и Видаль (1975), Общество и политическая структура средневековой Жироны . Барселона: Куриал. ISBN   84-7256-061-9 , стр. 163–6. (на каталонском языке)
  1. ^ Мауро Зонта, Обзор Боса и др. (2005) Архивировано 20 марта 2012 г. в Wayback Machine , Aestimatio , 3 , 114–118.
  2. ^ Бонгорон , Еврейская энциклопедия , 1906.
    Лангерманн в Bos et al. (2005), стр.15
  3. ^ Шабас и Бергон и др. (1992) стр.40, со ссылкой на Собрекеса (1975), стр.163
  4. ^ Шабас и Бергон и др. (1992), стр. 39–40.
  5. ^ Шабас и Бергон и др. (1992), стр.40
  6. ^ Jump up to: а б Шабас и Бергон и др. (1992), стр. 40–41;
    Выдающиеся деятели истории иудаизма в Жироне (св. «Эстер»), Институт иудаики Нахманида, Жирона. По состоянию на 21 июня 2011 г.;
    Бонгорон , Еврейская энциклопедия , 1906.
  7. ^ Чабас и Бергон и др. (1992), стр.41. «Нас очень интересует, закончили ли вы и отправили ли вы необходимые нам таблицы астролябии. Мы настоятельно требуем, чтобы вы закончили и прислали нам указанные таблицы без промедления. И знайте, что если вы промедлите с этим, будут серьезные последствия. "
  8. ^ Бонгорон , Еврейская энциклопедия , 1906, цитирует Иуду Москони , суперкомментарий к Ибн Эзре .
  9. ^ Шабас и Бергон и др. (1992), стр.41
  10. ^ Шабас и Бергон и др. (1992), стр.44
  11. ^ Лангерманн, Bos et al. (2005), с. 16
  12. ^ Бос и др. (2005), стр.84
  13. ^ Бос и др. (2005), стр. 83–84.
  14. ^ Бос и др. (2005), стр. 85–93; Лангерманн в Bos et al. (2005), стр.18
  15. ^ Jump up to: а б Лангерманн в Bos et al. (2005), стр. 12–15.
  16. ^ Бос и др. (2005), стр. 74–81; Бернетт в Bos et al. (2005), с. 63; Лангерманн в Bos et al. (2005), стр. 17–18.
  17. ^ Лангерманн в Bos et al. (2005), стр.26
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39804c1a59df47847a166ae639838f02__1725424620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/02/39804c1a59df47847a166ae639838f02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
David ben Yom Tov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)