Ураган Эйркэт
![]() MIKE Force Hurricane Aircat во Вьетнаме
| |
Обзор класса | |
---|---|
Строители | Ураган из стекловолокна |
Операторы | |
В комиссии | 1964–1972 [ 1 ] |
Завершенный | 84+ [ 2 ] [ 3 ] |
Активный | 0 |
Общие характеристики | |
Тип | Аэролодочный патрульный катер |
Смещение | 1150 фунтов (520 кг) |
Длина | 17 футов (5,2 м) |
Луч | 7,25 футов (2,21 м) |
Черновик | 4 дюйма (0,10 м) |
Движение | мощностью 180 л.с. (130 кВт) Lycoming O-360 Авиационный двигатель |
Скорость | 42–65 узлов (48–75 миль в час; 78–120 км / ч) [ 7 ] |
Диапазон | 100 миль (160 км) |
Дополнить | 5–6 зачислено [ 4 ] |
Вооружение | 1 М1919 калибра .30 (7,62 мм) пулемет (носовой) или
1 × M2HB калибра .50 (12,7 мм) пулемет (носовой) Стрелковое оружие экипажа, винтовочные гранаты М31 и/или гранатометы М79. |
Броня | Никто |
Примечания | Технические характеристики относятся к военным самолетам Aircat, используемым армией США, и могут не соответствовать гражданским моделям. [ 5 ] [ 6 ] |
Hurricane Aircat — аэроглиссер, использовавшийся в качестве речного патрульного катера армией США и армией Южного Вьетнама (ARVN) во время войны во Вьетнаме . Он использовался для проведения различных противоповстанческих операций (COIN) и патрулирования в речных и болотистых районах, куда не могли пройти более крупные лодки. [ 7 ]
Фон
[ редактировать ]Повстанцы Вьетконга дельте (ВК), один из главных врагов армии США во Вьетнаме, в значительной степени полагались на моторизованные и гребные сампаны для перемещения войск и припасов по каналам, ручьям, болотам и рекам, которыми изобилует Вьетнам, особенно в реки Меконг. . Лодки, использовавшиеся американскими войсками до появления Aircat в 1964 году, имели гребные винты, которые загрязнялись водными растениями и, таким образом, становились бесполезными. Военные США иногда использовали гребные сампаны, чтобы избежать этой проблемы, хотя эти сампаны имели ту же скорость, что и сампаны ВК, и поэтому не могли эффективно их преследовать и побеждать. Поскольку у американских лодок были проблемы с плаванием в водах дельты Меконга, этот регион быстро стал домом для многих опорных пунктов и логистических баз Вьетконга. [ 8 ]
В 1961 году ВМС США по заказу АРВН доставили во Вьетнам для испытаний аэроглиссеры и водометные лодки, ни один из которых не имеет гребных винтов в воде. Военно-морской флот установил, что аэролодки превосходят водометные и винтовые лодки по всем параметрам, кроме шума, хотя и пришли к выводу, что шум аэролодок делает их неприемлемыми для использования в противоповстанческих операциях. Однако армейский спецназ и другие представители вооруженных сил США и Южного Вьетнама не согласились с этим. [ 8 ]
Разработка и отбор
[ редактировать ]Весной 1964 года советники спецназа США при силах АРВН в Южном Вьетнаме выразили потребность в быстрых лодках с мелкой осадкой. [ 8 ] В ответ командующий Командованием военной помощи во Вьетнаме ( COMUSMACV ) в июне 1964 года заявил об оперативной потребности в лодках с мелкой осадкой, способных перевозить 4-5 военнослужащих, а также обслуживаемом экипажем оружии, которое могло бы преодолевать водные растения и другие препятствия, изобилующие болота и рисовые поля со скоростью не менее 20 миль в час (32 км/ч). [ 8 ] Главнокомандующий Тихоокеанским командованием США ( CINCPAC ) одобрил запрос 19 июня 1964 года и заказал шесть аэроглиссеров у двух коммерческих производителей — компании Hurricane Fiberglass Products Company из Оберндейла, штат Флорида Саскуэханна , и аэропорта Данвилл в Данвилле, штат Пенсильвания . оценить и протестировать их, а затем выбрать победителя. [ 9 ] Аэродромы Susquehanna были совместным предприятием аэропорта Данвилл в Данвилле, принадлежащего Кену Берроузу, и компании Mari-Mar Industries из Порт-Тревортона, штат Пенсильвания . [ 10 ] Оценивались две модели аэроглиссеров: Hurricane Aircat и Susquehanna Skimmer. [ 11 ]
В 1964 году каждый Aircat и Skimmer стоили около 6000 долларов каждый (что эквивалентно примерно 49 000 долларов в 2018 году). [ 12 ]
