По желанию
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2021 г. ) |
В музыке и других исполнительских искусствах фраза ad libitum ( / æ d ˈ l ɪ b ɪ t ə m / ; от латинского слова «по своему усмотрению» или «по вашему желанию»), часто сокращается до « ad lib » (как прилагательное существительное или наречие ) или « импровизация » (как глагол или ) , относится к различным формам импровизации .
Примерно синонимичная фраза a bene placito («в соответствии с [своим] удовольствием») встречается реже, но в своей итальянской форме a piacere вошла в музыкальный лингва-франка (см. ниже).
Фраза «на свободе» часто ассоциируется мнемонически (из-за аллитерации слога lib нет родства ), хотя это и не перевод ( между libitum и liber ). Либидо — этимологически более близкий родственный термин, известный в английском языке.
В биологии и питании эта фраза используется для описания кормления без ограничений. [1]
Музыка
[ редактировать ]Как направление в нотах , ad libitum указывает на то, что исполнитель или дирижер обладает одним из множества типов усмотрения в отношении данного отрывка:
- играть отрывок в свободное время, а не в строгом или « метрономном » темпе (практика, известная как рубато, если это прямо не указано композитором);
- импровизировать мелодическую линию, соответствующую общей структуре, заданной письменными нотами или аккордами отрывка;
- опускать инструментальную партию, например несущественный аккомпанемент , на время отрывка; или
- во фразе «repeat ad libitum » — проиграть отрывок произвольное количество раз ( ср. вамп ).
Обратите внимание, что направление a piacere (см. выше) имеет более узкое значение и обычно относится только к первым двум типам усмотрения. Музыка в стиле барокко , в частности, имеет письменное или подразумеваемое ad libitum , причем большинство композиторов намекают на свободу, которой обладают исполнители и дирижеры.
Чтобы узнать о классической музыке и джазе постбарокко, см. Каденцию .
Другое исполнительское искусство
[ редактировать ]«Импровизация» используется для описания отдельных моментов живого театра, когда актер говорит через своего персонажа, используя слова, которых нет в тексте пьесы. Когда все представление основано на спонтанном творчестве, этот процесс называется импровизационным театром .
В кино термин «импровизация» обычно относится к интерполяции незаписанного материала в спектакль, написанный по другому сценарию. Например, в интервью Дастин Хоффман говорит, что он импровизировал ставшую знаменитой фразу: «Я иду сюда! Я иду сюда!» в роли «Ратсо» Риццо в «Полуночном ковбое» (1969). Во время съемок на углу улицы сцену прервал таксист. Хоффман хотел сказать: «Мы снимаем фильм здесь!», но остался в образе, позволив использовать дубль. [2]
Некоторые актеры также известны своими способностями или склонностью к импровизации, например, Питер Фальк из телесериала «Коломбо» . Выступая в роли Коломбо, Фальк импровизировал такими манерами, как рассеянность, шарил по карманам или просил карандаш, и все это в намеренной попытке расстроить своих коллег по сцене и добиться более искренней реакции. [3]
Исполнители живых выступлений, такие как ведущие телевизионных ток-шоу, иногда предоставляют материал, который звучит импровизированно, но на самом деле является сценарием. Они могут нанимать импровизированных авторов для подготовки такого материала. [4]
Ситком HBO « Умерь свой энтузиазм» Сайнфелда Ларри соавтора Дэвида в основном использует ретроскрипт и импровизированный сценарий вместо диалогов по сценарию.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ А., Антонио. «Ад либитум» . DS 414 База знаний о питании жвачных животных . Университет Висконсин-Мэдисон . Проверено 29 ноября 2023 г.
- ^ Онда, Дэвид. «Величайшие моменты из кино без сценария» . Xфинити . Архивировано из оригинала 17 августа 2012 года . Проверено 20 сентября 2012 г.
- ^ Фальк, Питер (24 августа 2007 г.). Просто еще одна вещь . Да Капо Пресс. ISBN 978-0-7867-1939-6 .
- ^ Уилсон, Эрл (15 июля 1951 г.). «Это Эрл, брат» . Милуоки Сентинел . Проверено 12 июня 2015 г.
- Эрлих, Юджин (1985). Мастер, любовник, любовник и многое другое Нью-Йорк: Harper & Row, Издательство. п. 23 . ISBN 9780061812491 .