Нунг люди
![]() Женщина из Нунга | |
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Вьетнам, Китай | |
![]() | 1,083,298 (2019) [1] |
![]() | неизвестный |
Языки | |
Нунг , вьетнамский , китайский | |
Религия | |
Народная религия Нунг, [2] Мойизм | |
Родственные этнические группы | |
Чжуанцы и тайцы |
Нунг , ( произносится как нунг [nuːŋ] ) — этническая группа, говорящая на центральном тайском языке проживающая в основном на северо-востоке Вьетнама и юго-западе Гуанси . Нунг иногда называют себя Тхо, что буквально означает «автохтонный» (коренной или уроженец этой земли). Их этноним часто смешивают с этнонимом тай как Тай-Нунг. Согласно переписи населения Вьетнама, население Нунг насчитывало около 856 412 человек к 1999 году, 968 800 к 2009 году и 1 083 298 к 2019 году. Это третья по величине группа, говорящая на тайском языке, которой предшествуют тай и тайцы ( черный тай , белый тай и группы Красного Тай ) и шестое место среди групп национальных меньшинств.
Они тесно связаны с Тай и Чжуан . В Китае нунг вместе с тай относятся к народу чжуан.
Подразделения
[ редактировать ]

Среди нунгов есть несколько подгрупп: Нунг Сюонг, Нунг Гианг, Нунг Ан, Нунг Фан Слин, Нунг Лой, Нунг Чао, Нунг Куи Рин, Нунг Дин, Нунг Инх, Нунг Тунг Слин и т. д.
Многие названия подгрупп Нунг соответствуют географическим регионам родины Нунг. Хоанг Нам (2008:11) перечисляет следующие подгруппы Нунг. [3]
- Нунг Инх : мигрировал из Лонг Ин.
- Нунг Фан Слин : мигрировал из Ван Ченга.
- Нунг Фан Слин проиграл
- Нунг Фан Слинх почувствовал себя плохо
- Нунг Ан : мигрировал из Ан Цзе.
- Нунг Дин
- Нунг Лой : мигрировал из Ся Лей.
- Нунг Тунг Слин : мигрировал из Цун Шаня.
- Нунг Куи Рин : мигрировал из Гуй Шуна.
- Нунг Чао : мигрировал из Лун Чжоу.
Отношения с Чжуан и Тай
[ редактировать ]
Народы Чжуан , Нунг и Тай представляют собой группу народов Тай с очень похожими обычаями и одеждой, известных как народы Рау . В Китае чжуаны сегодня являются крупнейшим неханьским китайским меньшинством с населением около 14,5 миллионов человек только в провинции Гуанси . Во Вьетнаме по состоянию на 1999 год проживало 933 653 человека нунг и 1 574 822 человека тай. [4] Недавно тай и нунг стали называть объединенным меньшинством тай-нунг. [5] Однако эти этнонимы являются недавним явлением и не существовали до современности. По словам Кейта Тейлора, вьетнамские термины представляли собой «категории французских колониальных знаний», используемые для различения горцев от жителей равнин. Этнический чжуан был продуктом «проекта этнической идентификации», проводившегося в Китае в 1950-х годах. [6]
Многие исследователи тайских народов считают чжуан и нунг по сути одним и тем же народом, единой этнической группой. [7] В начале XI века этническая идентичность и границы были более подвижными, чем на современной китайско-вьетнамской границе. Чжуанский лидер Нонг Чжигао потерпел поражение в 1055 году от династии Сун . Если бы он победил, возможно, он основал бы государство под названием своего клана Нонг. Вместо этого его людей в Китае продолжали называть Чжуан, что на их родном языке означает «пещера», а во Вьетнаме их стали называть Нунг. [8] Однако этническая группа большинства, а теперь и крупнейшее меньшинство, была и остается той же самой: чжуан/нунг, общая численность которых превышает 15 миллионов человек. Просто в Китае и Вьетнаме их узнают под разными именами. [9] Нонг Чжигао (В. Нунг Три Цао) иногда считался во Вьетнаме уроженцем Вьетнама, но это связано с антагонизмом с современным Китаем, тогда как в прежние времена вьетнамцы иногда считали его в первую очередь китайцем. [10]
Нунг ( Нонг в транскрипции пиньинь, как упоминалось выше) были ветвью проточжуанских народов, имевших политические отношения с Нань Чжао и его преемником Дали. Язык и культура нонгов такие же, как у чжуанов, и только историческая случайность не позволяет нам упростить это описание, называя их просто «чжуанами». Людей, которых сегодня в Китае называли бы чжуанами из-за их языка и культуры, но которые живут на территории Вьетнама, обозначают несколькими разными терминами, включая нунг, то/тай, тайцы и, возможно, другие. [11]
— Джеффри Барлоу