Армия завершила свои испытания к концу 1965 года. Aircat оказался более долговечным, маневренным и обладал большей способностью преодолевать препятствия, чем Skimmer, хотя Skimmer превзошел Aircat на глубокой воде. [ 13 ] Таким образом, армия решила начать закупку самолетов Aircat в начале 1966 года. [ 14 ]
Дизайн
[ редактировать ]Hurricane Aircat имел прямоугольный корпус длиной 17 футов (5,2 м) и шириной 7,25 футов (2,21 м) . Осадка менялась в зависимости от скорости, но составляла не более четырех дюймов (100 мм). На максимальной скорости Aircat мог набрать всего лишь один дюйм (25 мм) воды. [ 15 ] Корпус был изготовлен из пяти слоев формованного стеклопластика и представлял собой полукатамаран в носовой части и плоскодонный в кормовой части. [ 13 ] Эта уникальная форма корпуса помогла Aircat преодолевать более высокие препятствия. [ 16 ]
Aircat был оснащен 4-цилиндровым авиационным двигателем Lycoming O-360 мощностью 180 лошадиных сил (130 кВт). Двигатель был подключен к воздушному винту диаметром 66 дюймов (1,7 м). [ 17 ] Лопасти гребного винта были сделаны из дерева и имели бронзовые наконечники , что иногда вызывало проблемы, поскольку три гребных винта выходили из строя во время периода оценки, когда дерево сгнило, а бронзовые законцовки отделились под действием центробежной силы . [ 18 ] Рулевое управление осуществлялось с помощью ручки управления двумя воздушными рулями позади гребного винта и кожухом гребного винта. [ 13 ] С учетом экипажа и пассажиров Aircat мог перевозить полезную нагрузку до 2000 фунтов (910 кг). [ 19 ]
Пулемет калибра .30 (7,62 мм) М1919 устанавливался на шкворневой установке в носовой части. [ 20 ] Было обнаружено, что эти орудия имеют точность до 200 ярдов (180 м), что сопоставимо с орудиями некоторых истребителей времен Второй мировой войны. [ 21 ] Некоторые экипажи заменили это орудие на более тяжелый калибра .50 (12,7 мм) M2HB пулемет для увеличения огневой мощи лодки. [ 22 ] : 27 хотя M2HB часто оказывался слишком мощным для этого хлипкого судна. орудия Пока наводчик стрелял, пилоту приходилось тянуть вперед, чтобы компенсировать отдачу , иначе лодку могло снести или даже перевернуть. [ 23 ] 57-мм безоткатное орудие М18 было испытано с самолета Aircat и оказалось непрактичным из-за сильного обратного выстрела . [ 7 ] 106-мм безоткатное орудие М40 «часто» использовалось на аэроглиссерах 7-й бронетанковой эскадрильи 1-й воздушно-кавалерийской дивизии , которая «доказала себя очень ценной». [ 22 ] Использование 106-мм безоткатного орудия на Aircat мало повлияло на аэроглиссер и точность, но возникли проблемы со скоростью и маневренностью (катер не мог развивать максимальную скорость и был не таким маневренным) и боекомплектом (в нем можно было нести только 4 снаряда). катер с орудием пришлось переносить с других Aircats); [ 22 ] 106-мм безоткатное орудие стреляло в сторону, чтобы не подвергать экипаж встречному выстрелу. [ 22 ] : 27 Aircat позволял переносить оружие по «местности, где обычно тяжелое оружие, обслуживаемое экипажем, не могло быть использовано». [ 22 ]
Aircat был оснащен радиостанцией AN/PRC-25 для связи на малом расстоянии. AN/PRC-25 создавал проблемы из-за того, что радио было трудно услышать из-за шума двигателя, а также из-за хрупкости длинных антенн, которые выдерживали удары кустов, деревьев и других препятствий. [ 24 ] Испытания, проведенные 5-й группой спецназа, показали, что проблему шума можно решить, используя радиосвязь со шлемом танкиста CVC. [ 25 ] и что проблема уязвимости антенны может быть решена с помощью автомобильной радиостанции и антенны, такой как AN/VRC-12 или AN/VRC-16 . [ 24 ] : 81 Тем не менее проблемы с радио сохранялись, по крайней мере, на протяжении 1968–69 годов. [ 24 ] : 81 [ 26 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Во время войны во Вьетнаме Hurricane Aircat использовался спецназом США и ARVN для патрулирования и атак в речных и болотистых районах, куда не могли пройти более крупные лодки. [ 7 ] Aircats использовались в основном на территории площадью 15 000 квадратных миль (39 000 км²). 