Возвращение домой (фильм, 1941 год)
Возвращение домой | |
---|---|
Режиссер | Густав Учицкий |
Автор: | Герхард Мензель |
На основе | Возвращение домой роман 1941 года Карл Ганс |
Продюсер: | Карл Хартл , фильм «Вена» |
В главных ролях | Паула Вессели Аттила Хёрбигер Карл Раддац |
Кинематография | Гюнтер Андерс |
Под редакцией | Рудольф Шаад |
Музыка | Вилли Шмидт-Гентнер |
Распространено | Универсум Фильм АГ |
Даты выпуска | |
Время работы | 96 минут |
Страна | Германия |
Язык | немецкий |
Бюджет | 4,02 миллиона ℛℳ |
Театральная касса | 4,9 миллиона ℛℳ |
«Возвращение домой» ( нем . Heimkehr ) — нацистско-немецкий антипольский пропагандистский фильм 1941 года режиссёра Густава Уцицкого . [ 1 ] Наполненный жесткой карикатурой, он оправдывает истребление поляков изображением беспощадного преследования этнических немцев, которым удалось избежать смерти только благодаря немецкому вторжению. [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]В Волынском воеводстве на востоке Польши немецкое меньшинство угнетается польским большинством. У врача доктора Томаса нет больницы, а его дочь Мари, которая преподает в немецкой школе и нуждается в важной операции, наблюдает, как ее школа захватывается польскими властями и сносится разъяренной толпой. Доктор Томас выражает протест мэру, отмечая конституционно гарантированные права меньшинств ; однако его протест остается без внимания. Мария и ее жених, доктор Фриц Мутиус, едут в столицу провинции, чтобы выразить свой протест воеводе ( губернатору), но их даже там не принимают. Решив остаться в столице, чтобы на следующий день зайти в суд, вечером они идут в кино. Их сопровождает ее друг Карл Михалек, призванный на службу в Польскую армию . Когда они отказываются петь национальный гимн Польши Мазурека Домбровского вместе с остальной публикой, разъяренная польская толпа серьезно ранит Фрица. Мари пытается отвезти жениха в больницу, но ему отказывают в госпитализации, и он скончается от полученных травм.
Дома акты насилия против немецкого меньшинства продолжают возрастать: отец Мари тоже становится жертвой нападения поляков и в результате ослепляется; жена трактирщика Людвига Лаунхардта, Марта, умирает после удара камнями, брошенными поляками. Когда во время вторжения в Польшу немецкие жители тайно встречаются в сарае, чтобы послушать речь Гитлера от 1 сентября 1939 года перед рейхстагом , их обнаруживают, арестовывают и заключают в тюрьму. Мари поддерживает их дух обещанием, что они сбегут, что немцы глубоко обеспокоены ими и что они смогут вернуться домой и не слышать ни идиш , ни польского языка, а только немецкий. [ 3 ] Они подвергаются насилию со стороны тюремных охранников, но сбегают через подземный подвал и, едва избежав резни, спасаются вторгшимися солдатами Вермахта . Немецкие беглецы готовятся к переселению на «родину», а овдовевший Людвиг Лаунхардт просит руки Мари. В конце фильма немецкий поход пересекает границу с Рейхом . В заключении показана огромная фотография Гитлера, установленная на контрольно-пропускном пункте.
Бросать
[ редактировать ]- Паула Вессели в роли Марии Томас
- Питер Петерсен, как доктор Томас
- Аттила Хёрбигер в роли Людвига Лаунхардта
- Рут Хеллберг в роли Марты Лаунхардт
- Карл Раддац, как доктор. Фриц Мутиус
- Отто Вернике в роли Старого Манца
- Эльза Вагнер в роли фрау Шмид
- Эдуард Кек, как мистер Шмид
- Франц Пфаудлер в роли Бальтазара Манца
- Герхильд Вебер в роли Джозефы Манц
- Вернер Фюттерер в роли Оскара Фримла
- Герман Эрхардт в роли Карла Михалека
- Берта Дрюс в роли Эльфриды
- Ойген Прейсс в роли Саломонсона
- Богуслав Самборский - мэр

Кастинг на второстепенные роли еврейских и польских актеров проводил Иго Сым , который во время съемок был застрелен в своей варшавской квартире членами Польский союз вооруженной борьбы движения сопротивления . После войны польские артисты были наказаны (от официального выговора до тюремного заключения) за участие в антипольской пропагандистской акции.
