Паскуале Галлуппи
Паскуале Галлуппи | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 13 декабря 1846 г. | ( 76 лет
Национальность | итальянский |
Альма-матер | Неаполитанский университет имени Федерико II |
Занятие | Философ |
Супруг | Барбара д'Акино |
Дети | 14 |
Родители) | Винченцо Галлуппи и Лукреция Галлуппи |
Область | |
Учреждения | Неаполитанский университет имени Федерико II |
Паскуале Галлуппи (2 апреля 1770 — 13 декабря 1846) — итальянский философ .
Биография и философия
[ редактировать ]Галлуппи родился в Тропее , Калабрия , в семье патриция Галлуппи . С 1831 года он был профессором Неаполитанского университета , где и умер в 1846 году.
Его философия представляет собой смесь согласия и несогласия с Декартом , французскими и английскими сенсистами , Кантом и шотландской школой Томаса Рида . Картезианство, смягченное модификациями, внесенными в него Лейбницем , Вольфом и Дженовези , было системой, в которой обучался ум Галлуппи.
Проблема человеческого познания была главной заботой Галуппи. Он поддерживал объективную реальность познания, которую основывал на свидетельствах сознания , заставляя человека осознавать не только свой внутренний опыт, но и внешние причины, которыми он обусловлен. Эта теория была нацелена на Канта, хотя Галлуппи был согласен с ним в том, что пространство и время являются априорными формами сознания. В противовес сенсистам он отрицал, что разум был всего лишь пассивным или восприимчивым, и утверждал, что, подобно строителю, он расставляет и упорядочивает поставляемые ему материалы, выводя из них новые истины, которых одно лишь ощущение никогда не сможет достичь. Однако он не пролил света на разницу между чувственным и интеллектуальным познанием. В этом заключалась большая слабость его аргумента против шотландской школы, заключавшаяся в том, что душа воспринимает не только свои собственные привязанности или качества тел, но также свою собственную субстанцию и субстанцию вещей вне себя. Было также естественно, что Галлуппи должен быть первым в атаке на теории Росмини относительно идеи Бога как первого объекта человеческого познания: и именно эта полемика (достаточно спокойная сама по себе) привлекла внимание общественности к роверетскому философу.
Нравственность поступков, по мнению Гэллуппи, зависит от понятия долга, вытекающего из человеческой природы. Он никогда не употреблял словосочетания «категорический императив», но все говорит о том, что в этом вопросе он не полностью избежал влияния Канта: и хотя он утверждал в качестве двух великих моральных заповедей «будьте справедливы» и «будьте благодетельны», он тем не менее одобрял моральный принцип Канта. Поэтому он не проводит никакой связи между моральным законом и Богом, кроме утверждения, что Бог должен вознаграждать добродетель и наказывать порок . С другой стороны, выступая против шотландской школы, он отрицал, что мораль зависит от чувств. Его теодицея находится в пределах теодицеи Лейбница и поэтому допускает не только возможность откровения, но и божественность христианства .
Тщательность и ясность стиля Галлуппи сделали его работы очень популярными; но когда гегельянство неаполитанской школы стало модой в некатолических мыслительных кругах, а схоластика вновь завоевала свою власть среди католиков , философия Галлуппи быстро потеряла свои позиции. Он всегда держался в стороне от политических вопросов; и его произведения планировались и писались в его собственном доме, среди шума и суеты большой и счастливой семьи.
Избранные работы
[ редактировать ]- Философский очерк критики человеческого познания , в 4 томах.
- Письма о событиях философии от Декарта до Канта
- Элементы философии
- Уроки логики и метафизики
- Философия воли
- Философские соображения о трансцендентальном идеализме
- Storia della Filisofia (завершен только первый том)
Ссылки
[ редактировать ]Герберманн, Чарльз, изд. (1909). Галлуппи, Паскуале, философ. Католическая энциклопедия . Том 6. Нью-Йорк: Энциклопедия Пресс. п. 370.
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Паскуале Галлуппи ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.