2 ) дельты Меконга и Равнины Тростника, хотя они также видели боевые действия в горах Бай Нуи недалеко от границы с Камбоджей. [ 27 ] Его наиболее важным вкладом в американские военные усилия было то, что он позволил американским зеленым беретам атаковать ранее неприступные базы поддержки Вьетконга (ВК) и опорные пункты в водно-болотных угодьях и болотных лесах. [ 28 ] Aircats неоднократно участвовали в боях, в которых они вступали в бой с силами Вьетконга, захватывали вражеские документы, оружие и боеприпасы, подвергались вражескому обстрелу и несли потери. [ 29 ] : 21–2, 82 Aircat доказал свою эффективность во многих типах миссий: в своих 104 миссиях в 1965 году, включая разведку, фланговую безопасность и нападения, он убил 86 вьетконговцев, уничтожил 26 их лодок и достиг большинства целей миссии. [ 30 ]
Aircats смогли преодолевать препятствия, которые оказались непреодолимыми для других лодок. Aircat мог преодолевать дамбы высотой 2 фута (0,61 м) со скоростью 20 миль в час (32 км/ч). [ 15 ] и было несколько примеров того, как американские войска столкнулись с препятствиями или блокадами на других плавсредствах, таких как Swift Boats и речные патрульные катера , отметили препятствие, а затем вернулись на Aircats и преодолели его. [ 7 ] Эти характеристики сделали Aircat бесценным во время сезона дождей и муссонов , поскольку он мог легко пересекать затопленные рисовые поля и перепрыгивать через дамбы между полями. [ 28 ]
Aircat был очень быстрым по сравнению с другими патрульными катерами, будучи способен развивать скорость до 42 узлов (48 миль в час; 78 км/ч) на глубокой воде и до 65 узлов (75 миль в час; 120 км/ч) на мелководье или рисовых полях. [ 7 ] Его скорость делала его идеальным для разведки, обеспечения фланговой защиты речных десантных катеров и использования силами специального назначения . Скорость и маневренность Aircat были важны для спецназа США, поскольку они могли обогнать и перехитрить большинство вражеских судов. [ 28 ] Таким образом, этот корабль широко использовался спецназом для преследования и нападения на подразделения Вьетконга в затопленных районах дельты Меконга. [ 23 ] Тем не менее, скорость и маневренность Aircat также могут быть недостатком, поскольку экипажи Aircat часто теряют ориентацию без постоянного наблюдения с воздуха. [ 25 ] [ 26 ] : 42 5- я группа спецназа особенно примечательна использованием самолетов Aircat: с начала 1967 года в дельте Меконга эксплуатировалось 84 судна. [ 2 ] Полковник Фрэнсис Дж. Келли, командующий 5-й группой спецназа с июня 1966 по июнь 1967 года и автор книги о спецназе армии США во Вьетнаме, похвалил Aircat за его «скорость и огневую мощь», написав, что, как только тактика будет приспособлена к использованию Чтобы добиться максимального эффекта от Aircat, Aircats позволили «одержать победу над Вьетконгом» и превратили сезон наводнений в тактическое преимущество для вооруженных сил США. [ 31 ]
Использование Aircats, увеличение численности войск и внедрение других тактик позволило 5-й группе спецназа начать бой с ВК и захватить территорию в Дельте, помогая сделать 50% территории и баз CIDG, которые ранее были слишком наводнен вьетконговцами, чтобы войти в него достаточно безопасно для работы. [ 32 ] Это также помогло 5-й группе спецназа провести операции и создать базы CIDG глубоко на территории, ранее находившейся под контролем Вьетконга. [ 32 ] Однако эти успехи не обошлись без потерь: в 1967 году были убиты 55 военнослужащих спецназа и 1654 вьетнамца, а также около 7000 вьетконговцев. [ 32 ] 5-я группа спецназа обнаружила, что Aircats были наиболее эффективны при использовании в общевойсковых операциях с боевыми кораблями , поскольку боевые корабли обнаруживали противника и вступали в бой, в то время как Aircats использовали свою скорость и маневренность, чтобы перекрыть пути отхода. [ 25 ]