Исторический контекст
[ редактировать ]Гитлер намеревался сделать Польшу жизненным пространством для немецкого народа и заявил, что германизации можно подвергнуть только почву, а не людей. [ 4 ] Это не означало полного истребления всех людей там, поскольку считалось, что в Восточной Европе проживают люди арийского/нордического происхождения, особенно среди их лидеров. [ 5 ] Германизация началась с классификации людей, подходящих согласно определению в нацистском народном списке , и обращения с ними в соответствии с их категоризацией. [ 6 ] Непригодные к германизации должны были быть изгнаны из районов, отведенных для немецкого поселения ; те, кто сопротивлялся германизации, должны были быть отправлены в концентрационные лагеря или казнены.
Чтобы заручиться поддержкой, нацистская пропаганда представила аннексию как необходимую для защиты местного немецкого меньшинства. [ 7 ] предполагаемые массовые убийства немцев, такие как « Кровавое воскресенье» В такой пропаганде использовались , а « Возвращение домой» основывалось на таких попытках, хотя и позволяло изображенным персонажам Volksdeutsche выжить. [ 8 ] Во введении прямо говорится, что сотни тысяч немцев в Польше пострадали аналогичным образом. [ 9 ] Многие изображенные тактики террора применялись самими нацистами против меньшинств. [ 10 ] [ 11 ]
Аналогичная трактовка была дана антисербской пропаганде в книге « Люди в шторме» . [ 12 ]
На эту землю должны были быть заселены и балтийские немцы. Секретный дополнительный протокол к Пакту Молотова-Риббентропа 1939 года включал план переселения, согласно которому около 60 000 этнических немцев были переселены в Рейх. [ 13 ] Нацистская пропаганда включала использование тактики запугивания Советского Союза и привела к отъезду десятков тысяч человек . [ 14 ] После расовой оценки их разделили на группы: A, Altreich , которые должны были поселиться в Германии и которым не разрешалось ни заниматься фермами, ни бизнесом (чтобы обеспечить более строгий надзор), S Sonderfall , которых использовали в качестве принудительного труда, и O Ost-Falle. , лучшая классификация, чтобы поселиться у Восточной Стены - оккупированных регионов , чтобы защитить Германию с Востока - и предоставить независимость. [ 15 ] Аналогичная поддержка, таким образом, была вызвана использованием фильмов, изображающих прибалтийских и поволжских немцев, преследуемых большевиками, таких как фильмы «Фризцы в опасности» , [ 16 ] беженцы , [ 17 ] и Красный террор . [ 18 ]
Производство
[ редактировать ]Густав Уцицкий и Герхард Менцель были вдохновлены созданием фильма «Возвращение домой» после получения сообщений о волынских немцах, приехавших в Германию из оккупированной Советским Союзом Польши . Учицки и Мензель ранее были «Беженцами» . Производство началось в сентябре 1940 года. [ 19 ] и стоимость 4,02 миллиона ℛℳ (что эквивалентно 17 258 107 долларов США в 2021 году). [ 20 ]
Съемки в помещении проходили со 2 января до середины июля 1941 года на киностудиях Wien-Film в Розенхюгеле в Лизинге , на студии Зиверинг и в садах дворца Шенбрунн в Вене . Внешние расстрелы происходили в феврале-июне 1941 года в польских Хожеле и Ортельсбурге ( Щитно ) в Восточной Пруссии . Картина была передана на цензуру в Управление кинообзора 26 августа 1941 года, ей был присвоен рейтинг G и высшая оценка как «особо ценная политическая и художественная ценность».
Выпускать
[ редактировать ]«Возвращение домой» было одобрено цензурой 26 августа 1941 года и показано на Венецианском кинофестивале 10 октября. Премьера состоялась 23 октября в Берлине. [ 21 ] Он получил редкую награду «Фильм нации» в нацистской Германии, присуждаемую фильмам, которые, как считается, внесли выдающийся вклад в национальное дело. [ 10 ] В прокате он заработал 4 900 000 ℛ ℳ (что эквивалентно 21 036 001 доллару США в 2021 году), что привело к убыткам в размере 423 000 ℛ ℳ (что эквивалентно 1 815 965 долларам США в 2021 году). [ 20 ]
Фильм собрал 4,9 миллиона рейхсмарок . Тем не менее министр пропаганды Йозеф Геббельс в своем дневнике назвал игру Уэссели в тюремной сцене «лучшей из когда-либо снятых». После окончания войны союзники Второй мировой запретили любой показ фильма. Режиссеру Учицки также запретили работать, хотя в июле 1947 года Австрия отменила этот запрет, после чего он обратился к жанру Heimatfilm . Паула Вессели и ее муж Аттила Хёрбигер стали признанной парой мечты венского ансамбля Бургтеатра . Австрийская писательница и лауреат Нобелевской премии Эльфрида Елинек заявила, что « Возвращение домой » — «худшая пропагандистская работа нацистов за всю историю». Некоторые фрагменты текста она использовала в своей пьесе 1985 года «Бургтеатр». Posse mit Gesang , вызвав крупный публичный скандал. Права на фильм принадлежат Taurus Film GmbH.