Как и Нунг, Тай (первоначально Тхо) были бы классифицированы как Чжуан, если бы они жили в Китае. Однако, в отличие от нунгов, тайцы считаются наиболее вьетнамизированными из всех тайских народов Вьетнама и имеют черные зубы, как и вьетнамцы. Тай и Нунг часто вступали в брак, хотя Тай, похоже, пользовались большим уважением. [11]
История
[ редактировать ]Восстание Нунга
[ редактировать ]Во время ранней династии Сун клан Хуан остался ответственным за реки Ю и Цзо . [12] Вэй поселились на границе Сун и Вьетнама. [13] Однако мощь клана Нонг возросла и начала нарушать господство Хуана. К началу периода Сун они правили территорией, известной как Темо, которая простиралась от современных Вэньшань-Чжуан и автономной префектуры Мяо на западе до Цзинси на востоке и Гуанъюаньчжоу (Куанг Нгуен, ныне Цао Бонг) . провинция [14] ) на юге. [15] Император Тайцзун Сун (годы правления 976–997) оказал особые милости лидерам Нонг, признав, что они сменили Хуан в районе реки Цзо. [16]
Клан Гуанъюань Чжоу Мань-варвар Нонг пришел с юго-запада... Юнчжоу и владел там районами. Местность представляла собой крутые горы и недоступные долины; он производил золото и киноварь. Там жило довольно много людей. Они носили длинные волосы и застегивали одежду слева. Они любили сражаться и бороться и легкомысленно относились к смерти. Раньше лидерами были кланы Вэй, Хуан, Чжоу и Нонг, которые постоянно враждовали и грабили друг друга... Клан Хуан предложил клятвы, и были созданы 13 округов Бу и 29 мань-варварских округов Чжоу. [17]
Первым членом клана Нонг, получившим официальное признание, был Нонг Минфу . Неизвестно, когда он родился, но в мемориале начала 977 года говорится, что «мирный и щедрый» лидер Нонг Минфу из Гуанъюаньчжоу утвердился в десяти соседних деревнях при поддержке Южного Хань (907-971). Минфу поддержал Дуань Сипина (годы правления 937–944) из Королевства Дали и был награжден титулами. Дуан наградил другого лидера в Темо титулом букси . [16] титулы «министра труда» ( сигун ) и «великого мастера великолепного счастья, несущего золотой карман с пурпурной отделкой» ( цзиньцзы гуанлу дайфу Песня даровала Минфу ). Эти титулы были переданы сыну Минфу, Нонг Цюаньфу ( чжуан : Nungz Cienzfuk , вьетнамский : Nùng Tồn Phúc ). Ему также были предоставлены дополнительные полномочия Данъючжоу (современный Цзинси , Гуанси ). Его младший брат Нонг Цюаньлу контролировал Вэньнайчжоу (современный район На Ри ). [12] Такое преференциальное обращение было встречено с гневом в Ди Ко Вьете, который напал на гарнизон Сун в 1004 году после того, как там проводился банкет в честь вождя нонгов. [18]
женщина, известная как А Нонг родилась В 1005 году у известного вождя-воина, принявшего титулы как династии Сун, так и ранней династии Ле , Дои Ко Вьет, . Нонг научилась прясть и ткать у своей матери. В какой-то момент она отделилась от других девушек и научилась шаманскому пути. Она вышла замуж за Нонг Цюаньфу и стала его главным политическим советником. Ее брат Нонг Дангдао унаследовал Улечжоу недалеко от Гуанъюаньчжоу. Она родила Нонг Чжигао в 1025 году. Нонг убедил Цюаньфу убить своего брата, вождя клана Цен , и забрать его земли. Клан Нонг в конечном итоге контролировал 14 главных гротов ( донг ) по сравнению с только 5 у клана Хуан. [19]
В 1035 году Цюаньфу провозгласил основание Королевства долголетия ( Чаншэн Го 長生國) и взял себе возвышенный титул «Светоносный и мудрый император» ( Чжаошэн Хуанди 昭聖皇帝), а А Нонг стала «Просвещенной и добродетельной императрицей» ( Миндэ Хуанхоу (明德皇后). Другой источник сообщает, что он основал Чан Ци Го и назвал себя первым королем Дали Ту Дань Чао . Местный префект Тяньчжоу обратился к Юнчжоу за помощью в подавлении восстания, но местные чиновники, похоже, испугались вмешательства и отказались предложить помощь. [20] В 1039 году император династии Ли Ли Тай Тонг вторгся в недавно основанное королевство, захватил Цюаньфу и четырех других мужчин из клана Нонг и казнил их. [21] Нонг сбежал с 14-летним Чжигао на территорию Сун. [9] [19]
Нунг Три Цао
[ редактировать ]