Aircat также был ценен для спецназа, поскольку его можно было легко транспортировать вертолетом «Чинук» , что позволяло гибко проводить операции на юге Вьетнама . [ 33 ]
Помимо специального военного применения, самолеты Aircat использовались правительством Южного Вьетнама для перевозки важных чиновников, а также вьетнамской полицией для проверки рыбацких лодок. [ 34 ] [ 35 ]
Размер экипажа сильно различался в зависимости от миссии. Aircat мог нести до 12 самолетов, хотя обычно вмещал не более шести. [ 36 ] Численность экипажа была сокращена в среднем до 5–6 человек в ответ на аварию в декабре 1964 года, когда аэролодка с 11 солдатами АРВН затонула в реке Меконг, утонув пятеро. [ 36 ] Наблюдатели на месте происшествия полагают, что аварии способствовала перегрузка лодки. [ 36 ] Обычными обязанностями экипажа из пяти солдат были один командир/оператор, один пулеметчик, один радист /помощник стрелка и два стрелка . [ 37 ] Аэролодки Aircat на вооружении США и Южного Вьетнама работали в составе шести лодок. [ 36 ] При использовании подразделениями специального назначения Aircat часто действовал с экипажем из трех человек: командир/пилот, наводчик и радист/гренадер. [ 38 ] Стрелковый взвод мог перевозиться на 6–8 лодках. [ 7 ]

Первоначально Aircats могли действовать безнаказанно, поскольку были быстрее и выносливее любых судов противника. Их господство в дельте Меконга побудило Вьетконг разработать специальную тактику борьбы с воздушными лодками и ввести несколько специальных ловушек для борьбы с воздушными лодками, в том числе легкую морскую мину, установленную на конце бамбукового шеста. [ 25 ] [ 39 ] и фортепианная проволока, натянутая между деревянными шестами, на которых удерживались рыболовные ловушки, которые использовались для обезглавливания или ранения водителей и артиллеристов аэроглиссеров. [ 40 ] Изменение тактики VC выявило главную слабость Aircat: корпус из стекловолокна не обеспечивал защиты от артиллерийского огня или шрапнели. [ 41 ] Стандартная оборонительная тактика Aircat заключалась в том, чтобы «избегать решительного боя», то есть уклоняться от огня противника и совершать наступательные действия. [ 42 ] Aircat также был модифицирован для защиты от ловушек из фортепианной проволоки путем приваривания к артустановке большого куска железа, который защищал экипаж Aircat от проволоки. [ 43 ]
В остальном корпус Aircat был прочным: он легко выдерживал обычные повреждения и легко передвигался по пересеченной местности. [ 44 ] Кроме того, он был намного прочнее деревянных сампанов, использовавшихся вражеским Вьетконгом; Aircats использовали таранные с большим успехом атаки против сампанов. В одном бою в ноябре 1965 года, в котором три самолета Aircat сражались со взводом ВК, отправившимся на сампаны в провинции Кьен Туонг , который Армейская концептуальная группа во Вьетнаме (ACTIV) считала «классическим примером успешного применения подразделения аэроглиссеров», на долю таранных атак пришлось около половина потерь ВК и потерь сампана. Ни один вьетконговец не выжил в этой битве. [ 45 ]
Недостатком Aircat был уровень дополнительной подготовки, который требовался от операторов, стрелков и ремонтного персонала. Оказалось, что почти каждый аспект эксплуатации Aircat требует серьезной подготовки. Изучение основ управления Aircat заняло две недели, хотя войскам АРВН часто требовалось больше времени, чтобы достичь желаемого уровня компетентности. [ 46 ] Обучение плаванию в строю и выполнению тактических маневров потребует от военнослужащих АРВН дополнительных трех недель. [ 47 ] Артиллеристы и стрелки также должны были пройти обучение стрельбе по движущимся целям при движении навстречу, вбок и от целей. [ 48 ]
