Jump to content

Пятифутовый путь

(Перенаправлено с «Пятифутового пути »)
Пятифутовый путь в Джорджтауне , Пенанг , Малайзия.

Пятифутовая дорога ( малайский / индонезийский : каки лима ) — это крытая непрерывная дорожка, обычно встречающаяся перед магазинами в Малайзии , Сингапуре и Индонезии , которая также может использоваться для коммерческой деятельности. Название относится к ширине прохода, но пятифутовый проход может быть уже или шире пяти футов. Хотя вдоль улиц оно выглядит как европейская аркада, эта особенность здания соответствует местному климату и характеризует городской пейзаж и городскую жизнь этого региона. Его также можно найти в некоторых частях Таиланда, Тайваня и Южного Китая. Этот термин можно перевести на хоккиен как ngó͘-kha-ki (五脚基); его также называют тэн-а-кха (亭子脚). [ 1 ]

Пятифутовый путь в Малакке , Малайзия.
Пятифутовый путь в Серембане , Негери-Сембилан , Малайзия .

Термин «пятифутовый» описывает ширину крытых тротуаров. [ 2 ] навес Нависающий . , удлинение крыши или выступающий верхний этаж над пятифутовыми путями обеспечивают укрытие, защищающее пешеходов от солнца и дождя Поскольку первые этажи большинства коммерческих зданий в центре города заняты магазинами или ресторанами, пятифутовые проходы также служат коридорами, по которым люди могут заглянуть в витрины или поискать прохладительные напитки. Эти коридоры в прошлом использовались торговцами для создания различных малых предприятий и до сих пор используются таким образом во многих странах. [ 1 ]

Как следует из названия, пятифутовые дорожки могут иметь минимальную ширину в пять футов , но это правило не применяется повсеместно, поскольку многие пятифутовые дорожки шире или уже в зависимости от возраста, размера и функции здания.

Требование наличия аркад в городских планах можно найти еще в 1573 году в Королевских указах Филиппа II Испанского . [ 3 ]

Батавия (ныне Джакарта ) стала столицей Голландской Ост-Индской компании в начале 17 века. Как только Ян Питерсоон Коэн , генерал-губернатор Голландской Ост-Индской компании (VOC), оккупировал портовый город Джаякарта , он начал строительство по европейскому образцу. В середине 17 века Йохан Ньюхоф описал, как два рыночных здания идут параллельно центральным галереям. Ньюхоф далее упомянул, что здание было разделено на «пять дорожек» или галерей. Было высказано предположение, что «пять дорожек» — это каки лима , относящаяся к пространству, а не к ширине прохода». [ 4 ]

Когда Британская Ост-Индская компания (EIC) управляла Голландской Ост-Индией во время Наполеоновской войны , Томас Стэмфорд Раффлз был назначен вице-губернатором Голландской Ост-Индии в 1811–1815 годах. Раффлз был в Батавии в 1811–1815 годах в качестве губернатора в период Британской Явы и, возможно, наблюдал веранды , пешеходные дорожки и непрерывные карнизы Батавии. [ 5 ] Утверждалось, что Раффлз приказал построить дорожки шириной около пяти футов перед магазинами в Батавии. [ 2 ] [ 6 ]

Сингапур

[ редактировать ]

В 1819 году, когда Раффлз основал современный Сингапур , и именно в Сингапуре пятифутовая дорога прочно утвердилась в качестве архитектурной особенности региона, он включил эту и другие детали в свой План города 1822 года . [ 7 ] В своем плане Сингапура в 1822 году Раффлз издал ряд инструкций о том, как можно организовать новую колонию. Он оговорил, что здания во вновь созданной колонии должны быть одинаковыми и построены из кирпича и плитки, чтобы снизить риск возгорания. Он добавил, что:

... населению будет предоставлено еще больше удобств, требуя, чтобы в каждом доме была веранда определенной глубины, открытая в любое время как непрерывный и крытый проход с каждой стороны улицы. [ 8 ]

