Действия от 12 мая 1796 г.
Действия от 12 мая 1796 г. | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть французских революционных войн | |||||||
![]() Катер Мэри Энн и HMS Sylph , Томас Уиткомб | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
3 фрегата 1 шлюп |
1 фрегат 3 брига 1 резак | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 убит 3 раненых |
6 убитых 28 раненых 1 фрегат захвачен 2 брига захвачены 1 бриг уничтожен 1 катер уничтожен |
Действия 12 мая 1796 года представляли собой незначительное военно-морское сражение во время Французских войн за независимость между эскадрой Британского Королевского флота фрегатов , фрегатом и четырьмя меньшими кораблями Батавского флота . Британская эскадра накануне была отделена от британского флота Северного моря под командованием адмирала Адама Дункана , который курсировал у стоянки батавского флота в Текселе , в то время как батавская эскадра возвращалась в Нидерланды от норвежского побережья, где она находилась. укрытие после поражения в бою 22 августа 1795 года прошлого года. Когда батавская эскадра приблизилась к побережью Батавии, британская эскадра под командованием капитана Лоуренса Холстеда атаковала.
На своем фрегате HMS Phoenix Холстед смог отрезать батавский фрегат «Арго» от берега и ввести его в бой, вынудив его сдаться всего за 20 минут, когда другие британские корабли приблизились к бою. Остальная часть батавской эскадры рассредоточилась на восток от фрегатов и флота Дункана, преследуемая фрегатом HMS Pegasus и бриг-шлюпом HMS Sylph . После длительной погони «Феникс» поймал катер «Дюк оф Йорк» , «Сильф» захватил бриг «Меркурий» , а «Пегасу» удалось выгнать на берег другие бриги, «Эхо» и «Гир» , где оба считались потерпевшими крушение. Блокада Дункана Текселя сыграла важную роль в установлении британского контроля над Северным морем , а год спустя они одержали решающую победу в битве при Кампердауне .
Фон
[ редактировать ]В феврале 1793 года Французская Республика объявила войну Королевству Великобритании и Голландской республике , втянув обе страны в продолжающиеся Французские революционные войны . Менее чем через два года, зимой 1794–1795 годов, Голландская республика была захвачена французской армией, французская кавалерия атаковала голландский флот по льду, блокировавшем его зимние стоянки, и захватила его в целости и сохранности. Французы реорганизовали страну в государство-сателлит под названием Батавская республика и приказали голландскому флоту действовать в Северном море против британских морских торговых путей. [ 1 ] Британское правительство не сразу объявило войну Батавской республике, но предприняло шаги по захвату голландских судов в британских портах и создало новый флот для борьбы с операциями Батавии в Северном море. Северный морской флот, как его называли, состоял в основном из старых и меньших судов, не считавшихся пригодными для службы во флоте Ла-Манша , и командование этими силами было передано 66-летнему адмиралу Адаму Дункану . [ 2 ]
В августе 1795 года Батавский флот направил эскадру фрегатов для действий против британских торговых путей со Скандинавией , на которых перевозилось большое количество британских военно-морских запасов для снабжения британского флота. Эти торговые пути проходили из Балтийского моря через каналы Каттегат и Скагеррак и через Северное море, и, следовательно, батавская эскадра крейсировала в устье Каттегата у южного побережья нейтральной , контролируемой Данией Норвегии . [ 3 ] Чтобы противодействовать этой батавской операции, Дункан послал эскадру британских фрегатов Северного морского флота под командованием капитана Джеймса Алмса с приказом перехватить и уничтожить батавские корабли. 22 августа силы Алмса обнаружили батавскую эскадру недалеко от норвежской гавани Эйгеройя . [ 4 ] Милостыня приблизилась к батавским силам в попытке отрезать их от суши, но смогла перехватить только батавский фрегат «Аллианте» своим кораблем HMS Stag , вынудив батавское судно сдаться в коротком бою . Хотя остальная часть его эскадры вступила в перестрелку с батавскими кораблями, повредив фрегат «Арго» , силы Милостыни не смогли предотвратить их бегство в Эйгеройю. [ 3 ]