Любое обслуживание двигателей требовало привлечения дефицитных авиамехаников. Как писал ACTIV: «Даже самые элементарные работы по ремонту двигателя требовали внимания квалифицированного механика». [ 49 ] Хотя силы США и Южного Вьетнама имели возможности по ремонту стекловолокна на уровне подразделений, им не хватало возможности выполнять масштабный ремонт электрооборудования или двигателей, который часто требовался, поскольку самолеты Aircat изначально строились с использованием коммерческих готовых компонентов электрических систем и систем привода. это не прижилось в условиях Юго-Восточной Азии. Из шести первоначальных самолетов Aircats один был потерян в результате аварии, а остальным пяти потребовался значительный ремонт двигателей, чтобы оставаться в эксплуатации к 1965 году. [ 50 ]
Еще одним недостатком было то, что Aircats могли быть очень громкими. Высокий уровень шума двигателя и гребного винта мог выдать положение лодок. [ 51 ] Это также затрудняло использование радиооборудования во время движения машины, поскольку экипажам было трудно слышать радио из-за звука двигателя. [ 25 ] [ 47 ] Однако шум Aircat оказался как преимуществом, так и недостатком, поскольку врагам часто было невозможно определить, сколько Aircats приближается к ним или откуда. [ 23 ] особенно если лодки использовались рядом с такими же громкими вертолетами. [ 47 ] Высокий уровень шума также повышал ценность Aircat в психологической войне , и небольшие группы вьетконговцев замирали на месте при атаке Aircat. [ 52 ] Аналогичным образом, полевые испытания, проведенные ротой D 5-й группы специального назначения, в конечном итоге показали, что использование радиостанции AN / PRC-25 и шлема танкиста CVC достаточно снижает шум до такой степени, что радио можно было использовать. [ 25 ] Однако проблемы с шумом сохранялись, по крайней мере, до 1968 года. Полевые исследования, проведенные с 1964 по 1966 год, привели к разработке тактики, которая могла бы минимизировать уровень шума лодок. [ 53 ] Эта тактика в сочетании с низким силуэтом и высокой скоростью лодок позволяла Aircat иногда действовать очень скрытно и подходить для таких операций, как внезапные атаки, высадки специальных операций и разведка. [ 54 ]
В августе 1970 года 5-я группа спецназа сообщила Командованию военной помощи во Вьетнаме, что ее самолеты Aircat являются «лишними». [ 55 ] что указывает на то, что они хотели избавиться от них в ответ на снижение оперативных потребностей, вызванное президента Ричарда Никсона политикой вьетнамизации . [ 56 ] 5-я группа спецназа начала сдавать свои Aircats в декабре 1970 года и завершила передачу своих Aircats Командованию военной помощи, южновьетнамским силам или партиям в континентальной части Соединенных Штатов к марту 1971 года. [ 57 ] Однако некоторые Aircats оставались на вооружении США до 1972 года. [ 1 ] [ 56 ]

Послевоенная служба
[ редактировать ]После службы во Вьетнаме Aircats были переданы либо другим военным, либо для гражданского использования. Начиная с 1969 года армия США начала передавать Aircats Южновьетнамской армии (АРВН). [ 58 ] Американские войска начали обучение военнослужащих ARVN использованию самолетов Aircats вскоре после появления лодки на вооружении в 1964 году, а войска ARVN начали комплектовать экипажи Aircats еще в 1967 году. [ 59 ] [ 60 ] Помимо регулярных войск АРВН, экипажами самолетов Aircat были гражданские нерегулярные формирования. Правительство Южного Вьетнама платило этим нерегулярным формированиям за выполнение противоповстанческих и патрульных миссий вдоль реки Меконг, особенно в дельте Меконга и ее окрестностях. В число этих нерегулярных формирований входили силы Гражданской нерегулярной группы обороны (CIDG) и ополченцы Нунг из Командования мобильных ударных сил (MIKE Force). [ 7 ] Персонал ВМС США, в том числе морские котики , помогал спецназу армии США обучать этих нерегулярных формирований. [ 61 ]