В 1041 году Нонг Чжигао и его мать захватили Данъючжоу (современный Цзинси , Гуанси ) и поселение в гроте Лэйхуо (современный уезд Дасинь ). [22] Нонг вышла замуж за богатого купца, но Чжигао убил этого человека. Нонг женился в третий раз на Нонг Сяцин, расширив свою территорию дальше в Темо. [23] В 1042 году Чжигао объявил об основании Королевства Великого Наследия ( Дали Го 大歷國, не путать с Королевством Дали 大理). [24] Чи Ко Вьет послал войска и схватил его. Он продержался в плену год, прежде чем был освобожден с почетным званием и получил контроль над Гуанъюань, Лейхуо, Пинъань, Пинпо и Силанг в обмен на долю их природных ресурсов, особенно золота. [25] В 1048 году Чжигао провозгласил другое государство, Королевство Южных Небес ( Наньтянь Го ), и принял титул правления «Благоприятные обстоятельства» ( Цзинжуй ). Он назвал действия вьетнамского суда преступными и заявил, что его территория не будет аннексирована Китаем. [26] Осенью 1049 года войска Чжигао разграбили Юнчжоу. [27] В 1050 году Ди Ко Вьет начал нападение на крепость Чжигао и изгнал его, отправив его бежать на территорию Сун. [28]
Нонг Чжигао обратился к Сун в Юнчжоу за помощью, но ему было отказано в аудиенции, пока он не устроил военную демонстрацию под стенами. Затем он преподнес значительную дань (ручных слонов и куски золота и серебра). [29] и обратился с прошением к императору. Префект Юнчжоу Чэнь Гун так и не передал ходатайство в суд. Однако, когда дань дошла до суда, финансовый комиссар Сяо Гу заявил императору, что Чжигао следует предоставить титул. Суд Сун отказался, поскольку считал, что служба Чжигао является правом Đại Cồ Việt. Военный командир Юань Юнь был отправлен атаковать Чжигао, но вместо этого он хотел предложить Чжигао защиту и вернулся в столицу с данью, выступая за изменение политики. [30]
Последователи Чжигао открыли магазин и благодаря минеральным богатствам его владений установили тесные связи с китайскими торговцами, в том числе с обладателями степеней цзиньши Хуан Вэем и Хуан Шифу. Он также завербовал других членов клана Нонг, таких как Нонг Чжичжун и Нонг Цзяньхоу. [31] Под влиянием Хуан Вэя и А Нонга Чжигао решил провозгласить независимость. В 1052 году Чжигао провозгласил создание Королевства Великого Юга ( Данан Го ). [32] и пожаловал себе титул Милосердного и Доброго Императора ( Жэньхуэй Хуанди ). Весной 1052 года Чжигао приказал сжечь подконтрольные ему деревни и повел 5000 подданных на путь в Гуанчжоу . К лету он взял Юнчжоу и достиг Гуанчжоу, где его 50-тысячная армия увязла в длительной осаде. Несмотря на то, что Гуанчжоу был отрезан от воды, город был хорошо снабжен продовольствием, и защитники сопротивлялись арбалетной обороне. Окружной судья Сяо Чжу предотвратил нападение с воды на Гуанчжоу, поджег их корабли. [33] Через 57 дней Чжигао был вынужден отступить, поскольку прибыло новое подкрепление Сун. Он устоял в Юнчжоу, победив пять посланных против него командиров Сун. Сун призвала ветерана войн Сун-Ся Ди Цина принять на себя командование антиповстанческими силами. Он собрал 31 000 человек и 32 генерала, включая конницу племени Фаньлуо с северо-запада, которая «могла подниматься и спускаться с гор, как будто идя по ровной земле». [34] Ли Тай Тонг также предложил отправить 20 000 солдат, но это предложение было отклонено из-за опасений, что войска после этого не уйдут. [34]
Что касается всего имущества, которое вы накопили при жизни, то оно сегодня уничтожено небесным огнем. Вам не на что жить, и вас действительно считают бедным! Вы должны захватить Юнчжоу и захватить Гуанчжоу, где я стану его правителем. Если ты этого не сделаешь, ты обязательно умрешь». [31]
Один генерал, Чэнь Шу, рано атаковал силами 8000 человек и потерпел поражение от сил Чжуана. Ди Цин казнил его и 31 офицера. Затем он двинул свои войска под покровом ночи и заблокировал перевал Куньлунь к востоку от Юнчжоу. Чжигао атаковал войска Сун в начале 1054 года. Чжуаны носили яркую малиновую форму и сражались отрядами по три человека, вооруженными длинными щитами, которые продвигались «как огонь». [35] Один мужчина нес щит, а двое других метали бамбуковые дротики с металлическими наконечниками. [36] На начальных этапах боя один командир Сун был убит, и армия Сун на мгновение была вынуждена отступить. Во втором бою силы Чжуана не смогли противостоять атакам пехоты Сун. Пехота Сун рубила щиты Чжуана тяжелыми мечами и топорами, в то время как кавалерия Фаньло атаковала их фланги, разрывая