Остальную часть года «Арго» действовал у норвежского побережья, не имея возможности совершать какие-либо значительные круизы из-за внимания британских военных кораблей, действующих в этом регионе. К маю 1796 года флот Дункана уже активно курсировал против батавского флота, командуя блокирующими силами из девяти линейных кораблей и множества более мелких судов в море у Текселя , основной якорной стоянки батавского флота. [ 5 ] Дункан также обеспечил сохранение блокады батавских судов в норвежских портах: 28-пушечный фрегат HMS Pegasus под командованием капитана Росса Доннелли и бриг-шлюп HMS Sylph под командованием командира Джона Чемберса Уайта были отправлены для патрулирования вод у Линдеснеса . [ 6 ] В начале мая батавские власти приказали Арго фрегат отплыл из норвежского порта Флеккерёй вернуться во флот в Текселе, и 11 мая «Эхо» с тремя батавскими бригами: 18-пушечным «Меркурием» , 16-пушечным и 16-пушечным « Гиром ». 14–пушки. [ 6 ]
Отход батавской эскадры был замечен небольшим блокирующим отрядом Доннелли, который следил за батавскими кораблями, когда они проходили на юг вдоль побережья Ютландии , потеряв их из виду в 22:00 11 мая. Доннелли правильно угадал пункт назначения батавских сил и приказал Сильфу разделиться, и два корабля следовали разными курсами, поручив Уайту проследовать к блокадующему флоту Дункана и встретиться там с Доннелли, если он не сможет заново обнаружить батавскую эскадру в пути . [ 6 ] Пегас и Сильфида встретились друг с другом незадолго до 05:00 12 мая недалеко от флота Дункана к югу от Текселя, но так и не обнаружили батавскую эскадру. Арго и ее спутники ночью подплыли к датскому и немецкому побережью, захватив попутно британский катер « Дюк оф Йорк» , следовавший из Ярмута в Гамбург . На рассвете 12 мая батавские корабли направились на юго-запад к якорной стоянке Тексель у побережья Батавии. [ 6 ]
Боевой
[ редактировать ]Услышав доклад Доннелли, Дункан немедленно отправил небольшую эскадру в устье Текселя, чтобы дождаться прибытия батавской эскадры. Командование этой эскадрой было передано капитану Лоуренсу Холстеду на 36-пушечном фрегате HMS Phoenix в сопровождении Pegasus , Sylph и 50-пушечного четвертого ранга HMS Leopard . Эскадра отделилась в 05:00, и почти сразу же на юго-востоке была замечена батавская эскадра, направлявшаяся к входу в Тексель, лавируя против северо-западного ветра. Силы Холстеда не были едиными: Пегас и Сильфида далеко опережали Феникс и Леопард , и британский командующий решил намеренно отделить свои силы, причем более быстрые Пегас и Сильфида преследовали бриги под командованием Доннелли, а тыловые силы Холстеда атаковали фрегат Арго . Основной флот Дункана, находившийся на некотором расстоянии позади Холстеда, также заметил батавскую эскадру и присоединился к преследованию. [ 5 ]
Батавский капитан, обнаружив, что на него надвигаются такие большие силы, приказал бригам и катеру отделиться от фрегата, повернувшись по ветру, пытаясь уйти, а Доннелли следовал за ним. Он также отвернул Арго от преследующего Феникса , но не смог решить, сражаться или бежать, и в результате несколько раз менял курс. [ 7 ] Это неизбежно замедлило его корабль, и в 08:15 Феникс смог подойти к нему, воспользовавшись преимуществом метеоуказателя . Холстед произвел выстрел в нос батавского корабля в качестве предупреждения о необходимости сдаться перед столь превосходящими силами противника, но батавский капитан отказался и открыл огонь по британскому фрегату. Хотя «Арго» прилагал напряженные усилия, чтобы спастись во время перестрелки, корабль Холстеда был одновременно более точным и эффективным, установив 36 18-фунтовых пушек и 8 32-фунтовых карронад на 12-фунтовую главную батарею батавского фрегата, дополненную несколькими пушками батавского фрегата. более низкие калибры. Всего за 20 минут «Феникс» порвал большую часть такелажа, парусов и мачт «Арго » и нанес тяжелые потери: восемь убитых и 28 раненых. Когда его корабль был поврежден, флот Дункана был в поле зрения и Леопард недалеко от Феникса , батавский капитан сдался в 08:35, позволив Холстеду завладеть своим судном. [ 5 ]