Многие Aircats вернулись в Соединенные Штаты, где они стали широко использоваться гражданскими лицами для отдыха, коммерческой работы и охраны окружающей среды. Aircats использовались отдельными людьми для рыбалки, охоты и личных путешествий, а также компаниями для туров, геофизических исследований и разведки нефти . [ 19 ] борьба с комарами и транспортировка рабочих на нефтяные вышки и строительные площадки в болотистой местности. [ 62 ] Оценить количество военных Aircat, которые в конечном итоге были переданы гражданским лицам, сложно, поскольку Hurricane произвела несколько гражданских версий Aircat наряду с военной моделью. [ 5 ] Всего было построено более 800 самолетов Aircat как военных, так и гражданских моделей. [ 63 ] Некоторые гражданские Aircats используются до сих пор. [ 64 ] [ 65 ]
Aircats широко используются для мониторинга дикой природы, отбора биологических проб и других видов деятельности в болотистых заповедниках. [ 66 ] особенно в национальных заповедниках дикой природы , где они находятся в ведении Службы охраны рыбы и дикой природы США . [ 67 ] Некоторые самолеты Aircat для рыб и дикой природы являются военным излишком. [ 68 ] в то время как другие являются гражданскими моделями, купленными новыми. [ 69 ] Aircats оказались особенно ценными для кольцевания птиц , позволяя исследователям окольцевать больше птиц и их видов, чем это было возможно с помощью ловушек с наживкой или других методов. [ 69 ] хотя громкий шум их двигателей может отпугнуть дикую природу. [ 67 ] : 21–22
Некоторые гражданские Aircats вышли за пределы США, где нашли применение в 28 странах мира. [ 16 ] За пределами США гражданские лица использовали Aircats для перевозки лесорубов в Пакистане , доставки больных людей в миссионерские клиники в Восточном Пакистане (современный Бангладеш ), борьбы с сорняками на Панамском канале , выпаса скота в Венесуэле и перевозки образцов животных в Колумбии . [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]- Армия США эксплуатировала самолеты Aircat с 1964 по 1972 год.
- 5-я группа спецназа [ 29 ]
- 7-я бронетанковая эскадрилья 1-й воздушно-кавалерийской дивизии [ 70 ]
- 9-я пехотная дивизия [ 71 ]
- MIKE Force : различные подразделения MIKE Force эксплуатировали Aircats, начиная с 1966 года; официальная компания Airboat Company, организованная в июне 1968 года. [ 7 ] : 63
- 4-я мобильная ударная группа [ 7 ]
- Многие Aircats были переданы Южно-Вьетнамской армии ( ARVN ) начиная с 1969 года. Aircats эксплуатировались инженерными батальонами дивизий ARVN, а экипажи предоставлялись пехотными батальонами. [ 72 ]
- Кхмерский национальный флот , военно-морские силы Кхмерской Республики (ныне Камбоджа ), эксплуатировали два Aircat с 1967 по 1973 год. Эти Aircats были захвачены у спецназа США Народной армией Вьетнама (PAVN) в сентябре 1967 года. [ 75 ] [ 76 ]
- Южнокорейский спецназ использовал самолеты Aircat во время дислокации во Вьетнаме с сентября 1964 по март 1972 года. [ 77 ] [ 78 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
- ^ Jump up to: а б с Hurricane Fiberglass Products Corp., 1972 , с. 5
- ^ Jump up to: а б Келли 1973 , с. 97
- ^ Аэродромы (Aircats), Канто, Южный Вьетнам (рулон цветной пленки 35 мм). Министерство обороны. Департамент армии. Канцелярия заместителя начальника штаба по оперативной работе. Аудиовизуальный центр армии США. ок. 1974 – 15 мая 1984. 15 ноября 1966. Доступно в Национальном архиве в Колледж-Парке , запись в каталоге здесь: https://catalog.archives.gov/id/30955 .
- ^ Эд Херлихи (рассказчик) (31 января 1967 г.). Универсальный киножурнал Том 40, Выпуск 10 (Кинофильм). МКА/Юниверсал Пикчерс. Идентификатор Национального архива 2051034 . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Hurricane Fiberglass Products Corp., 1972 , с. 15
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , Приложение B.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Роттман, Гордон Л. (20 июля 2013 г.). Мобильные ударные силы во Вьетнаме 1966–70 . Издательство Блумсбери. п. 50. ISBN 978-1-4728-0460-0 .
- ^ Jump up to: а б с д Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , с. 1
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 1–2.
- ^ «Лодки из Пенсильвании отправляются на войну во Вьетнаме» . Прогресс . Клирфилд, Пенсильвания . 17 июля 1965 г. с. 13.