Это стало пятифутовым способом, и эту особенность магазинов в Сингапуре можно было наблюдать к 1840-м годам по рисункам сингапурца Джона Тернбулла Томсона . Землевладелец должен был предусмотреть перед своими магазинами и домами общественные пешеходные дорожки определенной ширины. Поскольку они построили второй этаж над общественными проходами, он образовал крытые непрерывные переходы вдоль улицы. [ 9 ] Хотя он планировался как общественный проход, пятифутовый проход также стал местом для торговли уличными торговцами, а также использовался в качестве торговых помещений, складов и даже жилых помещений. Попытки в Сингапуре расчистить дорожки от торговцев, преграждавших проход в 1880-х годах, привели к так называемым «беспорядкам на верандах». [ 10 ] [ 11 ]

Другие поселения Проливов

[ редактировать ]

Постановления и подзаконные акты, требующие таких веранд, были затем приняты в середине 19-го и начале 20-го века в Стрейтс-Сетлментс и малайских городах, например, подзаконные акты о строительстве 1884 года, представленные Фрэнком Светтенхэмом при восстановлении Куала-Лумпура, предусматривали включение 5-футовых проходов вдоль дороги. [ 12 ] Однако термин «пятифутовая дорога» конкретно не упоминался в таких постановлениях и подзаконных актах, скорее использовались такие слова, как аркада, веранда или веранда или пятифутовая дорожка. Этот термин, возможно, был придуман строителями в ответ на минимальную ширину прохода. Дорожка стала неотъемлемой частью многих поселений в соседних британских колониях на Малайском полуострове, а ко второй половине XIX века стала характерной особенностью зданий в стиле «проливных поселений». [ 5 ] Его до сих пор часто можно встретить в городах Малайзии. Хотя изначально это была особенность зданий колониальной эпохи, многие здания постколониальной эпохи в Малайзии по-прежнему имели крытый проход, хотя и не обязательно в форме аркады.

Южный Китай, Тайвань и колония Гонконг

[ редактировать ]

Правила Five Foot Way или Verandah также применялись при городском планировании на Тайване в конце 19 века и в Южном Китае в начале 20 века в рамках Китайской Республики . [ 13 ] Веранду можно найти как килу (аркаду) этих регионов. [ 14 ] В ранний колониальный период Гонконга любое строительство и проектирование над общественными пешеходными дорожками не разрешалось, но колониальное правительство издало в 1878 году «Постановление о верандах», позволяющее арендаторам прилегающей земли строить нависающий второй этаж над пешеходными дорожками, чтобы справиться с отсутствие жилплощади. [ 15 ]

Юго-Восточная Азия

[ редактировать ]

Эта архитектурная особенность также распространилась на другие страны Юго-Восточной Азии, такие как Таиланд , Филиппины , Бруней и Бирма , после середины 19 века. Такая особенность могла появиться в Бангкоке после визита Рамы V в Сингапур в 1871 году, тогда как на города южного Таиланда повлияла их близость к Малайе. [ 5 ]

Он остается заметным элементом архитектуры Сингапура и Малайзии .

Уличная коммуналка

[ редактировать ]
Различные Каки Лимы: Хокер, ларек и магазин под карнизом.

Уличные торговцы в Индонезии

[ редактировать ]