к Фениксу Вскоре после капитуляции Арго присоединился 74-пушечный линейный корабль HMS Powerful под командованием капитана Уильяма О'Брайена Друри , и вместе корабли овладели фрегатом, в то время как преследование остальной части батавской эскадры продолжалось. [ 6 ] В 10:00 два брига повернули к побережью Батавии в поисках убежища, а два ведущих британских корабля, «Пегас» и 50-пушечный HMS Leander под командованием капитана Мориса Дельгарно, бросились в погоню. Доннелли попытался вставить свои корабли между бригами и берегом, но обнаружил, что это настолько замедлило бы его суда, что у батавских бригов появилась бы возможность уйти. Поэтому он продолжал преследование и наблюдал, как батавские корабли «Гир» и «Эхо» высадились на берег в батавской деревне Босх . Подойдя как можно ближе к береговой линии, Дельгарно отделил катера, чтобы исследовать состояние севших на мель кораблей, установив, что один из них был поврежден и не подлежал ремонту, в то время как другой, первоначально посаженный на мель, был сброшен с мелководья в более глубокую воду на берегу. дальняя сторона. В своем отчете о боевых действиях Дункан предположил, что шторм, охвативший этот район на следующий день после боевых действий, вероятно, отбросил бриг обратно на мелководье и уничтожил его. [ 6 ]
Последние выжившие из батавской эскадры были преследованы вдоль побережья более быстрыми силами британского флота, а Сильф ремонтировал 16-пушечный «Меркурий» , вынудив его сдаться незадолго до 11:00. Батавский капитан выбросил за борт 14 пушек, пытаясь облегчить свой корабль и позволить ему уйти от преследования британцев, но безуспешно. » Холстеда Позже в тот же день « Феникс смог захватить батавский приз «Герцог Йоркский» , завершив уничтожение всей батавской эскадры. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Холстед привез свои призы обратно в Великобританию, где и «Арго», и «Меркурий» были приобретены для службы Королевским флотом как HMS Janus и HMS Hermes соответственно, поскольку оба батавских названия уже использовались Королевским флотом. [ 8 ] Потери британцев в бою составили один человек убитым и трое ранеными, все они пострадали на Фениксе во время боя с Арго . Помимо потерь в этом бою, о других жертвах, ни среди британцев, ни среди батавцев, не сообщалось. [ 5 ] Это было единственное значимое сражение у побережья Батавии в 1796 году, поскольку силы Дункана удерживали основной батавский флот на якорной стоянке в Текселе. Однако в октябре 1797 года основной батавский флот смог прорваться и совершить рейдовый круиз к английскому побережью. Дункан перехватил флот на его возвращении в Тексель и нанес решающее поражение батавцам 11 октября в битве при Кампердауне . [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Вудман, с. 53
- ^ Гардинер, с. 171
- ^ Перейти обратно: а б Гардинер, с. 183
- ^ Клоуз, с. 493
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс, с. 327
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «№13894» . Лондонская газета . 21 мая 1796 г. с. 491.
- ^ Перейти обратно: а б «№13894» . Лондонская газета . 21 мая 1796 г. с. 492.
- ^ Клоуз, с. 558
- ^ Клоуз, с. 329
Ссылки
[ редактировать ]- Клоуз, Уильям Лэрд (1997) [1900]. Королевский флот, История с древнейших времен до 1900 года, Том IV . Лондон: Издательство Чатем. ISBN 1-86176-013-2 .
- Гардинер, Роберт, изд. (2001) [1996]. Битва флотов и блокада . Кэкстон Издания. ISBN 978-1-84067-363-0 .
- Джеймс, Уильям (2002) [1827]. Военно-морская история Великобритании, Том 1, 1793–1796 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-905-0 .
- Вудман, Ричард (2001). Морские воины . Издательство Констебль. ISBN 1-84119-183-3 .