- ^ «Вьетнамские аэролодки — Рецензия на книгу» . ВьетнамГир.com . 13 октября 2008 года . Проверено 11 июля 2018 г.
- ^ Миллс, Берт (декабрь 1964 г.). «Вашингтонские течения» . Моторная лодка . Нью-Йорк: Корпорация Hearst. п. 145 . Проверено 12 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , с. Б-1
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. 26
- ^ Jump up to: а б Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , с. Б-3
- ^ Jump up to: а б Hurricane Fiberglass Products Corp., 1972 , с. 11
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. Я-1
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. Ф-5
- ^ Jump up to: а б «Аэрокотлы для болотных работ» . Мировая нефть . Том. 35. М. Палмер. 1964.
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , Приложение C.
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. 9
- ^ Jump up to: а б с д и Оперативный отчет 7-й бронетанковой эскадрильи 1-й воздушной кавалерии за период, закончившийся 31 января 1969 г. (PDF) (Технический отчет). Департамент армии. Штаб 7-й бронетанковой эскадрильи 1-й воздушной кавалерии. 14 февраля 1969 г. AD501574. Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с Каррико, Джон М. (режиссер, продюсер) (14 сентября 2007 г.). Вьетнамские аэролодки . Браун водные предприятия.
- ^ Jump up to: а б с Оперативный отчет - извлеченные уроки, штаб, 5-й SFG, 1-й полк специального назначения, период, закончившийся 31 июля 1969 г. (PDF) (Технический отчет). Отдел армейского управления генерал-адъютанта. 15 августа 1969 г. AD505845. Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2022 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Оперативный отчет - извлеченные уроки, штаб, 5-й SFG, 1-й полк специального назначения, период, закончившийся 30 апреля 1968 г. (PDF) (Технический отчет). Отдел армейского управления генерал-адъютанта. 15 мая 1968 г. AD392458.
- ^ Jump up to: а б Оперативный отчет штаба 164-й авиационной группы за период, закончившийся 31 октября 1968 г. (PDF) (Технический отчет). Департамент армии. Штаб 164-й авиационной группы. 1 ноября 1968 г. AD848357. Архивировано из оригинала (PDF) 1 июня 2022 года.
- ^ Стэнтон 2008 , стр. 209–222.
- ^ Jump up to: а б с Стэнтон 2008 , с. 211
- ^ Jump up to: а б Оперативный отчет - уроки, извлеченные из 5-й группы спецназа (Abn) за период, закончившийся 31 октября 1969 г. (PDF) (Технический отчет). Департамент армии . 14 ноября 1969 г. AD507791 — через DTIC . [ мертвая ссылка ]
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 15–17.
- ^ Келли 1973 , с. 108
- ^ Jump up to: а б с Келли 1973 , стр. 108–109.
- ^ Стэнтон 2008 , с. 222
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 18–19.
- ^ Стэнтон 2008 , стр. 222–3.
- ^ Jump up to: а б с д Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , с. 8
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 8–9.
- ^ Стэнтон 2008
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 17–18.
- ^ Воллнер 2007 , с. 34
- ^ Воллнер 2007 , с. 68
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. 20
- ^ Воллнер 2007 , с. 35
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. 24
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. 17
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 9–11.
- ^ Jump up to: а б с Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , с. 19
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 9–10.
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. 10
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 22–24.
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. 17, 21.
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. 17, 19–21.
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт 1966 , стр. VII, 20, F-5
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 20–21.
- ^ Келли 1973 , с. 214
- ^ Jump up to: а б Стэнтон, 2008 г. , стр. 315–316.
- ^ Келли 1973 , с. 215
- ^ Jump up to: а б СТОЙКА, 3D BDE, 82D ABN DIVISION (рулон цветной пленки 16 мм). Министерство обороны. Департамент армии. Канцелярия заместителя начальника штаба по оперативной работе. Аудиовизуальный центр армии США. ок. 1974 – 15 мая 1984. 20 октября 1969. Доступно в Национальном архиве в Колледж-Парке , запись в каталоге здесь: https://catalog.archives.gov/id/33275 .
- ^ «Плавучий лагерь» 5-го отряда специального назначения, 1-й группы специального назначения, Миан, провинция Кьенфонг, Южный Вьетнам (рулон цветной пленки 35 мм). Министерство обороны. Департамент армии. Канцелярия заместителя начальника штаба по оперативной работе. Аудиовизуальный центр армии США. ок. 1974 – 15 мая 1984. 10 июля 1967. Доступно в Национальном архиве в Колледж-Парке , запись в каталоге здесь: https://catalog.archives.gov/id/31509 .