Индонезийское использование слова «каки лима» взаимозаменяемо с «тротоар» (от французского через голландский: trotoir ), поскольку оба относятся к пешеходным дорожкам или тротуарам. На индонезийском языке разговорный термин «педаганг каки лима» относится к уличным торговцам , которые часто занимают пятифутовые проходы. Каки Лима в Индонезии исторически предлагал попурри из таких товаров, как рубашки, носки, блузки, кастрюли и сковородки. Сейчас их часто занимают небольшие закусочные и ларьки.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Найду Ратнала Туладжа. «Пятифутовые торговцы» . Сингапурская инфопедия . Совет Национальной библиотеки.
  2. ^ Перейти обратно: а б Кристофер Торчиа; Лели Джухари (2015). Индонезийские идиомы и выражения: разговорный индонезийский в действии . Издательство Таттл. стр. 235–236. ISBN  9781462916504 .
  3. ^ Май-Лин Тхоа-Бонац (1998). «Магазины в колониальном Пенанге». Журнал Королевского азиатского общества . LXXI Часть 2 (2 (275)): 122–136. JSTOR   41493367 .
  4. ^ Хидео Изумида (2005). «Каки Лима как соперничающее пространство между европейскими и азиатскими ценностями» . Материалы Международной конференции малайской архитектуры как Lingua Franca .
  5. ^ Перейти обратно: а б с Лим, Джон Ш. (1993). «Магазин Раффлезия: очерк его малазийской родословной и его последующее распространение в Азии». Журнал Королевского азиатского общества . LXVI Часть 1 (1 (264)): 47–66. ISSN   0126-7353 . JSTOR   41486189 .
  6. ^ Сурьятини Н. Гани (19 декабря 2010 г.). «5-футовая история Томаса Стэмфорда Раффлза» . Джакарта Пост .
  7. ^ Гретхен Лю (2001). Сингапур: иллюстрированная история 1819–2000 гг . Психология Пресс. п. 20. ISBN  9780700715848 .
  8. ^ Чарльз Бертон Бакли (1902). Анекдотическая история старых времен в Сингапуре . Сингапур, отпечатано Fraser & Neave, ограничено. п. 84.
  9. ^ Хидео Изумида (июль 1990 г.). «Городское планирование и магазины Сингапура; историческое исследование колониальных городов и архитектуры Юго-Восточной Азии, часть 1» . Журнал архитектуры и планирования (Труды AIJ) (на японском языке): 161–175.
  10. ^ Джин Абшир (21 марта 2011 г.). История Сингапура . Абк-Клио. п. 79. ИСБН  9780313377433 .
  11. ^ Бренда С.А. Йео (1996). «Контроль над «общественным» пространством: конфликты по поводу определения и использования веранды». Оспаривание отношений космических сил и городской застроенной среды в колониальном Сингапуре . стр. 243–265. дои : 10.2307/j.ctv1ntj2v . ISBN  9789971697679 .
  12. ^ Хашима Ван Исмаил (2005). Дома в Малайзии: слияние Востока и Запада . Пенербит UTM. п. 28. ISBN  9789835203626 .
  13. ^ Хидео Изумида; Хуан Чун Минь (апрель 1994 г.). «Типология крытых террас и крытых непрерывных переходов: исследование колониальных городов и архитектуры Юго-Восточной Азии, часть 2» . Журнал архитектуры и планирования (Труды AIJ) (на японском языке): 145–153.
  14. ^ Цзюнь Чжан (2015). «Взлет и падение Цилоу: метаморфозы форм и значений в искусственной среде Гуанчжоу» (PDF) . Обзор традиционных жилищ и поселений . 26 (2): 26–40. Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2015 года.
  15. ^ Хидео Изумида (май 2003 г.). «Улучшение поселений в бывшей колонии Гонконг согласно отчетам Осберта Чедвика, Исследование колониальных городов и архитектуры в Юго-Восточной Азии, часть 3» . Журнал архитектуры и планирования (Труды AIJ) (на японском языке): 179–189.

Источники

[ редактировать ]
  • 1. Иоганн Фридрих Гейст, Аркады. История типа здания, 1989, ISBN   0-262-07082-0
  • 2. Дорен Грейг, Неохотные колонисты из Нидерландов за рубежом в 17 и 18 веках, 1987, ISBN   90-232-2227-Х
  • 3. Джин Гельман Тейлор, Социальный мир Батавии европейской и евразийской в ​​голландской Азии, 1983, ISBN   0-299-09470-7
  • 4. Хидео Изумида, Китайские поселения и китайские города вдоль побережья Южно-Китайского моря: азиатская урбанизация посредством иммиграции и колонизации, 2006, ISBN   4-7615-2383-2 (японская версия), ISBN   978-89-5933-712-5 (корейская версия)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3aae9aaaaf0b1f75317a5bc221da0064__1712257080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3a/64/3aae9aaaaf0b1f75317a5bc221da0064.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Five-foot way - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)