их ряды. Чжуаны бежали, потеряв 5341 человека. [35] [34] Ди Цин вернул Юнчжоу и казнил держателя цзиньши Хуана, двоих членов семьи Чжигао и 57 чиновников. Чжигао и его оставшаяся семья бежали, чтобы обратиться за помощью к кланам Чжуан, но его не очень любили, и вождь Хуан Хуан Шулин отказался помочь ему. Он также запросил помощи у вьетнамского суда, который послал военачальника племени Вы Нхо на помощь повстанцам. [37] А Нонг и ее сын Нонг Чжигуан, а также сыновья Чжигао Нонг Цзифэн и Нонг Цзицзун были пойманы в Темо в Юньнани силами Чжуана, объединившимися с Сун. Они были казнены. [37] Чжигао не удалось собрать больше войск в Дали. [38]
По официальным данным, Нонг Чжигао был казнен правителем Дали, а его голова передана властям Сун. Однако популярные источники утверждают, что он бежал дальше на юг, в современный северный Таиланд , где его потомки процветают и по сей день. [28] Чжуаны из Вэньшаня Чжуан и автономной префектуры Мяо идентифицируют себя как выжившие в повстанческом движении Чжигао, а другие группы в городах Дали , Сишуанбана и северном Таиланде утверждают, что произошли от Чжигао. Во многих песнях Чжуана он упоминается как «Король Нонг». [39]
Миграция
[ редактировать ]После поражения Нонг Три Као многие повстанцы Нунг бежали во Вьетнам, сосредоточившись вокруг провинций Као Бонг и Лонг Сон и стали известны как Нунг. Барлоу (2005) предполагает, что многие из первых повстанцев XI века, бежавших во Вьетнам, были поглощены родственными народами тай этого региона. [40]
С окончанием войны Сун и Дивьет в 1078 году нунг к северу от границы стал более китайизированным, согласившись на большую интеграцию в данную систему Китая, в то время как говорящие на тайском языке люди к югу от границы в Дивьете остались в роли покровителя-клиента. отношения с вьетнамским судом. Эти говорящие на тайском языке общины жили в горных районах Вьет-Бока , и большая часть их взаимодействия с вьетнамами осуществлялась через торговцев Как Лай, Кинь (вьетнамские), которые получили государственные лицензии на торговлю на возвышенностях в обмен на дань двору. В отличие от Китая, ассимиляция с обществом в целом не была необходимой. Вьетнамский суд управлял приграничным регионом, используя систему, похожую на китайскую систему Туси, известную как thổ ty. Три чиновника, управлявшие границей, занимали наследственные должности и передавали свое положение из поколения в поколение. Они были де-факто правителями и обладали абсолютной властью на своих территориях. Они отдали дань уважения властям Китая и Вьетнама. Еще в XIX веке имперское присутствие не было гарантировано. Централизованное расширение и утверждение власти со стороны Династия Нгуен в этих областях часто встречала ожесточенное сопротивление местных жителей. [41] Однако, в отличие от китайцев, вьетнамцы предлагали принцессам, чтобы укрепить свою преданность. [36] Несмотря на это, большинство общин Нунг имели самоуправление еще в 1953 году, когда Вьетминь захватил регион ВьетБок. [42]
Как самый сильный из них, Нунг Три Цао (К. Нонг Чжигао) и члены его семьи были обожествлены этими общинами. После восстания Лам Сона , положившего конец оккупации Мин , вьетнамский правитель Ле Лоу заручился поддержкой приграничных общин, признав множество местных божеств. Предполагается, что храм Нунг Три Цао, Великого короля храма Ку Сам, был построен на западной окраине Као Бонг в связи с подавлением повстанческих сил силами Ле в 1431 году. [43] Поклонение Нунг Три Цао было широко распространено в 19 веке. В 1897 году сообщалось, что местные лидеры совместно с кланом Нунг организовали реконструкцию храма Ком Сам. В десятый день первого лунного месяца вокруг храма устраивался праздник. Судя по всему, «ханьцы» из династии Цин наводнили регион во время фестиваля, так что Куанг Нгуен «напоминал не что иное, как другой регион Китая». [44] Другой фестиваль, посвященный торговле, проводился вокруг храма в третьем лунном месяце во время Тхань Миня ( Фестиваль Цинмин ). [44]
Нонг, хотя и не имел такого лидера, как Нунг Три Цао , восстал в 1352, 1430, 1434 годах. [40]