- ^ Универсальный киножурнал Том 40, Выпуск 10 (Кинофильм). МКА/Юниверсал Пикчерс. 31 января 1967 года.
- ^ Келли 1973 , с. 162
- ^ Hurricane Fiberglass Products Corp., 1972 , стр. 5–8.
- ^ Hurricane Fiberglass Products Corp. 1972 , с. 23
- ^ «Ураган Эйркэт» . Лодки из США . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ «Аэролодка 1970-х годов — 6900 долларов (Минука)» . Крейглист . 11 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 20 июля 2018 года . Проверено 20 июля 2018 г.
- ^ Ковардин, LM (1969). Безопасность эксплуатации и технического обслуживания катера-урагана с особым упором на ночной отлов птиц (Отчет). Джеймстаун, Северная Дакота : Геологическая служба США, Центр исследования дикой природы Северной прерии . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Фишер, Майк (1993). Годовой описательный отчет (Отчет). Национальный заповедник дикой природы «Грейс-Лейк» . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Крафт, Рольф (1976). Годовой описательный отчет (Отчет). Национальный заповедник дикой природы Фиш-Спрингс . п. 7. Идентификатор национального архива: 25648411 . Проверено 18 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Хойсманн, HW (апрель 2009 г.). «Воспоминания о полете на воздушном судне» (PDF) . Массовая дикая природа . Массачусетский отдел рыболовства и дикой природы (MassWildlife). стр. 29–37 . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ Оперативный отчет - извлеченные уроки, штаб, 7-я бронетанковая эскадрилья, 1-я воздушная кавалерия, период, закончившийся 31 октября 1968 г. (PDF) (Технический отчет). Департамент армии . 26 февраля 1969 г. с. 28. AD500763 – через DTIC . [ мертвая ссылка ]
- ^ Макилхани, Брюс (17 мая 2006 г.). «Из архива S&S: Аэродромы во Вьетнаме, 1968 год» . Звезды и полосы . Проверено 16 сентября 2018 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 7–8.
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. 7–9.
- ^ Энфилд, Берр и Бэджетт, 1966 , стр. A-6–8.
- ^ Кеннет Конбой, Кеннет Боура и Майк Чаппелл. (1989) Война в Камбодже 1970–75 , серия «Люди по оружию» 209, Лондон: Osprey Publishing Ltd. ISBN 0-85045-851-X . стр. 23
- ^ Кеннет Конбой, ФАНК: История вооруженных сил Камбоджи, 1970–1975 . (2011). Джакарта: Equinox Publishing (Asia) Pte Ltd. ISBN 9789793780863 . п. 239
- ^ Ураган Эйркат (Мемориальная доска в музее). Ёнсан-дон , Южная Корея: Военный мемориал Кореи . 2013.
- ^ «Страница 8 фотографий Сэма Кроуфорда» . Военный корабль США «Сатир» (AGL-23) . Проверено 8 февраля 2019 г.
Библиография
- Aircat... Круглый год! . Озеро Гамильтон, Флорида: Hurricane Fiberglass Products Corp., май 1972 г. Архивировано из оригинала 12 июля 2018 г. . Проверено 12 июля 2018 г.
- Энфилд, Сэмюэл; Берр, Р.; Бэджетт Р., ред. (15 апреля 1966 г.). Аэродромы (PDF) (Технический отчет). Сан-Франциско: Концептуальная группа армии во Вьетнаме. Р-1590.0. Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2020 г. – через DTIC .
- Келли, Фрэнсис Дж. (1973). Вьетнамские исследования: Спецназ армии США, 1961–1971 гг. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство армии. ISBN 978-1944961947 . КМЗ Паб 90-23-1 . Проверено 9 августа 2018 г.
- Стэнтон, Шелби Л. (15 июня 2008 г.). Спецназ на войне: иллюстрированная история, Юго-Восточная Азия, 1957–1975 гг . Вояджер Пресс. ISBN 9781610601344 .
- Воллнер, Джеймс Паркер (2007). Бамбуковая стрельба . Блумингтон, Индиана : Xlibris Corporation. ISBN 978-1-4134-5338-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]