В отчете Верховного штаба союзных экспедиционных сил о фильме говорилось, что фильм был призван «показать, что у Германии не было другого выбора, кроме как спасти немецкое меньшинство от преследований, объявив войну полякам» и «дать главным фигурам возможность за произнесение нацистских речей». [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Нью-Йорк Таймс: Хаймкер (1941)» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2011. Архивировано из оригинала 4 марта 2011 г. Проверено 30 октября 2010 г.
- ^ Роберт Эдвин Герцштейн, Война, которую выиграл Гитлер, стр. 286-8. ISBN 0-399-11845-4
- ^ Эрвин Лейзер , Нацистское кино, стр. 70-1. ISBN 0-02-570230-0
- ^ Рихард Бессель , Нацизм и война , стр. 36 ISBN 0-679-64094-0
- ^ ПЛАНЫ ГИТЛЕРА ДЛЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
- ↑ Ричард Овери , Диктаторы: гитлеровская Германия, сталинская Россия , стр. 543. ISBN 0-393-02030-4
- ^ Чинция Романи, Испорченные богини: кинозвезды Третьего рейха, стр. 145 ISBN 0-9627613-1-1
- ↑ Роберт Эдвин Герцштейн, Война, которую выиграл Гитлер, стр. 289. ISBN 0-399-11845-4
- ↑ Роберт Эдвин Герцштейн, Война, которую выиграл Гитлер, стр. 287. ISBN 0-399-11845-4
- ^ Jump up to: а б Эрвин Лейзер , Нацистское кино, стр. 69 ISBN 0-02-570230-0
- ^ Пьер Эйкоберри «Нацистский вопрос» , стр. 11 Pantheon Books, Нью-Йорк, 1981 г.
- ^ Роберт Эдвин Герцштейн, Война, которую выиграл Гитлер , с. 293 ISBN 0-399-11845-4
- ^ Линн Х. Николас , Жестокий мир: Дети Европы в нацистской сети с. 204 ISBN 0-679-77663-X
- ^ Линн Х. Николас, Жестокий мир: Дети Европы в нацистской сети с. 207-9 ISBN 0-679-77663-X
- ^ Линн Х. Николас, Жестокий мир: Дети Европы в нацистской сети с. 213 ISBN 0-679-77663-X
- ^ Эрвин Лейзер, Нацистское кино, стр. 40-41. ISBN 0-02-570230-0
- ^ Эрвин Лейзер, Нацистское кино, стр. 29. ISBN 0-02-570230-0
- ^ Эрвин Лейзер, Нацистское кино, стр. 44-45. ISBN 0-02-570230-0
- ^ Jump up to: а б Уэлч 1983 , стр. 110.
- ^ Jump up to: а б Уэлч 1983 , стр. 269.
- ^ Уэлч 1983 , стр. 111.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Уэлч, Дэвид (1983). Пропаганда и немецкое кино: 1933-1945 . ИБ Таурис . ISBN 9781860645204 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Канцог, Клаус, 1994. Особенно ценно с точки зрения государственной политики: справочник по 30 немецким художественным фильмам с 1934 по 1945 годы . Мюнхен: красивый и одинокий. ISBN 3-926372-05-2
- Триммел, Джеральд, 1998. Возвращение домой: стратегии национал-социалистического фильма . Вена: В. Эйхбауэр Верлаг. ISBN 3-901699-06-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1941 года
- Нацистские пропагандистские фильмы времен Второй мировой войны
- Фильмы нацистской Германии
- Фильмы Густава Уцицкого
- Фильмы, действие которых происходит в 1939 году.
- Фильмы, действие которых происходит в Польше
- Фильмы, снятые на студии Sievering Studios
- Немецкоязычные фильмы 1940-х годов
- Фильмы UFA GmbH
- немецкие драматические фильмы
- Драматические фильмы 1941 года
- Немецкие черно-белые фильмы
- Фильмы о дискриминации
- Антипольские настроения
- Фильмы, написанные Вилли Шмидтом-Гентнером
- Культурная история Польши во время Второй мировой войны.