В 16 веке жуаны из Гуанси и, возможно, с юго-востока Юньнани начали мигрировать во Вьетнам. Это движение было ускорено циклом бедствий и политических событий XVII века, которые привели в регион большее число китайских иммигрантов, таких как падение династии Мин, восстание У Санги, цинская оккупация и мусульманские восстания в Китае. Юньнань. Эта миграция была мирной и происходила семья за семьей. Позже французские администраторы в ходе своих этнографических исследований выявили ряд кланов Нунг. Они включили китайские топонимы в названия своих кланов и указали место своего происхождения в Китае, например, клан «Нунг Инх» из Лун Ина на юго-западе Гуанси. Другие имена также отражали места, откуда они прибыли, указывая на то, что они были в основном из приграничного района на юго-западе Гуанси. Нонг становилось все более многочисленными в регионе и расселились по длинному участку северной границы Вьетнама от Ланг Сон — Цао Бангу . [40] Династия Мак , вьетнамская династия, правившая северо-восточными горами Вьетнама, получила выгоду от миграции, поскольку они смогли привлечь рабочую силу Нунг для своих собственных сил. [40]
В 1833 году Нонг Ван Ван , вождь племени Нунг, возглавил восстание против вьетнамского правления. Он быстро взял под свой контроль провинции Као Банг , Туен Куанг , Тхай Нгуен и Ланг Шон , стремясь создать отдельное государство Тай-Нунг в северном регионе Вьетнама. Его восстание было в конечном итоге подавлено династией Нгуен в 1835 году. [45] В 1860-х годах Нунг встал на сторону Сиунга (Сюн), самопровозглашенного короля хмонгов . Армии Сиунга украли золото из буддийских храмов и захватили большие участки земли у других людей. [46]
Период от восстания тайпинов (1850–1864 гг.) до начала двадцатого века был отмечен постоянными волнами иммиграции народов чжуан/нунг из Китая во Вьетнам. Эти волны были результатом продолжительной засухи в Гуанси, которая сделала малозаселенные земли северного Вьетнама привлекательным альтернативным местом обитания. Иммиграционный процесс в целом был мирным, поскольку Нунг покупал землю у владельцев «Тхо». [40] Нунг превосходили то в выращивании влажного риса и преобразовали бедные земли, облегчив последующую миграцию в прилегающие районы. Неоднократные жестокие вторжения в эпоху тайпинов и оккупация Черного флага ускорили отток Тхо, поскольку банды из Китая в основном состояли из чжуанов, которые отдавали предпочтение Нунг за счет Тхо. Оставшиеся Тхо отдалились от вьетнамского правительства, которое не могло обеспечить защиту, и стали клиентами китайцев и нунгов. [40]
Колониализм
[ редактировать ]Доминирование нунг стало настолько явным, что, когда Сунь Ятсен хотел собрать боевиков в регионе, он мог набирать их из деревень нунг, таких как На Сен и На Мо, обе на вьетнамской стороне границы. [40] Французские колонисты увидели в этом преобладании Нунга угрозу и сочли удобным в то время восстановить главенство вьетнамской административной системы в регионе. [40] Французские колонизаторы Тонкинского протектората также видели в нунгах потенциальных сторонников колониального порядка и изображали их как угнетенные меньшинства, пострадавшие под властью Китая и Вьетнама. Согласно военной донесении коменданта Леблона от 1908 года, они «были порабощены и удерживались за выкупом в течение многих долгих столетий, иногда одними, иногда другими; раса [Нунг] стала гибкой и часто способна установить более сильного [ сосед], к которому он инстинктивно обратился бы, французское господство кажется ему мягким и доброжелательным по сравнению с господством аннамитов или китайцев». [44] Во время движения Кон Вонг за восстановление независимости Вьетнама нунг не проявляли особого интереса к поддержке равнинных Кинь Вьетс против французов. [47] Некоторые горные народы поддержали Армию Черного Флага , воевавшую против французов, другие встали на сторону французов. [48]
Однако французы, возможно, имея меньший выбор, были склонны поддерживать То и другие меньшинства, часто не обозначаемые в своих отчетах как «ман» - обычно ссылаясь на Яо - в качестве противовеса против Нунг. [40] Например, в 1908 году, после инцидента, в ходе которого наемные воины Сунь Ятсена убили нескольких французских офицеров, французы предложили награду в восемь долларов за каждую голову, принесенную «Человеком». [40] Награда была выплачена 150 раз. [40]
Когда в 1930 году была основана Коммунистическая партия Индокитая , ее политика предполагала, что горным народам и меньшинствам должна быть предоставлена полная автономия после свержения французского колониального порядка, однако такой политике уделялось мало внимания до 1941 года, когда поддержка со стороны этих сообществ стала стратегической необходимостью. Нунг помогал Хо Ши Мину в его деятельности. В результате антифранцузских действий храмы Нунг Три Цао были разрушены. Французы добились большего успеха с народом Тай Дон вдоль границы с Лаосом , который установил режим, известный как Сип Сонг Чау Тай ( французский: Pays Tai ) под контролем коллаборациониста Део Ван Лонга . [49] [50] Когда в 1946 году разразилась война, группы тайцев, хмонгов и мыонгов на северо-западе встали на сторону французов и выступили против вьетнамцев и даже предоставили батальоны для борьбы с французскими войсками. [50] Но Нонг и Тай поддержали Вьетминь и предоставили вьетнамскому лидеру Хо Ши Мину безопасную базу для его партизанских армий. [51] После победы над французами при Дьенбьенфу в 1954 году Вьетминь попытался завоевать лояльность всех северных этнических меньшинств, создав две автономные зоны, Тайско-Меоскую автономную зону и Вьетбакскую автономную зону соответственно, что позволило ограничить самоуправление внутри страны. «единое многонациональное государство». [50] Во время войны во Вьетнаме многие Нунг сражались на стороне Северо-вьетнамской армии (СВА). [50]
В 1954 году несколько тысяч Нунг Фан Слин приехали в Южный Вьетнам в качестве беженцев и поселились в провинции Ламдонг. [52]
Национализм
[ редактировать ]Во время войны во Вьетнаме деревни Нунг в регионе Вьет-Бук получили очень небольшой ущерб и избежали опустошения горных поселений в Центральном нагорье. Хотя Демократическая Республика Вьетнам контролировала спонсируемую государством миграцию в горные районы, на севере не наблюдалось массового притока кинь вьетов, поэтому этнический баланс вокруг храмов Нунг Три Као оставался довольно стабильным. Однако автономная зона Вьетбак, в которой были наиболее многочисленны нунг и тай, была аннулирована Ле Дууном , и правительство проводило политику насильственной ассимиляции меньшинств во вьетнамскую культуру. Все образование проводилось на вьетнамском языке, традиционные обычаи не поощрялись или были объявлены вне закона, а представители меньшинств были переселены из своих деревень в правительственные поселения. В то же время правительство создало « Новые экономические зоны » вдоль китайской границы и в Центральном нагорье . Часто это означало захват лучших земель для переселения тысяч людей из перенаселенных низменностей. [50] Когда в 1975 году между Вьетнамом и Китаем возникла напряженность, Ханой опасался лояльности нунгов и китайско-вьетнамских жителей . После китайско-вьетнамской войны поддержку Нунг Три Цао можно было рассматривать как антикитайскую, поскольку его в основном считали мятежником против китайской власти. [53] [54] Несмотря на это, в течение 1980-х годов около 250 000 этнических вьетнамцев были расселены в горных районах вдоль китайской границы, что привело к нехватке продовольствия в регионе и большим страданиям. [51] [50]
Пять храмов, посвященных Нунг Три Цао, оставались действующими до 20 века. Все хранители храма Ком Сам носят фамилию Нунг. Хотя для языка нунг была создана латинизированная письменность, прихожане храма предпочитают китайский, похожий на чжуанский в Китае, а иногда и вьетнамский. В 1990-х годах программа «Дой Мой» сместила политику этнических отношений в сторону либерализации и сохранения. Частично это было связано с привлекательностью создания туристических достопримечательностей и получения доходов. Храм Ком Сам был отремонтирован где-то до 2001 года, чтобы придать ему более националистический имидж. Внешние и внутренние колонны храма были ретушированы, а надписи китайскими иероглифами спереди и надписи Куок нгу на стенах были удалены. Ссылки на «короля Нунга», который «высоко поднял знамя, провозглашающее независимость», были заменены цветочными узорами и изображениями лошадей, общими символами, связанными с местными героями. Большая вывеска указывает на храм как на историческую достопримечательность. [55] [51]
Культура
[ редактировать ]
Экономика
[ редактировать ]Когда нунг переселились во Вьетнам из Гуанси в XII и XIII веках, они развили подсечно-огневое земледелие и работали на террасированных склонах холмов, ухаживая за рисовыми полями и используя водяные колеса для орошения. Сегодня нунг занимаются аналогичными формами сельского хозяйства, используя свои сады для выращивания различных овощей, кукурузы, арахиса и фруктов, таких как мандарины, хурма, анис и другие специи, а также бамбук в качестве товарных культур. [56] Материальная культура Нунг аналогична культуре других горцев. Они живут на возвышенности и строят дома из глины на сваях возле рек, чтобы избежать наводнений. Как и Тай, они известны своим серебряным делом , ткачеством , плетением корзин , изготовлением бумаги и вышивкой . Индиго , олицетворяющий верность, является популярным цветом для одежды. Типичные мотивы для вышивки – солнце, цветы и звезды. [57]
Таможня
[ редактировать ]Общество нунг является патрилинейным и сгруппировано в кланы, обозначаемые регионом Китая, из которого они произошли. В прошлом мужчины могли вступать в брак вне клана, но женщины могли вступать в брак только внутри клана, однако в наши дни эта практика пришла в упадок. Мужчины могли иметь несколько жен. [56]
Язык
[ редактировать ]Язык нунг принадлежит к языковой семье тай . [56] Его письменность была разработана примерно в 17 веке. Он близок к чжуанскому языку .
Религия
[ редактировать ]Многие нунги исповедуют местную религию с анимистическими , тотемическими и шаманскими чертами, как и другие этнические группы тай. [2] Кроме того, религиозные практики Нунг находятся под сильным влиянием буддизма и конфуцианства . Нунг поклоняются Куан Ам ( Гуаньинь ) как богине сострадания и доброты. [58]
Местные религиозные службы возглавляет деревенский шаман, который наблюдает за жертвоприношением животных и связью с духовным миром. Духи природы известны как фи в космологии Нунг. Также практикуется поклонение предкам. [58]
Известные люди
[ редактировать ]- Чу Ван Тан , генерал Северного Вьетнама
- Ким Онг , борец Августовской революции 1945 года.
- Нонг Цюаньфу , вождь нунгов
- Нонг Чжигао , вождь нунгов
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Отчет об итогах переписи населения 2019 года» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Нгуен 2009 .
- ^ Хоанг Нам 2008 , с. 11.
- ^ Андерсон 2012 , с. 12.
- ^ Барлоу 1987 , с. 250.
- ^ Нг 2011 , с. 49-50.
- ^ Запад 2008 , с. 914.
- ^ Запад 2008 , с. 915.
- ^ Jump up to: а б «А Нонг (ок. 1005–1055) | Энциклопедия.com» .
- ^ Барлоу 1987 , с. 265.
- ^ Jump up to: а б «Чжуан 07» . mcel.pacificu.edu . Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2012 , с. 76.
- ^ Андерсон 2012 , с. 73.
- ^ Трактаты смотрителя и хранителя Коричного моря: мир природы и материальная культура Китая двенадцатого века . Вашингтонский университет Press. Июнь 2011. ISBN. 9780295802060 .
- ^ Андерсон 2012 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2012 , с. 75.
- ^ Барлоу 1987 , с. 255.
- ^ Андерсон 2012 , с. 86.
- ^ Jump up to: а б Барлоу 1987 , с. 256.
- ^ Андерсон 2012 , с. 68-69.
- ^ Тейлор 2013 , с. 67.
- ^ Андерсон 2012 , с. 88.
- ^ Андерсон 2012 , с. 90.
- ^ Хуан, Сяньфан 黄现璠; Хуан, Цзэнцин 黃增慶; Чжан, Иминь張一民 (1988). Чжуанцзу Туншу Общая история национальности чжуан [ Всеобщая история Чжуана ). ] (на китайском языке Наньнин Ши: Guangxi minzu chubanshe ISBN 7-5363-0422-6 .
- ^ Андерсон 2012 , с. 91-92.
- ^ Андерсон 2012 , с. 93.
- ^ Андерсон 2012 , с. 94.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2012 , с. 7-8.
- ^ Андерсон 2012 , с. 96.
- ^ Андерсон 2012 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2012 , с. 100.
- ^ Chaisingkananont 2014 , с. 97.
- ^ Андерсон 2012 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с Барлоу 1987 , с. 259.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2012 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б «Чжуан 08» . mcel.pacificu.edu . Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 года . Проверено 30 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Андерсон 2012 , с. 112.
- ^ Барлоу 1987 , с. 261.
- ^ Барлоу 1987 , с. 268.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Барлоу 2005 .
- ^ Андерсон 2012 , с. 163-165.
- ^ Андерсон 2012 , с. 171.
- ^ Андерсон 2012 , с. 165-167.
- ^ Jump up to: а б с Андерсон 2012 , с. 167.
- ^ Андерсон 2012 , с. 165.
- ^ «Нунг» (PDF) . Народы Вьетнама . Азиатский урожай США.
- ^ Андерсон 2012 , с. 168.
- ^ Андерсон 2012 , с. 168-170.
- ^ Андерсон 2012 , с. 170-171.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Нунг» . InfoMekong.com . 2013.
- ^ Jump up to: а б с Мой 2012г .
- ^ Wilson & Vy 1976 , p. 11.
- ^ Андерсон 2012 , с. 172-173.
- ^ Гувер 2010 , с. 6.
- ^ Андерсон 2012 , с. 177-178.
- ^ Jump up to: а б с Запад 2008 , с. 603.
- ^ Запад 2008 , с. 603-604.
- ^ Jump up to: а б Запад 2008 , с. 604.
Источники
[ редактировать ]- Барлоу, Джеффри (2005). «Чжуаны: продольное исследование их истории и культуры» . Тихоокеанский университет . Архивировано из оригинала 6 февраля 2007 г.
- Бласт, Роберт (1996). «За пределами австронезийской родины: австрийская гипотеза и ее значение для археологии». В Гуденаф, Уорд Х. (ред.). Доисторическое поселение Тихого океана, Том 86, Часть 5 . Том. 86. Американское философское общество. стр. 117–158. дои : 10.2307/1006623 . ISBN 978-0-871-69865-0 . JSTOR 1006623 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите ) - Браун, Майкл Эдвард; Гангули, Сумит (2003). Борьба за слова: языковая политика и этнические отношения в Азии . МТИ Пресс . ISBN 978-0-262-52333-2 .
- ГСО (июнь 2010 г.). «Перепись населения и жилищного фонда Вьетнама 2009 года: завершенные результаты» . Главное статистическое управление Вьетнама . Проверено 26 ноября 2013 г.
- Хоанг Нам (2008). Этническая группа нунг во Вьетнаме . Ханой: Издательство Gioi.
- Гувер, Дэниел Дж. (2010). Миграция китайцев-вьетнамцев из Вьетнама: семья Труонг . Исторический факультет Университета Бэйлора (Диссертация).
- Джонсон, Эрик К. (сентябрь 2010 г.). «Социолингвистическое введение в центральные тайские языки префектуры Вэньшань, Китай» (PDF) . Отчет об электронном обследовании SIL (2010–027). В сотрудничестве с Мингфу Ван (王明富).
- Минахан, Джеймс Б. (30 августа 2012 г.). Этнические группы Южной Азии и Тихого океана: Энциклопедия . АВС-КЛИО . ISBN 9781598846607 .
- Нгуен, Ти Йен (2009). Народные поверья Тай-Нунг . Ханой: Издательство социальных наук. Вб 47561.
- Уилсон, Нэнси Ф.; Вы, Ти Бе (1976). Sc mahn slú Nohng Fan Slihng = Ngu-vung Nung Phan Slinh = Словарь Nung Fan Slihng: нунг-вьетнамско-английский (PDF) . Летний институт лингвистики.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Джеймс А. (2012) [2007], Логово повстанцев Нунг Три Као: лояльность и идентичность на китайско-вьетнамской границе , University of Washington Press, ISBN 978-0-295-80077-6 .
- ——— (1987), «Чжуанские меньшинства на китайско-вьетнамской границе в период песни», Журнал исследований Юго-Восточной Азии , 18 (2): 250–269, doi : 10.1017/s0022463400020543 , JSTOR 20070970 , S2CID 163042066 .
- Чайсингкананонт, Сомрак (2014). В поисках идентичности Чжуана: культурная политика продвижения культурного фестиваля Булуотуо в Гуанси, Китай (докторская диссертация). Национальный университет Сингапура. hdl : 10635/118867 .
- Нг, Кэндис Шеунг Пуи (2011). «О «сконструированных» идентичностях: диалог о природе идентичности Чжуана». Журнал востоковедения . 44 (1/2): 45–61. JSTOR 44009390 .
- Тейлор, К.В. (2013). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87586-8 .
- Уэст, Барбара А. (2008), Энциклопедия народов Азии и Океании
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Доан, Тьен Туот. Язык тай-нонг в Северном Вьетнаме . [Токио?]: Институт [так в оригинале] изучения языков и культур Азии и Африки, Токийский университет иностранных языков, 1996.